КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
■ ■ ■ КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ
Автор: КИРЕЕВА О.Ф.
КИРЕЕВА Ольга Феликсовна - преподаватель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации (РУК). Адрес: 428025, Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, пр. М. Горького, 24. Тел.: +7 (903)-345-57-31. E-mail: [email protected]
Аннотация: коммуникационный консалтинг представлен в системе управления организацией. Рассматривается объект, предмет, теоретическая база формирующегося направления - коммуникационный консалтинг.
Ключевые слова: консалтинг, коммуникационный консалтинг, коммуникационный менеджмент.
В связи с происходящими в мире социально-экономическими, политическими изменениями, информатизацией общества, глобализацией массовой коммуникации появилось новое направление социального взаимодействия - коммуникационный менеджмент. Это требует новых подходов, новых теоретических осмыслений информационных коммуникативных взаимодействий. Коммуникационный менеджмент в современных реалиях стал обязательным компонентом общественной жизни. В каждой отрасли права, экономики, государствоведения и т.п. складывается особая структура коммуникационного менеджмента. Коммуникационный менеджмент как управленческий феномен основывается на базовых условиях и закономерностях, присущих общему управлению. Именно управление коммуникациями составляет суть коммуникационного менеджмента. Объектом коммуникационного менеджмента являются коммуникационные процессы, а предметом - условия их функционирования и факторы целенаправленной их эксплуатации.
В последние годы из системы коммуникационного менеджмента стало выделяться самостоятельное направление - коммуникационный консалтинг. Система коммуникационного консалтинга включает в себя консультирование по проблемам формирования моделей и систем, по вопросам формирования или поддержания того или иного коммуникационного процесса. Современное развитие системы социальных отношений обуславливает новый характер практики управления в профессиональном консультировании в сфере коммуникаций. Ведь именно консультант, владеющий научными знаниями и имеющий опыт управления, соединяет науку и практику посредством коммуникационного консалтинга. Все больше в управлении социальным развитием современной организации применяются теоретические и практические наработки гуманитарных наук. Консультирование в сфере коммуникаций требует совершенного владения фундаментальными и прикладными знаниями в сфере коммуникационного менеджмента и общей концепции консалтинга.
Современное состояние коммуникационного консалтинга обусловлено: - ее междисциплинарным, комплексным характером - откуда проистекает «моза-ичность» формирующихся теоретических взглядов, в которых доминируют обзорный и аспектный подходы;
-$--
КОММУНИКОЛОГИЯ - соммимсоюоу
- выраженной прикладной, деятельностной направленностью консалтинга, а также бизнес-ориентацией консалтинга;
- информационной закрытостью самой практической сферы консалтинга, где используемая информационная база составляет предмет коммерческой тайны и интеллектуальной собственности субъектов консультирования.
Все это, безусловно, ограничивающим образом сказывается на теоретическом осмыслении поставленной проблемы и его отражении в соответствующих научных текстах. В рамках отечественной социологии, и конкретно социологии управления, тема коммуникационного консалтинга даже не поставлена, не говоря о наработках в области ее качественных теоретических решений. Будучи междисциплинарной областью исследований, коммуникационный консалтинг требует синтеза методов и результатов различных социальных и гуманитарных теорий. Наше исследование базируется на изучении различных отечественных и зарубежных источников, обобщении опыта и достижений российского консалтинга.
Объектом коммуникационного консалтинга является коммуникационная деятельность социальной организации, а предметом - совершенствование коммуникационной деятельности социальной организации для обеспечения максимально эффективного ее функционирования. Необходимость комплексного подхода в коммуникационном консалтинге обусловлена системной природой социальных организаций, попытка анализа и тем более преобразования которых с позиций какой-то одной науки, неизбежно оказывается ограниченной и даже опасной, поскольку не позволяет предвидеть возможные негативные последствия.
Решение проблемы клиента является целью консалтингового проекта, а не его объектом. Именно наличие социальных организаций в качестве объекта консалтинга позволяет говорить о социальном характере консалтинга и о коммуникационном консалтинге как механизме оптимизации социальной коммуникации.
Предметом изучения коммуникационного консалтинга является изучение проблем управления коммуникациями и оказание содействия клиенту в их разрешении. Коммуникационный менеджер непосредственно использует сведения о коммуникационных процессах, явлениях и событиях в управленческой деятельности, а коммуникационный консультант диагностирует эти явления и предлагает клиенту применять конкретную коммуникационную модель, каналы, методы, способы осуществления коммуникации в тех или иных ситуациях [1, С. 214].
Теоретическую базу коммуникационного консультирования составляют современные теории коммуникаций, с одной стороны, и основы управленческого консультирования, с другой. В их взаимном сопоставлении и соотнесении прослеживаются основные тенденции, послужившие отправными точками для формирования методологии этого нового направления. Это и обуславливает междисциплинарный характер коммуникационного консалтинга.
В отечественной социологии проблема коммуникационного консалтинга пока не разработана в достаточной степени. Большинство авторов, занимающихся консалтинговой проблематикой, сосредоточены на управленческих аспектах консультирования, не уделяя должного внимания коммуникационным аспектам. Не изучена специфика коммуникационного консалтинга в системе социального управления организацией.
Коммуникационный консалтинг - достаточно молодое направление в общей теории управления социальными организациями. Исследованию именно этой области социо-
КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
логии посвящено не так много работ. Чаще всего исследователи обращаются к консалтингу в целом, рассматривая коммуникационный аспект не слишком подробно в системе управления организацией.
В рамках исследования коммуникационного аспекта консалтинга интерес могут представлять следующие виды: информационный консалтинг, консалтинг по телекоммуникациям, корпоративный образ и отношения с общественностью, маркетинг, международный маркетинг, реклама и содействие сбыту, культура корпорации. Если рассматривать консалтинг в сфере коммуникаций, то его можно охарактеризовать как предоставление профессиональных независимых советов по вопросам коммуникационной деятельности организации, включающие выработку советов, рекомендаций, подготовку аналитических записок и заключений, а также обоснование рациональных путей решений проблем в сфере коммуникаций.
На основе анализа современных подходов к проблематике коммуникаций, а также последних наработок в сфере управленческого консультирования практику коммуникационного консалтинга можно определить как комплекс работ в области информационной политики, управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуникационных инструментов, а также использование различных методов измерения эффективности осуществляемых организацией коммуникаций. Изучение данной темы поможет понять новый тип социальной практики и внести необходимую коррекцию в интерпретацию его роли в совершенствование процесса управления организацией, минимизировать риски, связанные с коммуникационной деятельностью организации.
Коммуникационный консалтинг охватывает различные сферы жизнедеятельности человека. В частности, в производственной сфере он может включать перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также применять для этого различные методы измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций в различных организациях. При таком рассмотрении коммуникационный консалтинг можно рассматривать как разновидность управленческого консалтинга в сфере коммуникаций.
Полный цикл коммуникационных консалтинговых услуг включает:
1) определение ситуации в коммуникативном процессе или состоянии системы коммуникации;
2) выявление специфических особенностей осуществления всех видов и способов осуществления взаимосвязей в данный момент времени;
3) прогнозирование будущего состояния коммуникационной системы за определенный промежуток времени;
4) определение системы внутренних связей и отношений рассматриваемой модели коммуникации и ее состояния,
5) формирование стратегии и тактики коммуникационной политики;
6) диагностику и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при осуществлении коммуникации;
7) рекомендации по структуре системы коммуникации;
8) изменение стратегии коммуникации с внешней средой на планируемый прогнозный период [1, С. 216-217].
КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ
Необходимость междисциплинарного комплексного подхода в коммуникационном консалтинге обусловлена системной природой социальных организаций, попытка анализа и тем более преобразования которых с позиций какой-то одной науки неизбежно оказывается ограниченной и даже опасной, поскольку не позволяет предвидеть возможные негативные последствия. Преобразование объекта в соответствии с некоторым желаемым образом предполагает предварительное конструирование и изучение свойств этого образа.
Таким образом, специфика коммуникационного консалтинга заключается в следующем:
- объектом консалтинга является социальная организация, поэтому консалтинговая деятельность носит субъектно-субъектный характер и должна рассматриваться не как внешнее воздействие на пассивный объект, а как взаимодействие двух целенаправленных субъектов в рамках системы консультант-организация;
- основополагающей целью консалтинга выступает решение ключевой на данный момент времени проблемы организации-клиента. Только через достижение этой цели консультант решает ряд собственных предпринимательских задач: получение прибыли, повышение авторитета, приобретение опыта, обучение своего персонала, улучшение имиджа консультационной фирмы, установление долговременных связей с клиентом, расширение рынка консультационных услуг;
- важнейшим необходимым условием успеха консалтинга служит выделение из набора целей и задач управления организацией ключевой проблемы, решение которой позволит качественно улучшить показатели функционирования организации в сфере коммуникаций. Таким образом, коммуникационный консалтинг есть социальная технология, направленная на преобразование социальной организации в соответствии с целями и задачами управления этой организацией.
Коммуникационный консалтинг в практической деятельности реализуется в виде алгоритма использования форм и методов работы в области управления репутацией, имиджем, брендом, известностью, построения работы с целевыми группами, использования различных коммуникационных инструментов, а также использования различных методов измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций компании. Коммуникационный консалтинг предполагает выстраивание эффективной системы коммуникаций со значимыми для бизнеса аудиториями: потребителями (В2В, В2С), конкурентами, сотрудниками самой организации и другими целевыми группами. Коммуникационный консалтинг в системе современного рынка консалтинговых услуг, является одним из перспективных и важнейших направлений, ценность которого все больше осознают многие руководители государственных, коммерческих и общественных организаций.
Коммуникационный консалтинг - один из наиболее важных инструментов для развития любого бизнеса, включая рекламный. В системе коммуникационного консалтинга консультанту нужно уметь организовать консультационный процесс, помочь клиенту выбрать оптимальную модель, тип, способы осуществления любого вида коммуникации между личностями (межличностная коммуникация), социальными группами (межгрупповая коммуникация), между личностью и группой (организацией), а также личностью или организацией и обществом в целом. Коммуникационный консалтинг включает в себя перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми аудиториями, использования различных коммуника-
КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
ционных инструментов, а также предполагает использование различных методов измерения эффективности коммуникационной деятельности организации.
Совершенствование и корректировка коммуникационной деятельности организации осуществляется в соответствии с представлениями клиента и стоящими перед ним проблемами. Уточнение представлений и формулировка проблем производятся совместно консультантом и клиентом и представляют собой неотъемлемую основополагающую часть любого консалтингового проекта.
Так, в деятельности Агентства АГТ [2] как в рамках реализации отдельных проектов, так и в рамках проведения широкомасштабных информационных кампаний проводится коммуникационный аудит и осуществляется текущий коммуникационный консалтинг. Специалисты компании ЯетВгапЬ оказывают услуги в области коммуникационного консалтинга, нацеленные на решение практических задач в области управления коммуникациями (включая организацию системы внутренних коммуникаций, ведение корпоративных СМИ и сайтов, проведение коммуникационных программ, подготовку книг и специальных изданий), а также разработку рекомендаций и проведение консультаций, способствующих решению сложных задач, стоящих перед современным руководителем в разных сферах управленческой деятельности [3].
Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает маркетинговое и информационное сопровождение проектов в качестве дополнительной услуги для тех клиентов «ЮКАТЭС» [4], кто испытывает потребность в спланированном информационном продвижении своих проектов и бизнес-направлений. Например, «ЮКАТЕС» предлагает следующие услуги:
- информационное сопровождение;
- проведение специальных публичных и закрытых мероприятий;
- взаимодействие со СМИ.
Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает маркетинговое и информационное сопровождение проектов в качестве дополнительной услуги для тех клиентов ЮКАТЭС, кто испытывает потребность в спланированном информационном продвижении своих проектов и бизнес-направлений. Специалисты Группы консультируют по вопросам формирования информационных стратегий и помогают клиентам в организации специальных РЯ-мероприятий различного формата, в том числе:
- предоставляют рекомендации по информационному обеспечению проекта в краткосрочной и среднесрочной перспективе;
- планируют и реализуют РЯ-кампанию и отдельные маркетинговые мероприятия;
- организуют участие бренда или проекта клиента во внешних мероприятиях;
- организуют взаимодействие со СМИ.
Помимо юридического консалтинга ЮКАТЭС предлагает своим клиентам услуги по организации информационного сопровождения, позволяющего сформировать положительный имидж клиента и проекта, привлечь необходимое внимание общественности, добиться корректного освещения в средствах массовой информации.
В соответствии с поручением каждого клиента Группа коммуникационного консалтинга составляет индивидуальную информационную стратегию, в наибольшей степени отвечающую поставленным целям. Благодаря рекомендациям и организационной поддержке специалистов ЮКАТЭС клиент получит оптимальную программу сопровождения проекта, включающую в себя только необходимые и эффективные в каждом конкретном случае инструменты информационной поддержки: публикации в печатных
КОММУНИКОЛОГИЯ - СОММиМСОЮОУ
и электронных СМИ, специальные мероприятия, закрытые встречи, представление проектов на инвестиционных форумах и т.д., что позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы.
В рамках освещения проектов ЮКАТЭС организует взаимодействие со СМИ, включая проведение пресс-конференций с приглашением отраслевых и деловых СМИ и участием представителей заказчика. Группа коммуникационного консалтинга обеспечивает в том числе:
- публикации аналитических материалов клиента в отраслевых и деловых изданиях;
- публикации информационных поводов в ежедневных, включая электронные, СМИ;
- организацию интервью;
- публикации информационных справок о компании или проекте в деловых СМИ.
Список литературы
1. Шарков Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг: Учебное пособие. М., 2010. 407 с.
2. Интернет ресурс: http://www.agt-agency.ru/.
3. Интернет ресурс: http://bitltd.ru/template/text/id/99.
4. Интернет ресурс: http://ucates.ru/communication/.
5. ВасиленкоЛ.А. Превентивные технологии управления как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов. // Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно важных решений и общественных слушаний с применением «высоких» информационных технологий. // Авт. коллектив: Л.А. Василенко, Г.Г. Гришина, В.И. Захарова и др. М., 2010. 376 с.
6. КрыловА.Н. Коммуникационный менеджмент и РЯ. Лексикон и практикум. М., 2000. 98 с.
7. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: Учебное пособие для вузов РФ. Пенза, 2001. 152 а
8. СитниковА.П., Огарь И.В., Бахвалова Н.С. Политический консалтинг. Учебное пособие. М., 2004. 624 а
9. Шарков Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью: Учебник. М., 2005. 416 с.
10. ШепельВ.М. Коммуникационный менеджмент. М., 2004. 352 с.
■ ■ ■ COMMUNICATIVE CONSULTING IN THE SYSTEM OF COMMUNICATIVE MANAGEMENT OF ORGANIZATIONS
Author: KIREEVA O.F.
KIREEVA Olga Felixovna, Lecturer of the Cooperative Institute, Cheboksary (RUC). Address: 24, M. Gorky prospect, Cheboksary, Russia, 428025. Tel.: +7 (903) 345-57-31. E-mail: [email protected].
Annotation. The article considers the communication consulting, which is represented in the system of organization management. Author deals with the object, the subject and the theoretical basis of the emerging direction - communicative consulting.
Keywords: consulting, communicative consulting, communicative management.
References
1. SharkovF.I. Kommunikologiya: kommunikatsionnyy konsalting: Uchebnoye posobiye. M., 2010. 407 str. [Sharkov, F.I. (2010) Communicology: Communication Consulting: Textbook, Moscow].
2. Available: http://www.agt-agency.ru/.
-$--
КОММУНИКАЦИЯ И ИННОВАЦИИ: ПРАКТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
3. Available: http://bitltd.ru/template/text/id/99.
4. Available: http://ucates.ru/communication/.
5. Vasilenko L.A. Preventivnyye tekhnologii upravleniya kak sposob operezhayushchego regulirovaniya inno-vatsionnykh sotsial'nykh protsessov. // Innovatsionnyye tekhnologii provedeniya obshchestvennoy ekspertizy go-sudarstvenno vazhnykh resheniy i obshchestvennykh slushaniy s primeneniyem "vysokikh" informatsionnykh tekhnologiy. // Avt. kollektiv: L.A. Vasilenko, G.G. Grishina, V.I. Zakharova i dr. M., 2010. 376 str. [Vasilenko, L.A. (2010) 'Preventive management technology as a way to advance innovative social management processes', Collective of authors: Vasilenko, L.A., Grishina, G.G., Zakharov, V.l., and oth., Innovative technologies of the public examination of important public decisions and public hearings with the use of "high" information technology, Moscow].
6. KrylovA.N. Kommunikatsionnyy menedzhment & PR. Leksikon i praktikum. M, 2000. 98 str. [Krylov, A.N. (2000) Communicative management & PR. Lexicon and Practicum, Moscow].
7. Reva V.E. Kommunikatsionnyy menedzhment: Uchebnoye posobiye dlya vuzov RF. Penza, 2001. 152 str. [Reva, V.E. (2001) Management: manual for the Universities of the Russian Federation, Penza].
8. SitnikovA.P., Ogar'I.V., Bakhvalova N.S. Politicheskiy konsalting Uchebnoye posobiye. M., 2004. 624 str. [Sitnikov, A.P., Ogar, I.V. and Bahvalov, N.S. (2004) Political consulting. The manual, Moscow].
9. SharkovF.I. Konsalting v svyazyakh s obshchestvennost'yu: Uchebnik. M., 2005. 416 str. [Sharkov, F.I. (2005) Consulting in public relations: Textbook, Moscow].
10. Shepel'V.M. Kommunikatsionnyy menedzhment. M., 2004. 352 str. [Shepel, V.M. (2004) Communication management, Moscow].