Научная статья на тему 'КОМПЕНСАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТА ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

КОМПЕНСАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТА ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / потенциальные угрозы / профессиональные компетенции / учебная дисциплина / vocational education / human limitations and capabilities / subject

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Кузнецов

Настоящая статья посвящена продолжению исследования гуманитарной составляющей профессиональной деятельности специалистов, а именно – раскрытию такой категории, как возможности человека. Показано, что формирование у специалиста определенных качеств (пунктуальности, аккуратности, ответственности, обязательности, дисциплинированности, стрессоустойчивости и др.) связано с необходимостью в компенсации естественных физиологических ограничений человека, часто являющихся причиной его ошибочных и алогичных действий. В статье раскрыты основные характеристики возможностей специалиста, предложено их формирование посредством специальной программы, реализуемой на основе образовательных технологий в рамках профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPENSATING OF SPECIALIST’S POTENTIAL THREATS AND ERRORS THROUGH THE FORMATION OF SPECIAL CAPABILITIES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING

The article studies the continuation of the study of the humanitarian component of the professional activity of specialists, namely, the disclosure of such a category as human capabilities. It is shown that the need to form certain capabilities in a future serviceman and specialist (punctuality, accuracy, responsibility, commitment, discipline, stress resistance, morality, healthy lifestyle, etc.) is associated with the need to compensate for the natural physiological limitations of a person, which are often the cause of his wrong and illogical actions. The main characteristics of the specialist’s capabilities are revealed, their formation is proposed through a special program included in the curriculum, which are implemented on the basis of the educational technologies used in the framework of professional education.

Текст научной работы на тему «КОМПЕНСАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТА ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Библиографический список

1. Концепция морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации на период 2018 - 2021 года и далее до 2025 года. Москва: ГУРЛС, 2018.

2. Военная педагогика. Под редакцией О.Ю. Ефремова. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

3. Михайлов В.А., Михайлова В.В. Формирование системы идеальных стратегий и ценностных предпочтений у будущих офицеров МЧС России. Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы Международной научно-практической конференции, 2017: 158 - 160.

4. Шарухин А.П. Военная педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

5. Колосов А. Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач. Ориентир. 2011; № 3.

6. Исаева Н.Н. Сформированные коллективистские отношения курсантов как объективная потребность образовательной практики военных институтов. Бизнес. Образование. Право. 2020; № 2 (51): 397 - 401.

References

1. Koncepciya moral'no-psihologicheskogo obespecheniya sluzhebno-boevoj deyatel'nosti vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii na period 2018 - 2021 goda i dalee do 2025 goda. Moskva: GURLS, 2018.

2. Voennaya pedagogika. Pod redakciej O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

3. Mihajlov V.A., Mihajlova V.V. Formirovanie sistemy ideal'nyh strategij i cennostnyh predpochtenij u buduschih oficerov MChS Rossii. Podgotovkakadrovvsistemepreduprezhdeniya i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2017: 158 - 160.

4. Sharuhin A.P. Voennaya pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

5. Kolosov A. Vzaimootnosheniya v voinskom kollektive kak faktor uspeshnosti vypolneniya sluzhebnyh zadach. Orientir. 2011; № 3.

6. Isaeva N.N. Sformirovannye kollektivistskie otnosheniya kursantov kak ob'ektivnaya potrebnost' obrazovatel'noj praktiki voennyh institutov. Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2020; № 2 (51): 397 - 401.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Kuznetsov I.B., Cand. of Sciences (Technology), Director of the Aviation Training Center of the Scientific and Production Association "SPARC"

(St. Petersburg, Russia), E-mail: kuznpilot@gmail.com

COMPENSATING OF SPECIALIST'S POTENTIAL THREATS AND ERRORS THROUGH THE FORMATION OF SPECIAL CAPABILITIES IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING. The article studies the continuation of the study of the humanitarian component of the professional activity of specialists, namely, the disclosure of such a category as human capabilities. It is shown that the need to form certain capabilities in a future serviceman and specialist (punctuality, accuracy, responsibility, commitment, discipline, stress resistance, morality, healthy lifestyle, etc.) is associated with the need to compensate for the natural physiological limitations of a person, which are often the cause of his wrong and illogical actions. The main characteristics of the specialist's capabilities are revealed, their formation is proposed through a special program included in the curriculum, which are implemented on the basis of the educational technologies used in the framework of professional education.

Key words: vocational education, human limitations and capabilities, subject.

И.Б. Кузнецов, канд. техн. наук, директор Авиационного учебного центра ДПО АО «Научно-производственное объединение «СПАРК»,

г. Санкт-Петербург. E-mail: kuznpilot@gmail.com

КОМПЕНСАЦИЯ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УГРОЗ И ОШИБОК СПЕЦИАЛИСТА ФОРМИРОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (КОМПЕТЕНЦИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Настоящая статья посвящена продолжению исследования гуманитарной составляющей профессиональной деятельности специалистов, а именно -раскрытию такой категории, как возможности человека. Показано, что формирование у специалиста определенных качеств (пунктуальности, аккуратности, ответственности, обязательности, дисциплинированности, стрессоустойчивости и др.) связано с необходимостью в компенсации естественных физиологических ограничений человека, часто являющихся причиной его ошибочных и алогичных действий. В статье раскрыты основные характеристики возможностей специалиста, предложено их формирование посредством специальной программы, реализуемой на основе образовательных технологий в рамках профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, потенциальные угрозы, профессиональные компетенции, учебная дисциплина.

Специфическим фактором, характеризующим поведение человека, является общая для всех людей рефлексия, обнаруживающаяся в проявлении физиологических свойств, которые в некоторых случаях могут реализовываться в качестве угроз и ошибок в процессе профессиональной деятельности. Данные естественные свойства любого человека условно можно отнести к категории «ограничений», которые могут проявляться в качестве угроз и ошибок. Гипотетически к ним относятся следующие поведенческие характеристики любого специалиста: потенциальная конфликтность, утомление и усталость, различия в поведении полов, специфические свойства и ограничения каналов получения информации, вероятность ошибочных решений и действий, а также иные специфические параметры деятельности человека. В целях безопасной и экономически эффективной профессиональной деятельности специалиста вышеперечисленные ограничения человека должны как в профессиональной, так и в повседневной социальной жизни компенсироваться соответствующими возможностями, которые приобретаются и отрабатываются сознательно каждым человеком в течение всего жизненного цикла.

В настоящей работе под возможностями человека понимается его осознанная деятельность в противоположность поведению человека по принципам «я чувствую, что так надо поступить», «мне так хочется» или «мне кажется, что это будет верным решением». Возможности человека в контексте профессиональной деятельности мы будем рассматривать как свойство личности, наделенной

особым образом организованным интеллектом, проявляющегося совокупностью всевозможных психических процессов и состояний, позволяющих проводить принудительное внутреннее обдумывание актуального на данный момент времени вопроса, принятие обоснованного решения в противовес интуитивным решениям, продиктованным инстинктами или нежеланием думать, исполняя набор простейших привычных правил и процедур. Принимая тот факт, что ограничения человека в профессиональной деятельности объясняются проявлением базовых инстинктов и физиологической особенностью каждого человека как биологического вида, возможности человека с определенной степенью вероятности можно отнести к антибиологическим характеристикам. Данные действия связаны с волевым усилием индивида над собой и принуждению к необходимому поступку, требующему дополнительного расходования жизненных ресурсов. Он зачастую понижает жизненный тонус, ведет к утомляемости и усталости человека, угнетению иммунитета и иным негативным в отношении жизнедеятельности последствиям. Иначе, под возможностями человека следует понимать развитие на определенном уровне общекультурных компетенций и компетенций профессионального назначения для формирования знаний, умений, навыков в различных направлениях деятельности. Возможности человека базируются на особых чертах и свойствах характера личности, механизм формирования которых сложен и длителен, требует постоянных усилий как конкретного человека, так и всех участников его образовательного и воспитательного процесса. Следует отметить

этапность формирования данных свойств личности, начало приобретения которых закладывается в процессе воспитания в семье, продолжается формироваться в социуме (окружении внешней среды и различных школ) и заканчивается к моменту полноценного взросления личности к 2025 г. [1].

В профессиональном образовании для подготовки специалистов в области авиации необходима учебная дисциплина «Возможности человека: контроль факторов угроз и ошибок», в рамках которой представлен комплекс вопросов, связанных с возможными ошибками человека как следствие несоблюдения определенных установок, необходимых в профессиональной деятельности. Целью преподавания дисциплины является обучение не только философского, мировоззренческого характера, но и практическим навыкам для обеспечения безопасности в период работы с повышенной степенью опасности. Рабочая программа данной дисциплины разработана, но современная подготовка специалистов требует ее корректировки. Один из вариантов внесения изменений связан с понятийным аппаратом. Уточнение базовой словарной основы позволит преподавательскому составу внести корректировки в процесс формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций.

К основным возможностям любого человека, компенсирующим потенциально вероятные проявления ограничений в виде алогичных и ошибочных действий, можно отнести следующие характерные действия и качества, влияющие биологические и социальные возможности человека.

Пунктуальность (от латинского punctum - точка) - характерная черта, связанная с аккуратностью, системными действиями, последовательностью в выполнении законов и правил. В профессиональной деятельности пунктуальность характеризуется неукоснительным выполнением правил, процедур в соответствии с имеющей место законодательной базой.

Аккуратность (от латинского accuratus - точный, старательно исполненный, точный, обстоятельный, хорошо продуманный») - характеризует поведение человека с позиции этичности отношения к себе, окружающим людям и миру. В профессиональной деятельности влияет на корректное оформление документации служебного характера.

Ответственность (от латинского periculum - свойство человека) характеризуется признаком обязательства в своих поступках, действиях и их последствиях при полном осознанном отчете за свою деятельность, по сути, это качество личности, определяющее ее зрелость. В профессиональной деятельности ответственность человека характеризуется выполнением профессиональных обязанностей, включая принятие различного рода решений в соответствии с требованиями обеспечения безопасности жизнедеятельности, при этом вопросы экономической эффективности решаются не в ущерб общей безопасности.

Обязательность (от латинского obligamentum) - в общественном понимании связана с привычками, сложившимися временными устоями, позволяющими без напоминаний и подсказок делать то, о чем была договоренность или то, что было запланировано самим человеком.

Дисциплинированность (от латинского disciplinam) - это черта характера человека, определяющая его постоянное выполнение правил работы. В профессиональной деятельности - потребность человека строго выполнять установленные правила и стандартные операционные процедуры.

Корректность и стандартность речи. Корректность происходит от латинского «correctus - исправленный, улучшенный» и в общественном мнении представляется как тактичность в поведении с людьми, вежливость и учтивость. В профессиональной деятельности корректность речи представляется синонимом «стандартности» речи и является неотъемлемой составляющей категории «стерильное рабочее место». Анализ практически всех авиационных происшествий показывает, что развитие катастрофической ситуации обязательно сопровождается использованием неоднозначно воспринимаемых фраз, ненормативной и нецензурной лексикой, которые усложняют коммуникации и, в конечном результате, приводят к непониманию участниками событий друг друга. Поэтому приобретение навыка правильного и корректного говорения, использование в профессиональной деятельности специалистами всех профессий понятных, однозначно воспринимаемых слов и фраз представляется важной профессиональной компетенцией, работа над которой актуальна на всем протяжении активной социальной деятельности человека;

Оптимизация зрительной деятельности и навык формирования достоверного образа связаны с достаточно субъективным представлением об окружающем мире, так как определяются признаками чувственного порядка. Профессиональная деятельность, использующая категории образа, в том числе и психического, в работе операторов должна быть представлена достоверно относительно происходящих событий. Этот процесс связан с правильным переключением и распределением внимания, когда можно получить интегрированное представление динамики происходящих событий на основе получаемой информации от различных приборов и комплексов, систем управления, органов чувств и информационных каналов (включая альтернативные), базирующиеся на профессиональных знаниях, навыках и жизненном опыте специалиста в целом [2].

Концентрация, собранность и сосредоточенность. В общем понимании под этими терминами понимается следующее: концентрация - это фокусирование внимания на каком-либо объекте и удержание соответствующей информации в оперативной памяти человека; собранность - это готовность действовать четко и оперативно, сохраняя спокойствие, внимательность и представление одно-

значно осознанной картины ближайших действий; сосредоточенность - это свойство сознания человека, соотносимое с такими его показателями, как единство и целостность, реализуемое под влиянием воли к контролю над быстро меняющейся ситуацией. Все вышеперечисленные свойства человека в профессиональной деятельности неразрывно связаны с условиями качественного и своевременного выполнения установленных должностными обязанностями процедур.

Саморазвитие и самосовершенствование. Саморазвитие человека - это повышение собственной осознанности, умение управлять собой, развитие силы воли, целеполагания, мотивации и многих других жизненно важных качеств личности. Два этих понятия неразрывно связаны между собой, поскольку саморазвитие можно рассматривать как непрерывный процесс самосовершенствования и работы над собой, происходящий самостоятельно и посредством взаимодействия с другими людьми. В динамично развивающемся мире саморазвитие и самосовершенствование являются обязательными качествами личности для сохранения требуемого уровня профессионализма и соответствующей компетенции.

Мастерство (от латинского «magister» - мастер). Мастерство характеризует уровень профессионализма, вырабатываемый личным опытом специалиста и определяемое как исключительное его умение, высокое искусство в какой-нибудь профессиональной области.

Стрессоустойчивость (от английского «stress» - напряжение) - состояние под влиянием сильных воздействий [3]. В профессиональной деятельности стрессу подвержены все специалисты, поскольку он является объективной реальностью, окружающей человека в течение всей жизни. Устойчивость к негативному влиянию на работоспособность человека формируется врожденными и приобретенными качествами, которые позволяют конкретному специалисту устойчиво, без утраты контроля над выполняемыми профессиональными функциями компенсировать негативное действие стрессоров без критических всплесков эмоций, отрицательно влияющих на деятельность человека, вплоть до возможности появления психических расстройств. Именно данная устойчивость к негативному влиянию стресса и адекватному реагированию на влияние внешних факторов называется стрессоустойчивостью, которая относится к категории возможностей человека.

Здоровый образ жизни - термин, который в последние годы нашел широкое использование как в повседневной, так и в профессиональной жизни. В общем понимании здоровый образ жизни - это определенные правила или нормы поведения, благодаря которым происходит оздоровление организма человека. Основанный на знаниях о физиологии человека, здоровый образ жизни в первую очередь направлен на повышение качества профессиональной деятельности путем сохранения жизненного тонуса и, соответственно, работоспособности посредством выполнения установленных норм труда и отдыха, исключая вредные привычки (курение, алкоголь, азартные игры, компьютерная зависимость, наркомания).

Выполнение работы в «стерильных условиях». При выполнении технологических или управленческих процедур специалисту следует выполнять правила порядка и чистоты рабочего места для того, чтобы исключить ситуации невнимательного отношения к определенному процессу, создать наиболее благоприятные условия для получения и отправки информации, исключить наличие лишних предметов и информационных источников, строгое соблюдение инструкций и правил служебного делопроизводства.

Открытость к коммуникациям. Данное поведение специалиста крайне важно при организации работы коллектива (отдела, бригады, команды), поскольку готовность специалиста корректно высказать свою озабоченность, нетерпимость к ошибкам и нарушениям, желание всегда прийти на помощь коллегам -это основа формирования позитивных творческих коммуникаций в коллективе.

Нравственность, уважение, интеллигентность - качества человека, присущие конкретной личности и сочетающие совокупность таких свойств, как гуманность, честность, выполнение требований закона и профессиональных обязанностей на основе сформировавшихся жизненных ценностей.

Перечисленные основные установки поведенческого характера заложены в основу понятийного аппарата учебной дисциплины «Возможности человека: контроль факторов угроз и ошибок». Данная дисциплина может быть включена как в базовый блок учебного плана, так и в вариативный. Логистика учебного плана зависит от степени подготовки обучающихся и от реальной ситуации в профессиональной сфере труда. Еще одним фактором различного варианта нахождения дисциплины в учебном плане может быть особое мнение со стороны работодателя.

Описание возможностей человека и свойств, которыми обладает конкретный специалист, следует выполнять в контексте двух философских категорий, выражающих основные ступени развития личности, в том числе в профессиональном отношении. Поскольку возможности человека есть объективная тенденция его развития и совершенствования - первая категория, а свойства конкретной личности есть реальная действительность, объективно существующая как результат реализации некоторой его возможности - вторая категория, постольку возможности человека как биологического вида и социальной личности вместе со свойствами, присущими конкретной личности, образуют диалектическое единство, при этом превращение возможности в свойства происходит, естественно, в гармонии с сознательным преобразованием природной и социальной действи-

тельности конкретного человека [4]. Выработка с первых дней воспитания человека (начиная с семьи, дошкольного и школьного образования, в социальном окружении, на этапе получения профессионального образования и в дальнейшем на протяжении всей жизни) вышеперечисленных черт личности и свойств характера, навык следования им в повседневной профессиональной жизни качественно возрастает при условии, если в программах профессионального образования специалистов всех профессий будет включена специальная дисциплина, в основе реализации которой будут заложены изучение возможностей и ограничений человека в профессиональной деятельности, а также приобретение навыка и компетенций применения полученных знаний в повседневной жизни.

Профессиональная подготовка специалистов для сферы с повышенной зоной ответственности и опасности требует тщательной разработки учеб-

Библиографический список

но-планирующей документации. К их числу можно отнести учебную программу «Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок». В результате освоения дисциплины обучающиеся с различным уровнем подготовки получают знания, умения и навыки через скорректированный терминологический аппарат в области исследования рисков и опасностей, связанных с человеческим фактором. В программу учебной дисциплины за счет тщательного отбора понятий из терминологической базы включена возможность изучения влияние различных качеств человека на безопасность, в том числе и безопасность авиационной сферы. Программа позволяет через точные характеристики физических, физиологических, социальных процессов в жизни человека готовиться к профессиональной деятельности, связанной с рисками для своей жизни и жизни других.

1. Савельев С.В. Церебральный сортинг. Москва: ВЕДИ, 2016.

2. Кузнецов И.Б. Методология распределения внимания пилота. Санкт-Петербург. Политехника. 2012.

3. Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1984.

4. Кузнецов И.Б. Человеческий фактор в гражданской авиации. Санкт-Петербург: Политехника, 2019.

References

1. Savel'ev S.V. Cerebral'nyJsorting. Moskva: VEDI, 2016.

2. Kuznecov I.B. Metodologiya raspredeleniya vnimaniya pilota. Sankt-Peterburg. Politehnika. 2012.

3. SovetskiJ 'enciklopedicheskiJslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1984.

4. Kuznecov I.B. ChelovecheskiJ faktor v grazhdanskoJaviacii. Sankt-Peterburg: Politehnika, 2019.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Larionova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Omsk State Medical University

(Omsk, Russia), E-mail: larionova_ma@mail.ru

Tsybikova O.A., teacher-psychologist, State budgetary educational institution school No. 661 of the Primorsky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia),

E-mail: cibikova22@mail.ru

CREATIVITY AS A PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITY OF A MODERN TEACHER. The article discusses one of the aspects of professionalism of a modern teacher. It is proved that the necessary factor for the development of professionalism is the personal characteristics of the teacher (creativity, intellectual mobility, etc.). Theoretical and practical analysis of the problem of creativity development allows focusing on the importance of this quality in its personal and professional characteristics, as well as in the effectiveness of solving problems and innovation processes in education as a whole. Technologies are proposed to increase the creativity of the teacher through the use of formal, informal and informal ways of organizing continuing education. It is proved that the continuous training and education of a teacher requires a reflexive attitude to professional and pedagogical activities and personality, which are possible when implementing a creative approach to business.

Key words: personal and professional development of teacher, creativity, reflective attitude to activity, self-development and education.

М.А. Ларионова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: larionova_ma@mail.ru

О.А. Цибикова, педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 661» г. Санкт-Петербург, E-mail: cibikova22@mail.ru

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

В статье обсуждается один из аспектов профессионализма современного педагога. Обосновано, что необходимым фактором развития профессионализма выступают личностные особенности педагога (креативность, интеллектуальная мобильность и др.). Теоретико-практический анализ проблемы развития креативности позволяет заострить внимание на важности данного качества в его личностно-профессиональных характеристиках, а также и в результативности решения задач инновационных процессов в образовании в целом. Предлагаются технологии для повышения креативности педагога посредством применения формальных, неформальных и информальных способов организации непрерывного образования. Доказано, что непрерывное обучение и образование педагога требует от него рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и личности, которые возможны при реализации творческого подхода к делу.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, креативность, рефлексивное отношение к деятельности, саморазвитие и образование.

Изменения, происходящие сегодня в мире, не могут не затронуть образовательную систему, поскольку образование выполняет наиважнейшую функцию человечества - передачу социокультурного опыта. Однако и сама образовательная система влияет на возникающие социальные, технические и другие изменения в обществе. Взаимосвязанность этих процессов развития объективно существует В то же время в любой открытой системе внутренние процессы обусловливаются внешними, и, наоборот, внешние изменения приводят к внутренним. Качество интеграции элементов системы в обсуждаемом контексте образовательной среды определяет эффективность развития всех её элементов и достижения целей, поставленной перед ней обществом.

Одним из активных участников изменений в образовании (от дошкольного к высшему) был и остается педагог Именно его профессионально-педагогическая деятельность способствует достижимости поставленных целей, внедрению инноваций и т.п.

Педагог выступает значимым субъектом создания образовательной среды, сопровождения развития креативности ребенка, подростка, молодого человека.

Отсюда и особые требования к его личностно-профессиональному статусу. В современной школе особенно важен творческий подход и креативность в деятельности педагога. Однако для его реализации, на наш взгляд, у личности должна быть актуализирована потребность в развитии.

Б.П Ананьев, рассматривая принцип целостности относительно развития, пишет: «Человек как предмет познания не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга - субъекта сознания... Человек как субъект труда, учения и других видов деятельности. не может быть полностью понят лишь в системе общественных отношений, при абстрагировании от природных основ и материального субстрата деятельности» [1, с. 72]. Из этого следует, что индивидуальные способности и потребности человека, его психофизиологические особенности, требования, предъявляемые к нему как профессионалу, специфика содержания и средств профессиональной деятельности в целом будут определять ход профессионального развития личности.

Кроме того, в системном подходе подчёркивается активность человека в процессе развития. Так, «образование собственной среды развития посредством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.