Научная статья на тему 'Формирование практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования'

Формирование практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найда Марина Сергеевна

В статье обсуждается реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании, который предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого использовался функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Найда Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRACTICALLY ORIENTED SKILLS OF A FUTURE EXPERT IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the implementation of the competence approach in secondary vocational education, which involves the definition of the type of a future expert, identification and formulation of the list of the competencies, which they should have. We used the functional analysis of the vocational activity of an expert

Текст научной работы на тему «Формирование практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в системе среднего профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF PRACTICALLY ORIENTED SKILLS OF A FUTURE EXPERT IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

М.С. Найда

M.S. Naida

Среднее профессиональное образование, компетент-ностный подход, образовательные стандарты.

В статье обсуждается реализация компетентностно-го подхода в среднем профессиональном образовании, который предполагает определение типа будущего специалиста, выявление и формулировку перечня компетенций, которыми он должен обладать. Для этого использовался функциональный анализ профессиональной деятельности специалиста.

Secondary vocational education, competence approach, educational standards.

The article discusses the implementation of the competence approach in secondary vocational education, which involves the definition of the type of a future expert, identification and formulation of the list of the competencies, which they should have. We used the functional analysis of the vocational activity of an expert.

Преобразования, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО), связаны с потребностями рынка труда в специалисте, способном применять современные технологии и работать в инновационном режиме. Система среднего профессионального образования, получившая государственный заказ на подготовку практико-ориентированных специалистов среднего звена, призвана обеспечить подготовку квалифицированных кадров для экономики РФ [Адольф, Степанова, 2011, с. 18]. Анализ содержания и направленности программ среднего профессионального образования позволяет сориентировать выпускников системы СПО на запросы регионального рынка труда и показывает следующее:

- рационален переход образовательной системы на обучение по новому федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (ФГОС СПО), который своей целью ставит освоение обучающимися общих и профессиональных компетенций в соответствии с квалификацией;

- необходимость формирования практикоориентированных умений выпускников системы

среднего профессионального образования, обеспечивающих эффективность труда в современных условиях.

В системе профессионального образования имеется большое количество научных работ по проблеме формирования профессиональной компетентности будущего специалиста [Адольф и др., 2013, с. 50-53, Белкин, 2004; Зимняя, 2006].

Следует отметить, что профессиональная деятельность может осуществляться студентами на различных уровнях в зависимости от того, насколько сформированы у них профессиональные способность и готовность к осуществлению этой деятельности. Поскольку логика компетентностного подхода предполагает формирование готовности к применению получаемых знаний и навыков в процессе профессиональной деятельности, то компетенцию можно рассматривать как способность и готовность личности к деятельности [Шкерина, 2012].

Однако организация деятельности, направленной на формирование практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в контексте компетентностного подхода, не была предметом специального исследования, что

препятствует эффективной профессиональной подготовке и актуализации проблемы по формированию его практико-ориентированных умений.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать, разработать условия, обеспечивающие формирование практико-ориентированных умений специалиста по физической культуре и спорту в учреждениях среднего профессионального образования и проверить экспериментальным путем их результативность.

Научная новизна исследования состоит в следующем: выдвинута идея по организации практикоориентированного профессионального обучения в системе СПО, которое призвано обеспечить развитие практико-ориентированных умений и компетенций будущего специалиста по физической культуре и спорту. Данный процесс основывается на разграничении уровня сформированное™ профессиональной компетентности специалиста по физической культуре и спорту СПО и бакалавра ВПО как конкурирующих специалистов в области профессиональной деятельности и создании педагогических условий формирования практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в их единстве и взаимосвязи; организация личностно ориентированного обучения, состоящего в обеспечении эмоционального комфорта и социальной защищенности обучающегося при педагогическом проектировании; повышение учебной мотивации обучающегося за счет формирования положительного отношения к выбранной профессии; обеспечение профессиональной направленности всех видов тренировочных занятий и методов обучения, позволяющих преподавателю реализовать моделирование профессиональной деятельности обучающихся; укрепление социального партнерства, предусматривающего взаимную заинтересованность, организацию деловых контактов и совместный процесс решения поставленных задач по формированию практико-ориентированных умений; создание специальной образовательной среды, ориентированной на создание ресурсного и методического обеспечения, что обогащает представления о профессиональной подготовке специалистов в СПО; обоснована и доказана целесообразность создания педагогических условий формирования практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в их единстве и взаимосвязи за счет разработки пе-

дагогического и методического обеспечения в виде педагогической диагностики сформированное™ данных умений, учебно-производственных заданий практико-ориентированного характера, методических рекомендаций формирования практикоориентированных умений, что способствует результативности данного процесса.

В основу методики легли физические упражнения, развивающие прыгучесть, специальную ловкость, скорость, специальную быстроту, специальную силу, специальную гибкость - систематическое их выполнение в быстром темпе с достаточным отдыхом на каждом занятии. Для развития этих качеств были разработаны комплексы упражнений без предметов и с предметами.

На теоретических занятиях применялся комплекс педагогических условий формирования практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту в процессе его подготовки:

- использование личностно ориентированного подхода в обучении, обеспечивающего эмоциональный комфорт и социальную защищенность учащегося при осуществлении педагогического проектирования;

- повышение учебной мотивации учащегося, формирующее положительное отношение к выбранной профессии;

- осуществление ярко выраженной профессиональной направленности всех видов и методов учебно-воспитательных занятий, позволяющих преподавателю реализовать моделирование профессиональной деятельности учащегося;

- укрепление социального партнерства, предусматривающего взаимную заинтересованность, организацию деловых контактов и совместный процесс решения поставленных задач педагогического проектирования;

- создание специальной образовательной среды, ориентированной на развитие практикоориентированных умений будущего педагога физической культуры и спорта в процессе его подготовки.

Оценка сфомированности практико-ориенти-рованных умений осуществлялась путем изучения разработанных критериев и показателей, адаптированных к нашему исследованию. Знаниевый критерий включает такие показатели, как объем усвоенных знаний, осмысленность усвоенных знаний,

скорость выполнения контрольных заданий. Деятельностный критерий охватывает умение позитивно сотрудничать с окружающими людьми, работать с информацией, разрешать проблемы практикоориентированного характера. Мотивационный критерий включает осознание потребности к будущей профессии; настойчивость в развитии практикопроизводственных умений, интересы и склонности к будущей профессиональной деятельности, позволяющей определить уровень сформированное™ практико-ориентированных умений обучающегося. Для определения уровней развития нами была разработана система критериев, в качестве критериев определения уровня сформированное™ практикоориентированных умений мы выделили следующие: когнитивно-мотивационный, рефлексивно-

креативный, направленно-действенный. Для этого использовались дополнительные диагностические процедуры.

Диагностика определения уровня сформированное™ практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту осуществлялась в три этапа: до реализации методики (низкий уровень); первый промежуточный срез (после основного периода); после реализации методики (сопоставление целей и задач с полученными результатами).

Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент продолжительностью 3 года 9 месяцев.

В начале опытно-экспериментальной работы (2008) были определены одна контрольная и четыре опытно-экспериментальные группы из числа студентов III курса специальности 050141 «Физическая культура». На базе Красноярского и Дивногорского училищ олимпийского резерва были отобраны 5 групп по 10 человек в каждой. В контрольной группе (КГ) применялась традиционная система обучения. В четырех опытно-экспериментальных группах

Динамика уровня сформированное™ практико-

применялись четыре варианта сочетания педагогических условий, по одному в каждой группе. В первой опытно-экспериментальной группе (ОГ1) проверялась действенность всего комплекса педагогических условий. Во второй группе (ОГ2) применялось сочетание 1 и 2 педагогических условий. В ОГЗ применялось сочетание 3 и 4 педагогических условий. В ОГ4-сочетание 1 и 5 педагогических условий. Испытуемые были заранее предупреждены о проведении эксперимента (открытый эксперимент). Им были объяснены задачи и содержание всего исследования. Мы стремились сделать исследуемых активными и сознательными участниками работы. Теоретические занятия в экспериментальных группах проводились по разработанной нами методике.

В начале основного этапа исследования (исходный срез) выявлен невысокий начальный уровень сформированное™ практико-ориентированных умений будущего специалиста по физической культуре и спорту. В своем исследовании мы рассматривали такие практико-ориентированные умения:

- выполнять верхнюю прямую подачу;

- выполнять прием-передачу сверху;

- выполнять прием-передачу снизу;

- выполнять прямой нападающий удар;

- выполнять блокирование.

Затем была организована работа по реализации всех педагогических условий в опытноэкспериментальных группах, Результаты основной опытно-экспериментальной работы показали, что динамика роста уровня сформированное™ практико-ориентированных умений есть у обучающихся и контрольной, и опытно-экспериментальных групп. Однако более положительная динамика сформированное™ практико-ориентированных умений наблюдается у обучающихся опытноэкспериментальной группы ОГ1, в которой применялось сочетание всех педагогических условий в комплексе (табл. 1).

Таблица 1

ориентированных умений (основные данные)

Группа Низкий уровень, % Средний уровень,% Высокий уровень, %

Исх. 1 2 3 Исх. 1 2 3 Исх. 1 2 3

срез сем. сем. сем. срез сем. сем. сем. срез сем. сем. сем.

КГ 62,2 51,1 36,6 7,0 29,8 43,3 59 71,9 - - 7,8 30

on 62,2 7,8 - - 25,9 71,2 49,5 29,9 - 30 49,4 65,8

ОГ2 74,4 40,2 17,2 - 21,0 59,6 61,4 73,6 - - 18,6 24,8

ОГЗ 74,6 49,8 15,6 - 24,8 44,8 68,2 73,6 - - 16,5 24,7

ОГ4 75,2 42,9 8,9 5,9 21,4 52,3 75,8 65,9 - - 16,7 23,4

Это подтверждает то, что реализация в практике обучения разработанных педагогических условий в их единстве и взаимосвязи делает возможным достижение обучающимися среднего и высокого показателей уровня сформированное™ практико-ориентированных умений.

Для качественного доказательства научной обоснованности, объективности и достоверности результатов исследования было принято решение в 2010 г. провести повторную опытно-экспериментальную работу (дублирующий эксперимент). Для этого были сформированы вторая контрольная (КГ(Д)) и четыре опытноэкспериментальных группы (ОГ1(Д), ОГ2(Д), ОГЗ(Д), ОГ4(Д)) из числа обучающихся !!! курса училищ олимпийского резерва, начинающих изучать специальные дисциплины профессиональных модулей. В начале 1 семестра был измерен исходный уровень сформированное™ практико-ориентированных умений. Результаты обработки входного теста и ан-

кетирования показали разный уровень сформированных практико-ориентированных умений. Большинство обучающихся опытно-экспериментальной группы ОГ1(Д) имели низкий уровень по всем показателям. Большинство обучающихся группы КГ(Д) имели средний уровень сформированности практикоориентированных умений. Затем была организована работа по реализации всех педагогических условий в опытно-экспериментальной группе ОГ1(Д) и сочетанию вариантов условий в остальных опытноэкспериментальных группах. В конце дублирующего эксперимента в группе ОГ1(Д) увеличилось количество обучающихся со средним и высоким уровнями сформированных практико-ориентированных умений, в остальных опытно-экспериментальных группах также увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированных практикоориентированных умений (табл. 2). Это подтверждает положительные результаты первоначальной опытно-экспериментальной работы.

Таблица 2

Динамика уровня сформированности практико-ориентированных умений (дублирующие данные)

Группа Низкий уровень, % Средний уровень,% Высокий уровень, %

Исх. 1 2 3 Исх. 1 2 3 Исх. 1 2 3

срез сем. сем. сем. срез сем. сем. сем. срез сем. сем. сем.

КПД) 41,9 25,4 49,3 - 54,7 63 68 80 - 13,1 8,2 34

ОГ1(Д) 59,6 21, 8 - - 40,8 69,9 50,9 53,7 - 6,8 48,9 49,5

ОГ2(Д) 81,8 40 15,9 - 15,6 55,9 63,3 68,9 - 4,9 15,8 36,8

ОГЗ(Д) 76,8 25,5 12,8 - 20,8 66,4 75,1 73 - 8,5 16,8 31,9

ОГ4(Д) 79 28,3 11 - 19 67,3 81,2 76,6 - 5,1 14,9 22,2

На основании данных, полученных в результате основной и дублирующей опытноэкспериментальной работы, подтверждены статистически значимые отличия результатов между контрольными (КГ, КГ(Д)) и экспериментальными (ОГ1, ОГ1(Д)) группами.

В своем исследовании мы оценили уровень сформированности практико-ориентированных

умений испытуемых по 5 основным элементам техники волейболистов: подаче, приему мяча снизу, передаче мяча сверху, прямому нападающему удару и блокированию. Оценка технических нормативов производилась по количеству результативных действий с учетом правильности выполнения из 10. Попытка с нарушением техники не считалась выполненной (табл. 3).

Таблица 3

Уровень сформированности практико-ориентированных умений на начало эксперимента

№ Виды контрольных нормативов Группа Статистические показатели

п/п М+т Р

1 2 3 4 5

1 Верхняя прямая подача Опытно-экспериментальная Контрольная 7,60±0,30 5,72±0,30 р<0,05

2 Прием мяча снизу Опытно-экспериментальная Контрольная 6,26+0,26 4,26+0,17 р<0,01

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5

3 Передача мяча сверху Опытно-экспериментальная Контрольная 8,12+0,26 6,00+0,30 р<0,01

4 Прямой нападающий удар Опытно-экспериментальная Контрольная 5,12+0,23 3,80+0,20 р<0,05

5 Блокирование Опытно-экспериментальная Контрольная 6,42+0,30 4,26+0,30 р<0,05

Сравнительный анализ конечных данных показал преимущество данных экспериментальной группы по сравнению с аналогичными данными контрольной группы. Наблюдаются достоверные различия (р<0,05) в выполнении «верхней прямой подачи», «прямого нападающего удара», «блокирования». В выполнении «передачи снизу», «передачи сверху» существуют достоверные различия в средней степени (р<0,01), где имеет преимущество экспериментальная группа.

В экспериментальной группе по всем данным тестам наблюдаются статистически достоверные изменения (р<0,01). Наряду с воздействием физических упражнений на умения испытуемых, сыграл роль и специально организованный педагогический процесс.

Можно констатировать тот факт, что занятия по инновационной методике - при применении комплекса педагогических условий - оказали наиболее существенное влияние на развитие сформированное™ практико-ориентированных умений по сравнению с контрольной группой.

Выводы

1. Разработана и обоснована методика формирования практико-ориентированных умений в волейболе, важнейшие компоненты, которой:

- гносеологический, включающий базовые знания профессиональных модулей в объеме, необходимом для решения профессиональных задач;

- аксиологический, учитывающий ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, готовность к самообразованию, профессионально важные качества личности;

- праксиологический, представляющий практико-ориентированные умения: гностические, конструктивные, коммуникативные и организаторские; практический профессиональный опыт, позволяющий применить знания профессиональных модулей на практике.

Уровень сформированное™ данных компонентов определяет личностную готовность будущего специалиста по физической культуре и спорту к профессиональной деятельности.

2. Практико-ориентированное направление в профессиональном обучении обеспечивает развитие практико-ориентированных умений и компетенций будущего специалиста по физической культуре и спорту. Практико-ориентированные умения выделяются как гностические, конструктивные, проектировочные, коммуникативные и организаторские,

3. Педагогический процесс, построенный на основе теории учебной деятельности, формирует практико-ориентированные умения на примере волейбола у будущего специалиста по физической культуре и спорту. Результаты педагогического эксперимента показали статистически достоверную динамику тестовых показателей.

Библиографический список

1. Адольф В.А., Найда М.С., Савчук А.Н. Развитие профессионального общения у студентов спор-тивныхспециальностей (на примере волейбола) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 49-53.

2. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики // Инновации в образовании. 2011. № 10. С. 14-25.

3. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. 176 с.

4. Зимняя И.А. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Эйдос: интернет-журнал. 2006. № 4.

5. Шкерина Л.В. Диагностика профессиональных компетенций студентов на основе учебных кейсов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22). С. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.