Научная статья на тему 'Коммуникационный консалтинг в системе информационной безопасности организации'

Коммуникационный консалтинг в системе информационной безопасности организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
342
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киреева Ольга Феликсовна

Коммуникационный консалтинг представлен в системе информационной безопасности организации. Рассматриваются информационно-коммуникационная среда организации, объект, предмет, теоретическая база формирующегося направления – коммуникационного консалтинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный консалтинг в системе информационной безопасности организации»

УДК 004

О.Ф. Киреева Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Коммуникационный консалтинг представлен в системе информационной безопасности организации. Рассматриваются информационно-коммуникационная среда организации, объект, предмет, теоретическая база формирующегося направления - коммуникационного консалтинга.

Ключевые слова: консалтинг, коммуникационный консалтинг, информационно-коммуникационная среда, информационная безопасность.

В настоящий момент в России происходит активное становление консалтинга как науки, технологии и профессионального социального сообщества. Особенности развития российского общества обусловливают неустойчивый характер формирования системы отечественного консалтинга. Коммуникационный консалтинг - достаточно молодое направление в общей теории управления социальными организациями. В современной российской социологии проблема коммуникационного консалтинга еще не разработана в достаточной степени. Большая часть авторов, занимающихся исследованием консалтинга, акцентирует внимание на управленческих аспектах консультирования, не уделяя должного внимания коммуникационным аспектам и специфике коммуникационного консалтинга в системе социального управления организацией.

Коммуникационный консалтинг требует единства методов и результатов большого числа гуманитарных и социальных теорий. Теоретическую базу коммуникационного консультирования составляют современные теории коммуникаций, с одной стороны, и основы управленческого консультирования - с другой. Их взаимодействие и сопоставление послужили основами для формирования методологии этого нового направления.

Трудности формирования отраслевых моделей консалтинга, включая коммуникационный консалтинг, обусловлены следующими факторами:

- междисциплинарным, комплексным характером, что в начальной стадии исследований часто приводит к «мозаичности» формирующихся теоретических взглядов, в которых доминируют обзорный и аспектный подходы;

- выраженной прикладной направленностью консалтинга, а также необходимостью в консалтинговых исследованиях ориентации на бизнес-составляющую;

- информационной закрытостью самой практической сферы консалтинга, так как порой информационная база является коммерческой тайной или интеллектуальной собственностью.

Выделенные проблемы существенно ограничивают возможности теоретического осмысления поставленной проблемы и ее теоретико-практических разработок.

Объектом коммуникационного консалтинга является коммуникационная деятельность социальной организации, а предметом - совершенствование коммуникационной деятельности социальной организации для обеспечения максимально эффективного ее функционирования. Предметом изучения коммуникационного консалтинга является изучение проблем управления коммуникациями и оказание содействия клиенту в их разрешении. Коммуникационный менеджер непосредственно использует сведения о коммуникационных процессах, явлениях и событиях в управленческой деятельности, а коммуникационный консультант диагностирует эти явления и предлагает клиенту применять конкретную коммуникационную модель, каналы, методы, способы осуществления коммуникации в тех или иных ситуациях [1, с. 214].

В рамках исследования коммуникационного аспекта консалтинга интерес могут представлять следующие виды: информационный консалтинг, консалтинг по телекоммуникаци-

ям, корпоративный образ и паблик рилейшнз, маркетинг, рекламная деятельность, культура корпорации. Если рассматривать консалтинг в сфере коммуникаций, то его можно охарактеризовать как предоставление профессиональных независимых советов по вопросам коммуникационной деятельности организации, включая выработку советов, рекомендаций, заключений и в конечном счете обоснование рациональных путей решений проблем в сфере коммуникаций.

С практической точки зрения коммуникационный консалтинг можно определить как комплекс работ в области информационной политики, управления репутацией и имиджем, использования различных коммуникационных техник и методов измерения эффективности осуществляемых организацией коммуникаций. На основе анализа современных подходов к проблематике коммуникаций, а также последних наработок в сфере управленческого консультирования необходимо внести коррекцию в интерпретацию его роли в совершенствовании процесса управления организацией, минимизировать риски, связанные с информационно-коммуникационной деятельностью организации.

Информационно-коммуникационная среда как явление связано с определенными закономерностями социального развития, в то же время она сама оказывает детерминирующее воздействие на социокультурное пространство. Под информационно-коммуникационной средой автор понимает «глобальную телекоммуникационную сеть, предназначенную для удовлетворения личностных и групповых информационно-коммуникационных потребностей за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий». 1 В этом определении отражены следующие особенности данной среды: 1) социокультурная сущность сети, которая обеспечивает движение смыслов в телекоммуникационной среде; 2) способность удовлетворять информационно-коммуникационные потребности отдельных личностей и социальных групп. В функционировании информационно-коммуникационной среды можно выделить две стороны: техническую, отражающую состояние электронных систем записи и передачи информации, и социокультурную, которая основывается на знаниях и культурных смыслах.

Особенностью развития информационно-коммуникационной среды конца ХХ - начала XXI в. является высокая степень развития программно-технических систем. По развитию технологической основы информационного общества Россия, несмотря на успехи последних лет, находится позади многих западных стран. Для полноценного развития и эффективного функционирования информационно-телекоммуникационной среды требуется наличие и поддержание на должном уровне в стране необходимого научно-производственного потенциала при соблюдении безопасности создания и использования информационных ресурсов. В современной России преодолен 10%-й порог использования новых технологий, в т.ч. Интернета и мобильной телефонии, так что можно считать, что Россия преодолела эту границу.

Традиционные средства массовой информации оказываются поглощенными системой массовой коммуникации. Современной технологической базой информационнокоммуникационных потоков становится Интернет. Общество, осваивая информационнотелекоммуникационные технологии, выстраивает новую коммуникативную среду со специфическими средствами деятельности в ней. В этой среде личность, в первую очередь, выступает как активный социальный субъект, который выбирает каналы коммуникаций, соответствующие его запросам и потребностям. Классические масс-медиа с односторонней коммуникацией изжили себя. Это связано с тем, что аудитория перестала безмолвствовать, стала активно «атомизироваться», избирать не любые СМИ, а наиболее близкие по духу. Современные информационно-телекоммуникационные технологии - это двусторонние системы коммуникаций, позволяющие интерактивно общаться в режиме реального (онлайн) времени. Вследствие этого при всем неограниченном круге информационного общения человек выбирает наиболее узкий, но наиболее близкий для него сектор, «используя реальные возможности для свободного выбора предпочтительного круга интересов и общения». 2 В результате формируется единая среда, которая включает в себя субъектов информационной деятельно-

сти и систему массовых коммуникаций.

Становление информационно-коммуникативной среды подразумевает активное использование информационно-телекоммуникационных технологий, которые расширяют информационный обмен в системе социальной коммуникации, что определяет содержание, масштабы и темпы изменения жизни общества. Недаром развитые в экономическом отношении страны начали построение информационного общества с создания супермагистрали -глобальной телекоммуникационной инфраструктуры. В современном обществе ключевая роль отводится не только информации, но и техническим средствам, которые обеспечивают ее применение и распространение. Характерной особенностью информационнокоммуникационной среды является то, что в ней в интегрированном виде одновременно функционирует информация, адекватно отражающая существующий мир, и информация деформированная, искаженная. Это обусловлено как субъективностью процессов познания, так и преднамеренным воздействии информации для ввода субъектов в заблуждение и манипулирования ими.

Системообразующим элементом жизни общества является информационная сфера, которая активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других элементов безопасности российского общества. На первый план в информационном обществе выходит власть информации в управлении обществом, и только за ней следуют влияние денег и государственного принуждения. Информация сегодня - это источник реальной силы, поэтому тот, «кто владеет информацией, владеет всем». Информатизация в соответствии со своим предназначением призвана служить интересам всестороннего развития общества, в первую очередь социально-экономического. Однако использование ее результатов в общественно опасных деяниях направлено на причинение вреда интересам общества. «Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве определенных угроз интересам»4 личности и общества. Е.Д. Павлова отмечает, что «информационное управление, информационный контроль сознания оказывается сложно организованной, но более выгодной и безопасной формой правления, нежели прямое принуждение или угроза физической расправы».5

Современные масс-медиа несут не только позитивную нагрузку информирования общественности, но и являются источником информационной опасности. В частности, сегодня в качестве угроз определяются: активное участие зарубежных средств массой информации в российском информационном пространстве, а также использование масс-медиа, действующих на территории России, для распространения дезинформации с целью нанесения ущерба безопасности государства. Средства массовой информации «заняты борьбой за аудиторию, используя для этого сенсационность и другие приемы привлечения внимания, различные ме-

о. о. 6

тоды манипулятивного воздействия на психику людей».

Постепенно падает значение силовой принудительности, уступая место преднамеренным информационным воздействиям. Преднамеренное информационное воздействие - это одно из основных средств социального управления, направленное на то, чтобы заставить большинство действовать определенным образом. Изменения в поведении человека добиваются путем внесения изменений в коммуникацию в соответствии с пониманием логики и психологии поведения субъекта. Варганов В.В. определяет информационное воздействие как «процесс изменения смыслов посредством трансформации социокультурных регуляторов жизнедеятельности». Манипулятивность информационного воздействия заключается в том, что индивид считает, что это было его собственное решение и замены он сделал самостоятельно. В конечном счете человек «исправляет» данные ошибки в своей ценностнонормативной системе. Деструктивное и манипулятивное информационное воздействие на общество осуществляется посредством контроля за коммуникацией и информацией. При ма-нипулятивном информационном воздействии объектом являются подсознание и психика человека, а при деструктивном - сознание. Деструктивное информационное воздействие пред-

ставляет собой социальную информацию, призванную разрушить или изменить регуляторы жизнедеятельности личности или общества в выгодном для субъекта управления аспекте.

Объектами информационного воздействия становятся такие тонкие сферы человеческого существования, как мировоззрение, жизненные установки и ценности, правила, представления, ориентации и т.д. Такие воздействия осуществляются следующим образом: изменения в коммуникации ^ изменения в модели мира ^ изменения в поведении. В практике использования информационно-коммуникационных процессов используются такие социально-психологические приемы воздействия, как внушение и убеждение, по своей сути пред-

8

ставляющие скрытое принуждение.

Формы управления поведением человека меняются вместе с прогрессом. Современные возможности новых информационно-телекоммуникационных технологий предоставляют государству и другим социальным субъектам большие возможности управлять жизнедеятельностью как отдельной личности, так и общества в целом. Зачастую они действуют в области только своих интересов и целей, которые не всегда совпадают с интересами и целями общества и общественного развития. «Те самые технологии, которые максимально упростили все виды человеческой коммуникации, обеспечили превращение в наиболее выгодный из общедоступных видов бизнеса формирование человеческого сознания. «Общедоступный» и одновременно «наиболее выгодный» - означает массовый и, строго говоря, основной вид деятельности если и не всего человечества, то, по крайней мере, его развитой и успешно развивающейся частей».

В практике угроз информационной безопасности выделяют манипуляции и деструкции. В первом случае это скрытое воздействие на подсознание и психику личности. Во-втором -полускрытое воздействие на сознание и ценностные ориентации или социокультурные регуляторы. Чаще всего при воздействии используются технологии «неполной информации», «избыточной информации», «информационного шума», «искаженной информации», «вымышленной информации», а также «информации-интерпретации» и т.д. При этом надо учитывать степень схожести личностных, групповых и общественных ценностно-нормативных систем. Так, информационное воздействие, разрушающее систему норм, потребностей, установок преступника, конфликтующую с общепринятой в обществе ценностно-нормативной системой, нельзя назвать деструктивным. В данном примере информационное воздействие конструктивно, т.к. ведет к прогрессивным общественным изменениям (попытка изменить поведение преступника или другого лица, ведущего неправомерный образ жизни, в лучшую сторону).

Переход к рыночным отношениям резко активизировал информационнокоммуникационные процессы, осуществляемые опосредованно средствами масс-медиа, что способствовало большой распространенности манипулятивных и деструктивных приемов и технологий воздействия на людей. Подобное широкое использование информационного воздействия может представлять угрозу информационной безопасности российского общества.

Рассмотрим некоторые особенности порождения потока манипулятивной информации в обществе. Во-первых, рекламная информация - двигатель торговли в сегодняшних условиях. Каждый производитель товаров или услуг вынужден рекламировать свою деятельность, чтобы выделяться, иначе он может разориться. Увеличивается поток рекламной информации, обрушивающейся на простых потребителей. Реклама использует классические средства массовой информации, агитационные стенды, баннеры, плакаты, листовки и т.д. Увеличение количества каналов коммуникации и интенсивности их использования позволяет заинтересованным лицам к большому объему добросовестной рекламы добавить большое количество информации с недобросовестной рекламой. Современные производители и рекламодатели пытаются «приспособить» потребителей (индивидов) к своим товарам и услугам, качество которых часто не соответствует заявленным.

Вторая актуальная область, порождающая огромный поток социальной информации, -это сфера паблик рилейшнз (связи с общественностью, общественные связи). Деструктивное

и манипулятивное информационное воздействие в области паблик рилейшнз приобрело изощренный вид, большинство населения вводят в заблуждение с целью получения узкогрупповых выгод. Наиболее часто преднамеренное информационное воздействие можно заметить во время проведения избирательных кампаний: компромат, «черный пиар», «выливание грязи», технологии «25-го кадра», приемы гипноза и НЛП.

В современных социокультурных условиях широкое внедрение рекламы и паблик ри-лейшнз в повседневную жизнь субъектов социальной информации является одной из важных особенностей информационного обмена. Трансформация и трансляция информации - способы оказания воздействия на сознание людей и изменения их поведения. Таким образом, информационное воздействие может выступать как своеобразное информационное оружие.

Объектом информационного воздействия является ценностно-нормативная, диспози-ционная и мотивационная система. В этих условиях роль знания, научной подготовки, нравственного воспитания, мировоззренческой развитости и устойчивости для безопасности актора приобретает особое значение. Ни в один период истории существования России ее народы не испытывали такой силы обмана, такого роста дезинформации, как в настоящее время. Отечественные и зарубежные традиционные и социальные масс-медиа продолжают распространять дезинформацию. Значение для России вопросов информационной безопасности резко обостряется в силу переживаемого ею переходного периода, внедрения результатов информационной «цифровой» революции, которые значительно повышают уязвимость страны от внутренних и внешних информационных воздействий.

В информационно-коммуникативной среде, по мнению автора статьи, можно выделить четыре типа опасности.

Первая опасность - информационная разведка, т.е. контроль и извлечение информационных ресурсов. Она может быть осуществлена как легальным путем при активном участии зарубежных организаций в создании информационных ресурсов страны, так и нелегальным, за счет несанкционированного проникновения в информационные структуры.

Вторая опасность - угроза разрушения или дезорганизация телекоммуникационной инфраструктуры. Подобные воздействия могут привести к искажению или уничтожению ценной информации; внедрению отрицательной информации в целях дезорганизации или принятию ошибочных решений.

Третья опасность - это информация, вводящая людей в заблуждение, неадекватно отражающая окружающий мир человека, затрудняющая восприятие человеком самого себя и окружения. В информационно-коммуникационной среде переплетаются и взаимодействуют адекватная и иллюзорная субъективные реальности. При этом последняя является основным внешним источником угроз, психологических манипуляций.

Четвертая опасность напрямую связана с третьей, т.к. она заключается в деятельности отдельных личностей, которые для достижения собственных целей используют различные способы манипуляций и деструктивных воздействий, оказывают информационнопсихологическое воздействие на окружающих. Так эти лица расширяют иллюзорную субъективную реальность, затрудняют полноценное восприятие информационной среды общества. Ими могут быть различные лица - от повседневных партнеров по межличностному общению до государственных и общественных деятелей, политических лидеров, представителей культуры и искусства, средств массовых коммуникаций.

Активное использование новых информационных технологий, контроль за СМИ существенно усиливают возможности преднамеренного информационного воздействия на акторов посредством изменения сообщений и / или структурирования системы коммуникаций. В наибольшей степени это возможно для разнообразных акторов, образующих социальные организации любого вида и масштаба: от объединения граждан в рамках общественных движений до государственных структур. В связи с этим, по мнению Г.В. Грачева, можно выделить еще три достаточно самостоятельные группы источников угроз информационной безопасности личности.10 Во-первых, это различные сообщества и объединения людей, в частности, общественно-политические движения, религиозные организации, некоторые политические

партии, националистические организации, мафиозные группы и т.п. Для достижения своих корыстных целей они используют многообразные средства информационного воздействия, изменяя при этом поведение людей выгодным для себя образом. К такого рода воздействиям относится деятельность отдельных религиозных сект, провоцирование национальноэтнических конфликтов, примеры недобросовестной и недостоверной рекламы. Во-вторых, в качестве источников угроз информационной безопасности могут выступать в определенных случаях само государство, органы государственной власти и управления, а точнее, его официальные представители. Это происходит, когда чиновники, используя мощь государственного аппарата в собственных интересах, порой для удовлетворения амбиций оказывают информационное воздействие и манипулируют людьми. Как отмечает профессор П.И. Фисенко, государство нередко начинает экспериментировать с массами ради «благих великих целей» и манипулировать их сознанием. И наконец, в-третьих, - это индивидуальнопсихологические особенности государственных лидеров. Источником опасности в этом случае выступает организация и практика преднамеренного информационного воздействия с использованием возможностей государственного аппарата, привлечением государственных средств массовой информации. Личностно-психологические особенности государственных служащих влияют на принятие ими адекватных государственных решений.

Таким образом, повышение информационной опасности информационнокоммуникационной среды, по мнению автора статьи, обусловлено совокупностью факторов, среди которых можно выделить следующие:

• в современных реалиях объемы информации выросли настолько, что отдельно взятой личности стало трудно проверять все поступающие источники и приводить их в единую систему, не противоречащую внутренним принципам;

• противоречивое единство информационного взрыва и информационного голода характеризуется тем, что, с одной стороны, общее количество информации, накопленной человечеством, существенно растет, а с другой - человек оказывается беспомощным в море информации;

• расширяются потоки социальной информации, несущие в себе возможности негативного воздействия на общественное сознание и психику людей, следствием чего становится возможным усиление девиантного поведения не только отдельных индивидуумов, но и целых социальных общностей;

• усиливаются потенциальные возможности с помощью информации воздействовать на социальные группы населения в негативных или субъективных целях, а также на подсознание людей, вызывать процессы зомбирования личности;

• появляется возможность с помощью информации эффективно управлять конфликтами, информация превращается в важнейшее средство информационных войн.

Библиографический список

1. Шарков, Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг : учеб. пособие / Ф.И. Шарков. - М., 2010. - 407 с.

2. Коммуникационное агентство АГТ : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.agt-agency.ru/.

3. Коммуникационный консалтинг. B&T Group : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bitltd.ru/template/text/id/99.

4. Коммуникационный консалтинг. ЮКАТЭС : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ucates.ru/communication/.

5. Превентивные технологии управления как способ опережающего регулирования инновационных социальных процессов // Инновационные технологии проведения общественной экспертизы государственно важных решений и общественных слушаний с применением «высоких» информационных технологий / Л.А. Василенко [и др.]. - М., 2010. - 376 с.

6. Крылов, А.Н. Коммуникационный менеджмент и PR. Лексикон и практикум / А.Н. Крылов. - М., 2000. - 98 с.

7. Рева, В.Е. Коммуникационный менеджмент : учеб. пособие для вузов РФ / В.Е. Рева. - Пенза, 2001. -

152 c.

8. Ситников, А.П. Политический консалтинг : учеб. пособие / А.П. Ситников, И.В. Огарь, Н.С. Бахвалова. - М., 2004. - 624 c.

9. Шарков, Ф.И. Консалтинг в связях с общественностью : учебник / Ф.И. Шарков. - М., 2005. - 416 с.

10. Шепель, В.М. Коммуникационный менеджмент / В.М. Шепель. - М., 2004. - 352 с.

Примечания

1 Зотов В.В. Становление информационно-коммуникативной среды современного общества : социологический анализ институциональных трансформаций. Курск : КурскГТУ, 2007. 234 с.

2 Еляков А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 77-85.

3 Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М. : Гуманитарный центр «Монолит», 1998. 80 с.

4 Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. СПб. : Наука, 2000. С. 341.

5. Павлова Е.Д. Проблема информационного воздействия на сознание в постиндустриальном обществе // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. IX. Вып. 1 (34).

6. Грачев Г.В., Мельник И.К. Приемы и техника манипулятивного воздействия в массовых информационных процессах // Проблемы информационно-психологической безопасности : сб. статей и материалов конф. / под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М. : Ин-т психологии РАН, 1996. 100 с. ; Хлопьев А.Т. Средства массовой информации как источник информационно-психологической неустойчивости // Проблемы информационно-психологической безопасности : сб. статей и материалов конф. / под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М. : Ин-т психологии РАН, 1996. 100 с.

7 Варганов В.В. Социальная технология защиты личности от деструктивного информационного воздействия : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.08. Белгород, 2010.

8 Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М. : РАГС, 1998. 125 с.

9 Зиновьев А.А. Доклад на XI Всемирной конференции по проблемам глобализации в Гаване (Куба), март

2009 г. [Электронный ресурс] // Александр ЗИНОВЬЕВ. XXI-й век. URL: http://zinoviev-

alex.livejoumal.com/3791 .html, свободный.

10 Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М. : РАГС, 1998. 125 с.

O.F. Kureyeva, lecturer

Cheboksary cooperative Institute of the Russian University of cooperation COMMUNICATION CONSULTING IN THE SYSTEM INFORMATION SECURITY ORGANIZATION

Communication consulting is represented in the system of information security of the organization. Discusses the information-communication environment of organization, object, subject, the theoretical base of the emerging directions of communication consulting.

Keywords: consulting, communication consulting, information and communication environment, information security.

© Киреева О.Ф., 2013

Автор статьи - Ольга Феликсовна Киреева, преподаватель, Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации, e-mail: cheb@rucoop.ru.

Рецензент - Г.В. Калинина, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, Чебоксарский кооперативный институт Российского университета кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.