Научная статья на тему 'Компетентностный подход как основа изучения дисциплины "научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления"'

Компетентностный подход как основа изучения дисциплины "научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURE AND PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раскалинос В.Н.

В статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в процессе изучения учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», целью и задачами которой является формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раскалинос В.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE APPROACH AS THE BASIS OF THE DISCIPLINE "SCIENTIFIC RESEARCH IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DIRECTION"

The article analyzes the problem of the realization of the competence approach in the study of educational discipline «Scientific research in the professional activity of psychological and pedagogical direction», the purpose and objectives of which is to form a common cultural and general professional competences. Discipline "Scientific research in the professional activity of psycho-pedagogical direction" is studied in the 1st semester, and therefore, the curriculum provides for the formation of common cultural and general professional competencies. The development of the discipline is based on competencies generated among students when teaching in undergraduate. In the study subject students should be familiar with the methods and methodology of scientific research; the forms and methods of work with literature; to acquire techniques of presentation of results of scientific research work; acquire knowledge in the field of presentation (defense) of the research work; to master new technology and means of independent solutions of scientific problems. The course provides integration of study and scientific-research work of students; assists in the development of forms and methods of the most effective professional selection of talented youth, the most gifted and prepared students with a strong motivation to research activities. Thus, the purpose and objectives of the discipline is aimed at formation of common cultural and general professional competencies the basic and advanced levels. Fund of assessment tools in the discipline implies control means in accordance with the content of competence and meaning of the subject. While studying the discipline students have formed the ability to integrate the knowledge, skills, experience and behaviours in specific situations and directly in activities. Competence-based approach in this case, actualizes the formation of such qualities as mobility, determination, responsibility, ability to design and planning that are professionally relevant to the professional activities of psycho-pedagogical direction. Thus, the use of competence approach as the basis for the study of the discipline involves not a straightforward transition from knowledge to competencies, and the formation of competences as the Foundation of personal change students that will enable professionals to constructively overcome various difficulties arising in professional activities.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как основа изучения дисциплины "научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления"»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 21-25.

УДК 159.9:37

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Раскалинос В. Н.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: kafedrapip99@mail.ru

В статье рассматривается проблема реализации компетентностного подхода в процессе изучения учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», целью и задачами которой является формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, общекультурные и профессиональные компетенции.

Введение. Компетентностная модель выпускника регламентирована требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по соответствующему направлению подготовки. В таком случае результаты обучения сформулированы как компетенции и представлены как признаки готовности/способности обучающихся продемонстрировать соответствующие знания, умения, навыки, ценности и опыт действий. Заданные в ФГОС ВО компетенции представляют собой базис всего разнообразия результатов обучения, образуя таким образом содержательную сторону учебных дисциплин.

Идеи компетентностного подхода, как основы образования рассматриваются в работах таких исследователей как А. Г. Бермус, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. К. Селевко, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, П. Г. Щедровицкий и др.

В. Д. Шадриков в системе высшего образования обосновывает следующую модель выпускника: «Выпускник, освоивший образовательную программу бакалавра/магистра-специалиста, должен характеризоваться:

1. Компетенциями социально-личностными: относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности; социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми; относящимися к умению учиться.

21

2. Компетенциями общепрофессиональными: информационными, связанными с получением и обработкой информации; расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата; эксплутационными; управленческими, организационными; конструкторскими; проектировочными; экономическими, включающими поведение на рынке труда. Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий, обеспечивающие гибкое поведение на рынке труда.

3. Специальными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций» [1, с. 26 - 31].

Таким образом, для системы высшего образования актуальными являются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, формированию которых должны способствовать учебные дисциплины.

Целью данной статьи является характеристика компетентностного подхода как основы изучения учебной дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления».

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Рассмотрим конкретный пример формирования компетенций на примере дисциплины, относящейся к базовой части учебного плана направления подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», программа магистратуры «Психологическое сопровождение образовательного процесса», реализующейся в Евпаторийском институте социальных наук (филиале) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского». Дисциплину «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» обучающиеся указанной программы магистратуры изучают в 1 семестре, а следовательно, учебным планом предусмотрено формирование как общекультурных, так и общепрофессиональных компетенций. Освоение дисциплины базируется на компетенциях, сформированных у обучающихся при обучении по программам бакалавриата.

Освоение курса «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» позволит подготовить базу для изучения таких дисциплин как «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Теория и практика педагогического проектирования», «Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности». Целью освоения дисциплины является формирование у обучающихся представлений об основных способах организации и проведения научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, овладение методиками и технологиями реализации научно-исследовательской деятельности в соответствии со спецификой своей специальности и соответствующих компетенций.

В рамках изучаемой дисциплины студенты должны ознакомиться с методами и методологией научных исследований; формами и методами работы с литературой;

22

Компетентностный подход как основа изучения дисциплины «научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

усвоить методики оформления результатов научно-исследовательской работы; приобрести знания в области презентации (защиты) научно-исследовательской работы; овладеть инновационной технологией и средствами самостоятельного решения научных задач. Изучение курса обеспечивает интеграцию учебных занятий и научно-исследовательской работы студентов; содействует развитию форм и методов наиболее эффективного профессионального отбора талантливой молодежи, наиболее одаренных и подготовленных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, цель и задачи дисциплины направлены на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций базового и продвинутого уровней. К общекультурным компетенциям относится ОК-1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, формируемая на базовом уровне. Среди общепрофессиональных компетенций базовый уровень сформированности - ОПК-5 - способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности; ОПК-6 - владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности. Формируется на продвинутом уровне общепрофессиональная компетенция ОПК-2 - способность использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации. Указанные компетенции и уровни их сформированности предполагают включение в учебную дисциплину заданий, направленных на их формирование и проверку. Фонд оценочных средств по данной дисциплине предполагает средства контроля в соответствии с содержанием компетенции и смысловой нагрузкой предмета. Сформированность способности к абстрактному мышлению, анализу, синтезу может быть проверена с помощью рефератов по следующей тематике: «Рациональная и иррациональная методология», «Мотивы и стимулы научного творчества», «Умение вести научную дискуссию», «Защита авторских прав». Уровень представленности способности использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации могут быть выявлены на круглых столах, посвященных поиску ответа на вопросы «Возможно ли ранжирование современных технологий проектирования научных исследований?», «Технологии проектирования научного исследования: плюсы и минусы применения», «Исследование на основе компетентностного подхода: требования к его организации и проведению». Качество способности проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности, диагностируется при решении кейсов, где обучающимся необходимо применить научно обоснованные методы и технологии психолого-педагогической деятельности, современные технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации к предложенным ситуациям. Сформированность уровня владения современными технологиями проектирования и организации научного исследования на основе комплексного

23

подхода к решению проблем профессиональной деятельности устанавливается при выполнении обучающимися проектов, предполагающих составление диагностических карт научных исследований по предложенным темам: «Профилактика тревожности дошкольников», «Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте», «Коррекция школьных неврозов», «Работа психолога с многодетными семьями»; либо предполагающих непосредственную реализацию научного исследования (или его части), например, «Изучение с помощью методики Фидлера социально-психологического климата учебной группы».

При изучении дисциплины у обучающихся формируется способность интегрировать полученные знания, умения, навыки, а также опыт и модели поведения в конкретных ситуациях и непосредственно в деятельности. Компетентностный подход в данном случае актуализирует формирование таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность к проектированию и планированию, являющихся значимыми для профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.

Заключение. Таким образом, использование компетентностного подхода как основы изучения дисциплины предполагает не прямолинейный переход от знаний к компетенциям, а формирование компетенций как основ личностных изменений обучающихся, что позволит специалисту конструктивно преодолевать различные затруднения, возникающие в профессиональной деятельности.

Список литературы.

1. Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8.- С. 26 - 31.

UDC 159.9:37

COMPETENCE APPROACH AS THE BASIS OF THE DISCIPLINE "SCIENTIFIC RESEARCH IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF PSYCHO-

PEDAGOGICAL DIRECTION"

Raskalinos V. N.

Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea

E-mail: kafedrapip99@)mailru

The article analyzes the problem of the realization of the competence approach in the study of educational discipline «Scientific research in the professional activity of

24

Компетентностный подход как основа изучения дисциплины «научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

psychological and pedagogical direction», the purpose and objectives of which is to form a common cultural and general professional competences.

Discipline "Scientific research in the professional activity of psycho-pedagogical direction" is studied in the 1st semester, and therefore, the curriculum provides for the formation of common cultural and general professional competencies. The development of the discipline is based on competencies generated among students when teaching in undergraduate.

In the study subject students should be familiar with the methods and methodology of scientific research; the forms and methods of work with literature; to acquire techniques of presentation of results of scientific research work; acquire knowledge in the field of presentation (defense) of the research work; to master new technology and means of independent solutions of scientific problems.

The course provides integration of study and scientific-research work of students; assists in the development of forms and methods of the most effective professional selection of talented youth, the most gifted and prepared students with a strong motivation to research activities.

Thus, the purpose and objectives of the discipline is aimed at formation of common cultural and general professional competencies the basic and advanced levels. Fund of assessment tools in the discipline implies control means in accordance with the content of competence and meaning of the subject. While studying the discipline students have formed the ability to integrate the knowledge, skills, experience and behaviours in specific situations and directly in activities.

Competence-based approach in this case, actualizes the formation of such qualities as mobility, determination, responsibility, ability to design and planning that are professionally relevant to the professional activities of psycho-pedagogical direction.

Thus, the use of competence approach as the basis for the study of the discipline involves not a straightforward transition from knowledge to competencies, and the formation of competences as the Foundation of personal change students that will enable professionals to constructively overcome various difficulties arising in professional activities.

Keywords: competence approach, competence, general culture and professional competence.

References

1. Shadrikov V.D. New professional model: an innovative training and competence-based approach / V.D. Shadrikov // Higher education today. - 2004. - №8. - pp 26-31.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.