Научная статья на тему 'Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения'

Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эргардт Ольга Робертовна, Пронина Нина Анатольевна

авторы обращают внимание на способы формирования ключевых компетентностей на уроках литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения»

Мастер-класс

УДК 372.8

Эргардт О.Р. Пронина Н.А.

Компетентностный подход к изучению литературы в рамках предпрофильного обучения

Как сформировать ключевые компетентности на уроках литературы?

Аннотация: авторы обращают внимание на способы формирования ключевых компетентностей на уроках литературы.

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, деятельностный подход, учебная проблемная ситуация.

Культура современного человека - это умение общаться с Миром, видеть, слышать его, восхищаться им, беречь его, чувствовать в нем свое место и свою опору. Что лучше литературы поможет молодому человеку разобраться в существующих нравственных проблемах, приобщить его к вечным духовным ценностям, найти и познать в себе Человека. Подготовить выпускника к встрече с самим собой и со своим Будущим - вот, что важно. Дело это очень непростое и деликатное.

Итак, овладеть основами литературоведческого анализа не то же самое, что научиться жить в современном мире, быть человеком не только критически мыслящим, но и социально защищенным. Таким образом, ученик как субъект должен познать не только учебные, научные, но и психологические, социальные, духовные закономерности и свои личные возможности.

Развитие, обучение и воспитание личности ученика, как на уроках литературы, так и на занятиях элективных курсов по литературе в рамках предпрофильного обучения, в интересах самой личности и общества, подготовка человека к успешной деятельности в современном социуме происходит через формирование ключевых компетентностей. Цель занятий по литературе - повернуть ребенка к общечеловеческому содержанию и значению художественного слова, раскрыть лич-ностно ценный смысл знаний о литературе; обращение с художественным произведением как с «субъектом общения»; формирование способности сопереживать. Компетентностный подход позволяет учителю литературы реализовать субъектно-объектный, интерактивный образовательный процесс, в результате чего возрастает читательский интерес и культура учеников.

Компетентностный подход к изучению литературы ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, когда они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. [2,5,6]

«Компетентностный подход дает понимание того, что ученик овладевает не только предметными знаниями, но и умениями, позволяющими ему действовать в ситуациях риска и активного выбора». [1]

Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учеб-

ное исследование и проектирование. В этом случае «учащийся получает знания не в готовом виде от учителя или из учебников, а преимущественно добывает их в процессе специально организованного поиска новых решений, разработки проектов». [4]

Деятельностный подход предполагает активную субъектность как учителя, так и учащихся, проявляющуюся на всех этапах учебного процесса: совместное целеполагание (создание общей зоны целей) через постановку проблемы по изучаемому материалу, определение способов самостоятельной поисково-исследовательской работы в режиме индивидуально-коллективной мыследеятельности в малых группах, рефлексивное обсуждение результатов, успехов и затруднений.

Организация групповой работы (класс делится на творческие группы по 4-6 человек) в форме диалога и полилога позволяет осуществить «аудиторную мобильность», при которой каждый из участников процесса может определить собственную позицию, высказать ее и соотнести с позициями других. При организации коллективно-индивидуальной мыследеятельности происходит развитие критического мышления, формирование ключевых компетентностей: способности обсуждать проблемные вопросы в режиме консенсума, терпимо относиться к иному мнению, устно и письменно общаться, эффективно работать с информацией, быть готовым к непрерывному самосовершенствованию, т.е. учиться всю жизнь.

Покажем это на примере учебной проблемной ситуации рассказа В.Токаревой «Самый счастливый день» (занятие элективного курса).

Виктория Самойловна Токарева родилась в 1937 году в Ленинграде. Окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано, а затем сценарный факультет ВГИКа.

Начала печататься с 1964 года (первый рассказ «День без вранья» в журнале «Молодая гвардия»), в 1969 году вышел первый сборник ее рассказов в жанре фантастического реализма: «о том, чего не было». Ключевыми произведениями последнего десятилетия писательница называет повести: «Лавина», «Мой мастер», «Антон, надень ботинки!», «Из жизни миллионеров», «Перелом», «Римские каникулы», «Первая попытка», «Маша и Феликс», «Старая собака»; рассказы: «Розовые розы», «Уик-энд», «Как я объявлял войну Японии», «УПК», «Полосатый надувной матрас», «Рождественский рассказ», «Инфузория-туфелька», «Здравствуйте», «Этот лучший из миров», «Гладкое личико» и др.

По сценариям В. Токаревой поставлены фильмы «Урок литературы», «Шла собака по роялю», «Джентльмены удачи» (совместно с Г. Данелия), «Мимино» (совместно с Р Габриадзе - золотой приз Х Московского кинофестиваля), «Поговорим на моем языке» (с Л. Ахеджаковой и Р Быковым), «Летающие качели» и др.

Творчество В. Токаревой - это удивительная возможность увидеть неповторимое в обыденном, открыть необыкновенное чудо в прозе окружающей жизни.

Подтверждением тому может служить рассказ «Самый счастливый день»(1990), который относится к третьему «перестроечному» периоду ее творчества (по классификации самой писательницы). Здесь автор отходит от фантастики, что было характерно для «фантастического реализма» 70-80-х годов, от описания того, «чего не было», а погружает читателя в реальные обстоятельства жизни россиян начала 90-х годов.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

63

Мастер-класс

Незамысловатый, на первый взгляд, рассказ позволяет учителю развернуть дискуссию о смысле жизни, о вселенском предназначении человеческого бытия.

Поиски самого счастливого дня в жизни акселератки-девятиклассницы для написания очередного послеканикулярного сочинения становятся для безымянной героини рефлексивным осознанием жизни своей семьи и окружающих. Самым счастливым для нее оказывается обычный день, когда вся семья вместе, и все счастливы этим единством, теплотой взаимоотношений, осознанием сопричастности, нужности друг другу. Следовательно, счастье - это событие, событийность твоего появления на свет и твоего существования.

Поэтому цели занятия можно сформулировать так:

- осмыслить сущность понятия «счастье» и определить свое отношение к нему;

- понять основной смысл рассказа (идейный замысел автора) через анализ художественных средств текста.

Проблема: счастье? Что это такое? Можно ли быть счастливым каждый день?

После прочтения рассказа (дома или в классе) и первичной рефлексии можно предложить учащимся вопрос: почему героиня рассказа называет счастливым самый обычный день?

Дискуссия организуется фронтально или в микрогруппах с последующим общим обсуждением, которое побуждает учащихся задуматься о том, что такое счастье и может ли быть счастливым каждый день. Ответ, на первый взгляд, банален: каждый счастье понимает по-своему. Но именно такое разноголосие и предопределяет дальнейшую поисково-исследовательскую и рефлексивную деятельность подростков, для реализации которой предлагаются задания для каждой из микрогрупп.

I м/группа. Семья главной героини. Счастливы ли ее родители? Какие художественные средства использует автор для описания жизни семьи и ее обитателей.

II м/группа. Школьный класс героини и его представители. Счастливы ли они и в чем? Какими изобразительными средствами автору удается создать индивидуальные образы одноклассников.

III м/группа. Образ акселератки. Поиски идеала и «жизнь без вранья». Как вы это понимаете?

IV м/группа. Построение Древа понятия на слово «счастье».

Используя текст рассказа, школьники формулируют выводы и публично защищают их. Представитель каждой микрогруппы разъясняет групповую позицию; если есть индивидуальные позиции, то они тоже заслушиваются. Происходит коррекция групповых и индивидуальных позиций. Заканчивается обсуждение ответом на сущностный вопрос ситуации: счастье? Что это такое?

Предполагаемые выводы:

1. Ключевой мотив прозы В. Токаревой - тоска по идеалу. Этим обеспокоены все герои рассказа. Каждый из них пытается найти свой смысл жизни, определить свое понимание счастья. Мама героини считает, что люди живут для страданий, так как «страдания - это норма». Муж-неудачник, «не карьерист и мало зарабатывает», вызывает у нее любовь-жалость, любовь-страдание, что этнически присуще русской женской душе. В. Токарева считает, что женщина чувствует тоньше, она создана природой и прочнее, и красивее. Она запрограммирована на репродукцию человека, а это значит - на любовь. Истинная любовь, по Токаревой, в семье, а не на стороне.

2. Писательской манере В. Токаревой присущ мягкий и тонкий юмор, своеобразно окрашивающий забавные, а порой обычные обстоятельства, в которые попадают ее герои. Иронической интонацией пронизаны диалоги главной героини с самой собой. Именно через интонацию словесных диалогов проявляется интуиция, добрый талант писательницы. Главная героиня воспринимает жизнь не как испытание, а как благо. Поистине счастливой ощущает себя девочка-подросток в минуты свободы, когда не надо «ни к кому приспосабливаться», когда «на тебя не давят», когда можно делать все, что хочешь.

3. «День без вранья», жизнь без вранья является кредо писательницы. Видимо, это позволило Ю. Нагибину написать после выхода ее первого рассказа: «Токарева смотрит на мир так, как будто другие глаза его еще не видели, будто ей дана возможность впервые обнаружить природу и суть вещей».

4. Становится понятным, почему наша героиня, в отличие от многих соучеников, выбирает счастливым обычный день, когда они «с папой пошли утром в кино, а после поехали к бабушке». Это был не самый счастливый день в ее жизни (самый - впереди), но это было «невыразимо прекрасно», потому что «все были вместе и все любили друг друга и чувствовали одно и то же. И были как дерево: бабушка - корни, папа - ствол, а я - ветки, которые тянутся к солнцу».

При разнообразии точек зрения учитель, как равноправный участник учебного процесса, может поделиться и своими мыслями: да, счастье каждый понимает по-своему. Но если человека рассматривать как духовноприродное саморазвивающееся уникальное явление, то рождение человека, когда погибли тысячи неоплодотворенных клеток, уже счастье, бесценный дар природы, который оплачивается непрерывным самовосхождением, совершенствованием. Рождение - это и есть высочайший смысл жизни, счастливый случай события.

Думается, что такое прочтение рассказа усилит способность учащихся «видеть сердцем и чувствовать душой».

Предлагаемый опыт реализации компетентностного подхода к изучению литературы не противоречит целям Государственного стандарта образования, направлен на формирование компетенций у учащихся - «готовности учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». [3]

Литература

1. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальных школ. \ А.Г. Кас-пржак и др. Под редакцией А.Г. Каспржака и др.; М.: Просвещение, 2004. 416с.

3. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Издательство «Дрофа», 2008.

4. Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. -Санкт-Петербург: издательство «КАРО», 2008.

5. Вербицкий А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание. //

6. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.