Научная статья на тему 'Реализация комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности формирования профессиональной компетентности будущего техника'

Реализация комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности формирования профессиональной компетентности будущего техника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ТЕХНИКА / CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE LEVEL OF FUTURE TECHNICIANS' PROFESSIONAL COMPETENCE FORMING / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX REALIZATION FOR PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагаева Светлана Николаевна

В статье раскрывается процесс реализации комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности; рассматриваются критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего техника; анализируются результаты процесса формирования профессиональной компетентности будущего техника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагаева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex Realization for Project Activities Implementation of Future Technicians' Professional Competence Forming

The article deals with the implementation process of pedagogical environmental complex of the project activity; examines the criteria and indicators for assessing the level of future technicians' professional competence forming; analyzes the results of the process of future technicians' professional competence forming.

Текст научной работы на тему «Реализация комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности формирования профессиональной компетентности будущего техника»

УДК 377.5.03 ББК 74.57

Нагаева Светлана Николаевна

соискатель

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Nagaeva Svetlana Nikolaevna Applicant for a Degree Chair of Theory and Methodology of Professional Education Surgut State University Surgut

Реализация комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности формирования профессиональной компетентности будущего техника Pedagogical Environmental Complex Realization for Project Activities Implementation of Future Technicians’ Professional Competence Forming

В статье раскрывается процесс реализации комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности; рассматриваются критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего техника; анализируются результаты процесса формирования профессиональной компетентности будущего техника.

The article deals with the implementation process of pedagogical environmental complex of the project activity; examines the criteria and indicators for assessing the level of future technicians’ professional competence forming; analyzes the results of the process of future technicians’ professional competence forming.

Ключевые слова: комплекс педагогических условий осуществления проектной деятельности, критерии и показатели оценки уровня сформированности профессиональной компетентности будущего техника.

Key words: pedagogical environmental complex realization for project activities, criteria and indicators for assessing the level of future technicians’ professional competence forming.

Для успешного формирования профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью мы определили комплекс педагогических условий. По мнению М.Н. Яковлевой, условия должны отражать не просто внешние обстоятельства по отношению к педагогическому процессу, но и включать в себя внутренние характеристики этого процесса [5]. Педагогические условия, отмечает Л.В. Трубайчук, - это обстоятельства, способствующие достижению или, напротив, тормозящие ее достижения в образовательном процессе [4]. А.Ф. Аменд под педагогическими условиями

понимает совокупность мер учебно-образовательного процесса,

обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучаемого [1].

Эффективность формирования профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью в процессе изучения специальных дисциплин определена следующим комплексом педагогических условий:

- применение личностно-ориентированного подхода в обучении, таким образом, обеспечивается эмоциональный комфорт и социальная защищенность учащегося при осуществлении проектной деятельности;

- повышение учебной мотивации учащегося, необходимой для формирования положительного отношения к выбранной профессии и дающее источник энергии для самостоятельной проектной деятельности и творческой активности;

- осуществление ярко выраженной профессиональной направленности всех видов и методов учебно-воспитательных занятий, позволяющих будущему технику при осуществлении проектной деятельности реализовать моделирование профессиональной деятельности и впоследствии активно включиться в производственный процесс;

- укрепление социального партнерства, предусматривающего взаимную заинтересованность, организацию деловых контактов и совместный процесс решения проектных и исследовательских задач;

- создание специальной образовательной среды, ориентированной на развитие проектных и исследовательских видов деятельности, способствующих формированию профессиональной компетентности выпускника.

В соответствии с темой, гипотезой и задачами нашего исследования мы разработали программу опытно-экспериментальной работы по формированию профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью. Вся работа проводилась в три этапа на базе Нефтеюганского и Пыть-Яхского индустриальных колледжей - филиалов Югорского государственного университета. На первом этапе (подготовительном) определялся уровень формирования профессиональной компетентности

будущего техника, определялся имеющийся уровень сформированности данного качества у учащихся старших курсов, изучающих специальные дисциплины. На втором этапе (основном) апробировался комплекс педагогических условий осуществления проектной деятельности, внедрялись методические разработки, полученные в ходе исследования в работу филиалов Югорского государственного университета. На третьем этапе (заключительном) обрабатывались, анализировались и обобщались результаты исследования.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы проверили эффективность влияния комплекса педагогических условий осуществления проектной деятельности на аксиологический, праксиологический и гносеологический компоненты, определяющие профессиональную компетентность будущего техника.

Для измерения уровня сформированности компонентов профессиональной компетентности, мы выделили определенные критерии и показатели. При определении критериев нами учитывалось то, что критерий -это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки [3]. Показатели - это данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь [2]. Главным критерием выступил уровень сформированности каждого из компонентов профессиональной компетентности.

Гносеологический компонент измерялся гностическим критерием и определялся как система базовых специальных знаний. Учитывается их осмысленность, объем, скорость выполнения контрольных заданий.

Аксиологический компонент измерялся мотивационным критерием и определялся ценностным отношением к профессиональной деятельности. Важным показателем уровня сформированности профессиональной компетентности будущего техника является интерес к будущей профессии, настойчивость в приобретении профессиональных знаний, умений и качеств.

Праксиологический компонент измерялся деятельностным критерием, определялся профессиональными умениями, то есть, наличием умений

самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности.

Для оценки уровней сформированности профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью мы воспользовались стандартной шкалой: низкий (репродуктивный) уровень, средний (эвристический) и высокий (креативный). Высокий уровень является собственно профессиональной компетентностью, а средний и низкий -необходимыми этапами на пути ее достижения. Репродуктивная деятельность при этом связана с деятельностью в типичных условиях, по алгоритму, инструкции. Эвристическая деятельность направлена на решение нетипичных задач в измененных условиях, что требует от специалиста умения самостоятельно дополнять или изменять ранее усвоенный алгоритм. Креативная деятельность определяется высоким уровнем знаний, умений, мотивации деятельности и явно выраженными профессионально важными качествами личности.

В начале опытно-экспериментальной работы мы определили одну контрольную и четыре опытно-экспериментальных групп из числа студентов 3го курса специальности 130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» Нефтеюганского и Пыть-Яхского индустриальных колледжей.

В контрольной группе КГ применялась традиционная система обучения. В четырех опытно-экспериментальных группах применялись четыре варианта сочетания педагогических условий осуществления проектной деятельности, в процессе изучения специальных дисциплин, по одному в каждой группе. В первой опытно-экспериментальной группе ОГ1 проверялась действенность всего комплекса педагогических условий. Во второй группе ОГ2 применялось сочетание 1-го и 2-го педагогических условий (применение личностноориентированного подхода в обучении и повышение учебной мотивации учащихся). В ОГ3 применялось сочетание 3-го и 4-го педагогических условий (осуществление ярко выраженной профессиональной направленности всех видов проектов и укрепление социального партнерства). В ОГ4 - сочетание 1-

го и 5-го педагогических условий (применение личностно-ориентированного подхода в обучении и создание специальной образовательной среды).

При проведении опытно-экспериментальной работы в качестве основных методов исследования мы применили констатирующий и формирующий эксперименты. Результаты констатирующего эксперимента показали невысокий начальный уровень профессиональной компетентности, что обусловлено неэффективностью традиционного подхода к осуществлению формирования профессиональной компетентности будущего техника (см. рисунок 1). Целью формирующего эксперимента являлись создание и проверка эффективности влияния комплекса педагогических условий на формирование профессиональной компетентности будущего техника в процессе изучения специальных дисциплин.

Выбранный нами комплекс методик опытно-экспериментальной работы позволил проследить динамику формирования профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью в процессе реализации совокупности педагогических условий (см. рисунок 2).

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, мы отмечаем, что динамика роста уровня сформированности профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью есть как у контрольной, так и у опытно-экспериментальных групп.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

_1

ш

■ |_

□ о

□ ОГ2

■ ОГ3

Г О

низкии

средним

высокии

Рис. 1. Уровень сформированности профессиональной компетентности будущих техников перед началом изучения специальных дисциплин

100т

80 604020 0

низкиИ средним высоким

Рис. 2. Уровень сформированности профессиональной компетентности будущих техников в конце 3 семестра изучения специальных дисциплин

Однако более заметный рост профессиональной компетентности мы наблюдаем у опытно-экспериментальной группы, в которой применялось сочетание всех педагогических условий осуществления проектной деятельности, что свидетельствует об эффективности выделенных нами педагогических условий.

Мониторинг динамики изменений показателей сформированности профессиональной компетентности проектной деятельностью подтверждает то, что внедрение в практику обучения всей совокупности педагогических условий делает возможным достижение учащимся среднего и высокого показателей уровня формирования профессиональной компетентности (см. табл. № 1).

Табл. № 1

Динамика уровня сформированности профессиональной компетентности будущих техников проектной деятельностью в процессе обучения специальным

дисциплинам

Группа Низкий уровень, % Средний уровень, % Высокий уровень, %

Исх. срез 1 сем. 2 сем. 3 сем. Исх. срез 1 сем. 2 сем. 3 сем. Исх. срез 1 сем. 2 сем. 3 сем.

КГ 73,3 53,3 33,3 6,6 26,7 46,7 60 73,4 - - 6,7 20

ОГ1 73,3 6,7 - - 26,7 73,3 53,3 33,3 - 20 46,7 66,7

ОГ2 77,7 38,8 16,7 - 22,3 62,2 66,6 72,2 - - 16,7 27,8

ОГ3 73,3 53,3 13,3 - 26,7 46,7 73,4 73,3 - - 13,3 26,7

ОГ4 77,2 40,9 9 4,5 22,8 59,1 77,3 68,1 - - 13,7 27,4

□ КГ

□ ОГ1

□ ОГ2 ]ОГ3

□ ОГ4

Таким образом, результаты проведенной нами опытно-

экспериментальной работы показали эффективность выделенных педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего техника проектной деятельностью в процессе изучения специальных дисциплин.

Библиография

1. Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого-экономического образования: Монография / А.Ф. Аменд. - Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та «Факел», 1996. - 152 с.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

3. Советский энциклопедический словарь : под ред. А.М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 1630 с.

4. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. Дом «Восток», 2001. - 81 с.

5. Яковлева, Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов педагогического вуза (на материале педагогики): Дисс. канд. пед. наук / Н.М. Яковлева. -Челябинск, 1977. - 192 с.

Bibliography

1. Amend, A.F. Theory and Practice of Continuous Environmental-and Economic Education: Monograph / A.F. Amend. - Chelyabinsk: "Torch" Publishing House of Chelyabinsk State Ped. Un-ty, 1996. - 152 p.

2. Glossary of Pedagogical Innovations in Education / Comp. by L.V. Trubaychuk. - M.: "East" Publishing House, 2001. - 81 p.

3. Ozhegov, S.I. Dictionary of the Russian Language: 80,000 Words and Phraseological Expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M.: Az, 1996. - 928 p.

4. The Soviet Encyclopedia / Ed. by A.M. Prokhorov. - M.: Soviet Encyclopedia, 1989. -

1630 p.

5. Yakovleva, N.M. Pedagogical University Students’ Research Skills Forming (Based on Pedagogy): Diss. ... Cand. of Ped. / N.M. Yakovlev. - Chelyabinsk, 1977. - 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.