Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка специалистов аграрного профиля на основе метода моделирования'

Профессиональная подготовка специалистов аграрного профиля на основе метода моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРСОНАЛА / ПРОЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АГРАРНАЯ СФЕРА / ПРИОРИТЕТНОСТЬ АГРАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погонышева Д. А.

В статье раскрывается нами концепция инновационной профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе, содействующей их адаптации к системе среднего профессионального образования в аграрной сфере. Автор подтверждает что формирование у будущих специалистов умения моделировать производственноэкономические и технологические объекты и процессы в аграрной сфере, выполнение студентами творческих заданий (проектов) с применением математических моделей и компьютерных технологий способствует их личностному и профессиональному развитию, формированию системного, проективного мышления, более высокого интеллектуального потенциала, ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка специалистов аграрного профиля на основе метода моделирования»

УДК-378.14

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

Д. А. Погонышева

В статье раскрывается нами концепция инновационной профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе, содействующей их адаптации к системе среднего профессионального образования в аграрной сфере. Автор подтверждает что формирование у будущих специалистов умения моделировать производственно-экономические и технологические объекты и процессы в аграрной сфере, выполнение студентами творческих заданий (проектов) с применением математических моделей и компьютерных технологий способствует их личностному и профессиональному развитию, формированию системного, проективного мышления, более высокого интеллектуального потенциала, ключевых компетенций. Ключевые слова: интеллектуальный потенциал персонала, проективного мышления, моделирование, аграрная сфера, приоритетность аграрного образования, игровое моделирование как метод обучения, профессиональная компетентность.

Современная педагогика признает объективную необходимость приобщения человека к миру науки, технологии, информации. В условиях инновационной экономики основой производства конкурентоспособного товара является использование наукоемких технологий. В научной литературе все чаще идет речь об интеллектуальном капитале организации и интеллектуальном потенциале персонала. Под интеллектуальным капиталом понимают совокупность интеллектуальных активов организации, представляющих собой знания, полностью или частично отчужденные от их создателей и имеющие высокую коммерческую ценность для предприятия и его деловых партнеров. Интеллектуальный капитал является важнейшим стратегическим ресурсом в интеллектуальной деятельности организации.

Интеллектуальный потенциал персонала - это совокупность личных интеллектуальных потенциалов сотрудников, имеющих синергические связи. Личный интеллектуальный потенциал индивидуума представляет собой имеющиеся у него знания, способности к их воспроизводству, творческие способности. Прямыми инвестициями в интеллектуальный капитал организации исследователи считают решение ее сотрудниками творческих профессиональных задач. Усиление интеллектуальной активности персонала обеспечивает повышение конкурентоспособности всей организации (3).

Решение проблемы восстановления инновационной российской экономики, агропромышленного комплекса определяет приоритетность аграрного образования в общей стратегии развития производства, общества, государства. Деятельность специалистов аграрного профиля, связанная с управлением вероятностными динамическими системами, требует принятия научно обоснованных управленческих решений. Существует объективная необходимость повышения качества профессионального образования студентов аграрного профиля в контексте приоритетных направлений модернизации современной высшей школы на основе моделирования как инновационного вида деятельности, обладающего признаком универсальности, поиска путей и средств подготовки функционально грамотных, профессионально компетентных, конкурентоспособных и мобильных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к динамично изменяющейся социально-технологической и профессионально-

производственной среде, постоянно повышать свой профессиональный уровень и моделировать процессы и результаты своей профессиональной деятельности.

Разработанная нами концепция повышения качества профессиональной подготовки специалистов аграрного профиля включает положения о том, что моделирование представляет собой универсальное средство системного познания и системного преобразования окружающей действительности, личностного и профессионального саморазвития; оно реализуется в профессиональной подготовке личности на основе принципов целесообразности, развития, вариативности, проблемности, игрового моделирования как метод обучения, средство обучения, способ структурирования учебного материала, компонент содержания обучения; создает предпосылки эффективного межпредметного взаимодействия.

Методологической основой разработанной нами концепции послужили положения диалектического подхода о взаимной обусловленности развития общества и образования (Б.Н. Кедров, А.Д. Урсул, И.Т. Фролов); философии образования о сущности и характере современных образовательных проблем (Б.С. Гершунский); личностно ориентированного образования; принципы государственной образовательной политики: фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, непрерывность, компьютеризация; положения о том, что моделирование является важнейшим методом системного познания и системного преобразования мира (В.А. Штофф, Л.В. Канторович, Ф.И. Перегудов); представляет собой средство профессионального развития (П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.М. Новиков), дидактическую основу профессиональной подготовки студентов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько).

Системообразующим компонентом профессиональной подготовки служит модель современного профессионала аграрного профиля, интегрирующая профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные личностные качества и психофизиологические свойства, обеспечивающая формирование готовности студентов к личностному и профессиональному развитию и саморазвитию.

В состав профессиональной направленности мы включаем социально-профессиональные способности: любовь к природе (растительному и животному миру), интерес к сельскому хозяйству, мотивация успеха и профессионального роста, потребность в прогнозировании профессиональной деятельности и ее результатов, готовность к сотрудничеству, ответственность. Профессиональная компетентность включает следующие основные компоненты: социально-правовую, экономическую, экологическую, персональную, специальную и информационную компетентности, аутокомпетентность.

Мы выделяем следующие группы профессиональных умений, характеризующих профессиональную компетентность профессионала аграрного профиля: гностические, идеологические, организационные, коммуникативные, прогностические, рефлексивные, общепрофессиональные, конструктивные, технологические, производственно-операционные, общетрудовые, специальные умения, обусловленные спецификой профессиональных задач.

Профессионально важными качествами являются способности, логическое и образное мышление, креативность, внимательность, наблюдательность, контактность, профессиональная активность, инновационность, гуманизм, эрудиция, дисциплинированность, толерантность, ответственность, выносливость, физическое здоровье, коммуникабельность и др. Важнейшие психофизиологические свойства -внимание, интуиция, энергетизм, экстраверсия, зрительно-двигательная координация, эмоциональная устойчивость и др.

Ключевыми квалификациями являются конвенциальность (соблюдение эколого-правовых норм), поливалентная компетентность (агроэкономические, педагогические

знания, знания по охране труда и др.), креативность, социально-коммуникативная компетентность, информационная компетентность, корпоративность, профессиональная активность, стремление к инновациям.

С целью создания реальной возможности успешного продвижения личности по собственной образовательной траектории содержание профессиональной компетентности специалиста аграрной сферы нами дополнено умением моделировать социально-экономические и производственно-технологические ситуации, являющегося ведущим в ряду базовых компетенций специалиста. Мы утверждаем, что сформированный комплекс возможностей предложенной образовательной среды в аграрном вузе служит интегративным критерием ее качества, свидетельствует о его переходе на более высокий современный уровень.

Среднее специальное образование представляет собой относительно самостоятельный завершенный уровень профессионального образования. Специалисты со средним образованием, как и специалисты с высшим образованием, преимущественно заняты умственным трудом. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена состоит в оценке, выборе и реализации наиболее предпочтительного варианта из имеющегося набора решений профессиональных задач, т.е. в основном профессиональная деятельность носит чаще алгоритмический, чем эвристический характер.

В учебном плане дисциплины объединены в циклы: общеобразовательные дисциплины; общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественно-научные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины; специальные дисциплины и дисциплины специализации. В среднем специальном учебном заведении студент вместе с практическими профессиональными знаниями получает определенную совокупность фундаментальных теоретических знаний, составляющих профессиональный кругозор специалиста, способствующих его интеллектуальному развитию (5). Формирование интеллектуального потенциала личности объективно происходит в условиях высокого риска и неопределенности (3).

Требования к качеству современной профессиональной подготовки специалистов среднего звена существенно возросли. Формирующиеся рыночные отношения определяют потребность в выпускниках интегрированных специальностей, ибо при узкой специальности гораздо сложнее найти соответствующее полученной квалификации рабочее место. Наличие широкого профиля профессиональной подготовки, фундаментализация образования обусловливают профессиональную мобильность выпускника, более быструю профессиональную адаптацию к складывающимся социально-экономическим условиям на рынке труда, социальную защищенность.

Повышение уровня профессиональной компетентности выпускника осуществимо при выполнении следующих условий: изменение соотношения теоретической и практической подготовки в направлении усиления фундаментальной составляющей (общепрофессиональной, специальной); увеличение доли общенаучной подготовки в содержании образования; увеличение числа курсов по выбору учащихся; повышение доли самостоятельной внеаудиторной работы; приближение на старших курсах организации учебной работы к вузовской (лекции, семинары и др.) (5).

Как отмечают современные исследователи, в экономике страны значительно возросла роль системы среднего профессионального образования. На отечественном рынке труда существует традиционно высокий спрос на специалистов среднего звена в аграрной сфере. Анализ статистической информации показывает, что по-прежнему стабильно высоким остается прием учащихся в техникумы и колледжи.

В РФ численность студентов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений возрастает. Если в 2001 году в сельскохозяйственных учебных заведениях обучались 267,9 тысяч человек, то в 2005 г. их численность составила

уже 281,7 тысяч человек. В динамике за пять лет выпуск специалистов государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений аграрного профиля с 66,8 тысяч возрос до 74,9 тысяч выпускников (4).

В Брянской области число средних специальных учебных заведений в динамике за период с 2000 по 2005 гг. остается неизменным и составляет 28 учреждений. Центрами профессиональной подготовки специалистов среднего звена традиционно являются города Брянск, Новозыбков, Клинцы, Трубчевский, Дятьковский и Брасовский районы. Среднегодовая численность учащихся в учебных заведениях, занятых подготовкой специалистов сельского хозяйства, довольно высока и составляет более 3700 человек. Выпускники аграрного профиля составляют ежегодно около 15% всей численности выпускников средних специальных заведений (1).

Предложенная нами концепция инновационной профессиональной подготовки студентов в аграрном вузе предполагает ее адаптацию к системе среднего профессионального образования в аграрной сфере. Как показывают наши исследования, формирование у будущих специалистов умения моделировать производственно-экономические и технологические объекты и процессы в аграрной сфере, выполнение студентами творческих заданий (проектов) с применением математических моделей и компьютерных технологий способствует их личностному и профессиональному развитию, формированию системного, проективного мышления, более высокого интеллектуального потенциала, ключевых компетенций.

In the article the concept of innovative vocational training of students of an agrarian institute of higher education promoting their adaptation to the system of specialized secondary education in the agrarian sphere is revealed. The author confirms that forming the ability of the future experts to model productive and economic technological objects and processes in the agrarian sphere, carrying out creative tasks (projects) with application of mathematical models and computer technologies promotes students' personal and professional development, formation of systemic, projective thinking, higher mental potential, key competances.

The key words: personnel's mental potential, projective thinking, modelling, the agrarian sphere, the priority of agrarian training, game modelling as a training method, professional competence.

Список литературы

1. Брянская область. Официальное издание. Брянск, 2005.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед.ун-та, 2000.

3. Лукичева Л.И., Егорычева Е.В., Егорычев Д.Н. Развитие интеллектуального потенциала персонала как инструмент эффективного управления интеллектуальным капиталом наукоемких предприятий/Менеджмент в России и за рубежом.2006№1.С.93-103.

4. Российский статистический ежегодник.М., 2006.

5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М. : Мастерство, 2001.

Об авторе

Д. А. Погонышева - преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского, bryanskgu@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.