Научная статья на тему 'Управленческая компетентность специалиста физической культуры как фактор развития профессионально значимых качеств'

Управленческая компетентность специалиста физической культуры как фактор развития профессионально значимых качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФАКТОР / РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградов Станислав Александрович, Селещук Сергей Иосифович

В статье рассматривается сложившееся положение, которое требует повышения не только профессиональной, но и управленческой компетентности будущих специалистов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания. В опытной работе по повышению квалификации специалистов физической культуры (ФК) апробированы два типа модульных программ: познавательный и операционный, которые реализовывались на основе принципа фасилитации. Приведены результаты экспертной оценки уровня сформированности управленческих умений и профессионально значимых качеств руководителя учреждения ФК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виноградов Станислав Александрович, Селещук Сергей Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial competence of the physical culture specialist as a factor of the development of professionally significant qualities

The article deals with the situation, which requires an increase not only in professional, but also managerial competence of future professionals in the humanitarian space of physical culture and their willingness to comprehend its broad value content. In the experimental work of PE specialists advanced training two types of modular programmers are tested: cognitive and operational that are implemented on the principle of facilitation. The results of the expert assessment of the managerial skills formation on the basis of professionally significant qualities of the head of PE establishment are exposed.

Текст научной работы на тему «Управленческая компетентность специалиста физической культуры как фактор развития профессионально значимых качеств»

der stress, publishing house “September”, St.-Petersburg, Russian Federation.

10. Rejkovsky, Ya. (1979), Experimental psychology of emotions, publishing house “Progress”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2012.

УДК 377

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ

Станислав Александрович Виноградов, аспирант,

Сергей Иосифович Селещук, аспирант,

Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),

г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается сложившееся положение, которое требует повышения не только профессиональной, но и управленческой компетентности будущих специалистов в гуманитарном пространстве физической культуры и их готовности к постижению ее широкого ценностного содержания. В опытной работе по повышению квалификации специалистов физической культуры (ФК) апробированы два типа модульных программ: познавательный и операционный, которые реализовывались на основе принципа фасилитации. Приведены результаты экспертной оценки уровня сформированности управленческих умений и профессионально значимых качеств руководителя учреждения ФК.

Ключевые слова: компетентность, специалист физической культуры, фактор, развитие, профессионально значимые качества.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p40-43 MANAGERIAL COMPETENCE OF THE PHYSICAL CULTURE SPECIALIST AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES

Stanislav Aleksandrovich Vinogradov, the post-graduate student,

Sergei Iosifovich Seleschuk, the post-graduate student,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article deals with the situation, which requires an increase not only in professional, but also managerial competence of future professionals in the humanitarian space of physical culture and their willingness to comprehend its broad value content. In the experimental work of PE specialists advanced training two types of modular programmers are tested: cognitive and operational that are implemented on the principle of facilitation. The results of the expert assessment of the managerial skills formation on the basis of professionally significant qualities of the head of PE establishment are exposed.

Keywords: competence, physical education (PE) specialist, factor, development of professionally significant qualities.

Проблеме развития управленческой компетентности специалиста физической культуры сегодня уделяется значительное внимание [1,2]. Это объясняется, прежде всего, потребностью физкультурно-образовательного рынка, где необходимы руководители, тренеры и преподаватели физической культуры с высокоразвитыми профессионально значимыми качествами.

Изучая процесс развития управленческой компетентности специалиста физиче-

ской культуры, нами был организован в Межотраслевом региональном Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров при Уральском государственном университете физической культуры двухгодичный широкомасштабный эксперимент. Образовательная программа «Развитие профессионально значимых качеств руководителя» в объеме 540 часов реализовывалась в течение 2010-2011 учебного года в три этапа с двумя перерывами на практико-ориентированные спортивные занятия. Были скомплектованы три группы: две экспериментальные и одна контрольная. Всего в опытной работе участвовали 56 человек (работники физической культуры различных специальностей и направлений).

В апробируемой нами методике использованы два типа модульных программ: познавательный и операционный. Содержание модуля зависит от дидактической цели и, если требуется гносеологический (познавательный) подход к информации, то такие модульные программы называют познавательными. При этом модульное структурирование происходит на основе интегративно-развивающего анализа понятийного аппарата исследования. Преимуществом модульных программ этого типа является возможность выделить опорные понятия, последовательно и компактно сгруппировать учебный материал курса в отдельные модули, предусмотреть междисциплинарные связи. Однако в указанных модулях программы, как показала опытная работа, меньше уделяется внимания развитию управленческой компетентности обучающихся.

Приоритетной целью модульных программ операционного типа является, как известно, подготовка обучающегося к развитию профессионально значимых качеств. Исходя из этого, структура модульной программы проектировалась нами на основе анализа профессиограммы педагога физической культуры. Опытная работа показала, что такие программы являются более эффективными для развития управленческой компетентности будущих руководителей учреждений физкультурного образования.

Реализуя образовательную программу, мы опирались на принцип фасилитации. Для объективной оценки развития управленческой компетентности специалиста физической культуры была создана экспертная группа из пяти человек: один - доктор педагогических наук, профессор, два кандидата педагогических наук, доцента, один Заслуженный тренер России и один спортсмен, мастер спорта по хоккею. Группа оценивала уровень развития управленческой компетентности специалиста по известной работе А. А. Маса-лыгина (1998 г.).

Ниже приведены результаты экспертной оценки управленческих решений руководителей учреждений физкультурного образования опытной группы (прошедшей курсовое обучение) и контрольной группы, которые показывают значительное повышение уровня профессиональных умений управленческой компетентности специалистов после повышения квалификации (табл. 1).

Значительное различие между опытной и контрольной группой является результатом положительного влияния специального тренинга межличностного общения, проведенного с руководителями учреждений физкультурного образования.

На заключительном этапе исследования осуществлялся анализ данных самооценки развития управленческой компетентности специалистов физической культуры. На основе критериально-оценочной матрицы и достаточно большого перечня профессионально значимых качеств руководителей учреждений физкультурного образования экспертами были выделены следующие наиболее приоритетные качества (табл. 2).

Вывод. Приоритетными признаками развития управленческой компетентности специалиста физической культуры в процессе переподготовки являются способности обеспечивать ценностное целеполагание, опережающее планирование, прогнозирование результатов деятельности, корпоративное принятие решений и рефлексия управленческой деятельности. В совокупности эти профессионально значимые качества личности являются важным фактором развития управленческой компетентности специалиста фи-

зической культуры.

Таблица 1

Результаты экспертной оценки уровня сформированности управленческой компетентности у специалистов физической культуры опытной и контрольной _______________групп на заключительном этапе исследования______________

№ Экспертные оценки сформированности управленческой компетентности

Слагаемые управленческой компетентности Высокий уровень сформированности Низкий уровень сформированности

Опытная группа Контрольная группа Опытная группа Контрольная группа

1 Приемы управления соревновательнотренировочной деятельностью спортсменов 50,3 19,6 12,9 26,8

2 Реализация коммуникативных умений в субъект-субъектном общении 59,4 24,1 18,5 21,4

3 Адекватность управленческих решений и действий в разрешении конфликтов в соревновательно-спортивных условиях 52,1 32,1 13,9 28,5

4 Проблемы активизации потребностей и мотиваций обучающихся к повышению качества образования 44,4 24.8 20,3 38,2

5 Приемы разрешения нестандартных ситуаций, возникающих в образовательном процессе 47,8 23,2 23,9 55,3

6 Перспективно-прогностическая направленность оценивания уровня образованности обучающихся 47,8 16,0 29,6 32,1

7 Текущее оценивание знаний сотрудников коллектива 44,9 39,0 19,4 38,7

8 Организационные умения по управлению спортивно-тренировочным процессом 56,3 27,9 17,1 35,7

Таблица 2

Самооценка профессионально значимых качеств руководителя для эффективного управления образовательным процессом учреждения физкультурного образования

№ Профессионально значимые качества руководителя учреждения физкультурного образования Уровень значимости профессиональных качеств для эффективного управления спортивным учреждением

Высокий (4-5 баллов) Низкий (2-3 балла)

1 Волевая активность 60,0 18,6

2 Общительность 72,8 11,3

3 Тактичность 59,8 23,4

4 Выдержка 70,7 16,0

5 Эмоциональность 53,9 30,1

6 Находчивость 39,2 42,4

7 Наблюдательность 66,9 27,1

8 Трудолюбие 76,9 9,6

9 Самообладание 70,1 13,9

10 Искренность 37,8 46,1

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / под ред. А.Я. Найна. - Челябинск : Изд-во «Уральская академия», 2012. - 340 с.

2. Третьякова, Н. В. Оценка качества работы преподавателя на основе методики многомерного анализа его деятельности / Н. В. Третьякова // Ученые записки университе-

та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 155-158. REFERENCES

1. Ed. Nain, A.Y. (2012), Competence approach in education as a basis of high-quality training of specialists ofphysical culture, monograph, publishing house Ural Academy, Chelyabinsk, Russian Federation.

2. Tretjakova, N.V. (2012), “Study on the status of health-saving activity in educational institutions of Sverdlovsk region”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No.9, pp. 155-158.

Контактная информация: anain@yandex.ru УДК 612.885, 796.015.6

СТАБИЛОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ СТРУКТУР НЕРВНОМЫШЕЧНОГО АППАРАТА ОРГАНИЗМА У СПОРТСМЕНОВ

Ринат Маратович Гимазов, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана

здоровья»,

Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ)

Аннотация

В статье описывается оригинальная методика оценивания нервно-мышечного аппарата спортсменов при стабилометрическом обследовании в пробах Ромберга с открытыми и закрытыми глазами, и модифицированной пробы Ромберга, покачиваясь вперед-назад прямым телом с закрытыми глазами. Пробы Ромберга проводились в Европейской стойке. Оценка традиционных пространственно-временных и частотных стабилометрических показателей не выявляют различий в уровне кинестетической чувствительности между спортсменами, имеющими различную спортивную квалификацию. Приводится краткое описание 6 стабилометрических показателей, которые отражают состояние центральных и периферических структур нервно-мышечного аппарата организма. Сравнительный анализ новых стабилометрических показателей между двумя группами спортсменов разной спортивной квалификации выявил статистически достоверное различие в уровне кинестетической чувствительности и центрального управления. Результаты стабилометри-ческого исследования подтверждают наличие высокого уровня развитости центрального и периферического компонента (структур) нервно-мышечного аппарата у спортсменов, имеющих более высокую спортивную квалификацию. Проведенный анализ результатов исследования в данной статье является установочным для обозначения новых показателей стабилометрии, разработанных в научной лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья».

Ключевые слова: спортсмены, кинестетическая чувствительность, стабилометрия.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p43-48

STABILOMETRIC INDICATORS CHARACTERIZING THE CONDITION OF THE CENTRAL AND PERIPHERAL STRUCTURES OF THE NEUROMUSCULAR DEVICE OF THE ATHLETE’S ORGANISM Rinat Maratovich Gimazov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, senior researcher, Research Laboratory of the «Healthy Lifestyle and Health»,

The Surgut State Pedagogical University

Annotation

The article describes an innovative method for evaluation of the athletes' neuromuscular system via a stabilometric exam with the Romberg test with eyes open and eyes closed as well as the modified Romberg test where the subject sways back and forth with their body straight and eyes closed. The Euro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.