КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ДЛЯ УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТУДЕНТА В МИР ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Е.А. Сорокина, старший преподаватель Челябинский государственный университет (Россия, г. Челябинск)
DOL10.244W2500-Ж0-2021-U-1-99-m
Аннотация. В статье обосновано, что новая модель образования требует учета современных изменений в мире, инициированных пандемией, а также обобщенных экспертных оценок и аналитических прогнозов по развитию рынка труда. Рассмотрена четырёхуровневая модель компетентностей; выявлено, что цифровая финансовая грамотность перешла с уровня контекстных навыков на уровень кроссконтекстных. Сделан вывод, что выдающаяся роль в стимулировании цифровой конкурентоспособности выпускников ВУЗов принадлежит генерированию знаний и развитию талантов в сочетании с эффективным регулированием системы образования и обновлением инфраструктуры для оптимизации педагогического процесса формирования цифровой финансовой грамотности.
Ключевые слова: цифровая финансовая грамотность, педагогический процесс, образовательная модель, компетентностный подход, кроссконтекстные навыки.
В условиях пандемии COVID-19 существенно возросла роль финасовой цифровой грамотности студентов, а потому, роль ВУЗов в формировании интеллекутально-го капитала приобрела особую актуальность. В сложившихся условиях как никогда ценно оказание помощи в построении устойчивых и гибких педагогических систем, в частности, крайне важны проекты в сфере высшего образования - создание оптимальных условий для приобретения выпускниками навыков, которые необходимы для получения высокооплачиваемой работы и одновременно отвечают потребностям, возникшим в условиях пандемии в связи с усилением диджитализации экономики, отрасли образования и рынка труда.
Если в перечне необходимых навыков выпускника ВУЗа 2020 г., по сравнению с топ-10 2015 г., произошли незначительные изменения: вместо навыков контроля качества и активного слушания появились эмоциональный интеллект и когнитивная гибкость, то в перечне 2025 г., который был оглашён в октябре 2020 г. в рамках World Economic Forum, возникли новые навыки, которые связаны с созданием и развитием технологий [4]. Однако, чтобы общество могло выиграть от цифровиза-ции, оно должно способствовать развитию
интеллектуальной силы, обладающей крепким базисом цифровой финансовой грамотности. Данная миссия на сегодняшний день полностью ложится на ВУЗы страны, которые вынуждены адаптироваться и трансформироваться под воздействием внешних факторов [5].
Исходя из вышесказанного, цель данной статьи - исследовать возможности применения компетентностного подхода для успешной интеграции студента в мир цифровой финансовой грамотности посредством новой модели образования.
Необходимость совершенствования основ цифровой финансовой грамотности обусловлена тем, что сегодня все отрасли нуждаются в высококвалифицированном персонале, который способен адаптироваться к быстро изменяющейся среде и учиться на протяжении всей жизни. Цифровая экономика становится основой все большего количества операций и неотъемлемой частью экономической системы в целом, поэтому формирование финансовой цифровой грамотности студентов - это насущная и «экстренная» проблема педагогики Высшей школы.
Современный компетентностный подход в высшем образовании предполагает разделение навыков на общие (универ-
сальные - мягкие, гибкие, то есть «soft skills») и специальные (профессиональные - жесткие, то есть «hard skills»). Специальные навыки имеют узкую, профессиональную, сферу применения, поскольку связаны с выполнением конкретной работы, результат которой легко проверить и измерить. Общие навыки имеют широкую сферу применения и не ограничиваются только профессиональной деятельностью. Им сложнее обучить, наглядно продемонстрировать, проверить, измерить, но они являются универсальными и могут быть использованы в разных контекстах [2].
Традиционная система образования предусматривала формрование цифровой финансовой грамотности и построение образовательных программ с акцентом на формирование профессиональных навыков. Новая модель образования ориентируется не только на передачу знаний и развитие навыков, но и на поддержку становления и непрерывного развития человека во всех сферах жизнедеятельности. Формирование новой модели компетенций требует изменений в системе передачи знаний, умений, навыков, то есть изменений непосредственно самой системы образования. Страны, которые уже перешли к новой модели обучения в Высшей школе, имеют структуру рынка труда на котором значительный удельный вес (до 25% в структуре занятости) занимают профессионалы, способные работать в условиях неопределенности и обладают прочным базисом цифровой финансовой грамотности [3].
То есть, вместе с приобретением профессиональных компетентностей происходит формирование навыков развития личности, которым в традиционной образовательной модели ранее практически не уде-
лялось внимания, поскольку они считались второстепенными. На сегодня страны-лидеры активно трансформируют образовательные системы, концентрируясь на развитии цифровой финансовой грамотности, привлекают лучших специалистов в сферу образования и максимально используют возможности цифровизации.
Итак, учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что в современных условиях, когда рабочая среда постоянно меняется, а рынок труда требует все меньше узкоспециализированных профессионалов и все больше специалистов, имеющих междисциплинарную подготовку, возникает насущная потребность в построении ком-петентностной модели с принципиально новым подходом к определению набора навыков, которые должны составлять ее основу. Одним из ключевых является навык управления цифровыми финансами - цифровая финансовая грамотность [1].
Исследования в сфере нейронаук, направленные на изучение человеческого потенциала, доказывают, что способность достигать успеха в различных контекстах жизни зависит не только от владения знаниями и навыками, а в первую очередь -от образа мышления и наличия наставников рядом [6]. Таким образом, ВУЗы должны формировать способности студентов к метаучению, что будет способствовать трансформации глубинных установок. Новая модель образования потребует учета данных аспектов, а также обобщенных экспертных оценок и аналитических прогнозов по развитию рынка труда. В основе такой образовательной модели должна быть новая модель компетентностей, которая будет состоять из четырех уровней навыков (рисунок 1).
Рис. 1 Модель компетентностей (составлено на основе «Future skills» [4])
В основу модели положены экзистенциальные навыки - универсальные навыки, которые человек приобретает и применяет на протяжении всей жизни в различных контекстах (способность ставить и достигать цели, самосознание и способность к саморефлексии, способность учиться и переучиваться). Следующий уровень составляют метанавыки, которые раскрываются в решении особых задач в различных сферах. В совокупности первые два уровня модели формируют способность управлять внутренним и внешним миром. Следующий уровень составляют кросскон-текстные навыки, которые применяются в более широких сферах общественной или личностной деятельности: тайм-менеджмент, навыки работы в команде и т.д. Все эти три уровня навыков можно отождествить с «soft skills», но они значительно шире по содержанию. На верхнем уровне находятся контекстные навыки (к ним относится большинство «hard skills»), которые применяются, развиваются и изменяются в конкретном профессиональном контексте.
Такая модель, с одной стороны, включает совокупность общих (три первых уровня) и специальных (четвертый уровень) навыков, но она значительно шире по смыслу и имеет приоритетный акцент на формирование именно общих навыков. На кросконтекстные навыки опирается любая деятельность, а контекстные - могут изменяться в соответствии с выполняемыми задачами.
Место цифровой финансовой грамотности в этой модели также меняется. Так, если в традиционной модели компетенций, которая была жизнеспособна до пандемии COVID-2019 формирование цифровой финансовой грамотности происходило на уровне «hard skills», поскольку она была нужна в большей степени в контексте определенных профессий, то в современной модели компетенций её формирование
является необходимым условием развития личностной компетентности, реализуемой как в профессиональном, так и в индивидуальном контексте, но на разных уровнях.
Таким образом, ключевая цель педагогической системы современных ВУЗов заключается в генерировании знаний и развитии талантов в сочетании с эффективным регулированием системы образования и обновлением инфраструктуры, которая будет способствовать оптимизации педагогического процесса для лучшего формирования цифровой финансовой грамотности. Необходимо сбалансировать её теоретический и практический базис. Для достижения первой задачи, которая ложится на образовательную систему ВУЗа -предоставления багажа знаний о современном состоянии, структуре, функциях, параметрах и границах мира цифровых финансов - рационально использовать современные активные методы обучения (лекции с использованием компьютерных технологий, бинарные лекции, учебные пресс-конференции, деловые игры-имитации, научные учебные проекты, кейс-задания, тренинги и т.д.), необходимо создание онлайн-курсов. Для отработки навыков применения цифровой финансовой грамотности необходимы практические занятия, которые будут реализовы-ваться в виде лабораторных работ на компьютере и включать исследование, понимание и оперирование аналитическими и компьютерными экономико-
математическими моделями для анализа, прогнозирования, планирования, принятия решений в области цифровых финансов. Использование виртуальных учебных тренажёров, цифровых ассистентов, разработка веб-программ и приложений для новых задач образования - насущная необходимость, которая требует незамедлительного финансового и интеллектуального инвестирования.
Библиографический список
1. Burbules N.C., Fan G., Repp P. Five trends of education and technology in a sustainable future //Geography and Sustainability. - 2020. - Т. 1. - №. 2. - С. 93-97.
2. Dindas H. Future Skills and Competence Development in the Focus of Transfer Didactics: Trends and Challenges in Higher Education //Voices from the Classroom: A Celebration of Learning. - 2021. - С. 75-81.
3. Whiting K. These are the top 10 job skills of tomorrow-and how long it takes to learn them //World Economic Forum. - 2020. - Т. 21. - C. 110-117.
4. World Economic Forum (WEF). Электронный ресурс. URL: https://www.weforum.org/ agenda/2020/10/top-10-work-skills-of-tomorrow-how-long-it-takes-to-learn-them/ (дата обращения 30.10.2021).
5. Исмаилова Н. П., Рамазанова П.К. Модернизация образования в условиях цифровой экономики //Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №. 1 (80). - С. 212-215.
6. Кузнецов Н.В. и др. Подготовка кадров для реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» //Современные проблемы науки и образования. - 2020. - №. 1. - С. 25-28.
COMPETENCE-BASED APPROACH FOR SUCCESSFUL INTEGRATION OF A STUDENT INTO THE WORLD OF DIGITAL FINANCIAL LITERACY
E.A. Sorokina, Senior Lecturer Chelyabinsk State University (Russia, Chelyabinsk)
Abstract. The article proves that the new model of education requires taking into account modern changes in the economy initiated by the pandemic, as well as generalized expert assessments and analytical forecasts on the development of the labor market. A four-level model of competencies is considered; it is revealed that digital financial literacy has movedfrom the level of contextual skills to the level of cross-contextual ones. It is concluded that an outstanding role in stimulating the digital competitiveness of university graduates belongs to the generation of knowledge and the development of talents in combination with effective regulation of the education system and updating the infrastructure to optimize the pedagogical process of digital financial literacy formation.
Keywords: digital financial literacy, pedagogical process, educational model, competence approach, cross-contextual skills.