Научная статья на тему 'Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента'

Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / HUMANITARIAN CULTURE / COMPETENCE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Наталья Александровна, Головина Светлана Вячеславовна

Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента предполагают создание условий для максимального проявления и развития индивидуальности будущего специалиста, реализации его потребности в духовном, социальном и профессиональном становлении как фактора успешной социализации в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE CHANGES OF HUMANITARIAN CULTURE OF STUDENT’S PERSONALITY

Competence changes of humanitarian culture of student’s personality assume the formation of conditions for highest possible manifestation and development of individuality of future specialist, realization of his necessity in spiritual, social and professional formation as a factor of successful socialization in modern society.

Текст научной работы на тему «Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента»

УДК 378.147

Каргапольцева Н.А. Головина С.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента предполагают создание условий для максимального проявления и развития индивидуальности будущего специалиста, реализации его потребности в духовном, социальном и профессиональном становлении как фактора успешной социализации в современном обществе.

Ключевые слова: гуманитарная культура, компетенции, социализация.

Одним из основных признаков и направлений демократического реформирования отечественной системы высшего образования является расширяющийся процесс его гуманитаризации и гуманизации, призванный в известной степени нивелировать существующее противоречие между возросшим объемом знаний человека об окружающем его мире и недостатком знания о самом себе, что является сдерживающим фактором гармоничного развития личности современного специалиста.

Повсеместное распространение в современном социуме гуманистических идей, идеалов и ценностей обусловило необходимость гуманитарной трансформации образовательной парадигмы высшей школы, связанной с мировоззренческим осмыслением проблемы существования человека, профессий и человека в мире профессий, что неотъемлемо предполагает направленное обогащение вузовской подготовки будущего специалиста компетенциями саморазвития, непрерывного самообразования, креативности, культурной и профессиональной самоорганизации личности.

Пронизывая все сферы человеческого бытия, гуманитарная культура кристаллизует, стягивает воедино духовно-нравственные силы человеческой жизни, концентрирует высокие проявления подлинной универсальности собственно человеческого способа реализации сущностных сил в изменяемом пространстве историко-культурного существования. Гуманитарная культура есть, прежде всего, антропоцентрированная составляющая культурного наследия человечества, высшее проявление духовного богатства индивида и общества, основное условие нравственного саморазвития личности.

В этой связи образование выступает в качестве гуманизирующего вектора культуры, способствующего «духовному единению и взаимопониманию людей» на основе формирования у обучаемых «целостной картины» материального и духовного мира, осознания принадлежности каждого к единому человеческому сообществу, «трансляции из поколения в поколение ценностей духовных, культурных, нравственных в их национальном и общечеловеческом понимании» [1, с. 28]. Гуманитарно ориентированное образование представляет специально выстраиваемую личностно-развивающую среду, в рамках которой разворачивается жизнедеятельность ее участников в условиях приоритета субъект-субъектного взаимодействия, признания права каждого на свободу индивидуального проявления «в границах социальной приемлемости» [5, с. 6].

Образовательная реализация личност-но-развивающего потенциала гуманитарной культуры связывается с переходом школы, в том числе высшей, от технократически центрированной образовательной модели, ориентированной на достаточно жесткий социальный заказ, к образовательным стратегиям и алгоритмам, наиболее полно учитывающим интересы и потребности взрослеющей личности, что предполагает построение педагогических систем и разработку образовательных технологий в содержательной плоскости ценностно-смыслового антропоцентризма.

При этом индивидуально-личностный подход в компетентностном образовании содержательно обогащается за счет: приоритетной ориентации на формирование личностных смыслов обучаемых, развития спо-

Каргапольцева Н.А. Головина С.В.

Компетентностные измерения гуманитарной культуры..

собности к образовательному диалогу и восхождению знания на личностно-значимый уровень; признания прав обучаемых на самостоятельную ответственность образовательного и жизненного выбора; утверждения ведущей роли воспитания в образовательном становлении и компетентностном развитии личности студента; актуализации гуманитарного функционала образования на основе принципов культуросообразнос-ти, культурной идентификации, экологии личности; реализации нравственно-развивающего потенциала общения в становлении и закреплении социально значимых свойств и качеств личности.

В гуманитарном контексте компетент-ностного подхода обосновывается необходимость осуществления личностно-разви-вающей парадигмы образования, при реализации которой «учащийся из объекта обучающих и воспитательных воздействий превращается в субъекта познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности» [6, с. 108]. Тем самым, компетентностный подход предполагает оценку эффективности образования с точки зрения развитости способности человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях, а компетентность включает не только интеллект и высокую степень освоенности инструментальных алгоритмов деятельности, но и эффективное поведение [3, с. 79], непосредственно связанное с фактором успешной социализации личности в обществе.

С этой точки зрения социализирующий потенциал гуманитарной культуры личности студента может быть реализован в следующей видовой конкретике общепрофессиональных поведенческих компетенций:

- «корпоративное поведение», связанное с формированием соответствующей компетенции студентов как определяющего компонента профессиональной подготовки [7, с. 9];

- «профессионально-нравственное поведение» как система личностных реакций в виде поступков на отношения с людьми, обществом, профессиональным сообществом в ходе решения профессиональных задач в обобщенном контексте профессионально-нравственных и жизненных ценностей [2, с. 37];

- «ассертивное поведение» (ассертив-ность - умение отстаивать свои права, не нарушая при этом права других) как осознанное владение специалистом совокупностью навыков, позволяющих повысить эффективность межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения, улучшить взаимоотношения с коллегами и увереннее добиваться поставленных задач [4];

- «ответственное профессиональное поведение», предполагающее способность принимать ответственность за события своей жизни, устойчивую положительную самооценку, высокую мотивацию достижений, реалистический подход к жизни, стремление и способность избирать конструктивные жизненные стратегии [8, с. 11].

Тем самым компетентностные измерения гуманитарной культуры личности студента предполагают создание условий для максимального проявления и развития индивидуальности будущего специалиста, реализации его потребности в духовном, социальном и профессиональном становлении, поведенчески реализуемой собственно человеческим (гуманитарным) образом жизни.

Повышение качества, мобильности и доступности образования в пространстве «открытого общества», становление менталитета «культуры достоинства» (А.Г. Асмо-лов), усиливают социализирующую значимость гуманитарных ценностей, существенно трансформируют структурообразующие компоненты, содержание, формы и методы компетентностного становления личности будущего специалиста в вузе, связанные с формированием готовности и способности к продуктивному общению с представителями различных убеждений, верований и взглядов, утверждением гуманитарных ценностей миролюбия, веротерпимости, толерантности, готовности к взаимодействию и сотрудничеству.

Успешность образовательного достижения обозначенных целей во многом определяется степенью педагогичности (гуманности) этого процесса, позволяющей учитывать многообразие индивидуальных потребностей и факторов развития творческого потенциала личности студента как действительного и действенного субъекта гуманитарной культуры.

15.01.2014

Педагогические науки

Список литературы:

1.Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.

2.Киричек, П.Н. Этика журналиста : учебник / П.Н. Киричек, О.В. Федотова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 140 с.

3.Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Джон Равен ; пер. с англ. -М.: Когито-Центр, 2009. - 396 с.

4.Развитие навыков ассертивного поведения (программа тренинга) : [электронный ресурс] : http//www.braining.ru/ assertivnoe_behavior.

5.Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

6. Смирнов, И.П. Теория профессионального образования / И.П. Смирнов. - М.: Российская акад. образования, 2006. - 320 с.

7. Халитова, И.С. Формирование корпоративной компетенции студентов технического вуза в процессе внеучебной деятельности : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.С. Халитова. - Казань, 2009. - 21 с.

8. Шарапановская, Е.В. Психолого-педагогические последствия реализации педагогами различных моделей профессионального поведения : автореф. дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Е.В. Шарапановская. - Барнаул, 1999. - 21 с.

Сведения об авторах:

Каргапольцева Наталья Александровна, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, тел. (3532) 223259, e-mail: [email protected] Головина Светлана Вячеславовна, соискатель Оренбургского государственного университета, преподаватель кафедры английского языка и методики обучения английскому языку Орского гуманитарно-технологического института (филиала ОГУ) 462403, Оренбургская область, г. Орск, пр. Мира, 15, е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.