Научная статья на тему 'Электронные тесты как средство оценки уровней сформированности компетенций (на примере дисциплины "Теоретическая механика")'

Электронные тесты как средство оценки уровней сформированности компетенций (на примере дисциплины "Теоретическая механика") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / ОБШЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ / BACHELORS' TRAINING / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / EXPLOITATION OF TRANSPORT AND TECHNOLOGICAL MACHINES AND COMPLEXES / LEVEL OF COMPETENCE FORMATION / EVALUATION TOOLS / ELECTRONIC TESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тончева Н.Н., Самсонов А.Н.

Введение. Статья посвящена разработке электронных тестов как средства оценки сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 на примере дисциплины «Теоретическая механика» при подготовке бакалавров эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов. Методология. Методологическую основу исследования составили теоретико-методологический анализ научных публикаций в области методик оценки сформированности компетенций; обобщение опыта их использования в образовательном процессе; математические методы обработки результатов тестирования. Результаты заключаются в создании выверенной системы вопросов электронных многоуровневых тестов для оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 при изучении дисциплины «Теоретическая механика», процедуры проведения тестирования и способа оценивания. Заключение. Авторами отмечается объективность оценки уровней сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 в рамках дисциплины «Теоретическая механика» с помощью электронных тестов при освоении программы прикладного бакалавриата направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тончева Н.Н., Самсонов А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TESTS AS A MEANS OF ASSESSING LEVELS OF COMPETENCE (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE “THEORETICAL MECHANICS”)

Introduction. The article is devoted to the development of electronic tests as a means of assessing the formation of General professional competence 3 on the example of the discipline “Theoretical mechanics” in the preparation of bachelors of operation of transport and technological machines and complexes. Methodology. The methodological basis of the study was the theoretical and methodological analysis of scientific publications in the field of methods of assessing the formation of competencies; generalization of the experience of their use in the educational process; mathematical methods of processing test results. Results. The results consist in the creation of a verified system of questions of electronic multilevel tests to assess the level of formation of General professional competence of GPC-3 in the study of the discipline “Theoretical mechanics”, the test procedure and the method of evaluation. Conclusion. The authors note the objectivity of the assessment of the levels of formation of General professional competence of GPC-3 within the discipline “Theoretical mechanics” with the help of electronic tests in the development of the program of applied undergraduate training 23.03.03 “Exploitation of transport and technological machines and complexes”.

Текст научной работы на тему «Электронные тесты как средство оценки уровней сформированности компетенций (на примере дисциплины "Теоретическая механика")»

УДК/UDC 378.146:004 Н. Н. Тончева, А. Н. Самсонов

N. Toncheva, A. Samsonov

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»)

ELECTRONIC TESTS AS A MEANS OF ASSESSING LEVELS OF COMPETENCE (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "THEORETICAL MECHANICS")

Введение. Статья посвящена разработке электронных тестов как средства оценки сформи-рованности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 на примере дисциплины «Теоретическая механика» при подготовке бакалавров эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов.

Методология. Методологическую основу исследования составили теоретико-методологический анализ научных публикаций в области методик оценки сформированности компетенций; обобщение опыта их использования в образовательном процессе; математические методы обработки результатов тестирования.

Результаты заключаются в создании выверенной системы вопросов электронных многоуровневых тестов для оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 при изучении дисциплины «Теоретическая механика», процедуры проведения тестирования и способа оценивания.

Заключение. Авторами отмечается объективность оценки уровней сформированности общепрофессиональной компетенции ОПК-3 в рамках дисциплины «Теоретическая механика» с помощью электронных тестов при освоении программы прикладного бакалавриата направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Introduction. The article is devoted to the development of electronic tests as a means of assessing the formation of General professional competence 3 on the example of the discipline "Theoretical mechanics" in the preparation of bachelors of operation of transport and technological machines and complexes.

Methodology. The methodological basis of the study was the theoretical and methodological analysis of scientific publications in the field of methods of assessing the formation of competencies; generalization of the experience of their use in the educational process; mathematical methods of processing test results.

Results. The results consist in the creation of a verified system of questions of electronic multilevel tests to assess the level of formation of General professional competence of GPC-3 in the study of the discipline "Theoretical mechanics", the test procedure and the method of evaluation.

Conclusion. The authors note the objectivity of the assessment of the levels of formation of General professional competence of GPC-3 within the discipline "Theoretical mechanics" with the help of electronic tests in the development of the program of applied undergraduate training 23.03.03 "Exploitation of transport and technological machines and complexes".

Ключевые слова: подготовка бакалавров, обшепрофессиональная компетенция, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, уровень сформированности компетенций, оценочные средства, электронные тесты.

Keywords: bachelors' training, General professional competence, exploitation of transport and technological machines and complexes, level of competence formation, evaluation tools, electronic tests.

Введение

Главной целью федеральных государственных стандартов третьего поколения высшего образования (ФГОС ВПО 3, ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++) является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в связи с чем возникает необ-

ходимость оценки уровней сформированности компетенций обучающихся по результатам изучения отдельных дисциплин. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО 3+), деятельность выпускников, освоивших основную профессиональную образовательную программу (ОПОП) бакалавриата по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», включает области науки и техники, связанные с эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов [1, с. 3].

В результате освоения программы прикладного бакалавриата у выпускника по указанному выше направлению подготовки должны быть сформированы следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с видами деятельности:

- общекультурные: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10;

- общепрофессиональные: ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-3;

- профессиональные: ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17 (в производственно-технологической деятельности); ПК-37, ПК-38, ПК-39, ПК-40, ПК-41, ПК-42, ПК-43, ПК-44, ПК-45 (в сервисно-эксплуатационной деятельности).

Общепрофессиональная компетенция ОПК-3 — готовность применять систему фундаментальных знаний (математических, естественно-научных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов — является универсальной для дисциплин естественно-научного и профессиональных циклов. В соответствии с ОПОП 13 дисциплин участвуют в формировании общепрофессиональной компетенции ОПК-3, одной из которых является «Теоретическая механика». Дисциплина «Теоретическая механика» относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)», является обязательной при освоении основной профессиональной образовательной программы направления подготовки 22.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» и составляет основу общепрофессиональной подготовки как важнейшей компетентности.

Оценка уровня сформированности компетенций в процессе освоения ОПОП является составной частью образовательной системы и представляет большую сложность. Компетентностный подход в образовании требует новых оценочных средств, построенных на основе современных достижений теории педагогических измерений [6, с. 13], актуализирует проблему оценки уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся в результате прохождения отдельных дисциплин [12].

Авторы отмечают, что сегодня нет однозначного ответа на вопросы о методах оценки компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС, нет модели мониторинга формирования и определения уровня сформированности компетенции [14, с. 310].

В настоящее время для оценки сформированности компетенций используют различные инновационные методы, одним из эффективных является тестирование. Тестовые задания, по определению В. С. Аванесова, — это варьирующая по элементам содержания и трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным [2, с. 5]. По мнению Г Бойко, тесты — это такая форма проверки знаний, при которой испытуемому предлагается не только набор вопросов, но и несколько вариантов ответа на каждый из них, среди которых он должен выбрать один или несколько правильных [4, с. 127]. В связи с широким распространением информационных технологий в образовательном процессе популярность набирают электронные тесты.

Недостаточно ислледованной остается разработка средств оценки сформированности компетенций при изучении технических дисциплин будущими бакалаврами эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов.

Целью данного исследования является разработка электронных тестов как средства оценивания уровней сформированности общепрофессиональной компетенции обучающихся на примере дисциплины «Теоретическая механика».

Научная новизна отражена в разработке и реализации электронных тестов для оценки сфор-мированности общепрофессиональной компетенции обучающихся по направлению подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» в процессе изучения дисциплины «Теоретическая механика».

Методология

Исследование проводилось путем анализа научных публикаций, связанных с методами оценки сформированности компетенций.

Кейс-метод оценки сформированности компетенций рассматривается в научно-педагогических исследованиях Н. Н. Двоерядкиной [5], И. В. Кузьменко [9]. Роль задачного подхода к оценке сформированности компетенций обоснована в педагогических исследованиях Н. С. Касаткиной [7], Е. А. Потаповой [15]. Отметим значимость исследований тестирования как метода оценки сформированности компетенций обучающихся таких исследователей, как С. В. Беседина [3], Г М. Белова, Т. А. Родыгина, В. С. Черепанов [16]. Работа А. В. Петуховой посвящена проблеме оценки уровня сформированности компетенций будущих бакалавров в области транспорта с помощью электронных тестов [17]. Исследованию оценки сформированности компетенций с помощью метода проектов посвящены труды Е. Н. Казаковой, Л. В. Ростовцевой, Е. П. Клобертанц [13], А. Д. Федотовой [18], О. В. Козубенко, Н. А. Гетман, Л. И. Сукач, М. С. Сукач [19]. Вклад в исследование оценки сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио внесли научно-педагогические работы Е. В. Кондратенко [8], В. А. Литвинова, В. Э. Баумтрога [10], А. А. Лукьяновой, С. Н. Москвина [11].

С целью выявления объективности предлагаемых электронных тестов в оценке сформированности общекультурной компетенции была проведена исследовательская работа. В качестве испытуемых были выбраны 35 обучающихся 2-го курса очной и заочной форм обучения. С целью достижения поставленных целей применялись тестирование и математические методы обработки его результатов.

Результаты

Общепрофессиональная компетенция ОПК-3 формируется на дисциплине «Теоретическая механика» по трем уровням: пороговому, базовому, повышенному (табл. 1).

Таблица 1

Уровни сформированности ОПК-3 в рамках дисциплины «Теоретическая механика»

ОПК-3: готовность применять систему фундаментальных знаний (математических, естественно-научных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Компонент Уровни сформированности компетенции:

пороговый базовый повышенный

Знать: основные закономерности механического движения и механического взаимодействия (допускается ориентироваться в методах исследования этих процессов не в полной мере) основные закономерности механического движения и механического взаимодействия и методы исследования этих процессов твердо знать основные закономерности механического движения и механического взаимодействия и методы исследования этих процессов

Уметь: применять методы теоретической механики и математического анализа в решении прикладных задач (при этом возможны некоторые затруднения) применять методы теоретической механики, математического анализа и моделирования в решении прикладных задач свободно применять методы теоретической механики, математического анализа и моделирования в решении прикладных задач

Владеть навыками: решения типовых задач по механике известными методами (допускаются ошибки) решения типовых задач по механике известными методами решения задач по механике, предусмотренных программой

Для проведения оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции 3 при изучении дисциплины «Теоретическая механика» на кафедре машиноведения Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева разработан фонд оценочных средств в виде тестовых заданий (тестов). Электронные многоуровневые тесты, созданные на кафедре машиноведения в программе ¡SpringQuizMaker, содержат 45 заданий. Тест содержит четыре формы заданий: форма А — задания с выбором одного правильного ответа, форма Б — задания с точным ответом, ответ испытуемый дописывает в пустом поле (рис. 1а), форма В —

а)

б)

Рис. 1. Фрагменты электронных тестов

задания с выбором нескольких правильных ответов, форма Г — задания на установление соответствия (рис. 1б). Все задания теста независимо от содержания тем, разделов располагаются в порядке возрастающей трудности.

На первом этапе обучающийся решает тесты порогового уровня (25 заданий с выбором одного правильного ответа, продолжительность — 25 минут, каждый правильный ответ — 10 баллов, максимальное количество баллов — 250). На втором этапе предлагаются задания базового уровня (10 заданий с точным ответом, вписанным в пустое поле, продолжительность — 20 минут, каждый правильный ответ — 10 баллов, максимальное количество баллов — 100). На третьем этапе — задания повышенного уровня (по 5 заданий с выбором нескольких правильных ответов и заданий на установление соответствия, продолжительность — 25 минут, каждый правильный ответ — 10 баллов, максимальное количество баллов — 100).

Тестовые задания оцениваются в баллах. По завершении тестирования баллы суммируются. Пороговый уровень не достигнут, если обучающийся выполнил менее 50 % заданий формы А. В таблице 2 представлена шкала для оценки уровня сформированности ОПК-3 в рамках дисциплины «Теоретическая механика».

Таблица 2

Шкала оценки уровня сформированности ОПК-3 в рамках дисциплины «Теоретическая механика»

Уровни сформированности:

пороговый базовый повышенный

Выполнены задания формы А Выполнены задания форм А и Б Выполнены задания форм А, Б, В и Г

В 2017/18 уч. г. с помощью вышеуказанных электронных многоуровневых тестов проведена оценка сформированности ОПК-3 после завершения изучения дисциплины «Теоретическая механика». Результаты оценки сформированности ОПК-3 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты оценки сформированности ОПК-3 у 35 обучающихся

Уровень сформированности:

пороговый базовый повышенный

Число Доля Число Доля Число Доля

0 0 22 62,86 13 37,14

Доля обучающихся, выявивших сформированность общепрофессиональной компетенции 3 на базовом уровне, составила 62,86 %, на повышенном уровне — 37,14 %. Результаты проведенной оценки сформированности ОПК-3 соответствуют результатам промежуточной аттестации обучающихся.

Заключение

Практика применения электронных тестов показывает объективность оценки уровней сформированности общепрофессиональной компетенции 3 на дисциплине «Теоретическая механика» при освоении основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Литература

1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень бакалавриата] [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 1470. URL: http://publication.pnavo.gov.nu/Document/View/0001201601220009 (дата обращения 03.01.2018].

2. Аванесов В. С. Теория и методика педагогических измерений (материалы публикаций в открытых источниках и Интернет] [Электронный ресурс]. URL: http://chanko.nanod.nu/tekst/biblio/Avanesov_Teoniya_i_metod_ped_izmen.pdf (дата обращения 02.01.2018].

3. Беседина С. В. Тесты как средство контроля сформированности компетенций // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (5]. С. 446-447.

4. Бойко Г., Зотов Н., Полуэктов М. Классификация и создание электронных тестов [Электронный ресурс] // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 127-129. URL: https://elibnany.nu/item.asp?id=11898070 (дата обращения 02.01.2018].

5. Двоерядкина Н. Н. Использование кейс-метода для оценки сформированности компетенции // EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE : сб. ст. победителей IV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2017. С. 51-53.

6. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М., 2010. 272 с.

7. Касаткина Н. С. Ситуационная задача как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов [Электронный ресурс] // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы III Междунар. науч. конф. Краснодар, 2017. С. 59-62. URL: https://moluch.nu/conf/ped/anchive/269/12772 (дата обращения: 11.05.2019].

8. Кондратенко Е. В. Портфолио как технология оценивания профессиональных компетенций студентов // Вестник Марийского государственного университета. 2014. № 1 (13]. С. 176-180.

9. Кузьменко И. В. Оценка сформированности профессиональных компетенций выпускников в свете требований ФГОС ВПО // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2013. № 3 (21]. С. 89-91.

10. Литвинов В. А., Баумтрог В. Э. Оценка сформированности компетенций обучающегося на основе его портфолио [Электронный ресурс] // Современное образование. 2017. № 1. С. 88-98. URL: http://e-notabene.nu/pp/anticle_19386. html.

11. Лукьянова А. А., Москвин С. Н. Совершенствование методики оценки сформированности компетенций магистров на основе портфолио // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2 (36]. С. 64-68.

12. Мирошин Д. Г. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам [Электронный ресурс] // Современная педагогика. 2015. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.nu/2015/02/3313 (дата обращения: 11.05.2019].

13. Казакова Е. Н., Ростовцева Л. В., Клобертанц Е. П. Оценка формирования общих компетенций при использовании метода проектов // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика : материалы конф. Красноярск, 2013. С. 220-226.

14. Пахаренко Н. В., Зольникова И. Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: https:// science-education.nu/nu/anticle/view?id=7502.

15. Потапова Е. А. Методика формирования проектировочной компетенции бакалавра педагогического образования на основе задачного подхода : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.

16. Белова Г. М., Родыгина Т. А., Черепанов В.С. Проектирование тестов для оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся в системе непрерывного агроинженерного образования на основе интегративного тезауруса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2009. № 6 (37]. С. 81-85.

17. Петухова А. В. Обучение CAD- и BIM-комплексам: особенности оценки уровня сформированности компетенций с помощью электронных тестов // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. С. 86-91.

18. Федотова А. Д. Система оценочных средств как инструмент подтверждения сформированности компетенций // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. № 6 (53]. С. 117-124.

19. Формирование профессиональных компетенций обучающихся медицинского вуза с помощью метода проектов / О. В. Козубенко, Н. А. Гетман, Л. И. Сукач, М. С. Сукач [Электронный ресурс] // Современные наукоемкие технологии.

2016. № 6-2. С. 354-358. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36035.

References

1. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 23.03.03 Ekspluataciya transportno-tekhnologicheskih mashin i kompleksov (uroven' bakalavriata) [About the approval of the Federal state educational standard of the higher education in the direction of preparation 23.03.03 Operation of transport and technology cars and complexes (bachelor level)]. The order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of December 14, 2015 no. 1470. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201601220009 (accessed 03.01.2018). (In Russian).

2. Avanesov V. S. Teoriya i metodika pedagogicheskih izmerenij (materialy publikacij v otkrytyh istochnikah i Internet) [Theory and methods of pedagogical measurements (materials of publications in open sources and the Internet)]. Available at: http:// charko.narod.ru/tekst/biblio/Avanesov_Teoriya_i_metod_ped_izmer.pdf (accessed 02.01.2018). (In Russian).

3. Besedina S. V. Testy kak sredstvo kontrolya sformirovannosti kompetencij [Tests as a means of control of competence formation]. Modern Technologies of Civil Defense and Emergency Response, 2014, no. 1 (5), pp. 446-447. (In Russian).

4. Boyko G., Zotov N., Poluektov M. Klassifikaciya i sozdanie elektronnyh testov [Classification and creation of e-tests]. Higher Education in Russia, 2008, no. 12, pp. 127-129. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11898070 (accessed 02.01.2018). (In Russian).

5. Dvoryadkin N. N. [The use of the case method for evaluation of formation of competence]. Collection of articles of winners of the IVInternational Scientific and Practical Conference "EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE". Penza, 2017, pp. 51-53. (In Russian).

6. Zvonnikov V. I., Chelyshkova M. B. Kontrol' kachestva obucheniya pri attestacii: kompetentnostnyj podhod [Monitoring the quality of training for certification: the competence approach: a tutorial]. Moscow, 2010, 272 p. (In Russian).

7. Kasatkina N. C. Situacionnaya zadacha kak sredstvo ocenivaniya urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij budushchih pedagogov [Situational problem as a means of assessing the level of formation of professional competencies of future teachers]. Materials of the III International Scientific Conference "Education: past, present and future". Krasnodar,

2017, pp. 59-62. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/269/12772 (accessed 11.05.2019). (In Russian).

8. Kondratenko E. V. Portfolio kak tekhnologiya ocenivaniya professional'nyh kompetencij studentov [Portfolio as an assessment technology of students' professional competences]. Vestnik of the Mari State University, 2014, no. 1 (13), pp. 176-180. (In Russian).

9. Kuzmenko I. V. Ocenka sformirovannosti professional'nyh kompetencij vypusknikov v svete trebovanij FGOS VPO [Assessment of formation of professional competencies of graduates in the light of the requirements of the GEF VPO]. The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2013, no. 3 (21), pp. 89-91. (In Russian).

10. Litvinov V. A., Boutros V. E. Ocenka sformirovannosti kompetencij obuchayushchegosya na osnove ego portfolio [Evaluation competence of a student based on his portfolio]. Modern Education, 2017, no. 1, pp. 88-98. Available at: http://e-notabene. ru/pp/article_19386.html. (In Russian).

11. Lukyanova A. A., Moskvin S. N. Sovershenstvovanie metodiki ocenki sformirovannosti kompetencij magistrov na osnove portfolio [Improving the methodology for the assessment of the formedness of masters' competencies through cumulative files]. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, 2016, no. 2 (36), pp. 64-68. (In Russian).

12. Miroshin D. G. Ocenka urovnya sformirovannosti professional'nyh kompetencij studentov po tekhnicheskim disciplinam [The evaluation of level of formation of professional competence of students for technical disciplines]. Modern Pedagogy, 2015, no. 2. Available at: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3313 (accessed 11.05.2019). (In Russian).

13. Kazakova E. N., Rostovtsev L. V., Klubertanz E. P. Ocenka formirovaniya obshchih kompetencij pri ispol'zovanii metoda proektov [Evaluation of formation General competences when using the project method]. Conference materials "Modern aspects of implementation of the FSES and FGT. University education". Krasnoyarsk, 2013, pp. 220-226. (In Russian).

14. Pakharenko N. V., Zolnikova I. N. Model' opredeleniya urovnya sformirovannosti obshchekul'turnyh i professional'nyh kompetencij [Model for determining the level of formation of General cultural and professional competences]. Modern Problems of Science and Education, 2012, no. 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7502/. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Potapova E. A. Metodika formirovaniya proektirovochnoj kompetencii bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya na osnove zadachnogo podhoda [Method of formation of design competence of the bachelor of pedagogical education on the basis of the problem approach]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2015. (In Russian).

16. Belova G. M., Rodygina T. A., Cherepanov V. S. Proektirovanie testov dlya ocenki sformirovannosti professional'nyh kompetencij obuchayushchihsya v sisteme nepreryvnogo agroinzhenernogo obrazovaniya na osnove integrativnogo tezaurusa [Design of tests to assess the formation of professional competencies of students in the system of continuous Agroengineering education on the basis of an integrative thesaurus]. Vestnik of Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education "Moscow State Agroengineering University named after V. P. Goryachkin", 2009, no. 6 (37), pp. 81-85. (In Russian).

17. Petukhova A. V. Obuchenie CAD- i BIM-kompleksam: osobennosti ocenki urovnya sformirovannosti kompetencij s pomoshch'yu elektronnyh testov [Training in CAD and BIM complexes : peculiarities of assessing the level of formation of competences using the e-test]. Materials of the II International Scientific and practical conference "E-learning technologies: solutions, problems, prospects". Novosibirsk, 2018, pp. 86-91. (In Russian).

18. Fedotova A. D. Sistema ocenochnyh sredstv kak instrument podtverzhdeniya sformirovannosti kompetencij [The system of assessment means as an instrument of formed competence confirmation]. Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Vocational Education, Theory and Methods of Education, 2013, no. 6 (53), pp. 117-124 (In Russian).

19. Kozubenko O. V., Hetman N. Ah., Sukach L. I., Sukach M. S. Formirovanie professional'nyh kompetencij obuchayushchihsya medicinskogo vuza s pomoshch'yu metoda proektov [Formation of professional competences of students of medical University using the method of projects]. Modern High Technologies, 2016, no. 6-2, pp. 354-358. Available at: https:// top-technologies.ru/ru/article/view?id=36035. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.