Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ 01.03.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА'

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ 01.03.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТИП ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STANDARD / PROFESSIONAL COMPETENCIES / COMPETENCE MODEL OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Татьяна Николаевна

Цель исследования, представленного в статье, - гармонизация требований профессиональных и образовательных стандартов уровня ФГОС 3++ на основе создания компетентностной модели организационно-управленческого типа профессиональной деятельности выпускника направления Прикладная математика и информатика, ориентированной на соответствие требованиям профессиональных стандартов и учитывающей особенности современного образовательного пространства. Предложен нормативный подход к построению модели, основными этапами которого являются: декомпозиция требований профессиональных стандартов до уровня трудовых действий с последующим синтезом компетентностных требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы - профессиональных компетенций и индикаторов их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE MODEL OF THE ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT ACTIVITIES OF THE GRADUATE OF DIRECTION 01.03.02 APPLIED MATHEMATICS AND INFORMATICS

The purpose of the study presented in the article is to harmonize the requirements of professional and educational standards of the FSES 3 ++ level based on the creation of a competence model of the organizational and managerial type of professional activity of a graduate of the Applied Mathematics and Informatics direction, focused on meeting the requirements of professional standards and taking into account the features of the modern educational space. A normative approach to building a model is proposed, the main stages of which are: decomposition of the requirements of professional standards to the level of labor actions, followed by the synthesis of competence requirements for the results of mastering the educational program by students - professional competencies and indicators of their achievement.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ 01.03.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА»

3. Mykhailyshyn H., Kondur, O., Serman L. (2018). Innovation of Education and Educational Innovations in Conditions of Modern Higher Education Institution // Journal of Vasyl Stefanyk Precarpathian National University. 2018. Vol. 5. № 1. P. 9-16. URL: https://doi.org/10.15330/jpnu.5.1.9-16

4. Innovating Education and Educating for Innovation: The Power of Digital Technologies and Skills. OECD Publishing, Paris. 2016. URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264265097-en

5. Polikov V. Innovation in Education is more than a new approach. URL: https://www.gettingsmart.com/2017/04/innovation-in-education-is-more-than-a-new-approach/ (дата обращения: 20.06.2020)

6. Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 136-143

7. Wolfberg P., LePage P., Cook E. Innovations in inclusive education: two teacher preparation programs at the San-Francisco State University // International Journal of Whole Schooling. 2009. Vol. 5. № 2. P. 16-27

8. Ukpabio G., Ekere S. Innovative Management for Inclusive Education Secondary Schools // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 22 (3). P. 99-108

9. Innovative Assistive Technologies for Inclusive Education. URL: https://www.unicef.it/Allegati/Innovative_Assistive_Technologies_for_inclusive_education.pdf (дата обращения: 20.06.2020)

10. Сучков М.А. Этнокультурный фактор развития инклюзивного образования (на примере Российской Федерации и Республики Кыргызстан) // Высшее образование в России. 2020. Т.29. № 5. С. 127-135. URL: https://doi.org/1031992/0869-3617-2020-29-5-127-135

11. Hammer, M.R., Bennett, M.J., & Wiseman, R. (2003). Measuring intercultural sensitivity: The intercultural development inventory. International Journal of Intercultural Relations, 27 (4), 421-433

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики факультета математики и информационных технологий Тарасова Татьяна Николаевна

ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (г. Оренбург)

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА НАПРАВЛЕНИЯ 01.03.02 ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

Аннотация. Цель исследования, представленного в статье, - гармонизация требований профессиональных и образовательных стандартов уровня ФГОС 3++ на основе создания компетентностной модели организационно-управленческого типа профессиональной деятельности выпускника направления Прикладная математика и информатика, ориентированной на соответствие требованиям профессиональных стандартов и учитывающей особенности современного образовательного пространства. Предложен нормативный подход к построению модели, основными этапами которого являются: декомпозиция требований профессиональных стандартов до уровня трудовых действий с последующим синтезом компетентностных требований к результатам освоения обучающимися образовательной программы -профессиональных компетенций и индикаторов их достижения.

Ключевые слова: организационно-управленческий тип профессиональной деятельности, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, компетентностная модель деятельности.

Annotation. The purpose of the study presented in the article is to harmonize the requirements of professional and educational standards of the FSES 3 ++ level based on the creation of a competence model of the organizational and managerial type of professional activity of a graduate of the Applied Mathematics and Informatics direction, focused on meeting the requirements of professional standards and taking into account the features of the modern educational space. A normative approach to building a model is proposed, the main stages of which are: decomposition of the requirements of professional standards to the level of labor actions, followed by the synthesis of competence requirements for the results of mastering the educational program by students - professional competencies and indicators of their achievement.

Keywords: organizational and managerial type of professional activity, professional standard, professional competencies, competence model of activity.

Введение. В первой модернизированной версии образовательных стандартов 3 поколения (ФГОС 3+) была нормативно закреплена возможность образовательных организаций высшего образования участвовать в разработке образовательной программы и отборе применяемых образовательных технологий. В том числе, вузы получили право самостоятельно определять тип (типы) профессиональной деятельности выпускников, на которые ориентируются основные образовательные программы.

Актуализация задачи выбора деятельных ориентиров обучающихся, освоивших вузовскую образовательную программу, укрепляет процессы взаимодействия вузов как разработчиков образовательных программ с профессиональными сообществами, работодателями по целому ряду актуальных вопросов: анализу системы профессиональных задач, исследованию структуры трудоустройства выпускников, долгосрочному и среднесрочному прогнозам развития соответствующих сфер трудовой деятельности и т.д. Для региональных вузов - это дальнейшее развитие и углубление связей с работодателями, исследование регионального рынка труда, обеспечение потребностей региона в кадрах востребованных направлений и квалификации.

Такое направление образовательных ориентиров обусловлено новым уровнем требований к системе профессионального образования как со стороны обучающихся, так и работодателей и общества в целом. Профессиональное сообщество ожидает от выпускников вузов, освоивших образовательные программы, достаточно быстрой адаптации в практической сфере профессиональной деятельности. Ожидания обучающихся связаны с достойным трудоустройством, возможностью самостоятельно активно действовать, принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности. В этих условиях приоритетом вузовского образования становится не теоретическая подготовка выпускника

образовательной программы, а его способность к применению знаний для решения профессиональных задач конкретных типов деятельности [8, с. 83].

Изложение основного материала статьи. Компетентностный подход как системообразующий принцип организации образовательного пространства современного российского вуза определяет формат описания не только результатов обучения, но и всего процесса обучения в целом. Логичным в этом контексте представляется описание модели типа деятельности в компетентностной терминологии.

Под компетентностной моделью типа деятельности в рамках данного исследования будем понимать системное описание деятельности, составленное на основе нормативных требований профессиональных стандартов и ФГОС с использованием компетентностной терминологии. Целостность такого описания обеспечивается разработчиками образовательной программы за счет конкретизации положений образовательного стандарта посредством формулирования профессиональных компетенций, индикаторов их достижения, содержания образовательной программы, ресурсного обеспечения ее реализации и т.д.

Не ставя перед собой задачу исследования терминологии, укажем лишь, что базовые компетентностные термины будем понимать в общепринятом смысле. Так, организационно-управленческие компетенции будем понимать «как совокупность общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков и качеств личности, как готовность к выполнению управленческих функций, принятию обоснованных управленческих решений при руководстве деятельностью других людей» [2, с. 126]. «Индикаторы достижения компетенций» — термин, впервые появившийся в версии ФГОС 3++ [4], рассматриваются как «обобщённые характеристики, уточняющие и раскрывающие формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию. ... Индикатор достижения профессиональной компетенции должен быть согласован с трудовой функцией профессионального стандарта, использованного при формировании соответствующей профессиональной компетенции» [1, с. 80-81].

Основой построения компетентностной модели организационно-управленческой деятельности в сфере прикладной математики и информатики является анализ внешних требований, представленных в профессиональных стандартах, указанных в государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), в которых тем или иным образом представлен рассматриваемый тип профессиональной деятельности.

При анализе требований, приведенных в профессиональных стандартах, относящихся к организационно-управленческой деятельности, необходимо учитывать отличия полномочий, ответственности, характера знаний и умений, образующих систему показателей уровней квалификации, достижение которых обеспечивается успешным освоением образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата (6 уровень квалификации) и магистратуры (7 уровень квалификации). Так, к 6-му уровню квалификации отнесены следующие полномочия и ответственность: самостоятельная деятельность, которая предполагает определение задач своей работы и/или подчиненных для достижения цели; осуществление взаимодействия сотрудников смежных подразделений; несение ответственности за результаты выполнения работ подразделений или организаций. При переходе к 7-му квалификационному уровню существенно изменяется содержание рассматриваемого показателя: определяется стратегия управления процессами и деятельностью, в том числе инновационной, а также происходит принятие решений на уровне крупных организаций или подразделений; осуществляется принятие ответственности за результаты деятельности крупных подразделений и организаций [3].

Описание уровневых показателей квалификации свидетельствует о значительном усилении роли организационно-управленческой деятельности по мере повышения квалификационного уровня. Тем не менее совершенного очевидно, что все профессиональные стандарты, согласно квалификационным характеристикам, содержат требования к выпускникам вузов всех уровней высшего образования, относящиеся к решению задач организационно-управленческого типа профессиональной деятельности.

В рамках данной публикации остановимся более детально на анализе требований профессиональных стандартов в части реализации организационно-управленческой деятельности 6 уровня квалификации с целью построения компетентностной модели этого вида деятельности выпускников направления подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика на примере профессиональных стандартов, указанных во ФГОС, только из области профессиональной деятельности «06 Связь, информационные и коммуникационные технологии».

Из 7 профессиональных стандартов выбранной группы — 06.001 «Программист»; 06.003 «Архитектор программного обеспечения»; 06.004 «Специалист по тестированию в области информационных технологий»; 06.015 «Специалист по информационным системам»; 06.016 «Руководитель проектов в области информационных технологий»; 06.019 «Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)»; 06.022 «Системный аналитик» - только в одном организационно-управленческая деятельность непосредственно является видом профессиональной деятельности — это профессиональный стандарт 06.016 «Руководитель проектов в области информационных технологий». При этом на уровне обобщенных трудовых функций, соответствующих 6 уровню квалификации, требования к реализации организационно-управленческой деятельности присутствуют также в стандартах 06.015 «Специалист по информационным системам» и 06.019 «Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)». Отобранные положения указанных стандартов приведены в таблице 2 (выделены части, входящие в область настоящего исследования) [5, 6, 7].

Следующим уровнем декомпозиции организационно-управленческой деятельности на 6-м квалификационном уровне является вычленение трудовых функций, входящих в отобранные обобщенные трудовые функции. Использование терминологии профессиональных стандартов позволяет рассматривать их совокупность как функциональную карту организационно-управленческой деятельности.

Таблица 1

Положения профессиональных стандартов, относящиеся к реализации организационно-управленческой деятельности

Код и наименование профессионального стандарта 06.015 «Специалист по информационным системам» 06.016 «Руководитель проектов в области информационных технологий» 06.019 «Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)»

Наименование вида профессиональной деятельности Создание и поддержка информационных систем (ИС) в экономике Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ) Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (ИТ)

Главная цель разновидности профессиональной деятельности Создавать (модифицировать) и сопровождать ИС, которые автоматизируют задачи организационного управления и бизнес-процессы в организациях различных форм собственности для повышения эффективности деятельности организаций-пользователей ИС Менеджмент проектов в области ИТ (планирование, организация исполнения, контроль и анализ отклонений) для эффективного достижения целей проекта в рамках утвержденных заказчиком требований, бюджета и сроков Разрабатывать техническую документацию на продукцию в сфере ИТ, разрабатывать технические документы информационно-методического и маркетингового назначения, управлять технической информацией

Код и наименование обобщенных трудовых функций, соответствующих 6 уровню квалификации С. Выполнение работы и управление работами по созданию (модификации) и сопровождению ИС, которые автоматизируют задачи организационного управления и бизнес-процессы А. Управление проектами в области ИТ на основе полученных планов проектов при условии, что проект не выходит за пределы утвержденных параметров С. Разработка документации информационно- маркетингового назначения (включает три трудовые функции) Б. Разработка технических документов, адресованных специалисту по информационным технологиям (включает 5 трудовых функций) Е. Руководство рабочей группой технических писателей (специалистов по технической документации в ИТ)

Общее количество входящих трудовых функций 56 30 3

Количество отобранных трудовых функций, реализующих организационно- управленческую деятельность 8 10 1

Далее анализу были подвергнуты компоненты отобранных трудовых функций: трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания. Объединив содержание отобранных требований профессиональных стандартов, соответствующих организационно-управленческому типу деятельности,

сформировали перечень трудовых действий, сгруппировав их по основным направлениям изучаемого типа деятельности с учетом условности разделения некоторых управленческих функций:

1) деятельность по организации договорных отношений: подготовка договоров и дополнительных соглашений к ним в проектах; согласование договоров и дополнительных соглашений к договорам внутри организации и с контрагентами; организация подписания договоров и дополнительных соглашений к ним; оценка рисков, которые связаны с выполнением договоров; решение спорных вопросов по договорам на выполняемые работы; формальный контроль исполнения договорных обязательств по срокам поставок и платежей; подготовка отчетов о статусе выполнения договоров;

2) деятельность в сфере планирования: разработка текста плана управления проектом и частных планов, входящих в его состав (планов по управлению качеством, сотрудниками, рисками, стоимостью, содержанием, сроками, субподрядчиками, закупками, изменениями, коммуникациями); создание иерархической структуры работ проекта в соответствии с полученным заданием; разработка расписания проекта в зависимости от полученного задания; создание сметы расходов на проект в соответствии с полученным заданием; разработка плана финансирования проекта в соответствии с полученным заданием; поддержание в актуальном состоянии планов работ, обновление плановых документов проекта;

3) деятельность в сфере непосредственного управления реализацией проекта: сопоставление фактического выполнения проекта с планами работ по проекту; управление необходимыми ресурсами для выполнения проекта; подтверждение выполнения работ; организация и отслеживание выполнения одобренных запросов на изменение; организация совещаний на тему управления изменениями;

4) деятельность в сфере контроля: контроль работ по выявлению требований и сбор информации в соответствии с утвержденным планом; контроль выполнения работ по анализу требований и анализ требований в соответствии с утвержденным планом; контроль и специфицирование (документирование) требований в соответствии с утвержденным планом; организация и контроль проверки (верификации) требований в соответствии с установленными регламентами; контроль документирования работ по выявлению требований и документирование собранных данных в соответствии с утвержденным планом;

5) деятельность в сфере документооборота: осуществление использования актуальных версий документов; обеспечение заинтересованных сторон проекта необходимыми документами; информирование о выпуске новых документов и обновлении существующих документов; получение отчетности о выполнении проекта от членов команды по факту выполнения работ; предоставление информации, необходимой для разработки отчетности по проекту;

6) деятельность в сфере организации командного взаимодействия: создание команды; назначение членов команды проекта на выполнение работ по проекту в соответствии с полученными планами проекта; постановка задачи членам коллектива; организация деятельности коллектива;

7) деятельность в сфере коммуникации: разработка плана управления коммуникациями в проекте и стратегии управления заинтересованными сторонами в проекте.

Выделенные компоненты в своем взаимодействии составляют нормативную модель организационно-управленческой деятельности сотрудника организации, занимающего должность и выполняющего трудовые функции, соответствующие 6 уровню квалификации.

Механизмом, реализующим компетентностную направленность полученной модели, является синтез рассмотренных выше требований в компетентностные конструкции - профессиональные компетенции и индикаторы достижения компетенций выпускника направления 01.03.02 Прикладная математика и информатика.

На основе проведенного анализа разработчиками образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика Оренбургского государственного университета в 2019 году были сформулированы профессиональные компетенции ПК*-4 и ПК*-5. В этих компетенциях были закреплены требования к выпускнику, освоившему образовательную программу, обладания способностями: «приобретать и использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности» и «составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы», соответственно.

Трудовые действия, соответствующие трудовым функциям, вошедшим в составленную модель организационно-управленческой деятельности, явились основой для формирования индикаторов достижения компетенций. Перечни необходимых знаний и умений, сопровождающие в профессиональных стандартах наряду с трудовыми действиями описания трудовых функций, позволяют разработчикам образовательной программы максимально приблизить содержание дисциплин (модулей) и практик к будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Выводы. Описанный подход, основанный на построении нормативной модели типа профессиональной деятельности, позволяет в значительной степени учесть требования профессиональных стандартов при разработке образовательной программы, гармонизировать требования профессиональных и образовательных стандартов на основе компетентностных характеристик результатов освоения обучающимися образовательной программы. Модели типов профессиональной деятельности позволят разработчикам рабочих программ дисциплин (модулей) и практик максимально приблизить содержание элементов образовательного процесса, процесс и результаты формирования умений и навыков обучающихся к сфере будущей профессиональной деятельности и тем самым обеспечат повышение эффективности решения задач, связанных с адаптацией выпускников университетов в профессиональной среде и формирования за время обучения способности использовать знания для решения профессиональных задач конкретных типов деятельности.

Литература:

1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. N 3. С. 74-84.

2. Никитина Л. Технология формирования профессиональной компетентности // Высшее образование в России. 2006. N 9. С. 125-127.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 №48н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.05.2013, N 28534).

4. Приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 N 9 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2018, N49937).

5. Профессиональный стандарт "Технический писатель (специалист по технической документации в области информационных технологий)", утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8.09.2014 г. N 612н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.10.2014, N 34234), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.01.2017, N 45230).

6. Профессиональный стандарт "Руководитель проектов в области информационных технологий", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2014 г. N 893н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9.12.2014, N 35117), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.01.2017, N 45230).

7. Профессиональный стандарт "Специалист по информационным системам", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.11.2014 г. N 896н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24.12.2014, N 35361), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.01.2017, N 45230).

8. Сурнина Т.Ю. Компетентностная модель тьюторской деятельности как основа для совершенствования деятельности современного преподавателя // Омский научный вестник. 2008. N 1(63). С. 83-88.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Тахохов Борис Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ТОЧКИ РОСТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье осмысление сущности актуальных точек роста качества образования в современном вузе раскрывается в контексте неоднозначных процессов, имеющих место не только в системе высшей школы, но и в среднем образовании страны. В проблематике матрицы образовательного процесса вуза по своей иерархической значимости выделяются факторы, обусловленные современной либерально-демократической парадигмой, моральным отчуждением студентов от учебно-познавательной деятельности и кризисом классно-урочной системы в условиях высшей школы. Показано, что практическое воплощение персонифицированной организации образовательного процесса и индивидуальная подготовка специалистов должны быть для современного вуза теми императивами, которые позволят идентифицировать систему подготовки кадров в соответствии с трендами общественного развития.

Ключевые слова: парадигма, точки роста, моральное отчуждение, качество образования, либерально-демократический стиль, преподаватель.

Annotation. In this article, the understanding of the essence of actual points of growth in the quality of education in a modern University is revealed in the context of ambiguous processes that take place not only in the higher school system, but also in secondary education in the country. In the problems of the matrix of the educational process of the University, the factors due to the modern liberal-democratic paradigm, the moral alienation of students from educational and cognitive activities, and the crisis of the class system in higher education are distinguished by their hierarchical significance. It is shown that the practical implementation of the personalized organization of the educational process and individual training of specialists should be the imperatives for a modern University that will allow identifying the system of training in accordance with the trends of social development.

Keywords: paradigm, growth points, moral alienation, quality of education, liberal-democratic style, teacher.

Введение. Проблемой номер один для любой системы образования признается ее качество и одним из свидетельств этому являются интенсивные поиски теоретиков и практиков педагогики и образования наиболее совершенных форм, методов и технологий, повышающих качество деятельности образовательной организации, преподавателей и самих обучающихся [1; 2; 4]. Именно высокое качество есть лучший показатель любого производства, любой человеческой деятельности, поэтому во все времена власть и общество придавали этому феномену особое значение. Из недалекого прошлого нашей страны вспомним «Знак качества», который давали лучшей продукции; в России эту практику Советского Союза пока не переняли, но логика ретроспекции, имеющей место в разных сферах, подсказывает неизбежность такого решения.

В подтверждение актуальности данной проблемы сошлемся и на пример из современной практики ряда вузов европейских стран, в которых, как правило, экзамены принимают комиссии, состоящие из приглашенных со стороны специалистов [15]. Эти примеры мы привели для того, чтобы показать, что наша система единого государственного экзамена и практикующаяся в вузах балльно-рейтинговая система не являются чем-то, не имеющими аналогов. Наоборот, мы видим, что авторы нашей реформы образования изучили исторические прецеденты и системы, принятые в разных странах, и с некоторыми изменениями перенесли эту практику на нашу почву [3; 6; 18].

Изложение основного материала статьи. Точки роста качества образования, особенно вузовского, зависят не только и не столько от форм оценивания, контрольно-измерительных процедур, но главным образом от мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Именно последнее является более важным стимулом к напряженной образовательной деятельности, получению качественного образования [9; 13]. Ведущим мотивом для такой деятельности следует признать последующее за учебой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.