Научная статья на тему 'Коммуникация как объективная необходимость развития культуры'

Коммуникация как объективная необходимость развития культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
894
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Ключевые слова
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ КУЛЬТУРЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РОМАНТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Болокова Мариэтта Аскарбиевна

Современная массовая культура, опираясь на средства массовой коммуникации, оказывает неоднозначное воздействие на общество и человека. Массовая культура представляет собой специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникация как объективная необходимость развития культуры»

УДК 316.74 ББК 72 Б-79

Болокова Мариэтта Аскарбиевна, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8772) 538626.

КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

(рецензирована)

Современная массовая культура, опираясь на средства массовой коммуникации, оказывает неоднозначное воздействие на общество и человека. Массовая культура представляет собой специфический способ освоения действительности и адаптации к ней личности, проявляющийся в условиях постиндустриального общества, производства и распространения культурных ценностей.

Ключевые слова: массовая культура, система коммуникации культуры, коммуникативная функция, классическая культура, романтическая культура.

Bolokova Marietta Askarbievna, Cand. of Philosophy, senior lecturer of the chair of public and municipal administration of the faculty of management, Maikop State Technological University, tel.: (8772) 538626.

COMMUNICATION AS AN OBJECTIVE NECESSITY OF CULTURE

Modern mass culture, based on mass communication, has a mixed impact on society and man. Mass culture is a specific way of understanding the reality and person’s adaptation to it, which is revealed in a post-industrial society, production and dissemination of cultural values.

Keywords: mass culture, culture system of communication, communicative function, classical culture, romantic

culture.

Стремительное развитие науки и техники и сопутствующие ему трансформации общества в постиндустриальное и информационное, а технической эпохи - в «системотехнологическую», непосредственным образом повлияли и на массовую культуру.

Отталкиваясь от самого общего определения культуры как исторической множественности форм и способов социального бытия человека, коммуникацию мы видим как формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений носителей этих культур во времени и пространстве. Это, прежде всего, всевозможные комбинации связей человека не только с социумом, но и с миром природы, а также своим внутренним миром. Тем самым по аналогии массовая культура, представляя собой системность отношений со средой, социумом и с сознанием, выступает основной единицей анализа, в которой обнаруживаются эти связи и отношения. Вне этих связей не может существовать никакое общество. Становление и развитие таких связей и отношений - это становление и развитие социума, который, в свою очередь, порождает новые формы связей. Эти связи, с дальнейшим определением и уточнением, составляют суть коммуникаций. По мнению А.А. Воронина, «все, что делает человек, является коммуникацией». И далее: «Акт коммуникации - это акт культуры» [4]. По мнению Э. Лича, «культура осуществляет коммуникацию» [5]. Культура рассматривается им как макроноситель информации, как объясняющая макросистема. Культура не может быть оторвана от людей, создающих и транслирующих ее.

Коммуникации в культуре - это механизм накопления, сохранения, передачи информации, знаний, опыта, навыков и т.д. Несмотря на все расхождения в употреблении термина «коммуникация» в научной литературе или даже, отсутствия его как такового в конкретных текстах, коммуникационный аспект скрыто или явно присутствует практически в любых текстах гуманитарного профиля: философских, социально-психологических, филологических, искусствоведческих, культурологических и др. При этом любое явление культуры, по сути дела, имеет коммуникационную природу, а ключевые категории тезауруса культуры - коммуникационную «окраску» [6].

Информация является ключевым понятием в теории коммуникации. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса. Любая деятельность представляет собой информационно направленный процесс, а информационные процессы в обществе определяются сознанием и представляют собой, так или иначе, процессы общения, то есть процессы передачи некоторого готового знания.

Процессы накопления информации формировались в течение длительной истории культуры по мере совершенствования методов ее передачи. Сначала это были наскальные рисунки, мифы и легенды, иероглифы, закреплявшие каждый свой образ, а затем алфавитная письменность.

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение - это «вещь», то есть передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это «мысль», то есть приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи и трансляции. Но в современном обществе, именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде: сообщение - коммуникация - интерпретация. Принципиальное различие культурных эпох состоит в количестве и качестве коммуникаций [2].

За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание. Например, более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Коммуникация - это тиражирование, а не создание «интеллектуального продукта».

Важный аспект, определяющий общность массовой культуры и информации, - это взаимообусловленность их существования: культурные процессы реализуются через информационные - и наоборот. С возникновением культуры появляется система средств хранения, передачи и переработки информации, которую можно обозначить как систему коммуникации культуры. Формируется новый тип информационного процесса. Информация кодируется внешними по отношению к человеку коммуникативными структурами. Создается социальная информация, выраженная в знаковых системах. С этих позиций культура может быть представлена как социальная информация, которая сохраняется, накапливается и распространяется в обществе с помощью создаваемых людьми коммуникативных средств.

Обнаружение коммуникаций возможно только при рассмотрении диалогической природы самой культуры. «Внутри каждой культуры искусство, философия, нравственность, теория приобретают свою особую «персонажность», персонализируются в общении друг с другом, на грани этих различных форм бытия в культуре», отмечает - B.C. Библер [3].

Особенность коммуникативных процессов объясняется типом культуры. По мнению Н.А. Бердяева, в культуре всегда действовало два начала - классическое и романтическое. В разные эпохи преобладало то одно, то другое начало и создавало преобладающий стиль культуры. Классическая культура есть культура имманентная, осуществляющая совершенство в пределе, замкнутое завершенное совершенство на земле. Она стремится к строгим формам, не допускающим прорывов, в ней не раскрываются беспредельные дали. Романтическая культура есть культура с трансцендентальными прорывами, осуществляющая совершенство в беспредельности, размыкающая и не допускающая совершенства на земле. Формы ее не столь строги, и в ней всегда есть прорывы, всегда раскрываются за ней беспредельные дали. Развивая это противопоставление классической и романтической культур, Н.А. Бердяев подмечает, что классическая культура не знает иного мира за своими пределами и ничего не говорит о нем. Романтическая культура вся устремлена к совершенству в вечности и безмерности [1]. Эти два начала порождают внутренний диалог в культуре.

Другими словами, диалог осуществляется не только в сознании и во времени, но и в онтологическом и географическом пространствах культуры. Бытие культуры определяется «диалогом» природного и человеческого, сущего и должного, структуры и хаоса. Необходимо отметить также, что в процессе становления этносов как конкретных носителей определенной культуры ее развитие происходит в поле диалога, взаимовлияния одного на другой. В целом поле диалога культуры в процессе ее бытия, можно представить как формы отношений со средой (природой), социумом и сознанием (внутренним миром человека).

Таким образом, среди многочисленных функций культуры, которая представляется нами как способ и форма жизнедеятельности человека и общества в историческом пространстве, одной из важнейших является ее коммуникативная функция. Коммуникации ориентируют и направляют развитие культуры. Изменения в системе коммуникации - это суть развития культуры, содержание и основные механизмы которой определяются способами хранения и передачи социального кода поведения, общения, деятельности. А развитие культуры предстает как выработка новых смыслов и значений, регулирующих деятельность, поведение и общение людей, и как формирование кодовых систем, закрепляющих эти смыслы и значения. В свою очередь, каждой культурной эпохе соответствует определенный уровень коммуникативной системности, т.е. уровень мощности и свободы коммуникативных каналов, средств и методов, доступных и освоенных субъектами культуры и используемых ими в различных сферах коммуникационной деятельности.

Литература:

1.Бердяев Н.А. Философия неравенства . М.: ИМА - Пресс, 1990. С. 18 - 26.

2.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП - холдинг, 2004.174с.

3.Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. №6. С.36.

4.Воронин А.А. Техника как коммуникационная стратегия // Вопросы философии. 1997. №5. С.101 - 102.

5.Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии / пер. с англ. И.Ж. Кожановский. М.: Восточная литература РАН, 2001. 141с.

6.Манкевич И.А. Социально - коммуникационный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: мат. науч. конф.: к 80-летию профессора М.С. Кагана / Санкт-Петербургское философское общество. СПб.: СПбФО, 2001. Вып. 12. С. 83- 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.