Научная статья на тему 'Модульный подход к разработке компетентностно-ориентированных программ полевых практик'

Модульный подход к разработке компетентностно-ориентированных программ полевых практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
полевые практики (итоговая / базовая / профессиональная) / компетенции / модули (инвариантный / вариативный) / field experience (final / professional) / modules (invariable / variable) / basic / competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосин Виталий Викторович

Модернизация образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли полевых практик в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-географов. Для этого первоначально разработана поэтапная система организации полевых практик в соответствии с типами системообразующих компетенций (ключевых, базовых, специальных, профессиональных). В дальнейшем нами разработана программа междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики, способствующей качественному решению поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосин Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of education based on the logic of standards of the third generation puts forward the need in the revision of the role of field experience in the context of the development of the professional competence of pre-service geographers. To meet this need, a step-by-step system of organizing field experience was designed according to the types of system-forming competencies (key, basic, special, professional). A program of a interdisciplinary module was designed to develop a wholesomeness of competence oriented field experience.

Текст научной работы на тему «Модульный подход к разработке компетентностно-ориентированных программ полевых практик»

Методологические и методические основы подготовки магистров...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М., 2005.

2. Бордовский Г. А., Соломин В. П. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественнонаучного образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного образования: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.

3. Зорин И. В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме. М., 2006.

4. Квартальнов В. А. Педагогика и туризм. М.: Сов. спорт, 2000.

5. Новиков А. М. Регионализация профессионального образования: управление учреждением профессионального образования: Руководство для работников региональных органов управления образованием. М., 2006.

6. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8(30).

REFERENCES

1. Bajdenko V I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standar-tov vysshego professional'nogo obrazovanija (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): Metodicheskoe posobie. M., 2005.

2. Bordovskij G A., Solomin V P. Global'nye tendencii i faktory stanovlenija novoj paradigmy vysshego estestvennonauchnogo obrazovanija // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. — Vyp. XVI. Teoretiches-kie osnovy mnogourovnevogo estestvennonauchnogo obrazovanija: Kollektivnaja monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2002.

3. Zorin I. V., Zorin A. I. Professional'noe obrazovanie i kar'era v turizme. M., 2006.

4. Kvartal'nov V A. Pedagogika i turizm. M.: Sov. sport, 2000.

5. Novikov A. M. Regionalizacija professional'nogo obrazovanija: upravlenie uchrezhdeniem professional'nogo obrazovanija. Rukovodstvo dlja rabotnikov regional'nyh organov upravlenija obrazovaniem. M., 2006.

6. Solomin V. P., Pogodina V. L. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija obrazovatel'nogo tur-izma v Rossii // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2007. № 8(30).

В. В. Мосин

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК

Модернизация образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли полевых практик в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-географов. Для этого первоначально разработана поэтапная система организации полевых практик в соответствии с типами системообразующих компетенций (ключевых, базовых, специальных, профессиональных).

В дальнейшем нами разработана программа междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики, способствующей качественному решению поставленных задач.

Ключевые слова: полевые практики (итоговая, базовая, профессиональная), компетенции, модули (инвариантный, вариативный).

V. Mosin

THE MODULAR APPROACH TO DESIGNING PROGRAMS OF COMPETENCE ORIENTED FIELD EXPERIENCE

Modernization of education based on the logic of standards of the third generation puts forward the need in the revision of the role offield experience in the context of the development of the professional competence of pre-service geographers. To meet this need, a step-by-step system of organizing field experience was designed according to the types of system-forming competencies (key, basic, special, professional).

A program of a interdisciplinary module was designed to develop a wholesomeness of competence oriented field experience.

Key words: field experience (final, basic, professional), competencies, modules (invariable, variable).

Модернизация образовательных программ факультета географии в логике стандартов третьего поколения предполагает переосмысление роли и «результативного вклада» полевых практик в развитие профессиональных компетенций будущих специалистов [2; 3; 4; 5].

Рассматривая профессиональную подготовку в системе высшего профессионального образования как процесс становления субъектного опыта будущей профессиональной деятельности, исследователи РГПУ им. А. И. Герцена предлагают следующую трактовку понятия «профессиональная компетентность выпускника вуза».

Это интегральная характеристика личности, определяющая способность решать типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

При этом «способность» понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать». Способности — индивидуально-психологические особенности-свойства-качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности [1]. Необходимо отметить, что в приведенном выше определении речь идет о профессиональной компетентности именно выпускника, что и предполагает «умение решать типовые профессиональные задачи».

Для решения обозначенной проблемы необходимо, на наш взгляд, ответить на ряд вопросов:

• В какой мере реально существующие программы полевых практик факультета географии ориентированы на развитие профессиональной компетентности именно выпускника?

• Каким образом может быть реализована преемственность программ полевых практик различных дисциплин в логике компетентностного подхода?

Анализ состояния дел по организации и проведению полевых практик на факультете географии, отвечающих новым целям образования, позволил констатировать следущее:

- задача реализации компетентностного подхода при проведении и организации полевых практик решается отдельными кафедрами разными путями с учетом их специфики;

- в настоящее время не только существенно меняется внутренняя структура и содержание полевых практик, но и существенно расширяется их спектр;

- наряду с традиционными полевыми практиками, которые создают условия для развития профессиональной компетентности учителя географии, бакалавра естественнонаучного образования (топография, метеорология, геология, геоморфология, гидрология,

136

почвоведение и т. д.), спроектированы и внедрены образовательные программы по новым видам практик (историко-географическая, геоэкологическая, водный поход, музейная практика, лыжный поход), которые призваны формировать специальные компетенции, определяющие специализацию по желанию студентов;

- с открытием направления «Эколого-геологическое образование» сконструирован целый ряд логически взаимосвязанных практик по геологии, предусматривающих полевые учебно-исследовательские практики в различных геологических структурах: платформенные области (Северо-Запад России) — предгорный регион (Крым) — горные структуры (Скандинавия, Норвегия) [3];

- полевые практики отдельных дисциплин смоделированы таким образом, чтобы формировать у студентов базовые и специальные компетенции, а на их основе развивать компетенции профессиональные;

- особую роль в формировании профессиональных компетенций играет дальняя комплексная практика, содержание и структура которой расширяют диапазон применения сформированных компетенций при изучении другого региона, страны, зарубежья.

Кроме того, предпринята попытка (табл.) разработать поэтапную системную организацию полевых практик в соответствии с типами компетенций (ключевые, базовые специальные и профессиональные) специалиста, способного решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи.

Обращается внимание на то, что в ходе целенаправленно организованной квазипрофессиональной деятельности студентов на полевых практиках формируются: на I этапе — преимущественно ключевые (+ базовые) компетенции; на II этапе — базовые (+ специальные) компетенции; на III этапе — профессиональные компетенции, отражающие специфику педагогической профессиональной деятельности в области географии.

На основании проведенного анализа имеющегося конструктивного опыта разработки программ полевых практик, направленного на решение проблемы внедрения компетентно -стного подхода, нами был выявлен ряд нерешенных проблем:

• Проблема обеспечения преемственности между существующими программами полевых практик в контексте компетентностного подхода.

• Недостаточная разработанность характеристик базового, промежуточного и профессионального уровней компетенций будущего специалиста в условиях полевых практик.

• Не разработана преемственная система аттестационных процедур по результатам полевых практик в логике становления профессиональной компетентности выпускника.

На наш взгляд, комплексному решению выявленных проблем будет способствовать разработка программы интегрирующего, междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики.

Новизна интегрирующего, междисциплинарного модуля состоит в том, что в его основе лежит идея разработки инвариантного модуля программы полевых практик и преемственной системы программ учебно-исследовательских модулей, обеспечивающих целостность компетентностно-ориентированной практики.

Инвариантный модуль программы полевых практик носит компетентностно-пропедевтический характер; результаты освоения программы междисциплинарного модуля представлены как наиболее важные профессиональные компетенции выпускника, включающие общепрофессиональные компетенции (информационные, коммуникативные, социально-личностные) и специальные.

Таблица

Поэтапная организация системы компетентностно-ориентированных традиционных полевых практик на факультете географии

№ пп. Полевые практики (традиционные) Знания, умения, опыт Компетенции

Этап формирования Тип компетенций

1 Топография * Умение работать с геодезическими приборами, компасная съемка, глазомерная съемка. Опыт работы со школьным нивелиром. Составление плана, профиля, карты рельефа I Ключевые компетенции (+ базовые компетенции)

2 Метеорология Устройство и правила пользования метеоприборами. Опыт круглосуточного наблюдения элементов и явлений природы. Построение и анализ графиков хода метеоэлементов. Прогноз

3 Геология Навыки и приемы получения геологической информации. Умения пользоваться методикой описания обнажений с составлением геологических разрезов. Формирование навыков и умений геологического картографирования

4 Геоморфология ** Умение использовать методики описания геоморфологических разрезов и диалектики четвертичных отложений. Формирование навыков и умений геоморфологического картографирования. Умение моделировать и анализировать парные корреляции II Базовые компетенции (+ специальные компетенции)

5 Почвоведение Формирование навыков и умений полевого изучения почв и почвенного картографирования. Уме -ние проводить корреляционный анализ

6 ** Гидрология Умение пользоваться методами гидрологического обследования водоемов. Умение строить гидрологические графики и их анализ

7 Комплексная практика по физической географии (к. п.) Овладение методикой выделения геокомплексов, методами комплексных полевых исследований. Умение выявлять межкомпонентные связи в ландшафте III Профессиональные компетенции

8 Дальняя комплекс -ная практика по физической и экономической географии (к. п.) Умение пользоваться комплексными методами изучения промышленно-территориальных комплексов и выявлять особенности природопользования в различных регионах страны (зарубежья)

*

— покомпонентные практики;

**

— интегративные практики; к. п. — комплексные практики.

Инвариантный модуль целесообразно наполнить следующими содержательными блоками:

• введение в программу компетентностно-ориентированных полевых практик;

• методология и методы полевых исследований;

• ГИС-технологии.

Программы учебно-исследовательских модулей полевых практик носят компетент-ностно-деятельностный характер.

Целью каждого модуля является овладение студентом специальными компетенциями, характеризующими промежуточный уровень профессиональной компетенции, соответствующий правильным действиям в некоторых типовых, стандартных ситуациях.

Соответственно, для определения промежуточного уровня вводится представление о критериях (т. е. обобщенных формулах действий) и показателях (т. е. материализованных продуктах действий).

В структуре программ учебно-исследовательских модулей можно выделить следующие блоки:

Инструктивно-информационный блок = Коммуникативно-полевой блок =

Контрольно-камеральный блок

Инструктивно-информационный блок включает разработку:

1. Паспорта и программы формирования у студентов всех обязательных общепрофессиональных и специальных компетенций в условиях данной полевой практики (топографии, гидрологии и т. п.), а именно:

- каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника;

- как (с помощью какого содержания, образовательных технологий, измерительных техник и т. п.) можно ее формировать в условиях данной полевой практики;

- как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у студентов вуза.

2. Информационо-временного путеводителя по полигону практики «Компас студента».

3. Основ компетентностно-ориентированного содержания и структурно-логических связей с содержанием других практик, куда входят:

- инвариантная программа практики;

- вариативная программа НИР студентов (в рамках курсовой, дипломной работы, ВКР);

- глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в ОП);

- хрестоматия (полные или сокращенные тексты источников).

Коммуникативно-полевой блок предусматривает разработку:

1. Организационно-содержательных элементов конкретной полевой практики:

- инвариантный комплекс учебно-исследовательских заданий модуля полевой практики (рабочий порфолио, рабочая тетрадь);

- комплекс рекомендуемых методов исследования, технологий, техник;

- вариативный комплекс исследовательских заданий по НИР (в рамках курсовой, дипломной работы, ВКР).

2. Форматов непосредственного дидактического и электронного общения преподавателя со студентами:

- комплекс информационных ресурсов для студентов по всем учебно-исследовательским практикам, НИР;

- комплекс информационных ресурсов по организации образовательного процесса, электронный «портфолио» студента и преподавателя.

Контрольно-камеральный блок включает разработку:

- сквозной программы оценки промежуточных результатов;

- сквозной программы итоговой аттестации;

- требований к уровню достижений студента;

- контрольно-измерительных материалов.

Таким образом, модульный подход к разработке компетентностно-ориентированной программы полевых практик способствует целенаправленному, согласованному, компромиссному характеру процесса формирования профессиональных компетенций выпускника в соответствии с требованиями стандартов третьего поколения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М. Г. Делягина [эл. ресурс]. М. 2000. — http://www.imperativ.narod.ru/del/del1-1-1.html

3. Программы научно-исследовательских, производственных и научно-исследовательских практик / Под ред. В. П. Соломина. СПб.: Эпиграф, 2005.

4. Проект «Настройка образовательных структур» (Trends 2003: Progress towards the European Higher Education Area; Graz Declaration), (русскоязычная версия) [эл. ресурс]. — http://www.iori.hse.ru /tuning/materials /proj ectdescription_Tuning_Europe.pdf

5. Собкин В. С., Ткаченко О. В., Федюнина А. В. Студент педагогического вуза: отношение к образованию и профессиональные планы // Вопросы образования. 2005. № 1.

REFERENCES

1. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii / Pod red. V. A. Kozyreva, N. F. Radiono-voj, A. P. Tijapicynoj. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2006.

2. Praktika globalizacii: igry i pravila novoj jepohi / Pod red. M. G. Deljagina [jel. resurs]. M., 2000. — http://www.imperativ.narod.ru/del/del1-1-1 .html

3. Programmy nauchno-issledovatel'skih, proizvodstvennyh i nauchno-issledovatel'skih praktik / Pod red. V. P. Solomina. SPb.: JEpigraf, 2005.

4. Proekt «Nastrojka obrazovatel'nyh struktur» (Trends 2003: Progress towards the European Higher Education Area; Graz Declaration), (russkojazychnaja versija) [jel. resurs]. — http://www.iori.hse.ru/tuning/materials/projectdescription_Tuning_Europe.pdf

5. Sobkin V. S., Tkachenko O. V., Fedjunina A. V. Student pedagogicheskogo vuza: otnoshenie k obra-zovaniju i professional'nye plany // Voprosy obrazovanija. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.