Научная статья на тему 'Компетентностная модель – ключевой фактор реформирования экономических отношений в системе высшего профессионального образования'

Компетентностная модель – ключевой фактор реформирования экономических отношений в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / СТАНДАРТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

Рассмотрены особенности экономических отношений в сфере образования как подсистемы общественного сектора экономики. Исследована специфика реализации компетентностной модели высшего профессионального образования в контексте реализации принципов Болонского процесса. На основе анализа результатов реализации принципов Болонского процесса в российском образовании выявлена организационно-экономическая составляющая реформы системы образования, создающая предпосылки для формирования конкурентных отношений на рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейникова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностная модель – ключевой фактор реформирования экономических отношений в системе высшего профессионального образования»

И.Н. ОЛЕЙНИКОВА

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены особенности экономических отношений в сфере образования как подсистемы общественного сектора экономики. Исследована специфика реализации компетентностной модели высшего профессионального образования в контексте реализации принципов Болонского процес-

са. На основе анализа результатов реализации принципов Болонского процесса в российском образовании выявлена организационно-экономическая составляющая реформы системы образования, создающая предпосылки для формирования конкурент -ных отношений на рынке образовательных услуг.

Экономика сферы образования, модернизация системы образования, Болонский процесс, компетентности ое обучение, система управления вузом, стандарты управления качеством образования, финансовое обеспечение и планирование хозяйственной деятельности бюджетных образовательных учреждений, государственные задания оказания образовательных услуг, конкуренция образовательных услуг.

В настоящее время проводятся широкие дискуссии по вопросам качества образования, повышения уровня компетентности выпускников и т.п. При этом обсуждаются в основном частные задачи методики и в некоторых случаях вопросы совершенствования традиционной схемы построения программы обучения. Проблему реформирования отечественной системы образования следует рассматривать в контексте особенностей экономических отношений в данной сфере, которая, будучи частью общественного сектора экономики, должна в полной мере удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг и обеспечивать достижение определенного уровня эффективности не только образовательного процесса, но и его основного субъекта - вуза с экономической точки зрения. Целью настоящей публикации является увязка проис-ходящих качественных изменений в системе образования с трансформацией его позиций в национальной экономике.

Особенности экономических отношений в системе образования. Отношения обмена в сфере образования имеют ряд особенностей, отличающих их от отношений купли-продажи стандартных видов товаров. Обобщение данных особенностей в определенной степени позволяет осознать целесообразность современных изменений в содержании и организации системы высшего образования [1].

1. Недостаток информации - потенциальные потребители образовательных услуг зачастую не обладают необходимой информацией, чтобы сделать правильный выбор достаточного уровня образования (общее среднее, среднее профессиональное, высшее и т.п.), специализации обучения, образовательной организации. В случае «покупки» образовательных услуг потребителю весьма сложно достоверно оценить качество не только рекламируемых, но и уже предоставленных ему услуг. Несоответствие реального качества полученного образования затраченным средствам и ожиданиям потребителя проявится не сразу. Нерациональное решение о выборе вида образования, учебного заведения, специализации чревато

для потребителя более высокими издержками, чем нерациональное решение о выборе обычных товаров длительного пользования. Развитие конкуренции между производителями образовательных услуг может улучшить информированность потребителей, но не может полностью разрешить проблему недос -татка информации, которой обладают потребители образовательных услуг.

2. Сложность принятия инвестиционных решений. Процесс обучения занимает определенное время, а эффект от получения образования достигается в основном только после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, будучи распределенным во времени. Это дает основание рассматривать расходы на образование как инвестиции в «человеческий капитал». Для потребителя образовательных услуг результаты его обучения, рассматриваемые с экономической точки зрения, выражаются в возможном увеличении будущих доходов, а затраты на получение образования предстают как инвестиции в его будущие доходы. Поэтому, когда потребители (покупатели) образовательных услуг принимают решение о том, какое образование они хотели бы получить сами или дать своим детям, они принимают с экономической точки зрения инвестиционное решение, требующее сопоставить экономические издержки и выгоды каждой возможной альтернативы. Согласно имеющимся оценкам, нормы отдачи инвестиций в высшее образование составляют в среднем 12% в странах с развитой рыночной экономикой (странах - членах ОЭСР) и 22-28% - в других странах. Но в реальности оценить эффективность инвестиций в образование довольно сложно. Отсюда следует, что решения об инвестициях в человеческий капитал обладают высокой степенью неопределенности будущих индивидуальных выгод в сравнении со многими другими видами инвестиций, что может побудить некоторых потенциальных потребителей образовательных услуг к принятию неверных решений.

3. Локальный монополизм. Для системы образования в достаточной мере типична ситуация монопо-

лизма образовательных организаций. Во многом данная проблема объясняется низкой степенью мобильности населения в России, что обусловлено высокими издержками, связанными с переездом, содержанием ребенка вне дома, отсутствием доступных условий для проживания студентов в иногородних вузах. В определенной степени снижает эту проблему наличие дистанционного обучения, которое ослабляет пространственную монополию и стимулирует конкуренцию между образовательными организациями, использующими и новые, и традиционные технологии обучения. Монопольное положение позволяет производителю образовательных услуг увеличивать цену по сравнению с аналогичными услугами, предоставляемыми конкурирующими производителями. Более высокая цена сокращает объем спроса, который был бы предъявлен на образовательные услуги при наличии конкуренции в их предоставлении.

4. Наличие внешних эффектов (экстерналий). Образовательная деятельность не только приносит выгоды тем, кто получил образование, но и характеризуется наличием внешних эффектов для тех, кто работает совместно с лицами, получившими образование, для общества в целом. Образовательная деятельность распространяет стандарты общежития и гражданства, следование которым позволяет каждому человеку быть интегрированным в общество, прививает новому поколению ценности, сложившиеся в данном обществе, формирует у его членов общие представления о прогрессивных целях и принципах деятельности.

Развитие общества от индустриального к информационному сопровождается существенными изменениями в организации образования. При этом речь идет не только об инновационном изменении техно -логий образования, а о комплексной модернизации системы образования в целом, направленной, прежде всего, на обеспечение ее глобальной конкурентоспособности и преодоление «негативной» экономичес-кой специфики рынка образовательных услуг.

Приоритетные направления государственной политики в сфере образования. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Очевидно, что Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в

мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования. В этой связи приоритетной задачей является ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования, характерные для развитых стран. Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся

основой динамичного экономического роста и

социального развития общества. Возможность получения качественного образования продолжает

оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности

качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач [2]:

- обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

^ обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;

обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

^ создание системы образовательных услуг, обес-печивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

^ создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

^ создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

^ создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты;

- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

^ создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

^ создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

^ создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;

^ формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы;

- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

^ прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;

^ условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;

^ прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;

механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. Законопроектная деятельность Министерства образования и науки России в области образования направлена на реализацию приоритетных направлений развития системы образования, которые определены Концепцией модернизации российского образования и Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. В целом реформирование системы образования в России и определение приоритетных направлений его развития обусловлено вхождением национального образовательного сообщества в Болонский процесс.

Ключевые результаты реализации принципов Болонского процесса в российском образовании. Болонский процесс - это деятельность, направленная на достижение целей и решение задач Болонской декларации, согласно которой до 2010 года каждая страна-участница была обязана провести реформу своей системы вьешєго образования в соответствии с едиными европейскими стандартами [3]:

- построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала;

- обеспечение конкурентоспособности вузов с другими системами образования в борьбе за студентов , деньги, влияние;

- достижение большей совместимости и сравнимое -ти национальных систем высшего образования;

- повышение качества образования;

- повышение центральной роли университетов в развитии культурных ценностей.

Задачи современного этапа развития Болонского процесса сформулированы в коммюнике «Болонский процесс 2020. Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии», принятом в рамках шестой встречи министров, ответственных за высшее образование, из 46 европейских стран, которая состоялась 28-29 апреля 2009 года в г. Лёвен (Бельгия) [4]. К приоритетам развития системы высшего образования отнесены следующие [5].

Обучение ради будущего - студенты и сотрудники высших учебных заведений должны обладать подготовкой, позволяющей им реагировать на изменяющиеся потребности быстроразвивающегося общества.

Равноправие при доступе к высшему образованию и его завершении - улучшение образовательной среды, устранение всех препятствий к обучению и создание необходимых экономических условий, которые позволили бы студентам воспользоваться возможностями обучения на всех уровнях.

Образование в течение всей жизни - получение квалификаций, расширение знания и понимания, приобретение новых навыков и компетенций или персональный рост. Образование в течение всей жизни означает, что квалификации могут быть получены с помощью гибких траекторий обучения, включая обучение с неполным днем и обучение на рабочем месте. Реализация стратегии образования в течение всей жизни требует прочных партнерских отношений между органами государственной власти, высшими учебными заведениями, студентами, работодателями и работниками.

Трудоустраиваемость - в условиях, когда рынки труда все больше полагаются на навыки высокого уровня и транс вере альные компетенции, высшее образование должно вооружить студентов передовыми знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми им на протяжении всей их профессиональной жизни. Совместно с правительствами, правительственными учреждениями и работодателями высшие учебные заведения должны улучшить условия предоставления, доступность и качество предлагаемых студентам и выпускникам услуг по развитию карьеры и трудоустройству. В качестве одного из средств решения данной задачи рассматривается включение стажировок в учебные программы и обучение на рабочем месте.

Студентоцентрированное обучение и обучение как миссия высшего образования - расширение прав и возможностей учащихся, новых подходов к преподаванию и обучению, эффективных структур поддержки и руководства, а также учебных программ, более четко сфокусированных на учащемся. Реформирование учебных программ должно обеспечить возможность высококачественных, гибких и индивидуализированных образовательных траекторий.

Образование, исследования и инновации - приоритетным признается потенциал программ высшего образования, в том числе программ на основе прикладной науки, для активизации инновационной деятельности. Поэтому необходимо увеличивать число людей, обладающих научно-исследовательскими компетенциями.

Международная открытость - учебные заведения должны быть нацелены на интернационализацию своей деятельности и участие в глобальном сотрудничестве в целях устойчивого развития.

Мобильность - мобильность студентов, начинающих исследователей и сотрудников высшей школы повышает качество программ и научных исследований; усиливает академическую и культурную интернационализацию европейского вьЕшего образования; имеет важное значение для развития личности и для трудоустраиваемости; побуждает к языковому плюрализму; расширяет сотрудничество и конкуренцию между высшими учебными заведениями.

Многомерные инструменты обеспечения прозрачности - разработчики коммюнике отмечают наличие ряда инициатив, направленных на разработку механизмов обеспечения более подробной информации о высших учебных заведениях в европейском пространстве вьЕшего образования, что позволит сделать их многообразие более прозрачным.

Финансирование - основным приоритетом остается государственное финансирование, позволяющее обеспечить справедливый доступ к высшему образованию и дальнейшее устойчивое развитие независимых высших учебных заведений. Больше внимания должно быть уделено поиску новых и диверсифицированных источников и методов финансирования.

Одним из согласованных принципов Болонского процесса является сбор данных о достижениях европейских систем высшего образования, который обеспечивается посредством подготовки отчетов о ходе реализации Болонского процесса. Структурами, которые наблюдают за выполнением Болонского процесса в России, являются Министерство образования и науки, Группа по осуществлению Болонских принципов в России, Национальная группа Болонских промоутеров, Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. Наиболее существенными достижениями в данной области, отраженными в Национальном докладе Российской Федерации (2007-2009), выступают следующие [6]: введена уровневая система образования; совмещена процедура итоговой аттестации в школе и вступительных испытаний в вузы и ссузы; совмещены процедуры государственной аккредитации и аттестации; изменены понятие и структура государственного образовательного стандарта, образовательным учреждениям предоставлена возможность учета особенностей образовательного учреждения за счет вариативной части образовательной программы; установлен порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования; на законодательном уровне установлено требование по привлечению студентов и работодателей к оценке деятельности высших учебных заведений; реализуется процесс создания национальных университетов. При существенной значимости каждого из перечне -ленных направлений ключевым представляется раз -витие компетентностного подхода в реализации образовательных программ.

Компетентностный подход и его роль в современном высшем образовании. Введение компетентностного обучения в системе высшего профессионального образования направлено на решение ряда проблемных вопросов, возникающих, прежде всего, на уровне взаимодействия вуза и потребителей образовательных услуг. Во-первых, решается проблема несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитости форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики. Во-вторых, включение компетентностного подхода в структуру Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и последующий контроль выполнения установленных требований снижают риск неопределенности и недостатка информации при выборе образовательной программы потребителями образовательных услуг (обучающимися, родителями). В-третьих, универсальность формулировки содержания компетенций во ФГОС направлена на реализацию принципа трудоустраиваемое™ обу-

чающихся, поскольку в стандартах требования к результатам обучения определены в формате базовых общекулыурных и профессиональных компетенций, которые интерпретируются как единый (согласованный) язык для описания академических и профес-сиональных профилей и уровней высшего образования.

Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать [7]. Освоение компетенций происходит как при изучении отдельных учебных дисциплин, циклов, модулей, так и тех дидактических единиц, которые интегрируются в общепрофессиональные и специальные дисциплины. Компетентностный подход неотъемлемо сочетается с студентоцентрированным характером образовательного процесса, использованием системы зачетных единиц и модульных технологий его организации.

Преобладание стандартно-универсального подхода сочетается с возможностью соотнесения компетенций, зафиксированных в конкретной образовательной программе (ООП) со спецификой локального рынка труда. На вузовском уровне требуется конкретизация федеральных требований с учетом региональной и вузовской специфики: уточняется формулировка компетенций в соответствии с реализуемым профилем подготовки (для бакалавриата) или наименованием программы (для магистратуры). Также вузом устанавливаются пороговые уровни сформиро-ванности компетенций, достижение которых является обязательным минимумом для всех выпускников данной ООП. При такой конкретизации для одной и той же компетенции может возникнуть ситуация неоднозначной трактовки разными преподавателями состава соответствующих знаний, умений и опыта деятельности. Видение работодателей - стратегичес-ких партнеров также требует согласования [8]. Инструментом управления содержанием образования на основе компетентностного подхода в вузе в этом случае становится паспорт компетенций, в котором может накапливаться информация о новом актуальном составе результатов обучения (на основе анализа профессиональных стандартов (должностных инструкций), социологических опросов и пр.), новых профессиональных функциях и ситуациях, требующих проявления данной компетенции, и т.д. В его структуру могут быть также включены разнообразные приложения, обосновывающие вузовские требования к уровню сформированности данной компетенции.

Компетентностный подход на уровне ООП в целом сочетается с установлением критериев кадровых, материально-технических, информационных условий их реализации. В программах отдельных учебных дисциплин предусматриваются деятельностные формы обучения, согласованные с содержанием компетенций и оцениваемые с помощью контрольно-измерительных материалов, позволяющих комплекс -но определить уровень освоения конкретной компетенции. Очевидно, что совокупность таких контроль-

но-измертельных материалов в части умений и навыков должна формироваться исключительно с учетом прикладного содержания конкретного вида (сферы) профессиональной деятельности, позиционируемого в ООП как целевого для подготовки обучающихся. Отсюда логично следует, во-первых, необходимость увязки дисциплин в содержательные модули ООП и соотнесение дисциплин профессионального блока со всеми видами практик, а во-вторых, привлечение к преподаванию отдельных дисциплин профессионального блока специалистов, имеющих опыт практической деятельности.

Реализация новаций в организации и содержании высшего образования в контексте принципов Болонского процесса переопределила существенные транс -формации организационно-экономических основ образования.

Экономические аспекты реформирования системы высшего профессионального образования. Происходящие изменения в системе высшего образования приводят к росту открытости образования, формированию публичности вуза в образовательном пространстве, поскольку образовательная деятельность приводится в соответствие с федеральными образовательными стандартами и (опосредованно) с европейскими международными стандартами высшего образования. Образовательные организации, в том

числе в сфере вьешєго профессионального образования, формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации. Каждый вуз в настоящее время должен публично информировать потребителей образовательных услуг о содержании и условиях реализации образовательных программ, тексты которых размещаются на его официальном сайте. Это способствует росту уровня самоорганизации образования и снижает риски потребителей при выборе образовательного учреждения и конкретной программы. Мониторинг качества образования осуществляется посредством контрольных действий Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки как дистанционно, так и посредством аккредитационных и плановых проверок деятельности вузов. В целом открытость образования обеспечивает рост конкуренции на рынке образовательных услуг.

В этих условиях трансформируется система управления вузом, который приобретает статус самостоятельного субъекта рыночной экономики [9]. Основные управленческие процессы и их содержание охарактеризованы в табл. 1

Таблица 1

Наймем ован ие упраелен ческого процесса Содержание процесса

Управленческая деятельность - управление стратегией развития; - организация системы и процессов управления; - управление персоналом; - управление социальным развитием; - управление качеством

Учебная деятельность - управление подготовкой учебно-методического процесса; - управление реализацией учебно-методического процесса; - управление информатизацией и компьютеризацией

Научная деятельность - управление научно-консалтинговой деятельностью; - управление проектной деятельностью; - управление процессом подготовки научных кадров

Экономическая деятельность - управление экономическим развитием; - управление финансовыми ресурсами; - управление коммерческой деятельностью; - управление трудом и заработной платой

Маркетинговая деятельность - управление маркетингом образования; - управление внешними связями

Управление хозяйственной деятельностью - управление материально-техническим обеспечением деятельности; - управление охраной труда; - управление обслуживающим хозяйством

Рост самостоятельности, свободы и масштабов деятельности вуза приводит к росту его ответственности за результаты работы и требует стратегического подхода в регулировании всех направлений функционирования. Как следствие, современный вуз, развивающий свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремящийся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции прочные позиции, ориентирующийся на «потребителей», к которым относятся государство, общество, студенты и работодатели, обязан внедрять в свою деятельность современные методы и стан -дартыуправления качеством. В последние годы при комплексной оценке деятельности вузов стали учитываться достижения в создании внутривузовских систем управления качеством образования, использовании принципов современных систем менеджмента качества, которые сопряжены с главными задачами реформирования образования: повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); обеспечение единого образовательного пространства; принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Внедрение рыночных принципов в организацию и оценку деятельности образовательных учреждений, уточнение их правового статуса в части деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ определил правовой статус автономных учреждений в сфере образования. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдел ьные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» разделил государственные (муниципальные) учреждения на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности. Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя [10].

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 принципиально изменился порядок финансового обеспечения и планирования хозяйственной деятельности бюджетных образовательных учреждений - их финансовое обеспечение будет осуществляться в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемой на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом для бюджетных и автономных учреждений, поскольку в нем, в отличие от бюджетной сметы, отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Это позволяет учредителю детально контролировать и регулировать финансовую деятельность подведомственных ему учрежде-

ний. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. Плановые показатели по пос-туплениям формируются образовательным учреждением в разрезе:

• субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

• целевых субсидий;

• бюджетных инвестиций;

• поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности.

Новшества в системе планирования деятельности образовательных учреждений, финансируемых за счет государственных (муниципальных) финансовых ресурсов, предопределили изменение механизма контроля результатов выполнения плана, что зафиксировано приказом Министерства финансов РФ от 30.09.2010 № 114н. Результаты деятельности бюджетного и автономного учреждения, отражаемые в отчете, включают следующие позиции:

- изменение балансовой (остаточной) стоимости нефинансовых активов относительно предыдущего отчетного года (в процентах);

- изменения дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе поступлений (выплат), предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, относительно предыдущего отчетного года (в процентах) с указанием причин образования просроченной кредиторской задолженности, а также дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;

- суммы доходов, полученных учреждением от оказания платных образовательных услуг;

- цены на платные услуги, оказываемые потребителям;

- общее количество потребителей, воспользовавшихся услугами учреждения (в том числе платными для потребителей);

- количество жалоб потребителей и принятые по результатам их рассмотрения меры;

- суммы кассовых и плановых поступлений (с учетом возвратов) в разрезе поступлений, предусмотренных планом;

- суммы кассовых и плановых выплат (с учетом восстановленных кассовых выплат) в разрезе выплат, предусмотренных планом.

Одним из ключевых элементов планирования и контроля выполнения государственных (муниципальных) заданий оказания образовательных услуг становится установление показателей их качества [11]. Для государственных услуг рекомендуется устанавливать следующие показатели качества:

- показатели, характеризующие качество результата предоставления государственной услуги;

- доля потребителей, удовлетворенных качеством оказания государственной услуги, определяемая

на основе опросов потребителей государственной услуги;

- показатели, характеризующие процесс оказания государственной услуги и условия ее оказания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В задании на оказание образовательной услуги указываются наименование показателей качества, единицы их измерения, значения показателей качества, источник информации о значении показателя (например, форма статистического наблюдения, информация, подготовленная на основе социологических опросов).

Таким образом, основанием к получению бюджетных средств образовательным учреждением, функционирующим в форме бюджетного или автономного учреждения, является получение государственного (муниципального) задания на реализацию образовательных программ различного вида и уровня подготовки.

Органы исполнительной власти организовывают мониторинг выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Оценивают выполнение учреждениями государственных заданий по следующим критериям:

- количество потребителей государственных услуг;

- количество государственных услуг;

- качество оказанных государственных услуг (показатели, дающие количественную характеристику качества оказанных государственных услуг);

- оценка потребителями качества оказанных государственных услуг;

- наличие замечаний потребителей по качеству оказанных государственных услуг и (или) порядку их оказания;

- результат оказания государственных услуг. Итоговую оценку выполнения государственного

(муниципального) задания проводят в три этапа [12]. На первом этапе выполнение государственного задания оценивают по критерию К1 - количество потребителей государственных услуг, рассчитывая его значение по формуле

К1ф

К1=-

К1пл

х 100%,

где К1ф - фактическое количество потребителей государственных услуг; К1пл - плановое количество потребителей государственных услуг.

На втором этапе выполнение государственного задания оценивают по критерию К2 - качество оказания государственных услуг (выполнения работ). Его определяют по формуле

К2І

К2 = 1г

где К2і - оценка выполнения государственного задания по каждому из показателей, указанных в государственном задании и характеризующих качество оказываемых государственных услуг (выполнения работ); N - число показателей, указанных в государственном задании, на оказание конкретной государственной услуги.

Для определения показателей К2і используется формула

К2фі

К2і^—І-х100%,

К2плі

где К2ф1 - фактическое значение /-го показателя, характеризующего качество оказываемых государственных услуг (выполнения работ); К2пл1 - плановое значение /-го показателя, характеризующего качество оказываемых государственных услуг (выполнения работ).

На третьем этапе подводится итоговая оценка (ИО) выполнения государственного задания для каждой государственной услуги (работы). Ее значение определяют по формуле

ИО =

К1+К2

где К1 и К2 - оценки по отдельным критериям, полученные, соответственно, на первом и втором этапах.

Итоговый результат определяют в соответствии с табл. 2.

Таблица 2

Значение ИО Итоговая оценка выполнения задания

> 100% Государственное задание перевыпо лне но

От 95 до 100% Государственное задание выполнено в полном объеме

< 95% Государственное задание не выполнено

Нижняя граница итоговой оценки выполнения государственного задания (в методике это 95%) не является абсолютным и однозначным показателем его выполнения. При подведении итогов деятельное -ти учреждения необходимо проводить анализ причин выполнения или невыполнения государственного (муниципального) задания по каждому критерию. Границы оценивания выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме могут быть определены в каждом субъекте РФ или муниципальном образовании самостоятельно. При этом установление минимального значения итоговой оценки, при котором государственное (муниципальное) задание будет считаться выполненным в полном объеме, должно быть четко обосновано.

Таким образом, основная цель реформы экономического механизма государственных бюджетных учреждений (в том числе в сфере образования) - это переход к финансированию количества и качества государственных услуг, предоставляемых современному российскому обществу на основе рыночных принципов, что в конечном счете создает условия для конкуренции на российском рынке образовательных услуг.

Специфика рынка высшего профессионального образования в России заключается в том, что рыночное положение субъекта зависит от его правового статуса и формы собственности. Правовой статус (форма собственности) государственных образовательных учреждений длительное время предоставляла им ряд искусственных конкурентных преимуществ перед негосударственными (частными) образовательными организациями. С учетом недостатка информации о качестве образовательных услуг, высоких издержек принятия решения о выборе образовательной организации и доверительности образовательных отношений (о чем говорилось в

начале настоящей публикации), потребители в сфере профессионального образования ориентируются преимущественно на общественные стереотипы и мифы об образовательных организациях, сложившиеся в регионе и стране в целом. Поэтому для образовательного сектора характерны такие спросообразующие факторы, как статус образовательной организации, ее известность и популярность, что отражается в виде дополнительных доходов. В свете такой особенности сектора услуг конкурентная борьба должна не только вестись за клиентов и выражаться в денежной форме, но и быть направлена на формирование и повышение общественного статуса учебного заведения, что достижимо посредством подтверждения высокого качества оказываемых образовательных услуг. Формируемая сегодня компетентностная модель образования, механизмы оценки качества реализации образовательных прог-рамм высшего профессионального образования в определенной мере повышают уровень интенсивное -ти конкуренции и направлены на реализацию принципа равных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С. 27-32.

2. Концепция долгосрочного социально-экономичес-кого развития РФ до 2020 г.

3. Академические степени в странах - участницах Болонского процесса: информационные материалы для студентов / сост. В. И. Богословский, С. А Писарева, А П Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 2007. С. 2-4.

4. http://yojo.ru/?page_id= 197 - информационный

портал для молодых журналистов. Раздел «Болонский процесс ».

5. Болонский процесс 2020 - европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Лувен ла Нев, 28-29 апреля 2009 года // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 158-161

6. http://www .fgosvpo. ru/index. php?menu_id=50&men u_type=2&parent=46 - Болонский процесс : Национальный доклад Российской Федерации, 20072009.

7. Байдекно В.И. Выявление состава компетенций

выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006 [Электронный ресурс ]. URL:

//http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/2012032521 4402.pdf (дата обращения: 1.11.2012).

8. Азарова Р.И., Золотарева Н.М. Разработка пас -порта компетенции : методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. С. 6-7.

9. Краснобаева И.А. Вуз как субъект рыночной

экономики [Электронный ресурс ]. ЦИЬ:

http://www.obr-econ.muh.ru/images/stories/doc/ 111212_krasnobaeva_01.pdf (дата обращения:

1.11.2012).

10. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс ».

11. Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением. Утверждены приказом Минфина России № 136н и Минэкономразвития России № 526 от 29.10.2010.

12. Лапушинская Г.К. Финансовое обеспечение госу-

дарственных и муниципальных учреждений новых типов // Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений «Менеджер образования» [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://w ww .menobr.rU/materials/20/3 8450/

?redct=Y (дата обращения: 1.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.