Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие будущих специалистов на основе моделирования'

Личностно-профессиональное развитие будущих специалистов на основе моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Дина Алексеевна

Задача высшей школы состоит в личностно-профессиональном развитии обучающихся. Моделирование универсальный, инновационный вид деятельности. Результатом профессиональной подготовки студентов на основе моделирования являются ключевые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие будущих специалистов на основе моделирования»

УДК 37.04

Погонышева Дина Алексеевна

Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, [email protected], Брянск

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Pogonysheva Dina Alekseevna

Candidate of economic sciences, docent head of informative CASS and technologies of the Bryansk state university of the name of academician 1. G. Petrovskogo, [email protected], Brjansk

LICHNOSTNO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS ON THE BASIS OF MODELING

Опережающее профессиональное образование обусловлено повышением значимости личности в жизни общества и неадекватным отражением этого в функционировании профессионального образования; объективным наличием многовариантных решений в профессиональной деятельности и ]псепс-пс!Ыу умениг выбора оптимального из них; необходимостью прогностической оценки принимаемых управленческих решений и недостаточным развитием гуманистически ориентированного, прогностического образа мышления и деятельности; низкой социальной и профессиональной адаптацией индивидуума, не соответствующей требованиям формирующегося рынка труда. Опережающее профессиональное образование направлено на развитие у человека потенциальных природных способностей к активному, гуманистически ориентированному мышлению, формирование инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в активной, преобразующей практике [9].

Участие России в Болонском процессе призвано изменить субъект-объ-ектные отношения в отечественном образовательном пространстве. В ответ на вызовы, стоящие перед мировым сообществом, современная профессиональная педагогика предложила компетентностную образовательную парадигму. Сущность компетентностного подхода изложена в работах

Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, В. А. Сластенина, В. В. Серикова, А. В. Хуторского и др. «Компетентностное образование можно понимать как жизненный опыт «в чистом виде», не подвергнутый дидактической переработке... Компетентность как экзистенциальное свойство человека является продуктом его собственной жизнетворческой активности, инициируемой процессом образования... Компетентностная модель образования нуждается в специ-

альной методологической основе» [3, с. 108]. При этом главной ценностью является «компетентность в обновлении компетентности.. .Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтоб стать компетентностью как характеристикой личности...Компетентность это знание в деятельности» [1, с. 20-21].

Дидактической основой общеевропейского образовательного пространства является модульно-кредитная технология. Анализ стандартов третьего поколения показывает, что выпускник должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. «Структура комиетентнос-тного опыта включает ориентировочную основу: 1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; 2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; 3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); 4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте заданий условий задачи, дефиците информации и времени, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решений); 5) рефлексии и самоконтроля своих действий» [8, с. 57].

Формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся связано с асинхронным построением их профессиональной подготовки, резком усилением самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Сближение требований вуза и работодателей к выпускнику является залогом его конкурентоспособности на формирующемся рынке труда. В связи с этим целью профессиональной подготовки индивида является его личностно-профессиональное развитие. К задачам следует отнести формирование социально-профессиональной направленности, социально-профессиональной компетентности, профессионально важных качеств, профессионально значимых психофизиологических свойств.

Исследователи отмечают, что высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Критерием сформированности профессиональной компетентности личности является признание общественной значимости профессиональных результатов, высокий авторитет специалиста в предметной области. В соответствии с Болонским процессом, результатом профессионального развития индивида является сформированность ключевых компетенций: «социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества; коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет; социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной

информации, распространяемой СМИ; когнитивная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию; специальная компетенция - подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда» [4, с. 63]. Сформированность ключевых компетенций обеспечивает универсальность профессиональной деятельности в различных социальных и профессиональных сообществах.

В современном мире наука является важнейшим элементом культуры, представляющим собой мощную производительную и социальную силу. Важнейшим аспектом общенаучной методологии является принцип системности, ориентирующий исследователя на рассмотрение объектов профессиональной деятельности с позиций закономерностей системного целого и взаимодействия его частей. Рассматривая природную системность деятельности личности как один из объективных факторов возникновения и развития системных понятий и теорий, необходимо отметить, что процесс исследования и преобразования окружающего мира также системен, и наши знания о нем являются системными.

Руководители и специалисты хозяйствующих субъектов в профессиональной деятельности постоянно сталкиваются с необходимостью принятия управленческих решений по самым различным вопросам. От их качества во-многом зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций. Управленческие решения всегда связаны с факторами времени и риска, действующими, как правило, в противоположных направлениях. Специалист любого профиля и уровня управляет в профессиональной деятельности теми или иными системами: производственными объектами, технологическими процессами, коллективами работников и т. д. Целому ряду профессий присущи свойства профессиональных групп: человек -техника, человек - природа, человек - знаковая система, человек - человек. Действовать быстро и решительно - не только право, но и обязанность каждого специалиста. Большинство принимаемых управленческих решений имеет комплексный характер, требует системного анализа условий функционирования.

Эффективное управление социально-экономическими и производственно-технологическими процессами предполагает рассмотрение объекта как целостной системы; обеспечение необходимой информацией о свойствах и закономерностях поведения системы; разработку моделей, отражающих наиболее значимые свойства системы в данных условиях; определение стратегии развития управляемой системы с учетом цели ее функционирования; обоснование критерия оценки качества вариантов развития системы по принципу оптимальности; принятие управленческих решений на модели с учетом технических, технологических, экономических, погодных, социальных и случайных факторов; реализация выбранных оптимальных реше-

ний в реальной системе; анализ результатов воздействия на управляемую систему.

Объективная системность профессиональной деятельности человека приводит к необходимости моделирования исследуемых объектов. Моделирование представляет собой метод опосредованного познания и преобразования окружающей действительности, при котором изучаемый объект-оригинал находится в определенном соответствии с другим объектом-моделью, и модель способна замещать объект-оригинал на отдельных ступенях познавательного процесса.

Моделирование, являясь универсальным, инновационным методом познания и преобразования окружающей действительности, представляет собой необходимый этап целенаправленной творческой профессиональной деятельности личности, входит в состав более общего процесса познания, предполагающего не только взаимодействие человека с природой, но и обмен деятельностью между различными сферами духовного и материального производства. Принципиальная возможность моделировать объекты окружающей действительности равносильна возможности познания этих объектов.

Модель является инструментом познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает его. Эта особенность моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания. Функция модели - средство передачи различной информации. Исследователи отмечают, что «модель является средством интерпретации теории и средством интерпретации и объяснения явлений действительности. ...Модель представляет собой один из моментов познавательного процесса, в которых обнаруживается связь указанных противоположных направлений. Она является узловым пунктом, в котором последние, так сказать, пересекаются или встречаются друг с другом благодаря тому, что она представляет собой некоторую идеализированную структуру, в которой выполняется теория, сохраняющая черты сходства с действительностью, и вместе с тем гомоморфную действительности, но связанную определенным образом с теорией» [10, с. 207]. Современная технология принятия оптимальных управленческих решений в сложных, недетерминированных ситуациях реализуется прежде всего на основе применения экономико-математических методов и моделей, позволяющих оперативно и качественно обработать поступающую информацию.

Необходимость личностного и профессионального развития обучающихся обусловливает актуальность «моделирования на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от наиболее абстрактных моделей, реализуемых главным образом в рамках одной учебной дисциплины (физики, математики, философии и др.) и обеспечивающих фундаментальные знания, ко все более конкретным, межпредметным моде-

лям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в них людей» [2, с. 60].

В эпоху информатизации существенно возрастает значение компьютерного моделирования. «Являясь по своей природе видом математического,

а, следовательно, знакового моделирования, компьютерное моделирование в то же время обладает достоинствами, сближающими его с натурным моделированием и естественным экспериментом как логическим развитием последнего. Такое моделирование существенно преодолевает традиционный разрыв между абстракциями математических формул и тем богатым конкретным содержанием, которое стоит за ними и ради которого они создаются и изучаются. Но, с другой стороны, чувство реального материала, которое появляется благодаря развитым формам компьютерного моделирования, и реальное столкновение с представленным в модели содержанием смешивать нельзя» [6, с. 16].

Динамическое развитие инновационной экономики тесно связано с проектной культурой, пронизывающей материальное производство, науку, искусство, систему социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура является важнейшей основой гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом, технологической средой [7].

Исследованию проектной деятельности в образовательном процессе посвящены работы Н. В. Матяш, Н. Н. Нечаева, А. М. Новикова, В. В. Рубцова, В. Ф. Сидоренко, В. Д. Симоненко, Г. Г1. Щедровицкого и др. При выборе сферы проектной деятельности, модели, конструкции продукта, услуги объ-ективнопроисходит исследование потребности общества в определенных товарах, услугах, обладающих конкретными свойствами, осуществляется мысленный эксперимент. «В число основных операций, составляющих мысленный эксперимент, должны быть включены следующие: 1) построение по определенным правилам мысленной модели (идеализированного «квазиобъекта») подлинного объекта изучения; 2) построение по таким же правилам идеализированных условий, воздействующих на модель, включая создание идеализированных «приборов», «инструментов»; 3) сознательное и планомерное изменение и относительно свободное и произвольное комбинирование условий и их воздействия на модель; 4) сознательное и точное применение на всех стадиях мысленного эксперимента объективных законов и использование фактов, установленных в науке, благодаря чему исключаются абсолютный произвол, необоснованная фантазия» [10, с. 212].

Анализ проблемной ситуации связан со сбором и обработкой необходимой информации о состоянии внешней и внутренней среды. Возникшая проблема определяется как расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Доведения выявленных проблем до их количественной определенности требует от специалистов знаний, опыта, интуиции, творческого подхода.

Творчество представляет собой форму познания действительности, удовлетворение потребностей человека и общества. Творчество - это способ

существования человека, специалиста, профессионала, форма его развития и самоутверждения. Для ряда стран мира выявление и подготовка творческих личностей является проблемой общенационального значения. В условиях динамически развивающейся окружающей действительности специалист принимает решения в недетерминированных условиях, поэтому «если ставить цели творческого развития личности студента как будущего специалиста и гражданина общества, нужно предоставить ему реальные возможности интеллектуальной инициативы в обучении,.. .перехода в позицию творца своих знаний и самого себя...» [2, с. 56]. Наиболее значимым результатом творческой деятельности индивида является создание нового в самом творце, преобразование субъекта творчества, изменение его внутреннего мира, восприятии окружающей действительности, проявляемое в созидательном, конструктивном поведении.

Разработанная нами концепция личностного и профессионального развития будущих специалистов на основе моделирования включает базовые положения о том, что моделирование представляет собой универсальное средство системного познания и системного преобразования окружающей действительности, личностного и профессионального развития и саморазвития; оно реализуется в профессиональной подготовке индивидуума на основе принципов целесообразности, развития, вариативности, проблемное™, игрового моделирования как метод и средство обучения, способ структурирования учебного материала, компонент содержания образования; создает предпосылки эффективного межпредметного взаимодействия.

Методологической основой разработанной нами концепции послужили положения диалектического подхода о взаимной обусловленности развития общества и образования (Б. Н. Кедров, А. Д. Урсул, И. Т. Фролов); философии образования о сущности и характере современных образовательных проблем (Б. С. Гершунский); личностно ориентированного образования; принципы государственной образовательной политики: фундаментализа-ция, гуманизация, гуманитаризация, непрерывность, компьютеризация; положения о том, что моделирование является важнейшим методом системного познания и системного преобразования мира (Л. В. Канторович, Ф. И. Перегудов, В. А. Штофф); представляет собой средство профессионального развития (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. М. Новиков, В. А. Слас-тенин), дидактическую основу профессиональной подготовки студентов (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько).

Системообразующим компонентом профессиональной подготовки студентов, личностного и профессионального развития будущих специалистов служит модель современного профессионала, интегрирующая профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные личностные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства, успешная реализация которой обеспечивает формирование готовности студентов к развитию и саморазвитию.

Профессиональная подготовка обучающихся на основе моделирования окружающей действительности становится средством достижения безопасного и комфортного существования личности, способствует гармонии ее взаимоотношений с окружающей средой. Моделирование представляет собой мощное средство педагогического сопровождения личностного и профессионального развития, самосовершенствования, самоактуализации личности. Разработка дидактической системы межпредметного взаимодействия с применением моделей социально-экономических и производственно-технологических процессов обусловливает координацию содержания структурных компонентов учебного плана.

Реализация моделирования способствует практической реализации основных положений личностно ориентированного профессионального образования (личностное и профессиональное саморазвитие студентов как субъектов будущей профессиональной деятельности), компетентностного подхода (формирование у будущих специалистов социальной, коммуникативной, информационной, специальной и когнитивной ключевых компетенций), интегративного подхода, отражающего межпредметную координацию содержания учебных дисциплин (внешняя интеграция) и формирование интегральных характеристик личности будущего профессионала (внутренняя интеграция); позволяет на научной основе проектировать траекторию личностного и профессионального развития современного выпускника; компоненты и варианты структурирования содержания профессиональной подготовки, а также способы межпредметного взаимодействия дисциплин учебного плана; активные, развивающие формы и методы профессиональной подготовки студентов; средства программного и учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов; результаты профессиональной подготовки и методику выявления уровней готовности выпускников к профессиональной деятельности. Выполненное исследование позволяет дополнить профессиональную компетентность специалистов следующим компонентом: умение моделировать социально-экономические и производственно-технологические процессы.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам обосновать критерии эффективности личностного и профессионального развития студентов на основе моделирования: когнитивный, деятельностный, личностный. Предложенные нами критерии находятся во взаимном и взаимозависимом воздействии друг на друга.

Когнитивный критерий характеризует образовательный процесс в вузе с применением моделей и компьютерных технологий. В состав когнитивного критерия мы включаем адекватные представления обучающихся о моделировании, как универсальном методе познания и преобразования окружающей действительности и самого человека; знание существующих классификаций моделей; осознание необходимости применения моделей для личностного и профессионального развития.

Деятельностный критерий характеризуется уровнем развития умений и навыков профессиональной деятельности на основе применения моделей с использованием компьютерных технологий. Он включает личный опыт построения, изучения и применения моделей социально-экономических и производственно-технологических процессов, решения задач на компьютере с использованием пакетов прикладных программ и инструментальных сред, умение адекватно оценивать уровень овладения моделированием; наличие навыков моделирования профессиональной среды и др.

Личностный критерий включает представления субъектов образовательной деятельности об окружающей действительности как совокупности разнообразных моделей; подструктуры личности.

В контексте нашего исследования педагогическими условиями эффективной профессиональной подготовки студентов на основе моделирования являются:

- адаптация содержания, форм и методов профессиональной подготовки студентов к условиям профессиональной деятельности;

- выработка на занятиях способов решения развивающих профессиональных задач с применением моделей и компьютерных технологий до степени обобщенных приемов и профессиональных умений и навыков;

- выполнение студентами творческих заданий (междисциплинарных проектов), курсовых и дипломных работ (проектов) с применением математических моделей и компьютерных технологий.

Реализация в информационно-образовательном пространстве вуза моделирования как инновационного вида деятельности, обладающего признаком универсальности, вызывает необходимость научить студентов математически формулировать и ставить задачи, решать их методами исследования операций, находить допустимые и оптимальные решения, готовить исходную информацию, использовать пакеты прикладных программ, анализировать результаты решения, формулировать выводы и предложения по совершенствованию функционирования организационных систем.

Профессиональная подготовка студентов вуза на основе моделирования обеспечивает решение стратегической задачи профессионального образования - подготовку функционально грамотных, компетентных, конкурентоспособных и мобильных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к динамично изменяющейся социально-технологической и профессионально-производственной среде, постоянно повышать свой профессиональный уровень, моделировать процессы и результаты профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий - М.: Высшая школа, 1991.

3. Грачев, В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. - 2009. -№2.-С. 107-112.

4. Зеер, Э. Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Информационные процессы в университетском образовании [Текст] / Под ред. В. А. Садовничего. - М.: Изд-во МГУ, 1991

7. Матяш, Н. В. Проектная деятельность будущего учителя: проблемы профессионального становления [Текст] / Н. В. Матяш, В. Г. Веселова - Брянск: Изд-во Б ГУ, 2002.

8. Митяева, А. М. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели [Текст] / А. М. Митяева//Педагогика. -№ 8. -2008. -С. 57-64.

9. Профессиональная педагогика [Текст]: - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

10. Штофф, В. А. Моделирование и философия [Текст] / В. А. Штофф - М.: Наука, 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.