КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ - НОВЫЙ ОРИЕНТИР В ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
А.О. Кошелева, С.С. Жигулин, С.Н. Кулагин
Kosheleva A.O., Zhigulin S.S., Kulagin S.N. Competence model - a new tendency in training of military specialists. The competence model of the future specialist of the higher school is presented. Specific features of professional cognition, complexity and multi-functionality of the military specialist problems are viewed. In the article key competence based on properties and qualities of a person as well as basic values of the cultured officer are considered.
Мировые процессы интеграции, приобретающие все большее ускорение в современный информационный век, безусловно, затрагивают и Россию. Понимая, что Болонское соглашение - это всего лишь первый этап интеграции Европейского сообщества, мы можем констатировать, что вопросы обеспечения качества образования лишь обозначены. Тем не менее необходимость создания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения вызвана отнюдь не только присоединением России к Болонскому процессу. Отечественная высшая школа уже на протяжении почти двух десятилетий «ищет свой путь» адаптации к мировым процессам и тенденциям реформирования и развития высшего образования. Интеграция российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство ставит задачу наращивания в ней таких качеств, как прозрачность для международного образовательного рынка, сопоставимость и совместимость с другими образовательными системами. Однако всякое механическое заимствование чужестранных моделей, подходов, путей и механизмов реформирования социальных систем является в корне ошибочной стратегией.
Так называемая «национальная повестка дня» должна превалировать во всех сценариях преобразований. Именно это нашло свое отражение в материалах международной конференции 2004 г. «Новые поколения
стратегических документов и законов в сфере высшего образования», проходившей в Варшаве. Сохраняющееся многообразие образовательных систем остается национальной ответственностью и определяется, прежде всего, национальными условиями, ограничениями и приоритетами.
Система образования нашей страны не может быть ориентирована только на сегодняшний день, в ней должны быть заложены условия кадрового обеспечения экономического роста государства, его независимости и безопасности, скорейшего достойного вхождения в мировое информационное сообщество. В связи с этим стандартизация, несмотря ни на что набирает темпы. Однако Болонская декларация все же не нацелена на «стандартизацию» высшего образования в Европе, в ней с полным основанием рассматривается многообразие образовательных систем с присущими им самобытностью, национальными корнями, автономией. В свою очередь разработка ГОС ВПО предполагает академические свободы вузов при разработке основных образовательных программ.
Научно-технический прогресс, несомненно, оказывает огромное влияние на систему образования, определяя проекцию в двух направлениях: процесс объединения традиционных специальностей, на основе накопленного человечеством опыта; появление новых специальностей и направлений в тех областях науки и техники, которые определяют существо научно-технического прогресса. В связи с этим особо тщательного подхода требуют специальности по новым, находящимся в процессе активного развития предметным областям.
К числу таких областей без сомнения относится информационная безопасность, включающая в себя естественно-научные, технические и гуманитарные составляющие. В рамках предметной области информационная безопасность рассматривается как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.
В ноябре 2006 г. на заседании пленума учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области информационной безопасности обсуждались вопросы формирования нового перечня специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования в области информационной безопасности, проект макета ГОС ПО третьего поколения.
В последние годы в проблеме национальной безопасности государства все большее значение приобретает такая ее составляющая, как информационная безопасность. По сути, информационная безопасность пронизывает все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства, оказывая непосредственное влияние на состояние экономики, политики, культуры. Об информационной безопасности должны иметь представления все специалисты современности.
Специалист в данной области должен владеть навыками моделирования сложных человеко-машинных систем в условиях преднамеренных и непреднамеренных воздействий, умело использовать адекватные меры по защите информации от существующих и новых угроз безопасности, а в определенных ситуациях и осуществлять информационные атаки. Эти вопросы согласно Конституции РФ относятся к особой сфере государственного регулирования. Именно поэтому особую важность приобретает вектор вопросов информационно-психологического воздействия на человека с использованием психотронных технологий, борьбы с компьютерными преступлениями. Существуют проблемы технического профиля, требующие усиленной гуманитарной подготовки и, наоборот, проблемы гуманитарного профиля, требующие серьезной технической подготовки специалиста.
Переход военных вузов к двухуровневой системе (бакалавр, магистр) высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки позволит не только сократить число направлений подготовки, но и ввести новые, актуальные для решения задач по предназначению в современных условиях [1]. Нужно отметить, что оценка распространения двухуровневой подготовки в вузах страны весьма разноречива, несмотря на то, что оно началось почти пятнадцать лет назад. Итак, бакалавр - некая
подготовительная ступень для дальнейшего обучения, своего рода фундамент для дальнейшей специализации. Бакалавриат обеспечит возможность успешной работы на должностях, требующих высшего профессионального образования, которые предусматривают осуществление исполнительских функций. Подготовка на этом уровне будет проводиться по наибольшему числу базовых направлений. Понятно, что углубленная специализация в магистратуре военных вузов страны будет осуществляться исходя из кадровых потребностей военных структур, спецслужб, армии в целом. При этом в магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, требующую аналитических и проектных умений и навыков.
Активное реформирование системы высшего профессионального обучения в свете Болонской декларации потребует изменения существующей конкурсной системы отбора преподавателей, да и аккредитационных показателей вузов. Должны претерпеть изменения организация и планирование учебного процесса. На первое место выдвинется методическая работа кафедр вуза, организация самостоятельной работы обучающихся и форм контроля их уровня знаний. Теперь уже единицей отсчета является не дисциплина, а некий модуль, вбирающий в себя целое направление и обеспечивающий определенные группы компетенций, а возможно, и целый комплекс компетенций [2, 3].
В связи с этим произойдет фактически смена парадигмы «идеологии военного специалиста», которая повлечет за собой изменения как содержания военного образования, так и сути деятельности преподавателей высшей военной школы: теперь уже не курсанта учат, а курсант учится. Следовательно, логика форм обучения сдвигается в сторону самостоятельной работы курсантов и слушателей, которая переходит на качественно новый уровень. Она должна быть при модульной системе обучения постоянной и систематической. Формальные курсовые работы и рефераты уступают место проектам, разрабатываемым в реальном профессиональном пространстве. Кафедра вуза становится не столько методически-образовательным, но и научно-образовательным центром [2].
Наряду с этим возникает необходимость:
• ввести дифференцированные оценки качества знаний обучающихся;
• отработать систему текущей координации и контроля содержания, методов, качества образования, осуществляемую учебно-методическими объединениями и научнометодическими советами;
• совершенствовать формы, методы промежуточного контроля на отраслевом и федеральном уровнях;
• эффективно осуществлять координацию, горизонтальные связи образовательной практики вузов профильных направлений;
• разработать программы по практике обмена опытом, в том числе и в разработке вузовской учебно-методической документации.
Такая парадигма образования позволяет нам рассматривать компетентностную модель военного специалиста, предопределяющую новый подход к логике содержания образования высшей военной школы. Важно понимать, что компетентность специалиста -сформированное ядро знаний, навыков и умений фундаментального и специального («профильного») характера плюс сформированное творческое мышление. Модель выпускника вуза должна быть прогностической, в ней должны быть отражены ценности и цели образования. Построение такой модели невозможно представить себе без исследований и творчества, хотя некоторые типологические характеристики несомненно поддаются стандартизации.
Компетентностная модель военного специалиста нацеливает нас на выделение определенных качеств личности, которые необходимо развивать в условиях высшего профессионального образования. Целесообразно выделить ряд ведущих компонентов в структуре компетентностной модели военного специалиста, раскрыв их через наполняемость качествами личности.
• Социально-личностный компонент отражает социальность, гражданственность, патриотизм, выражающиеся в соответствующих позициях личности.
• Ценностно-мировоззренческий компонент - ценностные ориентации, тип и доминанты мировоззрения, его целостность, идеалы, оказывающие влияние на поведение и поступки личности.
• Духовно-нравственный, проявляющийся через систему духовности и нравственности личности (совесть, долг, освоение личностью норм нравственного поведения, саморефлексия личности по поводу смысла жизни, ответственность перед государством и обществом).
• Мотивационно-психологический компонент раскрывает развитость психики и мотивационно-поведенческий блок личности, уровень психического здоровья, развитости общих и специальных способностей.
• Антропологический компонент дает представление об уровне физического здоровья человека (мышечно-мускульное развитие, физическая выносливость и др.).
• Интеллектуально-когнитивный компонент отражает развитость интеллекта человека, гностических умений систематизации, аналогии, прогнозирования, диагностики, синтеза, анализа и т. д.).
• Креативно-исследовательский компонент показывает уровень владения специалистом схематизацией, типизацией, акцентированием, гиперболизацией, реконструкцией и модернизацией.
• Коммуникативно-аксиологический компонент представляет возможность убедиться в умениях специалиста в обмене информации, установлении контактов, выстраивании отношений, самоорганизации и саморегуляции.
• Управленческо-проектировочный компонент позволяет установить насколько специалист умеет организовать управление, информировать, организовывать деятельность, контролировать, корректировать и отслеживать результаты деятельности, планировать, конструировать, структурировать, осуществлять технологизацию.
Качество человека - сложная категория, ключевая для понимания категории и проблемы качества образования. Сфера качества знаний личности выступает, по сути, субстанцией развития интеллекта, процессов социализации психики, «бессознательного», «памяти» личности [3, 4]. Здесь имеются в виду все виды знаний, осваиваемых личностью и поступающих к ней не только по «каналам» систем образования, но и семьи, культуры и социума. В целом, биогенетическим каналам. Качество знаний как некая сфера актуализируется через деятельность, в результате чего можно судить о качестве
деятельности. Деятельность переводит качество знаний из потенциального состояния в актуальное. Таким образом, на базе «сферы качества знаний» формируется «сфера качества деятельности» как форма актуализации качества знаний через деятельность. Единство качества знаний и качеств деятельности (то, что называется единством «слова» и «дела») составляет особое качество личности, которое обеспечивается в первую очередь блоком системно-социального качества личности. Таким образом, две сферы - сфера качества знаний и сфера качества деятельности разбиваются на два основных блока: качество общеобразовательной подготовки и качество профессиональной подготовки, при этом второй «блок» «надстраивается» над первым. Общеобразовательный блок носит универсальный характер, он обеспечивает готовность личности через профессиональное образование к освоению любых видов профессиональной деятельности и формирует на языке системогенетики своеобразный общеобразовательный деятельностно-знаниевый «системо-ген», на базе которого происходит освоение профессий (специальностей) [2, 4]. Что касается так называемой периферийной сферы, то это есть сфера качества культуры личности, так как именно она ассимилирует в себе «сферу качества знаний» и «сферу качества деятельности». В конечном итоге культура личности проявляется через культуру деятельности.
Качество культуры немыслимо без культуры качества. Культура личности в этом понимании и есть сама личность, а качество личности есть качество ее культуры. При этом два блока - «общеобразовательная подготовка» и «профессиональная подготовка» образуют единство в культуре личности как единство общей и профессиональной культур, высшим проявлением которых становится мастерство, профессионализм, «акме» - как вершина профессионального самовыражения личности. Такой подход к определению уровня компетентности военного специалиста позволяет глубже познать процесс восхождения его личностных качеств в воспитательно-образовательной системе военного вуза, их взаимопроникновение друг в друга. Воспитание в военном вузе направлено на формирование личности в человеке и затрагивает все вышеперечисленные нами компо-
ненты, но в первую очередь социальноличностный, ценностно-мировоззренческий, духовно-нравственный. Качество воспитания переходит в качество образования и наоборот, т. е. они образуют единое качество.
С психолого-педагогической точки зрения - качество образования - есть синтезатор всех современных проблем развития образования в России и одновременно индикатор качества образовательной политики и реформ образования за последние годы. «Не помнящие о качестве, пусть и не помышляют о культуре», - писал Н.К. Рерих.
Уместно отметить, что в словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании [5] «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.
Ценностный аспект образования - значимость, престиж, полезность. Ценностные ориентиры подвижны и динамичны. Они аккумулируют и отражают сложившиеся в обществе представления о роли образования в жизни каждого человека и общества. Тем не менее ценность всегда связана с достаточно устойчивой парадигмой, сложившейся в общественном и индивидуальном сознании.
На уровне актов об образовании начала XX в. признается острейшая потребность государства в творческих личностях с высоким уровнем инновационной культуры. Интеграция нашей страны в мировое экономическое и культурное пространство, планетарные экологические проблемы, межэтнические военные конфликты выдвигают первостепенную задачу - воспитание общей инновационной культуры специалиста, представляющей гармонию знаний, мышления, чувств, поведения и деятельности. Ядром такой культуры является духовность как высшая ступень интеллектуально-нравственного развития человека, гармония его идеалов с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками, в основе которых лежат потребность к самосовершенствованию и самоактуализации [6]. Образовательная цель современной подготовки военных специалистов требует, чтобы процессы
самоактуализации получали, прежде всего, личностную мотивационную опору.
Самоактуализация личности в процессе вузовского обучения содержит в себе единство объективного и субъективного, спонтанного и управляемого. Самоактуализация может осуществляться как спонтанный процесс: обучающийся реализует свои возможности не думая об этом и не осознавая самого процесса. Но это и управляемый процесс, представляющий собой единство целенаправленного педагогического руководства (помощи) и саморазвития будущих специалистов. Управление реализуется совокупностью разнообразных действий, определяющих реализацию той или иной педагогической функции.
Определяя уровень компетентности будущего военного специалиста целесообразно действовать через определение связанных между собой этапов развития личности обучающегося в вузе: осознания своих потенциальных особенностей; адекватное их проявление в учебно-профессиональной деятельности; активное овладение средствами самоактуализации (самопознание, самооценка, самопрограммирование, самопроявление).
Как известно, самоактуализация определяется, с одной стороны, имманентным процессом перехода потенциальных особенностей в актуальные - ростом изнутри, с другой - взаимодействием личности с окружающим миром, поэтому основные усилия преподавательского состава военного вуза должны быть направлены на создание воспитательно-образовательной среды. В связи с этим деятельность преподавателей вуза по реализации педагогической поддержки осуществляется по четырем направлениям.
Во-первых, основными ориентирами в работе педагога являются: актуализация потребностей и мотивов обучающихся, нахождение личностно значимого в учебном содержании изучаемых наук, выявление набора ценностей личности, развитие творческой индивидуальности и инновационной культуры будущего специалиста.
Основания для осуществления таких условий мы находим в активном обучении, когда создается пространство возможных целей деятельности и путей их достижения личностью. Здесь хотелось бы отметить, что учебная деятельность академического типа в со-
временных условиях развития высшей школы сохраняет свою значимость. Однако лекции и семинары желательно проводить с элементами проблемности и диалогического взаимодействия преподавателя и студентов на основе общего эмоционального фона доброжелательности и взаимопонимания. Обучающиеся в высшей школе активно осваивают и усваивают информацию на протяжении всего периода обучения в высшей школе. При этом важно помнить, что основная задача преподавателя состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление будущих офицеров, порождает познавательную активность и позволяет актуализировать потенциальные возможности каждого.
Во-вторых, профессионализация учебного процесса, когда в аудиторных условиях воссоздается предметное и инструментальное содержание будущей профессиональной деятельности (лабораторно-практические
занятия, деловые игры, решение педагогических задач, логических заданий и т. д.). По существу это организация квазипрофессио-нальной деятельности вузовского контингента. В этих условиях во многом снимаются трудности мотивационного обеспечения учебной работы. Она приобретает для будущего военного специалиста личностный смысл, поскольку в учебной деятельности просматриваются контуры будущей профессии, создаются реальные возможности для трансформации его познавательной мотивации в профессиональную.
В-третьих, преподаватель военного вуза, несомненно, должен осуществлять педагогическую поддержку самоорганизации и самоактуализации обучающихся в учебно-
профессиональной деятельности.
В-четвертых, необходимо создание комплекса условий (педагогических, дидактических, социально-психологических), позволяющих включить обучающихся в учебнопрофессиональную и научно-исследовательскую деятельность. При этом преподаватель создает условия для активного и адекватного проявления личности, раскрытия ее потенциальных возможностей.
Перед педагогической наукой и вузовской практикой встает задача формирования
и развития таких качеств, которые помогут молодому человеку найти свое место в современном сложном, быстро меняющемся мире: гибкость мышления, критичность, умение делать самостоятельный выбор в сложной ситуации, толерантность, гражданственность, умение сотрудничать, деловитость, креативность, коммуникативная культура.
Педагогическое знание внутренних закономерностей и логики развития личности необходимо использовать для целенаправленной интенсификации процесса самоактуализации обучающегося в вузе, так как именно самоактуализация даст возможность будущему военному специалисту достичь высокого уровня компетентности в своей профессиональной деятельности.
Вузовская молодежь представляет особую социально-демографическую группу, которая существует в техногенных условиях развития материальной культуры и доминирования искусственной среды. Разобщенность институтов социализации (семья, школа, армия, общественные движения и др.), огромное и, по существу, преобладающее влияние средств массовой информации меняет содержание и структуру ценностных ориентаций и социальных установок юношей и девушек при одновременном снижении интереса молодых людей к процессам саморазвития и самовоспитания [7].
Таким образом, в условиях высшего профессионального образования и педагоги, и обучающиеся должны понимать прогностические и преобразующие функции самоактуализации личности, целенаправленно организовывать учебно-воспитательный
процесс с личностно развивающих позиций, координируясь в своих целях, задачах и формах взаимодействия [3].
Особенности воспитательно-образова-
тельной системы военного вуза таковы, что
она характеризуется мультифункциональностью: создавая условия для динамичного саморазвития будущего специалиста, его самоактуализации она ориентирует его на будущую профессиональную деятельность по проектированию и созданию аналогичного пространства в своем будущем военном коллективе.
Информационному обществу России, как никогда ранее, нужен высококвалифицированный, конкурентоспособный специалист, владеющий инновационной культурой, патриот своего Отечества. В рамках компетент-ностного подхода к подготовке военных специалистов требуется изменение структуры и содержания образовательных программ, использование новых педагогических методов и технологий, а также новых критериев оценки поступающих на обучение и обучающихся.
1. Приказ Минобрнауки России от 15 февраля
2005 г. № 40.
2. Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (Москва - Уфа, июнь
2006 г.). М., 2006.
3. Татур Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М., 1999.
4. Материалы ^П-го съезда Российского Союза ректоров (секция классических и технических университетов) (Москва, 9 июня 2006 г.). М., 2006.
5. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании / В.М. Полынский. М., 1993. С. 20.
6. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. СПб., 2000.
7. Розин В.М. Психология: наука и практика. М., 2005.
Поступила в редакцию 20.03.2007 г.