УДК 37.01(075.8)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
АГРАРНОГО ВУЗА
Д.А. Погонышева
Ключевая роль в реализации Болонских соглашений принадлежит преподавателям высшей школы. Повышение квалификации преподавателей аграрного вуза по программе «Оптимизационное моделирование как средство выполнения образовательных стандартов нового поколения» позволит аграрным вузам научно обоснованно разрабатывать образовательную стратегию. Ключевые слова: преподаватель аграрного вуза, Профессиональная компетентность, Повышение квалификации, Моделирование, Оптимизационное моделирование.
Переход к информационному обществу порождает новые требования к характеру и качеству профессиональной деятельности специалистов высшей квалификации, в том числе аграрного профиля. В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, в Федеральном законе «Об образовании», в Федеральной целевой программе «Развитие образования на 2006-2010 годы» и других нормативно-правовых документах отмечено существенное возрастание значимости личности в жизни общества, наличие многовариантных решений во всех сферах деятельности, требующих прогностической оценки их последствий, потребность общества в развитии у специалистов способностей к активному, гуманистически ориентированному мышлению, формированию у них инновационного преобразующего интеллекта.
Высокая значимость агропромышленного комплекса определила актуальность разработки национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, нацеливающих на обеспечение аграрной сферы высококвалифицированными, социально мобильными специалистами, формирующими развитие АПК. Существует актуальная потребность высшей профессиональной школы в моделировании социо-человеко-природных образовательных комплексов, обусловленная социально-преобразующей ролью АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, задачами прогнозирования эффективности профессиональной подготовки студентов аграрного вуза в условиях вхождения России в единое мировое образовательное пространство, социальной потребностью в специалистах аграрного профиля с высокоразвитой профессиональной компетентностью, обладающих умением разрабатывать комплексные проблемы в аграрной сфере.
Ключевая роль в реализации нововведений согласно Болонских соглашений, внедрении компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов принадлежит преподавателям вуза. За основные стороны труда преподавателя принимаются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность педагога. Сложность подготовки преподавателей высшей профессиональной школы состоит в том, что они должны быть специалистами в разных областях: знать основы преподаваемой науки, знать педагогику и психологию высшей школы. К основным направлениям и функциям профессионально-педагогической деятельности относят развитие, обучение и воспитание студентов. Обладание высокой бинарной подготовленностью служит гарантом успешной профессиональной метадеятельности - деятельности, связанной с управлением образовательной деятельностью студентов аграрного вуза. Выделяют следующие этапы профессионально-педагогической деятельности: проектировочно-конструктивный; организационно-технологический; коммуникативно-регуляционный; контрольно-оценочный; аналитико-рефлексивный. Удовлетворение образовательных потребностей будущих специалистов АПК требует от преподавателей вузов повышения уровня профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности.
«Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности» [3, с. 34]. Профессиональная компетентность - это многоуровневая профессионально-личностная характеристика, отражающая готовность и способность педагога выполнять профессиональные функции и решать профессиональные задачи, проявляющаяся в субъектности, стиле индивидуальной деятельности, в использовании рационального опыта развития обучающегося, в создании оптимальных условия для продвижения субъекта образовательного процесса по выбранной им образовательной траектории. Дефиниция «профессиональная компетентность» имеет проблемно-практический, смысловой и ценностный аспекты. Профессиональная компетентность включает такие разновидности, как специальная, социальная, психологическая, информационная, коммуникативная, экологическая, валеологическая компетентности [там же]. Профессиональная компетентность преподавателя, являясь
ажнейшей характеристикой личности, формируется и реализуется лишь в процессе профессиональ деятельности.
Анализ теории и практики профессионально-педагогической деятельности послужил основой для выделения следующей структуры профессиональной компетентности преподавателя вуза:
-концептуальный блок, являющийся индивидуальным для каждого преподавателя, включающий знание преподаваемой дисциплины, ее основ, знание концепций смежных дисциплин, дисциплин эколого-социально-экономического блока;
-инвариантная часть, включающая умения преподавателя изложить учебный материал с использованием традиционных и инновационных образовательных технологий; определить оптимальное сочетание форм, методов и средств идр.;
-техника оптимального педагогического общения (вербальное и невербальное); -качества личности, включающие врожденные способности, социальный интеллект, авторитет преподавателя [2].
Исследователи в перечень базовых компетентностей преподавателя вуза включают психолого -педагогическую, коммуникативную, управленческую, креативную компетентности и др. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя включает систему знаний: психологию личности; психологию образовательной деятельности студентов; психологию студенческого коллектива; основы психодиагностики; сущность, значение и роль высшего профессионального образования (ВПО); содержание и образовательные программы ВПО; технологии ВПО и др. К основным педагогическим умениям относятся: умение увидеть педагогическую проблему и оформить ее в виде совокупности педагогических задач; умение, отвечающее на вопросы: кого учить, чему учить, как учить; умение совершенствовать свою работу; умение актуализировать свой творческий потенциал; умение вести воспитательную работу среди студентов и др. Помимо этого в состав психолого-педагогической компетентности включают педагогические способности. Залогом успешной научно-профессиональной деятельности преподавателя выступает высокий уровень сформированное™ коммуникативной компетентности. Рациональная организация учебных занятий, эффективное руководство научно-исследовательской и самостоятельной работой студентов, производственной и учебной практикой, курсовым и дипломным проектированием, высокий уровень самоорганизации неразрывно связаны с социально-организационной компетентностью преподавателя. Обладание креативной компетентностью позволяет педагогу осуществлять эффективную научно-педагогическую и исследовательскую деятельность [4].
В совокупности средств, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности специалистов аграрного профиля, важная роль принадлежит оптимизационному моделированию образовательного процесса в вузе. В связи с этим нами разработана программа повышения квалификации преподавателей аграрных вузов «Оптимизационное моделирование как средство выполнения образовательных стандартов нового поколения», включающая три модуля.
В первом модуле «Современные тенденции развития профессионального образования» раскрыты особенности современного этапа развития непрерывного аграрного профессионального образования; содержание государственных образовательных стандартов нового поколения; научно-методическое обеспечение образовательного процесса в аграрном вузе; раскрыты общественно-исторические предпосылки проблемы оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: изменение позиции общества и личности в отношении целей и задач высшего аграрного образования; ориентация на общую и профессиональную культуру специалистов аграрного профиля; недостаточность информационно-образовательных ресурсов в системе высшего аграрного образования; появление альтернативных моделей профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; наличие экологического кризиса в отношениях человека с природой и поиском эффективных технологий его разрешения; переход от индустриальных к постиндустриальным технологиям в сфере АПК.
Во втором модуле представлены теоретико-методологические положения. Под оптимизацией педагогического процесса выдающийся ученый Бабанский Ю.К. понимал научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев [1]. В качестве критериев оптимальности исследователь рассматривал достижение таких результатов обучения, которые соответствуют поставленным целям и реальным учебным возможностям всех обучаемых; соблюдение нормативов затрат времени преподавателей и обучаемых на аудиторную и самостоятельную работу и др.
Предметом оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза выступают модель профессиональной деятельности и модель личности специалиста. Модель специалиста включает интегративные социальные, личностные, профессиональные и полипрофессиональные характеристики, адекватные современным общественно-политическим и социально-экономическим условиям. В свернутом виде обе модели представлены в государственных образовательных
стандартах.
Изложены сущностные характеристики оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: раскрыто понятие «оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов аграрного вуза», его содержательные, процессуальные, личностные, критериальные и уровневые характеристики; определены функции и свойства оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов - системность, гуманизм, динамичность, адаптивность, интегрированность, полифункциональность; критерий оптимальности моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля - достижение каждым студентом максимально возможного для него уровня профессиональной компетентности в условиях нормативного использования учебного времени.
Показано, что оптимизационное моделирование образовательного процесса способствует практической реализации личностно ориентированного профессионального образования (личностное и профессиональное саморазвитие студентов как субъектов будущей профессиональной деятельности), компетентностного подхода (формирование у будущих специалистов социальной, коммуникативной, информационной, специальной и когнитивной ключевых компетенций), интегративного подхода, отражающего межпредметную координацию содержания учебных дисциплин (внешняя интеграция) и формирование интегральных характеристик личности будущего профессионала (внутренняя интеграция); позволяет на научной основе проектировать траекторию личностного и профессионального развития современного выпускника аграрного вуза; компоненты и варианты структурирования содержания профессиональной подготовки, а также способы межпредметного взаимодействия дисциплин учебного плана аграрного вуза; активные, развивающие формы и методы профессиональной подготовки студентов; средства программного и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; результаты профессиональной подготовки и методику выявления уровней готовности выпускников к профессиональной деятельности позволяет проектировать развивающее будущего специалиста АПК инновационное образовательное пространство, прогнозировать на этой основе эффективные траектории субъектов образовательного процесса.
Оптимизационная модель профессиональной подготовки студентов аграрного вуза образует информационное отражение ведущих факторов (социокультурных, социально-экономических, психолого-педагогических), закономерностей (результативность оптимизационного моделирования подготовки студентов обусловлена образовательными потребностями общества и личности, образовательными ресурсами общества и вуза, организационно-педагогическими условиями (принципы целеполагания, развития, субъектности); результативность оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов - уровень профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста -агрария зависит от потребности субъекта образовательного процесса в оптимальном сочетании инновационных и традиционных форм, методов и средств (принципы вариативности, индивидуализации); развитие творческого потенциала будущего специалиста АПК (принципы проблемности, креативность) с учетом критерия оптимальности, учитывающего интересы субъектов образовательного процесса.
Представлены основные тенденции оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза: гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, информатизация, компьютеризация, интегративность, непрерывность.
Гуманизация образования ориентирует на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, создает оптимальные условия для развития и саморазвития личности. Выпускник-аграрий должен уметь использовать информационные технологии в учебной и профессиональной деятельности в сфере АПК; обладать креативным инновационно-преобразующим мышлением; уметь работать в команде в условиях межкультурного и межпрофессионального сообщества; владеть гражданскими и социальными компетенциями.
Гуманизация предусматривает приоритет образовательных потребностей, возможностей, индивидуальных особенностей студентов-аграриев; создает оптимальные условия для их всестороннего развития; формирует субъект-субъектные отношения в учебной и профессиональной деятельности в аграрной сфере; активизирует рефлексию, самоанализ, самоактуализацию будущих специалистов-аграриев. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов обеспечивает с учетом образовательных ресурсов аграрного вуза научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего варианта профессиональных задач, оптимизацию содержания, оптимальное сочетание традиционных и инновационных форм и методов развития, обучения и воспитания будущих специалистов-аграриев по выбранным критериям оптимальности, учитывающим интересы субъектов образовательного процесса.
Фундаментализация аграрного образования означает приоритет единства методологической, теоретической, технологической и практической подготовки студентов-аграриев. Развитие системы профессионального аграрного образования ориентирует на сохранение единства аграрного образования, аграрной науки, агропромышленного производства. Данные направления проецируются на
разовательный процесс, формируя партнерские отношения субъектов образовательного проце'^ сельских товаропроизводителей и научных работников, заведомо осуществляются в оптимальных формах, обеспечивающих формирование глубоких теоретических знаний, прочных умений, навыков, значимых общекультурных и профессиональных способностей, социальных качеств личности будущих специалистов, приобретения опыта успешной субъектной профессиональной деятельности. В условиях информатизации общества будущий специалист-аграрий должен владеть методологией научных исследований и аналитическими навыками, которые неразрывно связаны с технологией математического моделирования социально-экономических и производственно-технологических процессов, решением профессиональных задач на компьютере в различных программных средах.
Межпредметные связи в образовательном процессе аграрного вуза обусловлены задачами формирования системы теоретических знаний, отражающих системное единство совокупности отраслей агропромышленного комплекса. Междисциплинарность характеризуется креативным воздействием на обучающихся. Междисциплинарные курсы по математическому моделированию социально-экономических и производственных процессов в аграрной сфере содержат полипрофессиональные и трансдисциплинарные знания, служащие основой формирования общей и профессиональной культуры, специальных, общепрофессиональных и ключевых компетенций.
Фундаментальность, междисциплинарность и системность -ведущие доминанты высшего профессионального аграрного образования. Феномен полидисциплинарности и трансдисциплинарности представляет собой ключевую характеристику современной высшей аграрной школы, обусловливающую инновационно-преобразующий характер профессиональной подготовки студентов-аграриев.
Информатизация аграрного образования связана с внедрением в образовательный процесс современных информационных технологий, подготовку конкурентоспособных специалистов-аграриев, обладающих инновационным креативным мышлением, на основе полномасштабного использования информационных ресурсов мирового образовательного сообщества. Оптимизационное моделирование информационно-образовательной среды аграрного вуза обусловливает результативное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивающее формирование конкурентоспособного специалиста.
Компьютеризация аграрного образования и АПК тесно связана с повсеместным внедрением компьютеров и периферийных устройств, необходимых для реализации информационных потребностей студентов-аграриев, успешным решением профессиональных задач, компьютеризацией производственных процессов в отраслях растениеводство и животноводство.
Интеграция ориентирует на взаимопроникновение, уплотнение, сжатие учебной и научной информации. Такой подход является необходимым условием фундаментализации аграрного образования и одновременно критерием качества профессиональной подготовки по фундаментальным и профильным дисциплинам учебного плана, мощным средством личностного и профессионального развития и саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации обучающихся, формирования профессиональной компетентности конкурентоспособных специалистов аграрного профиля. В агропромышленном комплексе основными формами интегрирования отрасли с промышленностью на современном этапе являются агропромышленные предприятия, имеющие в своем составе промышленные производства по переработке сельскохозяйственной продукции, агропромышленные объединения и научно-производственные объединения, где наиболее полно находит соединение науки с производством и др. Важнейшая образовательная задача современного аграрного вуза состоит в формировании у выпускников умения строить целостные модели решения проблем АПК на основе междисциплинарной интеграции изучаемых учебных дисциплин.
Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки студентов должно строиться на стратегических принципах: непрерывность, предполагающая оптимизацию целостного процесса формирования будущего специалиста-агрария; единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности студента-агрария; демократизация жизнедеятельности аграрного вуза и
др.
Оптимизация образовательного пространства резко усиливает потребность будущих специалистов аграрного профиля в самообразовании и самосовершенствовании, как ключевых доминант креативной личности, обладающей инновационным преобразующим интеллектом. Оптимизационное моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов аграрного профиля ориентирует исследователя на создание оптимальной образовательной среды, обеспечивающей каждого обучающегося индивидуальной эффективной образовательной траекторией; формирование и удовлетворение потребности субъекта образовательного процесса в саморазвитии и самосовершенствовании; соответствие требованиям современного аграрного производства; единство аграрного образования, науки и агропромышленного производства.
Третий модуль программы является практико-ориентированным. Дидактический механизм
птимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов аграрного вуза реализуе. на основе информационных технологий, являющихся инструментом развития профессиональных компетенций специалистов АПК. Информационно-технологическое обеспечение оптимизационного моделирования профессиональной подготовки студентов включает в себя диагностику образовательной среды аграрного вуза; варианты структурирования содержания профессиональной подготовки студентов; способы межпредметного взаимодействия дисциплин учебного плана аграрного вуза; активные, развивающие формы и методы профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; средства программного и учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов аграрного вуза; результаты профессиональной подготовки и методику выявления уровней готовности выпускников аграрного вуза к профессиональной деятельности.
Большое внимание уделяется использованию продуктивных методов профессионального развития студентов в инновационном профессионально-образовательном пространстве аграрного вуза. Слушатели ознакомятся с интерактивными образовательными технологиями. Особое значение принадлежит кейс-методу, который в плане профессиональной подготовки будущих специалистов способствует умению решать типовые задачи по всем видам деятельности в аграрной сфере; гуманизации и гармонизации субъект-субъектных отношений; развитию и саморазвитию студентов; формирует индивидуальный стиль деятельности специалиста аграрного профиля.
The key role in realization of bolonsky agreements belongs to teachers of the higher school. Improvement of professional skill of teachers of high school under the program «Optimization modeling as means of performance of educational standards of new generation» will allow high schools to develop educational strategy soundly scientifically.
The key words: teacher of agrarian school; professional competence; improvement ofprofessional; modeling; optimization modeling.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982.192 с.
2.Катаева М.Л. Оценка уровня профессиональной компетентности преподавателей колледжа к использованию моделирования профессиональной деятельности в подготовке будущих педагогов// http ://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5828/Itemid, 118/
3.Педагогика профессионального образования/ под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.368 с.
4.Шарипов Ф.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза// http ://www.hetoday. org/arxiv/VOS/1_2010/72_77 .pdf
Об авторе
Погонышева Д.А. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.