УДК 378.147
Каргапольцева Н.А. Головина С.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ
ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента предполагают создание условий для максимального проявления и развития индивидуальности будущего специалиста, реализации его потребности в духовном, социальном и профессиональном становлении как фактора успешной социализации в современном обществе.
Ключевые слова: гуманитарная культура, компетенции, социализация.
Одним из основных признаков и направлений демократического реформирования отечественной системы высшего образования является расширяющийся процесс его гуманитаризации и гуманизации, призванный в известной степени нивелировать существующее противоречие между возросшим объемом знаний человека об окружающем его мире и недостатком знания о самом себе, что является сдерживающим фактором гармоничного развития личности современного специалиста.
Повсеместное распространение в современном социуме гуманистических идей, идеалов и ценностей обусловило необходимость гуманитарной трансформации образовательной парадигмы высшей школы, связанной с мировоззренческим осмыслением проблемы существования человека, профессий и человека в мире профессий, что неотъемлемо предполагает направленное обогащение вузовской подготовки будущего специалиста компетенциями саморазвития, непрерывного самообразования, креативности, культурной и профессиональной самоорганизации личности.
Пронизывая все сферы человеческого бытия, гуманитарная культура кристаллизует, стягивает воедино духовно-нравственные силы человеческой жизни, концентрирует высокие проявления подлинной универсальности собственно человеческого способа реализации сущностных сил в изменяемом пространстве историко-культурного существования. Гуманитарная культура есть, прежде всего, антропоцентрированная составляющая культурного наследия человечества, высшее проявление духовного богатства индивида и общества, основное условие нравственного саморазвития личности.
В этой связи образование выступает в качестве гуманизирующего вектора культуры, способствующего «духовному единению и взаимопониманию людей» на основе формирования у обучаемых «целостной картины» материального и духовного мира, осознания принадлежности каждого к единому человеческому сообществу, «трансляции из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании» [1, с. 28]. Гуманитарно ориентированное образование представляет специально выстраиваемую личностно-развивающую среду, в рамках которой разворачивается жизнедеятельность ее участников в условиях приоритета субъект-субъектного взаимодействия, признания права каждого на свободу индивидуального проявления «в границах социальной приемлемости» [5, с. 6].
Образовательная реализация личност-но-развивающего потенциала гуманитарной культуры связывается с переходом школы, в том числе высшей, от технократически центрированной образовательной модели, ориентированной на достаточно жесткий социальный заказ, к образовательным стратегиям и алгоритмам, наиболее полно учитывающим интересы и потребности взрослеющей личности, что предполагает построение педагогических систем и разработку образовательных технологий в содержательной плоскости ценностно-смыслового антропоцентризма.
При этом индивидуально-личностный подход в компетентностном образовании содержательно обогащается за счет: приоритетной ориентации на формирование личностных смыслов обучаемых, развития спо-
Каргапольцева Н.А. Головина С.В.
Компетентностные измерения гуманитарной культуры..
собности к образовательному диалогу и восхождению знания на личностно-значимый уровень; признания прав обучаемых на самостоятельную ответственность образовательного и жизненного выбора; утверждения ведущей роли воспитания в образовательном становлении и компетентностном развитии личности студента; актуализации гуманитарного функционала образования на основе принципов культуросообразнос-ти, культурной идентификации, экологии личности; реализации нравственно-развивающего потенциала общения в становлении и закреплении социально значимых свойств и качеств личности.
В гуманитарном контексте компетент-ностного подхода обосновывается необходимость осуществления личностно-разви-вающей парадигмы образования, при реализации которой «учащийся из объекта обучающих и воспитательных воздействий превращается в субъекта познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности» [6, с. 108]. Тем самым, компетентностный подход предполагает оценку эффективности образования с точки зрения развитости способности человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях, а компетентность включает не только интеллект и высокую степень освоенности инструментальных алгоритмов деятельности, но и эффективное поведение [3, с. 79], непосредственно связанное с фактором успешной социализации личности в обществе.
С этой точки зрения социализирующий потенциал гуманитарной культуры личности студента может быть реализован в следующей видовой конкретике общепрофессиональных поведенческих компетенций:
- «корпоративное поведение», связанное с формированием соответствующей компетенции студентов как определяющего компонента профессиональной подготовки [7, с. 9];
- «профессионально-нравственное поведение» как система личностных реакций в виде поступков на отношения с людьми, обществом, профессиональным сообществом в ходе решения профессиональных задач в обобщенном контексте профессионально-нравственных и жизненных ценностей [2, с. 37];
- «ассертивное поведение» (ассертив-ность - умение отстаивать свои права, не нарушая при этом права других) как осознанное владение специалистом совокупностью навыков, позволяющих повысить эффективность межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения, улучшить взаимоотношения с коллегами и увереннее добиваться поставленных задач [4];
- «ответственное профессиональное поведение», предполагающее способность принимать ответственность за события своей жизни, устойчивую положительную самооценку, высокую мотивацию достижений, реалистический подход к жизни, стремление и способность избирать конструктивные жизненные стратегии [8, с. 11].
Тем самым компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента предполагают создание условий для максимального проявления и развития индивидуальности будущего специалиста, реализации его потребности в духовном, социальном и профессиональном становлении, поведенчески реализуемой собственно человеческим (гуманитарным) образом жизни.
Повышение качества, мобильности и доступности образования в пространстве «открытого общества», становление менталитета «культуры достоинства» (А.Г. Асмо-лов), усиливают социализирующую значимость гуманитарных ценностей, существенно трансформируют структурообразующие компоненты, содержание, формы и методы компетентностного становления личности будущего специалиста в вузе, связанные с формированием готовности и способности к продуктивному общению с представителями различных убеждений, верований и взглядов, утверждением гуманитарных ценностей миролюбия, веротерпимости, толерантности, готовности к взаимодействию и сотрудничеству.
Успешность образовательного достижения обозначенных целей во многом определяется степенью педагогичности (гуманности) этого процесса, позволяющей учитывать многообразие индивидуальных потребностей и факторов развития творческого потенциала личности студента как действительного и действенного субъекта гуманитарной культуры.
15.01.2014
Педагогические науки
Список литературы:
1.Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
2.Киричек, П.Н. Этика журналиста : учебник / П.Н. Киричек, О.В. Федотова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 140 с.
3.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Джон Равен ; пер. с англ. -М.: Когито-Центр, 2009. - 396 с.
4.Развитие навыков ассертивного поведения (программа тренинга) : [электронный ресурс] : http//www.braining.ru/ assertivnoe_behavior.
5.Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
6. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов. - М.: Российская акад. образования, 2006. - 320 с.
7. Халитова, И.С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.С. Халитова. - Казань, 2009. - 21 с.
8. Шарапановская, Е.В. Психолого-педагогические последствия реализации педагогами различных моделей профессионального поведения : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.В. Шарапановская. - Барнаул, 1999. - 21 с.
Сведения об авторах:
Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, тел. (3532) 223259, e-mail: [email protected] Головина Светлана Вячеславовна, соискатель Оренбургского государственного университета, преподаватель кафедры английского языка и методики обучения английскому языку Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ) 462403, Оренбургская область, г. Орск, пр. Мира, 15, е-mail: [email protected]