Научная статья на тему 'Философские особенности модели научного знания Пола Фейерабенда'

Философские особенности модели научного знания Пола Фейерабенда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1868
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ / ПРОЛИФЕРАЦИЯ / PROLIFERATION / КОНТРИНДУКЦИЯ / АНАРХИСТСКИЙ ПРИНЦИП В НАУКЕ / ANARCHIST PRINCIPLE IN SCIENCE / РАВЕНСТВО ЛЮБЫХ СИСТЕМ УТВЕРЖДЕНИЙ / EQUALITY OF ANY PROPOSITIONAL SYSTEM / INCOMMENSURABILITY / COUNTERINDUCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голуб Николай Николаевич

Рассмотрены и проанализированы философские особенности методологической модели научного знания Пола Фейерабенда. Прояснена сущность основных научно-философских стратегий в его теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Голуб Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL FEATURES OF PAUL FEYERABEND'S SCIENTIFIC KNOWLEDGE MODEL

Philosophical features of Paul Feyerabend's methodological model of scientific knowledge are considered and analysed. The essence of the main scientific and philosophical stratagems in his theory is clarified.

Текст научной работы на тему «Философские особенности модели научного знания Пола Фейерабенда»

3. Александрова Л.Ю. Теоретические аспекты профессионально-диагностической деятельности преподавателя высшей школы: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011. 120 с.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1996. 236 с.

5. Пасишников А.А. Инновационный подход в процессе оптимизации профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшего учебного заведения // Успехи современного естествознания. 2008. № 3. С. 25.

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ljudmila-alexandrova@ rambler.ru

МУНШИ Алевтина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: m.alevtina@rambler.ru

ALEKSANDROVA, Lyudmila Yuryevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Trading Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ljudmila-alexandrova@rambler.ru

MUNSHI, Alevtina Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Trading Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: m.alevtina@rambler.ru

УДК: 001.1:1

ФИЛОСОФСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ПОЛА ФЕЙЕРАБЕНДА

Н.Н. Голуб

Рассмотрены и проанализированы философские особенности методологической модели научного знания Пола Фейерабенда. Прояснена сущность основных научно-философских стратагем в его теории.

Ключевые слова: несоизмеримость; пролиферация; контриндукция; анархистский принцип в науке; равенство любых систем утверждений.

N.N. Golub. PHILOSOPHICAL FEATURES OF PAUL FEYERABEND'S SCIENTIFIC KNOWLEDGE MODEL

Philosophical features of Paul Feyerabend's methodological model of scientific knowledge are considered and analysed. The essence of the main scientific and philosophical stratagems in his theory is clarified.

Keywords: incommensurability, proliferation, counterinduction, anarchist principle in science, equality of any propositional system.

Методологическая модель научного знания Пола Фейерабенда (1924-1994) выделяется из ряда концепций философии науки своей радикальностью и тенденцией к абсолютизации выводов. Данная установка выступила мощным средством аннигиляции устаревших догм в науке и выражалась в позиции методологической вседозволенности (anything goes). Такой подход получил название «эпистемологического анархизма» [1; 5]. Предпосылкой к выработке подобной позиции у Пола Фейерабенда было стремление «убедить читателя в том, что всякая методология - даже наиболее очевидная - имеет свои

пределы...» [Курсив - П. Фейерабенда, 5, с. 164165]. В основе критического подхода Фейерабенда лежит его недоверие к кумулятивной модели истории науки. Сущность данного отношения кроется в постулировании Фейерабендом особого гносеологического аспекта в понимании науки как таковой, что порождает особую критически-познавательную позицию. Важнейшими проблемами такой позиции и всего философско-методо-логического творчества Фейерабенда выступают несоизмеримость, пролиферация, контриндукция, анархистский принцип в науке, равенство любых систем утверждений.

Педагогические науки

127

Целью данной работы является проведение анализа и прояснение сущности основных научно-философских стратагем в теории Пола Фейерабенда.

Актуальность данной работы заключается во всё возрастающем значении в современной науке междисциплинарных подходов и синер-гетических эпистемологических методик анализа научного знания.

Проводя подробный анализ истории науки, Фейерабенд ставит под сомнение значимость и ценность прежней кумулятивной модели развития науки. Фейерабенд утверждает: «История показывает, что часто старая теория не является частным случаем новой и не выводится из нее. Этой выводимости не требует и последовательный принцип эмпиризма, суть которого состоит в утверждении, что «именно «опыт», «факты» или «экспериментальные результаты» служат мерилом успеха наших теорий» [5, с. 160].

Данное обстоятельство порождает «тезис о несоизмеримости теорий», утверждающий, что нет определенных однозначных логических и эмпирических критериев непредвзятой оценки конкурирующих теорий, с которой должны обязательно согласиться сторонники как одной, так и другой альтернативы. Причиной данного тезиса служит ситуация в науке, когда в определённой заданной области исследований старая теория не входит в новую. Получается, согласно Фейерабенду, обе теории описывают факты с помощью терминов, имеющих разную семантическую нагрузку, так как именно сама теория задаёт значение всех своих определяющих дескриптивных терминов, проблемного поля и методологии научного познания [1; 4].

Следующим важным вопросом в концепции Фейерабенда является принцип теоретического и методологического плюрализма или "пролиферации" теорий и идей. Данное положение основывается на том, что свидетельство, способное опровергнуть некоторую теорию, часто может быть получено только с помощью альтернативы, несовместимой с данной теорией. Некоторые наиболее важные формальные свойства теории также обнаруживаются благодаря контрасту, а не анализу [2].

Таким образом, опровержение или подтверждение теории необходимо связано с включением ее в семейство взаимно несовместимых альтернатив. Фейерабенд утверждает: «Познание... не есть ряд непротиворечивых теорий, приближающихся к некоторой идеальной концепции. Оно не является постепенным приближением к истине, а скорее представляет собой увеличивающийся океан взаимно несовместимых, быть может, даже несоизмеримых аль-

тернатив, в котором каждая отдельная теория, сказка или миф являются частями одной совокупности, побуждающими друг друга к более тщательной разработке; благодаря этому процессу конкуренции все они вносят свой вклад в развитие нашего сознания. В этом всеобъемлющем процессе ничто не устанавливается навечно, и ничто не опускается» [5, с. 160-162].

Говоря о принципе совместимости теорий, согласно которому новые гипотезы логически должны быть согласованы с ранее признанными, Фейерабенд приходит к мысли о неразумности данного подхода, так как совместимость сохраняет более старую, а не лучшую теорию [3]. «Пролиферация теорий благотворна для науки, в то время как их единообразие ослабляет ее критическую силу» [5, с. 166]. На основании данного допущения Фейерабенд вводит понятие «контриндукции», которое, по его мнению, вытекает из необходимости создания «взаимно несовместимых альтернатив» для развития науки.

Требование «контриндукции» заключается в создании концепций и гипотез, несовместимых, а зачастую и противоречащих хорошо обоснованным теориям или легитимным, устоявшимся фактам науки [4]. Фейерабенд подчёркивает: «Свидетельство, способное опровергнуть некоторую теорию, часто может быть получено только с помощью альтернативы, несовместимой с данной теорией... Поэтому ученый... должен сравнивать идеи с другими идеями, а не с «опытом» и пытаться улучшить те концепции, которые потерпели поражение в соревновании, а не отбрасывать их» [3, с. 161]. Ведь «если верна мысль. о том, - говорит он, - что многие факты можно получить только с помощью альтернатив, то отказ от их рассмотрения будет иметь результатом устранение потенциально опровергающих фактов» [5, с. 174]. Таким образом, «обсуждение этих альтернатив приобретает первостепенное значение для методологии» [4, с. 76].

Логическим продолжением размышлений Пола Фейерабенда является принцип анархизма в науке. Этот принцип, согласно Фейера-бенду, подтверждает сама история науки, которая показывает, что не существует правила, которое в то или иное время не было бы нарушено [1; 3]. Такие нарушения не случайны, более того, они необходимы для прогресса науки. Фейерабенд утверждает: «Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип - допустимо все (anything goes)» [4, с. 153]. С этой точки зрения оказываются бессмысленными методологические критерии фальсификации и верификации. Принципы недопустимости противоречия, простоты также теряют своё значение.

Таким образом, Пол Фейерабенд приходит к идее равенства любых систем утверждений, возможности защиты любой концепции от внешней критики. Данное положение, безусловно, роднит теорию Фейерабенда с установками философии постмодернизма. Центральной же стратагемой философии Фейе-рабенда является необходимость проверять возможности тех или иных методов, норм и положений, исходя из предуставновки одинаково ценностного значения возможных вариантов выбора. Видеть различные альтернативы, ни в коей мере не навязывать какие-либо стандарты, тем более в качестве «единственно истинного метода» - все это Фейерабенд считает исключительно важным и для науки, и для всех других форм и видов деятельности людей.

Список литературы

1. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. М.: Политиздат, 1987. 189 с.

2. Касавин И.Т. Поль Фейерабенд в поисках «свободной теории познания» // Историко-философский ежегодник. М., 1986. С. 207-226.

3. Фейерабенд П. Возвращение к жизни: (Заключительная глава статьи «Заметки о релятивизме») // Alma mater. 1998. № 8. С. 49-52.

4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / пер. с англ. и нем. А.Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И.С. Нарского. М.: Прогресс, 1986. 542 с.

5. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания / пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: АСТ; Хранитель, 2007. 413 с.

ГОЛУБ Николай Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры управления. Филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Россия. Севастополь. E-mail: ua.tanit@yandex.ru

GOLUB, Nikolay Nikolaevich - Candidate of Philosophical Sciences, Assistant Professor. Branch of LomonosovMoscow State University. Russia. Sevastopol. E-mail: ua.tanit@yandex.ru

УДК 378

КОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.Ф. Киреева

Рассматриваются проблемы эффективности кураторской деятельности в вузе. Определяются приоритетные направления, цели и задачи работы куратора. В качестве действенного инструмента предлагается использовать коммуникационный консалтинг.

Ключевые слова: консультант; коммуникационный консалтинг; куратор; психологический тренинг.

O.F. Kireeva. COMMUNICATION CONSULTING AS A TUTORIAL TOOL

The article discusses the effectiveness of tutorship in higher education establishments. It defines priorities, goals and objectives of a tutor's work offering communication consulting as an effective tutorial tool.

Keywords: consultant; communication consulting; tutor; psychological training.

В современных условиях в связи с изменениями в политической, социальной, экономической и других сферах деятельности общества становится наиболее актуальной проблема воспитания личности студента. Особое внимание следует обратить на социокультурное развитие студентов. Необходима коррекция структуры и содержания профессиональной социализации будущих специалистов. Современные вузы видят источник решения данных проблем в усилении роли куратора в профес-

сиональном, социальном, культурном воспитании студентов.

Куратор (от лат. cura - попечение, curator -попечитель, опекун, администратор) - это человек, курирующий что-либо, помогающий, направляющий на какой-либо проект, деятельность. Целью кураторской работы является реализация современных направлений воспитательной деятельности, обеспечивающих, с одной стороны, стабильность и фундаментальность работы вуза, а с другой - инноваци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.