РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Д.А. Погонышева
Аннотация. Задача высшей школы состоит в личностно-профессиональном развитии обучающихся. Формирование научных знаний предполагает использование системы знаково-символических средств. Моделирование - универсальный, развивающий вид знаково-символической деятельности.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, знаково-символические средства, моделирование.
Summary. The higher school problem consists in person-professional development of the trained.. Formation of scientific ranks assumes use of system of znakovo-symbolical means. Modeling - universal, an development of students active.
Keywords: person-professional development, znakovo-symbolical means, modeling.
168
овременное опережающее профессиональное образование обусловлено повышением уровня значимости личности в жизни общества и неадекватным отражением этого феномена в функционировании социально-педагогических систем; объективным наличием многовариантных решений в деятельности и отсутствием у выпускника умения определять оптимальное из них в соответствии с выбранным критерием; необходимостью прогностической оценки принимаемых решений и недостаточным развитием гуманистически ориентированного, прогностического, креативного образа мышления и деятельности. Для эпохи характерно проникновение науки во все сферы деятельности человека, существование проек-тивно-конструктивного характера
научно-теоретического сознания. В различных культурах мира обладание знанием характеризуется как высшая ценность. Взаимосвязь, целостность, системность знания отражает единство, целостность, системный характер природы. Наука предстает важнейшим элементом мировой культуры, образует мощную производительную и социальную силу.
Личностно ориентированное образование представляет собой процесс расширения возможностей индивида при определении маршрута личностного развития и саморазвития. Определение индивидуальных образовательных траекторий студентов связано с асинхронным построением процесса их профессиональной подготовки, резким повышением роли продуктивной самостоятельной работы и самоуправле-
ния ею. Активная информатизация образования обеспечивает повышение качества образования, уровня личностного развития субъектов образовательного процесса за счет таких важнейших инструментальных средств, как визуализация информационных ресурсов.
Концепция учебной деятельности В.В. Давыдова-Д.Б. Эльконина предусматривает выделение ведущих компонентов когнитивного опыта: постановка задачи; выявление существенных связей и отношений; моделирование выделенного отношения в знаково-символической форме; построение конкретно-частной задачи, решаемой общим способом; оценка результата решения задачи. Информационной основой образовательного процесса является учебная и научная информация, представленная с использованием знаково-сим-волических систем. Исследователи придают исключительное значение освоению личностью знаково-симво-лических средств в ходе присвоения ею предшествующего опыта человечества, достижений материальной и духовной культуры.
Высокая значимость знаково-сим-волического моделирования информации в образовательном процессе актуализирует дефиницию «модель». Под моделью понимают мысленно представляемую или материально реализованную систему, которая в процессе детального исследования способна адекватно отображать или воспроизводить рассматриваемый объект, способна таким образом замещать его, что изучение данной системы предоставляет новую информацию о наиболее существенных свойствах и отношениях интересую-
щего оригинала. Модель представляет собой определенный способ существования знаний о различных объектах. К важнейшим особенностям моделей относят их знаковый характер, образность, оперативность, эвристичность. К знаково-символи-ческим моделям предъявляют такие требования, как ингерентность, простота, адекватность [5].
Моделирование как процесс исследования реализуется в виде определенной последовательности действий, обусловленных построением, изучением свойств моделей и реально существующих объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов управления ими и т.п. Моделирование выступает способом познания, выявляет и фиксирует в наглядной форме существенные связи и закономерности исследуемого объекта. Моделирование как высокоинтеллектуальное умение представляет собой обобщенное средство когнитивного опыта, содержит в себе мощный потенциал информационных, инновационных, интеллектуальных, организационных, коммуникативных и других умений.
Необходимость овладения обучающимися умением моделировать информацию об окружающей действительности связана с формированием символических умений; умений создавать модели объектов, процессов, явлений; умений преобразовывать разработанные модели в модели иного типа (В.В. Давыдов, В.С. Мухина, Н.Г. Салмина, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин). Знаково-символи-ческая деятельность состоит в получении объективно новой информации в ходе оперирования знако-
169
1 / 2010
Преподаватель XXI
170
во-символическими средствами, в которых могут быть представлены структурные, функциональные, генетические связи. Знаково-символи-ческое моделирование в образовательном процессе организуется на основе важнейших принципов: количественная ограниченность; унифицированность; актуализация смысловых компонентов; автономность; модельность; ассоциативность; стереотипность. Применение субъектами образовательного процесса знаково-символических моделей информации приводит к развитию эмпирического и теоретического мышления, мыслительных способностей. Овладение знаково-символическими системами представления информации формирует у обучающихся обобщенные способы решения задач, повышает уровень рефлексии, анализа, внутреннего плана действия [4].
Актуальность личностного развития студентов в высшей профессиональной школе обусловливает необходимость «моделирования на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от наиболее абстрактных моделей, реализуемых главным образом в рамках одной учебной дисциплины (физики, математики, философии и др.) и обеспечивающих фундаментальные знания ко все более конкретным, межпредметным моделям, воссоздающим реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в них людей» [1, 60]. Являясь по своей природе видом знакового моделирования, компьютерное моделирование преодолевает разрыв
между абстракциями математических формул и тем богатым конкретным содержанием, которое стоит за ними и ради которого они создаются. В ходе исследования сущностных характеристик объектов различных предметных областей знания происходит выявление смысловой общности знаково-символических моделей с прототипом, что позволяет воспользоваться суждениями, включенными в состав интегрированного знания и опыта.
Содержание учебных действий студентов ориентировано на вариативное выражение учебной и научной информации: вербальное, визуальное (знаково-символико-гра-фическое), вербально-визуальное. Процесс обучения связан с использованием пиктографических и идеографических знаков на основе их глубокого осмысления. В образовательном процессе знаково-символи-ческая деятельность носит антици-пационный характер, опирается на механизм апперцепции в ходе актуализации тезауруса субъекта. Умение видеть определенный смысл различных знаков и символов, осуществление перехода от социально принятых образцов-заменителей к индивидуально создаваемым визуальным объектам обусловливает мощную положительную динамику развития личности.
Знаково-символические модели информации образуют ключевые компоненты оптимизационных моделей профессиональной подготовки студентов. Оптимизационная модель психолого-педагогической системы представляет собой информационное отражение ведущих факторов и закономерностей, принципов, тен-
денций формирования условий для развития субъектов образовательного процесса на основе выбранного исследователем критерия оптимальности (достижение запланированного результата при оптимальных психолого-педагогических условиях подготовки). Анализ литературы показывает, что технология принятия оптимальных решений в сложных ситуациях реализуется на основе применения математических методов и моделей, обеспечивающих оперативную и качественную обработку информации. Применение оптимизационных моделей в профессиональной подготовке создает благоприятные условия для обеспечения высокого научного уровня и творческого характера образования, формирует интегральные характеристики личности будущего профессионала, обладающего креативным образным мышлением, ключевыми компетенциями [2].
В высшей профессиональной школе важнейшим результатом зна-ково-символической деятельности студентов предстает создание, исследование и применение математических моделей учебной и научной информации. Под математическим моделированием понимают описание в виде системы уравнений и неравенств физических, химических, технологических, биологических, экономических и других процессов. Высокая значимость исследуемого феномена обусловила его выбор в качестве экспериментального объекта нашего исследования в образовательном процессе Брянской государственной сельскохозяйственной академии.
С целью осуществления мониторинга эффективности личностно-
профессионального развития студентов на основе применения знако-во-символических моделей учебной и научной информации нами разработаны критерии (когнитивный, операциональный, субъектный) и методика их выявления.
Когнитивный критерий включает следующие показатели: адекватные представления об оптимизационном моделировании как универсальном методе познания и преобразования педагогической действительности и личности; знание классификации оптимизационных моделей и др.
Деятельностный критерий включает субъектный опыт построения, изучения и применения оптимизационных моделей социально-экономических и производственно-технологических процессов; решения задач на компьютере с использованием пакетов прикладных программ и инструментальных сред; умение адекватно оценивать уровень овладения моделированием; наличие навыков моделирования профессиональной среды аграрного профиля и др.
Субъектный критерий включает подструктуры личности. Выявленные критерии личностного и профессионального развития студентов на основе знаково-символического моделирования находятся во взаимном и взаимозависимом воздействии друг на друга.
Для исследования характеристик личности будущего специалиста нами был использован также комплекс диагностических средств: а) опросник «Шкала потребности в достижении», характеризующий связь между уровнем мотивации и успехом в профессиональной деятельности; б) методика «Ценност-
171
1 / 2010
Преподаватель XXI
ф
172
ные ориентации», обусловливающая исследование содержательного аспекта направленности индивида и его отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности (М. Рокич); в) методика психокоррекции личности, позволяющая определить поведение субъекта в стрессовых и фрустирующих ситуациях (по Розенцвейгу); г) тест Роршаха для диагностики качеств личности, проявляемых в процессе синтетической деятельности; д) тематический апперцептивный тест (ТАТ) для выявления тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и социальных отношениях (особенности позиции личности, интерперсональных связей, преобладающие тенденции, способы действия, динамическая сторона личности); е) опросник «Диагностика готовности к саморазвитию» для выявления уровня готовности студентов к саморазвитию (методика К. Замфир в модификации А. Реана); ж) тест-опросник Г. Айзенка для исследования развития мыслительных способностей обучающихся; з) опросники Э.Ф. Зеера и К. Замфир в модификации А. Реана и другие стандартные методики — для диагностики мотивации к успеху студентов, оценки сфор-мированности уровня субъективного контроля, диагностики мотивации профессиональной деятельности. В ходе математической обработки результатов экспериментальных исследований нами использовались стандартные показатели и приемы обработки.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил
выявить четкую положительную динамику развития исследуемых субъектных характеристик у студентов при адекватном использовании моделирования информации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.
2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. — Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. изд-во ун-та, 2000.
3. Мухина В.С. Реальность образно-знаковых систем // Развитие личности. — 2006. — № 1. — С. 8-39.
4. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М.: МГУ, 1988.
5. Штофф В.А. Моделирование и философия. — М.: Наука, 1966.■