Научная статья на тему 'Коммуникационный консалтинг как инструмент кураторской деятельности'

Коммуникационный консалтинг как инструмент кураторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТАНТ / CONSULTANT / КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ / COMMUNICATION CONSULTING / КУРАТОР / TUTOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Ольга Феликсовна

Рассматриваются проблемы эффективности кураторской деятельности в вузе. Определяются приоритетные направления, цели и задачи работы куратора. В качестве действенного инструмента предлагается использовать коммуникационный консалтинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION CONSULTING AS A TUTORIAL TOOL

The article discusses the effectiveness of tutorship in higher education establishments. It defines priorities, goals and objectives of a tutor’s work offering communication consulting as an effective tutorial tool.

Текст научной работы на тему «Коммуникационный консалтинг как инструмент кураторской деятельности»

128

Вестник Российского университета кооперации. 2015. №1(19)

Таким образом, Пол Фейерабенд приходит к идее равенства любых систем утверждений, возможности защиты любой концепции от внешней критики. Данное положение, безусловно, роднит теорию Фейерабенда с установками философии постмодернизма. Центральной же стратагемой философии Фейерабенда является необходимость проверять возможности тех или иных методов, норм и положений, исходя из предуставновки одинаково ценностного значения возможных вариантов выбора. Видеть различные альтернативы, ни в коей мере не навязывать какие-либо стандарты, тем более в качестве «единственно истинного метода» - все это Фейерабенд считает исключительно важным и для науки, и для всех других форм и видов деятельности людей.

Список литературы

1. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. М.: Политиздат, 1987. 189 с.

2. Касавин И.Т. Поль Фейерабенд в поисках «свободной теории познания» // Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 207-226.

3. Фейерабенд П. Возвращение к жизни: (Заключительная глава статьи «Заметки о релятивизме») // Alma mater. 1998. № 8. С. 49-52.

4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. М.: Прогресс, 1986. 542 с.

5. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 413 с.

ГОЛУБ Николай Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры управления. Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Россия. Севастополь. E-mail: [email protected]

GOLUB, Nikolay Nikolaevich - Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor. Branch of LomonosovMoscow State University. Russia. Sevastopol. E-mail: [email protected]

УДК 378

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Ф. Киреева

Рассматриваются проблемы эффективности кураторской деятельности в вузе. Определяются приоритетные направления, цели и задачи работы куратора. В качестве действенного инструмента предлагается использовать коммуникационный консалтинг.

Ключевые слова: консультант; коммуникационный консалтинг; куратор; психологический тренинг.

O.F. Kireeva. COMMUNICATION CONSULTING AS A TUTORIAL TOOL

The article discusses the effectiveness of tutorship in higher education establishments. It defines priorities, goals and objectives of a tutor's work offering communication consulting as an effective tutorial tool.

Keywords: consultant; communication consulting; tutor; psychological training.

В современных условиях в связи с изменениями в политической, социальной, экономической и других сферах деятельности общества становится наиболее актуальной проблема воспитания личности студента. Особое внимание следует обратить на социокультурное развитие студентов. Необходима коррекция структуры и содержания профессиональной социализации будущих специалистов. Современные вузы видят источник решения данных проблем в усилении роли куратора в профес-

сиональном, социальном, культурном воспитании студентов.

Куратор (от лат. cura - попечение, curator -попечитель, опекун, администратор) - это человек, курирующий что-либо, помогающий, направляющий на какой-либо проект, деятельность. Целью кураторской работы является реализация современных направлений воспитательной деятельности, обеспечивающих, с одной стороны, стабильность и фундаментальность работы вуза, а с другой - инноваци-

Педагогические науки

129

онность и развитие воспитательной системы института. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) третьего поколения социокультурная образовательная среда университета выделена как необходимое условие освоения компетентностно-ориенти-рованной основой образовательной программы высшего многоуровневого образования, личностного становления взрослеющего студента, формирования его общекультурных и профессиональных компетенций. Основным направлением деятельности работы куратора студенческой группы автор статьи определяет создание оптимальных условий для личностного и профессионального развития будущих специалистов, саморазвития личности студента, раскрытия его талантов, адаптации к учебным и социальным процессам. Куратор влияет на становление индивидуальности студента, формирование социально-ценностных перспектив его профессионального развития. Степень влияния куратора на воспитание студентов напрямую зависит от степени его включенности в решение проблем как отдельного студента, так и группы в целом. Ведь куратор одновременно и инициатор, и руководитель, и вдохновитель студенческого творчества и активности.

Так кто же он, современный куратор? Для автора статьи, куратора группы торгово-тех-нологического факультета Чебоксарского кооперативного института филиала Российского университета кооперации, это и психолог, и информатор, и воспитатель, и педагог, и консультант, и родитель. Очень важно грамотно выстраивать коммуникации с курируемой группой, сохранять баланс формальных и неформальных взаимодействий. С одной стороны, вы становитесь для них педагогом, преподавателем, но с другой, вы - друг, партнер, который общается со студентами на равных. Воспитательная работа должна строиться на принципах взаимного доверия, партнерства и активного диалога.

Современные теории приводят различные классификации типов куратора. Можно выделить следующие: «манипулятор», «информатор», «наблюдатель», «консультант», «партнер», «родитель», «организатор», «собеседник» [3]. Хотелось бы подробнее остановиться на роли куратора в качестве консультанта. Консультирование - это процесс, связанный с оказанием со стороны специалиста непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Консалтинг (от англ. сомиШ^) - система, способствующая организации деятельности по оказанию помощи

клиентам в разрешении возникших проблем. Основатель научного направления «Коммунико-логия» Ф.И. Шарков определяет коммуникационный консалтинг как «перечень форм и методов работы в области управления репутацией, построения работы с целевыми группами с помощью различных коммуникационных инструментов, а также использования различных методов измерения эффективности осуществляемых бизнес-коммуникаций компании» [2]. Коммуникационное консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности консультанта. Коммуникационный консалтинг только еще начинает выделяться в качестве самостоятельной сферы деятельности. Коммуникационный консалтинг представляет собой всю коммуникационную модель, формирующуюся в системе отношений «консультант-клиент». Консалтинговая система обеспечивает организацию консультационного процесса. Для этого выбирается модель коммуникации между консультантом и клиентом. Эта модель оснащается всеми необходимыми атрибутами. Консультационный процесс обычно не сводится к одной консультации или только к двустороннему взаимодействию между личностями консультанта и клиента. Более широкий процесс консультирования вовлекает в консалтинговый процесс еще до начала консультации всех заинтересованных в разрешении проблемы лиц и организаций. Эта работа требует специальной профессиональной подготовки, знаний и умений в области систем, моделей, структур, типов и видов коммуникации, организации коммуникационного процесса между различными субъектами и в различных сферах жизнедеятельности [2]. Коммуникационный консалтинг выступает в качестве инструмента кураторской деятельности. Куратор не только информирует, руководит, но и консультирует своих подопечных по различным вопросам, оказывает индивидуальную помощь в разрешении конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности студента. Он инициирует группу к совместной творческой деятельности, помогает советами, делится креативными идеями и находками. «Куратора-консультанта» отличает коммуникабельность, эмоциональная включенность, принятие студентов как равноправных партнеров по взаимодействию.

Таким образом, коммуникационный консалтинг для куратора может быть реализован в виде обучающих программ и тренингов по формированию команды, целеобразованию, по развитию навыков активного слушания, ораторского мастерства, формированию и развитию социальной культуры будущих специ-

130

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №1(19)

алистов. В нашем вузе для этого созданы все условия. Периодически проводятся семинары-практикумы, курсы повышения для кураторов, «круглые столы» по методическим и практическим вопросам воспитательной работы в учебной группе в соответствии с программой повышения профессионально-педагогического уровня преподавателей, активно сотрудничают с институтом профессиональные психологи, осуществляется обмен опытом работы кураторов. В рамках морального стимулирования ежегодно проводится конкурс «Куратор года» с различными номинациями.

Известна такая форма взаимодействия, как психологический тренинг. Психологический тренинг - важный вид психологической работы с молодежью, становящийся в последнее время наиболее востребованным и актуальным. Ведь тренинг - это тренировка, практическая учеба, что дает навык и полученный опыт, который можно потом перенести в свою жизнь. Такая коммуникация позволяет эффективно формировать социальные навыки студентов, создавать условия для их личностного, эмоционального и интеллектуального развития. Важнейшей компетенцией куратора является способность осознавать свои эмоции и эмоции других, расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств, развивать собственную эмоциональную экспрессивность, совершенствовать умение конструктивно выражать свои эмоции и чувства. С этой целью в одной из кураторских групп Чебоксарского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации с помощью профессионального практикующего психолога Карповой О.В. был проведен тренинг «Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств». Большой отклик среди студентов получил и психологический тренинг, направленный на сплочение группы студентов, развития навыков эффективного командного взаимодействия и командного духа. Сплочение - это реальная возможность для коллектива стать чем-то большим, чем просто группа учащихся, возможность стать единым целым для достижения конкретных целей и

задач, ведь только сплоченный коллектив добивается успехов. В ходе тренинга студенты открыли много нового как о себе, так и друг о друге. Такого рода тренинги помогают и куратору ближе узнать своих подопечных, оптимизировать межличностные отношения внутри группы. Благодаря тому, что тренинги проводятся периодически, можно заметить развитие студентов, их личностный и интеллектуальный рост.

По-нашему мнению, личностные характеристики куратора имеют большое значение в педагогическом взаимодействии. Душевное, заботливое отношение к студентам, желание помочь им, толерантность, умение создавать позитивную обстановку в студенческом коллективе, умение общаться и сотрудничать со студентами - важные качества куратора, обеспечивающие успешное воспитание и взаимодействие. Благодаря активной социальной позиции куратора, можно активно вовлекать студентов в интересные события как в стенах института, так и вне вуза. При этом в процессе взаимодействия куратор не навязывает те или иные ценности, а создает условия для их понимания и выбора, становясь для студентов партнером и консультантом.

Таким образом, использование различных форм работы с будущими специалистами позволяет куратору решать поставленные перед ним задачи. Кураторство является эффективной системой помощи адаптации студентов в разных сферах их деятельности, в решении бытовых, социальных и психологических проблем.

Список литературы

1. Исаев И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 90-94.

2. Киреева О.Ф. Коммуникационный консалтинг в системе коммуникационного менеджмента организации // Коммуникология. 2013. № 1. С. 137-143.

3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для студентов вузов по спец. «Связи с общественностью». М.: Социальные отношения: Перспектива, 2003. 246 с.

КИРЕЕВА Ольга Феликсовна - ассистент. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

KIREEVA, Olga Feliksovna - Assistant. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.