Научная статья на тему 'Компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере физического воспитания детей: социологический анализ'

Компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере физического воспитания детей: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL QUALITY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Елена Леонидовна

В статье на основе данных проведенных в 2011-2012 гг. социологических исследований, объектом которых были педагоги дошкольного образования, осуществлен анализ компетентности педагогов ДОУ в сфере физического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

In article on the basis of data held in 2011-2012 sociological research, the object of which were teachers of pre-school education, the analysis of the competence of teachers of pre-school education in the field of physical education of children.

Текст научной работы на тему «Компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере физического воспитания детей: социологический анализ»

Список литературы

1. Булгакова Н.Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М.: «Академия», 2005. 432с.

2. Булгакова Н.Ж. Плавание. М., 2003. 239 с.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт, 2002. 448 с.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Рн/Д.: Феникс, 2005. 382 с.

5. Филатова Е.В. Аквааэробика: учеб.-метод. комплекс. М.:

Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007. 92 с.

Новикова Надежда Николаевна, преп., cat6876@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Синёва Наталия Вадимовна, ст. преп., natalia.sineva@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF TRAINING SESSIONS IN AQUA AEROBICS AS A MEANS OF IMPROVEMENT OF STUDENTS

N.N. Novikova, N.V. Sineva

We consider the efficiency of complex training sessions on health and physical development of students of special medical group water aerobics classes at the university.

Key words: health properties of water, the complex lessons, evaluation criteria.

Novikova Nadezhda Nikolaevna, lecturer, cat6876@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sineva Natalia Vadimovna, senior lecturer, natalia.sineva@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011.3

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Е.Л. Семёнова

В статье на основе данных проведенных в 2011-2012 гг. социологических исследований, объектом которых были педагоги дошкольного образования, осуществлен анализ компетентности педагогов ДОУ в сфере физического воспитания детей.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, физические качества, компетентность.

В рамках внедрения системы мониторинга физического состояния воспитанников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в ряде ДОУ г. Сургута проводилось социологическое исследование, основной

целью которого было оценить компетентность педагогов дошкольного образования в сфере физического воспитания детей. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Оценить знания педагогов о ценностно-смысловых основах физического воспитания детей.

2. Выявить знания педагогов о развитии физических качеств у детей и информированность о тестовых методиках для их оценки.

3. Установить отношение педагогов к внедрению в ДОУ мониторинга состояния физической подготовленности детей.

4. Определить потребности педагогов в получении знаний о физическом воспитании детей.

В ходе исследования, проведенного в 2011-2012 уч.г., было обследовано 100 педагогов дошкольного образования, работающих в ДОУ г. Сургута. Стоит отметить, что все опрошенные обладают достаточно обширным педагогическим опытом (в среднем - 13 лет стажа), стаж работы в дошкольных учреждениях в среднем достигает 10 лет.

Основными показателями ценностно-смыслового значения физического воспитания детей являются знания о задачах физического воспитания и его результатах. Результаты же выражаются в показателях физического развития ребенка и тесно связанных с ними физических качествах.

В ходе исследования было выявлено, что подавляющее большинство педагогов основными задачами физического воспитания в ДОУ считают: обеспечение хорошего здоровья (72 %), формирование двигательных умений и навыков (72 %) и достижение оптимального физического развития (60 %). В целом, можно сделать вывод о грамотном видении целей, но стоит обратить внимание на содержание понятий «физическое развитие» и «физические качества» в оценках педагогов ДОУ, так как качество физического воспитания, несомненно, зависит от объема знаний.

Более половины опрошенных педагогов (54 %) полагают, что физическое развитие - это процесс формирования физических качеств. Также распространены ответы, характеризующие физическое воспитание как процесс формирования здоровья и здорового образа жизни и процесс формирования опорно-двигательного аппарата ребенка. Стоит отметить, что на самом деле физическое развитие - это степень развития морфофункциональных показателей и основанных на них кондиционных физических качеств.

Что касается вопроса о показателях физического развития детей, то были получены следующие данные. Не смогли ответить на поставленный вопрос 35 % опрошенных педагогов. Для 38 % респондентов показатели, характеризующие уровень физического развития ребенка, это физические качества (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость).

Еще 12 % педагогов полагают, что показателями уровня физического развития детей являются антропометрические характеристики - рост, вес.

Также 12 % опрошенных связывают показатели уровня физического развития с состоянием здоровья ребенка (без указания конкретных параметров).

Необходимо в данном ключе отметить, что на самом деле показателями уровня физического развития детей являются соматометрические показатели (форма тела, объем грудной клетки, бедра, бицепса, рост) и функциональные показатели (ЧСС, объем легких, частота дыхания, общая работоспособность). Следовательно, вполне уместно сделать вывод о том, что педагоги ДОУ в настоящее время не имеют полного представления как о сущности понятия «физическое развитие», так и об его основных показателях.

Следующий аспект анализа касался оценки знания педагогами определения что такое «физические качества» и какие физические качества, которые необходимо развивать у детей дошкольного возраста, существуют.

В первую очередь, мы предложили педагогам сформулировать, что такое «физические качества». Не смогли дать ответ на поставленный вопрос 27 % опрошенных, 42 % респондентов ограничились перечислением известных им физических качеств (сила, выносливость, гибкость, ловкость, быстрота). Незначительное число опрошенных сформулировали содержание понятия «физические качества» как «способность человека максимально использовать двигательные умения и навыки», «качества, которые формируются в процессе физического воспитания» или соотнесли физические качества с понятием здоровья. Следовательно, многие педагоги ДОУ не смогли верно назвать все основные физические качества (даже такие как сила, гибкость, выносливость).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что значительная часть педагогов, работающих в ДОУ, не в полной мере имеют представление об основных понятиях процесса физического воспитания детей («физическое развитие», «физические качества») и не в состоянии грамотно выделить как показатели физического развития, так и основные физические качества, которые необходимо формировать и развивать у воспитанников ДОУ.

Что касается знания тестовых методик, используемых в ДОУ для оценивания уровня развития физических качеств у детей, лишь 22 % смогли ответить на поставленный вопрос. При этом все они назвали в качестве тестовой методики проведение мониторинга физической подготовленности воспитанников ДОУ.

Необходимо отметить, что во время проведения социологического исследования в ДОУ г. Сургута уже проводилось тестирование

воспитанников в контексте проводимого Всероссийского мониторинга состояния физического здоровья детей. Весь комплекс используемых при проведении мониторинга тестовых методик, в соответствии с предписаниями, включает в себя бег 30 м, 90 м, 300 м, 1000 м, подъем туловища из положения лежа, прыжки в длину с места, наклоны вперед из положения сидя. В ДОУ при проведении тестирования использовались лишь наклоны вперед из положения сидя, подъем туловища из положения лежа и прыжки в длину с места.

Следовательно, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у педагогов ДОУ в настоящее время нет четкого представления о комплексе тестовых методик и их применении в педагогическом процессе.

С 2011-2012 учебного года в ДОУ г. Сургута внедряется мониторинг физической подготовленности детей. Понятно, что успешность этого внедрения и использования его результатов для улучшения физического здоровья детей зависит не только от инструктора по физической культуре, но и от воспитателей, от их понимания значимости проведения мониторинга в ДОУ. В связи с этим в опросную анкету был включен и ряд вопросов, связанных с мониторингом состояния физической подготовленности детей.

Из приведенных данных очевиден тот факт, что, по мнению большинства, воспитателей (56 %), проведение мониторинга физической подготовленности в ДОУ целесообразно. Никто из опрошенных педагогов не высказал сомнений в необходимости проведения мониторинга, хотя весьма значительное число педагогов (44 %) не имеют четкого мнения по этому вопросу.

При этом педагогам было предложено сформулировать цели проведения мониторинга в ДОУ. Важно отметить тот факт, что 58 % опрошенных затруднились ответить на поставленные вопрос. Большинство педагогов (45 %) считают, что основной целью проведения мониторинга в ДОУ является отслеживание эффективности проводимых занятий по физической культуре («отслеживание результатов детей», как один из вариантов формулировок). Также достаточно велика доля тех, кто целью проведения мониторинга полагает выявление индивидуальных особенностей и отклонений в состоянии физического развития у воспитанников ДОУ.

Заслуживает быть рассмотренным и тот важный аспект, связанный с субъективным отношением педагогов к мониторингу, заключающийся в том, испытывают ли они какие-либо затруднения при участии в нем. Было выяснено, что 44 % педагогов не испытывают каких-либо затруднений; 20 % признались, что проведение мониторинга создает для них некоторые трудности (36 % не имеют какого-либо мнения по данному вопросу). Те педагоги ДОУ, которые испытывают некоторые затруднения, связанные с проведением мониторинга, отмечают в качестве проблем его объемность,

отсутствие методик и системы в сборе и обработке информации, недостаточную свою информированность.

Таким образом, резюмируя изложенное, следует заключить, что в настоящее время педагоги ДОУ заинтересованы в проведении мониторинга физической подготовленности воспитанников, но для полноценной работы им необходимо более полно владеть информацией, касающейся целей, задач, методики проведения тестирования, а также обработки полученных данных тестирования.

Что касается заинтересованности педагогов ДОУ в получении знаний в сфере физического воспитания детей и возможностей их практического применения, то обращает на себя ярко выраженная (48 % опрошенных) потребность в специально организованных занятиях со специалистами в сфере физического воспитания детей. Гораздо меньше (28 %) доля тех, кто хотел бы регулярно общаться с инструктором по физической культуре и консультироваться с ним по вопросам физического развития воспитанников ДОУ.

В наименьшей степени (12 %) выражена у педагогов ДОУ потребность в предоставлении им специальной литературы по вопросам физического развития и физического воспитания детей.

Большая часть педагогов (31 %) заинтересована в получении информации о физическом состоянии воспитанников в первую очередь для того, чтобы индивидуализировать работу с детьми - знать уровень физического развития и возможности ребенка, дифференцированно определять нагрузку на занятиях, развивать «отстающие» физические качества. Также значима роль подобного рода информации для корректировки воспитательного процесса, организуемого самими педагогами - 23% опрошенных отметили, что информация о физическом состоянии воспитанников поможет им корректировать собственную работу, отслеживать эффективность работы, выявлять недостатки в проделанной работе.

Немаловажным является и то, что 15 % педагогов планируют с помощью информации о физическом состоянии детей организовывать работу с родителями воспитанников. При этом 64 % педагогов заявляют о том, что самостоятельно информируют родителей о физическом состоянии их детей, с периодичностью, в среднем, раз в несколько месяцев.

Резюмируя изложенное, можно заключить, что, несмотря на занятость, большинство педагогов ДОУ хотели бы получать знания в сфере физического воспитания детей. Предпочитаемые же педагогами формы получения знаний вполне приемлемы для их организации непосредственно в детском саду. Также педагоги заинтересованы в получении полной информации о физическом состоянии воспитанников ДОУ с целями оптимизации и индивидуализации работы с детьми.

Таким образом, проведенное социологическое исследование позволило сделать следующие выводы:

В настоящее время большинство педагогов ДОУ достаточно отчетливо представляют ценностную роль физического воспитания детей, но при этом не владеют элементарными основами знаний об основных положениях этого процесса.

Педагоги ДОУ не владеют знаниями о развитии физических качеств, определяющих физическое здоровье детей. У них нет также сколько-нибудь отчетливого представления о тестовых методиках, применяемых для оценки уровня развития этих физических качеств.

Многие педагоги положительно относятся к внедрению в ДОУ мониторинга состояния физической подготовленности детей.

Определено, что большинство педагогов заинтересованы в получении знаний в сфере физического воспитания детей. При этом предпочтительной формой получения таких знаний названы занятия с «приглашенными специалистами» (48 %) и беседы с инструктором по физической культуре (28 %).

Следовательно, для эффективного внедрения системы мониторинга физического развития воспитанников ДОУ, необходимо в первую очередь уделять внимание повышению компетентности педагогов дошкольного образования, а также формировать потребность в получении необходимой информации как познавательного, так и организационного характера.

Список литературы

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 304 с.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655. ЦЕЬ: http://base.garant.rU/197482/#text (дата обращения: 12.05.2014).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении

федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г. №2151. ШЬ: http://base.garant.rU/55172575/#text (дата

обращения: 12.05.2014).

4. Семенов Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы. М.: Сов. спорт, 2007. 168 с.

Семёнова Елена Леонидовна, канд. социол. наук, доц., zdormon@gmail.com, Россия, Екатеринбург, Российский государственный профессионально-педагогический университет

COMPETENCE OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

E.L. Semyonova

In article on the basis of data held in 2011-2012 sociological research, the object of which were teachers of pre-school education, the analysis of the competence of teachers of pre-school education in the field of physical education of children.

Key words: physical education, physical development, physical quality, competence.

Semyonova Elena Leonidovna, candidate of sociological Sciences, associate professor, zdormon@,gmail.com, Russia, Ekaterinburg, Russian State Vacancy Pedagogical University

УДК 796.015

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ

ШЕЙПИНГОМ

А.А. Скидан, Е.П. Врублевский

Представлена оздоровительная методика занятий шейпингом с женщинами зрелого возраста. Проведенный педагогический эксперимент включал в себя применение целенаправленного комплекса упражнений по «шейпинг программе» с определенной последовательностью воздействия, для изменения и коррекции форм тела женщин разного зрелого возраста. Эффективность методики подтверждается благоприятной динамикой показателей физического развития и функционального состояния занимающихся женщин.

Ключевые слова: шейпинг, женщины, зрелый возраст, оздоровительные занятия, физическое развитие, функциональное состояние.

Женщина в период зрелого возраста находится в состоянии активной социальной и профессиональной деятельности, весьма актуальным в этот период для неё является улучшение качества жизни, что, в частности, выражено в сохранении и улучшении состояния здоровья, поддержании работоспособности на высоком уровне, а также в коррекции фигуры [2]. Именно в этом возрасте в организме женщины происходят процессы замедления метаболизма и приобщение к различным формам двигательной активности, регулярным занятиям физической культурой является необходимым условием для женского организма [2, 4].

В настоящее время появился целый ряд современных физкультурнооздоровительных систем, которыми занимаются преимущественно женщины [1]. Особую популярность среди женщин зрелого возраста приобретает система «шейпинг», которая, по мнению многих специалистов, позволяет не только эффективно решать проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.