Научная статья на тему 'Коммуникационный консалтинг в системе коммуникационного менеджмента организаций'

Коммуникационный консалтинг в системе коммуникационного менеджмента организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1213
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CONSULTING / COMMUNICATIVE CONSULTING / COMMUNICATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева О. Ф.

Коммуникационный консалтинг представлен в системе управления организацией. Рассматривается объект, предмет, теоретическая база формирующегося направления коммуникационный консалтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CONSULTING IN THE SYSTEM OF COMMUNICATIVE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS

The article considers the communication consulting, which is represented in the system of organization management. Author deals with the object, the subject and the theoretical basis of the emerging direction communicative consulting.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный консалтинг в системе коммуникационного менеджмента организаций»

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ

Автор: КИРЕЕВА О.Ф.

КИРЕЕВА Ольга Феликсовна - преподаватель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации (РУК). Адрес: 428025, Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, пр. М. Горького, 24. Тел.: +7 (903)-345-57-31. E-mail: cheb@rucoop.ru

Аннотация: коммуникационный консалтинг представлен в системе управления организацией. Рассматривается объект, предмет, теоретическая база формирующегося направления - коммуникационный консалтинг.

Ключевые слова: консалтинг, коммуникационный консалтинг, коммуникационный менеджмент.

В связи с происходящими в мире социально-экономическими, политическими изменениями, информатизацией общества, глобализацией массовой коммуникации появилось новое направление социального взаимодействия - коммуникационный менеджмент. Это требует новых подходов, новых теоретических осмыслений информационных коммуникативных взаимодействий. Коммуникационный менеджмент в современных реалиях стал обязательным компонентом общественной жизни. В каждой отрасли права, экономики, государствоведения и т.п. складывается особая структура коммуникационного менеджмента. Коммуникационный менеджмент как управленческий феномен основывается на базовых условиях и закономерностях, присущих общему управлению. Именно управление коммуникациями составляет суть коммуникационного менеджмента. Объектом коммуникационного менеджмента являются коммуникационные процессы, а предметом - условия их функционирования и факторы целенаправленной их эксплуатации.

В последние годы из системы коммуникационного менеджмента стало выделяться самостоятельное направление - коммуникационный консалтинг. Система коммуникационного консалтинга включает в себя консультирование по проблемам формирования моделей и систем, по вопросам формирования или поддержания того или иного коммуникационного процесса. Современное развитие системы социальных отношений обуславливает новый характер практики управления в профессиональном консультировании в сфере коммуникаций. Ведь именно консультант, владеющий научными знаниями и имеющий опыт управления, соединяет науку и практику посредством коммуникационного консалтинга. Все больше в управлении социальным развитием современной организации применяются теоретические и практические наработки гуманитарных наук. Консультирование в сфере коммуникаций требует совершенного владения фундаментальными и прикладными знаниями в сфере коммуникационного менеджмента и общей концепции консалтинга.

Современное состояние коммуникационного консалтинга обусловлено: - ее междисциплинарным, комплексным характером - откуда проистекает «моза-ичность» формирующихся теоретических взглядов, в которых доминируют обзорный и аспектный подходы;

-$--

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммимсоюоу

- выраженной прикладной, деятельностной направленностью консалтинга, а также бизнес-ориентацией консалтинга;

- информационной закрытостью самой практической сферы консалтинга, где используемая информационная база составляет предмет коммерческой тайны и интеллектуальной собственности субъектов консультирования.

Все это, безусловно, ограничивающим образом сказывается на теоретическом осмыслении поставленной проблемы и его отражении в соответствующих научных текстах. В рамках отечественной социологии, и конкретно социологии управления, тема коммуникационного консалтинга даже не поставлена, не говоря о наработках в области ее качественных теоретических решений. Будучи междисциплинарной областью исследований, коммуникационный консалтинг требует синтеза методов и результатов различных социальных и гуманитарных теорий. Наше исследование базируется на изучении различных отечественных и зарубежных источников, обобщении опыта и достижений российского консалтинга.

Объектом коммуникационного консалтинга является коммуникационная деятельность социальной организации, а предметом - совершенствование коммуникационной деятельности социальной организации для обеспечения максимально эффективного ее функционирования. Необходимость комплексного подхода в коммуникационном консалтинге обусловлена системной природой социальных организаций, попытка анализа и тем более преобразования которых с позиций какой-то одной науки, неизбежно оказывается ограниченной и даже опасной, поскольку не позволяет предвидеть возможные негативные последствия.

Решение проблемы клиента является целью консалтингового проекта, а не его объектом. Именно наличие социальных организаций в качестве объекта консалтинга позволяет говорить о социальном характере консалтинга и о коммуникационном консалтинге как механизме оптимизации социальной коммуникации.

Предметом изучения коммуникационного консалтинга является изучение проблем управления коммуникациями и оказание содействия клиенту в их разрешении. Коммуникационный менеджер непосредственно использует сведения о коммуникационных процессах, явлениях и событиях в управленческой деятельности, а коммуникационный консультант диагностирует эти явления и предлагает клиенту применять конкретную коммуникационную модель, каналы, методы, способы осуществления коммуникации в тех или иных ситуациях [1, С. 214].

Теоретическую базу коммуникационного консультирования составляют современные теории коммуникаций, с одной стороны, и основы управленческого консультирования, с другой. В их взаимном сопоставлении и соотнесении прослеживаются основные тенденции, послужившие отправными точками для формирования методологии этого нового направления. Это и обуславливает междисциплинарный характер коммуникационного консалтинга.

В отечественной социологии проблема коммуникационного консалтинга пока не разработана в достаточной степени. Большинство авторов, занимающихся консалтинговой проблематикой, сосредоточены на управленческих аспектах консультирования, не уделяя должного внимания коммуникационным аспектам. Не изучена специфика коммуникационного консалтинга в системе социального управления организацией.

Коммуникационный консалтинг - достаточно молодое направление в общей теории управления социальными организациями. Исследованию именно этой области социо-

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

логии посвящено не так много работ. Чаще всего исследователи обращаются к консалтингу в целом, рассматривая коммуникационный аспект не слишком подробно в системе управления организацией.

В рамках исследования коммуникационного аспекта консалтинга интерес могут представлять следующие виды: информационный консалтинг, консалтинг по телекоммуникациям, корпоративный образ и отношения с общественностью, маркетинг, международный маркетинг, реклама и содействие сбыту, культура корпорации. Если рассматривать консалтинг в сфере коммуникаций, то его можно охарактеризовать как предоставление профессиональных независимых советов по вопросам коммуникационной деятельности организации, включающие выработку советов, рекомендаций, подготовку аналитических записок и заключений, а также обоснование рациональных путей решений проблем в сфере коммуникаций.

На основе анализа современных подходов к проблематике коммуникаций, а также последних наработок в сфере управленческого консультирования практику коммуникационного консалтинга можно определить как комплекс работ в области информационной политики, управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности осуществляемых организацией коммуникаций. Изучение данной темы поможет понять новый тип социальной практики и внести необходимую коррекцию в интерпретацию его роли в совершенствование процесса управления организацией, минимизировать риски, связанные с коммуникационной деятельностью организации.

Коммуникационный консалтинг охватывает различные сферы жизнедеятельности человека. В частности, в производственной сфере он может включать перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также применять для этого различные методы измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций в различных организациях. При таком рассмотрении коммуникационный консалтинг можно рассматривать как разновидность управленческого консалтинга в сфере коммуникаций.

Полный цикл коммуникационных консалтинговых услуг включает:

1) определение ситуации в коммуникативном процессе или состоянии системы коммуникации;

2) выявление специфических особенностей осуществления всех видов и способов осуществления взаимосвязей в данный момент времени;

3) прогнозирование будущего состояния коммуникационной системы за определенный промежуток времени;

4) определение системы внутренних связей и отношений рассматриваемой модели коммуникации и ее состояния,

5) формирование стратегии и тактики коммуникационной политики;

6) диагностику и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении коммуникации;

7) рекомендации по структуре системы коммуникации;

8) изменение стратегии коммуникации с внешней средой на планируемый прогнозный период [1, С. 216-217].

КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ

Необходимость междисциплинарного комплексного подхода в коммуникационном консалтинге обусловлена системной природой социальных организаций, попытка анализа и тем более преобразования которых с позиций какой-то одной науки неизбежно оказывается ограниченной и даже опасной, поскольку не позволяет предвидеть возможные негативные последствия. Преобразование объекта в соответствии с некоторым желаемым образом предполагает предварительное конструирование и изучение свойств этого образа.

Таким образом, специфика коммуникационного консалтинга заключается в следующем:

- объектом консалтинга является социальная организация, поэтому консалтинговая деятельность носит субъектно-субъектный характер и должна рассматриваться не как внешнее воздействие на пассивный объект, а как взаимодействие двух целенаправленных субъектов в рамках системы консультант-организация;

- основополагающей целью консалтинга выступает решение ключевой на данный момент времени проблемы организации-клиента. Только через достижение этой цели консультант решает ряд собственных предпринимательских задач: получение прибыли, повышение авторитета, приобретение опыта, обучение своего персонала, улучшение имиджа консультационной фирмы, установление долговременных связей с клиентом, расширение рынка консультационных услуг;

- важнейшим необходимым условием успеха консалтинга служит выделение из набора целей и задач управления организацией ключевой проблемы, решение которой позволит качественно улучшить показатели функционирования организации в сфере коммуникаций. Таким образом, коммуникационный консалтинг есть социальная технология, направленная на преобразование социальной организации в соответствии с целями и задачами управления этой организацией.

Коммуникационный консалтинг в практической деятельности реализуется в виде алгоритма использования форм и методов работы в области управления репутацией, имиджем, брендом, известностью, построения работы с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также использования различных методов измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций компании. Коммуникационный консалтинг предполагает выстраивание эффективной системы коммуникаций со значимыми для бизнеса аудиториями: потребителями (В2В, В2С), конкурентами, сотрудниками самой организации и другими целевыми группами. Коммуникационный консалтинг в системе современного рынка консалтинговых услуг, является одним из перспективных и важнейших направлений, ценность которого все больше осознают многие руководители государственных, коммерческих и общественных организаций.

Коммуникационный консалтинг - один из наиболее важных инструментов для развития любого бизнеса, включая рекламный. В системе коммуникационного консалтинга консультанту нужно уметь организовать консультационный процесс, помочь клиенту выбрать оптимальную модель, тип, способы осуществления любого вида коммуникации между личностями (межличностная коммуникация), социальными группами (межгрупповая коммуникация), между личностью и группой (организацией), а также личностью или организацией и обществом в целом. Коммуникационный консалтинг включает в себя перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуника-

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

ционных инструментов, а также предполагает использование различных методов измерения эффективности коммуникационной деятельности организации.

Совершенствование и корректировка коммуникационной деятельности организации осуществляется в соответствии с представлениями клиента и стоящими перед ним проблемами. Уточнение представлений и формулировка проблем производятся совместно консультантом и клиентом и представляют собой неотъемлемую основополагающую часть любого консалтингового проекта.

Так, в деятельности Агентства АГТ [2] как в рамках реализации отдельных проектов, так и в рамках проведения широкомасштабных информационных кампаний проводится коммуникационный аудит и осуществляется текущий коммуникационный консалтинг. Специалисты компании ЯетВгапЬ оказывают услуги в области коммуникационного консалтинга, нацеленные на решение практических задач в области управления коммуникациями (включая организацию системы внутренних коммуникаций, ведение корпоративных СМИ и сайтов, проведение коммуникационных программ, подготовку книг и специальных изданий), а также разработку рекомендаций и проведение консультаций, способствующих решению сложных задач, стоящих перед современным руководителем в разных сферах управленческой деятельности [3].

Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает маркетинговое и информационное сопровождение проектов в качестве дополнительной услуги для тех клиентов «ЮКАТЭС» [4], кто испытывает потребность в спланированном информационном продвижении своих проектов и бизнес-направлений. Например, «ЮКАТЕС» предлагает следующие услуги:

- информационное сопровождение;

- проведение специальных публичных и закрытых мероприятий;

- взаимодействие со СМИ.

Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает маркетинговое и информационное сопровождение проектов в качестве дополнительной услуги для тех клиентов ЮКАТЭС, кто испытывает потребность в спланированном информационном продвижении своих проектов и бизнес-направлений. Специалисты Группы консультируют по вопросам формирования информационных стратегий и помогают клиентам в организации специальных РЯ-мероприятий различного формата, в том числе:

- предоставляют рекомендации по информационному обеспечению проекта в краткосрочной и среднесрочной перспективе;

- планируют и реализуют РЯ-кампанию и отдельные маркетинговые мероприятия;

- организуют участие бренда или проекта клиента во внешних мероприятиях;

- организуют взаимодействие со СМИ.

Помимо юридического консалтинга ЮКАТЭС предлагает своим клиентам услуги по организации информационного сопровождения, позволяющего сформировать положительный имидж клиента и проекта, привлечь необходимое внимание общественности, добиться корректного освещения в средствах массовой информации.

В соответствии с поручением каждого клиента Группа коммуникационного консалтинга составляет индивидуальную информационную стратегию, в наибольшей степени отвечающую поставленным целям. Благодаря рекомендациям и организационной поддержке специалистов ЮКАТЭС клиент получит оптимальную программу сопровождения проекта, включающую в себя только необходимые и эффективные в каждом конкретном случае инструменты информационной поддержки: публикации в печатных

КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ

и электронных СМИ, специальные мероприятия, закрытые встречи, представление проектов на инвестиционных форумах и т.д., что позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы.

В рамках освещения проектов ЮКАТЭС организует взаимодействие со СМИ, включая проведение пресс-конференций с приглашением отраслевых и деловых СМИ и участием представителей заказчика. Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает в том числе:

- публикации аналитических материалов клиента в отраслевых и деловых изданиях;

- публикации информационных поводов в ежедневных, включая электронные, СМИ;

- организацию интервью;

- публикации информационных справок о компании или проекте в деловых СМИ.

Список литературы

1. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие. М., 2010. 407 с.

2. Интернет ресурс: http://www.agt-agency.ru/.

3. Интернет ресурс: http://bitltd.ru/template/text/id/99.

4. Интернет ресурс: http://ucates.ru/communication/.

5. ВасиленкоЛ.А. Превентивные технологии управления как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов. // Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно важных решений и общественных слушаний с применением «высоких» информационных технологий. // Авт. коллектив: Л.А. Василенко, Г.Г. Гришина, В.И. Захарова и др. М., 2010. 376 с.

6. КрыловА.Н. Коммуникационный менеджмент и РЯ. Лексикон и практикум. М., 2000. 98 с.

7. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие для вузов РФ. Пенза, 2001. 152 а

8. СитниковА.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг. Учебное пособие. М., 2004. 624 а

9. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью: Учебник. М., 2005. 416 с.

10. ШепельВ.М. Коммуникационный менеджмент. М., 2004. 352 с.

■ ■ ■ COMMUNICATIVE CONSULTING IN THE SYSTEM OF COMMUNICATIVE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS

Author: KIREEVA O.F.

KIREEVA Olga Felixovna, Lecturer of the Cooperative Institute, Cheboksary (RUC). Address: 24, M. Gorky prospect, Cheboksary, Russia, 428025. Tel.: +7 (903) 345-57-31. E-mail: cheb@ru-coop.ru.

Annotation. The article considers the communication consulting, which is represented in the system of organization management. Author deals with the object, the subject and the theoretical basis of the emerging direction - communicative consulting.

Keywords: consulting, communicative consulting, communicative management.

References

1. SharkovF.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyy konsalting: Uchebnoye posobiye. M., 2010. 407 str. [Sharkov, F.I. (2010) Communicology: Communication Consulting: Textbook, Moscow].

2. Available: http://www.agt-agency.ru/.

-$--

КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

3. Available: http://bitltd.ru/template/text/id/99.

4. Available: http://ucates.ru/communication/.

5. Vasilenko L.A. Preventivnyye tekhnologii upravleniya kak sposob operezhayushchego regulirovaniya inno-vatsionnykh sotsial'nykh protsessov. // Innovatsionnyye tekhnologii provedeniya obshchestvennoy ekspertizy go-sudarstvenno vazhnykh resheniy i obshchestvennykh slushaniy s primeneniyem "vysokikh" informatsionnykh tekhnologiy. // Avt. kollektiv: L.A. Vasilenko, G.G. Grishina, V.I. Zakharova i dr. M., 2010. 376 str. [Vasilenko, L.A. (2010) 'Preventive management technology as a way to advance innovative social management processes', Collective of authors: Vasilenko, L.A., Grishina, G.G., Zakharov, V.l., and oth., Innovative technologies of the public examination of important public decisions and public hearings with the use of "high" information technology, Moscow].

6. KrylovA.N. Kommunikatsionnyy menedzhment & PR. Leksikon i praktikum. M, 2000. 98 str. [Krylov, A.N. (2000) Communicative management & PR. Lexicon and Practicum, Moscow].

7. Reva V.E. Kommunikatsionnyy menedzhment: Uchebnoye posobiye dlya vuzov RF. Penza, 2001. 152 str. [Reva, V.E. (2001) Management: manual for the Universities of the Russian Federation, Penza].

8. SitnikovA.P., Ogar'I.V., Bakhvalova N.S. Politicheskiy konsalting Uchebnoye posobiye. M., 2004. 624 str. [Sitnikov, A.P., Ogar, I.V. and Bahvalov, N.S. (2004) Political consulting. The manual, Moscow].

9. SharkovF.I. Konsalting v svyazyakh s obshchestvennost'yu: Uchebnik. M., 2005. 416 str. [Sharkov, F.I. (2005) Consulting in public relations: Textbook, Moscow].

10. Shepel'V.M. Kommunikatsionnyy menedzhment. M., 2004. 352 str. [Shepel, V.M. (2004) Communication management, Moscow].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.