Научная статья на тему 'К вопросу формирования социальной компетенции студентов аграрного вуза'

К вопросу формирования социальной компетенции студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛА / ЛИЧНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АГРАРНОЙ НАУКИ / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL SECURITY / COMPETENTE APPROACH / STATE STANDARDS / SOCIAL ASPECT OF EDUCATION / A PROFESSIONALS MODEL / A MODEL OF PROFESSIONALS PERSONALITY / AGRICULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева С. В.

Социальная безопасность представляет собой совокупность социальных способностей, качеств, знаний, умений и мотивов, которые определяют необходимые социально-значимые роли современного общества. Формирование и развитие социальной компетентности в аграрном образовании позволяет решить своевремен- ную задачу обеспечения современными, универсальными знаниями, которые необходимы в сегодняшней систе- ме высшего профессионального образования, для воспитания конкурентноспособного специалиста-агрария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES

The term social security is urgent in competence-based approach to studying social and humanitarian subjects. Building and developing social competences in the educational process at an agriculture higher education institution allows to solve the problem of ensuring up-to-date and versatile attainments.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования социальной компетенции студентов аграрного вуза»

References

1. Federal state educational standards of highest professional education on the direction of preparing 030900 "Jurisprudence (qualification (degree) "master"), approved by the order of the Russian Ministry of December 14, 2010 number 17632 // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. 2011 . № 14.

2. "The main thing is to quickly adapt graduate to practice." Interview of V. Blazheev for the portal ZAKON.RU - [electronic resource]. - The site of the Moscow State Law University. Of O.E. Kutafin (MSLA). - Mode of access: http://msal.ru/general/academy/ publications/electronic_media/index.php?id_5=253 ( date accessed : 31.08.2013 ) .

3. Chestnov I.L. Methodology and methods of legal study. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg Institute of the General Prosecutor of the Russian Federation, 2004. 128р.

УДК 378:378.663 (470.319)

UDC 378:378.663 (470.319)

С.В. МАКЕЕВА

старший преподаватель кафедры философии и истории Орловского государственного аграрного университета

E-mail: [email protected]

S.V. MAKEEVA

senior teacher of the chair "Philosophy and history ", Orel

state agrarian university E-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОМ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА TO THE QUESTION OF FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE IN AGRICULTURAL UNIVERSITIES

Социальная безопасность представляет собой совокупность социальных способностей, качеств, знаний, умений и мотивов, которые определяют необходимые социально-значимые роли современного общества. Формирование и развитие социальной компетентности в аграрном образовании позволяетрешить своевременную задачу обеспечения современными, универсальными знаниями, которые необходимы в сегодняшней системе высшего профессионального образования, для воспитания конкурентоспособного специалиста-агрария.

Ключевые слова: социальная компетенция, социальная безопасность, компетентностный подход, модель профессионала, личностная модель профессионала, государственный стандарт, социальный аспект и подход к изучению аграрной науки.

The term "social security" is urgent in competence-based approach to studying social and humanitarian subjects. Building and developing social competences in the educational process at an agriculture higher education institution allows to solve the problem of ensuring up-to-date and versatile attainments.

Keywords: social competence, social security, competente approach, a professionals model, a model of professionals personality, state standards, agricultural education, the social aspect of education.

Социально-экономические и политические преобразования России начала XXI века определяют новые парадигмы в развитии социальной жизни общества и отдельного человека. Происходит смена традиций, стилей общения, ментальных качеств, внутренних установок и т.д., которые ставят перед образованием очень высокую задачу - формирование высокоразвитой личности, профессионально развитой и ориентирующейся в окружающей социальной действительности. В связи с этим реформирование образования становится приоритетной задачей современного российского общества, где на первый план выдвигается проблема регулирования в сфере образования общественных отношений через совершенствование законодательных основ в Российской Федерации. Именно, постепенная модернизация и реформирование российской образовательной системы послужили толчком для обновления законо-

дательной базы с целью повышения ее эффективности правового регулирования образовательного процесса.

В современном профессиональном образовании важнейшую роль играет компетентностный подход, который стал необходимой составляющей после присоединения России к Болонскому соглашению. Российские исследователи-педагоги. изучая данную проблему, характеризуют компетентностный подход как своевременный, многогранный, результативный, включающий в себя многолетний опыт западных и отечественных специалистов. Именно необходимость разрабатывать всеобъемлющие структуры квалификаций для всего пространства европейского высшего образования подтолкнула Россию на этот серьезный шаг. Принимая западную структуру высшего образования, Россия фактически признает систему «бакалавриата - магистратуры - докторантуры», базовые результаты обучения

© С.В. Макеева © S.V. Makeeva

и компетенции, квалифицирующие вышеуказанную систему.

Проблем от года к году становится не меньше, а нередко даже больше. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются отсутствие ясности и единого понимания ключевых терминов: компетенция, компетентность, отсутствие четкого разграничения необходимых компетенций, их численность, сопоставимость с выбранной специальностью и т.д.

Преобладающей точкой зрения является понимание компетенций через взаимодействие и взаимосвязь знаний, умений, навыков, установок, мотиваций, ценностей, которые являются целью образовательных программ, усваиваемых студентами в ходе обучения.

Другой стороной компетенций можно считать результаты обучения, которые фактически выступают средством выражения уровня компетентности и определяются профессорско-преподавательским составом.

Компетентностный подход заключается в организации взаимодействия преподавателя и студента при подготовке современных квалифицированных специалистов. Таким образом, основными направлениями данного подхода считаются:

• внедрение и обеспечение образовательных технологий, форм, моделей, методов организации современного образовательного процесса;

• широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий и внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков обучающихся;

• воспитание у студентов опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

Взаимодействие Болонского процесса и современного высшего профессионального образования являются наиболее актуальными проблемами педагогической науки в настоящее время. Современные авторы отмечают, что Болонский процесс следует рассматривать в ключе постоянного концептуального и методологического развития, постепенного эволюционирования от структурно-инструментальных нововведений к более системному осмыслению происходящих преобразований [1].

Международные эксперты дополняют, считая, что такие реформы ведут к культурным серьезным сдвигам, необходимо предоставить вузам широкую функциональную автономию, решить проблему финансирования, а также определить объем инвестиций в высшее образование для удовлетворения потребностей в Европе на знания [2].

Таким образом, основной целью реформирования современного образовательного процесса с точки зрения комплексной модернизации является повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий в рамках развития системы образования и согласно современным запросам человека, общества, государства на основе международных обязательств РФ в сфере образования [3].

В рамках Федеральной целевой программы

«Формирование кадрового потенциала АПК» компе-тентностный подход должен решить самую важную проблему - обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентноспособных специалистов в области сельскохозяйственного производства, готовых решать задачи не только технической или технологической направленности, но и социализировать себя в обществе как разносторонне развитая личность [4].

Современное реформирование АПК РФ предъявляет все более высокие требования к вопросу о кадровой политике. Особая роль отводится системе образования и ее своевременной модернизации в рамках реализации компетентностного подхода. Перед российским образованием стоит важнейшая государственная задача -усиление профессиональной подготовки специалистов АПК в условиях конкурентноспособности и мобильности современного российского общества, а также формирование у такого специалиста интегральных ком-петентностных качеств:

• способность анализировать и актуализировать знания, опыт, умения в конкретной профессиональной ситуации;

• владение современными методами и средствами профессиональной деятельности;

• обладание общекультурными, социальными и личностными качествами при развитии и воспитании гармоничного субъекта политической и социальной жизни.

Результатом такой деятельности должна стать сформированная модель специалиста АПК, состоящая из двух взаимодействующих частей: модели профессионала и модели личности специалиста. Фактически, необходимо рассматривать квалифицированного специалиста как оптимальное соотношение личных, профессиональных, общественных качеств выпускника.

Согласно ФГОС ВПО последнего поколения современный специалист аграрного образования должен обладать общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, в данных рамках решать задачи производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской деятельности, развивая принципы самоорганизации, самосовершенствования, самоконтроля, необходимые для качественной социально-профессиональной деятельности [10].

В настоящее время наиболее востребованным специалистом является профессионал, адекватно реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный , способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личных ресурсов. Однако анализ послевузовской адаптации выпускников показывает, что нередко они испытывают трудности в адаптации к социальным условиям в процессе социализации, пребывая в состоянии неуверенности в собственных силах при вступлении в самостоятельную жизнь.

Социальная компетентность является одним из значительных факторов, способных обеспечить устойчивую жизнедеятельность будущего специалиста во всех

сферах общества. Исследователи рассматривают социальную компетентность как:

• совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, обеспечивающих интеграцию человека в общество посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей;

• сугубо лингвистически социальную компетентность можно было бы определить как осведомленность, знания, авторитетность в области, связанной с жизнью и отношениями людей в обществе;

• «понимание отношения «Я» - общество, умение выбрать правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами», т.е. социальная компетентность, расценивается как адаптационное явление, как социально-психологическая подготовленность, иными словами, социальная компетентность определяет уровень адаптации человека к эффективному выполнению заданных социальных ролей;

• способность использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии или способность достигать личных целей в социальном взаимодействии, постоянно поддерживая хорошие отношения с другими людьми во всех ситуациях.

Ряд ученых (И.А. Зимняя, Л.Н. Боголюбов и др.) считают, что социальную компетентность человека составляют [5, 7]:

• компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных;

• знания в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

• компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);

• знания и умения в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

• компетенции в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Таким образом, социальная компетентность соединяет в себе ценностное понимание социальной действительности, категориальные конкретные социальные знания в качестве руководства к действию, умения осуществлять социальные технологии в главных сферах деятельности человека, связанных с созданием своей семьи, профессиональной деятельностью, выполнение человеком гражданских функций, т.е. все то, что называется процессом социализации.

В дополнение к данным компетенциям выпускник должен владеть фундаментальными и прикладными знаниями, системным творческим прогностическим мыш-

лением, уметь осуществлять опытно-исследовательскую работу, осознавать значимость АПК в государственной деятельности и важность выбранной профессии, направлять все свои силы на достижение высоких профессиональных результатов и др.

Современные исследователи к ключевым компетенциям специалиста АПК относят:

• умение логически мыслить, разрабатывать социально-экономические проекты с учетом ресурсосбережения, решать проблемы;

• обладание проективным мировоззрением, глобальным, гибким системным мышлением,

• способность анализировать социально-значимые процессы, исходя из современных моральных и правовых аспектов;

• находить нестандартные решения типовых профессиональных задач или решение нестандартных задач в сфере АПК,

• использование в профессиональной деятельности методов гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, организация своего труда, труда исполнителей на научной основе, с учетом принципа безопасности жизнедеятельности и др.[10]

Именно такие задачи необходимо решать аграрному вузу в условиях современного реформирования высшего образования. При этом актуальной проблемой остается создание необходимых условий для развития инновационной модели образовательного учреждения, в рамках которого и будет появляться специалист нового поколения. Для этого необходимо обеспечить не только принятие новых образовательных стандартов, но и создать, внедрить, распространить новые идеи и новации. Фактически, аграрный вуз должен стать исследовательским центром с новейшими знаниями и технологиями. Конечно, для такой серьезной модернизации нужно решить проблемы как внешние, так и внутренние.

Прежде всего, необходима государственная поддержка в виде целевой программы и финансовых вложений. Некоторые шаги уже были предприняты: в 2006 - 2007 гг. четыре аграрных вуза были определены как инновационные (в т.ч. ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет») с предоставлением государственных субсидий для создания инновационной образовательной среды. Однако, единовременного финансирования для такой деятельности недостаточно. Законодательно необходимо закрепить увеличение срока финансирования, определить благоприятные условия вузам в финансовой и правовой деятельности через предоставление все большей самостоятельности в различных вопросах.

Особой проблемой современной модернизации аграрного образования является разобщенность Министерства сельского хозяйства РФ, вузов и средне-профессиональных учебных заведений аграрной направленности (техникумов, колледжей). Необходимо вернуть тесное сотрудничество и тем самым определить совместный курс реформирования и реорганизации ведущих аграрных вузов страны.

В рамках системы непрерывного аграрного образования и его кадрового обеспечения необходимо создавать учебно-производственные комплексы и центры, улучшать систему обеспечения учебного процесса, в виде совершенствования УМКД (учебно-методического комплекса дисциплины), рабочих программ, учебной и методической литературы, а также сближать учебный процесс с непосредственным производством [9, 11].

При этом аграрные вузы остаются государственными, т. е. ограниченными законодательной и нормативно-правовой системами и всеми вытекающими проблемами: невозможности уменьшения учебной нагрузки в пользу научно-исследовательской работы, отсутствие стимулирования инновационной, исследовательской деятельности компетентных преподавателей. Создание научных школ - еще одна проблема, требующая отдельной статьи финансирования в федеральной программе.

Итак, важнейшими направлениями в деле развития интеграции и модернизации аграрного образования могут быть:

• создание взаимодействий «аграрный вуз - сель-

скохозяйственные предприятия» в рамках хоздоговорных отношений (агро - технопарки);

• формирование отношений «агровуз - бизнес -государство» для развития прямых связей с организациями АПК;

• участие аграрных вузов в конкурсах, грантах, предоставляемых государством или организациями для повышения престижности аграрного образования;

• привлечение Министерством сельского хозяйства РФ аграрных вузов к осуществлению национальной инновационной политики и реализации различных государственных программ.

Предложенная концепция модернизации аграрного образования и кадрового обеспечения в рамках реализации компетентностного подхода решает некоторые проблемы качественного образования в условиях реформирования. При этом требует более внимательного рассмотрения на законодательном и государственном уровнях для решения основной проблемы - повышения эффективности аграрного производства в условиях реформирования рынка и совершенствования информационного общества.

Библиографический список

1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения. Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.

2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга - приложение 1). Под науч. ред. доктора педагогических наук В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536 с.

3. Болонский процесс: Бергенский этап// под науч. ред. доктора педагогических наук В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. 174 с.

4. Добромыслова С.Н. Проблема формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] // www.edu.ru

5. Зимняя И А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.

6. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения.// Психологическая наука и образование. 2001. №4. С 16-21.

7. Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: Дис. канд. психол. наук. СПб, 1995.

8. Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (протокол от 1. 06. 2009 г. № 20) [Электронный ресурс] // mon.gov.ru

9. Федеральная целевая программа «Формирование кадрового потенциала АПК» [Электронный ресурс] // www.mcx.ru

10. ФГОС ВПО по направлению подготовки 110400 Агрономия (квалификация (степень) «бакалавр»)[Электронный ресурс] //www.edu.ru

11. Погонышева Д.А. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: автореф. дис. д-ра пед. наук (в форме научного доклада). М., 2010. 23 с.

12. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. Российский государственный гуманитарный университет. Управление двухуровневой системой подготовки и качества образования [Электронный ресурс] // www.rc.edu.ru

References

1. Bogolyubov L.N. Basic social competences of a course of social science [Text]//Teaching history and social science at school. No. 9. 2002 .

2. Bologna Process: Results of training and competence-based approach (the book - the appendix 1).//ed. by the doctor of pedagogical sciences of V.I.Baydenko. - M: Research center of problems of quality of training of specialists, 2009. 536 pages.

3. Bologna Process: Bergensky stage//ed. by doctor of pedagogical sciences V.I.Baydenko [Text] - M: Research center of problems of quality of training of specialists. Russian New University, 2005. - 174 pages.

4. Dobromyslova S.N. Problem of formation of social competence of students of higher educational institutions [Electronic resource]//www. edu.ru

5. Zimnaya I.A. Key competences - a new paradigm of the result of education [Text]//the Higher education today. No. 5. 2003 .

6. Kalinin N.V. Formation of social competence as mechanism of strengthening of mental health of younger generation [Text]// Psychological science and education. - 2001 . - No. 4. - From 16-21.

7. KoblyanskyE.V. Psychological aspects of social competence: Cand. dis., Psychological sciences. [Text] - SPb, 1995.

8. The concept of the draft of the federal law «About education in the Russian Federation» (the protocol from 1. 06 . 2009 No. 20) [Electronic resource]//mon.gov.ru

9. Federal target program «Formation of Personnel Capacity of Agrarian and Industrial Complex» [Electronic resource]//www. mcx.ru

10. FGOS VPO in the direction of preparation 110400 Agronomics (qualification (degree) «bachelor») [An electronic resource]// www.edu.ru

11. Pogonysheva D. A. Optimizing modeling of vocational training of students of agrarian higher education institution: author's abstract, doctor dis., pedagogical sciences (in the form of the scientific report) [Text]/. A.Pogonysheva. - M, 2010. - 23 pages.

12. Competence-based approach. Abstract bulletin. Russian State Humanitarian University. Management of two-level system of preparation and quality of education [Electronic resource]//www.rc.edu.ru

УДК 355.035.7 UDK 355.035.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.С. ПЕТРОВ V.S. PETROV

соискатель Елецкого государственного университета applicant of Yelets State University named after I.A. Bunin

им. И.А. Бунина E-mail: petrov.vadim @ mail.ru Е-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

PEDAGOGICAL MODELING OF THE FORMATION OF SOCIAL AND EDUCATIONAL COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY STUDENTS

Основное внимание автор уделил уточнению понятия "социально-педагогическая компетенция", содержанию и общей структуре социально-педагогической компетенции как одной из наиболее значимых характеристик профессиональной подготовленности будущего военного специалиста. В статье представлена модель формирования социально-педагогической компетенции будущих специалистов, а также рассмотрены условия, необходимые для ее эффективного функционирования.

Ключевые слова: социально-педагогическая компетенция, будущий специалист, военно-шефская работа, педагогическая модель.

The main attention is paid to clarify the concept of «social-pedagogical competence», the content and the overall structure of the social-pedagogical competence as one of the most important characteristics of professional training of a future military specialist. The article presents a model of social-pedagogical competence of future professionals and considers the conditions necessary for its effective functioning.

Keywords: social-pedagogical competence, future professional, military patronage, pedagogical model.

В современных вузах идет активное внедрение новых дисциплин, компьютерных программ, массовых коммуникаций, обеспечивающих подготовку высококвалифицированного специалиста, владеющего на высоком уровне профессиональными компетенциями. Одной из таких компетенций является социально-педагогическая компетенция (СПК).

Социально-педагогическая компетенция будущего специалиста - это интегральная характеристика, отражающая наличие системы устойчивых мотивов, духовно-нравственных ценностей, педагогических способностей, знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность в различных видах деятельности (учебной, воспитательной, общественной).

Основной задачей формирования социально-педагогической компетенции можно считать, прежде всего, выбор и определение значимых для личности социальных ценностей и ценностных ориентаций.

Понимание сущностной характеристики и специфики социально-педагогической компетенции позволя-

© В.С. Петров © V.S. Petrov

ет рассматривать феномен социально-педагогической компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования [2].

Структурные компоненты социально-педагогической компетенции - это содержательные элементы, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы поведения личности, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.

Процесс формирования социально-педагогической компетенции будущего специалиста в рамках военно-шефской работы с курсантами военных вузов предполагает выделение ценностно-мотивационного, познавательного и операционно-деятельностного компонентов (рис. 1).

В качестве структурных элементов педагогической модели выступают следующие характеристики: цель, за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.