позволяет прийти к выбору способов решения профессионально-технической задачи. При этом педагогу будет целесообразно заранее обсудить с преподавателями других дисциплин тематику и набор прикладных задач из тех, что будут решаться в перспективе. Приобретаемый студентами опыт работы с математическими терминами и понятиями в дальнейшем могут быть перенесены на работу с техническими понятиями специальной (профессиональной) предметной среды.
Таким образом, учёт перечисленных особенностей подбора задач является одним из важных условий реализации компетентностного подхода, применяемого в процессе обучения математическим дисциплинам в техническом вузе.
Библиографический список
1. Колбина, Е. В. Требования к подбору задач как одно из условий реализации компетентно-контекстного обучения математике в техническом вузе / Е. В. Колбина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9595 (дата обращения: 18.09.2018).
2. Перехожева, Е. В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: дис. канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 17.02.12 / Е. В. Перехожева. - Чита, 2012. - 208 с.
© Великасов C. А., Дернович Е. С., Кондрат Н. Н., 2019
УДК 378.014(073)
ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ УКРУПНЁННОЙ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ 09.00.00 - ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
З. А. Колмакова, О. Л. Мельникова, И. А. Гиманова
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой концепции образовательных программ в контексте нового поколения ФГОС ВО. Приводятся результаты проведённого анализа ФГОС ВО, профессиональных стандартов и примерных основных образовательных программ по укрупнённой группе специальностей и направлений высшего образования 09.00.00 — Информатика и вычислительная техника.
Ключевые слова: образовательная программа, ФГОС ВО, профессиональные стандарты, обобщённая трудовая функция, уровень квалификации, общероссийский классификатор специальностей по образованию, примерная основная образовательная программа, укрупнённая группа специальностей и направлений высшего образования.
Особенностью приёмной компании в высших учебных заведениях России в 2019 году будет приём для обучения по новому поколению федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО 3++).
Суть поколения ФГОС ВО 3++ состоит в их связке с профессиональными стандартами и в том, что высшие учебные заведения должны разрабатывать свои образовательные программы в соответствии с примерными основными образовательными программами (ПООП) [1; 2; 3]. То, что ФГОС ВО 3++ связан с профессиональными стандартами, - это революционный шаг в стандартизации высшего образования. То, что высшие учебные заведения обязаны соответствовать ПООП, вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции.
С одной, положительной стороны, введение ФГОС ВО 3++ действительно обеспечивает единое образовательное пространство с унификацией требования и критериев оценки качества подготовки, а также упрощает образовательным организациям составление образовательных программ. С другой, отрицательной стороны, это «связывает руки» образовательным организациям, что может привести к отсутствию учёта уникальных характеристик и потребностей региона.
Однако более детальный анализ ФГОС ВО 3++ показывает, что ПООП имеет механизм, обеспечивающий настройку образовательных программ образовательной организации на особенности региона и профиля подготовки [1; 2; 3]. Проблема заключается в том, что до сих пор по всем направлениям подготовки Инженерно-технологического института Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова нет ПООП, без которых мы не можем начинать разработку образовательных программ для приёма абитуриентов в 2019 году.
Конечно, ПООП будут размещены в реестре примерных основных образовательных программ высшего образования, однако, как показывает практика, это может случиться, например, в мае 2019 года. И тогда нам придётся в спешке готовить свои образовательные программы, что вряд ли положительно скажется на их качестве. Поэтому уже сейчас необходимо строить концепцию будущих образовательных программ.
Можно сказать, что кафедре информационных технологий и систем (ИТиС) повезло, так как на сайте учебно-методического совета (УМС) по направлению подготовки «Прикладная информатика» Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) в системе высшего образования (ВО) по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки (УГСиНП) 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника есть файлы с ПООП по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры «Прикладная информатика» [4].
Поэтому анализ связки «ФГОС ВО 3++ - профессиональные стандарты - ПООП» был проведён на примере направления подготовки бакалавриата «Прикладная информатика».
В ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавриата «Прикладная информатика» указаны следующие профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников [1]:
- 06.001 - Программист;
- 06.015 - Специалист по информационным системам;
- 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий;
- 06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения;
- 06.022 - Системный аналитик.
Каждый профессиональный стандарт разбит на обобщённые трудовые функции (ОТФ), каждой из которых поставлен в соответствие требуемый уровень квалификации. Каждая ОТФ описывается рядом параметров, в том числе, требованиями к образованию и обучению и наименованием специальности по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО).
Результаты анализа профессиональных стандартов [5-9], указанных в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика», представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анализа профессиональных стандартов, указанных в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика»
Профессиональный стандарт ОТФ Уровень квалификации Требования к образованию и обучению ОКСО
06.001 - Программист А В 3 4 СПО СПО -
С 5 ВО ПИ, ИСИТ, ИВТ
D 6 ВО ПИ, ИСИТ, ИВТ
06.015 - Специалист по информаци- А 4 СПО -
онным системам В 5 ВО - бакалавр ПИ, ИВТ
С 6 ВО - бакалавр ПИ, ИВТ
D 7 ВО - магистр ПИ, ИВТ
06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий А В С 6 7 8 ВО - бакалавр ВО - магистр ВО - магистр ПИ, ИВТ ПИ, ИВТ ПИ, ИВТ
06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения А В С 6 6 7 ВО - магистр ВО - магистр ВО - магистр ИСИТ, ИВТ ИСИТ, ИВТ ИСИТ, ИВТ
06.022 - Системный аналитик А 4 СПО -
В 5 СПО -
С 6 ВО - бакалавр нет УГСН 09.00.00
D 7 ВО - магистр нет УГСН 09.00.00
Очевидно, что направление подготовки бакалавров «Прикладная информатика» есть только в трёх из пяти профессиональных стандартах: 06.001 - Программист; 06.015 - Специалист по информационным системам; 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий.
Наряду с этим, в ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика» не указан профессиональный стандарт 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий [10] (табл. 2). Хотя, надо отметить, что в п. 1.11 и п. 3.5 ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика» [1] есть указание на возможность выпускников осуществлять профессиональную деятельность в других областях при условии соответствия уровня их образования требованиям к квалификации работника.
Таблица 2
Результаты анализа профессионального стандарта 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий
Профессиональный стандарт ОТФ Уровень квалификации Требования к образованию и обучению ОКСО
А 4 СПО -
06.004 - Специалист по тестированию в В 5 ВО - бакалавр ПИ, ИВТ
области информационных технологий С 6 ВО - бакалавр ПИ, ИВТ
D 6 ВО - магистр ИВТ
И здесь становится очевидной первая проблема: отсутствие однозначной трактовки связи ФГОС ВО 3++ и профессиональных стандартов.
Теперь рассмотрим ПООП по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 - Прикладная информатика (табл. 3).
В ПООП по направлению подготовки бакалавра «Прикладная информатики» из профессиональных стандартов включены ОТФ с требованиями уровня образования СПО. Наряду с этим, в ПООП нет обоснования выбора как ОТФ, так и выбора трудовых функций в каждой ОТФ.
Естественно, что в ПООП по направлению подготовки бакалавра «Прикладная информатики» не включены ОТФ из профессионального стандарта 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий, так как этого стандарта нет в ФГОС ВО 3++ по данному направлению подготовки.
Таблица 3
Результаты анализа ПООП по направлению подготовки бакалавров «Прикладная информатика»
Профессиональный стандарт ОТФ для образования ВО-бакалавриат ПИ Уровень квалификации Наличие в ПООП
06.001 - Программист C D 5 6 +
06.015 - Специалист по информационным системам B C 5 6 + +
06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий А 6 +
06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения уровень образования -магистратура A/6, B/6
06.022 - Системный аналитик нет УГСиНП 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника A/4, B/5, C/6
И здесь становится очевидной вторая проблема: отсутствие обоснования и однозначной трактовки связи ПООП и профессиональных стандартов.
Ещё более серьёзные нестыковки наблюдаются по направлению подготовки бакалавров «Информационные системы и технологии». В ФГОС ВО 3++ по данному направлению указаны 10 профессиональных стандартов [2; 11-15]:
- 06.001 - Программист;
- 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий;
- 06.011 - Администратор баз данных;
- 06.015 - Специалист по информационным системам;
- 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий;
- 06.019 - Технический писатель;
- 06.022 - Системный аналитик;
- 06.025 - Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов;
- 06.026 - Системный администратор информационно-коммуникационных систем;
- 06.028 - Системный программист.
Но только в трёх из них (06.001, 06.025, 06.028) в качестве кода ОКСО указано направление подготовки «Информационные системы и технологии» для уровня образования бакалавр.
В профессиональных стандартах 06.004, 06.015, 06.016 нет направления подготовки ИСИТ.
В профессиональных стандартах 06.011, 06.022, 06.026 вообще нет УГСиНП 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника.
В профессиональном стандарте 06.019 вообще не уровня образования бакалавриат: ОТФ А соответствует уровню СПО, все остальные ОТФ соответствуют уровню магистратуры.
Аналогичная ситуация складывается и в направлении подготовки магистратуры «Прикладная информатика», где в ФГОС ВО 3++ указаны следующие профессиональные стандарты [3; 6-9; 16]:
- 06.014 - Менеджер по информационным технологиям;
- 06.015 - Специалист по информационным системам;
- 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий;
- 06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения;
- 06.022 - Системный аналитик.
Но только в трёх из них (06.014, 06.015, 06.016) в качестве кода ОКСО указано направление подготовки «Прикладная информатика» для уровня образования «магистр».
В профессиональном стандарте 06.017 нет направления подготовки магистров ПИ.
В профессиональном стандарте 06.022 вообще нет УГСиНП 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника.
И это не все проблемы, которые могут возникнуть в связи с переходом на ФГОС ВО нового поколения. В этой статье мы не затрагивали вопрос о последующем трудоустройстве выпускников, который будет явно ограничен в связи со ссылками в профессиональных стандартах на ОКСО.
Подводя итог, можно предположить, что эти нестыковки останутся незамеченными разработчиками ПООП, как уже остались незамеченными разработчиками ФГОС ВО 3++.
Предлагаем не надеяться на профессионализм и неравнодушие тех, кто отвечает за разработку ПООП, а принять активную позицию и выслать свои предложения в соответствующие ФУМО ВО.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03
Прикладная информатика. - URL: http://fgosvo.m/uploadffles/FGOS%20VO%203++/Bak/090303_ B_3_17102017.pdf (дата обращения:
29.09.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии. - URL: http://fgosvo.ru/uploadffles/FGOS%20VO% 203++/Bak/090302_B_3_17102017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Mag/090403 _M_3_12102017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
4. УМС по направлению подготовки «Прикладная информатика» Федерального УМО в системе ВО по УГСиНП 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника». - URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Obrazovatelno-nauchnyjj-centr-Kibemetika/Pages/%D0%A3%D0%9C%D0%9E.aspx (дата обращения: 29.09.2018).
5. Профессиональный стандарт 06.001 - Программист. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.001.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
6. Профессиональный стандарт 06.015 - Специалист по информационным системам. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.015.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
7. Профессиональный стандарт 06.016 - Руководитель проектов в области информационных технологий. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 06.016.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
8. Профессиональный стандарт 06.017 - Руководитель разработки программного обеспечения. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.017.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
9. Профессиональный стандарт 06.022 - Системный аналитик. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.022.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
10. Профессиональный стандарт 06.004 - Специалист по тестированию в области информационных технологий. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.004.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
11. Профессиональный стандарт 06.011 - Администратор баз данных. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.011.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
12. Профессиональный стандарт 06.019 - Технический писатель. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.019.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
13. Профессиональный стандарт 06.025 - Специалист по дизайну графических и пользовательских интерфейсов. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.025.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
14. Профессиональный стандарт 06.026 - Системный администратор информационно-коммуникационных систем. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.026.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
15. Профессиональный стандарт 06.028 - Системный программист. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.028.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
16. Профессиональный стандарт 06.014 - Менеджер по информационным технологиям. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.014.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
© Колмакова З. А., Мельникова О. Л., Гиманова И. А., 2019
УДК 004.91:378.1(073)
АВТОМАТИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ++ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
П. В. Минеев
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассмотрены особенности использования профессиональных стандартов в условиях ФГОС ВО++ для направлений подготовки бакалавров в 1Т-области. Для автоматизации процесса формирования требований к основным профессиональным образовательным программам предлагается организация единого реестра понятий «знать» и «уметь» и создание на его основе базы данных. При этом перечень дисциплин, их цели и задачи формируются путём организации соответствующих запросов. Основные преимущества данных предложений заключаются в увеличении производительности разработки и качества основных профессиональных образовательных программ.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, понятия «знать» и «уметь», база данных требований к дисциплинам.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалавров (ФГОС ВО 3++), утверждённые в 2017 году, содержат перечни универсальных компетенций (УК) [1]. Требования данного стандарта дополнены понятиями проектной и командной работы, а также межкультурного взаимодействия. Для большинства направлений подготовки их наименования идентичны.
ФГОС ВО 3++ устанавливает также общепрофессиональные компетенции (ОПК). Для направлений подготовки бакалавров по укрупнённой группе 09.00.00 - Информатика и вычислительная техника количество ОПК насчитывает 8-9 наименований, большинство из которых имеют идентичные формулировки [1].
Характерно, что данный стандарт не содержит профессиональных компетенций. Все профессиональные компетенции, устанавливаемые программой бакалавриата, формируются на основе профессиональных стандартов.
Для формирования профессиональных компетенций учебное заведение осуществляет выбор профессиональных стандартов из числа указанных в приложении к ФГОС ВО 3++. Так, для направления подготовки 09.03.02 - Информационные системы и технологии перечень профессиональных стандартов содержит следующие наименования:
1. Программист (утверждён в 2013 году).
2. Специалист по тестированию в области информационных технологий (утверждён в 2014 году).
3. Администратор баз данных (утверждён в 2014 году).