Менеджмент, ценообразование, экономическая безопасность
УДК 338.242.2
А.Н. ГЕРМАНЧУК докт. экон. наук, доцент, профессор кафедры маркетингового менеджмента, e-mail: allagerm@rambler.ru
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР,
С.А. ТХОР, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики предприятия, e-mail: razvitiye87@bk.ru
ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный университет имени В.Даля», г. Луганск, ЛНР
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ АНТИКРИЗИСНОЙ
СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье определены поведенческие переменные, влияющие на компетентность предпринимателя в кризисных ситуациях, дана характеристика профессиональной, функциональной, информационной и коммуникативной компетентности специалиста по антикризисному управлению, представлена система антикризисных компетенций и определена их значимость в процессе разработки и реализации антикризисных стратегий предпринимательских структур.
Ключевые слова: компетентность, антикризисные компетенции, антикризисная стратегия.
Germanchuk A.N., Tkhor S.A.
Competence approach to developing anticrisis strategy of enterprises.
The article defines the behavioral variables that affect the competence of an entrepreneur in crises, gives a characteristic of the professional, functional, informational and communicative competence of a specialist in anti-crisis management, presents a system of anti-crisis competencies and de-
termines their significance in the process of developing and implementing anti-crisis strategies of entrepreneurial structures.
Keywords: competence, anti-crisis competence, anti-crisis strategy.
Современное состояние развития предпринимательской деятельности характеризуется высокой степенью неопределенности и риска, динамичными процессами в экономике, политической нестабильностью, масштабными социальными потрясениями, что ведет к возникновению кризисных ситуаций в деятельности предпринимательских структур. Наступление кризиса сопровождается сложными структурными диспропорциями, которые препятствуют нормальному функционированию предпринимательских структур и грозят прекращением их существования. Неспособность выполнять основные функции и задачи в области антикризисного управления предприятия обычно приводит к относительному
© А.Н. Германчук, С.А. Тхор, 2021
увеличению затрат, ухудшению качества продукции, сокращению количества новых инноваций и высокому риску.
Поэтому существует постоянная потребность в специалистах, способных выявлять опасности и угрозы во внешней среде, проводить диагностику существующего положения, выявлять слабые места в деятельности предпринимательских структур и оперативно реагировать на возникающие проблемы посредством разработки успешной антикризисной стратегии, реализация которой возможна через призму субъектно-объектного взаимодействия, основанного на принципах компетентностного подхода.
Компетентностный подход возник и получил наибольшее распространение в сфере образования, однако в последние годы в научной литературе развиваются теоретические и методологические основы его использования в практике предпринимательства, как одного из факторов обеспечения более высокого качественного уровня функционирования рыночных субъектов на основе сочетания профессиональных знаний и умений, личностных характеристик и мотиваци-онных установок, инновационного образа мышления с практико-ориентирован-ными действиями, направленными на повышение эффективности предпринимательской деятельности.
На важность компетенций в контексте управления бизнесом в рамках ресурсного подхода указывали: Джей Б. Барни и А.М. Арикан, рассматривая внутренние основные ресурсы (т.е. внутренние компетенции) фирмы, имеющие жизненно важное значение для получения конкурентного преимущества на глобализированных и высококонкурентных рынках [1]; Р. Грант, который определил, что «...создание конкурентного преимущества означает формулирование и реализацию стратегии, которая опиралась бы на уникальность портфеля ресур-
сов и способностей каждой фирмы» [2, с. 146]; Р. Каплан и Д. Нортон подчеркивали значимость оптимального использования нематериальных активов -знаний и компетенций сотрудников, необходимых для реализации стратегии развития организации [3, с. 130]; К. Фляйшер и Б. Бенсуссан акцентировали внимание на необходимости постоянного развития ресурсов, возможностей и компетенций (опыта, фактического понимания деятельности, управленческих навыков и навыков принятия решений, информационных сетей) для обеспечения успеха в бизнесе и сохранения конкурентного преимущества [4, с. 29].
Исследованию именно предпринимательских компетенций посвящены работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Так, С. Митчелмор и Дж. Роули определяют предпринимательские компетенции как особую группу компетенций, имеющих отношение к осуществлению успешного предпринимательства [5, с. 93]. Т. Ман и Т. Лау подчеркивают, что предпринимательские компетенции считаются характеристикой более высокого уровня, охватывающей личностные качества, навыки и знания, и поэтому могут рассматриваться как общая способность предпринимателя успешно выполнять свою должностную роль [6, с. 124]. А. Титтель и О. Терзидис указывают, что предпринимательские компетенции помимо предметных компетенций, касающихся сферы деятельности конкретных предприятий, должны включать также социальные и личные компетенции, необходимые для создания предпринимательских действий» [7, с. 466]. У. Лиллевяли и М. Тэкс на основе изучения различных моделей формирования компетенций приходят к выводу, что предпринимательскую компетенцию следует рассматривать как серию интегрированных способностей, состоящих из знаний, навыков и установок для совер-
шения предпринимательских действий (выявление возможностей, оценка и преследование) и создания ценности (для других и общества) [9].
Среди отечественных ученых следует отметить работы Л.Б. Басиевой, Е.Г. Толкуновой, А.С. Зайцева и А.М. Асалиева. Так, Л.Б. Басиева рассматривает компетентностный подход в предпринимательстве и предлагает понятие «профессиональной компетентности предпринимателя», под которой понимается «... интеграция профессионально значимых личностных качеств, знаний, опыта, умений и навыков, которые отражают его профессионализм и способность умело и эффективно выполнять предпринимательскую деятельность» [10, с. 119]. Е.Г. Толкунова представила модель формирования и развития предпринимательских навыков на основе профессионально важных качеств, к которым относит предпринимательские знания и умения, стратегическое мышление, организаторские способности и личный таймменеджмент, самостоятельность и активность, нравственные качества, работоспособность и здоровье [10, с. 466]. А.С. Зайцева и А.М. Асалиев указали на усиление значимости предпринимательских компетенций в современных условиях в связи с развитием информационных и когнитивных технологий и определили особенности формирования предпринимательских компетенций в условиях цифровой экономики [11, с. 60-61].
Несмотря на то, что изучению применения компетентностного подхода в практике разработки антикризисной стратегии уделялось недостаточно внимания, отдельные вопросы взаимосвязи компетенций и кризиса нашли отражение в отдельных литературных источниках. Так, Е.А. Герасимова указывает на то, что основной задачей при реализации антикризисных стратегий является подготовка специалистов, «.способных при-
нимать качественные управленческие решения в условиях динамического развития организации...» и успешно реагировать на непредвиденные ситуации, что позволит обеспечить достижение стратегических целей организации [12], а Стром А.А. указывает на необходимость формирования антикризисного мышления, как способностей к разработке и реализации антикризисных стратегий предприятия [13, с. 303], И.А. Румянцева рассматривает антикризисные коммуникационные компетенции, которые позволяют «... увеличить вероятность успешных действий в условиях различных трудных ситуаций и кризисов» [14, с. 99], уделяя значение преимущественно роли руководителя в разрешении конфликтных ситуаций и снижения напряженности между отдельными участниками трудового процесса. В. Монтгомери и К. Наим в рамках поведенческого подхода к реализации антикризисной стратегии определяют, какие компетенции необходимы на этапе реагирования на кризисы, рассматривая ситуации, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, аварии, катастрофы), организационными изменениями и трансформационным лидерством [15]. Ряд авторов указывает на то, что эффективная деятельность любой организации зависит от способности успешно применять имеющиеся знания и умения в новых, нестандартных, непредвиденных ситуациях [16, 17], что также свидетельствует о важности развития компетенций в процессе реагирования на кризисные обстоятельства. Как справедливо отмечает Ряховская, «.разрушение системы происходит не из-за кризиса, а из-за невозможности системы работать в изменившихся внешних условиях, осуществлять свое развитие и выполнять свои «производственные» задачи» [18, с. 51], что непосредственно связано с квалификацией, знаниями, умениями и опытом
персонала, ответственного за разработку антикризисных стратегий. Таким образом, актуальность значимости компе-тентностного подхода при разработке антикризисных стратегий подтверждает необходимость более конкретного изучения данной области.
Цель статьи - предложить систему антикризисных компетенций, необходимых для разработки и реализации эффективной антикризисной стратегии предпринимательских структур.
Разработка антикризисной стратегии рассматривается как особая область деятельности, которая имеет дело с определенным набором подходов и методов, используемых руководством предпринимательских структур для решения задач функционирования организации в условиях, вызванных неблагоприятными последствиями кризисных ситуаций. Существует четыре поведенческих переменных, оказывающих влияние на компетентность руководителя предприятия или специалиста по антикризисному управлению: власть, решения, информация, время [19, с. 34-35].
влияние кризиса на власть руководителя: кризисные ситуации могут пошатнуть власть руководства предпринимательских структур, поставив под сомнение их способность управлять организацией, но в то же время дают возможность укрепления своей власти. Поскольку основой развития антикризисных компетенций является личный потенциал руководителя, то он должен отличаться активностью и решительностью, уметь предвидеть, контролировать и управлять кризисными ситуациями, обладать эмоциональной устойчивостью и сильной индивидуальностью, иметь внутреннюю мотивацию и позитивное мышление;
влияние кризиса на управление информацией: в условиях кризиса информация является более ценным ресурсом, чем в обычное время, при этом специа-
листы сталкиваются ограниченным количеством информации по рассматриваемой проблеме, что связано с внезапностью кризисных ситуаций, высокой скоростью распространения неправдивой информации (слухов). В этих условиях возникает необходимость в формировании информационной и коммуникативной компетентности предпринимателя. Информационная компетентность связана с умением быстро находить, оценивать, усваивать и использовать имеющуюся информацию о возникшей кризисной ситуации, а коммуникативная - предполагает умение организовать движение информационных потоков в организации для обеспечения взаимодействия между структурными подразделениями, наладить эффективную работу команды, владеть переговорными навыками, обеспечивать наличие обратной связи в процессе решения кризисных ситуаций;
влияние кризиса на процесс принятия решений обусловлено изменением процедур принятия решений при разрешении кризисных ситуаций, поскольку решения становятся более сложными и рискованными, а последствия ошибочных действий более ощутимы, поэтому стандартные способы и методы здесь неприемлемы. Сложность принятия решений также состоит также в том, что, с одной стороны, они должны быть приняты на начальной стадии возникновения кризиса, когда кризисные явления не развились и не являются необратимыми, а с другой - такие решения базируются на слабых (иногда недостоверных) сигналах внешней и внутренней среди о наступлении неблагоприятных событий. В связи с этим предпринимателю необходимо умение брать на себя ответственность за принимаемые решения, понимание последствий своих решений и действий для снижения рисков, а также использование «.технологий творческого решения проблем, обеспечивающих расширение проблемно-целевой области» [20].
влияние кризиса на время: кризисная ситуация требует быстрого принятия решения в неблагоприятной для предприятия ситуации. Нехватка времени, необходимого для выработки решений, вызывает стресс и неуверенность, усиливающие кризисные проявления, ограничивает поиск альтернатив для принятия грамотного решения, приводит к ошибочным действиям и может привести к дальнейшему развитию кризисной ситуации, а не ее нейтрализации. Это свидетельствует о значимости таких качеств
предпринимателя, как стрессоустойчи-вость, быстрота реакции, умение концентрировать внимание на проблеме.
Рассмотрение основных переменных, оказывающих влияние на поведение предпринимателя во время кризиса, позволило сформулировать составляющие антикризисной компетентности, в рамках которой выделены профессиональная, функциональная, информационная и коммуникативная компетентности
(табл. 1).
Таблица 1
Характеристика антикризисной компетентности
Вид Характеристика
Профессиональная компетентность знание теоретических и методологических основ антикризисного управления; законодательных и нормативных актов, регулирующих ответственность, задачи, действия в случае кризиса; современных методик анализа деятельности предпринимательских структур для выявления кризисных ситуаций, идентификации и оценки рисков
умения грамотного использования инструментария антикризисного управления для разработки и реализации антикризисных стратегий предпринимательских структур
навыки решения конкретных проблем антикризисного управления в деятельности предпринимательских структур, формирования антикризисных стратегий предпринимательских структур
личные качества стратегическое мышление, саморазвитие, креативность, адаптивность, гибкость
Функциональная компетентность знание теории принятия решений, управления конфликтами и стрессами, управления рисками, управления изменениями
умение принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность в кризисных ситуациях, организовывать и координировать задачи и действия членов кризисной группы
навыки принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, возникновения чрезвычайных ситуаций, снижения напряженности в коллективе, разрешения кризисных ситуаций, нейтрализации кризисных последствий, управления конфликтами и стрессами
личные качества решительность, эмоциональная устойчивость, независимость, стрессоустойчивость, интуиция
Информационная компетентность знание информационных ресурсов о состоянии бизнес-среды, информационных систем антикризисного управления и систем баз данных
умение осуществлять поиск и анализ необходимой информации, используя как традиционные, так и современные информационные технологии
навыки обработки, анализа, накопления и систематизации информации о состоянии бизнес-среды и возможных проявлениях кризисных ситуаций, организации управления информационными потоками
личные качества аналитические способности, системность мышления, концентрация внимания
Коммуникативная компетентность знания коммуникативных технологий взаимодействия предпринимателя как с внешними заинтересованными лицами, так и непосредственно в самой организации, в кризисной рабочей группе
умение слушать, воспринимать информацию и сигналы, вести переговоры, влиять, убеждать, налаживать обратную связь, противостоять чужому влиянию
навыки ведения переговоров, делового общения, ясного и краткого формулирования решений и приказов
личные качества коммуникабельность, психологическая устойчивость
тельная коммуникация, организационное взаимодействие, ответственность и своевременность изменений, стрессоустойчи-вость, системность мышления, креативность и новаторство.
На основании использования метода парных сравнений нами определена значимость участия антикризисных компетенций в реализации процесса разработки антикризисной стратегии, что позволило определить ранги компетенций (табл. 2).
Таблица 2
Матрица значимости компетенций в процессе разработки и реализации
антикризисной стратегии
Антикризисные компетенции Процесс разработки и реализации антикризисной стратегии
Диагностика внешней и внутренней среды предприятия Выявление симптомов кризиса Формулировка альтернатив и выбор стратегии Реализация программы антикризисных мероприятий Оценка эффективности реализации стратегии
1. Адекватное принятие решений V IV I I III
2. Работа с информацией I I IV VI I
3. Убедительная коммуникация VI V VII III VII
4. Организационное взаимодействие II VII VIII II IV
5. Ответственность и своевременность изменений VII III II V II
6. Стрессоустойчивость IV II VI VIII V
7. Креативность и новаторство VIII VI III VII VIII
8. Системность мышления III VII V IV VI
Примечание:
I - наиболее значимая компетенция IX - наименее значимая компетенция
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в процессе диагностики внешней и внутренней среды предприятия наиболее значимыми компетенциями являются: работа с информацией, организационное взаимодействие, системность мышления. При выявлении симптомов кризиса важными антикризисными компетенциями являются работа с информацией, стрессо-устойчивость, а также ответственность и своевременность принятия решения о необходимости проведения изменений в деятельности предпринимательской
Поскольку компетентность является интегральной характеристикой и состоит из совокупности компетенций, характеризующих способность использовать определенные знания, умения и навыки в процессе профессиональной деятельности, выделим основные антикризисные компетенции предпринимателя, необходимые при разработке антикризисной стратегии предпринимательской структуры: адекватное принятие решений, работа с информацией, убеди-
структуры. Деятельность по формулировке стратегических альтернатив и выбору наиболее оптимальной стратегии в большей степени связана с такими компетенциями, как адекватное принятие решений, ответственность и своевременность изменений, креативность и новаторство, а при реализации программы антикризисных мероприятий на первый план выходят такие антикризисные компетенции, как адекватное принятие решений, организационное взаимодействие, убедительная коммуникация. Наконец, в процессе контроля эффектив-
ности реализации антикризисной стратегии важными компетенциями являются работа с информацией, ответственность и своевременность изменений и адекватное принятие решений.
Таким образом, представленная методология компетентностного подхода при разработке антикризисной стратегии позволит обеспечить определение и развитие антикризисных компетенций специалистов, занимающихся разработкой антикризисных стратегий, сформировать систему антикризисных компетенций и обеспечить их применение на всех этапах процесса разработки антикризисной стратегии, что позволит обеспечить антикризисную устойчивость предприятия.
Перспективами дальнейших исследований в данном направлении является разработка и обоснование модели формирования антикризисных компетенций специалиста для обеспечения антикризисной устойчивости предпринимательских структур на рынке.
Список использованной литературы
1. Barney, J.B. The resource-based view: Origins and implications [Electronic source] / J.B. Barney, A.M. Arikan // In The Blackwell handbook of strategic management. - Oxford: Blackwell Publishers, 2001. - P. 124-188. - URL: doi:10.1111/ b.9780631218616.2006.00006.x
2. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ. - 5-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.
3. Каплан, Р.С. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. -512 с.
4. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.
5. Mitchelmore, S. Entrepreneurial competencies: A literature review and development agenda [Electronic source] / S. Mitchelmore, J. Rowley // International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. - 2010. - Vol. 16 (2). - Р. 92-111. -URL: https://doi.org/10.1108/13552551011 026995
6. Man, T. The competitiveness of small and medium enterprises. A conceptualization with focus on entre preneurial competencies [Electronic source] / T. Man, T. Lau, K.F. Chan // Journal of Business Venturing. - 2002. - Vol. 16 (2). -Р. 123-142. - URL: doi:10.1016/S0883-9026(00)00058-6
7. Tittel, А. Entrepreneurial competences revised: developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences [Electronic source] / A. Tittel, O. Terzidis // Entrepreneurship Education. -2020. - Vol. 3. - Р. 1-35. - URL: doi:10.1007/s41959-019-00021 -4
8. Lillevali, U. Competence Models as a Tool for Conceptualizing the Systematic Process of Entrepreneurship Competence Development [Electronic source] / U. Lillevali, M. Taks // Education Research International. - Vol. - 2017. - 16 p. - URL: https://doi.org/10.1155/2017/5160863
9. Басиева, Л.Б. Компетентностный подход в предпринимательстве: термины и понятия [Электронный ресурс] // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2013. - № 6. -С. 117-120. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20377626
10. Толкунова, Е.Г. Предпринимательская деятельность: компетентност-ный подход [Электронный ресурс] // E-Scio. - 2019. - № 7 (34). - С. 464-469. -URL: https://cyberleninka.ru /article/n/ predprinimatelskaya-deyatelnost-kompetent nostnyy-podhod
11. Зайцева, А.С. Модель формирования предпринимательских компетенций [Электронный ресурс] / А.С. Зайцева, А.М. Асалиев // Экономика: вчера, сего-
дня, завтра. - 2019. - Т 9, № 2A. -С. 57-65. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37950962
12. Герасимова, E.A. Стратегия обеспечения антикризисного развития предпринимательских структур [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 1 (21). -URL: http://www.m-economy.ru/art.php? nArtId=1232
13. Стром, A.A. Подготовка руководителя антикризисного типа [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2-2. -С. 302-308. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id =20586474
14. Румянцева, ИА. AuTO^ro^^re коммуникационные компетенции [Электронный ресурс] // Управление. - 2016. -№ 4 (14). - С. 99-103. - URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27814213
15. Montgomery, V. W. Crisis Management Competencies [Electronic source] / Van Wart Montgomery, Kapucu Naim // Public Management Review. - 2011. -№ 13:4. - Р. 489-511. - URL: doi:10.10 80/14719037.2010.525034
16. Бояцис, Р. Компетентный менеджер: модель эффективной работы: [пе-
ревод с английского] / Р.Бояцис. -Москва: HIPPO, 2008. - 340 с.
17. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? Instructional Design: Implementation Issues. - Brussels: IBM Education Center, 1992. - Р. 111-122.
18. Ряховская, А.Н. Антикризисное управление: современная концепция и основной инструментарий [Электронный ресурс] / А.Н. Ряховская, С.Е. Кован // Стратегический менеджмент. - 2015. -№ 3. - С. 45-55. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25079305
19. Pearson, C.M. International handbook of organizational crisis management [Electronic source] / Christine Pearson, Christophe Roux-Dufort, Judith A Clair. -New York: SAGE Publications Ьс, 2007. -354 р. - URL: DOI:10.4135/978141298 2757
20. Мухина, Е.Р. Принятие управленческих решений в условиях кризиса [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. -2014. - № 9 (28). - URL: https:// cyber-leninka.ru/article/n/prinyatie-upravlenches-kih-resheniy-v-usloviyah-krizisa
A.N. GERMANCHUK, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of Marketing Management Department,
e-mail: allagerm@rambler.ru
SO HVE «Donetsk National University of Economics and Trade named after M. Tugan-Baranovsky», Donetsk, Donetsk People's Republic,
S.A. THOR, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, e-mail: razvitiye87@bk.ru
SEI HE LPR «Vladimir Dal Lugansk State University», Lugansk, LRR
Статья поступила в редакцию 01.11.21