Научная статья на тему 'Компетентность как предметная область исследований адаптивной готовности личности к военно-профессиональной деятельности'

Компетентность как предметная область исследований адаптивной готовности личности к военно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
156
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / THE PERSON / SOCIAL ADAPTATION / MILITARY-PROFESSIONAL WORK / THE HEAD / MANAGEMENT / COMPETENCE THE APPROACH / THE COMPETENCE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капустин Владимир Владимирович

В процессе модернизации Вооруженных сил РФ особое место занимает проблема отсутствия реальной модели социальной адаптации командиров (начальников) младшего и среднего звеньев управления. В связи с этим не теряют своей актуальности исследования, связанные с применением социологической теории и практики в целях выработки новых путей управления адаптационными процессами. Автор статьи, рассмотрев различные теоретические подходы к этой проблеме, предлагает изучать социальную адаптацию личности к военно-профессиональной деятельности через овладение компетенциями, внедряемыми в Федеральных государственных образовательных стандартах. В рамках компетентностного подхода даны определения понятий «социальная адаптация личности к военно-профессиональной деятельности» и «социальной адаптированность к военно-профессиональной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Капустин Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE AS SUBJECT DOMAIN OF RESEARCHES OF ADAPTIVE READINESS OF THE PERSON TO MILITARY-PROFESSIONAL WORK

In the course of modernization of the Armed forces of the Russian Federation the special place is occupied with a problem of absence of real model of social adaptation of commanders (chiefs) of younger and average control links. In this connection don't lose the urgency the researches connected with application of the sociological theory and practice with a view of development of new ways of management by adaptable processes. The author of the article, having considered various theoretical approaches to this problem, suggests studying social adaptation of the person to military-professional work through mastering competence, introduced in Federal state educational standards. In the frameworks competence the approach definitions of concepts «social adaptation of the person to military-professional work» and «are given social adaptability to military-professional work».

Текст научной работы на тему «Компетентность как предметная область исследований адаптивной готовности личности к военно-профессиональной деятельности»

© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 37 - 42.

Капустин В. В.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каждый человек со своими индивидуально-личностными особенностями, взаимодействуя с социальной средой, адаптируется1 к требованиям и нормам социума. Этот процесс обладает рядом характерных черт. Так, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп (коллективов). Он характеризуется активным участием сознания; природа по отношению к людям оказывается произведением человека и его действительности. Личность не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии целенаправленно изменить их в соответствии с социальными условиями [12].

Стремительный рост научно-технического прогресса предъявляет всё новые требования к военно-профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обостряет наболевшие и требующие управленческого адресного решения проблемы. Среди них особое место занимает проблема отсутствия реальной модели социальной адаптации командиров (начальников) младшего и среднего звеньев управления. В связи с этим не теряют своей актуальности исследования, связанные с применением социологической теории и практики в целях выработки новых путей управления адаптационными процессами .

Одним из первых, кто сформулировал задачу изучения социальной адаптации посредством социологического подхода, является Габриэль де Тард. Анализируя механизм подражания, он выделил три базисных социальных процесса: адаптацию, повторение, оппозицию, благодаря чему понятие «адаптация» приобрело самостоятельное значение [12].

1 Адаптация (лат. adapto - приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Термин «адаптация» ввел в научный оборот немецкий физиолог Г. Ауберт, использовавший его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [6, с. 13]. Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социальную психологию, социологию и другие науки. - В. К.

Представители необихевиоризма Г. Айзенк и и Р. Хэнки определяли адаптацию как состояние и процесс, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены [3, с. 59].

Согласно теории ролевой концепции (Дж. Мид, Дж. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон), в которой человек исполнитель социальных ролей, сущность адаптации определяется как достижение равновесия между взаимодействующими субъектами и средой. Ряд сторонников «теории ролей» под социальной адаптацией также понимают «процесс освоения ролей». Иногда социальная адаптация рассматривается как следование «нормативному стандарту» (Т. Парсонс) [7].

Важным теоретико-методологическим шагом в изучении процесса адаптации стало положение Дж. Симпсона о трех фазах этого процесса: предадаптации, инадаптации, постадаптации. Под предадаптацией он понимал использование уже готовых элементов внутренней структуры адаптанта, заранее приспособленных форм при внезапных изменениях среды. Эта фаза предполагает наличие у адаптанта потенциально-полезных признаков - ценностей, навыков, образцов поведения наряду с функционирующими, которые при определенных условиях превращаются в действительность, а также способности к опережающему отражению действительности. Инадаптация, по мнению Дж. Симпсона, означала непосредственно процесс адаптации, а постадаптация - прошлый опыт субъекта адаптации. Ученый считал, что если в процессе адаптации возникала новая структура субъекта, более приспособленная к новой внешней нагрузке, то старая структура полностью отмирала [10].

Точкой отсчета изучения социальной адаптации в современных условиях принято считать начало 60-х г. ХХ в., когда началось возрождение отечественной социологии. Наряду с проведением эмпирических исследований взаимодействия человека и социальной среды разрабатывались философско-методологические проблемы образа жизни, личности, общей теории адаптации, биосоциальной природы человека, которые освещены в работах Е.А. Ануфриева, Л.П. Буевой, А.Б. Георгиевского, Н.П. Дубинина, Э.А. Домбровского, И.Д. Калайкова, Г.И. Царегородцева, Г.А. Югай и других отечественных ученых. В целом современные исследования социальной адаптации проводились применительно к различным возрастным и социальным категориям. Так, общие проблемы социальной адаптации личности исследовались в работах Ю.В. Гана, В.А. Ефимова, С.В. Кинелева, Л. М. Ростовой, А.В. Сахно, Н.А. Свиридова, В.Н. Судакова; социализации и адаптации личности - Б.Н. Ананьева, Н.Б. Блинова,

О.И. Голубчикова, А.Г. Здравомыслова, О.И. Иванова, И.А. Милославова, Г.Г. Квасова, И.С. Кона, Г.В. Осипова, А.Г. Харчева, В. А. Ядова; адаптации молодежи - Т. Л. Кончанина, В.С. Немченко, Ю.А. Румянцева.

Заметный вклад в разработку теории адаптации внесли и военные ученые

A.В. Иваницкий, В.Н. Ковалев, Ж.Г. Сенокосов, Л.Г. Егоров, Е.Д. Богатырев, Ю.В. Мамонтов, А.И. Мищенко, С.С. Муцинов, В.Л. Примаков, М.В. Кибакин, которые с позиций различных наук и предметных областей анализировали формирование личности и воинских коллективов, особенности служебной адаптации, социальные процессы в воинских коллективах и управление ими.

Существуют разнообразные точки зрения на природу и характер феномена социальной адаптации, но наиболее соотносимыми с рассматриваемой в данной статье проблемой являются взгляды военных социологов Л.Г. Егорова и

B. Л. Примакова.

Так, Л.Г. Егоров выделяет социальную адаптацию как процесс взаимодействия личности и среды, выражающийся в освоении личностью нового вида деятельности и отношений через элементы собственно социальной адаптации в других сферах деятельности и отношений коллектива и всей социальной среды. Сущность социальной адаптации в новой социальной среде, по его мнению, составляет процесс вхождения ее в новую социальную группу, класс, слой, процесс активного освоения их специфической деятельности, отношений и образа жизни в условиях конкретного коллектива, что непосредственно проявляется в изменении социального положения и качеств личности [2].

В свою очередь В. Л. Примаков считает что, социальная адаптация представляет собой процесс освоения личностью служебно-профессиональных ролей в военно-социальной организации, в ходе которого происходит согласование личностных притязаний и средовых экспектаций, овладение принятыми, сложившимися формами и методами предметной, социальной деятельности, исполнение ролевых предписаний. Социальная адаптация осуществляется всегда, когда появляется и актуализируется социальная потребность. Источником потребности выступают объективные противоречия между элементами системы «личность - военная среда»: между подготовленностью, притязаниями, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями - с другой. Разрешение адаптационной ситуации происходит в ходе социальной адаптации, когда осуществляется взаимоприспособление элементов системы посредством освоения социальных ролей. Функционирование механизма социальной адаптации отражает сложный и много-

гранный процесс овладения ролевыми предписаниями в различных сферах жизнедеятельности: служебно-профессиональной, общественно-политической, социально-бытовой (в тех же сферах, где осуществляется социализация). Однако для формирования типических социальных черт личности наиболее существенной является сфера служебно-профессиональной деятельности [8, с. 7].

Многие исследователи, основываясь на анализе социокультурных аспектов приспособительных процессов в социуме, выделяют несколько подходов к феномену социальной адаптации. Среди них: системный, информационный, культурологический.

Системный подход к адаптации основывается на представлении о том, что все процессы, явления, предметы и отношения могут рассматриваться как обладающие определенной структурой. Любая адаптивная система должна включать в себя две структурные части: ту, которая адаптируется, и ту, к которой эта адаптация осуществляется [1, с. 112-113].

В процессе адаптации выделяют следующие подвиды систем:

а) адаптивная - система, обладающая основанной на использовании информационного механизма обратной связи потенциальной возможности для целенаправленной (активной или реактивной) трансформации своей структуры в соответствии с потребностью;

б) адаптированная - такая, которая уже осуществила приспособление и в настоящий момент находится в состоянии временной относительной адаптиро-ванности (покоя);

в) адаптационная - это микросистема, с помощью которой реализуется адаптация макросистемы [9].

Согласно информационному подходу формирование в процессе эволюции человека способности к отражению условий среды и преобразованию результатов этого отражения в информацию, которая, будучи зафиксирована механизмами памяти, участвует в процессах регуляции, управления адаптацией, сделало возможной столь эффективную универсализацию адаптивных процессов на уровне индивида и общества [9].

Функционирование механизма социальной адаптации личности возможно только при существовании общественных отношений, динамизма социальной среды. Человек осуществляет свою жизнедеятельность не изолировано, а взаимодействуя с другими людьми, объединёнными в различные социальные общно-

сти. Это взаимодействие происходит как в направлении воздействия социальной среды на индивида, так и обратно.

Социальная адаптация личности характеризуется активной, преобразующей среду деятельностью самой личности, опосредованной сознанием и целепо-лаганием. Период социальной адаптации характеризуется возрастанием активности личности в поисках оптимального способа реализации деятельности, общения с окружающими людьми и утверждения своей позиции.

Будучи членом определённого общества, личность занимает соответствующее место в его социальной структуре, определённую социальную позицию, социальный статус в обществе, в сложной системе общественных отношений и личный статус в социальной группе (коллективе) в зависимости от того, как он оценивается членами группы с точки зрения его личностных качеств. Именно в процессе социальной адаптации происходит становление статуса личности, где находят своё отражение характер деятельности адаптирующегося; степень соответствия этой деятельности интересам и потребностям социальной группы; оценка деятельности личности социальной группой; отношения адаптирующегося к ценностям и установкам социальной среды.

Социальная деятельность личности в коллективе реализуется через исполнение социальных функций, делает объективно необходимым включение её в систему отношений социальной общности. Они в своём содержании выступают в виде системы определённых социальных действий, посредством которых личность включается в деятельность общественной системы [9] .

Реализация личностью социальных функций в социологической науке рассматривается в плане исполнения ею определённых социальных ролей1, вытекающих из её социального статуса в данном сообществе (на макроуровне) и статуса в социальной группе (на микроуровне).

Личность изменяет свою жизнедеятельность в соответствии с субъективными и объективными условиями адаптирующей среды, т.е. личность приспосабливается к социальному окружению. С самого начала включения в новые социальные условия личность действует избирательно: что-то субъективирует из содержания социальной среды, что-то отвергает, к чему-то остается нейтральной. В новой социальной обстановке для нее нет полностью готовых форм жизнедея-

1 Под исполнением социальных ролей понимается выполнение множества культурных норм, правил и стереотипов поведения, связанных между собой незримыми социальными нитями: правами, обязанностями, отношениями, санкциями (в случае их нарушения). - В.К.

тельности, она «находит» их сама, опираясь на имеющуюся социальную ситуацию, свой жизненный опыт, на содействие социального окружения. Личность не только приспосабливается к существующим образцам жизнедеятельности, а ищет и творит оптимальный способ взаимодействия с социальной средой. Личность осуществляет свою деятельность не изолировано, а в процессе социального взаимодействия - системы взаимообусловленных социальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта становятся одновременно причинной и следствием ответных действий других субъектов [5].

Важно подчеркнуть, что социальное взаимодействие в военно-социальной среде строго регламентировано нормативно, юридически и социально. Права и обязанности каждого члена определены и каждый знает, что и как он должен делать, как вести себя по отношению к другим участникам социума. В процессе своей профессиональной деятельности человек вступает в различные типы взаимодействия:

- «человек - природа» - связан с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе;

- «человек - техника» - взаимодействует с разнообразными машинами и механизмами, приборами и инструментами;

- «человек - знаковая система» - связан с формами обработки информации;

- «человек - художественный образ» - с искусством, художественной культурой;

- «человек - человек» - подразумевает общение, в ходе которого необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Такое разделение на типы позволяет рассматривать взаимодействие личности в процессе профессиональной деятельности как систему, измерять показатели профессиональной предрасположенности и подготовленности к данным видам взаимодействия как на этапе отбора и определения профессиональной пригодности, так и в процессе профессиональной подготовки, которая в конечном итоге синтезируется в профессиональную подготовленность и компетентность как способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации

[7].

Каждый человек индивидуален и поэтому по-разному предрасположен к тому или иному виду деятельности. В этой связи важно такое качество, как профессиональная пригодность - профессиональные обязанности и условия, соответствующие профессиональной подготовленности личности, профессиональные

интересы и ожидания, поделенные на служебно-профессиональные обязанности, предъявляемые организацией [10].

На начальной стадии комплектования должностей одним из действенных средств сокращения сроков формирования профессиональных знаний, навыков, умений и облегчения процесса адаптации к условиям службы является профессионально-психологический отбор, с помощью которого происходит отсев профессионально не пригодных лиц, для того чтобы человек с самого начала своей службы оказался на той воинской должности и воинской учетной специальности, которая соответствует его индивидуальным качествам, профессиональным интересам и способностям. Таким образом профессионально психологический отбор является лишь одним из этапов системы подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.

Чтобы выявить наиболее важные социологические и военно-социологические характеристики военно-профессиональной деятельности автор исследовал и проанализировал содержание данного явления через требования Федеральных государственных образовательных стандартов. В них требования к профессиональным специалистам представлены через разнообразные инновационные подходы, одним из которых является компетентностный подход.

Для квалифицированного и самостоятельного взаимодействия в сфере профессиональной деятельности, руководитель должен быть осведомлен в определенной области, а так же обладать определенными качествами личности. И в этой связи важной составляющей является компетентность - «мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность - есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области» [13].

Взаимодействуя с различными социальными субъектами по поводу удовлетворения своих потребностей, личность выполняет социальные функции, которые налагают на нее определенные обязанности и права, зафиксированные в социальном статусе, а так же и компетенции1.

В соответствии с квалификационными требованиями и задачами профессиональной деятельности руководитель первичного воинского коллектива Воо-

1 Компетенция - области вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [11, с. 351].

руженных сил Российской Федерации должен обладать следующими компетенциями:

- общекультурными и психологическими, направленными на обеспечение общекультурного развития военнослужащих, психологической устойчивости при выполнении задач боевой подготовки и повседневной деятельности;

- управленческими, направленными на формирование систематизированных знаний и умений в области управления коллективами, подразделениями;

- общевоенными, направленными на формирование устойчивых знаний, умений и навыков в области общей подготовки обучающихся как военнослужащих;

- тактико-специальными, направленными на формирование знаний в области тактико-специальной подготовки военнослужащих;

- военно-специальными (военно-техническими), направленными на формирование знаний и практических умений в выполнении обязанностей по должностному предназначению [4, с. 4].

Для становления личности профессионального специалиста важно глубоко понимать и внедрять основные требования квалификационных характеристик военно-профессиональных специальностей, командных должностей в целях формирования не только интересов, но и углубленной мотивации в структуре личности с акцентуацией на правильность выбора профессии.

Исходя из реалий современности, а также на основе анализа приведенных в статье научных трудов, предлагаются формулировки основных понятий по рассматриваемой проблеме1.

Социальную адаптацию личности к военно-профессиональной деятельности следует рассматривать как процесс приспособления личности к социальным субъектам взаимодействия в процессе освоения военно-профессиональных, общекультурных и социально-психологических компетенций, направленных на включение личности в успешную и стабильную военно-профессиональную деятельность.

Социальная адаптированность к военно-профессиональной деятельности - это количественно-качественная характеристика, выражающаяся в определен-

1 Следует различать процесс адаптации как развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов, и результат адаптации, адаптирован-ность как определенный качественный этап данного процесса, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков. - В.К.

ном уровне включенности в деятельность по овладению системой компетенций, в формирование и развитие некоторых профессионально важных качеств личности, обеспечивающих приобретение навыков профессионального мастерства.

Таким образом, уровень освоения компетенций служит интегральным показателем адаптированности личности, ее готовности к качественному выполнению служебных обязанностей. В связи с этим компетентность может выступать предметной областью исследований адаптивной готовности к военно-профессиональной деятельности.

* * *

1. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь : Пермский гос. ун-т, 1975. Вып. 7.

2. Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах. дис. ... канд. филос. наук. М: ВПА, 1975.

3. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

4. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова. М.: ГУБП и СВ ВС РФ, 2009.

5. Мертон Р. Социальная структура и аномия. М., 1996.

6. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л. Наука, 1973. Вып. 2.

7 . Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. М.: Аспект - Пресс, 1998. 272 с.

8. Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и её особенности в условиях военной службы. М.: Воен. ун-т, 1998.

9. Примаков В.Л., Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных сил Российской Федерации): монография. М.: Воен. ун-т, 2000.

10. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. М. : Наука, 1994.

11. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. Минск: Университетское, 1991.

12. Социальная траектория реформируемой России: исследования новосибирской экономико-социологической школы / отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. 1999.

13. Структура и содержание образовательного стандарта в области иностранного языка на основе компетентностного подхода. Компетенции и критерии оценки [Электронный ресурс] // Langinfo.ru: [лингвистический портал]. URL: http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=2792

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.