Редакционная почта
159
Д.А. ПОГОНЫШЕВА, доцент Брянский государственный универ -ситет им. акад. И.Г. Петровского
О формировании профессиональной компетентности студентов-аграриев
В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки студентов аграрного профиля; выявлены компетенции специалистов аграрного профиля; представлено формирование профессиональной компетентности на основе использования математического моделирования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие специалисты, компетентность, компетенция.
Существует объективная необходимость повышения качества профессионального образования студентов аграрного профиля в контексте приоритетных направлений модернизации современной высшей школы, поиска путей и средств подготовки функционально грамотных, профессионально компетентных, конкурентоспособных и мобильных специалистов, умеющих быстро адаптироваться к динамично изменяющейся социально-технологической и профессионально-производственной среде, постоянно повышать свой профессиональный уровень и моделировать процессы и результаты своей профессиональной деятельности [1].
Анализ профессиональной деятельности руководителей и специалистов агро-формирований показывает, что в своей практической деятельности они постоянно сталкиваются с необходимостью принятия управленческихрешений по самым различным вопросам. От их эффективности во многом зависят результаты производственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Принятие управленческих решений на производстве связано с учетом факторов времени и риска, действующими в противоположных направлениях.
Действовать быстро и решительно -обязанность каждого руководителя. Большинство принимаемых управленческих решений в аграрной сфере имеет комплексный характер, требует системного анализа условий сельскохозяйственного производ-
ства. Современная технология принятия оптимальных управленческих решений в сложных недетерминированных ситуациях реализуется прежде всего на основе применения экономико-математических методов и моделей, позволяющих оперативно и качественно обработать поступающую информацию.
Специалист любого профиля и уровня - агроном, зооинженер, экономист, инженер - управляет в своей повседневной деятельности разного рода системами: производственными объектами, технологическими процессами, коллективами работников и т.д. Таким образом, профессиям экономиста, агронома, зооинженера присущи свойства следующих типов типов профессионального взаимодействия: "человек -техника", "человек - природа", "человек -знаковая система", "человек - человек".
На уровне сельскохозяйственных предприятий разнообразные экономические и организационные проблемы часто связаны с решением экстремаль ныхзадач. В их числе: поиск наиболее эффективных методов организации производства, оптимальных способов использования имеющихся ограниченных ресурсов, земельных фондов, рабочей силы и средств производства; установление рационального сочетания отраслей; выбор правильных типов севооборотов, оптимальных вариантов перевозок; расчет наиболее дешевых кормовых рационов для животных и др. В соответствии с поставленной целью из множества альтер-
160 Высшее образование в России • № 11, 2009
нативных вариантов развития хозяйствующего субъекта специалист аграрной сферы экономики выбирает оптимальный, обеспечивающий достижение максимальных финансовых результатов.
Разработанная нами концепция формирования профессиональной компетентности будущих специалистов аграрного профиля исходит из базового положения о том, что моделирование представляет собой универсальное средство системного познания и системного преобразования окружающей действительности. Оно реализуется в профессиональной подготовке на основе принципов целесообразности, развития, вариативности, проблемности и соответствующих методов и средств обучения, способов структурирования учебного материала.
Методологической основой формирования профессиональной компетентности у будущих специалистов аграрной сферы экономики служит модель современного профессионала аграрного профиля, интегрирующая профессиональную направленность, профессиональную компетентность, профессионально важные личностные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства.
В профессиональный портрет будущего специалиста аграрного профиля мы включаем социально-профессиональные способности: любовь к природе (растительному и животному миру), интерес к сельскому хозяйству, мотивацию на успех и профессиональный рост, потребность в прогнозировании профессиональной деятельности и ее результатов, готовность к сотрудничеству, ответственность.
Профессиональная компетентность, по нашему мнению, включает следующие основные компоненты: социально-правовую, экономическую, экологическую, персональную, специальную и информационную компетенции.
К профессионально важным качествам относятся логическое и образное мышление, креативность, внимательность, наблю-
дательность, контактность, профессиональная активность, инновационность, эрудиция, дисциплинированность, толерантность, выносливость, физическое здоровье, коммуникабельность и др. Среди важнейших психофизиологических свойств специалистов аграрного профиля мы выделяем внимание, интуицию, энергичность, экстра-версивность, зрительно-двигательную ско-ординированность, эмоциональную устойчивость и др.
С целью создания условий продвижения личности по собственной образовательной траектории содержание профессиональной компетентности специалиста аграрной сферы нами дополнено умением моделировать социально-экономические и производственно-технологические ситуации. На наш взгляд, оно является ведущим в ряду базовых компетенций специалиста.
Готовность студентов к общему и профессиональному развитию формируется в вузе на основе моделирования с использованием компьютерных технологий. В ходе исследования нами выделены следующие основные этапы этого процесса: этап базовой мировоззренческой подготовки; этап фундаментальной подготовки; этап специальной профессиональной подготовки.
Формирование готовности на первом этапе происходит при изучении студентами общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также общих математических и естественно-научных дисциплин (математики, философии, информатики, технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции и др.) с применением моделей и персональных компьютеров. Основной задачей этапа является также вовлечение студентов в работу по самодиагностике уровня готовности к профессиональной деятельности. В процессе формирования готовности на данном этапе предпочтительнее реа-лизовывать традиционные формы и методы обучения (лекции, семинарские, лабо-раторно-практические занятия), на которых моделирование применяется при
Редакционная почта
161
структурировании учебного материала как универсальный метод обучения, предполагающий активное использование компьютерных технологий при решении разнообразных учебно-профессиональных задач.
Формирование готовности обучающихся к профессиональной деятельности на втором этапе происходит при изучении студентами общепрофессиональных дисциплин. Здесь оправдано применение моделирования как средства освоения содержания образования.
Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов на основе моделирования на заключительном этапе профессиональной подготовки предусматривает применение моделей при структурировании содержания материала. Здесь во всех организационных формах преобладают рефлексивные цели, реализация которых происходит в ходе осознанного самоуправления личностным и профессиональным развитием и саморазвитием с использованием информационных технологий.
Выполненное теоретическое исследование позволило нам спланировать экспериментальную работу, которая в основном проводилась в условиях обычного педагогического процесса, незначительная часть - в лабораторных условиях. При отборе содержания экспериментальных материалов мы руководствовались ГОС ВПО второго поколения исследуемых специальностей, существующими рабочими программами, некоторыми наиболее распространенными учебниками и учебными пособиями.
Для выявления уровня сформированно-сти компетенций современного специалиста были использованы следующие диагностические средства: опросник «Шкала потребности в достижении », характеризующий связь между уровнем мотивации и успехом в профессиональной деятельности; методика «Ценностные ориентации» для исследования содержательного аспекта направленности индивида и его отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе; методика психокоррекции личности, позволяющая определить поведение субъекта в стрессовых и фрустриру-ющих ситуациях (по Розенцвейгу); тест Роршаха для диагностики качеств личности, проявляемых в процессе синтетической деятельности; тематический апперцептивный тест (ТАТ) для выявления тех особенностей личности, которые проявляются в социальной среде и социальных отношениях (особенности позиции личности, интерперсональных связей, преобладающие тенденции, способы действия, динамическая сторона личности) и др. [2].
Анализ данных педагогического эксперимента убедительно свидетельствует о существенном повышении качества профессиональной подготовки студентов аграрного профиля.
Литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - но-
вая парадигма результата образования
// Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
С. 34-42.
2. Психологические тесты: В 2 т. / Под ред.
А.А. Карелина. М., 2005.
POGONYSHEVA D. FORMING OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF AGRARIAN STUDENTS
Some features of professional training of agrarian students on the basis of computer modeling are viewed. The main competences of agrarian specialists' portrait are given. Keywords: professional training; agrarian specialist portrait; competence.