УДК 008 ББК71.0 Б 79
Болокова Мариэтта Аскарбиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и конституционного строительства факультета управления Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772)522443.
КОММУНИКАЦИЯ КАК СПОСОБ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ
(рецензирована)
Среди многочисленных функций культуры одной из важнейших является ее коммуникативная функция. Изменения в системе коммуникации - это суть развития культуры, содержание и основные механизмы которой определяются способами хранения и передачи социального кода поведения, общения, деятельности. А развитие культуры предстает как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей.
Ключевые слова: коммуникация, массовая культура, информация,
информационное поле, система коммуникации культуры
Bolokova Marietta Askarbievna, Candidate of Philosophy, associate professor of the Department of Public Administration and Constitutional Development of the Management Faculty, Maikop State Technological University, tel: (8772) 522443;
COMMUNICATION AS A WAY OF CULTURE BEING
(reviewed)
Among the many functions of culture the most important one is its communicative function. Changes in the system of communication is the essence of culture, content, and the basic mechanism of which are determined by ways of storage and transfer of the social code of behavior, communication, activities. The development of culture is presented as production of new meanings and values that regulate the activity, behavior, and communication between people.
Key words: communication, popular culture, information, information field, system of communication culture.
Коммуникации являют собой важнейшие механизмы развития всех сторон культуры и в многообразных формах, определяют по существу, способ ее бытия в историческом пространстве. В коммуникациях находят отражение действительность
культуры. Коммуникация в процессе бытия культуры выступает как средство познания мира и как средство его преобразования. Посредством коммуникаций структурируется содержание культуры, формируется общественное сознание, воспитывается личность.
Любое коммуникативное явление культуры всегда содержит в себе прямо или опосредованно, в открытом или зашифрованном виде, оценку, утверждение или отрицание каких-то событий, отношений, идей и т.д. Тем самым оценка (ценностное осмысление) представляет собой сущностное свойство коммуникации.
Отталкиваясь от самого общего определения культуры как исторической множественности форм и способов социального бытия человека, коммуникацию мы видим как формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений носителей этих культур во времени и пространстве. Это, прежде всего, всевозможные комбинации связей человека не только с социумом, но и с миром природы, а также своим внутренним миром. Тем самым по аналогии массовая культура, представляя собой системность отношений со средой, социумом и с сознанием, выступает основной единицей анализа, в которой обнаруживаются эти связи и отношения. Вне этих связей не может существовать никакое общество. Становление и развитие таких связей и отношений - это становление и развитие социума, который, в свою очередь, порождает новые формы связей. Эти связи, с дальнейшим определением и уточнением, составляют суть коммуникаций. По мнению А.А. Воронина, «все, что делает человек, является коммуникацией». И далее: «Акт коммуникации - это акт культуры» [3]. По мнению Э. Лича, «культура осуществляет коммуникацию» [4]. Коммуникация составляет специальную область человеческой деятельности, которая с возникновением развивается обществом как необходимая форма взаимного обмена мыслями, взаимопонимания и согласованного действия в различных областях жизни. В этих целях вырабатываются различные в каждой культуре знаковые системы и прежде всего язык в форме устной и письменной речи.
Коммуникации структурируют информационное поле культуры. Информация тогда становится ценностно-значимой в той или иной культуре, когда входит в контекст коммуникативной структуры культуры, в этом состоянии информация становится знанием, знание включает в себя ценностное отношение к миру.
Информация является ключевым понятием в теории коммуникации. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса. Любая деятельность представляет собой информационно направленный процесс, а информационные процессы в обществе определяются сознанием и представляют собой, так или иначе, процессы общения, то есть процессы передачи некоторого готового знания.
Расслоение общества (изменение социальной структуры) ведет к расслоению поля информации. Процессы накопления информации формировались в течение длительной истории культуры по мере совершенствования методов ее передачи. Сначала это были наскальные рисунки, мифы и легенды, иероглифы, закреплявшие каждый свой образ, а затем алфавитная письменность.
Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение - это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи и трансляции. Но в современном обществе, именно эта операция трансляции -определяющее, доминирующее звено в триаде: сообщение - коммуникация -интерпретация. Принципиальное различие культурных эпох состоит в количестве и качестве коммуникаций [2].
За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание. Например, более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Техническая, экономическая, политическая, социальная роль информации объясняется тем, что она не содержательна («знание») и не предметна («продукт»). Информация операциональна. Информация служит обоснованием и оправданием действий, поэтому она столь необходима современному человеку, ценна для него, воздействует на него. В традиционном обществе (догматическом, идеологическом) информация не имела такой значимости как сегодня. Это стало возможным тогда, когда информация перестала быть ресурсом, а стала стимулом (мотивом) деятельности.
Важный аспект, определяющий общность массовой культуры и информации, -это взаимообусловленность их существования: культурные процессы реализуются через информационные - и наоборот. Эффективное функционирование культуры возможно лишь через механизмы сбора, обработки, хранения и распространения информации о среде, в которой культура живет, и о себе самой. Различия между информацией и культурой обнаруживаются на уровне способов освоения мира, на уровне внутренних идей развития, которые в общем виде сводятся к тому, что культура построена на примате философско-эстетических, а информация - научнотехнических элементов. Информация и культура - это силы, которые способны серьезным образом изменить образ жизни отдельного человека и трансформировать общество в целом. Основу синтеза информации и культуры составляет принцип взаимодействия. В современной философской науке он предстает как один из главных, определяющий сосуществование разнонаправленных тенденций и процессов, источник развития в природе и обществе, условие стабильности.
Культура представляет собой информационный фонд, т.е. всю информацию, которой располагает общество на данном этапе его развития. Та информация, которая в данный отрезок времени циркулирует в культуре, передается и используется ее участниками, представляет собой информационный поток.
С возникновением культуры появляется система средств хранения, передачи и переработки информации, которую можно обозначить как систему коммуникации культуры. Формируется новый тип информационного процесса. Информация кодируется внешними по отношению к человеку коммуникативными структурами. Создается социальная информация, выраженная в знаковых системах. С этих позиций культура может быть представлена как социальная информация, которая сохраняется, накапливается и распространяется в обществе с помощью создаваемых людьми коммуникативных средств.
Особенность коммуникативных процессов объясняется типом культуры. По мнению Н.А. Бердяева, в культуре всегда действовало два начала - классическое и романтическое. В разные эпохи преобладало то одно, то другое начало и создавало преобладающий стиль культуры. Классическая культура есть культура имманентная, осуществляющая совершенство в пределе, замкнутое завершенное совершенство на земле. Она стремится к строгим формам, не допускающим прорывов, в ней не
раскрываются беспредельные дали. Романтическая культура есть культура с трансцендентальными прорывами, осуществляющая совершенство в беспредельности, размыкающая и не допускающая совершенства на земле. Формы ее не столь строги, и в ней всегда есть прорывы, всегда раскрываются за ней беспредельные дали. Развивая это противопоставление классической и романтической культур, Н.А. Бердяев подмечает, что классическая культура не знает иного мира за своими пределами и ничего не говорит о нем. Романтическая культура вся устремлена к совершенству в вечности и безмерности [1]. Эти два начала порождают внутренний диалог в культуре.
Диалог осуществляется не только в сознании и во времени, но и в онтологическом и географическом пространствах культуры. Бытие культуры определяется «диалогом» природного и человеческого, сущего и должного, структуры и хаоса. Необходимо отметить также, что в процессе становления этносов как конкретных носителей определенной культуры ее развитие происходит в поле диалога, взаимовлияния одного на другой. В целом поле диалога культуры в процессе ее бытия, можно представить как формы отношений со средой (природой), социумом и сознанием (внутренним миром человека).
Таким образом, среди многочисленных функций культуры, которая представляется нами как способ и форма жизнедеятельности человека и общества в историческом пространстве, одной из важнейших является ее коммуникативная функция. Коммуникации ориентируют и направляют развитие культуры. Изменения в системе коммуникации - это суть развития культуры, содержание и основные механизмы которой определяются способами хранения и передачи социального кода поведения, общения, деятельности. А развитие культуры предстает как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование кодовых систем, закрепляющих эти смыслы и значения. В свою очередь, каждой культурной эпохе соответствует определенный уровень коммуникативной системности, т.е. уровень мощности и свободы коммуникативных каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Философия неравенства / сост., авт. предисл. и примеч. Л.В. Поляков. М.: ИМА - Пресс, 1990. С.18 - 26.
2. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП - холдинг, 2004. 174с.
3. Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1997. №5. С.101 - 102.
4. Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / пер. с англ. И.Ж. Кожановский. М.: Восточная литература РАН, 2001. 141с.
References:
1. Berdiaev N.A. Philosophy of Inequality / Comp., auth., introd. and comment. L.V. Polyakov. M.: IMA - Press. 1990. p. 18 - 26.
2. Berezin V. M. Mass communication: the essence, the channels, action. M.: RIP -Holding Press, 2004. 174p.
3. Voronin A.A. Technology as a communication strategy / / Problems of Philosophy. 1997. № 5. p.101 -102.
4. Leach E. Culture and Communication: the logic of the relationship of symbols. To using structural analysis in social anthropology / trans. from English. I.Z. Kozhanovskii. M.: Oriental Literature of RAS, 2001. 141p.