Научная статья на тему 'Компетентностно-ориентированные программы полевых практик с позиций модульного подхода'

Компетентностно-ориентированные программы полевых практик с позиций модульного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / ИТОГОВАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / БАЗОВАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНВАРИАНТНЫЙ МОДУЛЬ / ВАРИАТИВНЫЙ МОДУЛЬ / FIELD EXPERIENCE / FIELD PRACTICE / FINAL FIELD PRACTICE / BASIC FIELD PRACTICE / PROFESSIONAL FIELD EXPERIENCE / COMPETENCE / INVARIANT MODULE / VARIABILITY MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосин Виталий Викторович

В статье представлена программа междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики, способствующей качественному решению поставленных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence-oriented program of field practices in terms of the modular approach

The article presents a program of interdisciplinary educational module providing integrity of competence-oriented field practice

Текст научной работы на тему «Компетентностно-ориентированные программы полевых практик с позиций модульного подхода»

В. В. Мосин

(Санкт-Петербург)

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК С ПОЗИЦИЙ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА

В статье представлена программа междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики, способствующей качественному решению поставленных задач

Одним из современных подходов к содержанию профессиональной подготовки учителя, позволяющим достичь желаемых результатов образования, является сегодня компе-тентностный подход. Модернизация образовательных программ факультета географии в логике стандартов третьего поколения предполагает переосмысление роли полевых практик и их «результативного вклада» в развитие профессиональных компетенций будущих специалистов [1, 2, 4].

Понятие компетентность сегодня имеет ряд значений. По определению Европейского фонда образования, компетентность есть способность использовать знание и квалификацию, которая позволяет сделать приобретенное знание действенным и применять его согласно с новыми обстоятельствами.

По данным фонда ЮНИСЕФ, компетентность включает в себя разные явления: умственные действия (процессы, функции], личностные качества, мотивационные тенденции, ценностные ориентации, особенности межличностного взаимодействия, практические умения, навыки и т. д.

Международной организацией ЮНЕСКО предложено понимание компетентности как агрегата знания, квалификаций, ценностей и отношения, который используется в ежедневных ситуациях. Кроме того, компетентность понимается как совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной (надпредметной, межпредметной] области.

Таким образом, содержание понятия компетентность не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?] составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?], этические (как отнесутся?] и социальные (с кем?] элементы.

Рассматривая профессиональную подготовку в системе высшего профессионального образования как процесс становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности, исследователи предлагают трактовку понятия «профессиональная компетентность выпускника вуза» как интегральную характеристику личности, определяющую способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. При этом «способность» понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», то есть «умеет делать». Способности - индивидуально-психологические особенности, свойства, качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности [2].

Необходимо отметить, что в приведенном выше определении речь идет о профессиональной компетентности именно выпускника, что и предполагает умение решать типовые профессиональные задачи.

Анализ состояния дел по организации и проведению на факультете географии РГПУ им. А. И. Герцена полевых практик, отвечающих новым целям образования, позволил констатировать следующее:

- задача реализации компетентностного подхода при проведении и организации полевых практик решается отдельными кафедрами разными путями с учетом их специфики;

- в настоящее время не только существенно меняется внутренняя структура и содержание полевых практик, но и существенно расширяется их спектр;

- наряду с традиционными полевыми практиками, которые создают условия для развития профессиональной компетентности

учителя географии, бакалавра естественнонаучного образования (топография, метеорология, геология, геоморфология, гидрология, почвоведение и т. д.], спроектированы и внедрены образовательные программы по новым видам практик (историко-географическая, геоэкологическая, водный поход, музейная практика, лыжный поход], которые призваны формировать специальные компетенции, определяющие специализацию по желанию студентов;

- с открытием направления «Эколого-гео-логическое образование» сконструирован целый ряд логически взаимосвязанных практик по геологии в различных геологических структурах: платформенные области (Северо-Запад России] - предгорный регион (Крым] - горные структуры (Скандинавия, Норвегия] [3];

- полевые практики отдельных дисциплин смоделированы таким образом, чтобы формировать у студентов базовые и специальные компетенции, а на их основе развивать компетенции профессиональные;

- особую роль в формировании профессиональных компетенций играет дальняя комплексная практика, содержание и структура которой расширяют диапазон применения сформированных компетенций при изучении другого региона, страны, зарубежья.

Разработана поэтапная организация полевых практик в соответствии с типами компетенций (ключевые, базовые специальные и профессиональные] специалиста, способного решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи.

Обращается внимание на то, что в ходе целенаправленно организованной квазипро-фессиональной деятельности студентов на полевых практиках формируются: на I этапе -преимущественно ключевые (плюс базовые] компетенции; на II этапе - базовые (плюс специальные] компетенции; на III этапе - профессиональные компетенции, отражающие специфику педагогической профессиональной деятельности в области географии.

На основании направленного на решение проблемы внедрения компетентностного подхода анализа имеющегося конструктивного опыта разработки программ полевых практик выявлен ряд нерешенных проблем: обеспечения преемственности между существующими программами полевых практик в контексте компетентностного подхода; недостаточная разработанность характеристик базового, промежуточного и профессионального

уровней компетенций будущего специалиста в условиях полевых практик, а также системы аттестационных процедур по результатам полевых практик в логике становления профессиональной компетентности выпускника.

Комплексному решению выявленных проблем будет способствовать разработка программы интегрирующего междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики.

Новизна интегрирующего междисциплинарного модуля состоит в том, что в его основе лежит идея проектирования инвариантного модуля программы полевых практик и преемственной системы учебно-исследовательских модулей, обеспечивающих целостность компетентностно-ориентированной практики.

Инвариантный модуль программы полевых практик носит компетентностно-пропе-девтический характер; результаты освоения программы междисциплинарного модуля представлены как наиболее важные профессиональные компетенции выпускника, включающие общепрофессиональные компетенции (информационные, коммуникативные, социально-личностные] и специальные.

Инвариантный модуль целесообразно наполнить следующими содержательными блоками: введение в программу компетентност-но-ориентированных полевых практик; методология и методы полевых исследований; ГИС-технологии.

Программы учебно-исследовательских модулей полевых практик носят компетентно-стно-деятельностный характер. Целью каждого модуля является овладение студентом специальными компетенциями, характеризующими промежуточный уровень профессиональной компетенции, соответствующий правильным действиям в некоторых типовых, стандартных ситуациях.

Соответственно, для определения промежуточного уровня вводится представление о критериях (то есть обобщенных формулах действий] и показателях (то есть материализованных продуктах действий].

В структуре программ учебно-исследовательских модулей можно выделить следующие блоки: инструктивно-информационный блок, коммуникативно-полевой блок, контрольно-камеральный блок.

Инструктивно-информационный блок включает разработку:

- паспорта и программы формирования у студентов всех обязательных общепрофессиональных и специальных компетенций в условиях данной полевой практики (топографии, гидрологии и т. п.], а именно: каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника; как (с помощью какого содержания, образовательных технологий, измерительных техник и т. п.] можно ее формировать в условиях данной полевой практики; как (с помощью каких оценочных средств и технологий] можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза;

- информационо-временного путеводителя по полигону практики «Компас студента»;

- компетентностно-ориентированного содержания и структурно-логических связей с другими практиками, куда входят: инвариантная программа практики; вариативная программа НИР студентов (в рамках курсовой, дипломной работы, ВКР]; глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в ОП]; хрестоматия (полные или сокращенные тексты источников].

Коммуникативно-полевой блок предусматривает разработку:

- организационно-содержательных элементов конкретной полевой практики: инва-

риантный комплекс учебно-исследовательских заданий модуля полевой практики (рабочий портфолио, рабочая тетрадь]; комплекс рекомендуемых методов исследования, технологий, техник; вариативный комплекс исследовательских заданий по НИР (в рамках курсовой, дипломной работы, ВКР];

- форматов непосредственного дидактического и электронного общения преподавателя со студентами: комплекс информационных ресурсов для студентов по всем учебноисследовательским практикам, НИР; комплекс информационных ресурсов по организации образовательного процесса; электронный «портфолио» студента и преподавателя.

Контрольно-камеральный блок включает разработку: сквозной программы оценки промежуточных результатов; сквозной программы итоговой аттестации; требований к уровню достижений студента; контрольно-измерительных материалов.

Таким образом, модульный подход к разработке компетентностно-ориентированной программы полевых практик способствует целенаправленному, согласованному развитию процесса формирования профессиональных компетенций выпускника в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения.

Литература

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) : методич. пособие - М., 2005.

2. В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др. Компетент-ностный подход в педагогическом образовании : коллектив. мо-ногр. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 291 с.

3. Программы научно-исследовательских, производственных и научно-исследовательских практик / под ред. В. П. Соломина. -СПб.: Эпиграф, 2005.

4. Настройка образовательных структур : проект (Trends 2003 : Progress towards the European Higher Education Area : Graz Declaration : русскоязыч. версия). - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. iori. hse. ru /tuning/ materials/ projectdescription_Tuning_ Europe.pdf.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.