© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 37 - 42.
Капустин В. В.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЙ АДАПТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждый человек со своими индивидуально-личностными особенностями, взаимодействуя с социальной средой, адаптируется1 к требованиям и нормам социума. Этот процесс обладает рядом характерных черт. Так, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп (коллективов). Он характеризуется активным участием сознания; природа по отношению к людям оказывается произведением человека и его действительности. Личность не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии целенаправленно изменить их в соответствии с социальными условиями [12].
Стремительный рост научно-технического прогресса предъявляет всё новые требования к военно-профессиональной деятельности, что, в свою очередь, обостряет наболевшие и требующие управленческого адресного решения проблемы. Среди них особое место занимает проблема отсутствия реальной модели социальной адаптации командиров (начальников) младшего и среднего звеньев управления. В связи с этим не теряют своей актуальности исследования, связанные с применением социологической теории и практики в целях выработки новых путей управления адаптационными процессами .
Одним из первых, кто сформулировал задачу изучения социальной адаптации посредством социологического подхода, является Габриэль де Тард. Анализируя механизм подражания, он выделил три базисных социальных процесса: адаптацию, повторение, оппозицию, благодаря чему понятие «адаптация» приобрело самостоятельное значение [12].
1 Адаптация (лат. adapto - приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Термин «адаптация» ввел в научный оборот немецкий физиолог Г. Ауберт, использовавший его для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [6, с. 13]. Именно этот научный импульс стал началом серьезного изучения проблемы адаптации, которая в дальнейшем вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в медицину, социальную психологию, социологию и другие науки. - В. К.
Представители необихевиоризма Г. Айзенк и и Р. Хэнки определяли адаптацию как состояние и процесс, в котором потребности индивида и требования среды полностью удовлетворены [3, с. 59].
Согласно теории ролевой концепции (Дж. Мид, Дж. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон), в которой человек исполнитель социальных ролей, сущность адаптации определяется как достижение равновесия между взаимодействующими субъектами и средой. Ряд сторонников «теории ролей» под социальной адаптацией также понимают «процесс освоения ролей». Иногда социальная адаптация рассматривается как следование «нормативному стандарту» (Т. Парсонс) [7].
Важным теоретико-методологическим шагом в изучении процесса адаптации стало положение Дж. Симпсона о трех фазах этого процесса: предадаптации, инадаптации, постадаптации. Под предадаптацией он понимал использование уже готовых элементов внутренней структуры адаптанта, заранее приспособленных форм при внезапных изменениях среды. Эта фаза предполагает наличие у адаптанта потенциально-полезных признаков - ценностей, навыков, образцов поведения наряду с функционирующими, которые при определенных условиях превращаются в действительность, а также способности к опережающему отражению действительности. Инадаптация, по мнению Дж. Симпсона, означала непосредственно процесс адаптации, а постадаптация - прошлый опыт субъекта адаптации. Ученый считал, что если в процессе адаптации возникала новая структура субъекта, более приспособленная к новой внешней нагрузке, то старая структура полностью отмирала [10].
Точкой отсчета изучения социальной адаптации в современных условиях принято считать начало 60-х г. ХХ в., когда началось возрождение отечественной социологии. Наряду с проведением эмпирических исследований взаимодействия человека и социальной среды разрабатывались философско-методологические проблемы образа жизни, личности, общей теории адаптации, биосоциальной природы человека, которые освещены в работах Е.А. Ануфриева, Л.П. Буевой, А.Б. Георгиевского, Н.П. Дубинина, Э.А. Домбровского, И.Д. Калайкова, Г.И. Царегородцева, Г.А. Югай и других отечественных ученых. В целом современные исследования социальной адаптации проводились применительно к различным возрастным и социальным категориям. Так, общие проблемы социальной адаптации личности исследовались в работах Ю.В. Гана, В.А. Ефимова, С.В. Кинелева, Л. М. Ростовой, А.В. Сахно, Н.А. Свиридова, В.Н. Судакова; социализации и адаптации личности - Б.Н. Ананьева, Н.Б. Блинова,
О.И. Голубчикова, А.Г. Здравомыслова, О.И. Иванова, И.А. Милославова, Г.Г. Квасова, И.С. Кона, Г.В. Осипова, А.Г. Харчева, В. А. Ядова; адаптации молодежи - Т. Л. Кончанина, В.С. Немченко, Ю.А. Румянцева.
Заметный вклад в разработку теории адаптации внесли и военные ученые
A.В. Иваницкий, В.Н. Ковалев, Ж.Г. Сенокосов, Л.Г. Егоров, Е.Д. Богатырев, Ю.В. Мамонтов, А.И. Мищенко, С.С. Муцинов, В.Л. Примаков, М.В. Кибакин, которые с позиций различных наук и предметных областей анализировали формирование личности и воинских коллективов, особенности служебной адаптации, социальные процессы в воинских коллективах и управление ими.
Существуют разнообразные точки зрения на природу и характер феномена социальной адаптации, но наиболее соотносимыми с рассматриваемой в данной статье проблемой являются взгляды военных социологов Л.Г. Егорова и
B. Л. Примакова.
Так, Л.Г. Егоров выделяет социальную адаптацию как процесс взаимодействия личности и среды, выражающийся в освоении личностью нового вида деятельности и отношений через элементы собственно социальной адаптации в других сферах деятельности и отношений коллектива и всей социальной среды. Сущность социальной адаптации в новой социальной среде, по его мнению, составляет процесс вхождения ее в новую социальную группу, класс, слой, процесс активного освоения их специфической деятельности, отношений и образа жизни в условиях конкретного коллектива, что непосредственно проявляется в изменении социального положения и качеств личности [2].
В свою очередь В. Л. Примаков считает что, социальная адаптация представляет собой процесс освоения личностью служебно-профессиональных ролей в военно-социальной организации, в ходе которого происходит согласование личностных притязаний и средовых экспектаций, овладение принятыми, сложившимися формами и методами предметной, социальной деятельности, исполнение ролевых предписаний. Социальная адаптация осуществляется всегда, когда появляется и актуализируется социальная потребность. Источником потребности выступают объективные противоречия между элементами системы «личность - военная среда»: между подготовленностью, притязаниями, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями - с другой. Разрешение адаптационной ситуации происходит в ходе социальной адаптации, когда осуществляется взаимоприспособление элементов системы посредством освоения социальных ролей. Функционирование механизма социальной адаптации отражает сложный и много-
гранный процесс овладения ролевыми предписаниями в различных сферах жизнедеятельности: служебно-профессиональной, общественно-политической, социально-бытовой (в тех же сферах, где осуществляется социализация). Однако для формирования типических социальных черт личности наиболее существенной является сфера служебно-профессиональной деятельности [8, с. 7].
Многие исследователи, основываясь на анализе социокультурных аспектов приспособительных процессов в социуме, выделяют несколько подходов к феномену социальной адаптации. Среди них: системный, информационный, культурологический.
Системный подход к адаптации основывается на представлении о том, что все процессы, явления, предметы и отношения могут рассматриваться как обладающие определенной структурой. Любая адаптивная система должна включать в себя две структурные части: ту, которая адаптируется, и ту, к которой эта адаптация осуществляется [1, с. 112-113].
В процессе адаптации выделяют следующие подвиды систем:
а) адаптивная - система, обладающая основанной на использовании информационного механизма обратной связи потенциальной возможности для целенаправленной (активной или реактивной) трансформации своей структуры в соответствии с потребностью;
б) адаптированная - такая, которая уже осуществила приспособление и в настоящий момент находится в состоянии временной относительной адаптиро-ванности (покоя);
в) адаптационная - это микросистема, с помощью которой реализуется адаптация макросистемы [9].
Согласно информационному подходу формирование в процессе эволюции человека способности к отражению условий среды и преобразованию результатов этого отражения в информацию, которая, будучи зафиксирована механизмами памяти, участвует в процессах регуляции, управления адаптацией, сделало возможной столь эффективную универсализацию адаптивных процессов на уровне индивида и общества [9].
Функционирование механизма социальной адаптации личности возможно только при существовании общественных отношений, динамизма социальной среды. Человек осуществляет свою жизнедеятельность не изолировано, а взаимодействуя с другими людьми, объединёнными в различные социальные общно-
сти. Это взаимодействие происходит как в направлении воздействия социальной среды на индивида, так и обратно.
Социальная адаптация личности характеризуется активной, преобразующей среду деятельностью самой личности, опосредованной сознанием и целепо-лаганием. Период социальной адаптации характеризуется возрастанием активности личности в поисках оптимального способа реализации деятельности, общения с окружающими людьми и утверждения своей позиции.
Будучи членом определённого общества, личность занимает соответствующее место в его социальной структуре, определённую социальную позицию, социальный статус в обществе, в сложной системе общественных отношений и личный статус в социальной группе (коллективе) в зависимости от того, как он оценивается членами группы с точки зрения его личностных качеств. Именно в процессе социальной адаптации происходит становление статуса личности, где находят своё отражение характер деятельности адаптирующегося; степень соответствия этой деятельности интересам и потребностям социальной группы; оценка деятельности личности социальной группой; отношения адаптирующегося к ценностям и установкам социальной среды.
Социальная деятельность личности в коллективе реализуется через исполнение социальных функций, делает объективно необходимым включение её в систему отношений социальной общности. Они в своём содержании выступают в виде системы определённых социальных действий, посредством которых личность включается в деятельность общественной системы [9] .
Реализация личностью социальных функций в социологической науке рассматривается в плане исполнения ею определённых социальных ролей1, вытекающих из её социального статуса в данном сообществе (на макроуровне) и статуса в социальной группе (на микроуровне).
Личность изменяет свою жизнедеятельность в соответствии с субъективными и объективными условиями адаптирующей среды, т.е. личность приспосабливается к социальному окружению. С самого начала включения в новые социальные условия личность действует избирательно: что-то субъективирует из содержания социальной среды, что-то отвергает, к чему-то остается нейтральной. В новой социальной обстановке для нее нет полностью готовых форм жизнедея-
1 Под исполнением социальных ролей понимается выполнение множества культурных норм, правил и стереотипов поведения, связанных между собой незримыми социальными нитями: правами, обязанностями, отношениями, санкциями (в случае их нарушения). - В.К.
тельности, она «находит» их сама, опираясь на имеющуюся социальную ситуацию, свой жизненный опыт, на содействие социального окружения. Личность не только приспосабливается к существующим образцам жизнедеятельности, а ищет и творит оптимальный способ взаимодействия с социальной средой. Личность осуществляет свою деятельность не изолировано, а в процессе социального взаимодействия - системы взаимообусловленных социальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта становятся одновременно причинной и следствием ответных действий других субъектов [5].
Важно подчеркнуть, что социальное взаимодействие в военно-социальной среде строго регламентировано нормативно, юридически и социально. Права и обязанности каждого члена определены и каждый знает, что и как он должен делать, как вести себя по отношению к другим участникам социума. В процессе своей профессиональной деятельности человек вступает в различные типы взаимодействия:
- «человек - природа» - связан с участием человека в процессах, протекающих в живой и неживой природе;
- «человек - техника» - взаимодействует с разнообразными машинами и механизмами, приборами и инструментами;
- «человек - знаковая система» - связан с формами обработки информации;
- «человек - художественный образ» - с искусством, художественной культурой;
- «человек - человек» - подразумевает общение, в ходе которого необходимо уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми.
Такое разделение на типы позволяет рассматривать взаимодействие личности в процессе профессиональной деятельности как систему, измерять показатели профессиональной предрасположенности и подготовленности к данным видам взаимодействия как на этапе отбора и определения профессиональной пригодности, так и в процессе профессиональной подготовки, которая в конечном итоге синтезируется в профессиональную подготовленность и компетентность как способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации
[7].
Каждый человек индивидуален и поэтому по-разному предрасположен к тому или иному виду деятельности. В этой связи важно такое качество, как профессиональная пригодность - профессиональные обязанности и условия, соответствующие профессиональной подготовленности личности, профессиональные
интересы и ожидания, поделенные на служебно-профессиональные обязанности, предъявляемые организацией [10].
На начальной стадии комплектования должностей одним из действенных средств сокращения сроков формирования профессиональных знаний, навыков, умений и облегчения процесса адаптации к условиям службы является профессионально-психологический отбор, с помощью которого происходит отсев профессионально не пригодных лиц, для того чтобы человек с самого начала своей службы оказался на той воинской должности и воинской учетной специальности, которая соответствует его индивидуальным качествам, профессиональным интересам и способностям. Таким образом профессионально психологический отбор является лишь одним из этапов системы подготовки к будущей военно-профессиональной деятельности.
Чтобы выявить наиболее важные социологические и военно-социологические характеристики военно-профессиональной деятельности автор исследовал и проанализировал содержание данного явления через требования Федеральных государственных образовательных стандартов. В них требования к профессиональным специалистам представлены через разнообразные инновационные подходы, одним из которых является компетентностный подход.
Для квалифицированного и самостоятельного взаимодействия в сфере профессиональной деятельности, руководитель должен быть осведомлен в определенной области, а так же обладать определенными качествами личности. И в этой связи важной составляющей является компетентность - «мера включенности человека в деятельность. Такая включенность не может быть без сформированного у личности ценностного отношения к той или иной деятельности. Таким образом, можно констатировать, что компетентность - есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области» [13].
Взаимодействуя с различными социальными субъектами по поводу удовлетворения своих потребностей, личность выполняет социальные функции, которые налагают на нее определенные обязанности и права, зафиксированные в социальном статусе, а так же и компетенции1.
В соответствии с квалификационными требованиями и задачами профессиональной деятельности руководитель первичного воинского коллектива Воо-
1 Компетенция - области вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [11, с. 351].
руженных сил Российской Федерации должен обладать следующими компетенциями:
- общекультурными и психологическими, направленными на обеспечение общекультурного развития военнослужащих, психологической устойчивости при выполнении задач боевой подготовки и повседневной деятельности;
- управленческими, направленными на формирование систематизированных знаний и умений в области управления коллективами, подразделениями;
- общевоенными, направленными на формирование устойчивых знаний, умений и навыков в области общей подготовки обучающихся как военнослужащих;
- тактико-специальными, направленными на формирование знаний в области тактико-специальной подготовки военнослужащих;
- военно-специальными (военно-техническими), направленными на формирование знаний и практических умений в выполнении обязанностей по должностному предназначению [4, с. 4].
Для становления личности профессионального специалиста важно глубоко понимать и внедрять основные требования квалификационных характеристик военно-профессиональных специальностей, командных должностей в целях формирования не только интересов, но и углубленной мотивации в структуре личности с акцентуацией на правильность выбора профессии.
Исходя из реалий современности, а также на основе анализа приведенных в статье научных трудов, предлагаются формулировки основных понятий по рассматриваемой проблеме1.
Социальную адаптацию личности к военно-профессиональной деятельности следует рассматривать как процесс приспособления личности к социальным субъектам взаимодействия в процессе освоения военно-профессиональных, общекультурных и социально-психологических компетенций, направленных на включение личности в успешную и стабильную военно-профессиональную деятельность.
Социальная адаптированность к военно-профессиональной деятельности - это количественно-качественная характеристика, выражающаяся в определен-
1 Следует различать процесс адаптации как развитие явления во времени, постепенное, последовательное количественное накопление его элементов, и результат адаптации, адаптирован-ность как определенный качественный этап данного процесса, который характеризуется наличием наблюдаемых признаков. - В.К.
ном уровне включенности в деятельность по овладению системой компетенций, в формирование и развитие некоторых профессионально важных качеств личности, обеспечивающих приобретение навыков профессионального мастерства.
Таким образом, уровень освоения компетенций служит интегральным показателем адаптированности личности, ее готовности к качественному выполнению служебных обязанностей. В связи с этим компетентность может выступать предметной областью исследований адаптивной готовности к военно-профессиональной деятельности.
* * *
1. Волков Г.Д., Оконская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия пограничных проблем науки. Пермь : Пермский гос. ун-т, 1975. Вып. 7.
2. Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах. дис. ... канд. филос. наук. М: ВПА, 1975.
3. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.
4. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова. М.: ГУБП и СВ ВС РФ, 2009.
5. Мертон Р. Социальная структура и аномия. М., 1996.
6. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л. Наука, 1973. Вып. 2.
7 . Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. М.: Аспект - Пресс, 1998. 272 с.
8. Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и её особенности в условиях военной службы. М.: Воен. ун-т, 1998.
9. Примаков В.Л., Социализация офицера в условиях военной службы (на примере Вооруженных сил Российской Федерации): монография. М.: Воен. ун-т, 2000.
10. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии: статьи разных лет. М. : Наука, 1994.
11. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. Минск: Университетское, 1991.
12. Социальная траектория реформируемой России: исследования новосибирской экономико-социологической школы / отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. 1999.
13. Структура и содержание образовательного стандарта в области иностранного языка на основе компетентностного подхода. Компетенции и критерии оценки [Электронный ресурс] // Langinfo.ru: [лингвистический портал]. URL: http://www.langinfo.ru/index.php?sect_id=2792