УДК 378
М.И. Малетова, Л.А. Новикова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Изменения, происходящие в современном обществе, серьезно влияют на ландшафт современного рынка труда и предъявляют новые требования к созданию кластера компетенций, которыми должен обладать современный молодой профессионал. Дальнейшее совершенствование информационных технологий, трансформации современного общества ставят учреждения высшего образования перед новыми вызовами и необходимостью модернизации современного образования. Междисциплинарность, интеграция и синергия современных областей знания становится реальностью современного образования. Цифровизация всех сфер общественной жизни, в том числе и системы образования, приводит к необходимости развития цифровой грамотности. Чтобы ответить на вызовы современного профессионального сообщества, высшее языковое образование трансформирует программы обучения иностранным языкам, вводя модули и интерактивные методы обучения, обеспечивающие синергию универсальных компетенций и цифровизации обучения. Авторы статьи анализируют современные теоретические основы и подходы к развитию цифровой грамотности в процессе обучения иностранным языкам и представляют результаты исследования, основанные на разработке и внедрении модуля обучения цифровой грамотности и коммуникации в сетях в программу обучения иностранным языкам в Удмуртском государственном университете и Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Исследование проведено в русле компетентностного, личностно-деятельностного и коммуникативного подходов. В программе обучения применяются активные и интерактивные методы и практики обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: цифровая грамотность, интерактивные методы, компетентностный подход, интегративность и синергия обучения, модуль обучения, личностно-деятельностный подход, вызовы в образовании.
DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203
Введение
В последние десятилетия в русле компетентностного подхода активно разрабатываются разнообразные концепции и рамки компетентностей, в большинстве которых утверждается, что компетентность - это способность действовать, решать определенные задачи на основе соответствующих знаний, умений и навыков. В современной психолого-педагогической литературе используются разные термины для обозначения способностей, которыми должен обладать человек в 21 веке: «навыки 21 века», ключевые компетенции, «мягкие» навыки, глобальные навыки и компетенции, универсальные компетенции, но, как показывает анализ литературы, нормативных документов и стандартов, данные термины употребляются зачастую как синонимы [1]. Согласно ФГОС ВО 3 + +, в рамках освоения программы бакалавриата, выделяются следующие категории универсальных компетенций: системное и критическое мышление (УК - 1), разработка и реализация проектов (УК - 2), командная работа и лидерство (УК - 3), коммуникация (УК - 4), межкультурное взаимодействие (УК - 5),формирование и развитие которых напрямую зависит от уровня сформированности ключевых навыков, компетенций и грамотности студента [6]. К перечню ключевых навыков относится одна из значимых компетенций, без которой сложно представить современное профессиональное образование в век цифровизации, -это сформированность цифровой компетентности.
Ключевые компетенции и базовые навыки грамотности, по мнению ученых и специалистов в данной области, должны быть сформированы до поступления в вуз, в процессе обучения в школе. Однако, во-первых, жизненно важные компетенции могут утрачиваться, изменяться или приобретаться в течение всей жизни, поскольку изменяются экономические, технологические и социальные условия жизни. Во-вторых, практика преподавания в вузе свидетельствует о наличии проблем в области сфор-мированности ключевых навыков студентов, что подкрепляется и объективным мониторингом, проводимым международной программой для оценки образовательных достижений учащихся PISA 2018. Россия, по данным тестирования 2018 г., занимает 31 место (по чтению) и опустилась в рейтинге на три позиции с 2016 г. В-третьих, мы полагаем, что ключевые навыки - это основа для формирования и развития универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, и если по какой-либо причине они не сформированы в школе, то вуз должен восполнить этот пробел, иначе у студента будут проблемы и с академической успеваемостью, и с формированием его как профессионала.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречиями между необходимостью формирования универсальных компетенций студентов вуза и низким уровнем грамотности, слаборазвитыми ключевыми (базовыми) навыками студентов первого курса, на основе которых формируются данные компетенции. В связи с этим, цель настоящего исследования состоит в выявлении дидактического и образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» для развития цифровой грамотности студентов как основы формирования критического мышления и универсальных компетенций.
Основные задачи исследования заключаются, во-первых, в уточнении понятий информационная грамотность и цифровая грамотность; во-вторых, в определении компонентов цифровой грамотности; в-третьих, в выявлении образовательных возможностей вуза в создании цифровой среды, способствующей развитию цифровой грамотности студентов в рамках предметных дисциплин. Данное исследование ориентировано на создание дидактических условий, способствующих развитию цифровой грамотности на занятиях по иностранному языку.
Научная новизна исследования состоит в том, что к проблеме формирования информационной компетентности и цифровой грамотности студента, по нашему мнению, следует подходить интегра-тивно, учитывая синергию между видами деятельности и междисциплинарность предметных связей.
Дискуссия
Ключевые компетенции воспринимаются как универсальные способности для осуществления успешной деятельности. Для ключевых компетентностей характерны следующие признаки: интегра-тивная природа (совокупность близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности); многофункциональность (способность решать разнообразные проблемы); надпредметность, междисциплинарность, универсальность; наличие развитых интеллектуальных навыков; применение в повседневной жизни. Большинство ученых сходятся во мнении, что ключевые компетенции - это не только знания, умения и когнитивные способности. Современному человеку необходимо обладать комплексными способностями, чтобы отвечать на вызовы времени. В 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» были обсуждены и сформулированы ключевые компетенции, которыми должно «вооружить» образование молодых людей: политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и др.); межкультурные компетенции; коммуникативные компетенции; информационно-технологические компетенции (владение новыми технологиями, способность критически относиться к информации и др.); способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане - профессиональная компетенция [2].
В проекте DeSeCo (Определение и выбор ключевых компетенций) была предпринята попытка определить специфику ключевых компетенций, которая заключается в том, что понятие компетенции должно включать в себя комплекс умений: мотивационных, когнитивных, моральных, эмоциональных, социальных, - а также ценности и поведенческие аспекты. Ключевые компетенции, по мнению авторов проекта, необходимы и значимы для успешной жизни и востребованы в разных сферах деятельности людей. В данном проекте ключевые компетенции распределены на три категории: интерактивное использование информационных средств и технологий; взаимодействие с людьми в различных группах и культурах, в том числе в интернет-пространстве; способность действовать автономно. Центральное качество для формирования и развития компетенций - это рефлексия, как механизм критической оценки своих действий, умение делать выводы из своего опыта и изменить свое поведение, привычки, негативные стереотипы [11].
Опираясь на анализ 180 национальных и международных систем компетентностей, российские ученые определили три основные (ключевые) универсальные компетентности в системе среднего и высшего образования: компетентность мышления (познания), социальная компетентность, компетентность взаимодействия с собой и два вида грамотности: инструментальная и контекстная [7.С. 11]. Основой формирования и развития компетентностей является базовая инструментальная грамотность, которую необходимо сформировать в процессе обучения в школе. Помимо традиционной базовой компетентности чтения, письма, счета, под влиянием стремительно развивающихся технологий и цифровизации общества, грамотность стали определять, как способность понимать, анализировать, создавать информацию [18]. L. Limberg, O. Sundin, S. Talja определяют информационную грамотность как способность поиска, сбора, анализа, критического оценивания и использования информации для решения задач [15].
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
С развитием цифровых технологий и их проникновением во все сферы жизни появляется и новое понятие - цифровая грамотность, которая определяется комплексом знаний и умений, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов [5]. Г. У. Сол-датова разработала концепцию цифровой компетентности, структура которой включает знания, умения и навыки, мотивацию, ответственность, реализующиеся в разных сферах деятельности в цифровой среде. Исходя из этого, ученый выделяет четыре вида цифровой компетентности: информационная и медиакомпетентность; коммуникативная компетентность, техническая компетентность и потребительская компетентность [8].
Проблемы цифровой среды, культуры, цифрового пространства активно исследуются зарубежными учеными. Рассматривая цифровую компетентность как синоним цифровой грамотности и как одну из восьми ключевых компетенций, европейские ученые разработали рамку цифровой компетентности для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens), включающую пять областей: информационную грамотность, коммуникацию и сотрудничество, создание цифрового контента, безопасность, решение проблем [11]. К. Дэйвис, А. Амброуз, М. Оранд считают, что необходимо учитывать три важных для образования контекста цифровой среды: личные интересы молодых людей, культуру сверстников и обучение. Интеграция трех аспектов обеспечивает эффективную среду обучения и вовлекает студентов в активный образовательный процесс. Студенты становятся активными участниками, а не пассивными потребителями информации [10.С.34]. М. Хофф обращается к вопросу цифровых пространств, посредством которых молодые люди расширяют границы коммуникации и репрезентации, и подчеркивает, что такое коллаборативное и интерактивное мышление развивают те участники, кто стремится поделиться, приобрести, распространить знания [13.С.94-96].
Таким образом, большинство ученых рассматривает информационную и цифровую компетентность как необходимую составляющую современного образования, как ключевой навык, необходимый для успешной жизнедеятельности в современном мире, который должен формироваться в цифровой среде в различных контекстах и форматах. В данной работе мы будем придерживаться термина «информационная грамотность» и «цифровая грамотность», акцентируя обязательное наличие у современного человека данной способности для успешного функционирования в информационном (цифровом) обществе.
Теоретический анализ исследований по проблемам цифровой грамотности позволяет сделать вывод о сущности данного понятия: цифровая грамотность - это способность эффективно и безопасно применять цифровые технологии, использовать цифровые знания, умения и навыки для решения проблем в определенном контексте (сфере деятельности). В структуре цифровой грамотности целесообразно выделить информационную грамотность, коммуникативную компетентность (в области сетевого взаимодействия на основе цифровых технологий), личностные качества (мотивация, ценности, критическое мышление, этика, рефлексия). Процесс формирования цифровой грамотности направлен на овладение:
- знаниями информационных ресурсов и контента цифровой среды, основных алгоритмов поиска информации; знаниями особенностей взаимодействия в цифровой среде в определенном контексте; знаниями рисков и угроз в цифровой среде, а также мер по обеспечению безопасности;
- умениями эффективного поиска, анализа, структурирования, оценки информации и контента в цифровой среде; умениями создания, редактирования и представления цифрового контента; умениями эффективного взаимодействия в цифровой коммуникации;
- навыками анализа и оценки качества и надежности информации и цифровых данных; навыками ориентации в цифровой среде;
- способностью осознанно и целенаправленно использовать ресурсы цифровой среды для решения проблем и задач в определенном контексте.
Парадокс заключается в том, что современное школьное образование должно сформировать информационную грамотность учащихся для успешной жизнедеятельности и дальнейшего обучения в цифровом обществе, но лишь небольшая доля выпускников обладает информационной грамотностью [17]. В вуз поступают учащиеся с разным набором и уровнем компетенций, но практически все с детства постоянно пользуются цифровыми устройствами. Наряду с положительными свойствами использования современных информационных технологий, с позитивными характеристиками цифровой среды - многозадачность, многоязычность, поликультурность, наличие дидактического потенциала для развития личности, возможность конструирования собственной траектории развития и обучения
и т. д., ученые все чаще отмечают и отрицательное воздействие данных технологий. Современное поколение студентов, по мнению психологов, педагогов, медиков, обладает «кликовым», «клиповым», «контентным» мышлением, что не всегда является положительным моментом при обучении студентов. К негативным последствиям использования цифровых технологий относятся: интернет-зависимость; дефицит внимания, неспособность сосредоточиться; фрагментарность восприятия информации; отсутствие логики, аналитических навыков; низкий уровень развития внутренней речи, снижение уровня рефлексии вследствие сканирующего способа работы с информацией; низкий уровень эмпатии [4]. Однако, в системе высшего образования не всегда учитываются особенности современных студентов, особенности их типа мышления, несформированность умения «учиться», низкий уровень развития ключевых компетенций.
Результаты исследования
Практика преподавания в вузе, а также анкетирование, тестирование и опросы студентов первого курса в начале учебного года, свидетельствуют о наличии проблем в формировании данного феномена. Несмотря на высокий уровень владения навыком поиска информации в сети, студенты не всегда способны оценить, проанализировать и использовать информацию из текстов для освоения и формирования знаний. Следует обратить внимание что, половина студентов из числа опрошенных не справляются с оценкой качества, пользы, ценности, релевантности информации, что говорит о неразвитой способности к интерактивному использованию знаний и информации. Способность к интерактивному применению технологий предполагает взаимодействие с ними в повседневной жизни. Бурное развитие веб-технологий расширило диапазон и среду общения. Студенты в подавляющем большинстве не только участвуют в жизни социальных сетей, но и используют их для образовательных и учебных целей. Но лишь единицы знают элементарные правила общения в сетевых сообществах, немногие осведомлены о потенциальных опасностях и рисках цифрового общения.
Для решения выше обозначенных проблем в области формирования ключевых навыков и компетенций, в данном случае цифровой грамотности, с учетом особенностей мышления современных студентов, существует два подхода. Первый заключается в том, чтобы проводить дополнительные курсы, нацеленные на формирование ключевых компетенций. Второй подход подразумевает параллельное освоение ключевых навыков и компетенций и профессиональную подготовку в вузе. Поскольку ключевые навыки интегрируются в образовательном процессе с профессиональными знаниями, вполне вероятно, что студент будет использовать их в профессиональной деятельности. Несмотря на то, что общепризнанной дидактической теории формирования цифровой грамотности нет, но многие дисциплины в вузовском образовании обладают потенциалом для решения данной проблемы, в частности огромный дидактический потенциал имеет дисциплина «Иностранный язык» для формирования цифровой грамотности студентов вуза.
Н. Иоголевич, С. Васюра, М. Малетова, на основе своего исследования, предлагают проводить мониторинг использования современных технологий в образовательных учреждениях, а также сформировать комплекс педагогических и психологических мер, чтобы предотвратить интернет зависимость студентов. С другой стороны, вводя новые интерактивные и активные методы взаимодействия в сети, возможно мотивировать студентов к использованию новых технологий, развивать коммуникативную и цифровую компетентность, способствовать развитию умения вести обсуждение, отстаивать свою точку зрения, выражать свою позицию, используя социальные медиа, различные интернет платформы, и потенциал электронного обучения своего вуза [14.С. 46]. По мнению K. Дэвиса, исследования в области цифровых технологий и медиа образования позволят выявить вызовы и возможности, что позволит студентам использовать более широкие перспективы обучения и обогатить свой опыт обучения [10.С. 31-47].
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения и принципы компетентностного, личностно-деятельностного, конструктивистского подходов [3; 9]. Механизм формирования и развития грамотности аналогичен механизму развития компетентности: способность человека эффективно функционировать в цифровой среде формируется на основе применения полученных знаний и умений на практике, в деятельности. Ориентация деятельности на цифровую среду акцентирует необходимость использования технологий смешанного обучения (blended learning), когда в образовательном процессе происходит сочетание различных способов подачи учебного материала -очного, электронного и самостоятельного обучения. Для обучения цифровой грамотности в образова-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
тельном процессе по иностранному языку, применительно к цели нашего исследования, целесообразно использовать дидактические модели: Интегрированная мультимодальная модель, модель «Обучение через исследование» [16]. Интегрированная мультимодальная модель имеет следующие компо -ненты: содержание обучения, включающее использование разнообразных модальностей и контента (текст, аудио, видео лекция, видеофильм и т.д.) для построения деятельности в цифровой среде и для создания индивидуальной среды деятельности и общения; социальная поддержка (блоги, чаты); дискуссионные формы работы (онлайн и оффлайн форумы, диспуты, беседы); рефлексия (ведение электронных журналов, блогов); совместное обучение (проектная деятельность) и оценочные средства [16.С. 166-190].
Основываясь на теоретических исследованиях зарубежных и отечественных исследователей, а также на собственном опыте наблюдения за работой зарубежных коллег из Университета штата Южная Дакота (США, г. Брукингс), Университета Масарика, (Чехия, г. Брно), Университета Сиены (Италия, г. Сиена), Манчестерского метрополитен университета (Великобритания, г. Манчестер), мы предприняли попытку создания модуля программы обучения иностранному языку для студентов экономических специальностей бакалавриата и магистратуры. Целью модуля является формирование и развитие цифровой грамотности студентов вуза. Пилотный модуль программы был апробирован на занятиях по иностранному языку в Институте экономики и управления и Ижевской государственной сельскохозяйственной академии.
Содержание обучения в данном модуле основано на современных аутентичных иноязычных текстах проблемного характера социокультурного, образовательного или профессионального контекста. Текст и речевая деятельность (на основе текста) непосредственно связаны с психическими и умственными процессами. Язык - это, по словам А.А. Леонтьева, «орудие общения» и «орудие мышления» [3.С. 243] Чтение текста требует интеллектуальной деятельности, в результате которой происходит понимание и осмысление текста. Это может быть «процесс перифразы, пересказа; процесс перевода на другой язык; процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется мини-текст, воплощающий в себе основное содержание исходного текста в виде реферата, аннотации и т.д.; процесс формирования эмоциональной оценки события...»[3.С. 273].В образовательном процессе обязательно должны присутствовать приемы работы с текстом, формирующие и развивающие способность восприятия, осмысления, анализа, синтеза информации, что значимо для становления человека как профессионала. Но проблема современных студентов еще в том, что у многих не сформирована привычка читать, поэтому для начала можно воспользоваться любым познавательным текстом на русском языке для изучения алгоритма работы над текстом, либо на примере текста на иностранном языке, проработать этот алгоритм на русском языке с последующим переводом. Для современных студентов блоки информации (текста) должны быть короткими и с обязательной визуализацией. Для выделения основной мысли текста, структурирования и анализа текста, для порождения монологического высказывания на основе прочитанного текста, большую помощь оказывают такие приемы работы, как составление ментальных схем, лексических карт, заполнение диаграмм и таблиц, создание ассоциативного ряда. Нельзя сказать, что это новые методы, но для современного поколения, как показывает практика, они чрезвычайно важны.
Включая в содержание обучения тексты разной модальности, необходимо при отборе языкового материала следовать обязательным критериям:
- достоверность и качество языкового материала;
- актуальность, аутентичность, современность языкового материала;
- соответствие учебной программе;
- социокультурный и профессиональный контексты;
- наличие воспитывающего и развивающего потенциала;
- языковой материал представлен микроблоками.
При смешанной форме обучения с использованием платформ и веб-технологий необходимо использовать активные методы обучения. Для развития цифровой грамотности целесообразно взять за основу сценарий, где предусмотрено равное соотношение традиционного и электронного обучения с использованием проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения, стратегий развития критического мышления.
Проблемное обучение и активные методы обучения, безусловно, развивают ключевые компетенции и личностные качества студентов, поэтому использовать их необходимо на каждом этапе заня-
тия. При проведении проектной деятельности, как показывает практика преподавания, обязательным начальным этапом должно стать обсуждение критериев качества информации. Например, студентам предлагаются следующие задания (на английском языке):
1. Какие вызовы (проблемы, угрозы) в области экономики/ сельского хозяйства наиболее актуальны? Обсудите в группах, выберите самую актуальную проблему.
2. Напишите ключевые слова по проблеме, сформулируйте вопрос для поиска информации.
3. Используя поисковые системы, осуществите поиск информации. Обсудите критерии релевантности ссылок в поисковых системах:
- в ссылке содержатся все ключевые слова;
- в ссылке содержится статья из научного журнала (Journal);
- ссылки находятся в первой десятке полученных результатов;
- в ссылке указана дата последних двух лет;
- адрес вебсайта заканчивается на .edu, .ac, .gov, .org;
- в ссылке указывается файл формата PDF;
- ссылка указывает на информацию в области экономики / сельского хозяйства;
- в ссылке упоминается автор - эксперт в данной области.
4. Какие из перечисленных критериев наиболее значимы? Предложите свои варианты. Следуя данным критериям, отберите только три ссылки, являющиеся, по вашему мнению, релевантными источниками информации.
5. Проанализируйте информацию и веб-сайты по следующим вопросам:
Полезна ли данная информация для вашего исследования?
Кто автор статьи? Каков уровень его компетенции по данному вопросу? Представляет ли он какую-либо организацию или учебное заведение?
Какой тип сайта (веб-страницы): образовательный, развлекательный, информационный, персональный, коммерческий?
Какова цель размещения статьи на данном сайте? (представить объективную информацию, информировать, убедить читателя в своей точке зрения, развлечь читателей, продать продукт своей компании и др.)
Первична ли информация, размещенная на сайте, или скопирована из других источников? Указаны ли данные источники? Вызывают ли они доверие?
Современна ли и актуальна данная информация? Когда обновлялась страница?
Является ли информация объективной, точной, аргументированной, логично изложенной?
Каков стиль изложения? Есть ли неточности, ошибки, непонятные сведения, резкие высказывания?
Каков дизайн веб-сайта? (хорошее качество и техническое наполнение, аккуратность, наличие ссылок на другие ресурсы, наличие обратной связи)
Соблюдаются ли авторские права? Есть ли ссылки на другие источники, и правильно ли они оформлены?
Кто осуществляет финансовую поддержку сайта?
Письменно изложите свой критический обзор.
При внедрении пилотного модуля в дополнение к курсу иностранного языка для продвинутых пользователей цифровых технологий, возникла необходимость правильно интегрировать его в тематику программы. С этой целью нами были использованы различные виды активных и интерактивных заданий. Для примера можно привести метод презентаций, используемый в подготовке публичного выступления на студенческой конференции, круглом столе или заседании студенческого научного сообщества. Введение данного метода позволило развивать целый кластер компетенций (коммуникативные умения, социальные умения, проектные умения, информационная грамотность и т. д.). В процессе подготовки публичных выступлений по профессиональной тематике, представленной на английском языке, студентам предлагалось использовать материалы сайта Bookboon.com, прослушать материалы популярных каналов YouTube, таких, как Tedtalk, поучиться создавать презентации в поисковых инструментах Google presentations and Google ^rome. Другим примером эффективного использования различных платформ Google является задание написать аннотацию на иностранном языке к собственной научной статье. Такого рода задания помогают студентам находить научные платформы, академические источники и использовать ресурсы e-library, что, в свою очередь, обеспечивает создание академических и личных се-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
тей пользователей в международной, российской и межуниверситетской, а также внутри институтской студенческой среде. Результатом выполнения подобного рода заданий, в ходе которых формировался целый кластер компетенций и умений, стали публичные выступления на иностранном языке в рамках профессиональной экономической тематики на секции ежегодной студенческой конференции, проводимой в рамках Недели молодежной науки в УдГУ и Ижевской ГСХА, с последующей публикацией на иностранном языке лучших выступлений в «Вестнике Удмуртского университета».
Еще одно немаловажное наблюдение, сделанное в процессе внедрения пилотного модуля - это то, что студенты разумно выбирали источники, акторов, и интернет партнеров, включенных в их индивидуальные пользовательские сети, что сокращало риск интернет-зависимостей и способствовало их собственной безопасности в сети. Как следствие мы наблюдали интерес студентов к поиску новых источников научной информации на английском языке и более серьезную мотивацию к изучению иностранного языка. В данной ситуации мы можем констатировать факт синергии языковой, коммуникативной и цифровой компетенций, формируемых в процессе изучения материалов модуля цифровой грамотности в курсе изучения иностранного языка. Следует заметить, что совокупность заданий создает комфортную коллаборативную учебную среду, где студенты учатся представлять результаты своих научных исследований международному и национальному научному сообществу. Результаты тестирования, выполнения проектных заданий, решения проблемных задач в конце изучения дисциплины свидетельствуют о развитии цифровой грамотности студентов в образовательном процессе по иностранному языку.
Заключение
В условиях интеграции и глобализации общества, а также в свете последних печальных событий, приоритетной задачей образования становится подготовка студентов к успешной деятельности в цифровой среде. Изменение технологий коммуникации и языка общения на основе данных технологий диктует необходимость развития способности использования коммуникативных и информационных технологий для сотрудничества и взаимодействия. Цифровая грамотность становится основой цифровой коммуникации, основой сотрудничества в разных форматах и сферах деятельности. Феномен цифровой грамотности - это комплексная способность использования цифровых знаний, умений, навыков для решения задач и проблем в определенной сфере деятельности (образовательной, социокультурной, профессиональной, академической). Выделяя в структуре цифровой грамотности информационную грамотность, коммуникативную компетентность и личностные качества, возможно смоделировать образовательный процесс, направленный на развитие данного феномена. Анализ психолого-педагогической литературы, общих условий функционирования любой образовательной системы в соответствии с закономерностями и принципами обучения, образовательная практика в вузе, а также сущностные особенности исследуемого феномена позволили нам выделить дидактические условия формирования и развития цифровой грамотности студентов в образовательном процессе по иностранному языку: реализацию идей компетентностного, личностно-деятельностного, конструктивистского подходов; обеспечение образовательного процесса модульными курсами, направленными на развитие цифровой грамотности; построение образовательного процесса на основе технологии смешанного обучения; использование активных, интерактивных, проблемных методов обучения; учет индивидуальных особенностей современного поколения студентов.
Таким образом, можно констатировать, что развитие способности эффективно и безопасно применять цифровые технологии, использовать цифровые знания, умения и навыки для решения проблем в определенном контексте (сфере деятельности) является одной из важнейших потребностей современного общества и продиктовано требованиями образовательных стандартов. Предложенная модель, основанная на использовании смешанной формы обучения, способствует повышению уровня владения иностранным языком в разных контекстах цифрового общения, а также развитию цифровой грамотности студентов как основы для развития критического мышления и формирования универсальных компетенций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования //Ярославский педагогический вестник. 2018. № 5. С. 117-124.
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.
3. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2003. 536 с.
4. Полякова Т.Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 43-54.
5. РОЦИТ - «Индекс цифровой грамотности». 2017. URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения 02.04.2020).
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. URL: http://www.fgosvpo.ru (дата обращения 02.04.2020).
7. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К. А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
8. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с. URL: http://window.edu.ru/ resource/637/79637/files/book536.pdf.
9. Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
10. Davis K., Ambrose A., Orand M. (2017). Identity and agency in school and afterschool settings: Investigating digital media's supporting role. Digital Culture & Education (DCE), 9(1): 31-47. URL:
http ://www.digitalcultureandeducation. com
11. Definition and Selection of Competencies(DeSeCo). URL: http://www.oecd.org/edu/statistics/deseco; www.deseco.admin.ch
12. European Union - "DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use", 2017.URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use
13. Hoff М. (2016). "I don't conversate with those I don't know": The role of trust/distrust in online engagement. Digital Culture & Education (DCE), 8(2): 90-106.URL: http://www.digitalcultureandeducation.com
14. Iogolevitch N., Vasyura S., Maletova M. Student as the Center of Media Education: Personality Boundaries and Communicative Activity [Электронный ресурс] // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. № 1. P. 37-48. Ref.: p. 47-48.URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/18431
15. Limberg, L., Sundin O. Talja S. Three theoretical perspectives on information literacy. Human IT, 2012, 11/2, 93-130.
16. Picciano A.G. An integrated multimodal model for online education. Theories and frameworks for online education: Seeking an integrated model // Online Learning. 2017. № 21 (3). P. 166-190.
17. Shorish Y. Data information literacy and undergraduates: A critical competency. College and Undergraduate Libraries, 2015, 22(1), 97-106.
18. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. The plurality of literacy and its implications for policies and programmes. Paris: UNESCO, 2004.
Поступила в редакцию 02.04.2020
Малетова Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
в сфере права, экономики и управления, Институт языка и литературы
ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
E-mail: [email protected]
Новикова Людмила Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11 E-mail: [email protected]
M.I. Maletova, L.A. Novikova
DIGITAL LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES
DOI: 10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203
Transformations in modern society seriously affect the landscape of modern labour market that requires reviewing and developing clusters of competencies attributed to young professionals. With further advancement of information tech-
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
nologies and changes in society lifestyles, higher education institutions encounter new challenges to modernize their educational process. Interdisciplinarity, integration and synergy of modern science are seen as the reality of modern education. Digitalization and digital literacy are penetrating each area of education and social life. To meet these challenges language education tends to review and transform syllabi and foreign language courses by introducing digital educational modules and active and interactive methods that will provide the synergy of core competencies and develop student digital literacy. The authors analyze theoretical foundation and approaches to foreign language teaching and present research results that are based on their experience of designing and implementing new educational module of student net communications in foreign language programmes in Udmurt State University and Izhevsk State Agricultural Academy. The research rests on the principles of competency-based and communicative approaches and is underpinned by active and interactive methods of foreign language teaching as well as experiential learning.
Keywords: digital literacy, interactive methods, competency-based approach, integration, synergy, educational module, communicative approach, educational challenges.
Received 02.04.2020
Maletova M.I., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of Modern Languages for Law, Economics and Management, Institute of Languages and Literature Udmurt State University
Universiteskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: [email protected]
Novikova L.A., Candidate of Pedagogy, Associate Professor at Department of Foreign Languages Izhevsk State Agricultural Academy Studencheskaya st., 11, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: [email protected]