УДК 34:347
А.Р. Росовский, А.А. Кальгина
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Статья раскрывает юридическое понятие «морального вреда» в российском гражданском законодательстве, рассматриваются основания и порядок компенсации морального вреда, судебная практика по анализируемому вопросу.
Ключевые слова: гражданское законодательство, вред, правонарушение, причинитель вреда, моральный вред, компенсация.
С правовой точки зрения вред представляет собой неоднозначное явление, однако любой вред социально опасен. Поэтому вред, прежде всего - это понятие социальное. Встречаются ситуации, когда вред наступает в результате нарушения отношений, которые не регулируются правом. Вред может быть также и результатом определенных деяний (действия, бездействия), которые не подпадают под нормы права и являются осуждаемыми нормами морали или идущими вразрез с существующими обычаями, традициями, обрядами. В таком случае, фактический вред может быть признан социальным вредом; возмещение такого вреда законом не предполагается.
Юридический вред всегда связан с правонарушением. В свою очередь, любое правонарушение порождает негативные последствия. Правонарушения различаются, прежде всего, по характеру и размеру причиненного вреда, а также по степени общественной опасности. По последствиям вред может быть более или менее значимым, измеримым или неизмеримым, восстановимым или невосстановимым. Обязанность возмещения вреда порождает именно наличие юридического вреда, возникшего в результате правонарушения.
Таким образом, социальный вред - наиболее широкое понятие вреда, включающее в себя юридический, а также фактический вред, возникающий как в результате правонарушения, так и вследствие других действий, которые под понятие правонарушения могут не подпадать.
Совершение правонарушения является следствием наступления гражданско-правовой ответственности, которая связана с обязательными условиями, позволяющим вести речь о наступлении такой ответственности. Это, прежде всего - сам вред, противоправное поведение (действие или бездействие), причинная связь между противоправным поведением и наступившими правовыми последствиями, а также вина.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [1]. Однако вред может быть причинен не только в результате посягательства на имущественные и неимущественные блага, но и в результате ненадлежащего исполнения обязанностей одной из сторон договорных отношений. В этом случае говорится о договорной ответственности.
Юридическое обязательство возникает в случае причинения вреда неправомерными действиями, по данному основанию причинитель вреда и должен возместить вред. Вред, причиненный правомерными действиями, будет подлежать возмещению только тогда, когда они прямо установлены законом (например, в случае причинения вреда в условиях крайней необходимости или при превышении пределов необходимой обороны).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - Гражданский кодекс [2].
© Росовский А.Р., Кальгина А.А., 2016.
Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 Гражданского кодекса исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
Моральный вред - общеизвестный институт гражданского права. В основе всех его регламентов лежат нормы Гражданского кодекса.
Размер компенсации морального вреда определяется в соответствии со следующими принципами, закрепленными в ст. 151 Гражданского кодекса:
- степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства;
- степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В ст. 1101 Гражданского кодекса закреплены и совершенно новые (по сравнению с действовавшим до вступления в силу части второй Гражданского кодекса перечнем) критерии, - это требования разумности и справедливости.
Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 1099 Гражданского кодекса, компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Порядок компенсации морального вреда в результате нарушения имущественных прав гражданина регламентирован в п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса.
Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом, и в частности, когда вред причинен:
- жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
- распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 Гражданского кодекса);
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Ответственность за причинение морального вреда, как правило, возникает при наличии вины при-чинителя вреда в форме как умысла, так и неосторожности. Согласно положениям ст. 12 Гражданского кодекса компенсация морального вреда, причиненного распространением несоответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений, является одним из способов гражданско-правовой защиты этих нематериальных благ, осуществляется на основании ст. 151, 152, 1099-1101 Гражданского кодекса.
При компенсации морального вреда, причиненного распространением несоответствующих действительности порочащих сведений в документах, исходящих от юридического лица за подписью руководителя организации, применяется ст. 1068 Гражданского кодекса, а компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
По характеру нарушения субъективных гражданских прав вред является имущественным (материальным) и неимущественным (нематериальным). Моральный вред, чаще всего, связан с физическим вредом, причем «физическая боль может пройти, а вот нравственные страдания могут сопровождать человека всю его жизнь, например, в случае, связанном с обезображиванием лица» [3, с. 11].
Известный русский психиатр И.А. Сикорский [4, с. 216] еще в конце XIX в. обратил внимание, на то, что нравственные страдания так же убивают организм, как и физические, но они страшнее физических, потому что поражают нервную систему во всех частях. Согласно медицинской данным, слова, волнующие человека, могут вызвать у него учащение или замедление сердцебиения, изменение потока крови к различным органам, повышение артериального давления и т.д. Повторяющиеся на протяжении длительного времени колебания в состоянии организма могут вызвать стойкое нервное расстройство, а разовые потрясающие известия или оскорбительные слова способны вызвать скоропостижную смерть [5, с. 36-37].
В момент совершения преступления и наступления последствий преступления человек реагирует на происшедшее, о чем свидетельствует испуг и ряд других, указанных выше, симптомов ухудшения
состояния здоровья. Данные признаки являются ответной реакцией организма человека на преступные действия и представляют собой проявление морального вреда, который, в свою очередь, вызывает у потерпевшего дискомфортное состояние, связанное с его нравственными или физическими страданиями, причиняемыми в результате совершения преступления. Дискомфортное состояние потерпевшего наступает у него как в момент совершения преступного деяния при осуществлении преступных действий (бездействия), так и после их окончания.
Г.Г. Горшенков предлагает ввести в оборот термин «субъективные потери», включающий: различные страхи, чувство угнетенности, интеллектуальные потери (например, ухудшение памяти), собственно субъективные потери, связанные с утратой политических, трудовых, иных прав и свобод и др. Наличие любых из этих показателей должно выступать основанием компенсации морального вреда [6, с. 88].
Исходя из приведенных особенностей морального вреда, сформулировал определение морального дискриминационного вреда как вреда, который испытывает человек от всевозможных актов дискриминации. При этом компенсация морального вреда будет выступать средством восполнения социальной справедливости, так как при дискриминации происходит нарушение различных прав человека, деловой репутации, видоизменяется правовой статус физического лица. В связи с дискриминацией человек лишается своих прав либо испытывает ущемление в своих правах.
Однако не все страдания гражданина влекут за собой возникновение у него права на компенсацию морального вреда. Необходимым условием возникновения такого права является причинная связь между имевшими место страданиями и нарушением личных неимущественных прав потерпевшего, посягательством на принадлежащие ему другие нематериальные блага либо нарушением имущественных прав гражданина в случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, необходимо отметить, что законом не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в случае невыполнения условий договора оказания юридических услуг.
Таким образом, право на компенсацию морального вреда возникает, по общему правилу, при нарушении личных неимущественных прав гражданина или посягательстве на иные принадлежащие ему нематериальные блага. К примеру, такая компенсация может взыскиваться при нарушении имущественных прав гражданина нарушением прав истца на эффективную защиту и доступ к правосудию, выразившемся в ненадлежащем надзоре прокуратуры за процессуальной деятельностью органов МВД при проведении доследственных проверок.
Рассмотрим извлечения из материалов судебной практики.
Согласно Определения Санкт-Петербургского городского суда от 15.07.2014 № 33-10883/2014, сославшегося на ст. 151, 1069, 1100 Гражданского кодекса, по смыслу указанных норм Гражданского кодекса истец, полагавший, что незаконными действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления либо их должностных лиц ему причинен моральный вред, в силу положений ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс) обязан доказать: в чем конкретно выразилось нарушение его личных неимущественных прав либо принадлежащих истцу иных нематериальных благ, обстоятельства причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Отсутствие одного из названных элементов является основанием для отказа в иске [7].
Верховный Суд Республики Калмыкия в своем апелляционном определении от 22.05.2014 по делу № 33-320/2014 разъяснил, что право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, - это принадлежащее каждому гражданину в силу закона неимущественное право, в связи с нарушением которого истец в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса вправе ставить перед судом вопрос о возложении на нарушителя обязанности денежной компенсации морального вреда в случае причинения физических или нравственных страданий [8].
В удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба, причиненного бездействием должностных лиц, судом первой инстанции отказано правомерно, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные законодательством, для возложения на ответчиков обязанности по возмещению истцу имущественного вреда. В иске к администрации района о компенсации морального вреда ввиду непринятия мер по включению дома, в котором проживают истцы, в адресную программу по капитальному ремонту и расселению аварийного жилья отказано, поскольку работа по составлению документов для принятия соответствующего решения ведется, притом что действия (бездействие) администрации не признаны незаконными в установленном порядке, а истцами не доказана причинно-следственная связь между ее бездействием и расстройством их здоровья.
Суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку ответственность за причиненный моральный вред
не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства (ст. 151 Гражданского кодекса). Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Таким образом, моральный вред - это сложное и многогранное понятие, которое включает в себя как нравственные, так и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права.
Правовые нормы исследуемого института до настоящего времени недостаточно систематизированы, что, не в последнюю очередь, является причиной имеющихся противоречий в правоприменительной практике.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994; гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
3.Пешкова О.А. Ответственность и защита при причинении вреда неимущественным правам и нематериальным благам граждан и юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград. 1998. С. 11.
4.Сикорский И.А Физиология нравственных страданий / под редакцией О. Гусева и Р. Перина. СПб. 2007.
С. 216.
5.Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе // Природа. 1970. № 1. С. 36-37.
6.Горшенков Г.Г. Моральный вред и его компенсация по российскому законодательству: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород. 1996. С. 88.
7.Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.07.2014 № 33-10883/2014 // СПС «Консультант
плюс».
8. Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 22.05.2014 по делу № 33-320/2014 // СПС «Консультант плюс».
РОСОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ РОМАНОВИЧ - студент, Одинцовский филиал «Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Россия.
КАЛЬГИНА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Одинцовский филиал «Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Россия.