Научная статья на тему 'Компетентность социальных работников по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях'

Компетентность социальных работников по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
312
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЛИЦ И ИХ СЕМЕЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / SOCIAL SUPPORT / SYSTEM OF SOCIAL SUPPORT OF PEOPLE SERVING SENTENCE AND THEIR FAMILIES / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER / STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коленбет Сергей Александрович

Статья посвящена выстраиванию понятия компетентности социального работника по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях. При этом автор рассматривает социальную поддержку этой группы как единство трех подсистем (прямая, косвенная и опосредованная социальная поддержка).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коленбет Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS IN RENDERING OF SOCIAL SUPPORT TO PEOPLE SERVING SENTENCE IN PENAL INSTITUTIONS

The article is devoted to the building of notion of competence of social workers in rendering of social support to people serving sentence in penal institutions. The author considers the social support of this group as unity of 3 under-systems (straight, circumstantial and vicarious social support).

Текст научной работы на тему «Компетентность социальных работников по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях»

УДК 364.026

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПО ОКАЗАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦАМ, ОТБЫВАЮЩИМ НАКАЗАНИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Сергей Александрович КОЛЕНБЕТ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, Российская Федерация, аспирант кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: colenbet@yandex.ru

Статья посвящена выстраиванию понятия компетентности социального работника по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание в пенитенциарных учреждениях. При этом автор рассматривает социальную поддержку этой группы как единство трех подсистем (прямая, косвенная и опосредованная социальная поддержка).

Ключевые слова: социальная поддержка; система социальной поддержки отбывающих наказание лиц и их семей; компетентность; профессиональная компетентность; профессиональная компетентность социального работника; структура профессиональной компетентности социального работника.

Определяя понятие «компетентность социальных работников в оказании социальной поддержки лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях», будем отталкиваться от представленных в научной литературе трактовок понятия «профессиональная компетентность». Родовым по отношению к нему выступает понятие компетентности.

В словаре иностранных слов «компетентный» (лат. сошре1еп8, сошре1епй8 - надлежащий, способный) - это «знающий, сведущий в определенной области»; «имеющий право по своим знаниям судить о чем-либо» [1, с. 241]. Однако такая характеристика

весьма широка и размыта в сущностном и содержательном планах.

В работе британского психолога Дж. Ра-вена дается следующее толкование компетентности - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [2, с. 17].

Соотнося компетентность с результатами образования, Ю.Г. Татур дает ей следующее определение: «это интегральное свойст-

во личности, характеризующее его стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной деятельности в определенной области» [3]. Это качество проявляется по завершению образования определенной ступени и выражается в готовности (способности) на его основе к успешной (эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Сравнив понятия компетентности с результатом образования, Ю.Г. Татур заключает, компетентность есть реализованная образованность.

Важные сущностные проявления сторон компетентности обнаруживаются, если она рассматривается во взаимосвязи с профессиональной деятельностью, что подтверждается психолого-педагогическим анализом различных сторон профессиональной компетентности как будущего, так и действующего работника различного профиля (И.А. Зимняя,

А. А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова. Л.М. Митина, Л. А. Петровская, А.В. Хутор-ский и др.). В этой связи необходимо обратиться к рассмотрению сущностных сторон социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях.

Проецирование принципов социальной справедливости и гуманизма на лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, исследователи связывают с развитием современной России как социального государства, выполняющего всеми законными способами социальную функцию, в т. ч. по оказанию социальной поддержки лицам, отбывающим наказание за совершенные противоправные деяния.

В широком смысле социальная поддержка характеризуется как комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание условий, достаточных для существования «слабо защищенных» социальных групп, отдельных лиц, испытывающих нужду в удовлетворении жизненных потребностей в процессе деятельностного существования, оптимизацию среды их обитания [4, с. 14]. Следовательно, целевой ориентир социальной поддержки в ее широком понимании направлен на обеспечение самостоятельного полноценного социального функционирования человека в рамках приня-

тых в государстве на современном этапе его развития моральных, правовых, социальных и иных норм.

В узком смысле социальную поддержку нуждающимся связываем с одним из направлений практики социальной работы. Глубинный смысл социальной работы с лицами, совершившими противоправные деяния и находящимися в пенитенциарных учреждениях, авторы [5, с. 6] видят, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости и наказании преступника за содеянное, с другой - в стремлении минимизировать негативные социальные последствия лишения свободы как для самого осужденного, так и для его микросоциума, особенно семьи, а также общества в целом, членом которого он остается и в период отбывания наказания, и после него.

Проведенный анализ позволяет с системных позиций представить социальную поддержку лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, через целевое единство трех подсистем, каждая из которых характеризуется своими особенностями функционирования:

1) подсистема прямой социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, - ее содержательное наполнение реализуется средствами пенитенциарной социальной работы через три основных элемента: а) социальная работа по адаптации к условиям пребывания в пенитенциарном учреждении и ресоциализации осужденных; б) социальная работа по реализации социальных прав отбывающих наказание; в) социальная работа по подготовке к жизни на свободе;

2) подсистема опосредованной социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, - она обеспечивается следующими элементами: а) социальная работа с семьями, родственниками и близкими лиц, отбывающих и отбывших наказание; б) социальная работа с вышедшими на свободу. Компоненты этой подсистемы осуществляются в основном социальными работниками организаций и учреждений социальной защиты населения, а также общественными организациями социальной направленности;

3) подсистема косвенной социальной поддержки - она реализуется через формы,

методы и технологии превентивной социальной работы по предупреждению различных форм социального неблагополучия в обществе, создающих условия для криминального поведения находящихся в социально опасном положении групп и отдельных людей, возврата отбывших наказание к криминальному прошлому. Содержание социальной поддержки в данной подсистеме реализуется через профессиональное взаимодействие между действующими в службах различной ведомственной принадлежности социальными работниками и их коллегами из учреждений других институциональных систем (социальной защиты, охраны правопорядка и исполнения наказания, образования, молодежной политики и др.).

Таким образом, социальную поддержку лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, можно рассматривать как совокупность прямых, косвенных и опосредованных социальных мер, в своем единстве направленных на создание и поддержание условий по выполнению социальных гарантий государства в отношении отбывающих наказание и их семей, полноценное социальное функционирование отбывших наказание, гармонизацию социальных отношений в обществе для устранения социальных проблем, провоцирующих на противоправные формы поведения.

Собственно проблеме профессиональной компетентности в различных секторах социальной работы посвящены исследования Н.Ф. Басова, В.Г. Бочаровой, Н.В. Гарашки-ной, Н.Ю. Клименко, Ю.В. Койновой, Е.П. Кузнецовой, О.В. Минкиной, Г.В. Муха-метзяновой, Ф.Ш. Мухаметзяновой, А.П. Позднякова, Г.И. Поповой, В. А. Сластенина, В А. Фокина, Н.Б. Шмелевой, В.Ю. Ярецкого и др.

Ввиду того, что в научной литературе представлено многообразие трактовок профессиональной компетентности, рассмотрим ее определения, проецирующиеся на действующего специалиста. Согласно А.К. Марковой, такая компетентность связана с «реальным профессионализмом».

Исследуя профессиональную компетентность в логике психологии профессионализма, А.К. Маркова выделила следующие ее составляющие [6, с. 35]:

- специальная компетентность - способность к планированию производственных процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;

- личностная компетентность - способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения;

- индивидуальная компетентность -мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.

При этом подчеркивается, что в характеристиках профессиональной компетентности как целостности отражаются сочетания психических качеств, психических состояний, позволяющих работнику действовать самостоятельно и ответственно.

Разворачивая идеи А.К. Марковой на социальных работников, Н.В. Гарашкина расширяет предложенный перечень, добавляя к нему технологическую составляющую профессиональной компетентности как одну из базовых, относящихся непосредственно к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в области социальной работы.

В.Г. Бочарова рассматривает профессиональную компетентность работника социальной сферы как «... качественную характеристику субъекта профессиональной деятельности, отражающую уровень его профессиональной подготовки и готовность личности к реализации этой деятельности» и акцентирует внимание на том, что она «включает в себя формирование широкого репертуара поведенческих возможностей» [7, с. 24].

По мнению И.А. Зимней, компетентность есть основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, его личностное свойство, проявляющееся в его поведении [8, с. 36; 9]. В этом контексте опыт понимается И.А. Зимней как совокупность сформиро-

ванных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, которые позволяют человеку адекватно действовать на основе этих знаний в любой ситуации [10].

Профессионально компетентный субъект труда, пишет А.К. Маркова, должен «...оценивать свои профессиональные планы и устремления, выявлять свои профессиональные способности и резервы личности... соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества [6, с. 5]. Этим положением, на наш взгляд, подчеркивается обязательное наличие рефлексивной позиции социального работника как своеобразной обратной связи, обеспечивающей самооценку степени успешности профессиональной деятельности по оказанию социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении, а также необходимости для этого дальнейшего самообразования и саморазвития (социального, личностного, профессионального).

Носителю профессиональной компетентности необходимо иметь профессионально ориентированную мировоззренческую позицию (Г.И. Харченко); использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и средства, делая это эффективно с применением передовых достижений в развитии информационно-коммуникационных средств и информационных технологий (К.К. Колин).

Профессиональную компетентность исследователи также соотносят с результатами трудовой деятельности. Так, Г.И. Попова видит в профессиональной компетентности интегральную характеристику, определяющую способность человека решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Синтез профессиональных знаний, умений, профессионально важных качеств должен обеспечивать ответственность социального работника за результаты труда с учетом мнения профессионального сообщества (Ю.В. Койнова). Это помогает ему эффективно осуществлять профессиональные функции (Е.П. Кузнецова).

Критерием профессиональной компетентности социального работника, по

Н.Ю. Клименко, служат общественная значимость результатов труда работника, его авторитет, социально-трудовой статус, отражаемые через его деятельность.

Рассматривая профессиональную компетентность социального работника на научнометодологическом, профессионально-практическом и личностном уровнях, Т.Ф. Ярки-на связывает с нею такие психологические качества, как креативность, пластичность мышления, инновационность.

Как следует из работ А.В. Бабушкина, Е.В. Батищевой, С. А. Ветошкина, М. А. Гала-гузовой, С. А. Лузгина, М. И. Кузнецова, В.Н. Казанцева, М.В. Фирсова и других исследователей, к социальным работникам, реализующим те или иные меры социальной поддержки отбывающих наказание и их семей, предъявляется сложный комплекс личностных и профессиональных требований.

Итак, анализ понятия профессиональной компетентности, во-первых, влияет на различные стороны ее проявления в деятельности социального работника, во-вторых, позволяет очертить те из них, которые имеют непосредственное отношение к оказанию социальной поддержки лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, и их семьям. Подводя итоги сказанному, к ключевым характеристикам данного понятия относим следующие:

- это интегративная способность (качество) личности, проявляющаяся в степени готовности решать определенные профессиональные задачи социальной поддержки на высоком уровне эффективности;

- являясь определенным способом существования знаний, умений, образованности, она выражается в наличии системных профессионально ориентированных знаний, в сфор-мированности мышления, навыков обобщенного плана и отрефлексированного социального опыта, в понимании меры ответственности за последствия принимаемых решений и готовности эту ответственность нести;

- она невозможна без ценностного отношения к профессии;

- наличие профессиональной компетентности способствует повышению самостоятельности социального работника, включенного в систему мер по оказанию социальной поддержки отбывающих наказание и их семей, его независимости от обстоятельств;

- уровень профессиональной компетентности можно рассматривать как показатель профессиональной зрелости социального работника;

- помимо отражения достигнутой степени подготовленности социального работника к профессиональной деятельности, в ней заложена прогностичность, направленность на перспективу через саморазвитие и самосовершенствование.

Опираясь на выделенные сущностные характеристики, будем понимать под компетентностью социального работника в оказании социальной поддержки лицам, содержащимся в пенитенциарных учреждениях, интегральное свойство личности, выражающееся в мотивационной готовности к профессиональной деятельности, синтезе общепрофессиональных и специальных знаний и навыков, соединенных в опыте их применения, развитых профессионально важных качествах личности, в совокупности обеспечивающее успешность осуществления прямой, косвенной и опосредованной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, с учетом законодательно установленных социальных гарантий по удовлетворению социальных потребностей и поддержанию социально приемлемого жизнеобеспечения.

С учетом проведенного анализа включаем в состав компетентности социального работника в области социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарном учреждении, следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, операциональный, рефлексивный. Их критериальную характеристику выстраиваем в опоре на исследования С.А. Дружилова, Т.П. Дьячек,

В.Н. Казанцева, М.И. Кузнецова, Е.П. Кузнецовой, Ю.В. Койновой и С.А. Лузгина.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление работника в ходе реализации им мер социальной поддержки рассматриваемой группы лиц, предполагает наличие заинтересованности в достижении позитивных результатов социальной работы, в т. ч. снижение рисков рецидивов противоправного поведения.

Когнитивный компонент аккумулирует знания о способах деятельности, осуществляемой социальными работниками в процес-

се прямой, косвенной и опосредованной социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, а также основывающийся на них интеллектуально и лич-ностно обусловленный опыт деятельности работника как внутри пенитенциарной системы, так и вне ее.

Операциональный компонент объединяет комплекс умений, необходимых социальному работнику при оказании социальной поддержки лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, как системного феномена (гностические, аналитические, коммуникативные, информационные, проектировочные, оценочные).

Рефлексивный компонент, выступая регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов во взаимодействиях с нуждающимися в социальной поддержке и коллегами, в самоуправлении, а также побудителем самопознания и профессионального роста, смыслотворческой деятельности и формировании индивидуального стиля работы, проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития и личностных достижений.

1. Словарь иностранных слов. М., 1983.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

3. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М., 2004.

4. Основы социальной работы / отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2007.

5. Лузгин С.А., Кузнецов М.И., Казанцев В.Н. и др. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе / под общ. ред. Ю.И. Калашникова. Рязань, 2006.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 1999.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

9. Зимняя И.А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результат современного образования // Компетент-

ность и проблемы ее формирования в системе их решения» / науч. ред. И.А. Зимняя. М.,

непрерывного образования (школа - вуз - по- 2006.

слевузовское образование): материалы 16 на- 10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.,

учно-методической конференции «Актуаль- 1999.

ные проблемы качества образования и пути

Поступила в редакцию 29.07.2011 г.

UDC 364.026

COMPETENCE OF SOCIAL WORKERS IN RENDERING OF SOCIAL SUPPORT TO PEOPLE SERVING SENTENCE IN PENAL INSTITUTIONS

Sergey Aleksandrovich KOLENBET, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: colen-bet@yandex.ru

The article is devoted to the building of notion of competence of social workers in rendering of social support to people serving sentence in penal institutions. The author considers the social support of this group as unity of 3 under-systems (straight, circumstantial and vicarious social support).

Key words: social support; system of social support of people serving sentence and their families; competence; professional competence; professional competence of social worker; structure of professional competence of social worker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.