УДК 378.4
В. В. Герасименко, М. Г. Ульянова
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
УНИВЕРСИТЕТОВ
Рассматриваются основные уровни интернационализации высшего образования в России в условиях реализации принципов Болонского процесса. Анализируется опыт экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в реализации моделей совместных программ подготовки магистров.
This article focuses on the key levels of internationalisation of higher education in Russia against the background of implementation of Bologna process principles. The authors analyse the experience of the Faculty of Economics of the Mikhail Lomonosov Moscow State University of putting into practice the models of joint master's degree programmes.
Ключевые слова: интернационализация высшего образования, Болонский процесс, совместные образовательные программы.
Key words: internationalisation of higher education, Bologna Process, joint training programmes.
Начало XXI века характеризуется в целом не сокращением, а значительным увеличением числа студентов, получающих высшее образование во всем мире. По данным всемирной организации ЮНЕСКО, только в первой половине прошедшего десятилетия количество студентов выросло почти вдвое с 72 до 133 млн человек [3]. Интересно, что всего небольшая часть роста этого показателя произошла за счет увеличения числа студентов в странах Северной Америки и Западной Европы. Только в одном Китае количество студентов в данный период выросло с 6,4 до 19,4 млн человек [9]. Можно назвать две причины такого стремительного роста: первая — рост спроса со стороны общества на высшее образование и вторая — потребность экономики в более высокообразованных трудовых ресурсах. Остановимся подробнее на этих причинах.
Рост общественного спроса на высшее образование в мире.
Можно выделить пять факторов, обусловивших рост общественного спроса на высшее образование.
1. Практически каждая страна мира и соответственно каждый гражданин хотят стать частью возникающей общественной формации — общества знаний.
2. Высшее образование обеспечивает получение более престижной и выше оплачиваемой работы.
3. Развитие и доступность альтернативных методов получение образования, таких как дистанционное обучение, заочное (part-time) обучение, специализированные программы, позволило привлечь дополнительных студентов, которые в противном случае в силу ряда обстоятельств не смогли бы учиться.
4. В большинстве наиболее развитых странах пожилые люди, количество которых постоянно растет, пытаются получать высшее образование. Часто это делается для повышения собственного культурного уровня.
5. Наличие стипендий и грантов делает высшее образование более доступным для менее обеспеченных слоев населения.
Современное международное разделение труда в меньшей степени основано на месторасположении дешевых ресурсов, а в большей степени на создании новых знаний с помощью ИКТ. В современном информационном обществе степень индустриализации экономики в значительной степени определяется развитием все более сложных ИКТ. Это в свою очередь накладывает новые требования на трудовые ресурсы, которые должны быть более квалифицированны в области технологий. Даже простые рабочие специальности теперь включают работу с высокими технологиями. Таким образом, если для устойчивого развития инновации — необходимое условие, то для экономического развития таким условием является научно-исследовательский персонал. В современных у<Вш®ияБ<шю5адагоренизацияндверсий0И0ртИре'етть?8йрВы® . обучающейся организации, постоянно повышая квалификацию своего персонала, пользуясь услугами высшего и дополнительного образования.
Подводя итог, необходимо отметить, что изменение структуры общественного спроса на услуги и экономического спроса на выпускников высшего образования заставляет вузы диверсифицировать свою деятельность и подстраиваться под изменения рынка, занимая различные рыночные ниши.
Глобализация и ее влияние на университетское образование
Чуть ранее мы уже коснулись темы глобализации, на которой хотелось бы остановиться подробнее. Процесс глобализации можно описать как процесс, связанный с ростом экономической открытости, экономической взаимозависимости и углублением экономической интеграции в мировую экономику. Говоря об экономической открытости, мы подразумеваем не только торговые, инвестиционные и финансовые потоки, но и потоки обмена услугами, технологиями, информацией и идеями. Университетское образование вносит существенный вклад в этот процесс.
Собирательный момент интеграции привел к глубочайшим изменениям в мировой экономике, проявляющимся в изменениях структуры и объемов трех компонент интеграции: торговле, инвестициях и финансах [4, р. 41]. Во второй половине ХХ столетия наблюдался феноменальный рост международной торговли. Доля мирового экспорта в мировом ВНП возросла с 6 % в 1950 г. до 14,3 % в 1975 г. и в конце столетия составила 20,2 %. Схожий процесс наблюдался и для международных инвестиционных потоков. Экспансия же международных финансов превысила рост торговли и инвестиций.
Однако глобализация не в равной мере затрагивает экономики разных стран. Доля в мировом экспорте индустриально развитых стран постоянно остается существенно выше, чем доля развивающихся стран, — 16 % и стран с переходной экономикой лишь [7]. Еще больший разрыв между этими группами стран наблюдается при сравнении показателя доли прямых иностранных инвестиций в мировую экономику. Около 95 % всех международных слияний и поглощений приходится на долю развитых стран [8].
Но несмотря на это, глобализация создала уникальные возможности для многих людей и стран, что отражается на рынке услуг высшего образования.
Каким же образом процесс глобализации влияет на рынок образования? Не вдаваясь в глубокий анализ, можно назвать два фактора влияния. Первый фактор связан с рыночной стороной глобализации. Он обусловливает рост конкуренции и появление возможностей получения дополнительной прибыли. Второй фактор связан с технологической революцией в транспорте и средствах коммуникации, благодаря которому существенно снизилась значимость времени и расстояния в получении высшего образования.
Высшее образование является неотъемлемой частью социальной инфраструктуры и социального потребления в любой экономике. Еще до недавнего времени большая часть образовательных услуг производилась и потреблялась в рамках национальных государственных границ. Экономисты не случайно называли до недавнего времени такие услуги не обращающимися на рынке.
Международную торговлю услугами можно определить как международную трансакцию по передаче услуги между резидентами одной страны и резидентами другой страны. Таким образом, можно выделить четыре категории международной торговли услугами:
1) производитель услуги перемещается к потребителю услуг;
2) потребитель перемещается к производителю;
3) либо производитель, либо потребитель перемещаются друг к другу;
4) ни потребитель, ни производитель не совершают перемещений [4, р. 45].
В первых трех категориях нахождение в одном месте потребителя и производителя услуги критично, что вытекает из природы самой услуги. В четвертой категории нахождение потребителя и производителя в одном месте в момент оказания услуги не принципиально. В данном случае международная торговля услугами приобретает характер международной торговли товарами.
Высшее образование можно отнести ко второй и к четвертой категории услуг. Для потребления образовательной услуги студент должен приехать в вуз. К четвертой категории можно отнести услуги дистанционного высшего образования, переживающего сегодня бурное развитие во всем мире на основе инновационных технологий.
Революция в телекоммуникационных и информационных технологиях породила новые виды услуг, обращающихся на рынке. Данные процессы способствовали тому, что услуги высшего образования вышли на мировую арену. В течение долгого времени их можно было отнести только к одной категории (второй), когда потребитель услуги перемещался к ее производителю. Студенты из разных стран уезжали за границу, чтобы учиться в лучших университетах, например в Гарварде или Кембридже. Конечно, число таких студентов существенно возросло за последнее время, однако это не все изменения мирового рынка высшего образования, вызванные глобализацией. Международную торговлю образовательными услугами теперь можно отнести и к трем оставшимся категориям.
1. Первая категория, в которой производитель перемещается к потребителю. Многие университеты, особенно англоговорящие, открывают свои филиалы в разных частях мира. МГУ им. М. В. Ломоносова, к примеру, имеет филиалы на Украине и в Казахстане.
2. Третья категория, в которой либо потребитель, либо производитель перемещается к потребителю. К данной категории можно отнести проведение краткосрочных образовательных программ, к примеру Летних школ, которые могут быть как выездными, так и проводится на территории вуза.
3. Четвертая категория, в которой участники трансакции остаются на своих местах. К этой категории совершенно очевидно можно отнести дистанционное обучение.
Возможные варианты новых стратегий развития университетов в условиях глобализации
Анализ российского и мирового рынков образовательных услуг, позволяет увидеть, каким образом высшие учебные заведения отвечают на данный вызов. С одной стороны, традиционные вузы начинают заниматься непривычной для себя деятельностью. Они образуют и вступают в региональные и международные консорциумы, начинают предоставлять всевозможные формы международного обучения, предлагают виртуальное обучение (в том числе дистанционное), вступают в партнерские отношения с бизнесом и промышленностью. С другой стороны, появляется новый институциональный тип организаций сферы услуг, ориентированный в большей степени на частный сектор, включая приватизацию сопутствующих видов деятельности вузов, прием студентов на контрактной основе в государственные вузы, создание частных университетов с государственной поддержкой, организация государственных университетов с частной поддержкой, а также создание полностью автономных университетов разных форм.
Пытаясь противостоять все возрастающей конкуренции на рынке образования со стороны коммерческих провайдеров образовательных услуг, вузы вынуждены создавать стратегические альянсы между собой и со смежными агентствами, в результате чего на рынке появились следующие виды образовательных структур [5]:
• корпоративные университеты;
• партнерства между издательскими и медийными агентствами и традиционными вузами;
• образовательные брокеры, функция которых — сводить вместе студентов и вузы, изучая потребности студентов и предлагая своим партерам создавать новые образовательные программы.
К тому же необходимо отметить, что частные коммерческие образовательные организации стали очень активны на мировом рынке образовательных услуг.
Таком образом, в начале XXI века на мировом рынке образовательных услуг со стороны предложения выступают разнообразнейшие учебные заведения, начиная с традиционных государственных университетов, заканчивая коммерческими учебными организациями. Такое разнообразие учебных организаций заставляет потребителей образовательных услуг выделять критерии оценки при выборе поставщика услуг. Одним из главных критериев становится оценка качества предоставляемых услуг.
Развитие российского рынка образования в условиях глобализации.
Основными взаимосвязанными сферами влияния глобализации на компетенции выпускников российских вузов являются:
• приход международных компаний и корпораций в Россию;
• новые требования к персоналу (выпускникам);
• изменение конкурентных сил на рынке услуг высшего образования.
Приход международных компаний влечет за собой два следующих фактора. В первую очередь
— это изменение требований к персоналу. Если раньше знание иностранного языка (в основном английского) было неоспоримым преимуществом при устройстве на работу в международные
компании, то теперь это перешло в разряд необходимых условий. Основным требованием к сотрудникам стало умение работать в многонациональных и многокультурных коллективах. Очевидно, что российские вузы должны отвечать на требования рынка и готовить выпускников, обладающих такими умениями.
Посмотрим, как процесс глобализации влияет на рынок высшего образования России. С одной стороны, глобализация отразилась на изменении конкурентных сил на рынке образования. В борьбу за российских студентов включились европейские и американские вузы (особенно на уровне магистратуры). С другой стороны, российское высшее образование должно обеспечить подготовку новых компетенций у выпускников, включая умение работать и адаптироваться в многокультурном деловом пространстве.
Как должны вести себя вузы в изменившейся ситуации? Многие уже нашли пути решения — это интернационализация образования.
Можно выделить несколько степеней интернационализации высшего образования в зависимости от уровня вовлеченности студентов в международное образовательное сообщество (рис.).
Рис. Степень и ступени интернационализации образовательного процесса
Пожалуй, самым сложным, но в то же время одним из самых эффективных методов интернационализации образования является создание совместно с зарубежными вузами-партнерами программ двух дипломов. Часто подобные программы называют программами «двойных» дипломов, что не совсем корректно, так как российское законодательство, равно как и многие европейские, не позволяет выдавать (и не признает) один диплом, подписанный двумя вузами.
Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Болонский процесс считает развитие совместных программ одним из основных путей усиления интернационализации европейских вузов. Во время Пражского саммита по высшему образованию в 2001 г. европейские министры образования подписали коммюнике, в котором призвали европейские вузы активно развивать межвузовские программы, ведущие к получению совместных степеней (дипломов), тем самым обеспечивая привлекательность европейского образования и его конкурентоспособность [10].
Совместные программы способствуют реализации следующих принципов Болонского процесса.
• Гармонизация и сопоставимость учебных планов.
• Транспарентность системы образования.
• Обеспечение качества.
• Мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава.
• Трудоустройство и привлекательность европейского высшего образования [6].
Совместные программы, называющие себя программами «двух дипломов», могут быть
разными по своей организационной форме и отвечать всем или нескольким из следующих характеристик.
• Программы разработаны и/ или одобрены совместно несколькими вузами.
• Студенты часть обучения проходят в вузе-партнере.
• Продолжительность обучения в каждом из вузов-партеров одинакова.
• Кредиты и оценки за экзамены засчитываются полностью и автоматически.
• Профессора преподают как в своем университете, так и в вузе-партнере, вместе разрабатывают учебный план и формируют совместные комиссии по приему и аттестации.
• По завершении программы студенты получают дипломы каждого из вузов участников и совместный диплом (обычно это неофициальный «сертификат» или «Диплом»).
Вопрос выдачи совместного диплома юридически до сих пор не решен, в связи с тем, что требования законодательства отличаются в разных странах. Ни одна совместная европейская программа не выдает понастоящему признанный юридически совместный диплом. В большинстве случаев по завершении программы выпускники получают либо два диплома, либо один диплом и дополнительный (обычно неофициальный) сертификат, в котором есть ссылка на совместную программу.
Тем не менее, несмотря на названные трудности, преимущества подобных программ неоспоримы: студенты погружаются в новую образовательную, культурную и языковую среду, при этом период обучения не удлиняется, а остается прежним. При выполнении совместных программ растет мобильность студентов и преподавателей, происходит обмен опытом между вузами-партнерами и инновационными технологиями обучения. И, как следствие, повышаются общая привлекательность образования и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Можно выделить следующие модели совместных программ [2], реализуемых европейскими вузами на магистерском уровне.
• Идентичная структура и содержание образовательных программ в каждом университете-партнере (около 10 % от общего числа программ реализуются по данной модели).
• Сравнимые основные модули/курсы программ обучения в партнерских университетах, но различные специализации, предоставляемые каждым партнером (около 60 % всех совместных программ).
• Курсы/модули разных университетов взаимно дополняют друг друга в рамках единой согласованной образовательной программы (каждая часть программы реализуется отдельным партнером) (около 30 % от общего числа программ).
Так, экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в качестве модели выбрал третий вариант, когда каждый партнер отвечает за свою часть программы. Данный подход обладает рядом преимуществ и позволяет использовать в процессе обучения сильные стороны вузов-партнеров. В российско-американской программе бакалаврского уровня (партнер — Университет Джорджа Мейсона, США) курсы, связанные с математикой и математическими методами в экономике, ведутся российской стороной, а курсы по менеджменту, маркетингу — американской.
Как показывает опыт стратегического международного сотрудничества экономического факультета МГУ, при открытии совместной программы вузам-партнерам в той или иной степени придется столкнуться со следующими трудностями.
• Несоответствие законодательной базы стран вузов-партнеров.
• Отсутствие механизмов признания совместных степеней.
• Финансирование обучения.
• Обеспечение и контроль качества.
• Синхронизация движения студентов в университетах разных стран.
• Эффективность управления программами.
• Относительно небольшое количество студентов, вовлеченных в программы двойных дипломов.
Программы двойных дипломов требуют больших затрат со стороны вузов как на этапе разработки программы, так и в процессе реализации, и поэтому существенно дороже обычных программ. Учитывая, что количество студентов на программах ограничено из-за относительно невысокого пока платежеспособного спроса, вузы сталкиваются с проблемой окупаемости и поисков источников финансирования подобных программ. Среди основных источников финансирования создания и обучения на программах можно выделить следующие.
• Вузы-партнеры (вузы сами финансируют создание программ и их продвижение на рынке).
• Студенты (самостоятельно оплачивают расходы на обучение и проживание).
• Кредитные программы как с участием государства, так и сугубо коммерческие.
• Государство (полное или частичное финансирование обучения студентов, речь идет о так называемых «бюджетных» местах).
• Гранты и фонды (ниже перечислены некоторые из них):
— ERASMUS curriculum development program;
— ERASMUS Mundus Program;
— European Union — United States Atlantis Program (9 млн USD).
• Бизнес (как потенциальный источник) может предоставлять стипендии, а также частично финансировать обучение студентов с последующим трудоустройством.
Собираясь открывать совместную программу вузам необходимо ответить на следующие вопросы:
• Кого брать в партнеры?
• Каковы сильные стороны вуза-партнера?
• Известен ли вуз-партнер и каковы его рейтинги?
• Как партнерство отразится на репутации?
• Какая структура должна быть у программы?
• Время обучения в России и за границей?
Экономический факультет уже открыл и продолжает открывать совместные образовательные программы на разных ступенях обучения (бакалавры, магистры, программы дополнительного образования). Наиболее масштабны на сегодняшний день следующие программы международного образования:
— «Бакалавр экономики» и «Бакалавр менеджмента», партнер — Университет Джорджа Мейсона (США).
— Магистерская программа «Международный бизнес и развитие» партнер — JIBS — Международная школа бизнеса Йончопинга (Швеция).
— Executive MBA «Robinson Lomonosov Executive Leaders», партнер — Университет штата Джорджия (США).
Первая программа существует уже год, две другие будут открыты в сентябре 2011 г.
Основные трудности, с которыми столкнулся экономический факультет МГУ, можно разделить на две группы: «внутренние», связанные с утверждением программы внутри университета, и «внешние», связанные с действиями партнеров и продвижением программ на рынок.
К первой группе «внутренних» трудностей относятся: невозможность юридически оформить программу как программу двух дипломов (студентов приходится отправлять на обучение в вузы партнеры как на стажировку), как следствие этого — невозможность сократить плату за обучение (студенты вынуждены платить полную стоимость обучения в России и за границей); небольшое количество участников (связано в первую очередь с дороговизной программ), а также отсутствие процедур оформления программ двойных дипломов и соответствующей записи в Уставе МГУ.
Ко второй группе «внешних» трудностей можно отнести: нежелание или ограниченное желание партнеров инвестировать в продвижение совместных программ, несбалансированные маркетинговые стратегии и неэффективность некоторых признанных коммуникационных каналов (к примеру, участие в образовательных выставках).
Это очень сложная и противоречивая задача, однако она ставится сегодня и в российской системе университетского образования, стоящей на пороге модернизации. Так, утвержденная 17 декабря 2010 г. программа развития Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на 2010 — 2019 гг. предполагает, что в 2010 — 2014 гг. этот вуз получит 5 млрд рублей из федерального бюджета, не считая софинансирования со стороны самого вуза и властей Приморского края. Вторые пять лет — это в средства университета. Финансовый поток будет генерироваться уже самим вузом на основе первоначальных вложений государства, то есть программа составлена по ярко выраженному инвестиционному принципу [12].
Список литературы
1. Смирнягин Л. Восьмая культура капитализма // Кредит Russia. № 24. 2000. Декабрь.
2. Совместные программы и программы двойных дипломов в странах Европейского союза: отчет РОО «Центр изучения проблем профессионального образования».
3. ЮНЕСКО (2006) EFA Global Monitoring Report 2006: Literacy for Life. Табл. 9А.
4. Nayyar Deepak, Globalization and Markets: Challenges for Higher Education, Higher Education in the World 3, GUNI, 2008.
5. Robin Middlehurst. The Developing World of Borderless Higher Education: Markets Providers, Quality Assurance and Qualifications. Paris, UNESCO, 2002.
6. Schrittesse I. University goes Bologna: Trends in Hochschullehre. Vienna, 2009.
7. UNCTAD, Trade and Development Report 2003.
8. UNCTAD, World Investment Report 2002.
9. UNESCO Global Educational Digest. 2006. Табл. 8.
10. Сайт http://www.bologna.msmt.cz/PragueSummit/index.htmI.
11. Механик А. Развитие по спирали. Эксперт. 2010. № 49.
12. Авченко В. ДВФУ на старте // «Expert Online». 2010. 28 дек.
Об авторах
Валентина Васильевна Герасименко — д-р экон. наук, проф., Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, e-mail:
Мария Евгеньевна Ульянова — начальник отдела проектов, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
About authors
Prof. Valentina Gerasimenko, Mikhail Lomonosov Moscow State University, e-mail: [email protected]
Maria Ulyanova, head of the Project Department, Mikhail Lomonosov Moscow State University.