Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ОПОП "МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ")'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ОПОП "МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МУЗЕОЛОГИЯ / БАКАЛАВР / КОМПЕТЕНЦИЯ / PROFESSIONAL STANDARD / EDUCATIONAL STANDARD / MUSEOLOGY / BACHELOR / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Д.Д.

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме внедрения в основные профессиональные образовательные программы профессиональных стандартов в условиях модернизации ФГОС ВО и современных требований рынка труда. Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа соответствующих информационных ресурсов и обоснования особенностей, которые легли в основы создания основной образовательной программы для направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» уровня бакалавриата. Результаты. Автором предпринята попытка описания процесса внедрения профильных профессиональных стандартов в основную образовательную программу по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», включая отбор профильных дисциплин, профессиональных компетенций и индикаторов их достижения. Заключение. На примере музейного направления подготовки автор показывает, как осуществлялась интеграция профильных профессиональных стандартов в основную образовательную программу. Сделаны выводы, что нет единого методического решения внедрения профессиональных стандартов в основные профессиональные программы и что представленная модель требует дальнейшего обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS: PRACTICE OF IMPLEMENTING IN BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL PROGRAMS “MUSEOLOGY AND PROTECTION OF OBJECTS OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE”)

Introduction. The article is devoted to the urgent problem of introducing professional standards into the main professional educational programs in the context of modernization of the Federal State Educational Standard and the modern requirements of the labor market. Methodology. The solution of research problems was achieved by analyzing relevant information resources and substantiating the features that formed the basis for the creation of the main educational program for the preparation of the “Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Sites” undergraduate level. Results. The author made an attempt to describe the process of introducing relevant professional standards into the main educational program in the field of preparation “Museology and the protection of objects of cultural and natural heritage”, including the selection of specialized disciplines, professional competencies and indicators of their achievement. Conclusion. Using the museum’s training direction as an example, the author shows how the integration of specialized professional standards into the main educational program was carried out. It is concluded that there is no single methodological solution to the implementation of professional standards in the main professional programs and that the presented model requires further discussion.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ОПОП "МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ")»

ресурс]. URL: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/popular_science_ articles/o_14957#1.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 23.03.02. Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177085//.

8. Никитина Л. И. Изучение дисциплины «Теория механизмов и машин» с использованием современных образовательных технологий // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2017. № 1 (29). С. 38-41.

9. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения: утвержден и введен в действие Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 22.05.2003 № 23: дата введения 200407-01 [Электронный ресурс]. URL: http://www.spsl.nsc. ru>win>obsemin>gst_sbd>izdania.

10. 10. Никитина Л. И., Тарасенко А. А. Теория механизмов и машин: Рабочая тетрадь. Тюмень, 2011. 116 с.

References

1. Artobolevsky I. I. Teoriya mekhanizmov i mashin [Theory of mechanisms and machines]. Moscow, 1988, 640 p. (In Russian).

2. Trusdell K. Ocherki po istorii mekhaniki [Essays on the History of Mechanics]. Moscow, 2002, 316 p. (In Russian).

3. Grigoryan A. T., Pogrebysky I. B. Istoriya mekhaniki s kontsa XVIII veka do serediny XX veka [The history of mechanics from the end of the 18th century to the middle of the 20th century]. Moscow, 1972, 411 p. (In Russian).

4. Bogolyubov A. N. Teoriya mekhanizmov i mashin v istoricheskom razvitii ee idei [The theory of mechanisms and machines in the historical development of its ideas]. Moscow, 2007, 472 p. (In Russian).

5. Babichev D. T., Lagutin S. A., Barmina N. A. Obzor rabot russkoi shkoly teorii i geometrii zatseplenii [A review of the work of the Russian school of theory and geometry of links]. Theory of Mechanisms and Machines, 2017, vol. 15, no. 3 (35), pp. 71-74. (In Russian).

6. Golovin A. A. Teoriya mekhanizmov ot Gaspara Monzha do nashikh dnei: nauka i uchebnaya distsiplina [Theory of mechanisms from Gaspard Monge to the present day: science and academic discipline]. Available at: https://www.rfbr.ru/rffi/ ru/popular_science_articles/o_14957#1. (In Russian).

7. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 23.03.02. Nazemnye transportno-tekhnologicheskie kompleksy (uroven' bakalavriata) [Federal state educational standard of higher education in the field of training 03.23.02. Ground transportation and technological complexes (Bachelor's level)]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177085//. (In Russian).

8. Nikitina L.I. Izucheniye distsipliny «Teoriya mekhanizmov i mashin» s ispol'zovaniyem sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy [The study of the discipline «Theory of mechanisms and machines» using modern educational technologies]. Scientific notes Komsomolsk-on-Amur State Technical University, 2017, no. 1 (29), pp. 38-41. (In Russian).

9. GOST 7.60-2003. Izdaniya. Osnovnye vidy. Terminy i opredeleniya: utverzhden i vveden v deistvie Mezhgosudarstvennym sovetom po standartizatsii, metrologii i sertifikatsii 22.05.2003 № 23: data vvedeniya 2004-07-01 [SS 7.60-2003. Editions. The main types. Terms and definitions: approved and put into effect by the Interstate Council for Standardization, Metrology and Certification 05/22/2003 No. 23: date of introduction 200407-01]. Available at: http://www.spsl.nsc.ru>win>obsemin>gst_ sbd>izdania. (In Russian).

10. Nikitina L. I., Tarasenko A. A.Teoriya mekhanizmov i mashin: Rabochaya tetrad' [Theory of mechanisms and machines: Workbook]. Tyumen, 2011, 116 p. (In Russian).

УДК/UDC 378.1 Д. Д. Родионова

D. Rodionova

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ В ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (НА ПРИМЕРЕ ОПОП «МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ»)

EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS: PRACTICE OF IMPLEMENTING IN BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS (ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL PROGRAMS "MUSEOLOGY AND PROTECTION OF OBJECTS OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE")

Введение. Статья посвящена актуальной проблеме внедрения в основные профессиональные образовательные программы профессиональных стандартов в условиях модернизации ФГОС ВО и современных требований рынка труда.

Методология. Решение исследовательских задач было достигнуто путем анализа соответствующих информационных ресурсов и обоснования особенностей, которые легли в основы создания основной образовательной программы для направления под-

готовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» уровня бакалавриата.

Результаты. Автором предпринята попытка описания процесса внедрения профильных профессиональных стандартов в основную образовательную программу по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», включая отбор профильных дисциплин, профессиональных компетенций и индикаторов их достижения.

Заключение. На примере музейного направления подготовки автор показывает, как осуществлялась интеграция профильных профессиональных стандартов в основную образовательную программу. Сделаны выводы, что нет единого методического решения внедрения профессиональных стандартов в основные профессиональные программы и что представленная модель требует дальнейшего обсуждения.

Introduction. The article is devoted to the urgent problem of introducing professional standards into the main professional educational programs in the context of modernization of the Federal State Educational Standard and the modern requirements of the labor market.

Methodology. The solution of research problems was achieved by analyzing relevant information resources and substantiating the features that formed the basis for the creation of the main educational program for the preparation of the "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Sites" undergraduate level.

Results. The author made an attempt to describe the process of introducing relevant professional standards into the main educational program in the field of preparation "Museology and the protection of objects of cultural and natural heritage", including the selection of specialized disciplines, professional competencies and indicators of their achievement.

Conclusion. Using the museum's training direction as an example, the author shows how the integration of specialized professional standards into the main educational program was carried out. It is concluded that there is no single methodological solution to the implementation of professional standards in the main professional programs and that the presented model requires further discussion.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательный стандарт, музеология, бакалавр, компетенция.

Keywords: professional standard, educational standard, museology, bachelor, competence.

Введение

На современном этапе развития общества в России формируется Национальная система квалификаций, которая представляет собой тесную взаимосвязь между национальной рамкой квалификаций [7], независимой оценкой квалификаций [16; 17], а также образовательными и профессиональными стандартами [6; 15]. С учетом модернизации высшего образования, когда в короткие сроки внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3+ -2016 г.; ФГОС ВО 3++ - 2019 г.), а с января 2020 г. будут применены профессиональные стандарты в деятельности учреждений и предприятий (сфера культуры не исключение), проблемы соотношения, адаптации, сопряжения широко обсуждаются на страницах научной печати, в рамках профильных учебно-методических объединений и находят отражение в практике образовательной деятельности высших учебных заведений при создании основных профессиональных образовательных программ [13].

Актуальность данного исследования обоснована, на наш взгляд, отсутствием утвержденных образовательных (3++), смежных с музейной деятельностью, например в области «истории и археологии», и сопряженных с ними профессиональных стандартов по отраслям знаний, в частности в области «искусствоведения», в условиях обязательных требований соответствия к образованию и занимаемой должности, что приводит к затруднениям при создании основных профессиональных образовательных программ подготовки кадров для современного музея [14; 15].

Методология

Предметом данного исследования является процесс внедрения профессионального стандарта в основные профессиональные образовательные программы. На основе интеграционного и компетент-ностного подходов поставлены следующие задачи: анализ образовательных и профессиональных стандартов по укрупненной группе специальностей 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты» для выявления специфики корреляции образовательного и профессионального стандартов для каждого направления подготовки; обоснование отбора обобщенных трудовых функций профессиональных стандартов для направления подготовки 51.03.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»; подбор профессиональных компетенций, способствующих формированию необходимых знаний, умений и навыков, заложенных в трудовых

функциях профессионального стандарта как основы образовательной программы.

Результаты

Проанализировав специализированный портал федеральных государственных образовательных стандартов, мы установили, что по укрупненной группе направлений подготовки 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты» были утверждены образовательные стандарты по всем направлениям и уровням подготовки (бакалавриата и магистратуры) [4]. Это позволило в соответствующие сроки разработать как примерные образовательные программы на базе профильного федерального учебно-методического совета [11], так и основные образовательные программы на базе конкретного вуза, подведомственного Министерству культуры Российской

Федерации или Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, осуществляющих подготовку для отрасли культуры и искусства.

Анализ профессиональных стандартов, сопряженных с образовательными стандартами по УГНП 510000 выявил следующее, что из шести направлений подготовки бакалавриата пять («Культурология», «Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность», «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Библиотечно-информационная деятельность») сопряжены с профессиональными стандартами (ПС) 01.003 «Педагог дополнительного образования», а четыре - с ПС 01.001 «Педагог».

Это обусловлено тем, что область и сфера профессиональной деятельности будущего выпускника связана не только с отраслью культуры, но и «01. Образование и наука (в сфере дошкольного,

Таблица

Сопоставление образовательных и профессиональных стандартов по УГНП 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты»

Направление подготовки Профессиональный стандарт Культурология Народная художественная культура Социально-культурная деятельность Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия Режиссура театрализованных представлений и праздников Библиотечно-информационная деятельность

01.001 «Педагог» * * * *

01.003 «Педагог дополнительного образования» * * * * *

01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования * *

01.005 «Специалист в области воспитания» *

03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» *

04.002 «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» * *

04.003 «Хранитель музейных ценностей» *

04.004 «Специалист по учету музейных предметов» *

04.005 «Экскурсовод (гид)» * *

06.013 «Специалист по информационным ресурсам» *

07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» *

11.009 «Режиссер средств массовой информации» *

ИТОГО 2 4 6 3 2 5

начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования детей и взрослых; в сфере воспитания)». Однако отметим, что квалификация «педагог» выпускникам данных направлений не присваивается. А соблюдение вышеуказанных профессиональных стандартов будет осуществляться в рамках основных образовательных программ не в полном объеме, а лишь в части трудовых функций.

В общей сложности каждое направление подготовки уровня бакалавриата сопряжено минимум с двумя («Культурология»; «Режиссура театрализованных представлений и праздников») и максимум шестью (социально-культурная деятельность) профессиональными стандартами. Это, на наш взгляд, значительно усложняет создание и реализацию основных образовательных программ. В этой связи встает вопрос о необходимости обоснования отбора профессиональных стандартов, обобщенных трудовых функций или трудовых функций отдельно для соотнесения их с профилем подготовки [12].

Особое отличие имеет направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», которое в отличие от других направлений в данной укрупненной группе имеет утвержденные профильные профессиональные стандарты [8-10]. Данные профессиональные стандарты ориентированы на часть основных направлений музейной деятельности: фондово-хранительскую, связанную с учетом и хранением музейных предметов, а также культурно-образовательную, включающую экскурсионную деятельность. Обобщенные трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения и знания, заложенные в данных профессиональных стандартах, позволяют осуществить отбор дисциплин и наполнить их необходимым содержанием в соответствии с новыми требованиями к должностям хранителя и экскурсовода.

Модернизированный ФГОС ВО 3++, в том числе и по направлению подготовки 51.03.04. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», в пункте 3.5 акцентирует внимание на возможности выбора одной или нескольких обобщенных трудовых функций из профессиональных стандартов, которые могут быть выделены полностью или частично и соответствовать профессиональной деятельности [4]. Анализ профессиональных стандартов позволил установить совокупность обобщенных трудовых функций и соответствующих им трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с уровнем квалификации (4-7), предъявля-

емым к их выполнению. Образовательной программе бакалавриата соответствуют 5-й и 6-й уровни квалификации. Например, из профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» для данного уровня образования при создании примерной основной образовательной программы были отобраны такие обобщенные трудовые функции, как «организационное обеспечение экскурсионных услуг» и «проведение экскурсий», что соответствует профилю подготовки «Культурный туризм и экскурсионная деятельность», который преобладает среди основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в России.

Говоря о ПС «Экскурсовод», особо отметим, что в требованиях к высшему образованию значится направление подготовки «Туризм», а не «Музеология и охрана объектов культурного и природного значения». Сегодня широко обсуждаются требования к должности экскурсовода [1; 2; 5]. Кроме того, все чаще в профессиональном музейном сообществе дискутируется вопрос - какое образование у экскурсовода должно быть: музейное, туристское, искусствоведческие, историческое и т.д. На наш взгляд, трудовые функции, включенные в основные трудовые функции профессионального стандарта, соответствуют и музеологическому образованию, и указанному выше профилю: разработка экскурсий, поведение экскурсий, организация экскурсий и включенных в них необходимых умений и знаний, например, разрабатывать формы и методы для проведения экскурсии и т.д. [10]. В этой связи вполне обосновано включение данного профессионального стандарта в перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

Следующим этапом является подбор профессиональных компетенций, способствующих формированию необходимых знаний, умений и навыков, заложенных в трудовых функциях профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» для основной профессиональной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» [3]. В соответствии с пунктом 1.4 ФГОС ВО 3++ организация разрабатывает образовательную программу с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы (ПООП), включенной в реестр ПООП [11]. Отметим, что на момент разработки основных профессиональных образовательных программ по модернизированным

ФГОС ВО 3++ в 2019 г. примерные основные образовательные программы по отрасли «Культура и искусство» на портале реестра ПООП находились в статусе «проекты программ», то есть не были утверждены. Однако это не помешало разработчикам образовательных программ на местах использовать данные программы в качестве методологической основы.

Анализ обязательных (ПКО) и рекомендуемых компетенции (ПК) ПООП показал, что для интеграции профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» в основную ОПОП бакалавриата «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» наиболее подходят следующие компетенции: ПКО-1. Владение основами менеджмента в музейной деятельности; ПКО-6. Способность к участию в разработке выставочных и экспозиционных проектов; ПКО-7. Способность к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм; ПК-1. Способность к организации работы малых коллективов исполнителей; ПК-3. Способность к участию в разработке отдельных разделов проектов региональных программ сохранения и освоения культурного и природного наследия, в том числе в туристической сфере. Индикаторы достижения данных компетенций максимально соответствуют как трудовым функциям указанного профессионального стандарта, так и знаниям, умениям и навыкам, заложенным в традиционных для музео-логов дисциплинах - «Технология экскурсионной деятельности», «Экскурсоведение», «Музейная педагогика», «Менеджмент и маркетинг музейной деятельности» и др. Таким образом, для профиля «Культурной туризм и экскурсионная деятельность» в рамках подготовки музеологов профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)» является основополагающим, а профстандарты 04.003 «Хранитель музейных ценностей» и 04.004 «Специалист по учету музейных предметов» будут дополнять данный профиль, их содержание в рамках фондово-хранительской деятельности музея, направленной на решение технологической профессиональной задачи, раскрываться в дисциплинах, связанных с комплектованием, учетом и хранением музейных фондов, атрибуцией музейных предметов и т.д.

К сожалению, утвержденные профессиональные стандарты «не закрывают» все основные направления музейной деятельности. Мы считаем возможным использование профстандартов, не входящих в перечень обязательных к модернизированным ФГОС ВО, но соответствующих одному из направлений музей-

ной деятельности и, соответственно, выполняемым трудовым функциям. Например, для такого направления, как культурно-образовательная деятельность музея, необходимы знания, умения и навыки, направленные на планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся в музее. Похожая трудовая функция имеется в профессиональном стандарте 01.005 «Специалист в области воспитания» [4]. Необходимые знания, умения и трудовые действия, заложенные под данную трудовую функцию, могут быть реализованы в рамках таких дисциплин, как «Педагогика и психология», «Музейная педагогика», «Музейное проектирование» и т.д.

Таким образом, с учетом профиля подготовки бакалавра при составлении и реализации основной профессиональной образовательной программы акцент делается на тот профессиональный стандарт, который наиболее подходит. Так, из 11 вузов, реализующих программы подготовки музеологов на уровне бакалавриата, в 2019/20 уч. г. у 7 основным профилем подготовки с учетом модернизированных ФГОС ВО 3++ является «Культурный туризм и экскурсионная деятельность». На наш взгляд, целесообразна максимальная интеграция профессиональных стандартов «Экскурсовод», «Хранитель музейных ценностей» и «Специалист по учету музейных предметов» в рамках профильных дисциплин. И с точностью до наоборот, при реализации профиля, связанного с комплектованием, учетом и хранением фондов, смещать акценты в сторону профессиональных стандартов «Хранитель музейных ценностей» и «Специалист по учету музейных предметов».

Все вышеизложенное позволяет констатировать актуальность изучаемой проблемы и предположить, что дальнейшая разработка и внедрение профессиональных стандартов обеспечит концептуальную основу процесса совершенствования основных профессиональных образовательных программ, соответствующих требованиям отрасли и рынка труда.

Литература

1. Деханова П. Ю. Исследование готовности личности к туристско-экскурсионной деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 20. С. 1-5. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-gotovnosti-lichnosti-k-turistsko-ekskursionnoy-deyatelnosti/viewer.

2. Дзякович Е. В. Разработка профессионального стандарта гида-экскурсовода // Культура и образование. 2013. № 2. С. 52-55.

3. Кириллова О. С., Коробов Ю. И. Проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавра с учетом требований профессиональных стандартов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 2. С. 19-21.

4. Культуроведение и социокультурные проекты [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/101.

5. Мышева Т. П. Музей в его психологическом аспекте // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2017. № 2. С. 120-125.

6. Об особенностях применения профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. URL: https://base.garant.ru/ 71431038/.

7. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : приказ Минтруда России от

12.04.2013 № 148н. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mmtruda-rossii-ot-12042013-n-148n/.

8. Профессиональный стандарт «Специалист по учету музейных предметов», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

04.08.2014 № 521н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.09.2014, регистрационный № 33915), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.12.2016 № 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.01.2017, регистрационный № 45230).

9. Профессиональный стандарт «Хранитель музейных ценностей», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 537н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.09.2014, регистрационный № 33965).

10. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 № 539н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 01.09.2014, регистрационный № 33924), с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.03.2016 № 117н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.04.2016, регистрационный № 41775) и от 12.12.2016 № 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.01.2017, регистрационный № 45230).

11. Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования. 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты» [Электронный ресурс]. URL: http://xn--n1aabc.xn--p1ai/projects.

12. Родионова Д. Д., Лазарева Л. И., Васильковская М. И. Подготовка кадров сферы культуры и искусства в перспективе «Атласа новых профессий» // Культура России, основанная на знаниях: традиции и инновации подготовки кадров в сфере культуры и искусства. Кемерово, 2019. С. 155.

13. Проектирование примерной образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»: условия, принципы, опыт / Д. Д. Родионова, Е. Н. Мастеница, О.Э. Мишакова и др. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. № 32. С. 155-166.

14. Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статья 143. Тарифные системы оплаты труда [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/42837235b6d473f95a93972f 6c3ea41cfc76d077/.

15. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 2.05.2015№ 122-ФЗ. URL: https://legalacts.ru/doc/ federalnyi-zakon-ot-02052015-n-122-fz-o/.

16. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.07.2016 № 239-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_200488/.

17. О независимой оценке квалификации : федер. закон от 3.07.2016 № 238-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/.

References

1. Dekhanova P. Yu. Issledovanie gotovnosti lichnosti k turistsko-ekskursionnoj deyatel'nosti [Research of an individual's readiness to tourist and excursion activity]. Concept, 2015, special iss. 20, pp. 1-5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ issledovanie-gotovnosti-lichnosti-k-turistsko-ekskursionnoy-deyatelnosti/viewer . (In Russian).

2. Dzyakovich E. V. Razrabotka professional'nogo standarta gida-ekskursovoda [Development of a professional guide guide standard]. Culture and education, 2013, no. 2, pp. 52-55. (In Russian).

3. Kirillova O. S., Korobov Yu. . Problemy formirovaniya professional'nyh kompetencijbakalavra s uchetom trebovanij professional'nyh standartov [Challenges of forming professional competencies in the course of bachelor studies while taking into account the requirements of professional standards]. Vestnik of Saratov State Socio-Economic University, 2017, no. 2, pp. 19-21. (In Russian).

4. Kul'turovedenie i sociokul'turnye proekty [Cultural studies and socio-cultural projects]. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/101. (In Russian).

5. Mysheva T. P. Muzej v ego psihologicheskom aspekte [Museum in its psychological aspect]. Bulletin of the Taganrog Institute. A.P. Chekhov, 2017, no. 2, pp. 120-125. (In Russian).

6. Ob osobennostyah primeneniya professional'nyh standartov [On the features of the application of professional standards]. Decree of the Government of the Russian Federation of June 27, 2016 No. 584. Available at: https://base.garant.ru/71431038/. (In Russian).

7. Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacii v celyah razrabotki proektov professional'nyh standartov [On the approval of skill levels in order to develop draft professional standards]. Order of the Ministry of Labor of Russia dated 12.04.2013 No. 148n. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-148n/. (In Russian).

8. Professional'nyjstandart «Specialist po uchetu muzejnyh predmetov», utverzhdyonnyjprikazom Ministerstva truda i social'nojzashchity RossijskojFederacii ot 04.08.2014 № 521n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii 01.09.2014, registracionnyj № 33915), s izmeneniem, vnesennym prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 12.12.2016 № 727n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii RossijskojFederacii 13.01.2017, registracionnyj № 45230) [The professional standard "Specialist in the registration of museum items", approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 04.04.2014 No. 521h (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 09.09.2014, registration No. 33915), as amended by the order of the Ministry of Labor and Social Security of the Russian Federation dated 12.12.2016 No. 727h (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 01/13/2017, registration No. 45230)]. (In Russian).

9. Professional'nyjstandart «Hranitel' muzejnyh cennostej», utverzhdennyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rossijskoj Federacii ot 04.08.2014 № 537n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii RossijskojFederacii 04.09.2014, registracionnyj № 33965) [The professional standard "Keeper of Museum Values", approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 04.08.2014 No. 537h (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 04.09.2014, registration No. 33965)]. (In Russian).

10. Professional'nyjstandart «Ekskursovod (gid)», utverzhdyonnyj prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 04.08.2014 № 539n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii RossijskojFederacii 01.09.2014, registracionnyj№ 33924), s izmeneniem, vnesennym prikazom Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18.03.2016 № 117n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii

13.04.2016, registracionnyj № 41775) i ot 12.12.2016 № 727n (zaregistrirovan Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii

13.01.2017, registracionnyj№ 45230) [Professional standard "Guide (guide)", approved by order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated 04.08.2014 No. 539h (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 09.09.2014, registration No. 33924), as amended by the order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation Federation of March 18, 2016 No. 117n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on April 13, 2016, registration No. 41775) and of December 12, 2016 No. 727n (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on January 13, 2017, registration No. 45230)]. (In Russian).

11. Reestr primernyh osnovnyh obrazovatel'nyh programm vysshego obrazovaniya. 510000 «Kul'turovedenie i sociokul'turnye proekty» [The register of exemplary basic educational programs of higher education. 510000 "Cultural studies and socio-cultural projects"]. Available at: http://xn--n1aabc.xn--p1ai/projects. (In Russian).

12. Rodionova D. D., Lazareva L. I., Vasilkovskaya M. I. Podgotovka kadrov sfery kul'tury i iskusstva v perspektive «Atlasa novyh professij» [Training personnel in the field of culture and art

in the perspective of the Atlas of New Professions]. Russian culture based on knowledge: traditions and innovations of training personnel in the field of culture and art. Kemerovo, 2019, pp. 155. (In Russian).

13. Rodionova D. D., Mastenica E. N., Mishakova O. E., Stepanova E. Yu., Sizova I. A. N i dr Proektirovanie primernoj obrazovatel'noj programmy po napravleniyu "Muzeologiya i ohrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya" [Design of the exemplary training program in the direction "Museology and protection of cultural and natural heritage objects": conditions, principles, experience]. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2018, no. 32, pp. 155-166. (In Russian).

14. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 30.12.2001 N 197-FZ. Stat'ya 143. Tarifnye sistemy oplaty truda [The Labor Code of the Russian Federation "dated December 30, 2001 No. 197-FZ. Article 143. Tariff systems of remuneration]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/42837235 b6d473f95a93972f6c3ea41cfc76d077/. (In Russian).

15. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" [On amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Federal Law of May 2, 2015 No. 122-fz. Available at: https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-02052015-n-122-fz-o/. (In Russian).

16. O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona "O nezavisimoj ocenke kvalifikacii» [On amendments to the Labor Code of the Russian Federation in connection with the adoption of the Federal Law "On the Independent Assessment of Qualifications"]. Federal law of July 03, 2016 No. 239-FZ. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200488/. (In Russian).

17. O nezavisimojocenke kvalifikacii [Independent assessment of qualifications]. Federal law of July 03, 2016 No. 238-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_200485/. (In Russian).

УДК/UDC 378 А. С. Тимочкин, С. А. Воронов

A. Timochkin, S. Voronov

О ПЕРСПЕКТИВАХ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (СЕРЖАНТОВ) ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

PROSPECTS FOR THE INTRODUCTION OF GRADE-RATING SYSTEM WITHIN THE COMPETENCE OF THE COMPETENCE APPROACH TO THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF JUNIOR SPECIALISTS (SERGEANTS) TROOPS OF THE NATIONAL GUARDS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Введение. В данной статье рассматриваются воп- фессиональной подготовки курсантов (младших спе-росы, связанные с перспективой внедрения балльно- циалистов) в центрах подготовки личного состава рейтинговой системы оценки знаний в систему про- войск национальной гвардии Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.