УДК 37.013.73
© Кундозерова Л. И., 2018
ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА
Основную роль в обеспечении устойчивого развития общества выполняет образование. Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Образование в интересах устойчивого развития позволяет каждому приобрести ценности, компетенции, навыки и знания, необходимые для построения будущего в соответствии с задачами устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития является средством достижения 17 новых целей устойчивого развития которые были приняты на саммите по устойчивому развитию в рамках 70-ой Генеральной ассамблеи ООН. В статье приведены новые знания, которые позволят каждому обучающему задуматься над основными ценностями и овладеть компетенциями при изучении курса «Педагогика», необходимыми для построения будущего в соответствии с задачами устойчивого развития личности и общества.
Ключевые слова: устойчивое развитие; образование в интересах устойчивого развития личности и общества.
© Kundozerova L. I., 2018
EDUCATION FOR THE BENEFIT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY AND SOCIETY
Education plays an essential role for the sustainable development of society. The sustainable development is a development that satisfies nowadays needs but it does not compromise the ability of future generations to meet their own needs. Education for sustainable development allows everyone to acquire the values, competencies, skills and knowledge necessary to model the future in accordance with the objectives of sustainable development. Education for sustainable development is a means to achieve the 17 new Sustainable Development Goals that were adopted at the Sustainable Development Summit as a part of the 70th UN General Assembly. The article presents new knowledge that will allow each student to reflect on the values and master the competencies while studying the course "Pedagogics " necessary to model the future in accordance with the individual and society's objectives of sustainable development.
Key words: sustainable development; sustainable development.
25 сентября 2015 г. на 70-ой Генеральной ассамблее ООН в рамках Саммита по устойчивому развитию руководители государств члены ООН приняли и одобрили Повестку дня и Программу действий в области устойчивого развития до 2030 года, в которую были включены новые 17 целей устойчивого развития [1].
В Программе действий в области устойчивого развития до 2030 г. изменения в образовании в интересах устойчивого развития рассматриваются ключевым инструментом достижения 17 целей устойчивого развития: «Обеспечить всеохватывающее и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» [1, с. 22].
Понятие устойчивого развития дано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию: «Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3].
В «информационной записке о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году» отмечается, что образование в интересах устойчивого развития позволяет каждому приобрести ценности, компетенции, навыки и
education for the individual and society's
знания, необходимые для построения будущего в соответствии с задачами устойчивого развития [4, с. 2].
Устойчивое развитие общества во многом зависит от уровня образованности населения. Уровень образования населения и гарантированные возможности его получения признаны мировым сообществом базовыми показателями развития человеческого потенциала.
Если образование рассматривается в целях устойчивого развития личности и общества, то в курсе «Педагогика» образование следует понимать как:
1. личностную и общественную ценность;
2. процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет;
3. результат освоения индивидом накопленного человечеством опыта в виде системы ценностей, знаний, компетенций;
4. систему. образовательных учреждений.
Ученые образование относят к социальной сфере, тогда образование как социальный институт преследует много целей, среди которых — обеспечение условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, а
также вклад в социальные преобразования. Каждое поколение решает проблему, чему учить следующее поколение.
Возникновение «общества глобальной компетентности» изменяет как глобальную экономику, так и статус всей системы образования. В настоящее время обучение рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития.
Образование в интересах устойчивого развития (англ. Education for Sustainable Development, ESD) — это видение образования, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого
будущего. Оно направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.
Рассмотрим характеристики образования для устойчивого развития.
Образование:
• базируется на принципах и ценностях, которые лежат в основе устойчивого развития.
Рассмотрим ценности образования для обучающегося и его семьи, сообществ, членами которых они являются, и социума в целом.
Рис. 1. Обзор социальных выгод образования
• направлено на обеспечение благополучия всех трех сферах устойчивого развития — окружающей среды, общества и экономики;
• использует различные образовательные технологии, которые со-
действуют обучению и развитию мышления.
На рис. 2 представлены миссии и функции поддерживающего (воспроизводящего) и инновационного (развивающего) типов обучения.
Рис. 2. Миссия и функции обучения
Поощряет обучение на протяжении всей жизни (непрерывное образование):
Непрерывное образование (англ. lifelong education) охватывает формальные, неформальные и инфор-мальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.
Непрерывное обучение (англ. lifelong learning) — развитие человеческого потенциала через непрерывно
поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием.
На рис. 3. представлена концепция непрерывного обучения, отвечающая на вопросы: кого обучать, как, когда, где, чему и почему.
Рис. 3. Концепция непрерывного обучения
• охватывает формальное, неформальное и информальное образование.
Образование как процесс осуществляется в следующих формах.
Формальное образование (англ. formal education) — образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями (школами, колледжами, университетами др.) в организованном и иерархически структурированном контексте; имеет уровневую структуру и регламентированные временные рамки обучения на каждом уровне, реализуется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами; достижение определенного уровня образования обязательно подтвержда-
ется выдачей соответствующего документа об образовании.
Неформальное образование (англ. non-formal education) — образовательный процесс, осуществляемый образовательными/общественными организациями по специализированным программам, определяющим цели, методы и результаты обучения. В отличие от формального образования, к реализуемым программам не предъявляется в качестве обязательного требование преемственности, и документы об образовании могут не выдаваться. В рамках неформального образования обучающийся на любом этапе своего образования или профессиональной деятельности осваивает различные курсы, тренинги, проходит короткие
программы как в группах, так и индивидуально.
Информальное образование (англ. informal education) — образование, сопровождающее повседневную жизнь, которое не имеет четкой структуры и эксплицитной постановки целей. Ин-формальное образование представляет спонтанный процесс приобретения индивидом знаний, компетенций, ценностей и отношений из повседневного опыта, а также включает разнообразные образовательные воздействия на личность со стороны окружения (семьи, круга личностного и профессионального общения и взаимодействия, средств масс-медиа).
• Ориентировано на локальные потребности и условия, но признает, что удовлетворение локальных потребностей часто имеет глобальные эффекты и последствия;
• Учитывает эволюционный характер устойчивого развития.
• Содержание обучения ориентировано на контекст, глобальные проблемы и локальные приоритеты.
• Создает потенциал общества для общественного участия в принятии решений, социальной толерантности, охраны окружающей среды, адаптации трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня жизни.
• Является междисциплинарным.
Эксперты ЮНЕСКО сформулировали пять столпов образования, обеспечивающих качество образования и
содействующих устойчивому развитию личности и общества:
1) учиться познавать;
2) учиться делать;
3) учиться жить вместе;
4) учиться жить;
5) учиться изменять себя и общество.
Учиться познавать подразумевает, что каждый обучающийся строит свое личностное знание, комбинируя явные и неявные знания. Для поиска новых знаний и мудрости необходимо:
— научиться учиться;
— приобрести вкус к обучению на протяжении всей жизни;
— развивать критическое мышление;
— овладеть инструментарием понимания мира;
— понимать концепции и проблемы устойчивого развития.
Учиться делать фокусируется на способности использовать изученное на практике. Это знания, ценности и практические навыки, используемые для продуктивной работы и отдыха:
— мыслить и действовать;
— понимать и действовать в интересах глобального и локального устойчивого развития;
— приобретать профессиональное образование, осваивать технологии;
— применять полученные знания в повседневной жизни;
— быть в состоянии действовать в своем окружении творчески и ответственно.
Учиться жить вместе охватывает критические навыки, которые жизненно необходимы для создания среды равных возможностей саморазвития личности и обеспечения благосостояния семей и сообществ. Это знания, ценности, социальные навыки и социальный капитал для межнационального, межкультурного и общественного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержания мира:
— участвовать и сотрудничать с другими в целях обеспечения плюрализма в мультикультурном обществе;
— развивать понимание других людей и их истории, традиций, верований, ценностей и культуры;
— терпеть, уважать, принимать, воспринимать культурные различия и многообразие людей;
— конструктивно реагировать на культурное многообразие и экономическое неравенство в мире;
— быть в состоянии справиться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтов, насилия и терроризма.
Учиться жить подразумевает, что каждый индивид имеет возможности для развития и реализации своего потенциала. Образование — не только инструмент развития государства и нации, ответа на проблемы глобализации или развития мышления; оно позволяет людям учиться и искать, созда-
вать и использовать знания для решения широкого спектра проблем: от сиюминутных до глобальных. Это касается знаний, ценностей, навыков, достоинств личности, обеспечивающих личностное и семейное благополучие:
— видеть себя главным действу ю-щим лицом в достижении положительных результатов в будущем;
— поощрять открытия и экспериментирование;
— разделять общечеловеческие ценности;
— развивать свою личность, самосознание, самопознание, стремиться к самореализации;
— быть в состоянии действовать автономно, на основании собственных суждений, нести личную ответственность.
Учиться изменять себя и общество признает, что индивиды, работая отдельно и сообща, могут менять мир, и что качественное образование предоставляет инструментарии трансформации социума, путем вооружения людей знаниями, ценностями и навыками трансформации убеждений и стиля жизни. Это отражает синергию когнитивных, практических, персональных и социальных навыков в обеспечении устойчивого развития:
— прилагать усилия к исчезновению гендерного неравенства и дискриминации в обществе;
- развивать способности и волю к Образование как ценность рас-
реализации устойчивого развития себя сматривается в следующих аспектах:
и других;
- способствовать действиями и поведением минимизации экологического вреда миру вокруг нас, с уважением относиться к Земле и жизни во всем ее многообразии;
- действовать в интересах достижения общественной солидарности;
- развивать мирное демократическое общество.
- ценность образования для отдельной личности;
- ценность образования для семьи;
- ценность образования для отдельного сообщества;
- ценность образования социума в целом.
Рис. 4. Человеческий и социальный капитал как основа самореализации
личности
Человеческий капитал (англ. human capital) — принадлежащие индивидам здоровье, интеллект, знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотивация, гибкость, навыки принятия решений, решения проблем и др.) и часто соотносится с
достигнутым уровнем образования; образование в этом случае рассматривается как инвестиция, которая возвращается в виде заработной платы, премий и других выплат.
Социальный капитал (англ. social capital) — социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей. В образовании социальный капитал рассматривается
как идентифицируемые социальные взаимоотношения между участниками образовательного процесса («обучающийся — преподаватель», «обучающийся — обучающийся» и др.), влияющие на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций. Образовательные пре-
имущества (англ. educational benefits) — индивидуальные выгоды, получаемые от достижения конкретного уровня образования.
На рис. 5 представлена модель, иллюстрирующая взаимосвязь ценности образования для отдельной личности и социума в целом.
Рис. 5. Ценность образования для личности и социума
Значительную ценность для отдельных лиц и общества в целом имеет высшее образование. Экономики стран, вкладывающие значительные инвестиции в частные или государственные учреждения высшего образования, отличаются значительным ростом и процветанием. Высшее образование влияет на экономическое благосостояние в трех аспектах:
— прямые расходы образовательных учреждений, их сотрудников и
обучающихся позитивно влияют на местную экономику;
— высшее образование предоставляет финансовые и нефинансовые выгоды для человека, который получает высшее образование, и общества в целом;
— высшие учебные заведения все больше фокусируются на создании знаний, выступая источниками ключевых исследований и развития инноваций.
Рис. 6. Высшее образование и экономическое благосостояние
Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования (рис. 7).
Рис. 7. Образование как результат
Грамотность — навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.
Профессиональная грамотность — чтение, письмо, вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.
Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI в. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.
По определению экспертов ЮНЕСКО, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины» [7, с. 18].
Грамотность рассматривается в контексте удовлетворения базовых потребностей в обучении каждого ребенка, молодого человека и взрослого. «Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение
читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования» [7, с. 18].
Образованность — новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и события. Образованность — это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность.
По определению Б. С. Гершунско-го, «образованность — это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума» [6, с. 72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями
мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.
Компетентность — демонстрируемая способность человека выполнять деятельность, т. е. владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.
Компетентностный подход в обучении — ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач устойчивого развития личности.
Культура является «высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности» личности, «именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться че-
ловеческая индивидуальность» [7, с. 74].
Менталитет — исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения,
ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность, менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в менталь-ности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету — стабильность, постоянство, устойчивость.
Согласно концепции Б. С. Гер-шунского, важнейшие функции и задачи сферы образования — культуро-образование и менталеобразование, являющиеся условиями устойчивого развития личности и общества.
Литература
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. // URL: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015.
2. Урсул, А. Д., Урсул, Т. А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. — 2015. — С. 11-74. URL: http://e-notabene.ru/pr/article_14001.html.
3. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / пер. с англ. — М., 1989. — 376 с.
4. Информационная записка о Всемирной конференции по образованию в интересах устойчивого развития в 2014 году // URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/index.php.
5. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014) // URL: http: www.unesco.or.
6. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практи-ко-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский; Рос. акад. образования, Ин-т теории образования и педагогики. — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
7. Грамотность: образование для всех. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ 2006. Резюме. — Издательство Юнеско. — 51 с.
8. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Париж, 1996. 46 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // URL: Ы^р://минобрнауки.рф/документы/2974.
10. Churches, Andrew/ Comparing 20th and 21st Century Educational Paradigms // Site "Educational Origami. ICT, Pedagogy and Education". URL: http://edorigami.edublogs.org/files/2010/10/20v21-school-paradigms.pdf.
11. Coleman, James S. (1988). Social Capital in the Creation of Human Capital. American Journal of Sociology. Vol. 94. Supplement: (pp. S95-S-120).
12. International Standard Classification of Education ISCED 1997. — http://www.unesco.org/education/information/nfsunesco/doc/isced_1997.htm.
13. Keeley, Brian. Human Capital: How what you know shapes your life. Published by: OECD Publishing, Publication date: 20 Feb 2007. 150 p. URL: http://www. oecd.org/insights/humancapital.
14. Strange, Tracey; Bayley, Anne. Sustainable Development: Linking Economy, Society, Environment. Published by: OECD Publishing, Publication date: 2 Dec 2008. 142 p. URL: http://www.oecd.org/insights/sustainabledevelopment.
15. Teaching and Learning for a Sustainable Future. URL: http://www.unesco.org/education/tlsf.
16. UNESCO-IBE Education Thesaurus, 6th Edition, 2nd Revision — 2007. URL: http://www.ibe.unesco.org/ru/services/online-materials/unesco-ibe-education-thesaurus/sixth-edition-2007. html.
Сведения об авторе
Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: [email protected]
Information about the author
Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail. com
УДК 371.315.5
© Миронова Ю. В., Комиссарова С. В., 2018
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФСИН РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ГРАЖДАНСКОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС)»
В статье рассмотрены несколько основных инновационных методов, используемых в процессе преподавания дисциплин юридического профиля, на примере дисциплины «Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс)». Авторы указывают на универсальность их применения в преподавании практически любой дисциплины юридического профиля, а также учет особенностей мышления современной молодежи при их применении.
Ключевые слова: методика; преподавание; дидактическая игра; фронтальный опрос; инновационные методы.
© Mironova Ju. V., Komissarova S. V., 2018
USE OF INNOVATION TEACHING METHODS AS THE BASIS FOR IMPROVEMENT MOTIVATION FOR LEARNING IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FEDERAL SERVICE FOR EXECUTION OF SENTENCES IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF TEACHING THE CIVIL PROCEDURE
This article considers some of the main innovative techniques used in teaching disciplines of law based on the example of discipline civil procedural law (civil process). The author indicates the universality of their application in the teaching of