Научная статья на тему 'Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних'

Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалист / педагогика / психология / девиантное поведение / несовершеннолетние / молодежь / взрослые / компетенции / компетентность / specialist / pedagogy / psychology / deviant behaviour / minors / young people / adults / competence / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжова Ольга Семеновна

В статье представлен опыт организации подготовки специалистов по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» в Южном федеральном университете. Особое внимание уделено компетентностному подходу к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Представлены цель, задачи, основные направления, виды профессиональной деятельности, компетенции, которыми должны овладеть выпускники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжова Ольга Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the experience of training in pedagogy and psychology 44.05.01 deviant behavior "in the Southern Federal University. Special attention is given to the competence approach to the training of specialists in the field of prevention of deviant behavior of minors. Presents the objectives, tasks, main directions, professional activities, competences, which graduates must master.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

117

(почта), которой мы пользуемся в рамках обменной программы для поддержания контакта с представителями организации - работодателями и носителями языка. Здесь требуется использование и других языковых навыков, таких как официальный и неофициальный письменный английский.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранному языку помогает эффективно организовать самостоятельную работу студентов, на которую отводится не малое количество часов по учебному плану. Для организации самостоятельной работы студентов широко использовать ресурсы Интернета, такие как, поиск дополнительной информации по заданной теме, личностно ориентированные задания, проблемные задания, ролевые игры, веб-страницы содержащие информацию о пользователях, официальные и неофициальные онлайн-коммуникации, как в рамках кроскультурного общения, так и как средство получения дополнительных консультаций.

Развитие навыков самообразования, совершенствование навыков письменной речи, удовлетворение потребности в самореализации и общении, овладение обязательными компонентами общей грамотности человека современного общества (компьютером и Интернетом), отстаивание свой точки зрения и принятие мнения других, увеличение скорости обработки больших потоков информации, совершенствование культуры общения и социального поведения, знакомство с социокультурными особенностями изучаемого предмета - и это далеко не полный список задач, решение которых возможно при применении информационно-коммуникационных технологий.

И так, электронная почта в значительной степени помогает удовлетворить потребность в общении, повышает мотивацию к изучаемому предмету, способствует коммуникации с представителями различных культур, расширяет знания о людях и культуре другой страны, совершенствует знания иностранного языка.

Как видно из вышеизложенного, опыт межкультурного обмена будущего специалиста в области инноватики, который может приобретаться в процессе общения с носителями языка и культуры других стран, в значительной мере влияет на процесс формирования коммуникативной компетенции, а следовательно и профессиональной компетенции, а в частности, на формирование ее составляющих - языковой, информационной и психологической - стержней профессиональной компетенции специалиста международника.

Конечно, как и в любой деятельности, в формировании коммуникативной компетенции, непременно возникают трудности. Важно преодолевать их, методом "проб и ошибок" добиваться желаемой цели. Но сегодня самая большая проблема состоит в том, чтобы как можно больше учебных заведений включали в программу учебновоспитательного процесса мероприятия по развитию коммуникативной культуры, у молодого поколения. Необходимо стимулирование молодежи в этой сфере: создание условий для проявления и развития способностей, для возможности делать правильные выборы. Ведь только так -все вместе - мы сможем сделать наше общество полноценным и развитым.

Из всего вышесказанного видно, что формирование профессиональной компетенции специалистов в области инноватики неразрывно связанно с формированием у последних коммуникативных навыков, то есть развитие коммуникативной компетенции, по средствам чего будущие специалисты инноватики без особых затруднений войдут в среду деловой - профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. - Новосибирск. 2007. -112 с.

2. Роговая Н.А., Трубников К.В. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в высшей школе как фактор активизации самостоятельной работы студентов» б, Акмеология, Методологические и методические проблемы, выпуск 20, С-П 2013, с 161167.

3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. // Профессиональное образование. -2006.-№2,с.1821.

4. Кустов, В.Н. Развитие коммуникативной компетентности менеджеров коммерческих организаций по оптовым продажам / [Текст] В.Н. Кустов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М. 2007, 22 с.

5. Перелыгина, Е.А., Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориен-тированного образования: Методическое пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. д.ф.-м.н., проф. Е.Я. Когана. - Самара: Учебная литература, Издательский дом "Федоров", 2006. - 176

КОМПЕТЕНТНОСТЯМ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рыжова Ольга Семеновна

Канд. пед. наук, доцент кафедры образования и педагогических наук, Академии психологии и педагогики Южного

федерального университета, г.Ростов-на-Дону)

АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт организации подготовки специалистов по направлению 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» в Южном федеральном университете. Особое внимание уделено компетентностному подходу к подготовке специалистов в области профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Представлены цель, задачи, основные направления, виды профессиональной деятельности, компетенции, которыми должны овладеть выпускники.

ABSTRACT

The article presents the experience of training in pedagogy and psychology 44.05.01 deviant behavior "in the Southern Federal University. Special attention is given to the competence approach to the training of specialists in the field ofprevention

118

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

of deviant behavior of minors. Presents the objectives, tasks, main directions, professional activities, competences, which graduates must master.

Ключевые слова: специалист, педагогика, психология, девиантное поведение, несовершеннолетние, молодежь, взрослые, компетенции, компетентность.

Keywords: specialist, pedagogy, psychology, deviant behaviour, minors, young people, adults, competence, competence.

Одной из ключевых задач в Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 1 июня 2012г. № 761) является создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку Г91.

В России по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» готовят студентов в более чем двадцати вузах таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Краснодар, Орел, Владимир, Братск, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Казань, Архангельск, Арзамас и др. Многие вузы, готовящие студентов по данной специальности, относятся к системе Федеральной службы исполнения наказания или внутренних дел РФ.

В 2014-2015 учебном году в Южном Федеральном университете (ЮФУ, г.Ростов-на-Дону) был подготовлен пакет документов для открытия специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения со специализацией «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения». Кафедрой образования и педагогических наук была выбрана квалификация «Социальный педагог», так как у преподавателей накоплен 15 летний опыт подготовки социальных педагогов [5].

Цель (миссия) данной образовательной программы состоит в обеспечении междисциплинарной подготовки будущих социальных педагогов к динамично изменяющимся условиям социальной среды, что предполагает создание благоприятных условий для формирования гражданской позиции личности специалиста, правовой культуры, оптимального уровня профессиональной компетентности в области профилактики различных форм девиантного поведения детей и взрослых [4].

Профессорско-преподавательским составом кафедры образования и педагогических наук ЮФУ была выбрана заочная форма обучения специалистов по данному направлению подготовки со сроком обучения 5лет и 6 месяцев, объем основной образовательной программы 300 зачетных единиц.

Нами были определены следующие направления профессиональной деятельности выпускника по данной специальности: решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых; профилактики девиантного поведения; сопровождения детей и подростков группы риска; коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением; психологопедагогической экспертизы и прогнозирования; психолого-педагогическое обеспечение социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков; социальному оздоровлению семьи; предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков; профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования, социальной защиты населения, правоохранительных органов и других учреждений и организаций, работающих с детьми, подростками и взрослыми с проблемами в поведении [1].

Основными видами профессиональной деятельности выпускника выступают такие, как воспитательная, диагностико-коррекционная, правоохранительная, экспертно-консультативная, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая [6].

Организация подготовки социальных педагогов основывается на компетентностной парадигме. По мнению И.А. Зимней, понятие «компетенция/компетентность» выступило в качестве общего определения такого интегрального социально-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих [3].

В.В. Гура выделяет четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании: ключевые компетентности, обобщенные и предметные умения, жизненные навыки [2].

В этих контекстах компетентностный подход рассматривался в трудах таких ученых, как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Э.В. Ильенков, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.А.Зимняя, С.В.Кульневич, А.В. Хуторской и др. А также в трудах зарубежных ученых Дж. Дью, Дж. Равенна, E.Rychen, Stenberg и др.

В соответствии с ФГОС высшего образования (от 2013 года) по специальности Педагогика и психология девиантного поведения с квалификацией «Социальный педагог» были определены 45 профессиональных компетенций и 11 профессионально-специализированных, в соответствии с которыми у студентов должны быть сформированы следующие способности: использовать в профессиональной деятельности концепции и теоретические принципы психического и личностного развития детей и подростков, особенности развития на различных возрастных этапах (ПСК-3.1); способность разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения (ПСК-3.2); способность учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3); способность устанавливать причины и закономерности развития семейной, школьной, социальной дезадаптации и девиантного поведения, его различных видов (ПСК-3.4); способность применять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями (ПСК-3.5); способность проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин (ПСК-3.6); способность проводить оценку рисков и ресурсов позитивного развития социальной и образовательной среды (ПСК-3.7); способность проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков (ПСК-3.8); способность владеть методами экспертной психолого-педагогической деятельности (ПСК-3.9); способность разрабатывать и использовать программы оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения (ПСК-3.10); способность применять навыки междисциплинарного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, участвующими в работе с детьми и подростками (ПСК-3.11) [10].

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

119

Учебный план подготовки социальных педагогов по направлению 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения построен на модульной системе, включившей в себя 14 модулей: коммуникативный, социально-гуманитарный, экономико-правовой, информационнокоммуникационный, естественно-научная картина мира и безопасный образ жизни, теоретико-методологические основы общей и социальной педагогики, общей и социальной психологии; междисциплинарные основы системы профилактики девиантного поведения; организация и управление процессом профилактики девиантного поведения; практика психологического сопровождения лиц с отклонениями в поведении; дифференциация и индивидуализация профилактики девиантного поведения и др. [7]

Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи носит междисциплинарный характер, поэтому студенты по данной специальности должны овладеть знаниями в области социологии, психологии, медицины, юриспруденции, общей и социальной педагогики и др. [1].

Теоретической основой разработки учебного плана по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» являлись труды таких ученых, как М.А. Але-маскин, Б.Н. Алмазов, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.С. Битенский, Н.Н. Верцинская, Н.М. Ветров, В.И. Загвязин-ский, А.И. Захаров, Ю.А. Клейберг, А.И. Кочетов, В.М. Литвишков, А.Е. Личко, А.С. Макаренко, Э.Ш. Натанзон, И.А. Невский, О.А. Селиванова, Н.А. Сирота, Л.Б. Шнейдер, В.М. Ялтонский и др.

При подготовке социальных педагогов - будущих специалистов в области профилактики девиантного поведения большое внимание уделяется их профессиональной компетентности в сфере психологического знания. С этой целью читаются такие отрасли психологии, как общая, социальная, педагогическая, специальная психология, психология развития и возрастная психология, психология личности, психология семьи, психология конфликта, психологическое консультирование и психологическая коррекция, психологическая диагностика и компьютерная психодиагностика.

Будущие социальные педагоги в значительной мере должны овладеть технологическими компетенциями, на формирование которых направлен блок дисциплин «Технологии профилактики девиантного поведения», включающий материалы дисциплин «Методика и технология работы социального педагога», «Организация досуга детей и подростков», «Тренинг профессионального общения», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Технологии социально-педагогической работы за рубежом», «Организация социально-педагогической работы с населением», «Теория и практика социально-педагогической работы с детьми улиц», «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье и школы», «Практическая психотерапия и психокоррекция», «Практикум по социально-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков», «Организация работы социально-педагогических служб», «Социально-правовая работа в пенитенциарных учреждениях», «Психолого-педагогическая диагностика и экспертиза», «Оценка рисков в образовательной и социальной среде» и др. [5].

Значительное место в учебном плане уделено формированию практико-ориентированных компетенций на различных видах практики. Всего за период обучения предусмотрено 6 практик: 2 учебные и 4 производственных (социально-педагогическая, супервизия, НИР, преддипломная).

Выпускник по данному направлению подготовки может осуществлять профессиональную деятельность в администрации городских и сельских поселений, социокультурных центрах, образовательных организациях, учреждениях (отделениях) социальной защиты населения, учреждениях культуры, учреждениях физкультуры и спорта.

В Ростовской области создана развернутая инфраструктура органов и учреждений, позволяющая эффективно решать задачи помощи семьям с детьми: в системе образования функционируют 87 детских домов и школ-интернатов; 16 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центров), 16 центров психолого-педагогической помощи, 7 домов ребенка системы здравоохранения, 28 социально -реабилитационных центров для несовершеннолетних, 7 социальных приютов для детей и подростков, 6 центров социальной помощи семье и детям, 3 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, Сегодня на территории Ростовской области расположены 18 учреждений, в том числе колония-поселение, воспитательная колония для несовершеннолетних, женская исправительная колония, межобластная туберкулезная больница для осужденных, лечебно-исправительное учреждение, 5 следственных изоляторов [5].

Овладение теоретическими и практическими знаниями в области психолого-педагогической профилактики девиантного поведения позволит подготовить социальных педагогов как высококлассных специалистов со сформированными ключевыми, базовыми и специальными компетенциями.

Литература

1. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж.: МОДЭК, 2002. - 416 с.

2. Гура В.В. Компетентностный подход при подготовке социальных педагогов //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. № 2. 2006. С. 3-11.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования //Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

4. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. - М., Юрайт, 2011. - 797с.

5. Рыжова О.С. Региональные аспекты психолого-педагогической подготовки социальных педагогов на современном этапе. Материалы V Международной научно-практической конференции «Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования» (20-21 ноября 2014 г., г. Ростов-на-Дону). В 2 ч. Ч.2

- Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2014. с. 286-292.

6. Рыжова О.С. Тенденции и проблемы развития российского профессионального образования на современном этапе. Сборник научных трудов SWorld.

- Выпуск 4(37). Том 16. - Одесса: Куприенко СВ, 2014. С. 9-18.

7. Рыжова О.С., Варлакова Ю.В. Сущность психо-

лого-педагогической профилактики зависимого поведения старших подростков в условиях общеобразовательного учреждения. Социально-педаго-

гические проблемы детей и молодежи: Сборник научных трудов (с международным участием). Выпуск десятый. - Ростов н/Д, 2014. С.359-365.

120

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

8. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. В.И. Загвязинского, О.А. Селивановой. -М.: Юрайт, 2012. - 405 с.

9. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru /70183566/ #ixzz3fk

Yvk0e4

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Специалитет. Педагогика и психология девиантного поведения http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/5507061

3/

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

В СТРАНАХ АЗИИ

Сагалеев Андрей Сергеевич

Д-р пед. наук, доцент, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

Дашибальжиров Баир Дашиевич

Канд. пед. наук, доцент Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты анализа систем физической культуры и спорта Кореи, Японии и Китая. Показано, что наряду с европейской и американской можно констатировать факт существования и бурного развития азиатской модели управления физической культурой и спортом.

ABSTRACT

The article presents the results of analysis the systems of physical culture and sport in Korea, Japan and China. It is shown that alongside with the European and American systems the Asian model ofphysical culture and sport management has been developing actively.

Ключевые слова: американская, европейская модели спорта, азиатский спорт, азиатская модель физической культуры и спорта.

Key words: American, European sport models; Asian sport; Asian model of physical culture and sport.

В настоящее время в мире функционируют американская и европейская модели спорта (1). Однако упоминаний, несмотря на все признаки, об азиатской модели не встречается. Между тем, рассматривая физическую культуру и спорт в азиатских странах, следует сказать, что еще полвека назад трудно было предположить, что самые крупные мировые форумы будут проводиться в Азии. Тем не менее это стало реальностью. Впервые на азиатском континенте Олимпийские игры были проведены в 1964 г. в Токио, в последующем игры проходили в Сеуле в 1988 г. и в Пекине в 2008 г. Они показали миру высокий уровень промышленного производства, развития высоких информационных технологий и растущий уровень жизни в этих странах. Настоящей революцией стал чемпионат мира по футболу 2002 г., проводившийся в Корее и Японии. Самой большой сенсацией стало успешное выступление сборных Кореи и Японии. На четырех последних Олимпийских играх азиатские спортсмены показали высокие результаты не только в традиционных для них видах спорта, но и видах спорта, в которых им никогда не удавалось достичь сколько-нибудь заметных успехов. Но то, что увидел весь мир в 2008 г. на Олимпиаде в Пекине превзошло все ожидания.

Анализ этого феномена для российского спорта, который заметно сдал свои позиции [6] и только сейчас выходит из кризиса, является весьма важным и поучительным, поскольку Россия - это как европейская, так и азиатская страна.

В связи с этим необходимо отметить следующее. Успехи азиатского спорта стали возможными в значительной степени благодаря тому, что азиатские государства, сохраняя культурное своеобразие, смогли освоить преимущества западного мышления и осуществить стратегический прорыв. Так, например, огромные успехи китайского спорта стали возможными благодаря диалектически

перенятому опыту подготовки спортсменов в Советском Союзе, кстати, в значительной степени забытому в нынешней России [7].

В Республике Корея до 1961 г. не существовало полноценной государственной структуры, последовательно и качественно проводящей политику в области физической культуры [2]. Основная стратегия физической культуры страны: повышение авторитета страны за рубежом, активизация международного спортивного обмена, популяризация физкультуры среди населения и подготовка элитных спортсменов. Популяризация физической культуры предусматривала три основных элемента: 1) увеличение количества занимающихся; 2) внедрение и организация школьных занятий; 3) выработка у населения положительного отношения к занятиям физкультурой и спортом. Достижения корейских спортсменов (по результатам мировых первенств и Олимпийских игр страна входит в 10 сильнейших), социальная активность населения в сфере физической культуры стали итогом эффективной управленческой деятельности государства.

В Корее в управлении физической культурой страны важную роль играет Корейская ассоциация любительского спорта (КАЛС). В политике государства особо выделяются три направления: физическая культура в школах; социальная физическая культура; элитный спорт. Существует 4 программы физической культуры школьников: обязательная; дополнительная (для желающих

получить наиболее высокий уровень подготовленности); спортивная (предусматривающая занятия в избранных видах спорта во внеучебное время); подготовка и участие в спортивных состязаниях (для школьников-спортсменов).

Большой прорыв в развитии физической культуры и спорта наблюдался во время Олимпийских игр в Сеуле 1988 г. Это великолепно организованное событие открыло Корею всей планете. До начала игр лишь немногим в мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.