УДК 159 ББК 88
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10429 © В.В. Вахнина, 2019
Научные специальности 19.00.06 — юридическая психология; 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫМ
КАЧЕСТВАМ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Виктория Владимировна Вахнина, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
Академия управления МВД России (125993, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8) E-mail: vikavahnina23@mail.ru
Аннотация. Раскрываются основные психологические особенности следственной деятельности, а также профессионально важные качества следователя. Уточняется содержание понятия антикризисной переговорной компетентности.
Ключевые слова: профессионально важные качества, антикризисная переговорная компетентность, профессиональная деятельность, следователь.
PROFESSIONAL REQUIREMENTS IN MODERN CONDITIONS TO THE PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF AN INVESTIGATOR
Victoria V. Vakhnina, Professor, Department of Psychology, pedagogy and organization of work with personnel Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Zoe and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8, Moscow, 125993, Russia) E-mail: vikavahnina23@mail.ru
Abstract. Revealed the main psychological features of the investigative activity, as well as the professionally important qualities of an investigator. The content of the concept of anti-crisis negotiation competency is clarified.
Keywords: professionally important qualities, anti-crisis negotiation competence, professional activity, investigator.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Вахнина В.В. Требования профессиональной деятельности в современных условиях к профессионально важным качествам следователя. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):326-32.
На сегодняшний день, в регионах РФ, согласно статистике Министерства внутренних дел, отмечается снижение уровня преступности, так в январе — августе 2019 года снижение регистрируемых преступлений отмечено в 36 субъектах Российской Федерации. Важно отметить, что 93,1% всех зарегистрированных преступлений выявлено органами внутренних дел, причём 4,7% из них — на стадии приготовления и покушения.
В январе — августе 2019 года их число сократилось на 10,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с янва-
рем — августом 2018 года на 5,7% сократилось число преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами. Необходимо отметить, что сотрудниками органов внутренних дел предварительно расследовано 81,3% всего массива предварительно расследованных преступлений [10].
Таким образом, во многом эффективность борьбы с преступностью зависит от работы следственных органов. На этапе предварительного следствия большую часть работы выполняет следователь, являясь должностным лицом, которое уполномо-
чено в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
Итак, главной целью следственной деятельности выступает «правовая охрана основных социальных ценностей, установление истины при расследовании совершенных правонарушений, предание виновных лиц суду» [7]. Следственная деятельность в свою очередь состоит из следующих действий: 1) сбор необходимой информации по делу; 2) восстановление событий прошлого; 3) общение с гражданами и другими лицами, причастными к делу; 4) реализация и проверка рабочих версий и планов; 5) приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму.
В настоящее время психологические особенности следственной деятельности довольно подробно исследованы в отечественной психологии В.Л. Васильевым, А.В. Дуловым, В.Е. Коноваловой, Д.П. Котовым, А.Р. Ратиновым, Г.Г. Шиханцовым, и др.
Профессия следователя характеризуется рядом признаков, отличающих ее от других профессий. Одной из основных особенностей профессиональной деятельности сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России выступает правовая регламентация [4]. При планировании своей деятельности следователь осмысленно должен производить сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства.
Следующей спецификой профессиональной деятельности следователей выступает — наличие властных полномочий. Основанные на законе требования следователя обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами [6]. От следователя зависят честь, безопасность и благополучие граждан.
Экстремальные ситуации, с которыми сталкивается следователь в своей повседневной службе, «оказывают сильное психологическое воздействие на внутреннюю активность, на психику и поведение» и оказывает влияние на выполнение им профессиональных обязанностей.
Выделены следующие экстремальные психологические условия следственной деятельности:
• многообразие, сложность и творческий характер решаемых задач, связанных с раскрытием и расследованием преступления,
установление, преследование и задержание опасного преступника;
• повышенная ответственность за принимаемые процессуальные и тактические решения в условиях дефицита информации и времени, противодействия заинтересованных лиц;
• другие факторы, вызывающие сильную психическую и физическую напряженность (интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки в условиях ненор-мируемого рабочего времени; наблюдение последствий преступления, личное восприятие трупа и других объектов, возбуждающих отрицательные эмоции и др.) [9].
В своих исследованиях А.Р. Ратинов также выделил еще одну психологическую особенность профессиональной деятельности следователя — сохранение служебной тайны. Данная особенность своеобразна тем, что преждевременная огласка доказательственного материала и замыслов следователя может помешать расследованию, а также решения и выводы, которые носят предварительный характер и правильность которых еще должна быть проверена, могут быть расценены как установленные факты [4].
Следователь в процессе своей работы должен не только отражать и направлять собственные действия, но и постоянно соотносить все с интеллектуальной деятельностью всех участников дела и причастных лиц (предвидеть поступки участвующих лиц, регулировать, направлять и корректировать). В ходе расследования сходятся представители различных интересов, не всегда совпадающих, противоположных, поэтому еще одной особенностью профессиональной деятельности следователей выступает противодействие заинтересованных лиц процессу объективного установления истины [5].
Наряду с описанными выше с общими психологическими особенностями профессиональной деятельности, целенаправленно развиваются специальные психологические и профессиональные качества.
1. Морально-волевые качества личности следователя.
В развитие нравственной сферы личности следователя входит формирование правосознания. Как правовая идеология — это система правовых знаний, взглядов и идей, как правовая психология — это совокупность сознательных чувств, пе-
реживаний, привычек, связанных с действием права. Развитие высоких волевых качеств сотрудников обусловлено необходимостью решения трудных задач в особых условиях служебной деятельности.
Особое внимание необходимо уделять развитию организационных и саморегулятивных качеств следователя, среди которых:
• настойчивость, энергичность, самоорганизованность, быстрое ориентирование в ситуации, формирование задач и распределение их на этапы, планирование своей деятельности и т.д.;
• ловкость, ответственность, требовательность, умение хранить тайну, организационные способности, обеспечивающие руководство различными группами людей во время различных действий;
• выдержка, дисциплинированность, самокритичность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством;
• эмоциональная устойчивость и умение противостоять стрессам.
2. Интеллектуальные качества личности следователя.
Следователь в процессе своей деятельности должен уметь организовать свое восприятие, чтобы выделить необходимое, понять существенное, учесть все, что может иметь значение для решения задачи, которая перед ним стоит. Для накопления знаний, а также решения различных умственных задач следователю необходимо развивать память, речь, воображение и мышление.
3. Социально-коммуникативная компетентность следователя.
Целенаправленное формирование у следователей коммуникативных качеств, навыков социального взаимодействия с различными категориями граждан, лицами, составляют оперативный интерес, а также коллегами по службе является важным условием эффективности их оперативно-служебной деятельности [2;3].
4. Система личностных ценностей, направленность и мотивация сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России.
Система ценностей личности следователей неизбежно несет на себе отпечаток ценностей, которые разделяются большинством представителей той или иной национальной культуры.
Направленность деятельности следователя в
первую очередь определена задачами, которые ставит закон. Таким образом, деятельность следователя характеризуется строгим соблюдением законов государства, искоренение нарушений правопорядка, профилактика правонарушений и борьба с преступностью.
Чтобы успешно решать трудовые задачи, следователь должен обладать выраженной профессиональной направленностью. Подобную профессиональную направленность также можно охарактеризовать как направленность личности следователя на решение оперативно-служебных задач. Составными частями этой направленности являются интерес к своей профессии, представление о работе как деле большого государственного значения, правосознание. Наличие этих частей способствует формированию чувства долга и ответственности, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности. Важнейшим условием выполнения трудовой деятельности следователя являются его нравственные качества, такие как честность, правдивость, справедливость [8].
Также продуктивность деятельности каждого следователя зависит от его мотивов и степени их осознанности. На уровень мотивации влияют различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность сотрудников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и др.
К числу основных мотивов, влияющих на поведение и результаты служебной деятельности следователей, относятся:
• деловые, выражающие отношение к служебной деятельности;
• коллективистские, характеризующие степень связи сотрудника с ближайшим окружением, принятыми нормами и традициями поведения;
• уровень профессиональных достижений, показывающих степень влияния успехов в профессиональной деятельности;
• избежание возможного наказания за нарушение дисциплины.
Таким образом, рассмотрев несколько подходов к определению профессиональной деятельности следователя, можем заключить, что чаще всего она рассматривается в виде взаимосвязанных между собой компонентов деятельности, связанных с ког-
нитивной, аффективной, мотивационно-волевой сферой личности.
Однако, для успешности выполнения профессиональной деятельности наибольшую значимость для сотрудника следственных органов представляют принципиальность, последовательность и целеустремленность.
Особую значимость формирование профессионально важных качеств следователя обусловливает современное реформирование системы МВД России, изменившийся характер преступных проявлений, требующим иных методов и способов противодействия преступности, организации деятельности следственных подразделений органов внутренних дел.
В последние годы для правоохранительных органов все более значимой становится проблема формирования профессионально важных качеств сотрудников ОВД, осуществляющих расследование преступлений.
Эффективность профессиональной деятельности участников расследования преступлений со стороны органа внутренних дел тесно связана и определяется сформированностью адаптивных стратегий поведения, личностными ресурсами, которые имеют особенности проявления при расследовании преступлений у сотрудников органов внутренних дел в различных кризисных ситуациях.
Для успешного ведения переговоров с гражданами и другими лицами, причастными к расследованию преступлений важно недопущение кризиса в переговорном процессе, либо его преодоление. Исходя из данной практической потребности, необходимо сформировать знания и умения переговорщиков таким образом, чтобы кризис в переговорах был предупрежден, либо успешно преодолен. Действия следователя по недопущению кризиса можно обозначить как антикризисные переговоры.
Таким образом, целесообразно ввести в научный оборот понятие антикризисные переговоры: как комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов мероприятий по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий и недопущению кризисов в переговорном процессе.
Таким образом, для следователя необходимым условием профессиональной успешности является наличие сформированной антикризисной перего-
ворной компетентности.
Антикризисная переговорная компетентность понимается как профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из профессионально важных качеств, навыков и умений управлять как ходом допроса, так и кризисами, возникающими в процессе допроса, что предопределяет целенаправленное и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.
Эффективность ведения антикризисных переговоров определяется двумя главными закономерностями: первая закономерность — закономерность выбора стратегии антикризисных переговоров, поведения субъектов переговорного процесса и условиями переговорной ситуации. Наличие риска возникновения кризиса указывают на необходимость тщательного подбора стратегии с учетом специфических характеристик каждой переговорной ситуации. Вторая закономерность — уровень антикризисной переговорной компетентности следователей органов внутренних дел прямо пропорционален эффективности ведения переговоров, т.е. при увеличении уровня антикризисной переговорной компетентности сотрудников в соответствующей пропорции будет возрастать успешность ведения переговоров.
Формирование антикризисной переговорной компетентности зависит от личностных особенностей следователя и уровня профессиональной подготовки и готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Антикризисная переговорная компетентность вырабатывается в процессе опытного накопления совокупности специфических знаний, умений, навыков, готовности и способности их применять. Формирование и развитие антикризисной переговорной компетентности происходит в реальных условиях оперативно-служебной деятельности, в процессе моделирования различных кризисов переговорной деятельности и выбора путей их предупреждения и преодоления в условиях, максимально приближенных к условиям реальных переговоров в ситуации, связанной с расследованием совершения преступления. В рамках системно-ситуативного подхода и контекстного обучения формирование и развитие антикризисной переговорной компетентности следователя органа внутренних дел ориентировано на профессиональную подготовку, реализуемую посредством системного использования профессионального контекста.
Система личной эффективности следователя состоит из различных методик развития необходимых переговорных навыков. Необходимых навыков не так много, но каждый из них является опорной точкой для всей системы личной эффективности следователя. В эту систему входит:
а) постановка психологически грамотных вопросов;
б) приёмы активного слушания;
в) техника результативного взаимопонимания;
г) методика эффективной аргументации;
д) модель поведения и личный стиль ведения переговоров с гражданами и другими лицами, причастными к делу;
е) технология управления психоэмоциональной сферой личности.
При ведении антикризисных переговоров необходимо контролировать процесс ведения переговоров с гражданами и другими лицами, причастными к делу: регистрировать время, темы разговоров, степень психоэмоционального напряжения преступника. Выделяются следующие признаки деэскалации, т.е. постепенного снижения напряжения, преодоления кризиса.
Предоставляя возможность гражданам и другими лицам, причастным к расследуемому делу выговориться, снижается напряженность, появляется новая информация личности причастных лиц, помогает составить психологический портрет участников преступления.
Основными компонентами системы подготовки следователей являются: отбор кандидатов с необходимыми профессионально важными качествами (ПВК); обучение их приемам экспресс-диагностики актуальных психических состояний, личностных особенностей; формирование навыков ведения допроса и психологического воздействия; практическая отработка умений и навыков в моделируемых и реальных условиях.
В результате профессиональной подготовки следователей формируется антикризисная переговорная компетентность, которая дает возможность предвидения кризисов, управления ими и эффективного ведения переговорного процесса.
Антикризисная переговорная компетентность — это динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение анти-
кризисного переговорного процесса. Она является необходимым условием профессионального мастерства, но при стихийном развитии не достигает должного уровня. Непредсказуемость и неповторимость переговоров с гражданами и другими лицами, причастными к делу в кризисных ситуациях требует знаний, устойчивых навыков, гибкости в ходе ведения диалога, а все это — результат серьезной целенаправленной подготовки. Результатом подготовки является наличие антикризисной переговорной компетентности.
Процесс антикризисных переговоров переводит кризис в форму коммуникативной ситуации с особыми правилами, взаимодействие в которой способствует окончанию кризиса.
Антикризисный подход к переговорной деятельности,
• обеспечивает подготовку к использованию совокупности всех информационных потоков касающихся конкретной переговорной ситуации;
• позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы кризиса;
• улучшает координацию действий в процессе ведения переговоров по достижению целей;
• создает предпосылки для развития антикризисного мышления и предвидения;
• способствует формированию информационной базы для эффективного ведения переговоров и реализации стратегии и достижении целей;
• обеспечивает более обоснованное и рациональное распределение сил, средств и информационных ресурсов и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха переговорной деятельности.
Основными факторами, определяющими эффективность антикризисного переговорного процесса, являются: профессионализм ведения переговоров и специальная подготовка, научный анализ обстановки, прогнозирование последствий, оперативность и гибкость в управлении, адаптация к условиям кризиса, система мониторинга кризисных ситуаций (своевременное определение реальности наступления кризиса).
Антикризисная переговорная компетентность следователей — динамически изменяющееся профессионально значимое интегральное личностное
образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.
Формирование антикризисной переговорной компетентности, навыков реального взаимодействия с преступниками представляется наиболее сложным этапом подготовки специалистов-переговорщиков. Проблема состоит не только в том, что сложно смоделировать кризисную ситуацию, но и в том, что не всегда возможно предугадать все ее особенности дальнейшего развития.
Специальная подготовка следователей — это особый вид психологической подготовки к эффективному ведению переговоров, осуществлению коммуникативного контакта в динамически изменяющихся условиях. Они должны обладать знаниями в области психологии, педагогики, тактики действий органов внутренних дел в экстремальных ситуациях. В ходе специальной психологической подготовки в наибольшей мере решаются вопросы по снижению элементов неизвестности в общей системе предстоящих действий, формируются и активизируются специфические качества, необходимые именно для выполнения данной задачи.
Сформированная антикризисная переговорная компетентность позволяет более успешно проводить переговоры, предупреждая возникновение кризисных переговорных ситуаций.
Одной из основных психотехнологий формирования антикризисной переговорной компетентности является социально-психологический тренинг, который позволяет моделировать различные кризисы переговорной деятельности, пути их преодоления. Моделирование кризисных ситуаций в переговорной деятельности включает несколько уровней формирования переговорной эффективности: базовая поведенческая активность; переговорная грамотность; переговорная компетентность; антикризисная переговорная компетентность переговорщика.
Факторами, определяющими эффективность антикризисного переговорного процесса, являются: профессионализм ведения переговоров и специальная подготовка, научный анализ обстановки, прогнозирование последствий, оперативность и гибкость в управлении, адаптация к условиям кризиса, система мониторинга кризисных ситуаций (своевременное определение реальности наступления кризиса).
Система подготовки к каждому переговорному процессу, расширению спектра соответствующих образовательных программ, развитию кадрового потенциала, внедрению системного видения переговорного процесса позволяет обеспечивать модернизацию структуры, содержания и технологий профессионального образования следователей.
Для психолого-педагогической подготовки следователей-специалистов по антикризисным переговорам необходима дальнейшая разработка специальных учебных программ профессиональной подготовки. Программа профессиональной подготовки может стать одним из эффективных способ формирования и развития антикризисной переговорной компетентности, способствовать принятию новых способов и антикризисных стратегий поведения, происходит преодоление психологических барьеров личности и перестройка ее мотивов, установок, развивается умение управлять собственным стилем поведения, стимулирует развитие потребности в познании других, восприимчивость к эмоциональному состоянию других людей как способность к преодолению их психологической защиты, к учету мотивов их поведения, способствуя формированию умения оптимально мотивировать и стимулировать деятельность подчиненных, управлять кризисными явлениями.
Литература
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: 2009. — 608 с.
2. Костина Л.Н., Перков А.А. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие — Орел, 2017. 185 с.
3. Костина Л.Н., Реуцкая И.Е. Проблемы и перспективы использования психологических знаний при расследовании преступлений подразделениями следствия и дознания // Юридическая психология, 2017. — N° 3. — С. 3.
4. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. — М: ООО Издательство «Юр-литинформ», 2001. — С. 82-126.
5. Романов В.В. Юридическая психология. — М., 1998. — С. 313.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 74-ФЗ (ред.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
от 02.08.2019) [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_34481/78b5ba80090569beee206da c703e1e32d21e9a3c/
7. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. — М.: Изд-во: Проспект, 2006. — С. 143.
8. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: Учебник. — М: Зерцало, 1998. — С.71-73.
9. Юридическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ [И.И. Аминов и др.] — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 210.
10. Ы^://мвд.рф/героГ^/йет/18401476/
References
1. Vasiliev V.L. Legal Psychology: Textbook. 6th ed., Revised. and add. — SPb: 2009. — 608 p.
2. Kostina L.N., Perkov A.A. Psychology in the activities of employees of internal affairs bodies: a training manual — Oryol, 2017. 185 p.
3. Kostina L.N., Reutskaya I.E. Problems and prospects of using psychological knowledge in
the investigation of crimes by the investigation and inquiry units // Legal Psychology, 2017. — No. 3. — P. 3.
4. Ratinov A.R. Forensic psychology for investigators. — M: LLC Yurlitinform Publishing House, 2001. — P. 82-126.
5. Romanov V.V. Legal psychology. — M., 1998. — 313 p.
6. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated December 18, 2001 N 74-03 (as amended on August 2, 2019) [Electronic resource]: URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34481/78b5ba800 90569beee206dac703e1e32d21e9a3c/
7. Chufarovsky Yu.V. Psychology of operational investigative and investigative activities: textbook. allowance. — M.: Publishing House: Prospect, 2006. — P. 143.
8. Shikhantsov G.G. Legal Psychology: Textbook. — M: Mirror, 1998. — Pp. 71-73.
9. Legal psychology: a textbook for university students enrolled in the specialty "Jurisprudence" / [I.I. Aminov et al.] — M.: UNITY-DANA, 2012. P. 210.
10. https: //mvd.rf/reports/item/18401476/
Московский университет МВД России имени В .Я. Кикотя
Психология
служебной деятельности
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.