Научная статья на тему 'Использование метода проектов как условие формирования у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях'

Использование метода проектов как условие формирования у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / METHOD OF PROJECTS / SOCIAL WORKER / SOCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коленбет Сергей Александрович

В статье рассматривается метод проектов в образовательном процессе будущих социальных работников, который позволяет решать ряд дидактических и организационнопедагогических задач, возникающих при формировании у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коленбет Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE METHOD OF PROJECTS AS THE FORMATION CONDITION AT FUTURE SOCIAL WORKERS OF COMPETENCE OF THE PERSONS SOCIAL SUPPORT WHICH ARE SERVING TIME IN PENAL INSTITUTIONS

In article the method of projects in educational process of future social workers which allows to solve a number of the didactic and organizational and pedagogical tasks arising at formation at future social workers of competence in social support of persons, serving time in penal institutions is considered.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов как условие формирования у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С. А. КОЛЕНБЕТ

В статье рассматривается метод проектов в образовательном процессе будущих социальных работников, который позволяет решать ряд дидактических и организационнопедагогических задач, возникающих при формировании у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях.

Ключевые слова: метод проектов, социальный работник, социальная поддержка.

По мнению многих российских исследователей (В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г Гусля-кова, В. И. Жуков, Н. Ю. Клименко, Р. М. Кули-ченко, Г. П. Медведева, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Никитин, Н. М. Платонова, Г. Н. Филонов, В. А.Фокин и др.) основное назначение социального образования в вузе на современном этапе состоит в приобщении к социальному мышлению, развитию способности и умения принимать в социальной практике компетентные решения, позволяющие полноценно использовать ресурсы человека, институтов государства и общества в обеспечении мер социальной защиты всех групп и слоев населения.

Среди принципов, задаваемых компетентно-стной парадигмой социального образования, вслед за Л. К. Шияном выделим следующие [4]:

- педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий профессиональной деятельности специалистов;

- ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);

- педагогически обоснованного сочетания новых и традиционных педагогических технологий.

Заявленные главные цели компетентностной парадигмы смещают конечную цель социального образования со знаний на сформированность у выпускника вуза профессиональной компетент-

ности. Ее структурно-содержательное наполнение непосредственно связано со сферами предстоящей профессиональной деятельности социальных работников.

В числе важнейших приоритетов компетент-ностной парадигмы, задающей вектор развития социального образования, как подсистемы профессионального образования обозначено усиление практической направленности в подготовке работников социальной сферы. Стоит согласиться с И. А. Зимней в том, что в предстоящей трудовой деятельности востребованы не сами по себе знания специалиста, а именно его способность выполнять определенные функции [1]. Ведь главным для потребителя - выпускника вуза на рынке труда является качество профессионального образования как результата.

Это означает необходимость модернизации не только ценностей, целей, содержания, форм, но также поиска методов обучения, обеспечивающих будущим социальным работникам накопление практического опыта по выполнению функций, которые ему предстоит реализовывать на рабочем месте.

К числу лиц, социальная защита которых в последние годы в России активно развивается, следует отнести тех, кто совершил преступление и отбывает за это заслуженное наказание. Социальная поддержка лиц, отбывающих наказание, -это достаточно сложная система мер, исполняемых представителями различных областей профессиональной деятельности на основе межведомственного взаимодействия.

Что касается собственно социальных работников, то они включены в это взаимодействие при реализации мер:

- прямой социальной поддержки, оказываемой непосредственно осужденным - их реализуют те социальные работники, которые функционируют в системе учреждений исполнения наказания;

- косвенной социальной поддержки, предназначенной для семей и близких лиц, отбывающих наказание, а также тех, кто отбыл наказание и вышел на свободу - здесь используется ряд технологий (социальной адаптации, социальной реабилитации, социального консультирования, посредничества и др.) - это сфера профессиональной деятельности специалистов социальной работы, действующих в учреждениях и службах системы социальной защиты населения;

- опосредованной социальной поддержки, связанной с профилактикой социального неблагополучия, побуждающего людей совершать те или иные противоправные деяния (особым объектом внимания при этом являются несовершеннолетние) - ее оказывают сотрудники учреждений и служб системы социальной защиты совместно с представителями других ведомств.

Как видим, компетентному в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание, социальному работнику требуется освоить достаточно широкое поле деятельности и еще до выхода из стен вуза приобрести опыт работы с представителями групп социального риска, осужденными, их семьями, лицами, освобожденными после отбывания наказания.

Оценка качества профессионального образования, подчеркивает Л. К. Шиян, находится за рамками собственно образовательной системы и образовательного процесса. Наряду с работодателями в ней принимают участие потребители социальных услуг и общественность. То есть критерием профессиональной компетентности социального работника, по Н. Ю. Клименко, служит общественная значимость результатов труда работника, отражаемая через его деятельность.

Следовательно, в ходе вузовского обучения студенты, осваивая профессиональные функции, должны включаться в создание таких продуктов, которые бы имели отношение не только к учебной деятельности, но имели бы квазипрофессиональ-ный и собственно профессиональный характер.

В этой связи ученые и практики все большее внимание уделяют активному обучению, представляющему собой, согласно В. Н. Кругликову, такую организацию и ведение учебного процесса,

которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, комплексного использования дидактических и организационноуправленческих методов и средств.

М. Т. Громкова справедливо отмечаем, что основной критерий метода в профессиональном образовании - его соответствие способам профессиональной деятельности. Что касается будущего социального работника, то используемые в образовательно-воспитательной практике методы должны позволить ему овладеть технологией решения проблем.

Среди активных методов, обеспечивающих успешное формирование у будущих социальных работников всех составляющих профессиональной компетентности, особо выделяем метод проектов.

В трактовке Е. С. Полат, предложившей теоретическую основу внедрения метода проектов в образовательную практику России, он представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Ведущей идеей метода проектов является организация деятельности учеников, которую они ведут самостоятельно и за которую берут на себя ответственность [2].

По классификации А. М. Смолкина, этот метод можно рассматривать как имитационный, неигровой.

При использовании этого метода в образовательном процессе продуктом «на выходе» становятся социальные проекты, которые разрабатываются и реализуются студентами самостоятельно или коллективно.

Проведенный анализ позволяет заключить, что метод проектов хорошо вписывается в процесс формирования у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание. Ведь социальная работа с любым клиентом, включая осужденных, членов их семей, отбывших наказание, лиц девиантного поведения, строится с позиций социального управления, составной частью которого является социальное проектирование. Эта деятельность ориентирована на создание таких разновидностей управленческого решения, в результате которых происходит решение тех или иных социальных проблем любого объекта, на который распространяются меры описанной выше прямой, косвенной и опосредованной социальной поддержки.

Многими исследователями подчеркивается, что социальное проектирование - это научнотеоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью.

То есть, по сути, метод проектов предполагает обучение деятельностью.

Так, при формулировании проблемы, на решение которой направлен разрабатываемый проект, студентам необходимо точно определить, в чем состоит проблема, ее масштабы и причины возникновения, а также возможные последствия, если эта проблема не будет решена.

Далее студентам необходимо отобрать методы, которые будут использоваться при реализации проекта; определить необходимых для проекта исполнителей, предварительно оценив их опыт и квалификацию; спланировать объем и сроки выполнения ими конкретных задач; определить необходимые ресурсы, включая материалы, оборудование, финансовые средства.

Уже на стадии анализа проблемы для социального проекта студенты обращаются к ряду учебных дисциплин. Укажем только некоторые из них:

- «Теория социальной работы» - формулировка сути проблемы; выделение категории населения, которые она затрагивает; определение направлений социальной работы, перспективных для решения проблемы.

- «Социальная статистика» - подбор и анализ статистических данных, характеризующих масштабы этой проблемы.

- «Технология социальной работы» - отбор методов и технологий, которые будут использоваться при входной диагностике и экспертизе эффективности проектной деятельности, а также при решении конкретных содержательных задач проекта.

- «Социальный менеджмент» - все вопросы, касающиеся организации и управления коллективной деятельностью в ходе реализации проекта.

При разработке проекта студентам также требуется спрогнозировать и смоделировать ожидаемые результаты, а также разработать критерии оценивания эффективности отдельных составляющих и всего проекта в целом; подобрать методы оценки; описать способы вовлечения в процедуру оценивания получателей услуг, предусмотренных проектом.

А. И. Савенковым показано, что с точки зрения педагогической психологии и образовательной практики проектирование тесно связано с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности студента в обучении [3]. Если обратиться к выделенным им составляющим социального прогноза, то в разработке проектов для реализации мер прямой социальной поддержки наибольшее значение имеет детерминированная составляющая прогноза. Для оказания косвенной и опосредованной социальной поддержки, наряду с указанной, большое значение сегодня приобретает вероятностная, а иногда и случайная составляющая прогноза, поскольку в последние годы социальная работа с нарушителями закона развивается достаточно интенсивно, постоянно предлагая принципиально новые идеи и их технологическое воплощение.

Что касается характера студенческих социальных проектов, считаем необходимым отметить следующее. В рамках освоения тематических модулей отдельной дисциплины, либо подготовки к конкретному виду практики студентами могут индивидуально разрабатываться и реализовываться небольшие проекты репродуктивного характера. Например, по организации социальнополезного досуга подростков, находящихся в Центрах временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, их трудовой реабилитации и др. Проекты такого рода можно предлагать уже студентам 3-го курса.

Более масштабные социальные проекты по силам студентам 4-5-го курсов при выполнении ими курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Это, к примеру, могут быть проекты социального сопровождения семьи, один из членов которой отбывает наказание в пенитенциарном учреждении; проекты информационной, просветительской, профилактической направленности, предназначенные для различных групп населения, находящихся в социально опасном положении.

Таким образом, разработка социального проекта, с одной стороны, обусловливает необходимость актуализации знаний, уже приобретенных студентами при освоении дисциплин учебного плана, а с другой - создает потребность самостоятельно «добирать» недостающие знания, т. е. активизирует самостоятельную познавательную деятельность.

Несомненным достоинством метода проектов в обеспечении у студентов компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание,

является то, что при его использовании студенты опираются на другие активные методы (мозговой штурм, синектика, групповая экспертиза, проблемное колесо и др.).

Таким образом, метод проектов позволяет решать в комплексе ряд дидактических и организационно-педагогических задач, возникающих при формировании у будущих социальных работников компетентности в социальной поддержке лиц, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях:

- расширять и углублять знания в отдельной предметной области;

- развивать «чувствительность» к социальным проблемам человека, отбывающего наказание, его родных и близких лиц, тех, кто находится в группах социального риска;

- актуализировать межпредметные и междисциплинарные связи, на которых строятся все технологии социальной работы с рассматриваемым контингентом;

- совершенствовать навыки работы с различными видами профессиональной информации -она аккумулируется как в системе социальной защиты населения, так и в других ведомствах;

- формировать навыки работы в коллективе, в том числе с работниками другой ведомственной принадлежности, представителями третьего сектора;

- формировать способность принимать решения и нести за них ответственность;

- расширять представление об инфраструктуре социальной поддержки тех, кто отбывает на-

казание, членов их семей, любых граждан, находящихся в социально опасном положении.

Литература

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 37.

2. Метод проектов: науч.-метод. сборник. Мн., 2003. С. 24.

3. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. М., 2006. С. 229.

4. Шиян Л. К. Аналитический обзор системы измерения качества профессиональной деятельности современного педагога: мониторинговые исследования. М., 2006. С. 34.

* * *

USE OF THE METHOD OF PROJECTS AS THE FORMATION CONDITION AT FUTURE SOCIAL WORKERS OF COMPETENCE OF THE PERSONS’ SOCIAL SUPPORT WHICH ARE SERVING TIME IN PENAL INSTITUTIONS

S. A. Kolenbet

In article the method of projects in educational process of future social workers which allows to solve a number of the didactic and organizational and pedagogical tasks arising at formation at future social workers of competence in social support of persons, serving time in penal institutions is considered.

Key words: method of projects, social worker, social support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.