Научная статья на тему 'Образование как ценность личности, семьи и социума'

Образование как ценность личности, семьи и социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1744
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ / LIFELONG EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATIONAL VALUES / HUMAN CAPITAL / SOCIAL CAPITAL / EDUCATIONAL BENEFITS / SOCIAL BENEFITS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойченко Галина Николаевна, Кундозерова Людмила Ивановна

Становление общества знаний обусловило трансформацию статуса и целей образования как социального института. Образование – это процесс непрерывного приращения индивидуального и социокультурного опыта личности, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего. Образование для устойчивого развития – это видение образования, направленного на приобретение знани й, компетенций и ценностей, являющихся инструментар ием решения широкого круга проблем и содействующ их устойчивому развитию личности и общества. Образование в интересах устойчивого развития рассматривается как базовая ценность для обучающегося и его семьи, отдельных сообществ, членами которых они являются, и социума в целом. Раскрываются роль человеческого и социального капиталов в самореализации личности, образовательные преимущества высшего образования и социальные выгоды образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как ценность личности, семьи и социума»

УДК 371

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, СЕМЬИ И СОЦИУМА Г. Н. Бойченко, Л. И. Кундозерова

Аннотация. Становление общества знаний обусловило трансформацию статуса и целей образования как социального института. Образование - это процесс непрерывного приращения индивидуального и социокультурного опыта личности, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего. Образование для устойчивого развития - это видение образования, направленного на приобретение знаний, компетенций и ценностей, являющихся инструментарием решения широкого круга проблем и содействующих устойчивому развитию личности и общества. Образование в интересах устойчивого развития рассматривается как базовая ценность для обучающегося и его семьи, отдельных сообществ, членами которых они являются, и социума в целом. Раскрываются роль человеческого и социального капиталов в самореализации личности, образовательные преимущества высшего образования и социальные выгоды образования.

Knowledge societies emergence led to transformations of status and goals of educational system as a social institution. Education is a process of continuous increment of individual, social and cultural human experience, which empowers people to take responsibility for creating a sustainable future. Education for sustainable development it is a vision of education, focused on the acquisition of knowledge, skills and values, which are the tools of wide range problems solving and supports sustainable development of individuals and society. Education for Sustainable Development is seen as basic value of students and their families, communities, which they belongs, and of society. There are revealed the role of human and social capital in self-actualization of person, the educational benefits of higher education and the social benefits of education.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование в интересах устойчивого развития, ценности образования, человеческий капитал, социальный капитал, образователь-

ные преимущества, социальные выгоды образования.

Lifelong education, Education for Sustainable Development, educational values, human capital, social capital, educational benefits, social benefits of education.

Образование как социальный институт преследует много целей, среди которых - обеспечение условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, а также вклад в социальные преобразования. Каждое поколение решает проблему чему учить следующее поколение.

Образование в интересах устойчивого развития - это видение образования, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего [1, 2]. Оно направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Экспертами Юнеско сформулированы следующие основные характеристики образования для устойчивого развития:

- базируется на принципах и ценностях, которые лежат в основе устойчивого развития;

- направлено на обеспечение благополучия всех трех сферах устойчивого развития - окружающей среды, общества и экономики;

- использует различные образовательные технологии, которые содействуют обучению и развитию мышления;

- поощряет обучение на протяжении всей жизни;

- локально релевантно и культурно имманентно;

- ориентировано на локальные потребности и условия, но признает, что удовлетворение локальных потребностей часто имеет глобальные эффекты и последствия;

- охватывает формальное, неформальное и информальное образование;

- учитывает эволюционный характер ус -тойчивого развития;

- содержание обучения ориентировано на контекст, глобальные проблемы и локальные приоритеты;

- создает потенциал общества для общественного участия в принятии решений, социальной толерантности, охраны окружающей среды, адаптации трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня жизни;

- является междисциплинарным.

«Пять столпов» образования, обеспечивающих качество образования и содействующих устойчивому развитию личности и общества [3]:

1) учиться познавать;

2) учиться делать;

3) учиться жить вместе;

4) учиться жить;

5) учиться изменять себя и общество.

«Учиться познавать» подразумевает, что каждый обучающийся строит свое личностное знание, комбинируя явные и неявные знания. Для поиска новых знаний и мудрости необходимо:

- научиться учиться;

- приобрести вкус к обучению на протяжении всей жизни;

- развивать критическое мышление;

- овладеть инструментарием понимания мира;

- понимать концепции и проблемы устойчивого развития.

«Учиться делать» фокусируется на способности использовать изученное на практике. Это знания, ценности и практические навыки, используемые для продуктивной работы и отдыха:

- мыслить и действовать;

- понимать и действовать в интересах глобального и локального устойчивого развития;

- приобретать профессиональное образование, осваивать технологии;

- применять полученные знания в повседневной жизни;

- быть в состоянии действовать в своем окружении творчески и ответственно.

«Учиться жить вместе» охватывает критические навыки, которые жизненно необходимы для создания среды равных возможностей саморазвития личности и обеспечения благосостояния семей и сообществ. Это знания, ценности, социальные навыки и социальный капитал

для межнационального, межкультурного и общественного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержания мира:

- участвовать и сотрудничать с другими в целях обеспечения плюрализма в мульти-культурном обществе;

- развивать понимание других людей и их истории, традиций, верований, ценностей и культуры;

- терпеть, уважать, принимать, воспринимать культурные различия и многообразие людей;

- конструктивно реагировать на культурное многообразие и экономическое неравенство в мире;

- быть в состоянии справиться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтов, насилия и терроризма.

«Учиться жить» подразумевает, что каждый индивид имеет возможности для развития и реализации своего потенциала. Образование -не только инструмент развития государства и нации, ответа на проблемы глобализации или развития мышления; оно позволяет людям учиться и искать, создавать и использовать знания для решения широкого спектра проблем: от сиюминутных до глобальных. Это ка -сается знаний, ценностей, навыков, достоинств личности, обеспечивающих личностное и семейное благополучие:

- видеть себя главным действующим лицом в достижении положительных результатов в будущем;

- поощрять открытия и экспериментирование;

- разделять общечеловеческие ценности;

- развивать свою личность, самосознание, самопознание, стремиться к самореализации;

- быть в состоянии действовать автономно, на основании собственных суждений, нести личную ответственность.

«Учиться изменять себя и общество» признает, что индивиды, работая отдельно и сообща, могут менять мир, и что качественное образование предоставляет инструментарии трансформации социума, путем вооружения людей знаниями, ценностями и навыками трансформации убеждений и стиля жизни. Это отражает синергию когнитивных, практических, персональных и социальных навыков в обеспечении устойчивого развития:

- прилагать усилия к исчезновению гендерного неравенства и дискриминации в обществе;

- развивать способности и волю к реализации устойчивого развития себя и других;

- способствовать действиями и поведением минимизации экологического вреда миру вокруг нас, с уважением относиться к Земле и жизни во всем ее многообразии;

- действовать в интересах достижения общественной солидарности;

- развивать мирное демократическое общество.

ция, гибкость, навыки принятия решений, решения проблем и др.) и часто соотносится с достигнутым уровнем образования; образование в этом случае является инвестицией, которая возвращается инвестору в виде заработной платы, премий и других выплат.

Социальный капитал - это социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей [5].

В контексте ориентации системы образования на устойчивое развитие необходимо рассматривать ценность образования в следующих аспектах:

- образование как ценность для отдельной личности;

- образование как ценность для семьи;

- образование как ценность для отдельного сообщества;

- образование как ценность для социума в целом.

Человеческий капитал - это принадлежащие индивидам здоровье, интеллект, знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни [4]. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотива-

В образовании социальный капитал рассматривается как идентифицируемые социальные взаимоотношения между участниками образовательного процесса («обучающийся - преподаватель», «обучающийся - обучающийся» и др.), которые влияют на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций обучающихся.

Человеческий и социальный капитал как образовательные ценности выступают базисом самореализации личности (рис. 1).

Образовательные преимущества - это индивидуальные выгоды, получаемые от достижения конкретного уровня образования.

Уровень образования - это формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности [6].

Значительную ценность для отдельных лиц - высшее образование предоставляет фи-

и общества в целом имеет высшее образование. нансовые и нефинансовые выгоды для челове-Экономики стран, вкладывающие значитель- ка, который получает высшее образование, ные инвестиции в частные или государствен- и общества в целом;

Расходы о&рээова-

ГсЛЬпОЮ на товары и услуги 1

© !

Заработная плата сотрудникам

мультипликативный', эффект

Оплата образования обучающимися

У

©

бирастанне доходов индивидуума

Повышение уровня образования

Овышение К0нку-х рентоспособности на рынке труд,-

Нед&н&жкые -►{ социальные выгоды

Инвестиции в научные исследования

Инновации .технологии, разработка продуктов.

© Прямые влияния

©Выгоды для индивидуума и общества

© Генерирование знаний М Конечные результаты

Рис. 2. Высшее образование и

ные учреждения высшего образования, отличаются значительным ростом и процветанием. Высшее образование влияет на экономическое благосостояние в трех аспектах (рис. 2):

- прямые расходы образовательных учреждений, их сотрудников и обучающихся позитивно влияют на местную экономику;

экшюмическое благо состояние

- высшие учебные заведения все больше фокусируются на создании знаний, выступая источниками ключевых исследований и развития инноваций.

На рис. 3 представлена модель, иллюстрирующая взаимосвязи между ценностью образования для отдельной личности и ценностью образования для социума в целом.

Обр

азование

Механизмы-посредники

Навыки, убеждения. компетенции Социальные взаимодействия Квалификация

11 Более широкие преимущества: Социальная продуктивность

Здоровье, благополучие и отношения индивидуума

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благополучие семьи

Общество согласия и процветания

Социальная сплоченность, экономический рост и благосостояние 4 V

Рис. 3. Ценность образования для личности и социума

С точки зрения результатов образования, ценность образования для обучающегося и его семьи, отдельных сообществ, членами которых они являются, и социума в целом, показана на рис. 4.

Образование становится ключевой ценностью личности, семьи и социума [7], что вызывает необходимость пересмотра понимания образования как системы, процесса и результата

в контексте новой образовательной парадигмы, обеспечивающей приращение индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития.

Литература

1. Strange, T. Sustainable Development: Linking Economy, Society, Environment [Электронный ресурс] / T. Strange, A. Bayley // OECD

Publishing, 2008. - 142 p. - URL : http://www.oe-cd.org/insights/sustainabledevelopment [дата обращения: 12.11.2012].

2. Teaching and Learning for a Sustainable Future [Электронный ресурс]. - URL : http://www.unesco.org/education/tlsf/ [дата обращения: 21.11.2012].

3. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО / Ж Делор. - Париж, 1996. - 46 с.

4. Keeley, B. Human Capital: How what you know shapes your life [Электронный ресурс] / B. Keeley // OECD Publishing, 2007. - 150 p. -

URL : http://www.oecd.org/insights/humancapital [дата обращения: 27.i0.20i2].

5. Coleman, J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital / J. S. Coleman // American Journal of Sociology. - Vol. 94. - P. 95-i20.

6. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 09 февраля 20i2 г. [Электронный ресурс]. - URL : ми-нобрнауки.рф/документы/!249 [дата обращения: 0i.ii.20i2].

7. Гершунский, Б. С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика / Б. С. Гершунский. - М. : Флинта; Наука, 200З. - 7б8 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.