Научная статья на тему 'Компания «Август» - вчера, сегодня и всегда'

Компания «Август» - вчера, сегодня и всегда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компания «Август» - вчера, сегодня и всегда»

Компания «Август» - вчера, сегодня и всегда

Как быстро летит время! Казалось бы, совсем недавно мы писали о первых шагах на отечественном рынке химических средств защиты растений молодой компании с необычным названием «Август». А сегодня поздравляем ее с юбилеем.

«Августу» — 25 лет, и за это время из никому не известного новичка он превратился в лидера отечественного производства пестицидов, по объемам поставок ХСЗР российским сельхозтоваропроизводителям превзошедшего самые крупные трансконтинентальные компании мира.

Как возник и чем живет «Август», чем порадует нас в ближайшие годы? Об этом — в интервью с основателем и генеральным директором компании Александром Михайловичем УСКОВЫМ.

- Александр Михайлович, появление «Августа» на зарождавшемся российском рынке пестицидов в нестабильные годы распада СССР и формирования российского государства выглядело как событие не запланированное, а случайное...

- А оно и было абсолютно случайным. «Август» был создан как малое предприятие в августе 1990 г., а работу начал в феврале 1991 г. с издательской деятельности. Но издание книг не заладилось. Торговали бумагой, пробовали себя в других проектах. Но это было не наше, хотелось чего-то большего. Выход подсказал один из сотрудников - Андрей Виноградов. Он был специалистом по средствам защиты растений и обратил наше внимание на новый товар - пестициды. В 1993 г. мы создали агроотдел, в котором тогда работали два человека - Владимир Шарапов и Андрей Виноградов. Когда чуть-чуть ознакомились с новой проблемой, заинтересовались. Рынок пестицидов как таковой тогда отсутствовал. Вообще! Существовала распределительная система, которая работала с колоссальными сбоями и издержками. Так что мы, по сути, стояли у самых истоков становления рынка ХСЗР в стране. Стали откры-

2 Защита и карантин растений № 10, 2015

вать региональные склады, чтобы быть ближе к покупателям (и сегодня склады у нас есть практически во всех аграрно значимых регионах). Вот с этого и началось.

- Что, на Ваш взгляд, помогло компании

стать столь успешной?

- Было такое изначальное стремление создать компанию, в которой захотелось бы работать нашим детям. И, по сути, мы всегда следовали этому принципу. Но главное, что определило успех, были те люди, которые стояли у истоков.

Мы не были специалистами ни в экономике, ни в биржевой торговле. Но мы были молодыми, умными, умели очень быстро учиться. И всегда были честными с партнерами.

Мы были абсолютно неприхотливы, потому что пришли из науки, которая в начале 90-х годов практически не финансировалась, и к жизни в бедности были привычны. Сегодня в Совете директоров АО «Август» пять человек, четверо мужчин и одна женщина. В 1992 году вся мужская четверка (Михаил Данилов, Сергей Морозов, Борис Тарасов и я) жила в одной съемной двухкомнатной квартире недалеко от нашего тогдашнего офиса. Все были женаты, не москвичи, у всех были дети.

Но свои семьи мы видели только по выходным, да и то не всегда это получалось. И мы не были жадными... По статистике, из вновь созданных компаний более 90 % разоряются. И одной из главных причин этого являются неумеренные «аппетиты» учредителей, которые, заработав для компании первые большие деньги, тратят их на себя, покупают квартиры, машины и т.п. А мы вкладывали все в развитие компании.

- Какое место сегодня занимает «Август» на рынке ХСЗР? Кто главный конкурент «Августа» в России?

- По разным оценкам, доля «Августа» на рынке ХСЗР России составляет от 15 до 20 %, при этом компания является признанным лидером рынка в защите полевых культур. Главным конкурентом «Августа» в России считаем компанию «Сингента».

- Куда поставляется продукция «Августа»?

- В настоящее время примерно 70 % продаж компании приходится на российский рынок, 28 % -на рынки стран ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина, Казахстан, Молдавия, Армения, Грузия) и примерно 2 % - на рынки других стран (Монголия, Колумбия, Эквадор, Бразилия, Сербия, Марокко). Но продажи на «дальних» рынках начались совсем недавно, и мы рассчитываем на заметный рост их доли.

В ближайших планах - выход на рынки стран Северной Африки. Наряду с Марокко, куда уже осуществляется экспорт, «Август» готовится к первым коммерческим поставкам своей продукции в Тунис и Алжир. Также в ближайшей перспективе планируется начало регистрационного процесса некоторых продуктов компании в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь во Вьетнаме.

- Планируется ли выход в IPO (первичное размещение акций на фондовой бирже - прим. ред.) и привлечение сторонних международных инвестиций в компанию?

- С одной стороны - надо было бы. И мы несколько лет назад даже обозначили примерные сроки выхода на IPO в 2017-2018 гг. Но в связи с изменениями, которые происходят в мире, я считаю сейчас нецелесообразным делать это, хотя нам от крупных компаний - и зарубежных, и российских -поступает много предложений продать «Август» или его часть.

- А все-таки, почему?

- Свободные деньги в современном мире мгновенно могут превратиться просто в резаные бумажки либо в цифирьки на электронном счете, который в любое время могут заблокировать. Причем это уже происходит. К примеру, предприятиям российского ВПК за прошедший год из иностранных банков не перечислено 2 млрд долл. США, заплаченных покупателями продукции. Самый эффективный способ разрушить предприятие - оставить его без денег Люди постарше прекрасно помнят начало 90-х годов, когда таким образом разрушалась российская промышленность. Краткосрочная болезнь острой нехватки денег проявилась совсем недавно, с декабря 2014 по март 2015 г., когда банки практически перестали кредитовать реальный сектор.

Для того, чтобы наше государство развивалось, необходимо срочно менять кредитно-денежную политику, иначе жизнь в стране и дальше будет определяться игрой биржевых спекулянтов на нефтяном рынке.

- Почему «Август» не расширяет рынки сбыта в Европе, в первую очередь, Восточной

(Польша, Чехия, страны Балтии и др.)?

- Для того чтобы торговать в любой из этих стран, надо зарегистрировать препараты в Евросоюзе. Регистрация очень дорогая и длительная. И сейчас затевать ее совершенно нецелесообразно. Может получиться так, что мы потратим много денег, сил и... просто подарим эти средства регистрирующим институтам Европы.

Зато мы активно развиваем свой бизнес в Китае. Мы и раньше совместно разрабатывали синтез действующих веществ пестицидов. Сейчас планируем строительство завода по синтезу в этой республике, где производство действующих веществ будет вестись в промышленных масштабах на специальных площадках со всеми мерами экологической защиты и строгим контролем качества уже на этапе производства.

Синтез создаем совместно с китайской компанией «Цзянсу Агрокем Лэборатори» в провинции Хубэй. Список продуктов для синтеза большой, он находится на стадии обсуждения. Идет работа над тем, чтобы выделить первоочередные продукты. Само строительство будет длиться года три-четыре. Предприятие зарегистрировано, начальный уставный капитал сформирован, площадка выде-

лена, сейчас решаются разные технические вопросы, чтобы приступить к началу строительства.

Да, в свете происходящих в мире перемен, «длинные» проекты очень и очень рискованны. Но без них нет перспективы. Для нас еще лет семь назад расширение регионов продаж стало приоритетной задачей, потому что российский рынок маленький - всего порядка 2 % от мирового. Еще 2 % дадут страны СНГ - вот и все. А я считаю, что наши рынки обязаны расти быстрее мирового рынка, потому что у нас очень низкая стартовая база. И в этом смысле нам, безусловно, важно занять лидирующую, а может, и доминирующая позицию, по крайней мере, на рынке Таможенного союза.

- Каковы планы по развитию фирмы «Август»

в Белоруссии, на Украине и в Казахстане?

- В Белоруссии функционирует завод «Августа», и на имеющейся площадке там есть место для дальнейшего развития. Если все будет происходит так, как я себе представляю, то в ближайшее время там мы построим производственный цех и склад. Что касается Украины, то там мы работаем с нашими надежными партнерами и поставляем свою продукцию. Никаких планов по строительству нет. Ну, а в Казахстане совместно с компанией «Астана-НАН» мы уже строим многотоннажное производство, где будем выпускать гербициды глифосатной группы -Торнадо 500, Торнадо 540, что позволит практически полностью освободить от них два наших завода.

- Какое из направлений в области средств защиты растений считаете наиболее перспективным?

- Наиболее динамично в России развивается сегмент фунгицидов для зерновых культур. Большое внимание уделяется формированию комплексных схем защиты, в том числе и на «спецкультурах» -овощных, плодовых и т.д. Ставится задача достижения максимальной экономической эффективности защиты основных культур.

- Каким Вам видится будущее «Августа»?

- Строить глобальные планы в условиях глобальных потрясений в мировой экономике - дело рискованное. Но серьезных внутренних угроз развитию компании я не вижу. Есть вызовы, которые мы понимаем и пытаемся на них реагировать. Первый из них и самый главный - это возрастное руководство. Всеми направлениями у нас руководят отличные специалисты, которые за 20-25 лет работы

накопили огромный опыт. Но энергии и здоровья у них уже не хватает, чтобы работать так, как могли это делать раньше. Найти им замену нелегко, потому что у «Августа» есть своя, особая культура, и в ней надо вырасти или достаточно долго пробыть, чтобы воспринять ее и жить в ней.

Поэтому отбор и подготовка молодых руководителей - это ключ к будущим успехам «Августа». Первый конкурс на замещение руководителей показал, что у нас подрастает отличная смена. В следующем году он будет продолжен.

Есть еще одна проблема. В связи с расширением деятельности усложняется структура управления, особенно учитывая расширяющуюся географию нашей деятельности. Это сейчас наши продажи в дальнем зарубежье почти незаметны в общем объеме, но они будут быстро расти по мере продвижения регистрации продуктов компании.

- Чем, на Ваш взгляд, «Август» привлекает клиентов? Ведь большинство их сотрудничает с компанией много лет...

- Нет никакого секрета в том, что в основе доверия потребителей всегда лежит качество препаратов и профессионализм сотрудников, сопровождающих их применение на всех этапах: технологов, продавцов, логистов, администраторов и др. Мы всегда ценим честность и надежность в работе и стараемся выстраивать долговременные взаимовыгодные отношения с потребителями именно на этих основах. Судя по всему, нам это неплохо удается - многие сельхозтоваропроизводители в этом являются нашими единомышленниками.

- Известно, что в «Августе» всячески приветствуется и поощряется инициатива его сотрудников. Назовите идею, которая была рождена в коллективе и оказалась наиболее востребованной?

- Это, например наша газета «Поле Августа». Замечательная идея, в которую я, даже имея личный опыт выпуска газеты, вначале не поверил. Размышлял: интересных материалов на два-три, ну на пять номеров мы можем набрать, а вот делать интересную газету годами - где их брать? Но наша газета выходит уже 13-й год и не перестает быть и интересной, и полезной. Она открыла компании новые формы работы с клиентами. Хотелось бы отметить портал по технологическому сопровождению «Поле онлайн» (pole-online.com), агрономические олимпиады, они позволяют устанавливать более

тесные связи с партнерами, да и их образовательный заряд велик.

Очень хорошая идея - ребрендинг компании, который мы выполнили несколько лет назад. Работа по ребрендингу позволила по-новому осмыслить, кто мы есть, чего мы хотим, куда идем и что для этого нужно делать.

- Вспомните самый лучший совет, к которому вы прислушались.

- Его дал мне отец в 1993 г. Тогда мы широко (как и вся страна) занимались самой разной торговлей. И он мне сказал: «Саша, если все будут заниматься только торговлей, то чем торговать? Надо заниматься производством». И этот совет оказался в тему...

- Есть такое понятие - «социально ответственный бизнес». Что Вы вкладываете в него?

- Сам этот штамп мне не нравится. Бизнес бывает либо коротким, либо длинным. Так вот, короткий строится на получении максимальной прибыли одномоментно, как можно быстрее. Ну, а длинный бизнес без социальной ответственности, по моему убеждению, построен быть не может. Если ты не стараешься создавать комфортные условия для своих сотрудников, чтобы они могли самовыражаться, то обязательно будешь плодить в коллективе внутренних врагов своей компании. Это неизбежно! Чем жестче ты будешь с людьми, чем меньше будешь отвечать их запросам, тем больше у тебя будет внутренних врагов, и тем больше трудностей в связи с этим будет переживать компания. Да, нас не так много, хотя сейчас в России в «Августе» работает уже 1,5 тысячи человек. А есть еще «Звездопад» (дочерняя компания, которая занимается строительством) и другие дочерние компании. Безусловно, мы должны заботиться о своих сотрудниках, особенно в месте их компактного проживания. Поселок Вурнары мы просто обязаны развивать, чтобы людям там было комфортно жить.

Мы заботимся о своих пенсионерах, потому что в «Августе» достаточно хорошие зарплаты, и у людей, которые выходят на пенсию, резко снижается жизненный уровень. Чтобы как-то это нивелировать, мы ввели программу по дополнительному пенсионному обеспечению.

Поскольку человечность - одна из главных ценностей «Августа», то естественно, что мы участвуем в

очень большом количестве благотворительных проектов. Ну, а кроме того, мы являемся частью нашей страны - России. За последние 15 лет компания перечислила в бюджеты разных уровней и различные фонды более полумиллиарда долларов!

И все фирмы, которые строятся надолго, делают примерно то же самое, что и мы.

- На что Вы обращаете внимание в работе сотрудников?

- На результат. В детали я, как правило, не лезу.

- Как можно охарактеризовать Ваш стиль руководства? Вы авторитарный или демократичный руководитель? Насколько Вы доверяете своим подчиненным?

- Я, безусловно, демократичный. Перенял это от моего научного руководителя в Институте химической физики имени Н.Н. Семенова - Анатолия Павловича Пурмаля. Вообще мы в работу компании привнесли многое из академической среды, прежде всего, традицию обсуждения проблем, где побеждает тот, у кого сильнее логика построения. Но иногда я могу принять решение и единолично, несмотря на сопротивление большинства, если абсолютно уверен, что понимаю проблему лучше и вижу дальше других.

- Говорят, что люди бизнеса не любят мечтать, а ставят цели. Вы согласны с этим? Если нет, то какая Ваша самая заветная мечта?

- Честно говоря, любое большое дело начинается с мечты. Всегда сначала должна возникнуть мечта, и лишь потом она трансформируется в цель. И в бизнесе то же самое. Когда мы сформулировали: «мы будем первыми», исходно это было мечтой. Но через короткое время, когда мы осознали, каким образом мы можем достигнуть ее, - она стала целью. Как только выстраивается логическая последовательность шагов, ведущая к достижению, мечта превращается в цель. Вы ее претворяете в жизнь. А потом возникает новая мечта, которая со временем становится целью. И так далее.

А самая моя заветная мечта - чтобы наши дети и внуки стали счастливыми людьми и никогда не увидели войны.

Беседу вели Алла ДЕМИДОВА, Виктор ПИНЕГИН, Людмила МАКАРОВА

Печатается с сокращениями.

Полный тест опубликован в газете «Поле «Августа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.