Научная статья на тему 'Этапы проектирования основной образовательной программы в национальном исследовательском университете'

Этапы проектирования основной образовательной программы в национальном исследовательском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / PROJECTING THE BASIC EDUCATION PROGRAM / COMPETENCE-BASED MODEL OF A GRADUATING STUDENT OF A NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тягунова Юлия Владимировна

Представлена детализация каждого этапа проектирования основной образовательной программы в национальном исследовательском университете; освещены особенности целеполагания, концептуализации, моделирования, конструирования, планирования, программирования, реализации, рефлексии проекта основной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF BASIC EDUCATION PROGRAM PROJECTING IN A NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Detailed elaboration of each stage of projecting the basic education program in a national research university is presented. The peculiarities of goal-setting, conceptualization, modeling, designing, planning, programming, realization and reflection of basic education program project are covered in the article.

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования основной образовательной программы в национальном исследовательском университете»

УДК 378.012+378.016 ББК Ч481+Ч484(2)61

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ю.В. Тягунова

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

STAGES OF BASIC EDUCATION PROGRAM PROJECTING IN A NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY

Yu. Tyagunova South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Представлена детализация каждого этапа проектирования основной образовательной программы в национальном исследовательском университете; освещены особенности целеполагания, концептуализации, моделирования, конструирования, планирования, программирования, реализации, рефлексии проекта основной образовательной программы.

Ключевые слова: проектирование основной образовательной программы, ком-петентностная модель выпускника национального исследовательского университета.

Detailed elaboration of each stage of projecting the basic education program in a national research university is presented. The peculiarities of goal-setting, conceptualization, modeling, designing, planning, programming, realization and reflection of basic education program project are covered in the article.

Keywords: projecting the basic education program, competence-based model of a graduating student of a national research university.

Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая национальным исследовательским университетом (НИУ), представляет собой систему документов, регламентирующих цели и ожидаемые результаты, логику образовательно-научного процесса в университете и условия его реализации. Ее проектирование - достаточно трудоемкий процесс, требующий от проектировщиков (рабочей группы научно-методического совета университета по направлению подготовки (НМСН)) определенной методической подготовки, а возможно, и педагогической квалификации. Проектирование осуществляется поэтапно.

На первом этапе проектировщики описывают общие положения ООП: осуществляют интерпретацию понятия ООП, определяются с иерархией оснований и ориентиров ее проектирования, формируют структуру документа. Традиционно ведущим основанием является

ФГОС ВПО. В НИУ же ориентирами должны стать также состояние науки вообще и той научной отрасли, в которой открывается та или иная ООП, ожидания государства от деятельности университетов в развитии приоритетных направлений науки, специфика регионального производства и требований регионального рынка труда, образовательно-научные, материально-технические, информационно-

методические и кадровые ресурсы университета. Основания и их указанная иерархия обусловливают перечень проектировщиков и степень отражения их предпочтений в проекте образовательно-научного процесса (в ООП).

При формировании структуры ООП целесообразно взять за основу методические рекомендации учебно-методического управления ЮУрГУ по разработке ООП высшего профессионального образования, включающие в данный пакет следующие документы: нормативные документы, общую характери-

стику ООП, учебно-методические документы, требования к организации практик и НИР, документы итоговой аттестации, рекомендации к использованию образовательных технологий, регламент обновления ООП [4].

Вместе с тем статус НИУ предполагает право разработчиков реализовывать свой научно-методический замысел подготовки выпускников НИУ в целях своевременного (а может и опережающего) выдвижения требований к результатам образования в университете по приоритетным направлениям подготовки, обновления содержания образования и логики его реализации. Реализация данного права должна фиксироваться в ООП научнометодическими и организационно-методическими документами ее разработки.

На втором этапе проектировщиками изучаются существующие нормативные документы, которые могут служить правовой базой разработки ООП. Изучение документов осуществляется на всех уровнях: от ФЗ РФ «Об образовании» до положений о частных методических процедурах реализации образовательного процесса на кафедральном уровне университета. В результате анализа нормативно-правовой базы должен быть сделан вывод о ее достаточности для реализации замысла проектировщиков. В случае недостаточности или неоднозначности нормативных и правовых документов может быть принято решение о преждевременном открытии данной ООП в университете или о необходимости их доработки на уровне вуза (если возможно). В случае успешного прохождения данного этапа ООП обогащается полным перечнем нормативных документов - оснований ее разработки и реализации.

На третьем этапе осмысливается общая характеристика ООП на уровне изучения общественных ожиданий и государственных требований к направлению подготовки, содержания и особенностей профессиональной деятельности выпускника, требований к абитуриенту, возможных областей и объектов профессиональной деятельности выпускника. Данные требования государства зафиксированы в ФГОС в разделах 2 и 3. Поскольку вуз вправе осуществлять подготовку в рамках направления к конкретным видам профессиональной деятельности, на данном этапе необходимо изучить дополнительно актуальные потребности рынка труда в исполнителях предложенных видов деятельности, возможно, выявить новый вид. Для этого исследуют-

ся потребности регионального рынка труда в выпускниках ООП и проводятся беседы с потенциальными работодателями. Решение о выборе того или иного вида деятельности фиксируется в ООП вместе с основанием принятия данного решения.

Получив ориентиры разработки ООП, проектировщикам следует изучить и ресурсы вуза на предмет их наличия, актуальности и достаточности для подготовки студентов к избранным видам деятельности. Анализ ресурсов осуществляется в связи со всеми заявленными видами профессиональной деятельности по следующим направлениям: кадровые ресурсы, научно-образовательные, информационно-методические, материально-технические. В НИУ особое внимание следует обратить на наличие ресурсов, направленных на привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности: проанализировать открытые в вузе научно-образовательные центры, научно-исследовательские инкубаторы, технопарки, научно-образовательно-произ-

водственные объединения и их потенциал, механизмы продвижения научных новаций в производство и бизнес и др. Анализ ресурсов отражается в ООП как доказательство достаточности ресурсного обеспечения ООП в вузе.

На четвертом этапе осуществляется научно-методическая разработка концептуального замысла образовательно-научного процесса по избранному направлению подготовки. Ядром замысла является компетентностная модель выпускника (КМВ). Под КМВ понимают научно обоснованный и детализированный образ будущего выпускника университета, результат его профессиональной подготовки в вузе, выраженный системным качеством - компетентностью. Являясь совокупной социально-профессиональной нормой, формализованной целью освоения ООП, ком-петентностная модель фиксируется в виде программного документа, входящего в состав пакета научно-методических документов ООП. Структурно она представляет собой систему документов, включающую:

1) перечень компетенций, по уровню сформированности которых судят о степени соответствия выпускника требованиям и ожиданиям субъектов образования (работодателей, научно-педагогического сообщества, государства, самого студента, общественных организаций);

2) паспорт каждой компетенции с обоснованными нормативными индикаторами

(требования к уровню освоения), характеризующими минимальное пороговое значение компетенции;

3) перечень средств формирования компетенций (программы формирования каждой компетенции).

Как формализованное описание цели образования, КМВ является предметом и результатом широкого социального диалога, договоренности потребителей ООП, ее авторов и реализаторов. Поскольку она должна отвечать требованиям всех субъектов образования к результатам подготовки выпускника университета, при ее разработке должны быть соблюдены принципы: доступности, однозначности и ясности формулировок для понимания всех субъектов образования; наличия инвариантного ядра структуры самой КМВ и компетенций ее составляющих; достижимости в период подготовки всех заявленных в КМВ уровней сформированности компетенций, измеримости компетенций; актуальности компетенций; учета прогнозируемых изменений в науке, экономике, культуре, производстве и других сферах в будущем [2, 5].

Согласно ФГОС, каждый субъект образования вправе вносить коррективы в предложенную ФГОС КМВ. Содержание этих корректив может заключаться в дополнении перечня компетенций КМВ, повышении заданного во ФГОС уровня определенных компетенций КМВ, достраивании самих компетенций элементами, отвечающими потребностям тех или иных субъектов образования.

К таким субъектам, участвующим в разработке КМВ НИУ, относятся: научно-педагогическое сообщество вуза, студент, работодатель, представители общественных организаций региона. При разработке КМВ возникают задачи: отбора специалистов-экспертов из каждой указанной группы, привлечения всех этих субъектов к формированию перечней компетенций, организации их взаимодействия, выявления у экспертов их представлений о характеристиках выпускника, перевода выявленных характеристик выпускника на язык компетенций, согласования корректив в компетентностной модели выпускника и утверждения итогового варианта КМВ.

Анализ теории и практики разработки КМВ показал, что традиционно в вузе разработчиком КМВ является выпускающая кафедра. Вместе с тем очевидно, что поскольку в НИУ имеет смысл говорить об интеграции образования и науки на всех уровнях проектирования ООП, то ограничиваться только выпускающей кафедрой не правомерно, иначе не достичь опережающего характера образования. К числу субъектов должны быть допущены представители соответствующих направлению подготовки научных школ, родственных кафедр. Поэтому команду проектировщиков целесообразно сформировать из состава научно-методического совета: в него входят как наиболее компетентные представители выпускающей и родственных кафедр, так и представители соответствующих научных школ. Таким образом, организационной формой их взаимодействия может стать научно-методический совет по направлению подготовки.

При работе над усовершенствованием предложенной ФГОС КМВ члены научнометодического совета выполняют следующие виды работ: изучают начальный вариант КМВ; строят матрицу согласования компетенций и задач профессиональной деятельности, показывающей, в решении каких профессиональных задач наиболее отчетливо проявляется та или иная компетенция и, наоборот, какие компетенции важны для решения тех или иных профессиональных задач (табл. 1); выдвигают предложения по изменению перечня компетенций, уровня их сформированности, содержания элементов каждой компетенции; тестируют предложения на соответствие требованиям к КМВ (актуальность, измеримость, достижимость, опережающий характер, понятность, встраиваемость в общую структуру) и ожиданиям; строят измененную матрицу согласования (при этом каждая компетенция может проявляться в решении множества задач, а каждая задача может требовать проявления множества компетенций); разрабатывают мероприятия по взаимодействию с работодателями, студентами и общественными организациями в связи с их привлечением к корректировке КМВ; определяют ответствен-

Таблица 1

Согласование профессиональных задач и компетенций

Задача 1 Задача 2 Задача 3

ОК1 ПК2 ПК4 ПК7 ОК2 ОК1 ПК5 ОК3 ПК7 ПК8 ПК5

ных (рабочую группу) за взаимодействие с каждым названным субъектом и сроки; согласовывают средства выявления мнений указанных субъектов образования [5].

Полученная в ходе исследования мнений представителей всех субъектов образования КМВ на данном этапе представляет собой перечень связанных с профессиональными задачами компетенций, с указанием требуемого уровня их освоения и лист согласования экспертов. Следующим шагом становится определение трудоемкости каждой компетенции (ФГОС предусматривает определенное количество зачетных единиц на реализацию ООП). Нужно помнить, что ФГОС определяет также трудоемкость модулей практики, НИР, итоговой государственной аттестации.

Расчет трудоемкости компетенции включает следующие шаги:

1. Разделить 120 на количество выбранных видов профессиональной деятельности.

2. Ранжировать все профессиональные задачи, присвоив каждой индекс значимости (от 1 до 3), опираясь на данные опроса субъектов образования внутри каждого вида деятельности.

3. Суммировать значимости всех профессиональных задач, относящихся к одному виду деятельности.

4. Разделить индекс значимости задачи на сумму значимостей, получив вес каждой задачи.

5. Умножить общую трудоемкость ООП на вес каждой задачи, получить трудоемкость каждой профессиональной задачи.

6. Используя матрицу согласования компетенций и профессиональных задач и данные опросов субъектов образования внутри каждой задачи, определить индекс значимости каждой компетенции и ее вес.

7. Умножить трудоемкость каждой профессиональной задачи на вес каждой компетенции, необходимой для решения задачи, получив трудоемкость каждой компетенции. Если компетенция относится к нескольким задачам, ее трудоемкость суммируется.

Далее осуществляется работа только НМСН, поскольку она носит квалифицированный характер. Суть работы состоит в анализе структуры КМВ, разработке инвариантной структуры каждой компетенции, разработке паспорта каждой компетенции, конкретизации элементов компетенции в дисциплинах (модулях), разработке уровней и показателей проявления отдельных элементов и компе-

тенции в целом на каждом уровне, разработке программы формирования компетенций, расчете трудоемкости каждой дисциплин (модуля), построении эскиза учебного плана. Представленные этапы только условно последовательны, каждый этап может внести коррективы в предыдущие.

Структура компетентностной модели выпускника университета предусматривает деление КМВ на группы: общие, общепрофессиональные, профессиональные, профильные компетенции. Особенностью состава КМВ НИУ является наличие группы учебно-исследовательских компетенций. Учебно-исследовательские компетенции являются особенностью подготовки выпускника именно НИУ, поскольку в университете реализуется результат интеграции образования и науки - образовательно-научный процесс [3]. Эти компетенции отражают качества выпускника как исследователя: аналитичность и вероятност-ность мышления, научно-гуманистический характер мировоззрения, критичность, а также опыт выпускника по осуществлению индивидуальной и групповой учебно-исследовательской деятельности. Данные компетенции формируются преимущественно базовыми дисциплинами общенаучного цикла, в ходе выполнения курсовых работ и проектов, ВКР.

Проектировщикам на этапе разработки КМВ модели НМСН целесообразно выделить из КМВ необходимый минимум компетенций, составляющих «инвариантное ядро» подготовки выпускника именно НИУ. В первую очередь речь идет об общих (универсальных для разных направлений подготовки выпускников вузов, характеризующих качества человека с высшим образованием и специфику его взаимодействия с обществом и другими людьми) и учебно-исследовательских компетенциях. Остальные группы компетенций являются вариативной частью КМВ.

Общепрофессиональные компетенции относятся к укрупненной группе направлений подготовки, имеют системный и междисциплинарный характер, обусловленный спецификой всей группы направлений подготовки студентов. Они обеспечивают подготовленность выпускника к решению той совокупности профессиональных задач, которые должен уметь выполнять работник определенной отраслевой принадлежности. Они формируются в процессе освоения базовых и вариативных дисциплин гуманитарного, социально-эконо-

мического, естественно-научного циклов, а также базовой части дисциплин профессионального цикла, в ходе учебных и ознакомительных практик.

Профессиональные компетенции - это компетенции, напрямую относящиеся к профессиональной деятельности выпускника определенного направления подготовки. Они позволяют успешно и целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела. Данная группа компетенций преимущественно формируется средствами базовых дисциплин профессионального цикла и на производственных практиках.

Профильные компетенции - это компетенции, ориентирующие выпускников на профессиональную деятельность в определенных организациях региона, на конкретных должностях. Эта часть матрицы КМВ, которая отражает в большей степени заказ отдельных работодателей, готовых принять выпускников в свои организации. Узкопрофессиональный характер данных компетенций обусловливает их формирование преимущественно на вариативных дисциплинах профессионального цикла, факультативах и практиках.

Таким образом, КМВ представляет собой конструкт, который системно выстраивается и обретает свою определенность в соответствии со статусом НИУ, сущностью профессиональной деятельности по направлению подготовки и профиля выпускников.

Далее НМСН уточняет структуру каждой компетенции. Для этого необходимо выявить сущностные характеристики компетенции. Компетенция как действие, существующее в потенции, само по себе, не привязана к конкретному человеку. Однако однажды осуществив данное действие (даже мысленно), человек приобретает опыт его исполнения. В зависимости от условий частоты и ситуации, в которых шлифуется опыт, успешность результатов осуществления компетенции может быть описана некоторой метафорой. Эта ключевая метафора несет в себе смысл фиксации уровня употребления компетенции. Структурирование компетенции выпускника в данной логике позволяет выделить в ее составе три инвариантные составляющие: ключевую метафору (описание уровня исполнения компетенции, необходимого для решения профессиональных задач), описание деятельности и описание условий, в которых эта деятельность должна осуществляться.

В описании компетенции как деятельно-

сти целесообразно отразить все характеристики деятельности как таковой: цель деятельности, объект, содержание, средства - и учесть, что перечень ключевых метафор, использованных в КМВ ФГОС, ограничивается пятью: знает, умеет, способен, готов, владеет [1]. Условия же деятельности следует увязать с условиями образовательного процесса в вузе. В результате появляется паспорт каждой компетенции (табл. 2).

Таблица 2

Паспорт компетенции

Код и формулировка компетенции

Уровень «знает» Уровень «умеет» Уровень «способен или готов» Уровень «владеет»

Предложенная структура компетенции может быть положена в основу доработки КМВ, которая выносится на обсуждение НМСН для решения вопроса, средствами содержания какой дисциплины (каких дисциплин) можно сформировать ту или иную компетенцию и до какого уровня. Итогом обсуждения становится ревизионная матрица, выявляющая: охват дисциплинами всех компетенций КМВ; дисциплины, полностью самостоятельно покрывающие компетенцию; дисциплины, входящие в междисциплинарный модуль (формируют одну или родственные компетенцию); дисциплины, традиционно входящие в учебный план направления подготовки, но не задействованные в матрице (табл. 3).

Таблица 3

Ревизионная матрица

Код компетенции Название дисциплины (модуля) Итого трудоемкость, в зачетных единицах

Трудо- емкость

Трудо- емкость

Итого трудоемкость, в зачетных единицах

Для дисциплин, входящих в междисциплинарный модуль (формирующих одну компетенцию), дальнейшая ее детализация будет осуществляться коллективно преподавателями: будет производиться совместная ревизия междисциплинарного модуля и построение программы формирования комптетенции (табл. 4).

Таблица 4

Программа формирования компетенции

Код и формулировки компетенции

Уровень «знает» Уровень «умеет» Уровень «способен или готов» Уровень «владеет»

Дисциплина Дисциплина Дисциплина Дисциплина

Семестр Семестр Семестр Семестр

Форма контроля Форма контроля Форма контроля Форма контроля

Трудоемкость Трудоемкость Трудоемкость Трудоемкость

Объединяя в совокупность частные программы формирования всех компетенций, НМСН получит перечень всех образовательных модулей, соответствующих компетенциям с детализацией их (модулей) содержания. Данный перечень подвергается анализу и коррекции. Если остались компетенции, не охваченные дисциплинами, НМСН следует изучить более подробно кадровый ресурс университета и выявить преподавателей, способных разработать и реализовать авторский курс, направленный на формирование этих компетенций.

Далее определяется, какие из выделенных модулей логично объединить в более крупные, чтобы они по возможности полностью отвечали за определенный круг профессиональных задач. Укрупненные модули упрощают, повышая тем самым качество мониторинга формирования компетенций. Утвержденный НМСН пакет паспортов и программ формирования компетенций является основой построения эскиза учебного плана ООП.

На пятом этапе выпускающей кафедрой формируются следующие учебно-методические документы, регламентирующие образовательно-научный процесс в университете: график образовательного процесса и учебный план, требования к результатам освоения дисциплин учебного плана.

График образовательного процесса отражает последовательность реализации ООП ВПО по годам обучения, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. Учебный план включает перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО; трудоемкость цикла, а также его базовую и вариативную части в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО; в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной частей; трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах; распределение дисциплин по семестрам (с указанием их трудоемкости в каждом семестре);

формы промежуточной аттестации; перечень и продолжительность всех видов практик; вид и продолжительность итоговой государственной аттестации. Структура учебного плана включает две взаимосвязанные составные части:

• компетентностно формирующую (построена на основе частных программ формирования компетенций и связывает КМВ с трудоемкостью дисциплин (модулей), практик, НИР);

• дисциплинарно-модульную (модули организованы по общим компетенциям и согласованы с видами деятельности, дисциплины согласованы с профессиональными задачами; эта часть отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП, обеспечивающих формирование компетенций).

Работа над частями учебного плана идет одновременно в нескольких направлениях. Во-первых, из числа преподавателей соответствующих дисциплин и модулей создаются рабочие группы, выполняющие задания по разработке эскизов рабочих программ каждого междисциплинарного модуля, дисциплины, практики, научно-исследовательской работы (НИР). В задании указывается название, трудоемкость модуля (дисциплины), период изучения (курс, семестр), компетентностная взаимосвязь с другими модулями или дисциплинами (изучение которых является необходимой основой для данного модуля, которые будут последующими). Группой также уточняются требования к результатам освоения дисциплины (взятые из программ формирования компетенций и ревизионной матрицы), логика предъявления освоения содержания образования по модулю или дисциплине. Последняя содержит формы занятий и их последовательность, которые определяются в соответствии с формируемыми модулем (дисциплиной) компетенциями и их пороговым уровнем, содержанием соответствующей области научного знания, этапом практической деятельности, формой текущего и промежуточного контроля.

Во-вторых, эскиз учебного плана поступает на выпускающую кафедру, где ученым секретарем подвергается анализу на предмет согласования с внешними ограничениями: недельной нагрузкой студентов и преподавателей, количеством зачетов и экзаменов, соотношением лекционных и практических занятий и другими требованиями ФГОС к условиям реализации ООП ВПО. Для выполнения этой работы ученый секретарь кафедры составляет график учебного процесса, интегрирует выполненные задания рабочих групп в учебный план, уточняет формы занятий по каждому модулю, формы контроля, распределяет зачетные единицы в часах, по неделям и семестрам. Итоговый учебный план выносится на заключительное согласование с членами НМСН, затем согласовывается с начальником учебно-методического управления и утверждается ректором.

На шестом этапе разрабатываются организационно-методические документы ООП: требования к организации практик и эскизы программ практик; программа научно-исследовательской работы; рекомендации по использованию образовательных технологий. Разработка требований к организации практик осуществляется на уровне выпускающей кафедры совместно с представителями работодателей. Опирается данная рабочая группа в своей деятельности на матрицу распределения компетенций по дисциплинам учебного плана, практикам и НИР, мнение представителей работодателей, методический замысел проектировщиков ООП, ресурсы вуза.

На первом шаге следует дать общую характеристику практик студента ООП, договориться о распределении их трудоемкости и последовательности, уточнить места практик и их вид (полевая, лабораторная и др.). Данные договоренности фиксируются в ООП. Далее формулируются цели и задачи каждой практики, требования к результатам прохождения практики, связанные как с формируемыми компетенциями и их уровнем, так и с представлениями потенциальных работодателей, предоставляющих место проведения практик о функциях студентов на практике. Эта часть документа отражается уже непосредственно в программе прохождения практик.

На втором шаге достигается договоренность субъектов о содержании и структуре практики, формулируются типовые задания. Последние целесообразно увязать с заданиями, выносимыми на итоговую аттестацию вы-

пускника. Особое внимание необходимо уделить согласованию перечня отчетных документов по практике, их форме, срокам сдачи и составу комиссии по приему отчетов. Результаты согласования документационного сопровождения отчетности по практике фиксируются в ООП как процедура организации практики.

Программа научно-исследовательской работы разрабатывается научным руководителем магистратуры совместно с непосредственными руководителями магистров по подготовке магистерских диссертаций. В ней отражаются цели и задачи, содержание работы и ее этапы с указанием промежуточных результатов. Поскольку ООП реализуется в НИУ, в данной программе следует отразить содержание участия студента в научной разработке приоритетных направлений, закрепленных за НИУ, и ожидаемый продукт такого участия. НИР должна сопровождаться отчетными документами, состав и содержание которых также разрабатываются указанными субъектами и фиксируются в ООП как процедура организации НИР.

Документы, отражающие рекомендации по использованию образовательных технологий, включают в себя: общие требования к отбору образовательных технологий в соответствии с ФГОС; рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на теоретическую подготовку, с указанием дисциплин, на которых они применяются; рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных на практическую подготовку, с указанием дисциплин, на которых они применяются; рекомендации по применению форм контроля с указанием всех видов контроля, применяемых в ООП.

Разработкой таких рекомендаций занимается рабочая группа, руководит которой ученый секретарь кафедры. Он исследует требования ФГОС, частные программы формирования компетенций, учебный план и эскизы рабочих программ и, опираясь на логику формирования компетенции, дает рекомендации предметникам по использованию той или иной образовательной технологии и форм контроля в ходе преподавания дисциплины. Эти рекомендации могут быть учтены предметниками в реализации их методических замыслов. В любом случае итоговые варианты согласований полным перечнем представляются в ООП. Поскольку ООП реализуется

Таблица 5

Банк итоговых оценочных средств

Учебно-профессиональная задача

Задание 1 Задание 2

Элемент 1.1 Элемент 1.2 Элемент 2.1 Элемент 2.2 ...

Дисциплины Дисциплины Дисциплины Дисциплины

в НИУ, в данном разделе следует продумать эксклюзивные формы организации образовательно-научного процесса, содействующие приобщению студента к научным исследованиям, работе над индивидуальным изысканием и в научных коллективах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Седьмой этап проектирования ООП посвящен разработке аттестационных документов. Данные документы представляют собой перечень инструментов, используемых для измерения компетенций и оценки уровня их сформированности: программы промежуточной и итоговой аттестации каждой компетенции, банк измерительных и оценочных средств, процедуру организации и проведения аттестации. Данные документы разрабатывает рабочая группа выпускающей кафедры, опираясь на матрицу согласования профессиональных задач и компетенций, учебный план, эскизы рабочих программ. После изучения этих документов группой к каждой профессиональной задаче формулируется соответствующая ей учебно-профессиональная задача, решение которой возможно продемонстрировать в условиях образовательно-научного процесса вуза. К каждой учебно-профессиональной задаче группой подбирается пакет межпредметных заданий, выполнение которых в ходе образовательного процесса готовило, а в ходе аттестации свидетельствовало бы о решении учебно-профессиональной задачи. Важным шагом является определение критериев успешности решения учебно-профессиональной задачи в целом и освоения каждой компетенции.

Оценка успешности решения учебнопрофессиональной задачи является необходимым условием оценки успешности формирования компетенций, относящейся к данной задаче. Поскольку учебно-профессиональные задачи межпредметны, задания к ним получают свою дисциплинарную конкретизацию в ходе промежуточной аттестации по дисциплине. Для этого элементы заданий ставятся в соответствие определенным внутридисципли-нарным модулям, элементам компетенций и видам технологии контроля их исполнения.

В результате появляется банк итоговой аттестации, из которого детализированные задания уходят в перечни заданий промежуточной и текущей аттестации по дисциплинам (табл. 5).

Такая процедура итоговой аттестации, связанная не с измерением непосредственно компетенций, а с оценкой успешности выполнения профессиональных задач, охватывает всю КМВ и снимает вопрос о принципиальной неизмеримости некоторых компетенций. Далее ученым секретарем выпускающей кафедры в ООП описываются: общие замечания и определения, используемые в аттестационных документах; содержание и процедура текущей аттестации, промежуточной аттестации, итоговой аттестации. Во всех процедурах указываются требования к выполнению заданий; средства измерения успешности выполнения заданий; формы социально-педагогического партнерства в проведении данной аттестации; субъекты участвующих в ней и требования к ним; документы, сопровождающие аттестацию.

На восьмом этапе проектирования ООП разрабатывается регламент ее обновления. В нем указываются границы применимости ООП, факторы, влияющие на ее сущностные характеристики (изменения в ФГОС, появление новых видов профессиональной деятельности и профессиональных задач и изменения в их значимости, изменения состава КМВ, изменения в ресурсах университета, новации в науке и образовании), средства их выявления, субъекты, ответственные за их выявление, и периодичность их выявления. Также следует разработать необходимые процедуры отражения обновлений в ООП и согласования обновленного ее варианта.

Литература

1. Бермус, А.Г. Теоретико-методологические проблемы реализации компетентно-стного подхода к разработке учебных программ / А.Г. Бермус // Труды 9-й Международной научно-практической интернет-конференции «Преподаватель высшей школы

в XXI веке». Сборник 9. - Ростов н/Д: РГУПС, 2011. - Ч. 1. - С. 17-22.

2. Кичигина, Т. В. Педагогическое проектирование как ресурс развития образования / Т. В. Кичигина // Педагогическое обозрение. -2004. - № 41. - С. 3-4.

3. Котлярова, И.О. Научно-образовательный процесс в университете / И. О. Котляро-ва, Г. Н. Сериков // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XВсерос. науч.-практ. конф., 17-19 мая 2004 г. - Челябинск: ЧГПУ, 2004. - С. 24-27.

4. Методические рекомендации по фор-

мированию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. - http://umu.susu.ac.ru/ru/Uchebno-

metodicheskayadeyatelnost/urovnevayasistema/ index.html

5. Тягунова, Ю.В. Оценка качества проектирования образовательно-научного процесса в университете / Ю.В. Тягунова // Materialy VIII mezinarodni videcko-prakticka conference «Vida a technologie: krok do budoucnosti -2012». - Dil 16. Pedagogika: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. - С. 82-85.

Поступила в редакцию 20 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.