ББК 74.100.54 YAK 373.3
Л.А. СЕМЁНОВ
L.A. SEMENOV
ИНФОРМАУИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАУИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
INFORMATIONAL SUPPLY OF FEDERAL STATE REQUIREMENTS REALIZATION IN PRE-SCHOOL PHYSICAL EDUCATION
В статье обосновывается специфика информационного обеспечения реализации Федеральных государственных требований в сфере дошкольного физического воспитания. Предлагаются интегральные показатели и оценочные шкалы для определения итоговых и промежуточных результатов освоения основных образовательных программ в ДОУ. Описываются разработанные средства для обработки результатов регулярно проводимого мониторинга и оперативного информирования всех субъектов физического воспитания о достижениях детей в дошкольном образовательном учреждении.
The article explains the peculiarity of informational supply of Federal state requirements in pre-school physical education. Integrated indexes and estimation scales determining final and intermediate results of covering basic educational programs in a Pre-school Educational Institution are offered. Worked out tools for regular results monitoring and quick informing of all participants of physical education about children achievements in a pre-school educational institution are described.
Ключевые слова: Федеральные государственные требования, основная образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, оценочные шкалы, мониторинг, информационное обеспечение.
Key words: Federal state requirements, the basic educational program, a pre-school educational institution, physical education, estimation scales, monitoring, information supply.
Одним из непременных условий для реализации принятых Федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к дошкольному образованию является информационное обеспечение [7, 8], которое позволит «управлять образовательным процессом» [8, с. 9].
Ключевым звеном информационного обеспечения является мониторинг, о чём свидетельствует, во-первых, обязательное наличие в структуре основной образовательной программы (далее - ООП) раздела «система мониторинга достижений детьми планируемых результатов» [7]. Во вторых, в «ФГТ к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» [8] предписывается систематическое проведение мониторинга для фиксирования «хода воспитательно-образовательного процесса по результатам освоения ООП дошкольного образования» [8, с. 9]. Система мониторинга должна обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения, позволит осуществлять динамику достижений детей [7].
Понятно, что проведение мониторинга в процессе реализации ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) обязательно во всех образовательных областях, в том числе и в физической культуре, отличающейся своей спецификой. Исходя опять-таки из ФГТ, одной из основных специфических задач физического воспитания в ДОУ является развитие кондиционных физических качеств. И это вполне оправданно, так как именно оно обеспечивает полноценное физическое здоровье ребёнка. Совершенно очевидно, таким образом, что показатели развития кондиционных физи-
ческих качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, скоростной силы) должны являться основными итоговыми и промежуточными интегративным результатами (наряду с освоением двигательных действий) освоения ООП в образовательной области «Физическая культура» в ДОУ.
Соответственно, именно эти показатели должны составлять основу содержания мониторинга при обеспечении информационного обеспечения реализации ФГТ в сфере физического воспитания в ДОУ. Кроме того, мониторинг в ДОУ с таким содержанием в полной мере соответствует предписаниям Постановления Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи» [6] и ряда других федеральных документов [7, 11 и др.].
Но нельзя не отметить, что внедрение мониторинга в ДОУ сопряжено с рядом проблем, связанных с уточнением содержания мониторинга и оценочных шкал в контексте реализации ФГТ, обработкой результатов тестирования детей, обеспечением оперативного донесения получаемой информации до субъектов процесса физического воспитания в ДОУ (инструктора по физической культуре, заведующего, воспитателей, родителей и самих детей).
Задачами проведённой нами работы, результаты которой приводятся в данной статье, являлись:
• определение тестовых методик и шкал для оценивания результатов освоения детьми ООП по показателям тестирования кондиционной физической подготовленности детей в ДОУ;
• обоснование и разработка средств для обработки результатов тестирования и оперативного информирования субъектов физического воспитания о физическом состоянии детей.
При решении поставленных задач прежде всего определено, как уже отмечалось, что основными показателями оценки итоговых и промежуточных результатов в физическом воспитании детей в ДОУ и, соответственно, составляющими основу содержания мониторинга должны являться кондиционные физические качества. Но на сегодняшний день в существующих программах по физическому воспитанию нет единого подхода к тестовым методикам, позволяющим оценивать развитие этих качеств [1, 5, 9]. Однако даже при наличии в разных программах каких-то одинаковых тестовых методик оценочные нормативы к ним, как правило, различны. Таким образом, в ДОУ нет единой нормативной основы, которую можно было бы взять в качестве критериев оценки итоговых (и промежуточных) результатов освоения ООП в части физического воспитания.
Думается, исходя из реалий, наиболее правильно в качестве основных методик при оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста следует взять тестовые методики, рекомендованные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры в контексте проведения мониторинга среди детей в возрасте от 4 до 7 лет [2, 10]. Такой подход обусловлен тем, что ряд предлагаемых тестовых методик соответствует тестовым методикам, используемым и в школе [4], что в определённой мере создаёт предпосылки для обеспечения преемственности между дошкольным и школьным физическим воспитанием. К числу предлагаемых методик относится бег на 30 м (оценивание быстроты), бег на 90 (оценивание выносливости у детей 4-х лет), бег на 300 м (оценивание выносливости у детей 5-7 лет), поднимание-опускание туловища из положения лёжа на спине в течение 30 сек. (оценивание силы), прыжок в длину с места (оценивание скоростной силы).
Мы считаем необходимым при оценке физической подготовленности применять также тесты, используемые в школьном физическом воспитании: «наклон вперёд» (оценивание гибкости) для всех детей (4-7 лет, бег на 1000 м (оценивание выносливости для мальчиков и девочек) и подтягивание на высокой перекладине (оценивание силы) для мальчиков в возрасте
с 6 лет 6 месяцев. Такое дополнение, на наш взгляд, позволит создать ещё большие предпосылки для преемственности дошкольного и школьного физического воспитания.
Наряду с едиными для всех ДОУ тестовыми методиками чрезвычайно важное значение для оценивания результатов, как отмечалось, имеет нормативная основа, или оценочные шкалы. Анализ существующих нормативных требований, рекомендуемых для оценки физической подготовленности дошкольников, показал, что по большинству тестов целесообразно использовать оценочные шкалы, также предлагаемые Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры при проведении мониторинга [2]. Данные нормативы разрабатывались на основе огромной выборки, полученной при обследовании детей дошкольного возраста из всех Федеральных округов России, и, судя по апробации, позволяют наиболее объективно оценивать физическое состояние детей. Эти нормативные требования и следует взять в качестве итоговых результатов ООП. Но необходимо отметить, что для детей подготовительной группы в возрасте от 6 лет 6 месяцев и старше нормативные требования следует «подвести» под минимальные показатели среднего уровня развития физических качеств для семилетних детей (в большинстве случаев эти нормативные требования школьной программы для первоклассников [4]). Такой подход позволит, на наш взгляд, обеспечить целевую направленность физического воспитания в ДОУ и ещё более отчётливую преемственность со школьным физическим воспитанием.
Таким образом, показатели тестирования по выделенным методикам и оценочным шкалам, определяющими результаты ООП, будут являться основанием для информирования всех субъектов физического воспитания в ДОУ о физическом состоянии детей. Но при этом чрезвычайно важно использование в ДОУ так называемых средств информационного обеспечения, к которым в первую очередь относятся компьютерная программа и паспорт физической подготовленности детей.
Основное предназначение компьютерной программы - обработка результатов тестирования и создание базы данных о динамике физической подготовленности каждого ребёнка, посещающего ДОУ с 4-х лет.
Содержательная и экспертная базы программы тесто связаны с ООП в образовательной области «Физическая культура». Содержание определяется тестовыми методиками, принятыми для оценивания промежуточных и итоговых результатов освоения ООП, а экспертная база - конкретными результатами, которые должны показывать дети в возрасте от 4 до 7 лет.
Программа предусматривает возможность введения и обработки результатов тестирования и по другим, дополнительным методикам.
Конечными продуктами программы, используемой в ДОУ, являются:
• база данных с результатами тестирования детей;
• таблично-графические материалы, отражающие текущее состояние и динамику изменений в развитии физических качеств (в целом по ДОУ и по группам);
• списки детей, имеющих индивидуальные отклонения и нуждающихся в коррекционных занятиях;
• списки детей с высоким уровнем физической подготовленности, которым могут быть рекомендованы занятия спортом.
При таком построении компьютерной программы информацию, необходимую для оценивания физической подготовленности детей и принятия соответствующих мер, получают инструктор по физической культуре, заведующий ДОУ, воспитатели и родители.
Предлагаемая программа предусматривает возможность получения обобщённой информации о состоянии физической подготовленности детей не только по отдельным ДОУ, но и в целом по району, муниципальному образованию.
Для работы с программой требуется персональный компьютер с процессором не ниже РеМшти пакет MS Office. Ввод и обработку данных тестирования в ДОУ может осуществлять инструктор по физической культуре или иной специалист учреждения.
Как показало апробирование разработанной компьютерной программы, для оперативного, систематического и наглядного информирования (прежде всего воспитателей и родителей) крайне важно и наличие в ДОУ паспорта физической подготовленности (на бумажном носителе). Основное предназначение такого паспорта - отслеживание динамики изменения показателей развития физических качеств в течение каждого учебного года на протяжении всего нахождения ребёнка в ДОУ, начиная с 4-х лет (средняя, старшая и подготовительная группа).
Содержание паспорта соответствует тестовым методикам и оценочным шкалам, принятым для оценки результатов освоения ООП и «заложенными» в основу компьютерной программы.
Объём паспорта - 12 страниц формата А6. На первой (титульной) странице должно быть отмечено: «Паспорт физической подготовленности воспитанника МДОУ». Далее указывается наименование ДОУ, фамилия и имя ребёнка.
На обратной стороне титульного листа паспорта указывается дата рождения ребёнка и помещается его фотография.
На следующих четырёх страницах размещается однотипная таблица, которая заполняется в начале и в конце каждого учебного года с указанием абсолютного и уровневого показателей развития каждого физического качества (быстрота, выносливость, гибкость, сила и скоростная сила). На основании достигнутых по каждому физическому качеству уровней для наглядности рисуется два профиля разного цвета: «осенний» (исходный) и «весенний» (итоговый). Кроме того, на этих страницах на основании достигнутых уров-невых показателей по каждому физическому качеству может представляться балльная оценка подготовленности (как осенью, так и весной). Результаты высокого уровня рекомендуется оценивать 5 баллами, среднего - 3 баллами и низкого - нулевым значением. На каждой из этих страниц помещается также раздел «Для Вас, родители», в котором родители должны отмечать умения ребёнка (катание на лыжах, коньках, велосипеде, умения прыгать через короткую и длинную скакалку). В конце каждого учебного года на этих страницах ставятся подписи инструктора по физической культуре, воспитателя и родителей ребёнка.
На седьмой странице паспорта размещается материал «Готовность ребёнка к школе», отражающий кондиционную подготовленность по каждому из оцениваемых физических качеств при выпуске из ДОУ, готовность к выполнению минимальных требований школьной программы. Кроме этого указываются двигательные умения, которыми овладел или не овладел воспитанник за период посещения ДОУ.
На последних двух страницах (восьмая и девятая) приводятся нормативные требования по каждому оцениваемому физическому качеству с учётом пола и возраста ребёнка. Именно данные, приведённые здесь, являются исходными для определения достигнутого им уровня физической подготовленности.
Далее (на десятой и одиннадцатой страницах) описывается методика проведения тестирования, а на последней, двенадцатой странице, даётся инструкция по заполнению паспорта.
Ещё одно средство, которое может иметь важное значение для повышения эффективности физического воспитания ребёнка в ДОУ, - информационный стенд. Предназначение стенда - предоставление возможности воспитателям и родителям получать по мере необходимости общую информацию о нормативных возрастных требованиях по каждой тестовой методике, выполнение которых должно являться основными показателями результа-
тивности освоения ООП по физической подготовленности детей. Учитывая, что стенд рассчитан на пользование воспитателями и родителями, его целесообразнее размещать в каждой группе. Его возможное название - «Проверьте физическое состояние своего ребёнка!».
Тестовые методики и нормативные требования (в том числе и для детей семилетнего возраста, выпускающихся из ДОУ), помещаемые на стенде, повторяют материалы восьмой и девятой страниц паспорта физической подготовленности.
В заключение следует отметить, что предлагаемые средства информационного обеспечения физического воспитания в ДОУ представляют собой систему, основывающуюся на единстве принятых методик и нормативных требований, и позволят технологизировать процесс проведения мониторинга и осуществления в случае необходимости (при невыполнении требований ООП) коррекции отклонений в физической подготовленности детей в ДОУ.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Одним из непременных условий реализации ФГТ в сфере дошкольного физического воспитания является определение итоговых и промежуточных результатов освоения детьми ООП и оперативное информирование о достижении (или недостижении) этих результатов до субъектов физического воспитания (инструкторов по физической культуре, воспитателей, заведующего, детей и их родителей). На сегодняшний день, как показал анализ примерных образовательных программ для ДОУ, единого и конкретного подхода к оценке результатов детей в сфере физического воспитания нет.
2. Основными интегральными показателями освоения ООП в ДОУ (наряду с освоением двигательных умений и навыков) должны являться результаты детей в кондиционной физической подготовленности, непосредственно отражающие их физическое здоровье. Кроме того, что показатели кондиционной физической подготовленности являются унифицированным выражением решения главной задачи физического воспитания - оздоровительной, эти показатели фиксируются в конкретных единицах измерения (см, м, мин., сек. и т.д.). Это, в свою очередь, делает планируемые результаты операциональными, позволяет подвергать математической обработке (хотя бы на уровне процентов) и легко отслеживать динамику изменений.
3. За критериальную основу оценивания результатов освоения детьми ООП по их кондиционной физической подготовленности в ДОУ наиболее целесообразно взять тестовые методики и откорректированные оценочные шкалы, принятые при проведении Всероссийского мониторинга состояния физического здоровья среди детей [2, 10], которые в целом предусматривают преемственность дошкольного и школьного физического воспитания. Именно эта критериальная основа должна определять содержание мониторинга и его нормативную базу в процессе реализации ФГТ в образовательной области «Физическая культура» в ДОУ.
4. Для обработки результатов тестирования и оперативного информирования субъектов физического воспитания о достижениях детей следует использовать разработанные и апробированные в ряде ДОУ г. Сургута специальные средства. К ним относится компьютерная программа, индивидуальный паспорт физической подготовленности и информационный стенд. На основании получаемой с помощью этих средств информации становится возможным реальное коррекционное воздействие на отстающие в развитии кондиционные физические качества (создание единых стартовых возможностей детей при поступлении в первый класс) со стороны не только инструктора по физической культуре, но и воспитателей и родителей.
Литература
1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева [и др.]. - СПб. : ООО «Изд-во «Детство-Пресс», 2011. - 528 с.
2. Изаак, С.И. Научное обеспечение системы мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодёжи [Текст] / С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин // Опыт работы в субъектах Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи : сб. науч. трудов. - М. : Госкомспорт РФ, Всерос. НИИ физической культуры, 2002. - С. 10-37.
3. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-Х1 классов [Текст] / Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания 1-Х1 классов. - М. : Просвещение, 1996. - С. 106-204.
4. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон от 04.12.2007 № 332 - А // Рос. газета. - 2007. - 8 дек.
5. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодёжи : постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 916 [Текст] // Рос. газета. - 2002. - 12 янв.
6. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009. - № 655.
7. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011. - № 2151.
8. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
9. Радуга : программа воспитания, образования и развития от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т.И. Гризик [и др.]. - М. : Просвещение, 2010. - 111 с.
10. Семёнов, Л.А. Мониторинг физической подготовленности в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / Л.А. Семёнов. - М. : Сов. спорт, 2007. - 168 с.
11. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г. от 7 авг. 2009 г. - № 1101.