Научная статья на тему 'Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел'

Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
401
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переговорная деятельность / антикризисные переговоры / психология преодоления / кризис / конфликт / антикризисная переговорная компетентность / negotiation activities crisis negotiations / psychology of overcoming the crisis / conflict / crisis negotiation competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

в статье рассматривается проблема преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предлагается рассматривать преодоление кризисов переговоров с помощью антикризисных переговоров, которые являются основным механизмом преодоления. Рассматривается методология преодоления, предупреждения и возникновения кризисов переговоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вахнина Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

The article addresses the problem of overcoming the crisis negotiation activities of police officers. It is proposed to consider the overcoming of crisis negotiations with the help of anti-crisis negotiations, which are the main mechanism to overcome. We consider a methodology to overcome, prevent crises and negotiations.

Текст научной работы на тему «Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел»

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

Список литературы:

1. Амелина А. Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. - М.: Смарт, 2008. - 367 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании./Под ред. Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисаровой, Т. А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 248 с.

3. Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отношение./ Г. М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2010 - 144 с.

4. Бурно Е. М. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 2008. - 250 с.

5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. - М., 2008. - 446 с.

6. Ферс Грегг М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Спб.: Европейский Дом, 2008. - 355 с.

7. Обухова Л. Детская (возрастная) психология Учебник. - М.: Рос. педагогическое агентство, 2008. - 374 с.

8. Осипова А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие/А. А. Осипова. - М.: Сфера, 2009 - 510 с.

9. Российского энциклопедического словаря (РЭС). - Изд.:«Большая Российская энциклопедия», 2011. - 688 с.

Vakhnina Viktoria Vladimirovna, Academy of Management MIA Russia, Assistant professor of department of psychology pedagogy and organization of work with the staff E-mail: Vikavahnina@mail.ru

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

Abstract: The article addresses the problem of overcoming the crisis negotiation activities of police officers. It is proposed to consider the overcoming of crisis negotiations with the help of anti-crisis negotiations, which are the main mechanism to overcome. We consider a methodology to overcome, prevent crises and negotiations.

Keywords: negotiation activities crisis negotiations, psychology of overcoming the crisis, conflict, crisis negotiation competence.

Вахнина Виктория Владимировна, Академия управления МВД России, Доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами E-mail: Vikavahnina@mail.ru

Антикризисные переговоры как научная категория и подход к преодолению кризисов в практике органов внутренних дел

Аннотация: в статье рассматривается проблема преодоления кризисов переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предлагается рассматривать преодоление кризисов переговоров с помощью антикризисных переговоров, которые являются основным механизмом преодоления. Рассматривается методология преодоления, предупреждения и возникновения кризисов переговоров.

Ключевые слова: переговорная деятельность, антикризисные переговоры, психология преодоления, кризис, конфликт, антикризисная переговорная компетентность.

Для рассмотрения понятия преодоления кризиса переговоров следует обратиться к смежным понятиям, таким как урегулирование и разрешение. Данные понятия в основном используются применительно к конфликтам. Ввиду того что переговоры

(с преступниками, в особенности) являются, в свою очередь, ситуацией, во многом сходной с конфликтом, в нашем исследовании следует структурировать имеющуюся теоретическую базу. Наиболее часто конфликтологами используется понятие урегулирования

99

Section 8. Psychology

конфликта. Тем не менее его концептуальные границы остаются неопределенными. Если исходить из контекста его употребления, урегулирование часто понимается как «мягкое» воздействие на конфликт, а также как его частичное или временное решение. В этом смысле урегулирование может описываться, например, как результат организованного успешного побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному типу действий, выгодному другой стороне или посреднику. Под урегулированием конфликта понимается вид деятельности, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Урегулирование предполагает внешнюю сторону воздействия на стороны конфликта.

Близким к понятию урегулирования конфликтов является управление конфликтами. Обобщая содержание, вкладываемое разными исследователями в понятие управления конфликтами, можно сказать, что оно подразумевает процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами (общественными институтами, властью, предпринимателями, специальными лицами и т. д.). Такое понимание управления конфликтом распространяется на различные уровни его возникновения: от межгосударственного до межличностного, поскольку во всех случаях участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем самым управляя им. Таким образом, управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Главным в конфликтологии, бесспорно, является понятие разрешения конфликтов. Однако многие авторы используют и другие понятия, которые отражают специфику и полноту прекращения конфликтных действий, например, «затухание» (В. Бойко, А. Ковалев), «преодоление» (Н. Феденко, В. Галицкий), «пресечение» (А. Каменев), «пригашение» (А. Рапопорт), «саморазрешение» (А. Анцупов), «угаше-ние» (В. Добрович), «урегулирование» (А. Хилл), «устранение» (Ф. Эмери), «улаживание» (А. Гоз-ман) и др.

Разрешение конфликта возможно лишь при устранении конфликтной ситуации, а не только исчерпании инцидента. Разрешение конфликта может произойти также в результате истощения ресурсов сторон или

вмешательства третьей стороны, создающей перевес одной из сторон, и, наконец, в результате полного истощения соперника.

Согласно «Энциклопедии социальной работы» разрешение конфликта — это элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляемая через поиск компромисса, достижение согласия и т. д. [1, 25]. А. Дмитриев [2, 41] определяет разрешение конфликта как достижение соглашения по спорному вопросу между участниками. Для современной конфликтологии «достижение согласия» как элемент разрешения конфликта фактически считается обязательным. Вместе с тем подобное понимание неочевидно и является результатом определенной эволюции взглядов в данной области. Например, еще в 1964 г. известный конфликтолог Й. Галтунг [3, 136] выделял следующие этапы в разрешении конфликта:

- решить, кто является победителем и кто побежденным, каким будет будущее распределение ценностей;

- осуществить это распределение ценностей;

- прийти к заключению том, что конфликт полностью завершен.

В такой интерпретации разрешение конфликтов описывается в терминах «победы-поражения». Н. В. Гришина считает, что сегодня трудно согласиться с тем, что разрешение конфликта в логике «победы-поражения» и означает полное завершение конфликта. Для социального работника, который в своей работе имеет дело с долговременными отношениями людей, конструктивный выход из конфликта, безусловно, означает не только и не столько разрешение проблем, разделяющих стороны, сколько восстановление и нормализацию отношений самих сторон.

Дж. Рубин предлагает различать «разрешение конфликта» (conflict resolution) и «соглашение» (conflict settlement). По его мнению, разрешение конфликта предполагает в качестве исхода конфликта изменение установок, эффективно приводящее к окончанию конфликта.

Разрешение — характерная стадия конфликта, его завершающий этап.

Теперь рассмотрим понятие преодоления с различных точек зрения. В психологии их называют coping strategies («соре» — преодолевать). Психологическое преодоление в свете психологии личности — это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает

100

Anti-crisis talks as a scientific approach to the category, and crisis management in the practice of law-enforcement bodies

все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации. Частично это понятие пересекается с понятием психологических защит, однако оно шире, потому что включает не только ментальную, но и фактическую реальность.

Подведем итог рассмотрению соотношения понятий «урегулирование», «разрешение» и «преодоление». Урегулирование предполагает внешнюю сторону воздействия на стороны конфликта. Разрешение — характерная стадия конфликта, его этап. Процесс преодоления — длящееся во времени действие, направленное на достижение ситуации разрешения конфликта.

При ведении переговоров весьма важным является не только стремление субъектов переговорной деятельности отстоять свою позицию, но и возможность избежать кризиса.

Таким образом, можно сформулировать понятийный аппарат в сфере общественных отношений, касающихся кризисных явлений в переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Преодоление кризиса в переговорах — это длящееся во времени взаимодействие субъектов переговорной деятельности, направленное на достижение согласованности действий, позиций и интересов участников переговоров, окончание кризисной стадии и завершение переговорного процесса.

Предупреждение кризиса в переговорах — это действия субъектов переговоров, направленные на недопущение психически напряженной ситуации, в которых участник переговоров рассматривается другим участником как помеха для реализации своих «я» — желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей, убеждений.

Большое значение имеет не только система показателей, отражающих основные признаки кризиса, но и методология их конструирования и практического использования. В современном механизме ведения переговоров это является его наиболее слабым звеном. Речь идет, в конечном счете, о методологии распознавания кризиса во всех аспектах этого процесса: цель, показатели, их использование в анализе ситуаций, практическая ценность предвидения кризисов.

Кризис переговоров детерминирован диссонансом позиций и интересов, который субъективно воспринимается одной или обеими сторонами как неразрешимый, но имеет объективные предпосылки для разрешения; эмоционально-психологическим состоянием

одной из сторон, которым выступает негативной доминантой, приведшей к кризису переговоров; непрофессиональными или несогласованными действиями отдельных правоохранительных структур.

Методология распознавания кризиса теснейшим образом связана с организацией этой работы, которая предполагает наличие специалистов, функции их деятельности, статус рекомендаций или решений, взаимодействие в системе переговорного процесса.

Распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов позволят эффективно управлять переговорами, предупреждать и преодолевать кризисные явления. Преодоление кризисов зависит от методик анализа кризисных ситуаций и наличия специалистов в области антикризисного переговорного процесса.

Предлагаем под антикризисными переговорами понимать управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям переговоров и соответствующий объективным тенденциям его развития.

Антикризисные переговоры — это переговорный процесс, в котором поставлены определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисных переговоров определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного переговорного процесса определяется и доскональным знанием характера, структуры переговорного процесса. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.

Необходимость внедрения антикризисных переговоров целями самих переговоров — достичь урегулирования ситуации наименьшими потерями.

Антикризисный переговорный процесс — процесс управления кризисами в переговорах, их недопущения и успешного преодоления путем применения совокупности взаимосвязанных операций по изменению параметров реагирования субъектов кризиса, реализуемых в определенной последовательности и направленных на то, чтобы привести кризисный процесс в желаемое целевое состояние.

101

Section 8. Psychology

Антикризисные переговоры ведутся с помощью двух механизмов: обеспечения готовности к неблагоприятным событиям и реализации комплекса мер, направленных на уменьшение последствий уже наступившей кризисной ситуации. Основными факторами, определяющими эффективность антикризисного переговорного процесса, являются: профессионализм ведения переговоров и специальная подготовка, научный анализ обстановки, прогнозирование последствий, оперативность и гибкость в управлении, адаптация к условиям кризиса, система мониторинга кризисных ситуаций (своевременное определение реальности наступления кризиса). Одним из способов преодоления кризиса переговорного процесса, связанных с фактом совершения преступления, с его механизмом, является осуществление рефлексивного управления ходом переговоров с помощью различных приемов психологического воздействия. Значит, необходимо сформировать знания и умения переговорщиков по управлению кризисом.

Действия переговорщиков по управлению кризисом можно обозначить как антикризисные переговоры. Целесообразно ввести в научный оборот понятие антикризисные переговоры как комплекс мероприятий по анализу и оценке потенциальных кризисов, разработке планов антикризисных действий, выявлению признаков кризисов, реализации планов по предупреждению и преодолению кризисов, ликвидации их последствий и недопущению кризисов в переговорном процессе.

Управление кризисами переговоров — совокупность взаимосвязанных операций по целенаправленному изменению или недопущению непримиримых противоречий субъектов кризиса, реализуемых в определенной последовательности и направленных на приведение переговорного процесса в бескризисное состояние.

Антикризисная переговорная компетентность — профессионально значимое интегральное личностное образование, состоящее из личностных качеств, навыков и умений управлять как переговорами, так и кризисами в переговорах, что предопределяет целенаправленное и конструктивное построение антикризисного переговорного процесса.

Антикризисная переговорная компетентность вырабатывается в процессе опытного накопления совокупности специфических знаний, умений, навыков, готовности и способности их применять. Формирование и развитие антикризисной переговорной компетентности происходит в реальных условиях

оперативно-служебной деятельности и в процессе моделирования различных кризисов переговорной деятельности и выбора путей их предупреждения и преодоления в условиях, максимально приближенных к условиям реальных переговоров в ситуации, связанной с совершением преступления. Концепция формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудника органа внутренних дел в рамках системно-ситуативного подхода и контекстного обучения ориентирована на профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, реализуемая посредством системного использования профессионального контекста.

Для реализации на практике антикризисного ведения переговоров целесообразна разработка психологической концепции антикризисной переговорной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Психологическая концепция антикризисной переговорной деятельности — это система, включающая понятийный аппарат, выявленные особенности и закономерности преодоления кризиса переговоров, сформированная на основе структурно-функциональной модели кризисных ситуаций в переговорной деятельности, с позиций рефлексивного подхода через призму психологических механизмов и технологий преодоления кризисных ситуаций возникающих в ходе ведения переговоров. Главная цель концепции — определение стратегии в переговорном процессе, не допускающей возникновения кризиса.

Процесс формирования и развития антикризисной переговорной компетентности состоит из двух частей: формирования и развития антикризисной переговорной компетентности сотрудников.

1 часть. Формирование антикризисной переговорной компетентности сотрудников:

а) условия формирования антикризисной переговорной компетентности — объективные, субъективные, объективно — субъективные;

б) основные компоненты — речевые умения и навыки; психолого-педагогическая компетентность (коммуникативная компетентность; аутопсихологическая; конфликтная) и экстремально-юридическая компетентность;

в) задачи—установление контакта; поиск совпадающих интересов; разрешение конфликтной ситуации;

г) механизмы формирования — формирование коммуникативных умений, навыков, использование техники нейролингвистического программирования, социально-психологического тренинга, упражнения, игры (ролевые, рефлексивные, деловые) [4, 39].

102

Escapism: current studies and research prospects in contemporary psychology

2 часть. Развитие антикризисной переговорной компетентности:

а) алгоритм развития — повышение уровня сформированное™ переговорных умений и навыков;

б) совершенствование стиля переговорной деятельности;

в) развитие ценностно-смысловой сферы личности переговорщика;

г) критерии эффективности переговоров;

д) уровень развития антикризисной переговорной компетентности — низкий, средний высокий [5, 153].

Таким образом, антикризисная переговорная компетентность формируется из следующих

составляющих: знания составляющих антикризисной переговорной компетентности; умения вести вербальный и невербальный обмен информацией; умения проводить диагностирование психологических свойств и качеств собеседника; умения определять эффективные стратегии, тактики и психотехники; умения взаимодействовать с субъектами переговоров, организовывать их совместную коммуникативную деятельность для достижения определенных целей переговоров; готовности к применению знаний и умений, присущих антикризисной переговорной компетентности; эмоционально-волевой регуляции в процессе переговоров; желании успешного (антикризисного) ведения переговоров.

Список литературы:

1. Гулина М. А. Энциклопедия социальной работы. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.

2. Дмитриев А. В. Конфликтология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

3. Галтунг Й. Теория малых групп и теория международных отношений. Хрестоматия./Сост. П. А. Цыганкова. - М.: Гардарики, 2002. - С. 135-146.

4. Вахнина В. В. Формирование антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессионально-психологической подготовки.//Вестник Тувинского государственного университета. - Выпуск 4. Педагогические науки. - 2014. - С. 35-42.

5. Вахнина В. В. Развитие антикризисной переговорной компетентности сотрудников органов внутренних дел.//Национальная ассоциация ученых (НАУ). Ежемесячный научный журнал, - № 2 (7). - 2015. -Часть 8. - С. 152-154.

Olkina Oxana Igorevna, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences (IP RAS), Postgraduate student E-mail: olkina.o@gmail.com

Escapism: current studies and research prospects in contemporary psychology

Abstract: A review and investigation of current empirical studies and tendencies in the escapism problem is presented. It is also substantiated that the future research projects should be concentrated on designing and validating a fundamental theoretical approach of escapism. The integrative theory should be able to explain the phenomenon in a broader meaning and integrate its two opposite poles — negative and positive escapism.

Keywords: escapism, avoiding the reality, cyberpsychology, role-playing games, online addiction, imagination, integrative approach.

In a modern media society, individuals are provided with a wide range of tools to escape from reality which vary from consuming psychoactive substances to participating in online games or engaging in different subcultures’ activities. The problem of escapism and immersion in alternative realities, of any kind, is that it involves the issues of emotional, mental and sometimes even physical personal well-being, and, thus, becomes critical.

At the moment a number of empirical studies, devoted to the issue of avoiding the reality, or escapism, exist in USA and Europe. The phenomenon is mostly associated with, or affected by, emerging technology and is being studied in a specific field of cyberpsychology. The issue of escapism emerges in a context of young people and adults getting involved into different types of online games and the developing problems of addictive

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.