физического, духовного и интеллектуального саморазвития, способов безопасной жизнедеятельности, экологической культуры, норм личной гигиены;
-общекультурные компетенции, формирующие духовнонравственные основы жизни человека;
-коммуникативные компетенции, характеризующие способность устанавливать и поддерживать контакты; проявлять толерантность; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; выслушивать и учитывать мнение других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать публично; адекватно выражать свои мысли.
Важное значение имеют условия, способствующие освоению компетенций. Формирование и развитие компетенций в процессе образования происходит путем вовлечения личности ученика (студента) во взаимодействие с учителем (преподавателем) и сверстниками, а также через взаимоотношения, благоприятные для плодотворного образовательного диалога.
При планировании и организации учебного процесса, а также при оценке его результатов важно обеспечить деятельность, формирующую компетенции, чему должны способствовать информационно-коммуникационная образовательная среда (ИКОС) и организация учебной деятельности в этой среде обучения. При этом, обучаемому может быть предоставлена возможность выбора индивидуальной траектории освоения компетенций, соответствующих его интересам, склонностям и способностям.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что профессиональная компетентность субъекта выступает основой готовности к деятельности в конкретной отрасли, условием его обеспечения творческого характера и личностного развития специалиста. Будущему учителю необходимо осваивать интеллектуальные и иные составляющие компетентности, в частности процедурные моменты, приобретенные в процессе обучения, ключевые компетенции, развитие которых должны поощрять «включения» творческого мышления и продуктивной деятельности.
Библиографический список
1. Богданова, О.Е. Образовательная деятельность как условие реализации компетентностного подхода // Инновации в образовании. -2009. - № 7.
2. Шабанов, А.Г. Компетенционная парадигма в образовании как отражение современной социальной практики // Инновации в образовании. - 2009. - № 9.
Bibliography
1. Bogdanova, O.E. Obrazovateljnaya deyateljnostj kak uslovie realizacii kompetentnostnogo podkhoda // Innovacii v obrazovanii. - 2009. - № 7.
2. Shabanov, A.G. Kompetencionnaya paradigma v obrazovanii kak otrazhenie sovremennoyj socialjnoyj praktiki // Innovacii v obrazovanii. -2009. - № 9.
Статья поступила в редакцию 24.01.13
УДК 377
Vinogradov S.A., Seleshchuk S.I. DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCY OF SPECIALISTS IN EDUCATION PROCESS AT UNIVERSITY. The article deals with the current situation, which requires an increase in not only professional, but also the managerial competence of future specialists in the humanitarian space of physical culture and their readiness to comprehension of its wide value content.
Key words: competence, specialist of physical culture, factor, development, professionally important qualities.
С.А. Виноградов, аспирант ФГБОУ ВРО «УралГУФК», г. Челябинск; С.И. Селещук, аспирант ФГБОУ ВРО
«УралГУФК», г. Челябинск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В статье рассматривается сложившееся положение, которое требует повышения не только профессиональной, но и управленческой компетентности будущих специалистов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания.
Ключевые слова: компетентность, специалист физической культуры, фактор, развитие, профессионально значимые качества.
В настоящее время система высшего профессионального, в том числе физкультурного, образования претерпевает коренные изменения, которые, как никогда ранее, ориентируют специалистов на творчество в профессиональной деятельности. Основная цель современного профессионального образования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда [1, с. 117].
Современная профессиональная деятельность предъявляет особые требования к коммуникативной подготовке специалистов, которая проявляется в умении не только проводить занятия, но и вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обучения, учитывать социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность в сфере общения и организации учебно-соревновательного процесса.
Особые требования предъявляются к профессиональнокоммуникативной подготовке специалистов физкультурного профиля, поскольку эта деятельность в условиях коренной модернизации системы физкультурного образования связана с инновационной деятельностью. Это такие направления как разработка новой концепции физкультурного воспитания, со-
здание обновленной системы методик учебного процесса, переход от монологичных к диалоговым формам проведения занятий, гуманизация и гуманитаризация профессиональной деятельности, необходимость формирования более творческого и критического мышления в условиях современной конкуренции.
Именно такой подход, по мнению М.Н. Яковлевой, должен предвосхитить пути развития физический культуры на ближайшее и более отдаленное будущее [2, с. 45]. Это может быть реализовано при построении теории и методики физической культуры только с опорой на базовые концепции философско-культурологического уровня знания, которые являются для нее методологической основой и выполняют по отношению к ней мировоззренческую и теоретико-познавательную функции.
Выполнение возросших функций специалистов физической культуры связано с развитием коммуникативных умений, способностью работать в ситуации постоянных нововведений. Это касается не только чисто спортивной деятельности, но и коренных изменений в мировоззрении студентов физкультурных вузов. Студентов необходимо готовить к будущей конкурентной деятельности. Для этого и от самих педагогов требуются спо-
собности к профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности.
Однако, как отмечает Е.В. Корочева, современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания [3, с. 17]. Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями и трансляторами ценностей, накопленных в этой сфере культурного развития. Это существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений; отношений на культуру учебного и профессионального труда, отношение к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностное развитие физической культуры.
Сложившееся положение требует разрешения ряда основных противоречий, которые характеризуются: необходимостью повышения уровня образованности студентов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовностью к постижению ее широкого ценностного содержания; деятельной природой активности, присущей студенчеству, и проявлением ее в освоении методов и способов познавательной и практической деятельности в сфере физической культуры; значимостью проявления студентом субъектной позиции в образовательном процессе и использованием личностно развивающих педагогических технологий, обеспечивающих ее становление и проявление; устоявшейся системой подготовки выпускников учреждений физкультурного образования, ориентированной на значительный объем знаниевой компоненты и необходимым переходом к ком-петентностному подходу, позиционирующему личностное развитие специалиста к профессионально-ориентированной коммуникативной деятельности.
В современном учебном процессе, как отмечает О.В. Кривцова, недостаточно развиты условия, направленные на решение задачи по формированию профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности будущих специалистов [4, с. 318]. В частности, в процессе анализа учебных программ, учебников и другой учебно-методической литературы установлено следующее: узкопредметная направленность учебного процесса создает затруднения в формировании качеств личности будущего специалиста в области физкультурного образования; сохраняется ориентация на информационно-знаниевую модель общего профессионального образования; отсутствует технология реализации интегративно-развивающего подхода и оценки результата обучения; наблюдается декларативность преподавания физкультурно-гуманитарных дисциплин, преобладание дисциплинарной архитектоники над дисциплинарной, а также недостаточная адаптированность к требованиям спорта высших достижений, предъявляемым к выпускникам физкультурных вузов, недостаточная практическая направленность целепологания в учебном процессе, недостаточная личностная направленность обучающего процесса, слабая представленность базовых навыков (квалификаций, компетенций), носящих надпрофессиональ-ный, метапрофессиональный характер, несбалансированность с процессами интеграции и усиления междисциплинарности предметов теории и практики физической культуры.
Профессионально-ориентированную коммуникативную компетентность мы рассматриваем как важную составляющую общей компетентности, формирующуюся в процессе развития и саморазвития личности. Хотя коммуникативная компетентность опирается на врожденные способности человека к взаимодействию, она может быть приобретена и развита в рамках обучения. Изученная нами компетентность охватывает формирование знаний предмета физической культуры, установок на профессиональную направленность и жизненных позиций в области физической культуры и реализовывается в профессиональных видах деятельности посредством использования форм и методов обучения, которые подходят к данному виду физкультурной деятельности и отвечают задачам формирования профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности будущего специалиста физической культуры. При организации учебного процесса мы опираемся на принципы гуманистической педагогики, принципы, составляющие сущность компе-тентностного и коммуникативного подходов в обучении (личнос-тно ориентированного общения, ролевой и спортивно-соревновательной организации учебного материала и учебного процесса, коллективного взаимодействия и др.). При этом в основе обучения лежат принципы коммуникативного обучения, сформированные Е.И. Пассовым (принцип речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны), которые, как показал опытно-экспериментальная работа, в полной мере дают представление о коммуникативном подходе и могут считаться критериями оценки сформированно-сти профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности.
В нашем изыскании сделана опора на понимание психологической природы компетентности, являющейся в понимании Дж. Равенса сложным образованием, интегрирующим такие характеристики как интеллект, ценности, способности человека. Следовательно, отношение студентов к профессии, то есть к целям вузовского обучения, наполняется профессиональным смыслом и содержанием в ходе учебной деятельности, которая выступает относительно профессиональных целей обучения в качестве средства их достижения. Эффективность формирования собственно коммуникативной компетентности студентов во многом определяется адекватностью и силой мотивации, а также применением современных методов обучения и профессиональным содержанием курса. Поэтому для оптимизации процесса обучения необходимо учитывать, по мнению С.В. Кривцовой, следующие рекомендации [4, c. 327]. Опираться на компетентностный подход при обучении студентов физкультурных специальностей; обеспечивать контекстность обучения; учитывать положения деятельностного подхода; обеспечивать участие студентов в научных конференциях, семинарах, встречах и дискуссиях со специалистами физической культуры, в научно-исследовательской деятельности; в практической реализации инновационных спортивно-соревновательных проектов; создавать свободную, творческую, демократическую атмосферу на занятиях спортом; обосновывать профессиональную значимость коммуникативной компетентности для специалистов физической культуры; применять активные, в том числе, проблемные методы обучения; деловые и ролевые игры, метод проектов и т.п.; использовать современные формы и методы обучения: коммуникативно-ориентированное, компьютерное обучение; активировать самостоятельность студентов, обеспечить соревновательный характер учебной и спортивно-тренировочной деятельности.
Изучая формирование профессионально-ориентированную коммуникативную компетентность будущего специалиста физической культуры, нами организован в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при Уральском государственном университете физической культуры двухгодичный широкомасштабный эксперимент. Образовательная программа (факультативный спецкурс) «Формирование профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности» в объеме 240 часов реализовывалась в течение учебного года в три этапа с двумя перерывами на практические занятия. Были скомплектованы две группы: экспериментальная и контрольная. Всего в опытной работе участвовали 56 респондентов (специалисты физической культуры).
В нашей методике использованы два типа модульных программ: познавательный и операционный. Содержание модуля зависит от дидактической цели и, если требуется гносеологический (познавательный) подход к информации, то такие модульные программы называют познавательными. При этом модульное структурирование происходит на основе строгого системного анализа понятийного аппарата. Преимуществом модульных программ этого типа является возможность выделить фундаментальные понятия, последовательно и компактно сгруппировать учебный материал курса в отдельные модули, предусмотреть междисциплинарные связи. Однако в указанных модулях программы, как показала опытная работа, меньше уделяется внимания развитию управленческой компетентности обучающихся. Основная цель модульных программ операционного типа, подготовить обучающегося к выполнению определенных профессиональных функций. Поэтому структура модульной программы строится на основе анализа профессиограммы специалиста. Опытная работа показала, что такие программы являются более эффективными для подготовки будущих специалистов учреждений физкультурного образования, так как наряду с развитием умений практической деятельности развивают и его управленческую компетентность. Реализуя образовательную программу, мы опирались на принцип фасилитации. Это человекоцент-рированный подход, выражающийся в глобальном доверии к человеку, постулирующий существующую в каждом человеке актуализирующую тенденцию расти, развиваться, реализовывать свой потенциал [1; 2; 5]. Фасилитация - стимулирование развития сознания людей, их независимости, свободы выбора, а не попытка сделать зависимым от общего мнения. Свобода ни в коем случае не означает вседозволенность и свободу от профессиональных обязанностей. Фасилитация является ключевым понятием недирективной, клиенто- или человекоцентрирован-ной (person-centered) психотерапии, разработанной выдающимся американским психологом, основоположником человекоцен-трированного подхода (person-centered approach) К. Роджерса. Его основные концепты направлены на фасилитацию личност-
Таблица 1
Результаты экспертной оценки уровня сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры опытной и контрольной групп на заключительном этапе формирующего эксперимента
№ Управленческие умения Экспертные оценки сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности
Высокий уровень сформированности Низки сформи й уровень рованности
Опытная группа Контрольная группа Опытная группа Контрольная группа
1 Приемы управления соревновательнотренировочной деятельности спортсменов 49,6 20,1 13,2 27,1
2 Реализация профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности в субъект-субъектном общении 57,4 26,1 19,5 20,4
3 Адекватность действий в разрешении конфликтов в соревновательно-спортивных условиях 53,2 31,3 14,1 27,2
4 Проблемы активизации потребностей и мотиваций обучающихся к повышению качества образования 42,4 23.8 22,3 39,2
5 Приемы разрешения нестандартных ситуаций, возникающих в образовательном процессе 45,3 24,6 21,7 53,4
6 Перспективно-прогностическая направленность оценивания уровня образованности обучающихся 46,8 17,0 27,6 34,1
7 Текущее оценивание знаний обучающихся 41,9 37,2 21,4 39,7
8 Организационные умения (организация и управление) спортивно-тренировочным процессом 57,3 42,3 16,1 34,7
Статистические критерии М=44,9 т±3,27 М=30,1 ш±4,71 Р<0,05 М=18,9 ш±4,12 М=33,9 т±3,27 Р>0,05
Таблица 2
Анализ результатов удовлетворенности студентов отдельными сторонами образовательного процесса
№ Составляющие образовательного процесса Процент положительных ответов
Контрольная группа Экспериментальная группа
1 Содержание учебного материала 43 54
2 Гуманистический стиль общения 38 46
3 Отношения с преподавателями 50 62
4 Организация учебного процесса 13 54
5 Индивидуальный подход к обр6зовательной деятельности студента 11 20
6 Уровень внедрения в учебный процесс новых образовательных технологий 16 19
7 Применение активных методов обучения 20 39
8 Возможность приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам 24 58
9 Формирование профессиональных навыков 24 50
10 Наличие возможностей для студентов раскрыть свои индивидуальные способности 22 44
11 Психологическая атмосфера в группе 46 53
ного развития и обеспечение конструктивных управленческих компетентностных изменений (безусловное принятие другого человека, активное эмпатическое слушание, конгруэнтное самовыражение в общении).
Для объективной оценки развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности обучающихся была создана экспертная группа из пяти человек: один - доктор педагогических наук, профессор, два кандидата педагогических наук, доцента, один Заслуженный тренер России и один спортсмен, мастер спорта по единоборствам. Группа оценивала уровень управленческой компетентности руководителей по известной работе А.А. Масалыгина (1998 г.).
Ниже приведены результаты экспертной оценки профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности будущих специалистов учреждений физкультурного образования опытной группы (прошедшей курсовое обучение) и контрольной группы, которые показывают значительное повышение уровня сформированности профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности студентов физической культуры после изучения спецкурса (таблица 1).
Анализ результатов, представленных в таблице 1, показал, что высокий уровень сформированности профессионально-ори-
ентированной коммуникативной компетентности будущих специалистов показали 49,6 % респондентов, в контрольной группе эти показатели были отмечены лишь у 20,1 % будущих специалистов учреждений физкультурного образования. Организационные умения (организация и управление) спортивно-тренировочным процессом оказались на высоком уровне у 57,2% респондентов опытной группы и у 42,3% - контрольной группы.
Более половины слушателей опытной группы (53,2%) могут принимать адекватные, складывающейся ситуации управленческие решения при разрешении конфликтов в спортивно-соревновательных условиях. Реализация профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности в условиях субъект-субъектных отношений с коллегами была отмечена экспертами у 57,4% опытной и 26,1% контрольной группы. Такое значительное различие между опытной и контрольной группами можно считать результатом положительного влияния специального тренинга в межличностном общении, проведенного со студентами экспериментальной группы в период курсового обучения в процессе повышения коммуникативной составляющей межличностного общения.
В экспериментальной и контрольной группах наблюдался значительный уровень повышения мотивационных критериев,
причем в экспериментальной группе количество студентов, читающих дополнительную литературу и участвующих в конференциях, увеличилось почти в два раза. Количество студентов, готовых выполнять дополнительные творческие задания, увеличилось в три раза и значительно улучшилась активность студентов относительно участия в дискуссиях и студенческих конференциях.
В экспериментальной группе отмечены существенные улучшения по всем критериям, характеризующим готовность действовать в нестандартной ситуации. Кроме того, в конце опытно-экспериментального исследования был проведен сравнительный анализ результатов удовлетворенности студентов экспериментальной и контрольной групп различными сторонами образовательного процесса, который представлен в таблице 2.
Библиографический список
Резюмируя, можно отметить, что успешность решения поставленных задач оказывается возможной при условии принципиально иного, отличного от традиционного, структурирования содержания профессионального физкультурного образования -на основе компетентностного подхода и ориентации на такой образовательный результат, как профессиональная компетентность и ее коммуникативная составляющая. Под профессионально-ориентированной коммуникативной компетентностью, как уже отмечалось, мы понимаем качественную характеристику личности специалиста, включающей в себя совокупность научно-теоретических знаний и практических умений и навыков в сфере осуществления профессионально-физкультурной коммуникации, а также опыт осуществления профессионального взаимодействия, который является устойчивой мотивацией развития отрасли физической культуры.
1. Назарова, О.Л. Развитие профессионально значимых качеств будущих специалистов физической культуры: науч.-метод. пособие /
О.Л. Назарова, А.Я. Найн, В.И. Кондрух. - Челябинск, 2010.
2. Яковлева, М.Н. Мониторинг различных видов коммуникативной деятельности студентов вуза физической культуры // Инновационные подходы к повышению уровня развития профкомпетентности выпускников вуза. - Челябинск, 2008.
3. Корочева, Е.В. Развитие управленческой компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2008.
4. Кривцова, О.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // Инновационные технологии социально-экономического комплекса. - Подольск, 2008.
5. Видергольд, И.В. Управленческая компетентность педагога физкультурного образовательного учреждения: ретроспективный анализ // Оптимизация физкультурного образования в современных условиях: материалы регион. науч.-метод. конф. молодых ученых. -Челябинск, 2011.
Bibliography
1. Nazarova, O.L. Razvitie professionaljno znachimihkh kachestv buduthikh specialistov fizicheskoyj kuljturih: nauch.-metod. posobie / O.L. Nazarova, A.Ya. Nayjn, V.I. Kondrukh. - Chelyabinsk, 2010.
2. Yakovleva, M.N. Monitoring razlichnihkh vidov kommunikativnoyj deyateljnosti studentov vuza fizicheskoyj kuljturih // Innovacionnihe podkhodih k povihsheniyu urovnya razvitiya profkompetentnosti vihpusknikov vuza. - Chelyabinsk, 2008.
3. Korocheva, E.V. Razvitie upravlencheskoyj kompetentnosti pedagoga dopolniteljnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Ekaterinburg, 2008.
4. Krivcova, O.V. Kompetentnostnihyj podkhod v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya // Innovacionnihe tekhnologii socialjno-ehkonomicheskogo kompleksa. - Podoljsk, 2008.
5. Vidergoljd, I.V. Upravlencheskaya kompetentnostj pedagoga fizkuljturnogo obrazovateljnogo uchrezhdeniya: retrospektivnihyj analiz // Optimizaciya fizkuljturnogo obrazovaniya v sovremennihkh usloviyakh: materialih region. nauch.-metod. konf. molodihkh uchenihkh. -Chelyabinsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 30.01.13
УДК 159.9+796.9
Golovin M.S., Girenko L.A., Aizman R.I. PSYCHOPHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS OF «SKIERS-RACERS» AND «BIATHLETES» IN ADOLESCENT AND JUNIOR AGE. Physiological, neurodynamic and personal characteristics of adolescents and youths engaged in skiers-racers and biathlon were studied. Significant differences in the psychophysiological status between skiers and biathletes in the age of 16-24 years-old did not found, except for the emotional and prestart state, that was better expressed in biathletes. Sport-masters skiers demonstrated higher social and psychological adaptation, while the sport-masters biathletes clearly manifested different forms of aggression.
Key words: skiers, biathletes, adolescent, aggression, socio-psychological adaptation, neurodynamics, emotional state.
М.С. Головин, аспирант каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Л.А. Гиренко, канд. биол. наук, доц., каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Р.И. Айзман, д-р. биол. наук, проф., засл.деятель науки РФ, зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ И БИАТЛОНИСТОВ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Изучены психофизиологические, нейродинамические и личностные показатели подростков и юношей, занимающихся лыжными гонками и биатлоном. Существенных различий в психофизиологическом статусе между лыжниками и биатлонистами в возрастном интервале 16-24 года не выявлено, за исключением особенностей эмоционального и предстартового состояния, которое лучше выражено у биатлонистов. У мастеров спорта лыжников социально-психологическая адаптация выше, тогда как у биатлонистов мастеров спорта отчетливее проявляются различные формы агрессии.
Ключевые слова: лыжники, биатлонисты, подростки, агрессия, социально-психологическая адаптация, нейродинамика, эмоциональное состояние.