УДК 159.922.761:615.851.4 Быкова Елена Борисовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ РОЛЬ ТЕЛЕСНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РАННИХ СТРУКТУР ХАРАКТЕРА ДЕТЕЙ СО ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ
Резюме:
Психотерапевт Лизбет Марчер - создатель боди-намического подхода - считала особой роль ощущений в развитии каждого человека и утверждала, что именно ощущения являются своего рода мостом между когнитивными и экспрессивными формами психотерапии. После изучения психологического содержания каждой мышцы и обозначения периода, когда каждая из них впервые активируется в последовательности психомоторного развития любого человека, ученые-психологи сошлись во мнении, что благодаря телесной психотерапии возможно выстраивание телесной осознанности пациента, которая обеспечит формирование телесного эго. Последнее, в свою очередь, служит основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Нарушения ранних структур характера детей со зрительной депривацией могут быть связаны со сложными, чаще всего хронически негативными взаимоотношениями в семье, с продолжительной депрессией матери, в результате чего происходит естественная выработка ребенком характерологических защит. Кроме того, нарушение функций зрения сказывается на активности ребенка, в том числе на исследовательском и ориентировочно-поисковом характере его деятельности, что может напрямую повлиять на когнитивное развитие ребенка.
Во время двух начальных стадий развития характера (структуры потребности и автономии) вследствие несоответствующего поведения родителя (сверхопеки или, наоборот, попустительского отношения) ребенок с нарушением зрения подвержен опасности формирования невозможности удовлетворить свою потребность (из-за ограниченного стремления познавать мир) или несформирования чувства реальности (баланса, освоения пространства). Скорректировать развитие ребенка в обоих случаях помогут занятия с использованием элементов телесной психотерапии, которая носит коррекционно-компенсирую-щую направленность. При этом важно исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня, прежде чем переходить к решению обнаруженной проблемы, соответствующей биологическому возрасту ребенка.
Ключевые слова:
компенсация, бодинамический подход, зрительная депривация, телесная психотерапия, характерологическая защита, структура характера, интеграция сенсорного опыта.
Bykova Elena Borisovna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Subdepartment for Methods of Teaching the Blind, Correctional Education Department, Herzen Russian State Pedagogical University
COMPENSATING ROLE OF BODY-ORIENTED PSYCHOTHERAPY IN DISORDERS OF EARLY CHARACTER STRUCTURE OF CHILDREN WITH VISUAL DEPRIVATION
Summary:
Psychotherapist Lisbeth Marcher, a founder of the Bodynamic Analysis, states the special role of body awareness in the development of every person and believes it is the sensation that makes a bridge between cognitive and expressive forms of the psychotherapy. After examining the psychological content of each muscle and designating the period when each of them is activated for the first time in the sequence of psycho-motor development of a human being, the psychologists agreed that due to the body-oriented psychotherapy it is possible to build the body awareness of the patient, which ensures development of the body-ego. The body ego, in turn, is a basis for the work with the age-specific motions, emotional expressions and activation of resources.
Disorders of the early character structure of children with visual deprivation may be associated with complex, often chronically negative relationship in the family, with a sustained depression of the mother, resulting in natural development of character defense of a child. Besides, the visual dysfunction affects the child's activity, including research and orienting-exploratory nature of the activities, which may directly influence the child's cognitive development.
During the two initial stages of character development (need and autonomy structures) as a result of inappropriate behaviour of a parent (overprotection, or, conversely, connivance) the child with vision disorders is in danger of the formation of impossibility to satisfy his/her needs (due to the limited desire to explore the world) or the underdevelopment of the sense of reality (balance, exploration of surroundings). The activities applying elements of the body psychotherapy help to correct the child's development in both cases, since the body psychotherapy is of correctional and compensatory nature. At the same time it is important to examine and rehabilitate the movements peculiar to the previous age level before proceeding to the solution of the detected problem corresponding to the biological age of the child.
Keywords:
compensation, Bodynamic Analysis, visual deprivation, body psychotherapy, character defense, character structure, integration of sensory experiences.
В связи с новыми исследованиями в области детского развития внимание терапевтического сообщества в последние годы привлечено к перспективам развития и преобразования психотерапии, в том числе телесной. В течение последних 20 лет велись обширные исследования в области психомоторного развития. Тестируя психологическое содержание каждой отдельной мышцы и изучая, когда каждая из этих мышц была впервые активирована в последовательности психомоторного развития [1], авторы бодинамического подхода достигли большей точности и широты в интерпретации телесной структуры и процесса, требующих специфических знаний моторного развития в его связи с психологическим развитием.
Лизбет Марчер - создатель системы бодинамического анализа и основатель Международного института бодинамики - делает акцент на уровне ощущений. Именно ощущения, по ее мнению, являются мостом между когнитивной и экспрессивной формами психотерапии, так как сенсорная интеграция представляет собой основной компонент формирования прямого переживания своего «Я». Бодинамический подход через развитие телесной осознанности выстраивает телесное эго, которое служит затем основой в работе с возрастными движениями, эмоциональным выражением и активацией ресурсов. Специалисты в данной области применяют развивающие движения в работе с пациентами, у которых наблюдаются расстройства обучения и проблемы интеграции сенсорного опыта. Они успешно работают с отстающими в умственном развитии детьми, используя движения и исследуя, в каком возрасте начинают развиваться определенные движения. Основная идея данного подхода заключается в том, что, прежде чем начать работать над определенной областью проблем, необходимо исследовать и восстановить движения предыдущего возрастного уровня и только потом переходить к движениям возраста, в котором возникла проблема. Именно этот принцип является центральным в обеспечении клиента ресурсами для создания новых моторных способностей, которые обусловливают возникновение новых психологических возможностей адаптации.
В русле онтогенетического подхода при изучении адаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение «ситуации социального развития», вызывающее необходимость реконструкции сложившегося типа адаптивного поведения. Когда с человеком происходит несчастье, оно неизбежно занимает центральное место в его помыслах, становится источником тревог и надежд, начинают формироваться различные варианты личностного реагирования на случившееся, сказывается своеобразие «Я-концепции» [2].
Когда речь идет о психотерапии детей с нарушением зрения, то следует обратить внимание на то, что телесная терапия может с успехом применяться при травмах развития и носить коррекционно-компенсирующую направленность. С системных позиций компенсация нарушенных функций всегда идет в направлении сохранения функциональными системами способности обеспечивать полезные для организма приспособительные результаты [3]. Телесная психотерапия прежде всего применима к детям, которые испытывали дефицит отношений, а также к детям с нарушением зрения, которые ощущали на себе излишнюю требовательность со стороны раннего социального окружения и росли в семье, взаимоотношения внутри которой носили хронически негативный характер. Подобным отношениям свойственны такие характеристики, как непереносимость эмоций, унижение, недостаток физического контакта, авторитарная требовательность. Часто в семьях, имеющих детей с нарушениями зрения, причиной психической травмы взаимоотношений может стать тяжелая депрессия матери, вызванная, например, личными жизненными обстоятельствами или неизлечимой болезнью. Постоянная грусть матери и утрата интереса к ребенку могут привести к возникновению симптомов подобной депрессии и у ребенка. Естественной реакцией ребенка на подобные взаимоотношения является постепенная выработка характерологических защит, которые закрепляются как патологические паттерны характера и нарушают гармоническое развитие личности.
Однако патологические паттерны характера у детей с нарушениями зрения обусловлены не только неблагоприятными условиями семейного воспитания.
Глубокое нарушение функций зрения прежде всего сказывается на фундаментальных свойствах отражательной деятельности человека - активности. Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Л.И. Солнцевой были выделены стадии компенсации слепоты. По ее мнению, компенсация слепоты не является замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем. Переход от одной стадии к другой у детей раннего и дошкольного возраста связан с образованием новых психологических систем. На первой стадии развития это комплексное двигательно-кинестетическое восприятие, осязание, слух. Двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее подверженной дефекту [4].
Несмотря на общность законов развития детей с нарушениями и без нарушений зрения, в соответствии с общепсихологическими законами в условиях зрительной депривации к действию возрастных факторов присоединяется действие фактора аномального, что несколько видоизменяет возрастные проявления (А.И. Зотов, А.Г. Литвак). Нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность ребенка имеет исследовательский характер. Характеризуя основную особенность преддошкольного периода, Л.И. Солнцева отмечает, что в этот период развитие слепого ребенка несколько отстает по сравнению с развитием ребенка зрячего. Замедленное общее развитие слепого ребенка вызвано меньшим и более бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоения пространства, а главное - меньшей активностью при познании окружающего мира. Как справедливо отмечают Б.И. и Н.Б. Коваленко, «недостаток зрительных ощущений сводит к минимуму хватательные движения. Ребенок не потягивается, не привстает, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками» [5]. Аналогичное, хотя и не так ярко выраженное, снижение активности наблюдается и у слабовидящих детей. Оно связано с затруднениями зрительных фиксаций предметов, запаздыванием первых зрительных дифференцировок и, главное, отсутствием стремления овладеть близлежащим предметом.
С эволюционной точки зрения именно сенсомоторное развитие играет решающую роль в формировании синтезирующей функции эго. Известно, что когнитивное развитие зависит от определенных аспектов сенсомоторного развития (двигательных паттернов). Задержки в ползании и формировании тонкой моторики часто свидетельствуют о задержке когнитивного развития. Ж. Пиаже определяет первые два года жизни как сенсомоторный период когнитивного развития. Физиотерапевт Джин Айрес выявила целый ряд нарушений научения, основанных на слабой сен-сомоторной интеграции, а именно: неспособность усваивать визуальные, слуховые и кинестетические стимулы, воспринимать вестибулярные ощущения, связанные с гравитацией. Она констатирует возникновение этих проблем на ранних стадиях развития ребенка и работает с ними, в частности, путем активации возрастных двигательных паттернов.
Использование телесной психотерапии при травмах развития детей или взрослых, находящихся в условиях зрительной депривации, эффективно с точки зрения компенсаторного развития, так как «своеобразие компенсаторного развития детей с глубокими нарушениями зрения выражается в образовании новых связей в ансамбле психических процессов и качеств, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения» [6].
Бодинамический анализ выделяет семь основных стадий развития ребенка. Они соответствуют концепциям и других теоретиков (В. Райх, Э. Эриксон, А. Лоуэн, Ж. Пиаже, М. Малер и т. д.). Предложив концепцию возможного двойного ответа на стресс или травматический опыт на всех стадиях развития, бодинамический анализ внес существенную ясность в изучение характера, а именно - его структуры, которая может быть либо травмированной, либо здоровой.
Рассмотрим две начальные структуры характера ребенка, задающие тон всему процессу развитию личности.
Структура потребности (1 месяц - 1,5 года) начинается с первыми произвольными сосательными движениями и намеренным хватанием. Возраст потребности в основном характеризуется установлением произвольного контроля над рефлекторными действиями, начало стадии определяется торможением этих первичных рефлексов, а заканчивается, когда нервные связи с кистями рук и пальцами уже достаточно развиты, что делает руки более чувствительными к различным формам, нежели рот. Данная стадия потребности частично перекрещивается со следующей стадией - установлением автономии. Сверхопекаемый или депрессивный ребенок может застрять в невозможности удовлетворить свою потребность, если его стремление познавать мир будет ограничено. Если же родителями будет форсироваться преждевременная самостоятельность ребенка, то он может отказаться от удовлетворения базовых потребностей в отдыхе и питании.
Рассматривая условия, в которых формируется характер слепого или слабовидящего ребенка в указанный возрастной период, надо иметь в виду, что снижение активности, так необходимой в данном возрасте, отражается на ориентировочно-поисковой деятельности, а выпадение или редуцирование зрительных функций отрицательно влияет на формирование потребностей. Снижение познавательной активности обусловлено также недостаточной стимуляцией ее извне, нарушением ясности понимания себя и мира, которая обусловливается качеством родительского отзеркаливания. При хорошем отзеркаливании, необходимом для создания у ребенка правильного ощущения самого себя, родитель сонастраивается на ребенка: распознает, когда надо его кормить, а когда позволить ему исследовать и практиковать новые возможности, ведущие к развитию чувства личного успеха, собственного достижения. Базовым навыком процесса удовлетворения потребностей в порядке их развития является способность выражать, различать и са-
мостоятельно удовлетворять свои потребности. В связи с этим психотерапия слепого или слабовидящего человека строится с учетом дефицитарности, когда структура характера отличается отчаянием или когда человек не может распознать потребностей и собственных способностей их удовлетворения. Работа терапевта с произвольными движениями клиента и осознаванием собственных потребностей часто приводит к более ясным, направленным движениям и более четкому осознаванию.
Структура автономии (8 месяцев - 2,5 года) начинается с овладением навыка ползания на животе, который вместе с перекатыванием является одним из первых навыков движения ребенка «в мир». Когда же речь идет о детях, находящихся в условиях зрительной депривации, то замедленный темп овладения деятельностью оказывает негативное влияние на процессы, связанные с организацией импульса деятельности, ощущением «чувства реальности», соответствующим данному возрастному периоду. Проблемы могут возникать и на межличностном уровне. В процессе тестирования реальности ребенку в условиях зрительной депривации необходима соответствующая помощь родителей. Однако если необходимая помощь примет характер сверхопеки со стороны родителей, тогда ребенок или не будет прилагать усилий для овладения новыми навыками, или будет чувствовать себя подавляемым родителями. Существует и второй вариант: родители могут ожидать от ребенка, что он будет самостоятельно делать то, что в силу его возраста и зрительной депривации он делать еще не в состоянии, например, настойчиво побуждать его делать что-то быстрее, чем он может. В случае попустительского отношения со стороны родителей познание ребенком окружающего мира будет хаотичным, он не сможет найти отклика, в то время как, согласно мнению ученых, освоение пространства ребенком должно происходить с ощущением победы, в противном случае произойдет закрепление позиции «я не могу».
В данном возрастном периоде существует тесная связь между заземлением и балансом: обучаясь сидеть и стоять, ребенок устанавливает новые отношения с землей, активируются новые рефлексы, сенсорные импульсы, идущие от подошв ног, помогают ребенку удерживать свое тело в вертикальной позиции. Его отношения с гравитацией и полом соответствуют появляющемуся чувству реальности. Телесная терапия коррекции структуры характера на данном возрастном этапе связана с доступными физическими ресурсами человека, которые отчасти зависят от уровня моторного развития. Необходимо научить ребенка заземляться: вставать крепко на ноги, чувствовать ступни, пол, на котором стоишь, а также обучить его чувствовать находящийся в крестце центр равновесия с целью восстановления эмоционального баланса, помочь ему осознать важность центрирования для поддержания физического и эмоционального равновесия в ситуации стресса.
В компенсаторном плане при использовании бодинамического подхода в работе с детьми с нарушениями зрения происходит стимуляция и активация сохранных анализаторных систем, что позволяет в процессе терапевтической работы и телесного осознавания расширить способность замещения нарушенных функций и организовать сложную систему взаимодействия сохранных функций. Огромную роль в компенсации играет сознание. Необходимо создать условие осознания дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают перед человеком в ходе преодоления обусловленных дефектом трудностей в психическом и физическом развитии.
Ссылки:
1. Березкина-Орлова В.Б. Телесная психотерапия. М., 2011.
2. Волкова И.П. Влияние ценностно-мотивационной сферы личности на процесс социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей : материалы XX Междунар. конф. «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». СПб., 2013.
3. Судаков К.В. Системное построение функций человека. М., 1999.
4. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
5. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М., 1962. Вып. 1.
6. Солнцева Л.И. Указ. соч.