Научная статья на тему 'Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся'

Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ / НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ВИДЫ ГРАМОТНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ / НОВЫЕ НАВЫКИ / МЯГКИЕ (ГИБКИЕ) НАВЫКИ / INNOVATIVE BEHAVIOR / PEDAGOGICAL ACTIVITY LITERACY / NEW LITERACY / TYPES OF LITERACY / UNIVERSAL COMPACTS AND COMPETENCES / NEW SKILLS / SOFT (FLEXIBLE) SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна

Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся для любой сферы деятельности ориентирована на разработку спецификаций (особенностей общества будущего), выявление востребованных качеств личности, потенциальных возможностей современных психолого-педагогического знаний, применяемых в процессе обучения и развития компетенций и компетентностей, востребованных в XXI в. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся предполагает формирование профессиональных и дополнительных (для всех видов профессиональной деятельности) компетенций и компетентностей (сформированное инновационное поведение, развитая мотивация к обучению и получению профессионального образования, развитые креативные способности, сформированная готовность к адаптации к новым вызовам, владение когнитивной гибкостью). Дано понятие инновационного поведения, профессиональной педагогической деятельности, ее виды и возможности развития инновационного поведения обучающихся. Проанализированы понятия «новая грамотность», виды грамотности, «универсальные» (ключевые компетенции и компетентности), «новые (базовые) навыки», «мягкие (гибкие) навыки» (они же ключевые, универсальные, общие компетенции), социально-профессиональные и личностные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competency model for training students

The competency model of vocational training of students for any sphere of activity is focused on the development of specifications (principles of society of the future, identification of demanded qualities of the person, potential of modern psychological and pedagogical knowledge applied in the process of education and development of competences and competences demanded in the 21 century. The competent model of vocational training of students involves formation of innovative behavior, development of motivation to study and receive professional education, development of creative abilities, professional-world readiness to adapt to new challenges, mastering of cognitive flexibility. The concept of professional pedagogical activity, its types and opportunities for development of innovative behavior of students has been given. The concepts of “new literacytypes of literacy, “universal (key competencies and competences)”, the concepts of “new (basic) skills”, “soft (flexible) skills” (they are also key, universal, general competences), socio-professional and personal competences have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся»

Сведения об авторе

Игумнова Ольга Викторовна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

Information about the author

Igumnova Olga Viktorovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Social, Economic and Natural Sciences, candidate of pedagogical sciences, associate professor. E-mail: o.igumnova2009@yandex.ru

УДК 378

© Кундозерова Л. И., 2019

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся для любой сферы деятельности ориентирована на разработку спецификаций (особенностей общества будущего), выявление востребованных качеств личности, потенциальных возможностей современных психолого-педагогического знаний, применяемых в процессе обучения и развития компетенций и компетентностей, востребованных в XXI в. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся предполагает формирование профессиональных и дополнительных (для всех видов профессиональной деятельности) компетенций и ком-петентностей (сформированное инновационное поведение, развитая мотивация к обучению и получению профессионального образования, развитые креативные способности, сформированная готовность к адаптации к новым вызовам, владение когнитивной гибкостью). Дано понятие инновационного поведения, профессиональной педагогической деятельности, ее виды и возможности развития инновационного поведения обучающихся. Проанализированы понятия «новая

грамотность», виды грамотности, «универсальные» (ключевые компетенции и компетентности), «новые (базовые) навыки», «мягкие (гибкие) навыки» (они же ключевые, универсальные, общие компетенции), социально-профессиональные и личностные компетенции.

Ключевые слова: инновационное поведение; педагогическая деятельность; грамотность; новая грамотность; виды грамотности; универсальные компетенции и компетентности; новые навыки; мягкие (гибкие) навыки.

© Kundozerova L. I., 2019 COMPETENCY MODEL FOR TRAINING STUDENTS

The competency model of vocational training of students for any sphere of activity is focused on the development of specifications (principles of society of the future, identification of demanded qualities of the person, potential of modern psychological and pedagogical knowledge applied in the process of education and development of competences and competences demanded in the 21 century. The competent model of vocational training of students involves formation of innovative behavior, development of motivation to study and receive professional education, development of creative abilities, professional-world readiness to adapt to new challenges, mastering of cognitive flexibility. The concept of professional pedagogical activity, its types and opportunities for development of innovative behavior of students has been given. The concepts of "new literacy " types of literacy, "universal (key competencies and competences) ", the concepts of "new (basic) skills", "soft (flexible) skills" (they are also key, universal, general competences), socio-professional and personal competences have been analyzed.

Keywords: innovative behavior; pedagogical activity literacy; new literacy; types of literacy; universal compacts and competences; new skills; soft (flexible) skills.

Изменения, происходящие в мире гогов, экономистов и финансистов) к

и России, актуализировали научный исследованию следующих вопросов: интерес специалистов из развитых 1. Каковы особенности общества

стран (социологов, психологов, педа- будущего?

2. Какие качества личности человека будут востребованы обществом будущего?

3. Какими универсальными компетенциями и компетентностями для общества будущего должны овладеть обучающиеся уже сегодня?

4. Выявление/генерирование и апробация новых психолого-педагогических знаний и педагогических технологий развития и формирования универсальных компетенций и компетентностей для общества будущего.

Универсальные компетенции и компетентности для общества будущего развивают и формируют у обучающихся учителя, профессора вузов, а также практические работники финансовой, экономической и социальной сфер деятельности. Предполагается, что в XXI в. обучающиеся должны владеть инновационным поведением, а также совокупностью ключевых компетенций, востребованных на рынке труда.

Инновационное поведение — это поведение человека, способного к созданию инновационного продукта (новых знаний, технологий, в том числе технологий искусственного ин-

теллекта), самоизменению относительно ценностей образования, культуры, взаимодействия с миром, обществом (быть социально активным). Новые технологические процессы (цифровизация, роботизация, создание технологий искусственного интеллекта) вызвали необходимость подготовки новых инновационных кадров, владеющих инновационным поведением, универсальными компетенциями, новой грамотностью в разных сферах деятельности, умеющих адаптироваться к новым условиям (быть активным, уверенным, способным действовать инновационно, постоянно развиваться, самосовершенствоваться, брать на себя риски, быть предпринимателем).

Известно, что искусственный интеллект как наука создает возможности для разработки технологии искусственного интеллекта.

Реализуют технологии искусственного интеллекта когнитивные агенты (они заменят людей).

Например, технологии искусственного интеллекта позволяют разработать социальный искусственный интеллект, который будут реализовы-вать социальные когнитивные агенты,

они заменят преподавателей, учителей, врачей, социальных работников. Те профессии, для которых созданы алгоритмы профессиональной деятельности, заменят когнитивные агенты.

В учебных организациях инновационное поведение обучаемых эффективно может формироваться формируется в процессе научно-исследовательской деятельности.

К сожалению, на практике сегодня научно-исследовательская деятельность обучающих и обучаемых изучается не в тех масштабах, каких она заслуживает.

К основным видам профессиональной педагогической деятельности относят практическую педагогическую деятельность (деятельность по развитию, обучению и воспитанию), методическую и управленческую деятельность руководителей и преподавателей образовательных учреждений (они руководят и поддерживают процесс овладения обучающимися компетенциями и компетентностью), научно-исследовательскую деятельность, результатом которой является овладение обучающимися научно-исследовательскими компетенциями инновационным поведением.

В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» обучение определяется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, опыта применения знаний в повседневном жизни и формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». В процессе формирования мотивации к обучению развиваются способности к самоизменению [15], а это и есть развитие инновационного поведения методом продуктивного обучения (когнитивного и креативного) (А. В. Хуторской) [16], приобретения опыта деятельности путем включения профессионального контекста в содержание лекционных, семинарских и практических занятий и производственной практики на всех этапах обучения в вузе (А. А. Вербицкий) [3].

Прежде чем перейти к обсуждению педагогических возможностей формирования инновационного поведения, проанализируем понятия новой грамотности XXI в. и виды грамотности в классической педагогике.

Грамотность — навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе (Б. С. Гершунский) [6].

Профессиональная грамотность — чтение, письмо, вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач (Б. С. Гершунский) [6].

Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI в. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе (Б. С. Гершунский) [6].

По определению экспертов ЮНЕСКО, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и кото-

рые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» [2, с. 18].

Грамотность рассматривается в контексте удовлетворения базовых потребностей в обучении каждого ребенка, молодого человека и взрослого. «Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования» [2, с. 18].

Б. С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования (рис. 1):

Рис. 1. Образование как результат

Ученые образовательных, экономических и финансовых научных кол-лабораций в понятие новой грамотности XXI в. включили: цифровую, новую медиаграмотность, грамотность в сфере информационных и коммуникационных технологий. Поскольку каждому виду деятельности соответствует своя грамотность (специальные современные знания и умения) были определены основные виды грамотности, в содержании которых положено понятие образование («образование — сложный термин, который обозначает планируемые / непланиру-емые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной (знание, познание, изучение, осозна-

ние), аффективной (чувственной сферы психики, отражающей отношение человека к окружающей среде, людям в форме переживаний, имеющий социальный контекст и психомоторной (сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями) сфер личности в соответствии с ценностными ориен-тациями общества и таксономией Б. Блума (1956 г.) [2].

Таксономия Блума (Bloom taxonomy) — иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и

психомоторную [2, с. 159]. Следуя этой логике выделены:

- социально-коммуникативная грамотность (она же компетентность) — способность понимать других, владеть «языком» вербального и невербального общения, навыками взаимопонимания и совместной деятельности; умение работать с людьми в контексте взаимодействия человеческого и искусственного интеллекта, объединения усилий людей и роботов в контексте взаимодействия; способность организовывать свою деятельность, деятельность групп (коллабо-раций), организаций с целью создания нового, оказания услуги;

- общекультурная грамотность (компетентность) — умение работать в разных культурах и средах, знание языков для понимания другой среды и культуры изнутри, готовность работать с людьми из других сфер деятельности, двигающихся в другом направлении; знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

- поведенческая грамотность (компетентность) — знание и понимание простых норм нравственности,

правил служебного этикета, умение действовать в соответствии с ситуацией;

- технологическая грамотность (компетентность) — способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

- экономическая грамотность

(компетентность) — знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации.

Предпосылкой жизненного и профессионального успеха человека в обществе является его самореализация [2], сформированность универсальных (ключевых) компетенций и компе-тентностей как важных во многих жизненных сферах деятельности.

Понятно, что все компетенции и компетентности основываются на базовой грамотности и, прежде всего, на развитости когнитивных процессов, которые позволяют воспринимать и перерабатывать информацию (процессы восприятия и переработки информации восприятия, представления, внимания, речи, мышления и креатив-

ного мышления). Уровень развития когнитивных процессов влияет на процессы понимания, анализа и интерпретацию задач, том числе открытых (имеющих более одного решения), проблем в ситуациях новизны, неопределенности при недостатке информации, создание собственного инновационного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной.

Проведем анализ понятия «универсальные (ключевые) компетенции и компетентности» с точки зрения содержания «базовой грамотности».

Компетентность взаимодействия с другими опирается на социально-коммуникативную, поведенческую и общекультурную грамотность и определяется как:

- способность к сотрудничеству, совместной работе (^operation /collaboration), в том числе в роли лидера и в роли участника команды;

- способность договариваться (убеждать, аргументировать свою позицию и принимать чужую, в том числе с учетом социальных и культурных различий), разрешать конфликты, осознавать возможные объективные противоречия в интересах разных сторон и

учитывать их при принятии решений (как я общаюсь с равными мне, с младшими, со старшими, в коллективе).

В учебном процессе вуза обучающиеся овладевают компетентностью взаимодействия с другими путем включения их в следующие виды деятельности:

- «обучающийся ^ контент» — процесс изучения, анализа и обработки получаемой информации, приобретения знаний путем наполнения информационной системы (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение), создания новых когнитивных структур и их согласования с имеющимися; это взаимодействие с контентом, которое приводит к изменениям в понимании обучающегося;

- «обучающийся ^ преподаватель» — взаимодействие между преподавателем и обучающимся;

- «обучающийся ^ обучающийся» — взаимодействия между двумя или более обучающимися;

- — «обучающийся ^ интерфейс» — взаимодействие обучающегося со средствами обучения, например, системой управления обучением (Leaming management system, LMS);

использование на учебных занятиях технологий активного и интерактивного обучения, организационных форм асинхронного и синхронного обучения — микролекции, вебинары и веб-конференции.

Микролекция (англ. microlecture) — информационно-насыщенная лекция продолжительностью от 1 до 3 мин., специально созданная для интернет-обучения, в которой описывается ключевая терминология, раскрываются критически важные концепты, дается введение в проблематику деятельности в контексте решения проектных задач. Как правило, представляется в виде подкаста, реализующего однонаправленную коммуникацию в режиме онлайн для трансляции образовательного медиаконтента (видео- и аудиопотока) с официального сайта проекта. Микролекция задает вектор распределенного познания (distributed cognition) членов команды проекта в их последующей самостоятельной индивидуальной и творческой групповой работе, служит ориентиром в «открытии знаний» обучающимися, имеющими различный уровень исходной подготовки, не накладывая жестких

временных рамок на выполнение отдельных задач.

Вебинар (англ. webinar) с участием модератора — интерактивная обучающая презентация, лекция или семинар по теме, в ходе которого интернет-аудитория может взаимодействовать с ведущим (лектором), выполнять его задания, задавать вопросы, делать заметки, отправлять комментарии. «Живой» вебинар (онлайн-семинар) как форма синхронного обучения — эффективный инструмент координации работ его участников путем обмена оперативной информацией и принятия решений. Архивные записи вебинаров публикуются на сайте в открытом доступе для асинхронного обучения.

Веб-конференция (англ. web conferencing) — технология синхронной интернет-коммуникации, позволяющая проводить виртуальные встречи субъектов образовательного процесса в сети для выполнения учебных задач в режиме реального времени: организации онлайн-тренингов и веб-туров; совместной работы с приложениями; коллективного создания, редактирования и рецензирования документов,

презентаций, отчетов; обмена файлами и мультимедиа [2].

Компетентность взаимодействия с собой (саморефлексия) — «как я понимаю, что у меня получается хорошо, а что — плохо»; «как я анализирую свои действия и выбираю наиболее эффективные пути достижения целей».

Развитость универсальных компетенций и компетентностей взаимодействия с собой определяется:

- эффективностью человека принимать решения и действовать в различных ситуациях;

- способностью к саморазвитию: в узком, академическом смысле «учиться — учиться» — цель системы непрерывного образования, и в широком смысле — овладение любыми новыми навыками, в которых возникает профессиональная или жизненная необходимость;

- способностью управления своими эмоциями, саморегуляцией, самоконтролем, самоорганизацией, рефлексией.

Какими навыками неопределенного будущего необходимо овладеть обучающимся?

Учитывая постоянно меняющуюся ситуацию, недостаточно иметь только профессиональные навыки, следует развивать новые навыки. Исследователи утверждают, что «новые (базовые) навыки» — это дополнительные к профессиональным навыки.

Новые навыки основаны на опыте, знаниях, умениях и интуиции (предсказания, предчувствия).

Понятие «интуиция» долгое время не входило в область научных знаний педагогики и психологии и других наук, так как интуиция не является продуктом логического мышления, не связана с рациональностью.

Но факты свидетельствуют о том, что важные решения иногда принимаются минуя причинно-следственные связи — интуитивно.

В обыденном языке говорят: интуиция подсказала, интуиция говорит, интуиция велела. Организм откуда-то знает, что наступает удача/неудача (это интуиция).

Интуиция — это особый способ мышления (Т. Черниговская).

Интуиция в профессиональной деятельности ответственна за выживание человека.

Интуиция — это «вдруг» пришла новая мысль. Новое знание приходит

как озарение, вспышка, и человек не может объяснить что это. Интуиция — качество человека, способного генерировать новые знания.

А. Эйнштейн писал, что «интуиция — высшая форма интеллекта человека».

Креативная творческая интуиция позволяет ученым, писателям, художникам находить новое, оригинальное,

генерировать новые знания, создавать инновационный продукт.

Формирование инновационного поведения и развитие ключевых

(они же универсальные) компетенций обучающихся в вузе реализовывается поэтапным включением в научно-исследовательскую и проектную деятельность, для выполнения которых применяются научно-исследовательские методы и технологии.

Рис. 2. Классификация методов педагогических исследований А. М. Новикова

Овладение научно-

исследовательскими компетенциями и

компетентностью происходит на всех этапах обучения в вузе и школе (А. М. Новиков, А. А. Вербицкий). Во все времена целью вузовского образо-

вания являлась подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками, гибким мышлением, ответственностью, которые умели бы на практике, в процессе профессиональной деятельности самостоятельно

решать сложные задачи, возникающие новые, неизвестные ранее проблемы и производственные ситуации. В вузе обучающиеся, используя научно-исследовательские методы (теоретические и экспериментальные операции и действия (рис. 2) и учитывая социально-экономическое и финансовое состояние государства создают модели, обсуждают (аргументируют, доказывают) на семинарских и практических занятиях предметное и социальное содержание модели будущей профессиональной деятельности специалиста).

В образовательной среде неизвестного будущего научно-исследовательскую компетентность понимают как способность и готовность обучающихся к самоизменению, формированию инновационного поведения, результативного применения знаний, умений и опыта в ходе научно-исследовательской работы в процессе решения профессиональных проблем и задач.

Для обучающиеся сегодня создана организационная и научно-методическая платформа для овладения новыми знаниями, умениями, навыками, компетенцией, приобретения опыта деятельности, развития

творческих способностей к самоизменению и саморазвитию, приобретению опыта применения знаний в повседневном жизни, решения трудных задач и проблем, серьезных производственных ситуаций, выполнения творческих проектов, создания инновационных продуктов (научные рефераты, статьи, тезисы, доклады и др.), используя методы научно-исследовательской деятельности (выявление проблемы, формулировка цели, гипотезы, задач). В процессе выполнения научных исследований у обучающиеся формируется инновационное поведение: готовность к новым образовательным, технологическим, социальным вызовам, быстрой адаптации.

Формирование инновационного поведения зависит от уровня развития научно-исследовательской компетентности. Современные исследователи выделили две группы компетенций — общие интеллектуальные и исследовательские, которые формируют инновационное поведение [14].

Интеллектуальные компетенции — это:

- способность излагать свои мысли логично, однозначно, сжато и конкретно (устно и письменно);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- владение понятийным аппаратом, научной фразеологией, специфической лексикой, ясностью и четкостью в определении понятий, способность оперировать научными терминами;

- способность объективной оценки проведенного теоретически и экспериментально исследования, формулировка выводов;

- умение анализировать, выделять основное и второстепенное в полученной информации;

- навыки составления и оформления таблиц, схем, графиков, иллюстраций;

- способность слушать и воспринимать информацию.

Исследовательские компетенции включают:

- умение работать с научной литературой, извлекать, критически оценивать и хранить научные данные;

- способность выявлять проблему, цель, противоречия, формулировать научную гипотезу, определять задачи, аргументировать научные и

экспериментальные методы и способы решения поставленных задач;

- участвовать в научных дискуссиях, создавать научные тексты (аннотации, рефераты, тезисы, доклады, статьи).

Включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность развивает научно-исследовательские компетенции и компетентности, формирует инновационное поведение путем постоянного обращения к когнитивному, предметно-ориентированному и личностному опыту, компонентами которого являются знания, интуиция, мотивация, ценностные ориентации, этические и поведенческие установки

Таким образом, инновационное поведение формируется и проявляется в научной, творческой деятельности в процессе освоения новых способов деятельности, реализации новых идей, разработок, инициатив, средств и методов получения новых результатов (генерирование новых знаний).

Литература

1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

2. Бойченко, Г., Кундозерова, Л. Психология и педагогика : учебный курс / Национальный открытый университет «ИНТУИТ». Опубликовано 13.03.2013. — ISBN 978-5-9556-0150-2. — URL: http://www.intuit.ru /studies/courses/3465/707.

3. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования : учебное пособие. — М.: Изд-во МПГУ, 2017.

4. Галажинский, Э. В., Краснорядцева, О. М. О месте и роли мышления в организации инновационного поведения // Современная психология мышления: Смысл в познании : тезисы докл. науч. конф. — М.: Смысл, 2008.

5. Гамезо, М. В. Общая психология : учебно-методическое пособие / под общ. ред. М. В. Гамезо. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2008.

6. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. — М.: Совершенство, 1998.

7. Грамотность: образование для всех. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006. Резюме. — Издательство Юнеско, 2006.

8. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище : доклад международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. — Париж, 1996.

9. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) — Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.

10. Концепция организации системы непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. — URL: http://www.irdpo.ru/ concept.html (дата обращения: 05.02.2016).

11. Кундозерова, Л. И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. — 2018. — № 4 (4).

12. Новиков, А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Эгвес, 2010.

13. Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.).

14. Роботова, А. С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России. — 2011. — № 10.

15. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012.

16. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебное пособие. — Изд. 2-е, пе-рераб. — М.: Высшая школа, 2007.

17. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. — 2 изд. — М.: Изд. Центр «Академия», 2010.

18. Цыркун, И. И. Методическая инноватика. — Мн., 1996.

Сведения об авторе

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: kundozerova@gmail.com

Information about the author

Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.