Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное развитие педагога / креативность / рефлексивное отношение к деятельности / саморазвитие и образование / personal and professional development of teacher / creativity / reflective attitude to activity / self-development and education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.А. Ларионова, О.А. Цибикова

В статье обсуждается один из аспектов профессионализма современного педагога. Обосновано, что необходимым фактором развития профессионализма выступают личностные особенности педагога (креативность, интеллектуальная мобильность и др.). Теоретико-практический анализ проблемы развития креативности позволяет заострить внимание на важности данного качества в его личностно-профессиональных характеристиках, а также и в результативности решения задач инновационных процессов в образовании в целом. Предлагаются технологии для повышения креативности педагога посредством применения формальных, неформальных и информальных способов организации непрерывного образования. Доказано, что непрерывное обучение и образование педагога требует от него рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и личности, которые возможны при реализации творческого подхода к делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITY OF A MODERN TEACHER

The article discusses one of the aspects of professionalism of a modern teacher. It is proved that the necessary factor for the development of professionalism is the personal characteristics of the teacher (creativity, intellectual mobility, etc.). Theoretical and practical analysis of the problem of creativity development allows focusing on the importance of this quality in its personal and professional characteristics, as well as in the effectiveness of solving problems and innovation processes in education as a whole. Technologies are proposed to increase the creativity of the teacher through the use of formal, informal and informal ways of organizing continuing education. It is proved that the continuous training and education of a teacher requires a reflexive attitude to professional and pedagogical activities and personality, which are possible when implementing a creative approach to business.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

тельности конкретного человека [4]. Выработка с первых дней воспитания человека (начиная с семьи, дошкольного и школьного образования, в социальном окружении, на этапе получения профессионального образования и в дальнейшем на протяжении всей жизни) вышеперечисленных черт личности и свойств характера, навык следования им в повседневной профессиональной жизни качественно возрастает при условии, если в программах профессионального образования специалистов всех профессий будет включена специальная дисциплина, в основе реализации которой будут заложены изучение возможностей и ограничений человека в профессиональной деятельности, а также приобретение навыка и компетенций применения полученных знаний в повседневной жизни.

Профессиональная подготовка специалистов для сферы с повышенной зоной ответственности и опасности требует тщательной разработки учеб-

Библиографический список

но-планирующей документации. К их числу можно отнести учебную программу «Возможности человека, включая принципы контроля факторов угроз и ошибок». В результате освоения дисциплины обучающиеся с различным уровнем подготовки получают знания, умения и навыки через скорректированный терминологический аппарат в области исследования рисков и опасностей, связанных с человеческим фактором. В программу учебной дисциплины за счет тщательного отбора понятий из терминологической базы включена возможность изучения влияние различных качеств человека на безопасность, в том числе и безопасность авиационной сферы. Программа позволяет через точные характеристики физических, физиологических, социальных процессов в жизни человека готовиться к профессиональной деятельности, связанной с рисками для своей жизни и жизни других.

1. Савельев С.В. Церебральный сортинг. Москва: ВЕДИ, 2016.

2. Кузнецов И.Б. Методология распределения внимания пилота. Санкт-Петербург Политехника. 2012.

3. Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1984.

4. Кузнецов И.Б. Человеческий фактор в гражданской авиации. Санкт-Петербург: Политехника, 2019.

References

1. Savel'ev S.V. Cerebral'nyJsorting. Moskva: VEDI, 2016.

2. Kuznecov I.B. Metodologiya raspredeleniya vnimaniya pilota. Sankt-Peterburg. Politehnika. 2012.

3. SovetskiJ 'enciklopedicheskiJslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1984.

4. Kuznecov I.B. ChelovecheskiJ faktor v grazhdanskoJaviacii. Sankt-Peterburg: Politehnika, 2019.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Larionova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Omsk State Medical University

(Omsk, Russia), E-mail: larionova_ma@mail.ru

Tsybikova O.A., teacher-psychologist, State budgetary educational institution school No. 661 of the Primorsky District of St. Petersburg (St. Petersburg, Russia),

E-mail: cibikova22@mail.ru

CREATIVITY AS A PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITY OF A MODERN TEACHER. The article discusses one of the aspects of professionalism of a modern teacher. It is proved that the necessary factor for the development of professionalism is the personal characteristics of the teacher (creativity, intellectual mobility, etc.). Theoretical and practical analysis of the problem of creativity development allows focusing on the importance of this quality in its personal and professional characteristics, as well as in the effectiveness of solving problems and innovation processes in education as a whole. Technologies are proposed to increase the creativity of the teacher through the use of formal, informal and informal ways of organizing continuing education. It is proved that the continuous training and education of a teacher requires a reflexive attitude to professional and pedagogical activities and personality, which are possible when implementing a creative approach to business.

Key words: personal and professional development of teacher, creativity, reflective attitude to activity, self-development and education.

М.А. Ларионова, канд. пед. наук, доц., Омский государственный медицинский университет, г. Омск, E-mail: larionova_ma@mail.ru

О.А. Цибикова, педагог-психолог, ГБОУ «Школа № 661» г. Санкт-Петербург, E-mail: cibikova22@mail.ru

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

В статье обсуждается один из аспектов профессионализма современного педагога. Обосновано, что необходимым фактором развития профессионализма выступают личностные особенности педагога (креативность, интеллектуальная мобильность и др.). Теоретико-практический анализ проблемы развития креативности позволяет заострить внимание на важности данного качества в его личностно-профессиональных характеристиках, а также и в результативности решения задач инновационных процессов в образовании в целом. Предлагаются технологии для повышения креативности педагога посредством применения формальных, неформальных и информальных способов организации непрерывного образования. Доказано, что непрерывное обучение и образование педагога требует от него рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и личности, которые возможны при реализации творческого подхода к делу.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, креативность, рефлексивное отношение к деятельности, саморазвитие и образование.

Изменения, происходящие сегодня в мире, не могут не затронуть образовательную систему, поскольку образование выполняет наиважнейшую функцию человечества - передачу социокультурного опыта. Однако и сама образовательная система влияет на возникающие социальные, технические и другие изменения в обществе. Взаимосвязанность этих процессов развития объективно существует В то же время в любой открытой системе внутренние процессы обусловливаются внешними, и, наоборот, внешние изменения приводят к внутренним. Качество интеграции элементов системы в обсуждаемом контексте образовательной среды определяет эффективность развития всех её элементов и достижения целей, поставленной перед ней обществом.

Одним из активных участников изменений в образовании (от дошкольного к высшему) был и остается педагог Именно его профессионально-педагогическая деятельность способствует достижимости поставленных целей, внедрению инноваций и т.п.

Педагог выступает значимым субъектом создания образовательной среды, сопровождения развития креативности ребенка, подростка, молодого человека.

Отсюда и особые требования к его личностно-профессиональному статусу. В современной школе особенно важен творческий подход и креативность в деятельности педагога. Однако для его реализации, на наш взгляд, у личности должна быть актуализирована потребность в развитии.

Б.П Ананьев, рассматривая принцип целостности относительно развития, пишет: «Человек как предмет познания не только личность, но и индивид с его материальным механизмом рефлекторной деятельности мозга - субъекта сознания... Человек как субъект труда, учения и других видов деятельности. не может быть полностью понят лишь в системе общественных отношений, при абстрагировании от природных основ и материального субстрата деятельности» [1, с. 72]. Из этого следует, что индивидуальные способности и потребности человека, его психофизиологические особенности, требования, предъявляемые к нему как профессионалу, специфика содержания и средств профессиональной деятельности в целом будут определять ход профессионального развития личности.

Кроме того, в системном подходе подчёркивается активность человека в процессе развития. Так, «образование собственной среды развития посредством

общественных связей - всё это проявление социальной активности человека в его собственной жизни» [1, с. 133].

Изучая материалы по данной проблеме, мы можем отметить, что вопросы развития профессионала часто сопряжены с рассмотрением креативности, творческой активности личности. При этом сложно выделить одно определение, которое охватывало бы все стороны этого явления, даже если мы ограничимся пониманием креативности как личностно-профессионального качества современного педагога и будем говорить только о педагогической деятельности.

В.А. Сонин, Я.А. Пономарёв и другие исследователи, изучая условия и факторы профессионализации личности, подчеркивают, что креативность необходимо присутствует в деятельности профессионала высокого уровня [2; 3].

А.К. Маркова добавляет, что в этом состоит специфика профессиональной деятельности педагога. Она отмечает, что «...профессионал высокого класса -это специалист, ... вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.» [4, с. 58].

Исследуя вопрос профессионального развития педагога, многие авторы соотносят показатели развития профессионала со структурой педагогической деятельности, подчёркивая её иерархическую организацию и достижения соответствия заданным социальным требованиям к профессии (З.Ф. Есарёва, И.Н. Орлова, В.А. Сластёнин и др.). Таким образом, сами показатели профессионального развития учителя или преподавателя вуза, а также уровни развития профессионализма выводятся из структуры его профессиональной деятельности.

Отметим, что в целом методологический акцент не только на системности, но и на эволюционировании в ходе профессионализации педагога является продуктивным, так как мы имеем возможность рассматривать человека с учётом результатов предыдущих этапов развития, выделять объективные (внешние) показатели формирования профессионализма, отражающиеся в результатах его профессионально-педагогической деятельности и воспитании личности.

Такое рассмотрение процессов развития и саморазвития личности педагога позволяет соотнести множество факторов, вскрыв, прежде всего, творческий, активный характер развития профессионализма в педагогической деятельности. Важно, что в данном случае при выделении типологии формирования профессионализма современного педагога всегда остаётся место для индивидуальных проявлений, не укладывающихся в общую схему.

По мнению Л.И. Анцыферовой, «постоянная незавершённость - характерная черта психологической организации личности - одно из внутренних условий её способности к безграничному развитию» [5, с. 10].

Обсуждать вопросы профессионализма педагога во взаимосвязи с развитием его личности является закономерным, так как личность в социально значимых профессиях работает как средство повышения эффективности профессиональной деятельности. Многие личностные качества педагога выступают профессионально значимыми.

В этой связи отметим, что творческие способности личности, в том числе, позволяют успешно осуществлять педагогическую деятельность, особенно в конфликтных ситуациях сегодня. Развитая креативность позволяет проявиться в готовности педагога решать нестандартные ситуации в профессиональной практике. Другими словами, профессионала отличает активное, рефлексивное отношение к педагогической деятельности. Считаем, что креативность педагога немыслима без объективной рефлексии.

Отвечая на вопросы о том, для чего он это делает, и что он может изменить в своей профессиональной деятельности, в педагогическом общении с другими участниками образовательного процесса, в себе, чтобы повысить профессиональную эффективность, педагог решает одну из важнейших профессиональных задач - анализ и оценку процесса и результата собственной деятельности [6]. Развитость способности к самоанализу и корректировке профессиональной деятельности, на наш взгляд, является предпосылкой и фундаментом креативности современного педагога.

В свою очередь, педагогическая креативность проявляется в готовности, желании и компетентности учителя, преподавателя вуза обогащать свой методический потенциал, заключающийся в использовании в образовательной практике активных методов обучения и развитии личности обучающегося, говоря современным языком, субъект-субъектном подходе в образовании.

Однако, как показывает практика, единолично принимая решения, не учитывая мнение обучающихся и особенности педагогической ситуации, учитель формирует у детей стойкое нежелание проявлять познавательную активность. Наличие постоянного внешнего контроля со стороны педагога не дает сформироваться внутренним системам саморегуляции обучающихся. Как правило, к пятому классу мы получаем детей, имеющих трудности с дисциплиной, доминирующей «отрицательной» учебной мотивацией.

Сходную картину мы можем наблюдать и в высшей школе. При декларировании сегодня активных методов взаимодействия с обучающимися, к сожалению, реально большинство преподавателей вуза применяют репродуктивные методы, которые не активизируют мышление, с помощью которого происходит осмысление и глубокое усвоение профессиональных знаний, эффективное формирование компетенций. Познавательная деятельность студента, таким образом, не реализуется в полном объеме, что сказывается на результатах профессиональной подготовки.

Приучение со школьной скамьи к тестовым заданиям, где творческая активность и мыследеятельность обучающихся ограничена, играет отрицательную роль в решении глобальной задачи современного образования - актуализировать потребность личности в саморазвитии и самообразовании в течение всей жизни.

Мы усматриваем причиной не только массовое внедрение в образование измерительных материалов тестового характера вместо живого диалога и совместной мыследеятельности с обучающимися, но и личностно-профессиональ-ную несостоятельность самого педагога применять в своей профессиональной деятельности методы активного обучения, поскольку они предполагают актуализацию субъект-субъектных отношений между обучающим и обучающимся, открытости в общении, личностного равенства при соблюдении деловой субординации и уважении друг к другу.

Отсюда и использование методов активного обучения в образовании представлено ситуативно, а не концептуально. Это серьёзная проблема, которая сложилась во всей образовательной системе, тесно связана с развитием профессионализма педагога, в том числе креативности как личностно-профессионального качества субъекта образования.

Внедрение новшеств, модернизация российского образования повышает уровень требований к научно-методическому и педагогическому творчеству, настоятельно рекомендуя педагогу применение и разработку новых методических средств и техник обеспечения образовательного процесса, создание эффективной развивающей среды для человека, обучающегося в каком-либо учебном заведении. Это нас возвращает к креативности педагога, который и выступает центральной фигурой инноваций сегодня.

Подчеркнём, что только взаимосвязь креативности и рефлексивности педагога смогут обеспечить его продуктивное движение и самоизменение в процессе личностно-профессионального развития, достижение целей, поставленных перед образовательной системой.

Исследователи отмечают, что высокий процент учителей обладают низким уровнем личностной креативности, вербального творческого потенциала. При этом у большинства педагогов выявлена повышенная конфликтность [7].

Что касается высшей школы, то при опросе студентов, каким, на их взгляд, они видят идеального преподавателя, мы получили следующие ответы. Он (преподаватель) «не нянчится» со студентом, способен их научить самостоятельно осваивать профессию, пробудить интерес к учебе, не выказывая своего «образовательного» высокомерия по отношению к ним [6].

Полученные и представленные выше данные нашли объяснение при содержательном анализе ответов и оценок (самооценок) опрашиваемых преподавателей. Нами были выявлены основные профессиональные действия, которые вызывают наибольшие трудности у преподавателей и требуют организации специальных обучающих мероприятий. Так, при оценке собственно педагогической деятельности низкий балл ставился по пункту «осознанно осуществляю выбор методического инструментария педагогической деятельности» и «организую эффективную коммуникацию с субъектами образовательного процесса».

Отметим, что простое копирование педагогом чужого, пусть даже самого удачного профессионального опыта без глубокого знания психолого-педагогических закономерностей образовательного процесса и процесса усвоения знаний не даст высоких результатов в профессиональной деятельности и не способствует развитию высокого уровня профессионализма. Необходимо осмыслить свой педагогический опыт, стремиться к саморазвитию в педагогических и научно-методических вопросах профессиональной деятельности. Это возможно только при развитой рефлексивности и креативности.

Сравнительный анализ некоторых личностных характеристик учителя (опрошено 97 человек) и преподавателя вуза (опрошено 92 человека) по методике «Самоактуализационный тест» (САТ) показал следующее (см. табл. 1). При достаточном уровне самоуважения и принятия себя у учителей обнаруживается высокий уровень сензитивности, что указывает на способность эмоционально адекватно реагировать на различные коммуникативные ситуации. При сходных показателях по данным шкалам у преподавателя вуза мы отметили сниженную сензитивность, что указывает на эмоциональную закрытость и затруднения в распознавании эмоций окружающих. Подтверждают эти результаты и данные по шкале контактности.

Обратим внимание на шкалу креативности, полученные данные по которой указывают на преобладающий процент в выборке преподавателей (80%) и учителей (66%), имеющих средний уровень по данному показателю. В то же время креативность как личностно-профессиональное качество является значимым в профессионализме педагога, как мы отмечали выше.

Выделенные нами личностные особенности педагога, такие как креативность, интеллектуальная мобильность, проявляющиеся в актуализированной потребности в познании (см. табл. 1), выступают необходимым фактором развития профессионализма, способствуя возникновению рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и к себе как субъекту деятельности.

Кроме того, непрерывная связь формального, неформального и инфор-мального образования сегодня позволяет решить проблему личностно-профес-сионального развития личности педагога. Однако даже такие формы обучения, например, как мастер-класс, рефлексивный семинар, способствующие обмену

Таблица 1

Результаты по методике «Самоактуализационный тест» (число преподавателей вуза и учителей в %)

Шкала Уровень

низкий средний высокий

преподаватель учитель преподаватель учитель преподаватель учитель

ориентация во времени 22 25 42 48 36 27

поддержка 27 20 49 50 24 30

сенситивность 29 15* 58 47 13* 38

спонтанность 35 42** 44 33 21 25

самоуважение 15* 16* 52 49 33 35

самопринятие 12* 15* 58 64 30 21

синергия 26 30 65 42 9* 28

контактность 62** 51 38 27 0* 12*

познавательные потребности 0* 5* 48 67** 52 28

креативность 17 13* 80** 66** 3* 21

Примечание: * - низкий процент в выборке; ** - высокий процент в выборке

опытом педагогов, продуктивен в случае, когда педагог активно включается в работу и вносит свои элементы в обучение, опираясь на свой прошлый опыт профессиональной деятельности. Таким образом, непрерывное обучение и об-

Библиографический список

разование педагога требует от него рефлексивного отношения к профессионально-педагогической деятельности и личности, которые возможны при реализации творческого подхода к делу.

1. Ананьев Б.Г Человек как предмет познания: монография. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

2. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика: монография. Москва: Наука, 1976.

3. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Мир психологии. 2000; № 2: 183 - 191.

4. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Педагогика. 1995; № 6: 55 - 63.

5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системе. Психология формирования и развития личности: коллективная монография. Москва: Наука, 1981: 3 - 19.

6. Ларионова М.А. Применение преподавателем интерактивных приемов в больших группах обучающихся. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019; № 3 (77): 43 - 48.

7. Сергеева Д.Н. Профессиональное развитие педагога в разрешении конфликтов посредством креативности. Акмеология. 2015; № 3 (55): 149 - 151. References

1. Anan'ev B.G. Chelovekkakpredmetpoznaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

2. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva i pedagogika: monografiya. Moskva: Nauka, 1976.

3. Sonin V.A. Psihologo-pedagogicheskij analiz professional'nogo mentaliteta uchitelya. Mirpsihologii. 2000; № 2: 183 - 191.

4. Markova A.K. Psihologicheskie kriterii i stupeni professionalizma uchitelya. Pedagogika. 1995; № 6: 55 - 63.

5. Ancyferova L.I. K psihologii lichnosti kak razvivayuschejsya sisteme. Psihologiya formirovaniya irazvitiya lichnosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: Nauka, 1981: 3 - 19.

6. Larionova M.A. Primenenie prepodavatelem interaktivnyh priemov v bol'shih gruppah obuchayuschihsya. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. 2019; № 3 (77): 43 - 48.

7. Sergeeva D.N. Professional'noe razvitie pedagoga v razreshenii konfliktov posredstvom kreativnosti. Akmeologiya. 2015; № 3 (55): 149 - 151.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Nikitin V.Ya, Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Head of Expert Council of ANO "Accreditation Center"Northern Capital" (St. Petersburg, Russia),

E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru

Nikitin I.V., Cand. of Science (Pedagogy), Head Coach of HC "CSKA" (Moscow, Russia), E-mail: nikval25@yandex.ru

THE USE OF FOCUS GROUP TECHNOLOGY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCIES OF THE COACHING STAFF IN THE FIELD OF GAME SPORTS. The article deals with the formation of general cultural competencies in the training of young professionals in the field of game sports in the system of additional professional education using focus group technology. It is proved that this technology makes it possible to effectively train trainers, trainers-teachers, to identify their attitude to the task on the basis of a cyclic model of learning by experience. It is proved that conducting focus group studies among potential students of short-term course training and professional retraining makes it possible to get results, eliminating reputational risks for both teachers and students, and increases the motivation of students during the implementation of educational theoretical and practical tasks.

Key words: additional professional education, focus group, social competencies, educational technologies, cyclic model of learning by experience.

В.Я. Никитин, д-р пед. наук, проф., рук. экспертного совета АНО «Аккредитационный центр «Северная столица»», г. Санкт-Петербург,

E-mail: poa-centr.spb@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.В. Никитин, канд. пед. наук, гл. тренер ХК «ЦСКА», г. Москва, E-mail: nikval25@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ФОКУС-ГРУППОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТРЕНЕРСКОГО СОСТАВА В ОБЛАСТИ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

В статье рассмотрены вопросы формирования общекультурных компетенций при обучении молодых специалистов в области игровых видов спорта в системе дополнительного профессионального образования с использованием технологии фокус-группы. Обосновано, что данная технология позволяет эффективно осуществлять подготовку тренеров, тренеров-преподавателей, выявить их отношение к поставленной задаче на основе цикловой модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.