Научная статья на тему 'Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе'

Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1136
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL CHANGES / MASS CULTURE / CULTURAL VALUES / MASS MEDIA / INFORMATION SOCIETY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болокова Мариэтта Аскарбиевна, Безрукова Анжела Аслановна

В данной статье затронуты вопросы возникновения массовой культуры и некоторые точки зрения на ее формирование. Как известно, в научной литературе массовая культура появилась в середине XX в. как понятие буржуазной культуры. А также массовую культуру используют в значении производства и потребления современной культуры. Современная массовая культура это огромный, мощный ресурс, воздействующий на людей, следовательно, необходимо более ответственно подходить к транслируемым ценностям, которые должны в дальнейшем стать приоритетными в глобальном современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media as a factor of formation of mass culture in information society

This paper discusses emergence of mass culture and some points of view on its formation. As is well-known, "mass culture" in scientific literature appeared in the middle of the 20th century as a concept of bourgeois culture. And also, the mass culture is used in the meaning of production and consumption of modern culture. The modern mass culture is the great, powerful resource influencing people. Therefore, it is necessary to be scrupulous about the broadcast values, which have to become further priority in global modern society.

Текст научной работы на тему «Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры в информационном обществе»

УДК 316.774:004 ББК 60.56 Б 79

М.А. Болокова,

кандидат философских наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп, тел.: + 79184236588, e-mail: bolokova@rambler.ru

А.А. Безрукова,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп, тел.: + 79284675357, e-mail: ftykova01@mail.ru

СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

(Рецензирована)

Аннотация. В данной статье затронуты вопросы возникновения массовой культуры и некоторые точки зрения на ее формирование. Как известно, в научной литературе массовая культура появилась в середине XX в. как понятие буржуазной культуры. А также массовую культуру используют в значении производства и потребления современной культуры. Современная массовая культура - это огромный, мощный ресурс, воздействующий на людей, следовательно, необходимо более ответственно подходить к транслируемым ценностям, которые должны в дальнейшем стать приоритетными в глобальном современном обществе.

Ключевые слова: социокультурные изменения, массовая культура, культурные ценности, средства массовой коммуникации, информационное общество, глобализация.

M.A. Bolokova,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of the Constitutional Construction and Public and Municipal Administration, Maikop State University of Technology, Maikop, ph.: 79184236588, e-mail: bolokova@rambler.ru

A.A. Bezrukova,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Maikop State University of Technology, Maikop,ph.: 79284675357, e-mail: ftykova01@mail.ru

MASS MEDIA AS A FACTOR OF FORMATION OF MASS CULTURE IN INFORMATION SOCIETY

Abstract. This paper discusses emergence of mass culture and some points of view on its formation. As is well-known, "mass culture" in scientific literature appeared in the middle of the 20 th century as a concept of bourgeois culture. And also, the mass culture is used in the meaning of production and consumption of modern culture. The modern mass culture is the great, powerful resource influencing people. Therefore, it is necessary to be scrupulous about the broadcast values, which have to become further priority in global modern society.

Keywords: sociocultural changes, mass culture, cultural values, mass media, information society, globalization.

Большинство людей в настоящее время являются частью глобального сообщества потребителей массовой культуры, желающей участвовать в обмене текстами, распространяемыми средствами массовой коммуникации. Способность передавать информацию между поколениями и сверстниками другими способами, помимо генетического обмена, является ключевой чертой человеческого вида. В антропологическом использовании термин «культура» относится ко всем практикам обмена информацией, которые не являются генетическими или эпигенетическими. Это включает в себя все поведенческие и символические системы. Хотя термин «культура» существует, по крайней мере, с начала христианской эры (известно, например, что его использовал Цицерон), его антропологическое использование было установлено между концом восемнадцатого века и началом прошлого века. Таким образом, мы можем сказать, что культура является недавним изобретением.

Идея культуры, особенно в связи с явлением глобализации, породила концепцию мультикультурализма. Так или иначе, значительная часть населения современного мира живет в более чем одной культуре, будь то обмен знаниями в области музыки, модными идеями и так далее. «Универсальное значение каждой культуры проявляется и развивается лишь в диалоге культур, в диалогичном сотрудничестве с различными культурами» [1; 174]. Процесс взаимодействия культур и народов способствует формированию совершенно нового явления, кардинально меняющего соотношение между традиционной и массовой культурами. В условиях глобализации особая роль принадлежит информационным и телекоммуникационным технологиям, что позволяет говорить о наступлении нового этапа в развитии культуры, который в свое время получил название постмодернизма или постиндустриальной культуры.

«В обществе постиндустриальной стадии развития ведущей культурной формой является массовая культура, которая, оказавшись под влиянием процессов глобализации, стала феноменом общемирового масштаба» [2; 106].

Базовыми характеристиками постиндустриальной культуры являются развитие новейших электронных технологий, преобладание в экономической структуре сферы услуг, критическое отношение к художественным традициям предшествующих культурных периодов, стилевое разнообразие. В новом обществе под сферу потребительских услуг «подгоняется» и культура. Наступила качественно новая эпоха - эпоха глобализма - трансформируются идеи, взгляды, меняется и сама личность. Е.В. Кузнецова определяет ее следующим образом, «люди третьей волны залпом глотают огромное количество информации, они учатся создавать собственные «полюсы» идей из того разорванного материала, который обрушивают на них новые средства информации» [3; 92].

В наши дни содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, устремлениями и потребностями, из которых состоит жизнь большинства населения земного шара (мейнстрим). Нельзя не согласиться с испанским философом X. Ортега-и-Гассетом, написавшим об этом: «...наша эпоха великолепна, изобильна, превосходит все известное нам в истории. Но именно благодаря своему размаху она опрокинула все заставы - принципы, нормы и идеалы, установленные традицией. Наша жизнь - более живая, напряженная, насыщенная, чем все предыдущие, и тем самым более проблематичная. Она не может ориентироваться на прошлое, она должна создать себе собственную судьбу» [4; 15].

«Коллажность культуры, эклектичное сочетание «всего со всеми» рассматривается, как пишет

Е.В. Кузнецова, как новое «естественное» состояние для отдельного человека и для социума. Выделяются новые социокультурные группы, границы между которыми совершенно размыты, так как очень часто меняется критерий их классификации - вовлеченность в те или иные культурные практики. По справедливому убеждению многих авторов, своим нынешним обликом культура обязана, в первую очередь, средствам массовой коммуникации» [3; 91].

Технический прогресс, по мнению французского философа Жака Эллюля, своим бездушным производством и «оголтелым» ажиотажем создал своего рода потребительский хаос, в котором индивид находится в постоянной гонке за новым товаром [5; 35]. Тем не менее, нельзя полностью согласиться с тем, что технологическая революция принесла в общество только негативные тенденции, с развитием техники увеличивается скорость распространения в социуме различных культурных образцов. Культура с помощью кино, современной полиграфии и Интернета превратилась в культуру для миллионов людей. Стремительное развитие средств массовой информации в XX в. породило новую форму массовой коммуникации глобального масштаба, так называемую «индустрию культуры». Испанский социолог М. Кастельс отмечал особенность культурной индустрии, которая ориентирована, в первую очередь, на экономический эффект, при этом экономическая стандартизация влечет за собой создание единообразного культурного продукта, который используется человеком во время отдыха, для его полной психологической разгрузки, при этом культура в данном случае выполняет функцию психологической защиты [6; 72].

Ни у кого не вызывает сомнений наличие прямой связи массовой культуры с техническими средствами коммуникации. Многие

исследователи даже отождествляют термины «массовая культура» и «массовая коммуникация», при этом в содержании определения одного термина всегда присутствует другой. Например, массовая культура определяется как «совокупность культурных ценностей, отданных в распоряжение публики благодаря средствам массовой коммуникации в рамках технической цивилизации» [7; 51]. Подобного рода мысли наблюдаются у многих исследователей. Например, Л.Е. Климова предполагает, что «отождествляя западную массовую культуру со средствами информации и коммуникации, являющимися, прежде всего, продуктами купли-продажи или товарами, мы раскрываем ее подлинную природу - как явления, относящегося к потреблению или, точнее, к бытовому потреблению» [7; 48].

Культурное развитие общества во многом определяется качественным уровнем существующих в данный исторический период коммуникаций. Как отмечает Е.В. Кузнецова, «средства коммуникации определяют структуру знания, регулируют принципы восприятия пространства и времени, навязывая их как отдельной личности, так и обществу в целом. Маклюэн считает, что создание новых технических средств, доступных обществу, носит революционный характер, весь путь развития цивилизации - это создание и развитие того или иного способа коммуникаций» [3; 92].

Перерождение современной культуры из книжной в телевизионную культуру естественным образом отразилось и на индивиде, который подсознательно стал выбирать эмоциональные, а не интеллектуальные аспекты информации. Естественно, зрительный образ воспринимается легче и быстрее, надолго запоминается, не требует интеллектуального воздействия, поэтому манипулирование сознанием происходит чаще всего через телевизионный формат. «Именно поэтому, - пишет

В.М. Березин, - современные средства массовой коммуникации изо дня в день, оперируя одними и теми же штампами и приемами, набившими оскомину широко известными кодами и символами, повторяют - в лучшем случае с небольшими вариациями - давно известное, тривиальное» [8; 146].

Исходя из выше изложенного, книга на сегодняшний день является единственным носителем, раскрывающим содержание национальной культуры, которая не только хранит, но и приобщает подрастающее поколение к интеллектуальным богатствам нации.

Нельзя не отметить, что сегодня в обществе превалирует мнение об интеллектуальном «насилии», потому что средства массовой информации способны продвигать не только любую продукцию, но и настроения, установки и ощущение того, что важно, а что нет, или социально приемлемо, поэтому мобильные средства связи, Интернет приводят к коренной трансформации межличностных коммуникаций. Значительное количество молодых людей признают, что им легче общаться с людьми через социальные сети, а не лично, потому что здесь они чувствуют себя более уверенно. Возможно, это связано с тем, что социальные сети обеспечивают невидимую стену безопасности: они позволяют вам, предоставляя достаточно времени, обдумывать свои ответы, прежде чем написать их, позволяют использовать смайлики для выражения эмоций, а также позволяют сказать все то, что вы действительно чувствуете. Почему легче высказывать свое мнение в Интернете? Потому что это менее напряженно, чем разговоры лицом к лицу.

Раньше мы общались друг с другом, потому что у нас не было средств связи, кроме телефона или рукописных писем. За последние годы мы можем видеть, как коммуникационные технологии эволюционировали от стационарных

телефонов до сотовых, звонков через компьютеры. Согласно технологическому детерминизму технология вызывает социальные изменения. Это отражается на количестве людей, которые больше не покупают книги на бумажных носителях, незаконно скачивают музыку, а также социальных изменениях, вызванных социальными сетями. Многие семьи сегодня часто страдают от отсутствия взаимосвязи внутри нее, потому что члены семьи заняты общением со своими сверстниками в Интернете. Беседы и дискуссии заменили просмотр телепрограмм, нет необходимости ходить в театры, посещать выставки и концерты, все можно воспроизвести с помощью электронных технических средств. На смену энциклопедическим томам пришли электронные носители, с помощью которых можно увидеть не только редкие издания, хранящиеся в запасниках научных фондов, но и выставочные экспонаты, которые воочию невозможно увидеть в музее.

Новые коммуникационные технологии могут повлиять на изменение отношения людей к вопросам нравственности, к самим себе и окружающим. Люди часто стремятся соответствовать мнению окружающих, чтобы чувствовать себя принятыми в социуме, несмотря на то, что их действия могут не соответствовать их истинным чувствам, морали или ценностям. Интернет предоставляет для этого большую платформу, поскольку он открывает двери для общения с теми, кто раньше был недосягаем (звезды, известные политики и спортсмены и др.).

Конечно, необходимо отдавать себе отчет в том, что технические средства являются всего лишь каналами передачи информации и, естественно, не могут отвечать за ее содержательную сторону. В этом случае встает вопрос огромной ответственности за качество и влияние на нравственный облик будущего общества так называемых создателей стандартов культуры. Ибо только

средства массовой информации могут сделать достоянием общества как сцены жестокости, так и концерт оперных певцов.

Очевидно, что сегодня уже нельзя остановить трансформации массовой культуры, ибо нельзя остановить технический прогресс, а это поступательное движение от «волшебного фонаря» в кинематографе к созданию суперкомпьютера и Интернета. Компьютерные сети, распространяя различного рода информацию, формируют в социуме новые культурные образцы, в конечном итоге создали новый тип мышления человека. Необходимо отметить и положительную роль средств массовой информации, так как с их помощью в современном обществе сохраняются традиции и передается социокультурный опыт, что положительно влияет на сохранность самобытности различных этносов.

В наши дни основными каналами трансляции произведений искусства являются телевидение, радио и кино. Благодаря появлению телекоммуникационных сетей была преодолена пространственная и временная изолированность отдельных

народов и их культур. Однако, при всех положительных моментах, возникает реальная опасность разрушения этнической самобытности, унификации культур и, исходя из этого, уменьшения культурного многообразия.

Развитие общества в социально-экономическом плане приводит к появлению новых потребностей у индивида, которые призвана удовлетворить массовая культура, а средства массовой информации являются одним из факторов формирования массовой культуры. Некоторые исследователи отождествляют средства массовой информации и массовую культуру и поскольку средства коммуникации являются товарами, то и сущность массовой культуры - это потребление. Таким образом, создание массовой коммуникации является базой формирования массовой культуры и ее развития. Отсюда следует вывод о том, что информационные технологии, влияя на культуру, привносят противоречия в культурную сферу жизни, поэтому само общество должно обратить на это внимание и содействовать воспитанию общей культуры человека.

Примечания:

1. Ляушева С.А., Нагой А.А. Влияние культурной политики на культурную идентичность// Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регио-новедение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. Вып. 4 (148). С. 170-175.

2. Болокова М.А. Средства массовой коммуникации как фактор формирования массовой культуры // Вестник МГТУ. Майкоп, 2015. Вып. 4. С. 106-111.

3. Кузнецова Е.В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Пермь, 2013. Вып. 3 (15). С. 89-95.

4. Ортега-де-Гассет X. Дегуманизация общества. М., 1991.

5. Элюль Ж. Технологический блеф. М. Высш. шк.,1995. 265 с.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: Наука, 2000. 606 с.

7. Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект: дис. ... канд. филос. наук. 2005.

8. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия: М.: РИП-холдинг, 2004. 174 с.

References:

1. Lyausheva S.A., Nagoy A.A. Influence of cultural policy on cultural identity // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 1: Area: Philosophy, History,

Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural Studies. 2014. No. 4 (148). P. 170-175.

2. Bolokova M.A. Mass media as a factor in the formation of mass culture // Bulletin of MSTU. Iss. 4. 2015. Maikop: MSTU Publishing house, 2015. P. 106-111.

3. Kuznetsova E.V. The phenomenon of mass culture: problems and contradictions // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. Iss. 3 (15). Publishing house: FGBOU VO Perm State Innovative University. 2013. P. 89-95.

4. Ortega y Gasset J. The dehumanization of art. Moscow, 1991.

5. Ellul J. The technological bluff. M.: Vyssh. shk.1995. 265 pp.

6. Castells M. Information Age: economy, society and culture. M.: Nauka, 2000. - 606 pp.

7. Klimova L.E. Mass culture and person: cultural-philosophical aspect. Diss. for the Cand. degree on specialty 09.00.13. - Religious studies, philosophical anthropology and philosophy of culture. 2005.

8. Berezin V.M. Mass communication: essence, channels and actions: M.: Izd. RIP-holding Publishing house, 2004. 174 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.