Научная статья на тему 'Компании «Август» - 20 лет!'

Компании «Август» - 20 лет! Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Усков А. М.

31 августа фирма «Август» отметила 20-летие со дня ее создания. Накануне юбилея генеральный директор компании А. М. УСКОВ дал интервью двум изданиям журналу «Защита и карантин растений» и корпоративной газете «Поле Августа». Предлагаем сокращенную запись беседы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компании «Август» - 20 лет!»

Компании «Август» — 20 лет!

31 августа фирма «Август» отметила 20-летие со дня ее создания. Накануне юбилея генеральный директор компании А. М. УСКОВ дал интервью двум изданиям — журналу «Защита и карантин растений» и корпоративной газете «Поле Августа». Предлагаем сокращенную запись беседы.

- Александр Михайлович, примите наши поздравления в связи с юбилеем компании. Ее рост впечатляет. Редко какое хозяйство сегодня не использует препараты Вашей фирмы, не убедилось на практике в их высокой эффективности...

- «Август» развивается. Ныне это крупная компания с собственным капиталом более 200 млн долл. США. Это компания, которая обладает достаточно большой недвижимостью, у которой действуют три собственных завода, функционирует мощный научный центр. Уже 11 лет она лидирует на российском рынке ХСЗР. Ее производственные мощности способны удовлетворить потребности в пестицидах всей России и всех других стран СНГ «Август» - это 46 представительств в разных регионах России, это дочерние компании в Белоруссии, Украине, Молдавии, Казахстане, Бразилии, Китае...

Для того чтобы остаться в бизнесе и не отстать от других, надо быстро бежать. А нам приходится бежать даже быстрее остальных, потому что вышли на рынки Латинской Америки, начинаем регистрацию наших препаратов в Африке, на Ближнем Востоке, в некоторых странах Европы, в Юго-Восточной Азии.

- Каково влияние «Августа» на отечественный рынок ХСЗР?

- Ну, поскольку на отечественном рынке «Август» является безусловным лидером среди российских компаний, то, естественно, это влияние велико. Во многих начинаниях

мы были пионерами, внедряли новые технологии, осваивали новые производства, и уже потом это повторялось другими компаниями. И чтобы оставаться лидерами, нам и дальше приходится организовывать что-то новое, снова и снова быть первыми. Мы не боимся того, что нас повторяют. Потому что к тому времени, когда это происходит, мы успеваем придумать еще что-нибудь интересное.

Вот только за последние два года можно назвать, например, организацию агрономических олимпиад, которые у нас проходят по разным культурам и в разных регионах, и не только в России, но и на Украине. В октябре этого года на «Золотой осени» в Москве состоится финал с участием победителей региональных олимпиад.

Еще одна новинка - запущен очень интересный проект Поле Онлайн, в котором в режиме реального времени ведется наблюдение за выращиванием различных культур на 15 полях в разных регионах России и Украины. Агрономам хозяйств выдаются рекомендации - что и когда они должны делать на конкретном поле, чтобы получить максимальный урожай. Причем все эти рекомендации вывешиваются на специальном сайте в Интернете, там же на форуме идет обсуждение этих решений и их результатов.

Радует широкий круг общения, чему способствует большое количество представительств и активная работа региональных менеджеров. Вот отсюда и рождаются новые

А. М. Усков

идеи, новые приемы. К тому же у нас есть газета «Поле Августа», которая в течение уже 8 лет в каждом номере сообщает о самом передовом опыте выращивания различных культур в разных регионах. Такое живое общение практиков создает хорошую питательную среду для рождения новых идей в защите растений и в целом - в земледелии.

- Вспомните начало 90-хгодов... О чем вы, создатели «Августа», тогда мечтали? Что сбылось, а что нет?

- Все мы, небольшая группа единомышленников, тогда были сотрудниками академических институтов, в основном занимались экспериментами. Именно тогда, по сути, прекратилось финансирование науки, и мы создали компанию «Август». Мы не собирались долго оставаться в бизнесе, хотели просто заработать де-

нег для продолжения исследований, для создания собственной лаборатории.

Тема средств защиты растений возникла в 1993 году и показалась нам очень близкой, поскольку речь шла о высокотехнологичном продукте. Да и цивилизованного рынка ХСЗР в России тогда не было как такового. Прежняя распределительная система уже не работала, а нового механизма поставки хозяйствам пестицидов не было. Когда началась приватизация, мы приобрели пакеты акций трех заводов-производителей пестицидов, но вскоре поняли, что три завода не «потянем». Оставили самый маленький - Вурнарский завод смесевых препаратов и начали подготовку к его реконструкции. Поездили по миру, изучили новейшую практику производства ХСЗР в разных компаниях и затем использовали этот опыт в проведении реконструкции ВЗСП.

Что сбылось, что не сбылось? Ну, конечно, в начале 90-х годов мы и думать не могли, что станем такой большой компанией. Мечтали создать такую фирму, в которой было бы комфортно работать и в которой хотели бы работать наши дети. Вот здесь можно сказать, что мечта сбылась - сейчас у нас работает много наших детей.

Повезло и в том, что период становления был не очень долгим, несмотря на то, что и состояние рынка, и экономическая конъюнктура были тогда явно неблагоприятными. Помогло то, что проблема обеспечения АПК пестицидами тогда стояла чрезвычайно остро, шли дискуссии, по этой теме проводились многочисленные совещания. В конце концов нам удалось добиться, что государство в 1999 году начало дотировать внутреннее производство пестицидов, и начался его рост.

И хотя мы тогда были еще совсем молодой компанией, в 1998 году уже занимали третье место на российском рынке (после двух крупнейших мировых компаний), а в 1999 году и

вообще вышли на первое место. К этому мы и шли: известный девиз «Августа» «Мы будем первыми!» появился еще в 1994 году.

Ну, а дальше наше развитие пошло быстрее. В августе 1998 года мы начали переоснащение Вурнар-ского завода и, несмотря на кризис, в 1999 году запустили на предприятии первый современный цех по производству жидких гербицидов, и это был настоящий прорыв, ничего подобного до этого не было. Главное наше отличие от других заключалось в том,что мы поняли:пести-цидных продуктов сельхозпроиз-водству требуется очень много и самых разных, а в скором времени будет требоваться еще больше. И производиться они должны на разных линиях. Поэтому мы на Вурнар-ском заводе стали постепенно запускать разные технологические линии по производству разных групп продуктов.

- Можно ли сказать, что с запуском новыхлиний на ВЗСП началось, по сути, развитие современной отрасли производства ХСЗР в России?

- Ну что ж, в идейном плане, возможно, так и было. О внедрении новых технологий производства ХСЗР на других предприятиях в то время не могло быть и речи - они еле выживали. Хотя и с модернизацией Вурнарского завода было нелегко. Я помню, как только мы вступили в управление этим предприятием, назначили своего директора В.В. Свешникова, и он вышел на работу в понедельник. так вот, первое, с чем он столкнулся - на заводе за неуплату были отключены электричество, телефонная связь, не было ни литра бензина и дизтоплива.

И, тем не менее, именно в те 19981999 годы обозначился поворот отрасли на современные рельсы - началось внедрение современныхтехнологий, которые уже применялись на Западе, но в России их пока не было. Начала подтягиваться культура производства, соблюдаться тех-

нология, прекратились попытки «сэкономить» действующие вещества. Мы начали экологизировать производство, улучшать условия работы заводчан.

Многое приходилосьделать впервые в России. Тогда, в частности, мы первыми освоили выпуск протравителей в виде суспензионных концентратов. В Швейцарии стали закупать и устанавливать первые в стране бисерные мельницы тонкого помола. Первыми стали выпускать коэк-сные четырехслойные канистры, когда осознали, что для агрессивных сред полиэтиленовые не годятся, протекают. Закупали их в Венгрии, но потом приобрели установку и стали выпускать их сами. Это было определенным технологическим прорывом. Вот так, шаг за шагом, решали технологические задачи, осваивая выпуск новых видов продукции. Еще один прорыв - цех по выпуску сульфонилмочевинных гербицидов в новейшей препаративной форме ВДГ (водно-диспергируемых гранул).

Все это шло одно за другим. Сейчас мы уже реконструируем то, что сами построили всего 10-12 лет назад - потому что оно устарело. Это касается и цеха ВДГ Создаем мощную складскую систему. К началу 2011 года будем иметь на Вурнарс-ком заводе современные складские мощности на 12 тыс. т, то есть на весь выпуск годовой продукции.

- Что сегодня волнует руководство «Августа»?

- Прежде всего, состояние российского рынка пестицидов, здесь сейчас существует ряд угроз для отечественного производителя. Не секрет, что за последние десять лет мировой рынок ХСЗР кардинально изменился, и производство действующих веществ тоже изменилось. Крупнейшим мировым производителем д. в. стал Китай - со всеми своими плюсами и минусами. Самой большой угрозой российскому рынку стала волна контрафактной продукции. Другая угроза - за-

падные компании снова оказываются в существенно более выгодном положении, чем российские. И сегодня нам, - я говорю это как президент Российского союза производителей ХСЗР, - снова предстоит бороться, защищая внутреннее производство пестицидов.

Российский рынок для нас, разумеется, приоритетный, но, создавая действующие сегодня производственные мощности, мы отчетливо понимали, что на внутреннем рынке (и рынке стран СНГ) мы их не загрузим никогда. Потому что применение ХСЗР имеет сезонный характер. А если производить пестициды круглый год и применять их три-четыре месяца, то это означает, что из 12 месяцев в году вы 8 месяцев работаете на склад. А это огромное омертвление капитала! Все российские компании сегодня действуют по-другому - работают только три-четыре месяца в году, когда идет активное потребление пестицидов.

Словом, надо выходить и на другие рынки. Что это даст? Прежде всего, то преимущество, что можно сделать процесс производства ХСЗР практически круглогодичным. На планете всегда где-то зима, а где-то весна или лето, и там есть спрос на продукцию. Но для этого наши препараты должны быть качественными и конкурентоспособными. Это, кроме всего прочего, своеобразная проверка своих возможностей.

- Этим, видимо, и обусловлена «глобализация» фирмы

«Август»?

- Да. Сегодня российский рынок пестицидов составляет лишь около 2 % мирового, рынок стран СНГ -еще плюс 1-1,5 %. И как бы хорошо вы на этом рынке ни работали, у вас здесь есть потолок. Это естественное ограничение емкости рынка.

Сейчас мы регистрируем свои препараты в других странах, а это довольно трудный процесс, тем более - на высококонкурентных рынках. Ведем этот процесс, в частно-

сти, в Бразилии, где емкость рынка ХСЗР в десять раз больше, чем в России. Скоро там получат регистрацию наши первые продукты. Ну, а насколько они станут успешными, востребованными, - это покажет только время. Но тут еще один момент. В Бразилии - совершенно другой набор возделываемых культур, оттуда идут совершенно новые задачи для нашего научного подразделения - надо создавать новые продукты с учетом специфики рынка, для культур, которых в России нет -сахарного тростника, хлопчатника, кофе и др.

- Что делает компания для снижения опасности применения пестицидов для здоровья человека и среды обитания?

- Если вы хотите продавать широко свои продукты, то надо системно учитывать те требования, которые действуют во всем мире. А экологичность - одно из главныхтребований. Именно поэтому мы у себя на заводе в Чувашии внедрили системы международных стандартов по менеджменту, экологии и профбезо-пасности (IЭО 9001:2000, 1ЭО 14001:2004 и ОНЭАЭ 189001:2007). Сейчас заканчиваем строительство завода в Белоруссии - будем внедрять эти системы и там. Здесь ничего нового не придумываем, просто мы хотим и готовы следовать международным стандартам, по которым производители пестицидов давно работают во всем мире.

- Авторы многих статей журнала «Защита и карантинра-стений», рассказывая об опыте своей работы, отмечают большую помощь представительств «Августа» в организации защитныхме-роприятий, консультациях, подготовке кадров. Какую роль Вы отводите технологической поддержке, собираетесь ли развивать ее в дальнейшем?

- Безусловно, собираемся развивать, это принципиально важно как с точки зрения продвижения собственных продуктов, так и для обеспечения высоких результатов сельхозпредприятий. Если ваш партнер получает хорошие результаты, он доволен. Если же он получает плохие результаты - он просто перестает быть вашим партнером. Это естественно. Компания будет чувствовать себя тем лучше (и в экономическом, и во всех других отношениях), чем лучше будут чувствовать себя ее партнеры. Это наша принципиальная позиция в продвижении как отдельных продуктов, так и комплексных технологий их применения.

Как в нашей стране, так и за рубежом агроном чаще всего не может хорошо разбираться в том, насколько хорош или плох тот или иной пестицид, какова специфика его применения. Надо учить людей. И мы этим занимаемся, именно для этого создали газету «Поле Августа», проводим агрономические олимпиады, запустили проект Поле Онлайн. И поэтому не скупимся на технологическую поддержку, которую ведут наши специалисты. Практически в каждом нашем региональном представительстве мы собираем лучших агрономов данного региона - чтобы они могли продвигать наши технологии.

- В известной мере все это результат того, что государство уходит с рынка консультационных услуг - нет уже прежних станций защиты растений, в хозяйствах все реже можно встретить агронома по защите растений. Функции консультационной помощи хозяйствам как бы «перетекают» к частным фирмам. Сюда уходят лучшие кадры.

- Это естественный процесс. В сельском хозяйстве происходят кардинальные изменения. Но требования к качеству агрономическо-

го обслуживания не снижаются, а возрастают. Более наукоемкими становятся технологии защиты растений пестицидами, а количество пестицидов многократно растет. Теперь разобраться с этим даже толковому агроному хозяйства порой не под силу.

Как решать проблему? В разных странах ее решают по-разному. За рубежом в фермерских хозяйствах, как правило, вообще нет должности агронома. Но зато вокруг есть множество фирм, предлагающих свои услуги по выполнению отдельных операций на поле, в том числе и по защите растений. Фермер заключает договор с фирмой, в нужное время ее работники приезжают к нему, обрабатывают его поля. А чем обрабатывают, какими конкретными препаратами - фермеру в принципе и знать необязательно. Зато он видит, что на его поле сорняков, болезней и вредителей нет, зреет хороший урожай.

В какой-то мере мы тоже идем таким путем. Кстати, создаем независимые (и от «Августа» тоже) центры «АгроАнализа», первый из них появился в Ростовской области. Такие центры будут на ранних стадиях выявлять «самочувствие» растения, выяснять, что ему надо, чтобы реализовать потенциал. И консультировать по проведению защитных мероприятий.

Есть и другой способ. Вот в Бразилии действуют агрономические компании, которые заключают договоры с фермерами, в которых подробно расписано, когда и что на том или ином поле надо делать, какие пестициды покупать, в каких нормах, в какие сроки использовать и т.д.

В любом случае рынок консультационных услуг должен развиваться!

- У производителей пестицидов вызывает большие нарекания неупорядоченность системы государственной регистрации пестицидов. Давно говорим об этом, а сдвигов к лучшему

нет. Какова точка зрения руководства «Августа» - что надо здесь сделать?

- Если коротко, система регистрации в России основана на устаревшем федеральном законе № 109 от 1997 г., который сегодня больше похож на лоскутное одеяло. Его положения расплывчаты, основные процедуры четко не прописаны. Плохо то, что эти вопросы практически не обсуждаются. Раньше существовала Госхимкомиссия, которая худобедно проводила госрегистрацию. Потом, в ходе административной реформы, о ней просто забыли. Сейчас госрегистрацией занимаются и Министерство сельского хозяйства, и Россельхознадзор, но они просто дублируют друг друга. Более того, в процесс регистрации вовлекаются новые ведомства, принимается много необдуманных решений.

Безусловно, над системой нужно работать и работать, а проще всего

- перенимать сложившуюся во всем мире практику.

- Как бы Вы сформулировали «философию» «Августа»?

- Она очень проста, надо просто быть честными. Мы с самого начала старались придерживаться этого принципа, и это помогает нам успешно развиваться. Честность по отношению к партнерам позволяет нам завоевывать доверие поставщиков, потребителей. Вот мы работаем со Сбербанком почти 20 лет и ни разу не просрочили ни один кредит.

Стараемся во всем руководствоваться здравым смыслом и хотели бы, чтобы так же поступали все, с кем мы сотрудничаем. К большому сожалению, именно здравого смысла нередко недостает государственной системе, и это порождает для отрасли массу проблем. «Сверху» постоянно спускаются все новые и новые «правила игры», которые абсолютно не продуманы, не просчитаны и приводят к коллапсу то на одном, то на другом рынке.

Задумаемся: почему Запад живет лучше нас? Не потому ли, что там руководствуются прагматизмом и здравым смыслом?

- Традиционный последний вопрос. Чего бы Вы пожелали себе и коллективу «Августа» на будущее?

- Много чего хотелось бы пожелать. Ну, например, хочется дать вам еще одно интервью через десять лет и рассказать, какой крупной стала международная компания «Август», долго перечислять страны, где применяются наши продукты, сколько с момента последней встречи мы построили новых заводов, сколько новых рабочих мест создали, как хорошо живут наши сотрудники.

Хотелось бы пожелать нам всем, чтобы не пропало стремление к развитию. Сейчас это стержень нашей компании, и пусть так будет всегда.

И еще. Я бы очень хотел, чтобы наш российский рынок ХСЗР достиг хотя бы 5-7 % мирового. Чтобы была выстроена система минимальных закупочных цен на сельхозпродукцию, и наши сельхозпроизводители перестали, наконец, бросаться из крайности в крайность. Именно это позволит кардинально повысить технологичность и рентабельность нашего сельского хозяйства. Люди должны иметь какие-то ориентиры для стабильной работы, а их нет.. Именно поэтому сельское хозяйство остается самым рискованным видом бизнеса, сюда почти не идут долгосрочные вложения, потому что просчитать их отдачу невозможно.

Не потому ли финансовый кризис больнее всего ударил по сельскому хозяйству? Достаточно нашему государству научиться давать сельскому хозяйству некоторые ценовые ориентиры - и одно это существенно бы улучшило ситуацию для сельхозпроизводителей. И опосредованно - для нас, компании «Август».

- Еще раз поздравляем «Август» с юбилеем. Спасибо за беседу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.